Научная статья на тему 'Конструкции и пути совершенствования систем контроля характеристик геометрии масс летательных аппаратов'

Конструкции и пути совершенствования систем контроля характеристик геометрии масс летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО ВРАЩЕНИЯ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ЦЕНТР МАСС / ОСЬ ИНЕРЦИИ / МОМЕНТ ИНЕРЦИИ / ОСЬ СИММЕТРИИ / ПЕРИОД КОЛЕБАНИЙ / ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ / БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ / BODY OF REVOLUTION / FLYING VEHICLE / CENTRE MASS / INERTIA AXIS / INERTIA MOMENT / SYMMETRY AXIS / VIBRATION CYCLE / ROTATION FREQUENCY / BALANCING ANALYSIS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ключников Александр Васильевич, Васильев Михаил Александрович, Патокина Надежда Евгеньевна, Абышев Николай Александрович, Криковцов Дмитрий Александрович

Экспериментальный контроль массо-геометрических характеристик на заключительном этапе общей сборки летательных аппаратов проводится с использованием специализированных контрольно-измерительных стендов, учитывающих конструктивные особенности аппаратов. При определении координат центра масс в настоящее время обычно используют стенды, реализующие весовой метод измерений, а моменты инерции определяют на стендах, работающих по принципу физического или крутильного маятника. При этом технология выполнения измерений требует многократных переустановок контролируемого аппарата на используемых стендах. Низкие характеристики точности и производительности стендового оборудования обоих типов препятствуют повышению точности контроля массо-геометрических характеристик и делают актуальной задачу совершенствования конструктивного исполнения стендового оборудования и методического обеспечения измерений указанных характеристик с целью снижения продолжительности экспериментальных работ и повышения точности определения указанных характеристик. В работе рассмотрены конструкции стендов, реализующих метод качающейся платформы, обеспечивающий определение координат центра масс и моментов инерции при однократной установке аппарата на измерительное устройство стенда, и метод динамической балансировки для прецизионного определения параметров массо-инерционной асимметрии аппаратов. Приведены технические характеристики стендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ключников Александр Васильевич, Васильев Михаил Александрович, Патокина Надежда Евгеньевна, Абышев Николай Александрович, Криковцов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURES AND ENHANSMENT PROSPECTS FOR CONTROL SYSTEMS OF THE AIRCRAFTS MASS GEOMETRY CHARACTERISTICS

Mass-geometry characteristics at a final stage of the aggregate assembly of flying vehicles are experimentally verified with special control stands, taking into account design features of the vehicles. When defining the center-mass position today weight-based measurement stands are usually used, whereas inertia moments are being defined with use of physical or torsion pendulum-based stands. Measurement process requires here multiple displacement of the item under control through operated stands. Poor accuracy and low performance of both types stand equipment hinders in enhancement of control over mass-geometry characteristics, actualizing upgrading of both design of the stand equipment and methodical support of the above characteristics measurement to reduce the time of the experiments and to raise exactness in defining of the same characteristics. The work discusses design of stands based on swinging stage mode enabling establishing of both mass center coordinates and inertia moments after the device was put on the measuring unit of the stand, and on the mode of dynamic balancing for precision defining of mass-inertia asymmetry of devices. Specifications of the stands are adduced.

Текст научной работы на тему «Конструкции и пути совершенствования систем контроля характеристик геометрии масс летательных аппаратов»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И КАЧЕСТВА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

DIAGNOSTIC METHODS OF ENSURING THE RELIABILITY AND THE QUALITY

OF COMPLEX SYSTEMS

УДК 621.828 DOI 10.21685/2307-4205-2018-3-13

А. В. Ключников, М. А. Васильев, Н. Е. Патокина, Н. А. Абышев, Д. А. Криковцов

КОНСТРУКЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕОМЕТРИИ МАСС ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

A. V. Klyuchnikov, M. A. Vasil'ev, N. E. Patokina, N. A. Abyshev, D. A. Krikovtsov

STRUCTURES AND ENHANSMENT PROSPECTS FOR CONTROL SYSTEMS OF THE AIRCRAFTS MASS GEOMETRY CHARACTERISTICS

Аннотация. Экспериментальный контроль массо-геометрических характеристик на заключительном этапе общей сборки летательных аппаратов проводится с использованием специализированных контрольно-измерительных стендов, учитывающих конструктивные особенности аппаратов. При определении координат центра масс в настоящее время обычно используют стенды, реализующие весовой метод измерений, а моменты инерции определяют на стендах, работающих по принципу физического или крутильного маятника. При этом технология выполнения измерений требует многократных переустановок контролируемого аппарата на используемых стендах. Низкие характеристики точности и производительности стендового оборудования обоих типов препятствуют повышению точности контроля массо-геометрических характеристик и делают актуальной задачу совершенствования конструктивного исполнения стендового оборудования и методического обеспечения измерений указанных характеристик с целью снижения продолжительности экспериментальных работ и повышения точности определения указанных характеристик. В работе рассмотрены конструкции

Abstract. Mass-geometry characteristics at a final stage of the aggregate assembly of flying vehicles are experimentally verified with special control stands, taking into account design features of the vehicles. When defining the center-mass position today weight-based measurement stands are usually used, whereas inertia moments are being defined with use of physical or torsion pendulum-based stands. Measurement process requires here multiple displacement of the item under control through operated stands. Poor accuracy and low performance of both types stand equipment hinders in enhancement of control over mass-geometry characteristics, actualizing upgrading of both design of the stand equipment and methodical support of the above characteristics measurement to reduce the time of the experiments and to raise exactness in defining of the same characteristics. The work discusses design of stands based on swinging stage mode enabling establishing of both mass center coordinates and inertia moments after the device was put on the measuring unit of the stand, and on the mode of dynamic balancing for precision defining of mass-inertia asymmetry of devices. Specifications of the stands are adduced.

стендов, реализующих метод качающейся платформы, обеспечивающий определение координат центра масс и моментов инерции при однократной установке аппарата на измерительное устройство стенда, и метод динамической балансировки - для прецизионного определения параметров массо-инерционной асимметрии аппаратов. Приведены технические характеристики стендов.

Ключевые слова: тело вращения, летательный аппарат, центр масс, ось инерции, момент инерции, ось симметрии, период колебаний, частота вращения, балансировочный расчет.

Key words: body of revolution, flying vehicle, centre mass, inertia axis, inertia moment, symmetry axis, vibration cycle, rotation frequency, balancing analysis.

Введение

При компоновке и изготовлении летательного аппарата (ЛА), как правило, возникает задача точно определить его массо-геометрические характеристики (МГХ) - массу, координаты центра масс и моменты инерции, в значительной степени влияющих на летно-технические характеристики аппарата. Стремление к повышению эффективности эксплуатации и снижению вероятности появления аномальных режимов полета высокоскоростных ЛА требует качественного уравновешивания аппарата после изготовления и сборки с обеспечением заданных нормативов статической и момент-ной балансировки [1]. К числу параметров, характеризующих статическую и моментную неуравновешенность аппарата или асимметричность распределения масс относительно оси симметрии его наружной поверхности, обычно принимаемой в качестве строительной оси, относят величину смещения центра масс и угол отклонения продольной главной центральной оси инерции (ГЦОИ) относительно указанной оси. Близость к нулю номинальных значений данных параметров, называемых также параметрами массо-инерционной асимметрии, определяет трудности процесса их измерения и приведения к заданным в эксплуатационной документации на аппарат нормативам.

Постановка задачи

В настоящее время точность теоретического расчета значений МГХ, обычно выполняемого на этапе проектирования ЛА с использованием расчетных характеристик элементов снаряжения (таких как масса, моменты инерции, координаты установки компонуемых внутри корпуса аппарата полезных грузов, датчиковой аппаратуры, приборов и исполнительных механизмов), составляет от 5 % до 20 % и более от их фактических значений [2]. Одной из причин появления отклонений фактических характеристик от расчетных значений может являться наличие случайных погрешностей характеристик элементов снаряжения, неизбежно возникающих на стадиях изготовления и сборки ЛА. Очевидно, что повышение требований к точности компоновки ЛА по результатам теоретического расчета МГХ до десятых и сотых долей процента, что необходимо в ряде ответственных применений, потребовало бы применения дополнительного многочисленного прецизионного контрольно-измерительного оборудования. При современном уровне развития техники и технологии такой подход приводит к столь значительному удорожанию производства, что делает изготовление аппаратов практически невозможным. Поэтому для определения МГХ на заключительном этапе общей сборки аппарата обычно применяют экспериментальные или расчетно-экспериментальные методы. На практике массу ЛА зачастую определяют путем взвешивания на стандартных весах, обеспечивая погрешность измерений не хуже 0,03 % от массы аппарата. Остальные МГХ, требования к которым весьма специфичны, традиционно выполняют с применением специализированных контрольно-измерительных стендов, учитывающих конструктивные особенности контролируемых объектов (например, значительные размеры по длине и диаметру, форму корпуса, наличие оперения, отсутствие удобной технологической базы для закрепления на рабочем органе стенда, наличие (для аппаратов, например, с конической формой корпуса) единственной плоскости коррекции, конструктивно расположенной на значительном расстоянии от центра масс аппарата и др.) и обеспечивающих безопасность проводимых работ. В работах [2-4] приведен анализ методик балансировки ЛА. Для определения координат центра масс в настоящее время по-прежнему используются главным

образом стенды, реализующие методы двух или трех весов, а моменты инерции определяют на стендах, реализующих метод физического маятника или метод крутильных колебаний. В частности, для определения моментов инерции высокоскоростных ЛА, выполненных в виде тела вращения, например, гладкостенного модуля конической формы с малым полууглом раствора, наибольшее применение получил метод перевернутого унифиляра благодаря удобству размещения аппарата на измерительном столе стенда и удобству доступа к штатной плоскости коррекции [2, 3, 5]. Последующий расчет параметров массо-инерционной асимметрии выполняется по специальным методикам, с использованием результатов определения МГХ на контрольно-измерительных стендах. А балансировку с приведением указанных параметров к значениям, не превышающим заданных в эксплуатационной документации на аппарат предельно-допустимых значений, выполняют путем корректировки его массы с помощью балансировочных грузов, устанавливаемых на штатную плоскость коррекции. Однако унифилярные стенды, как правило, не пригодны для контроля МГХ длинномерных ЛА и ЛА с развитым оперением корпуса. Необходимость перевода в вертикальное положение в процессе выполнения измерений может накладывать ограничения на длину контролируемого ЛА, а наличие оперения корпуса зачастую требует использования сложной и дорогой в изготовлении технологической оснастки, обеспечивающей базирование аппарата в измерительном устройстве стенда и его перевод в требуемые пространственно-угловые положения.

Одним из ведущих зарубежных производителей подобного контрольно-измерительного оборудования с начала 60-х гг. прошлого века является фирма «Carl Schenck» (ФРГ), поставляющая на рынок одноосные весы, колебательные столы и балансировочные машины. C 70-х гг. разработка аналогичного стендового оборудования для экспериментального определения МГХ ЛА проводится «НПО «Техномаш», РФЯЦ-ВНИИТФ, ЭНИМС и рядом других отечественных предприятий. Достигнутая инструментальная точность лучших образцов указанного оборудования позволяет определять поперечные координаты центра масс и угол перекоса продольной ГЦОИ относительно геометрической оси аппарата с погрешностью от 0,05 до 0,1 мм и до нескольких угловых минут соответственно [2]. Как показал опыт эксплуатации, препятствием к значительному повышению точности определения МГХ, например, с использованием известного метода многократных измерений, и последующему обеспечению требуемых нормативов статической и моментной балансировки ЛА на стендах (как отечественного, так и зарубежного производства) является их высокая трудоемкость и низкая производительность. Необходимость выполнения многократных переустановок объекта на измерительные устройства различных стендов в процессе балансировки приводит к появлению дополнительной методической погрешности, что нередко нивелирует эффект повышения точности, полученный в результате многократных измерений параметров. Опасения, что эффект от установки корректирующей массы в плоскости коррекции (единственной, расположенной на значительном расстоянии от центра масс ЛА), выполняемой для устранения статической неуравновешенности, приведет к увеличению моментной неуравновешенности аппарата, зачастую заставляет балансировщиков принимать половинчатые решения, увеличивая при этом число шагов балансировки, что, в свою очередь, приводит к кратному увеличению времени балансировки. На практике процесс определения МГХ лишь одного ЛА на указанных стендах может продолжаться или даже превышать одну рабочую смену, а процесс приведения параметров массо-инерционной асимметрии к заданным нормативам может продолжаться в течение нескольких суток. Приведенные выше обстоятельства делают актуальной задачу дальнейшего совершенствования контрольно-измерительного оборудования, предназначенного для определения и обеспечения МГХ летательных аппаратов.

В настоящее время наметились два направления разработки и совершенствования методов и средств балансировки ЛА. Одним из таких направлений является разработка универсальных контрольно-измерительных стендов, позволяющих определять весь комплекс МГХ с одной установки объекта контроля на измерительное устройство стенда, что позволяет сократить время балансировочного эксперимента, а также снизить «уязвимость» стендов к изменениям габаритов, формы и степени оперенности корпуса. Другим направлением является разработка стендов для прецизионной балансировки высокоскоростных ЛА, например, с использованием методов динамической балансировки, которые позволяют с высокой точностью выполнять измерения параметров массо-инерционной асимметрии объекта контроля относительно оси симметрии его наружной поверхности при совмещении ее с имеющейся на стенде осью вращения. Также привлекательным является высокая производительность балансировочного оборудования в каждом пуске. Обычно с учетом

разгона и торможения объекта контроля продолжительность одного измерительного цикла на динамическом балансировочном стенде составляет несколько минут, а всего балансировочного эксперимента - не превышает 1-2 часов времени [6].

Для определения координат центра масс и моментов инерции длинномерных ЛА, в том числе с развитым оперением корпуса, спроектирован и изготовлен (свидетельство об утверждении типа средств измерений № 58133) контрольно-измерительный стенд, реализующий метод качающейся платформы (астатического маятника) [7, 8].

Кинематическая схема механической установки стенда в соответствии с рис. 1 выполнена в виде качающейся платформы, на которой установлен позиционер с ложементами для закрепления объекта контроля. В ходе эксперимента позиционер обеспечивает базирование ЛА в ложементах по базовым поверхностям, имеющимся на корпусе, и перевод аппарата в заданные фиксированные пространственно-угловые положения в горизонтальной плоскости. При этом имеется возможность поворота ЛА относительно оси качания под углами 0, ±45° и ±90°, а также вокруг продольной оси на углы 0, 45° и 90°. Выполнение маятниковых колебаний платформы с позиционером в вертикальной плоскости обеспечивается при помощи рычага и упругого элемента - пружины. В конструкции стенда также имеется пневматическое устройство, позволяющее отклонить подвижную часть механической установки с размещенным на ней объектом контроля от положения равновесия на определенный угол (порядка 3 градусов), зафиксировать ее в этом положении и затем освободить, запустив процесс маятниковых колебаний платформы в вертикальной плоскости, а также остановить колебания. Измерения периодов колебаний выполняют с помощью оптоволоконного фотодатчика, чувствительный элемент которого (не показан) закреплен на шарнире оси колебаний. Стенд оснащен набором сменных ложементов с соответствующей формой посадочных поверхностей для установки и контроля МГХ объектов, имеющих как цилиндрическую, так и коническую форму корпуса.

Определение моментов инерции относительно шести пространственно распределенных осей, а также поперечных координат центра масс основано на принципе измерений периодов колебаний Т качающейся вокруг горизонтальной оси механической системы. Измерения периодов колебаний для каждого пространственно-углового положения позиционера выполняют дважды - сначала для механической системы, включающей в себя платформу, позиционер и контролируемый аппарат, а затем -для механической системы, состоящей только из платформы и позиционера. Моменты инерции и поперечные координаты центра масс ЛА рассчитывают как разность между результатами измерений этих характеристик, полученными для обеих рассмотренных механических систем с учетом геометрических размеров и пространственно-угловой ориентацией технологической оснастки [7].

Определение продольной координаты центра масс основано на принципе статического уравновешивания. Уравновешивание платформы с установленным на ней в позиционере аппаратом выполняют относительно оси качания на предварительно выставленном горизонтально позиционере с помощью грузов известной массы, прикрепляемых к платформе на известном расстоянии от оси

Практическая реализация

Рис. 1. Схема механической установки стенда с качающейся платформой: 1 - платформа; 2 - шарнир; 3 - рычаг; 4 - пружина; 5 - позиционер; 6 - задний ложемент; 7 - объект контроля; 8 - передний бугель; 9 - передний ложемент

качания. Сначала вычисляют положение центра масс аппарата относительно оси качания, а затем рассчитывают положение центра масс относительно носка, используя заранее известные расстояния между носком аппарата, его передним бугелем, стенкой переднего ложемента и осью качания.

В табл. 1 приведены технические характеристики стенда, полученные с использованием аттестованного эталона [7, 9]. Достигнутые показатели точности определения МГХ позволяют определять величину поперечного смещения центра масс и угла перекоса продольной ГЦОИ ЛА относительно его оси симметрии соответственно с погрешностями ~0,15 мм и ~10 угловых минут.

Таблица 1

Технические характеристики стенда с качающейся платформой

Название параметра Значение параметра

Предельная масса контролируемого объекта, кг 1600

Относительная погрешность определения осевых моментов инерции, % 2

Максимальная погрешность определения продольной координаты центра масс, мм 0,7

Максимальная погрешность определения поперечных координат центра масс, мм 0,1

Среднее время выполнения 1 цикла измерений МГХ, ч 4

Конструкция рассмотренного стенда, реализующего метод астатического маятника, обеспечивает определение комплекса МГХ длинномерных массивных ЛА, в том числе с оперенным корпусом, с одной установки контролируемого аппарата на стенде. Это приводит к существенному сокращению времени балансировки по сравнению с методикой, требующей последовательного применения двух различных стендов для определения координат центра масс и моментов инерции. Все измерения выполняются исключительно при горизонтальном положении аппарата на стенде, что снимает ограничения по высоте помещения, в котором проводятся измерения. Изменение формы корпуса ЛА требует использования в конструкции позиционера соответствующих ложементов, обеспечивающих установку ЛА по базовым поверхностям. Обычно процесс определения МГХ и приведения параметров массо-инерционной асимметрии к заданным в эксплуатационной документации на контролируемый аппарат нормативам составляет до 3 - 4 рабочих смен. Число шагов балансировки не ограничено. Препятствием к существенному повышению точности определения и обеспечения параметров массо-инерционной асимметрии, например, с использованием известного метода многократных измерений, является низкая производительность стенда, а также необходимость применения итерационного подхода при расчете корректирующих масс.

Для прецизионной балансировки конических ЛА, в процессе эксплуатации стабилизируемых вращением вокруг оси симметрии своей наружной поверхности, спроектирован и изготовлен (свидетельство об утверждении типа средств измерений № 35121) динамический балансировочный стенд с вертикальной осью вращения и жесткими опорами, выполненными в виде конических газостатических подшипников. На рис. 2 приведена кинематическая схема стенда [10-12].

Рис. 2. Кинематическая схема балансировочного стенда: 1 - вертикальная стойка; 2 - фундамент; 3 - верхняя колебательная подвеска; 4 - нижняя колебательная подвеска; 5 - верхний датчик силы; 6 - нижний датчик силы; 7 - технологический переходник

На вертикальной стойке, установленной на мощном фундаменте, консольно закреплены верхняя и нижняя колебательные подвески, каждая из которых представляет собой пару плоскопараллельных пластин, удерживающих конические газостатические подшипники. В упругих элементах колебательных подвесок установлены пьезоэлектрические датчики силы, измеряющие реакции опор на проявления динамической неуравновешенности вращающегося в опорах сборного ротора. Сборный ротор образуется в результате установки (торцом вверх) внутри защитного технологического переходника, загруженного на стенд, объекта контроля (не показан). Переходник имеет форму усеченного конуса и выполнен в виде полого сбалансированного ротора, наружная боковая поверхность которого соответствует рабочим поверхностям газостатических подшипников, а внутренняя -базовым посадочным поверхностям контролируемого ЛА. Переходник обеспечивает физическую сохранность наружной поверхности аппарата, а также материализует вторую плоскость коррекции, выполненную на нижнем торце переходника (при этом в качестве первой плоскости коррекции используют штатную плоскость коррекции, конструктивно располагаемую вблизи торца ЛА). Для контроля частоты вращения сборного ротора, а также в качестве отметчика фазы дисбалансов используется фотоэлектрический световодный датчик оборотов (не показан).

Все измерения выполняют на постоянной рабочей частоте вращения ю. Настройку стенда выполняют в процессе балансировочного эксперимента с использованием пробных грузов известной массы, поочередно устанавливаемых в каждой из двух плоскостей коррекции в известных угловых положениях. При этом в качестве верхней используется штатная плоскость коррекции ЛА, а в качестве нижней - нижний торец переходника [10]. Для исключения влияния дисбалансов переходника измерения вибраций опор сборного ротора в исходном состоянии выполняют дважды - для двух взаимно противоположных угловых положений ЛА относительно технологического переходника, с последующим усреднением результатов измерений. Измерения вибраций опор в каждом пуске выполняют на постоянной частоте вращения сборного ротора. По результатам измерений определяют параметры (значение и угловое положение) векторов дисбалансов, действующих в плоскостях коррекции, и рассчитывают параметры начальной массо-инерционной асимметрии ЛА [13, 14]. При этом масса, расстояния от центра масс до плоскостей коррекции, а также моменты инерции аппарата должны быть заранее определены на другом оборудовании и с использованием других средств измерений.

Последующий расчет массы и углового положения балансировочного груза в штатной плоскости коррекции ЛА выполняют в случае, если значение хотя бы одного из начальных параметров массо-инерционной асимметрии превышает соответствующее предельно-допустимое значение. Расчет проводят с оптимизацией по критерию достижения минимального значения одним из контролируемых параметров. На практике, при проведении расчетов балансировщики стремятся достичь минимально возможного смещения центра масс с оси симметрии контролируемого аппарата при одновременном обеспечении заданного норматива по углу перекоса продольной ГЦОИ относительно той же оси [14]. В случае если расчетным путем показана невозможность приведения обоих параметров массо-инерционной асимметрии к значениям, не превышающим предельно-допустимых значений, контролируемый аппарат бракуют и направляют на перекомпоновку, исключая выполнение заведомо бесперспективных шагов балансировки.

Погрешности измерений поперечного смещения центра масс и угла перекоса продольной ГЦОИ, достигнутые при проведении метрологических испытаний рассмотренного динамического балансировочного стенда с использованием массо-габаритных макетов ЛА, не превысили соответственно 0,01 мм и 1 угловой минуты [15, 16]. Грузоподъемность стенда составляет 500 кг. Весь процесс балансировки ЛА в динамическом режиме, включая операции по экспериментальной настройке стенда на конкретный ЛА, выполнению измерений начальных параметров массо-инерционной асимметрии, их приведения к заданным нормативам с последующим экспериментальным подтверждением достигнутых значений параметров остаточной массо-инерционной асимметрии, как правило, не превышает 1,5 часов рабочего времени, а число шагов балансировки сокращается до одного шага.

Заключение

Применение контрольно-измерительного стенда, реализующего метод астатического маятника, позволяет определять весь комплекс МГХ (кроме массы, а в перспективе, возможно, и включая массу) летательных аппаратов с различной формой корпуса и степенью оперения, в том числе обладающего

значительными массой и габаритами по длине и диаметру, с одной установки аппарата на измерительное устройство и при горизонтальном расположении аппарата на стенде, что позволяет сократить общую продолжительность работы. Применение динамического балансировочного стенда обеспечивает значительное повышение точности определения параметров массо-инерционной асимметрии конических ЛА, приводит к сокращению продолжительности балансировочного эксперимента.

Рассмотренные контрольно-измерительные стенды компьютеризированы и представляют собой современные автоматизированные системы контроля с удобным операторским интерфейсом, обеспечивающие получение и обработку данных непосредственно в месте проведения испытаний [11, 17]. Технические решения, использованные при разработке стендов, защищены патентами [8, 12, 18]. Стенды сертифицированы и внесены в Госреестр средств измерений РФ.

Перспективным направлением совершенствования технологии контроля МГХ гладкостенных ЛА является сочетание методов маятниковых колебаний и динамической балансировки с объединением рассмотренных контрольно-измерительных стендов в единую систему и использованием последовательной методики определения МГХ и прецизионного приведения параметров массо-инерционной асимметрии к заданным нормативам на заключительном этапе общей сборки аппарата, что позволит сократить продолжительность балансировочного эксперимента до одной рабочей смены. В этом случае на маятниковом стенде может проводиться предварительное определение положения центра масс и моментов инерции аппарата (с целью получения исходных данных для проведения в последующем балансировочного расчета), а окончательная балансировка аппарата будет осуществляться на динамическом балансировочном стенде. Можно отметить, что дублирование и сличение результатов измерений параметров массо-инерционной асимметрии, полученных на разном оборудовании, с использованием разных способов измерений, повышает достоверность и надежность результатов балансировки контролируемого летательного аппарата.

Библиографический список

1. Дмитриевский, А. А. Внешняя баллистика / А. А. Дмитриевский, Л. Н. Лысенко, С. С. Богодистов. - М. : Машиностроение, 1991. - 640 с.

2. Матвеев, Е. В. Оборудование для определения характеристик геометрии масс и массы космических летательных аппаратов / Е. В. Матвеев, В. В. Крылов, Е. В. Кочкин // Научно-технические достижения. - 1992. -№ 5. - С. 40-44.

3. Матвеев, Е. В. Направления развития технологий и оборудования для измерений инерционных характеристик изделий РКТ / Е. В. Матвеев // Новые технологии : тр. Всерос. науч.-техн. конф. - М. : РАН, 2012. - Т. 1. -С. 44-52.

4. Миронов, А. Д. Методы исследований на летающих моделях / А. Д. Миронов, Г. П. Владычин, А. А. Кондратьев, Н. К. Ханов, В. Н. Бызов, А. Д. Мронов. - М. : Машиностроение, 1988. - 144 с.

5. А. с. №1046633 СССР МКИ3 G 01 М 1/10. Способ определения центрального момента инерции и координат центра масс в заданной плоскости и массы тела / Г. Г. Смирнов // Открытия. Изобретения. - Заявл. 12.03.82; опубл. 07.10.83. - № 37.

6. Ключников, А. В. Перспективы использования балансировочного оборудования в задаче контроля характеристик массо-инерционной асимметрии БПЛА / А. В. Ключников // Научные чтения по авиации, посвящ. памяти Н. Е. Жуковского : тр. Всерос. науч.-техн. конф. - М. : Изд. дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2016. - С. 67-71.

7. Абышев, Н. А. Стенд для комплексного определения массо-геометрических характеристик деталей методом качающейся платформы / Н. А. Абышев, М. А. Васильев, А. В. Ключников, Д. А. Криковцов // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 1. - С. 320-321.

8. Пат. № 2596032 РФ МПК G 01 М 1/10. Способ определения тензора инерции изделия и стенд для его реализации / Васильев М. А., Комаров В. И., Коньков М. Н., Сафронов И. Н. - Заявл. 05.12.14 ; опубл. 27.08.16 ; Бюл. № 24.

9. Автоматизация измерений характеристик геометрии масс летающей модели на стенде, реализующем метод астатического маятника / Н. А. Абышев, М. А. Васильев, А. В. Ключников, Д. А. Криковцов, С. А. Терехова, Л. Д. Цынгуева // Труды Междунар. науч.-практ. конф. Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - М. : Изд. дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2016. - С. 265-268.

10. Абышев, Н. А. Стенд для прецизионной бесконтактной балансировки конических роторов в динамическом режиме / Н. А. Абышев, А. В. Ключников, Е. Ф. Михайлов, М. С. Чертков // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. - Т. 2. - С. 234-236.

11. Абышев, Н. А. Конструктивные особенности стенда для диагностики характеристик асимметрии масс летательных аппаратов / Н. А. Абышев, С. В. Андреев, А. В. Ключников // Авиакосмическое приборостроение. -2015. - № 1. - С. 39-45.

12. Пат. № 2292533 РФ МПК G 01 M 1/02. Балансировочный стенд с вертикальной осью вращения / Глазы-рина Л. М., Карповицкий М. С., Ключников А. В., Мальгин А. И., Смирнов Г. Г., Фомин Ю. П. - Заявл. 27.04.2004 ; опубл. 27.01.2007 ; Бюл. № 3.

13. Ключников, А. В. Уточненная математическая модель оценки и обеспечения параметров массо-инерционной асимметрии длинномерного роторного модуля / А.В. Ключников // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2012. - Т. 1. - С. 224-227.

14. Ключников, А. В. Развитие и совершенствование алгоритма одноплоскостной балансировки в динамическом режиме высокоскоростной летающей модели / А. В. Ключников // Вестник СибГАУ. - 2015. - Т. 16, № 2. - С. 411-416.

15. Ключников, А. В. Способ контроля качества функционирования стенда для определения характеристик асимметрии масс осесимметричных роторов / А. В. Ключников // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2010. - Т. 2. - С. 12-14.

16. Ключников, А. В. Метрологические аспекты модели уравновешивания летательного аппарата на динамическом балансировочном стенде / А. В. Ключников, А. В. Лысых, М. С. Чертков // Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей». - 2015. - № 1. - С. 43-48.

17. Ключников, А. В. Принципы построения и структура системы диагностики асимметричности в распределении масс летательного аппарата / А. В. Ключников, М. Д. Шагимуратов // Научно-технический вестник Поволжья. - 2015. - № 2. - С. 141-143

18. Пат. РФ №2499985 РФ МПК G 01 M 11/16. Способ балансировки ротора в одной плоскости коррекции / Ключников А. В. - Заявл. 11.04.2012 ; опубл. 27.11.2013 ; Бюл. № 33.

References

1. Dmitrievsky A. A., Lysenko L. N., Bogodistov S. S. Vneshnyaya ballistika [External ballistics]. Мoscow: Mash-inostroenie, 1991, p. 640

2. Matveev E. V., Krylov V. V., Kochkin E. V. Nauchno-tekhnicheskie dostizheniya [Scientific and tech-nical achievements]. 1992, no. 5, pp. 40-44.

3. Matveev E. V. Trudy Vseros. nauch.-tekhn. konf. Novye tekhnologii [Works of All-Russia scientific and technical conf. New technologies]. Мoscow: RAS, 2012, vol. 1, pp. 44-52.

4. Mironov A. D., Vladychin G. P., Kondratiev A. A. et al. Metody issledovanij na letayushchih modelyah [Research methods on flying models]. Moscow: Mashinostroenie, 1988, 144 p.

5. Smirnov G. G. A. p. No. 1046633 USSR MKI3 G 01 M 1/10. Sposob opredeleniya central'nogo momenta inercii i koordinat centra mass v zadannoj plos-kosti i massy tela [The method of determining the central moment of inertia and the coordinates of the center of mass in a given plane and body mass]. Discoveries. Inventions. Appl. 03/12/82; publ. 10/07/83, no. 37.

6. Klyuchnikov A. V. Trudy Vseros. nauch.-tekhn. konf. Nauchnye chteniyapo aviacii, posvyashchyonnyepamyati N. E. ZHukovskogo [Proceedings of All-Russia. scientific and technical conf. Scientific readings on aviation dedicated to the memory of N. E. Zhukovsky]. Мoscow: Izdatel'skij dom Akademii imeni N. E. ZHukovskogo, 2016, pp. 67-71.

7. Abyshev N. A., Vasiliev M. A., Klyuchnikov A. V., Krikovtsov D. A. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and Quality]. 2015, no. 1, pp. 320-321.

8. Vasilyev M. A., Komarov V. I., Konkov M. N., Safronov I. N. Pat. No. 2596032 of the Russian Federation IPC G 01 M 1/10. Sposob opredeleniya tenzora inercii izdeliya i stend dlya ego realizacii [The method for determining the inertia tensor of a product and the stand for its implementation] Appl. 12/05/14; publ. 08.27.16, no. 24.

9. Abyshev N. A., Vasiliev M. A., Klyuchnikov A. V., Krikovtsov D. A., Terekhova S. A., Tsyngueva L. D. Trudy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Innovacionnye, informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii [Proceedings of the Intern. scientific-practical conf. In-novative, information and communication technologies]. Мoscow: Izdatel'skij dom Akademii imeni N. E. ZHukovskogo, 2016, pp. 265-268.

10. Abyshev N. A., Klyuchnikov A. V., Mikhailov E. F., Chertkov M. S. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and Quality]. 2014, no. 2, pp. 234-236.

11. Abyshev N. A., Andreev S. V., Klyuchnikov A. V. Aviakosmicheskoe priborostroenie [Aerospace Instrumentation]. 2015, no. 1, pp. 39-45.

12. Glazyrin L. M., Karpovitsky M. S., Klyuchnikov A. V., Malgin A. I., Smirnov G. G., Fomin Yu. P. Pat. №2292533 of the Russian Federation IPC G 01 M 1/02. Balansirovochnyj stends vertikal'noj os'yu vrashcheniya [Balancing stand with a vertical axis of rotation]. Declared. 04/27/2004; publ. 01/27/2007, no. 3.

13. Klyuchnikov A. V. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and Quality]. 2012, no. 1, pp. 224-227.

14. Klyuchnikov A. V. Vestnik SibGAU [Bulletin of Sib-GAU]. 2015, vol. 16, no. 2, pp. 411-416.

15. Klyuchnikov, A. V. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and Quality]. 2010, vol. 2, pp. 12-14.

16. Klyuchnikov A. V., Lysykh A. V., Chertkov M. S. Vestnik Koncerna PVO «Almaz-Antej» [Bulletin of the Air Defense Concern Almaz-Antey]. 2015, no. 1, pp. 43-48.

17. Klyuchnikov A. V., Shagimuratov M. D. Nauchno-tekhnicheskij vestnik Povolzh'ya [Scientific and Technical Bulletin of the Volga region]. 2015, no. 2, pp. 141-143

18. Klyuchnikov A. V. Pat. Of the Russian Federation No. 2499985 of the Russian Federation IPC G 01 M 11/16. Sposob balansirovki rotora v odnoj ploskosti korrekcii [The method of balancing the rotor in the same plane of correction]. Declared. 04/11/2012; publ. November 27, 2013, no. 33

Ключников Александр Васильевич

кандидат технических наук, начальник отдела, Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина

(456770, Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13) E-mail: [email protected]

Васильев Михаил Александрович

заместитель начальника отдела, Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина

(456770, Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13) E-mail: [email protected]

Патокина Надежда Евгеньевна

инженер-конструктор,

Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина

(456770, Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13) E-mail: [email protected]

Абышев Николай Александрович

инженер-конструктор,

Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина

(456770, Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13) E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klyuchnikov Aleksandr Vasilyevich

candidate of technical sciences, head of department,

Russian Federal Nuclear Centre — All-Russia Research Institute of Technical Physics named after academician E. I. Zababakhin (456770, 13 Vasilyeva street, Snezhinsk, Russia)

Vasilyev Mikhail Aleksandrovich

deputy head of department,

Russian Federal Nuclear Centre — All-Russia Research Institute of Technical Physics named after academician E. I. Zababakhin (456770, 13 Vasilyeva street, Snezhinsk, Russia)

Patokina Nadezhda Evgenyevna

design engineer,

Russian Federal Nuclear Centre — All-Russia Research Institute of Technical Physics named after academician E. I. Zababakhin (456770, 13 Vasilyeva street, Snezhinsk, Russia)

Abyshev Nikolay Aleksandrovich

design engineer,

Russian Federal Nuclear Centre — All-Russia Research Institute of Technical Physics named after academician E. I. Zababakhin (456770, 13 Vasilyeva street, Snezhinsk, Russia)

Krikovtsov Dmitriy Aleksandrovich

design engineer,

Russian Federal Nuclear Centre — All-Russia Research Institute of Technical Physics named after academician E. I. Zababakhin (456770, 13 Vasilyeva street, Snezhinsk, Russia)

Криковцов Дмитрий Александрович

инженер-конструктор,

Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина

(456770, Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13) E-mail: [email protected]

УДК 621.828

Конструкции и пути совершенствования систем контроля характеристик геометрии масс летательных аппаратов / А. В. Ключников, М. А. Васильев, Н. Е. Патокина, Н. А. Абышев, Д. А. Кри-ковцов // Надежность и качество сложных систем. — 2018. — № 3 (23). — С. 105—114. — 001 10.21685/ 2307-4205-2018-3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.