8 СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ, №4 (12), 2017 УДК 621.992.2
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДВЕСКИ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА 2ЭС5К Белан Дмитрий Юрьевич, к.т.н., доцент, доцент (e-mail: [email protected]) Гелетюк Юлия Николаевна, студент Хасеинова Сания Барлыбаевна, студент Омский государственный университет путей сообщения
В данной статье изучаются конструктивные особенности подвески тягового двигателя электровоза 2ЭС5К, рассматривается качественная и количественная оценка технологичности детали для улучшения технологического процесса ремонта.
Ключевые слова: тяговый электродвигатель, подвеска, колесная пара.
Тяговый двигатель НБ-514 представляет собой электрическую машину постоянного тока и предназначен для индивидуального привода колесных пар электровозов переменного тока. Данный тяговый электродвигатель (ТЭД) и его модификации устанавливается на современные электровозы серии ЭС5К «Ермак», а так же ВЛ80С, ВЛ85, ВЛ65.
Подвешивание двигателя осуществляется по опорно-осевой схеме (рисунок 1). Одним концом ТЭД 1 опирается через моторно-осевые подшипники на ось колесной пары 2, а другим концом - на раму тележки через подвеску 3.
1 1185 2
Рисунок 1 - Схема подвешивания двигателя электровоза 2ЭС5К
Подвеска тягового электродвигателя (рисунок 2) предназначена для смягчения ударов, приходящихся на тяговый электродвигатель при прохождении колесной парой неровностей пути и при трогании с места, а также для компенсации изменения взаимного положения тягового электродвигателя и рамы тележки при движении электровоза.
Опорно-осевое подвешивание обеспечивает неизменность расстояния между центрами вала двигателя и оси колесной пары. Это расстояние называют централью. При передаче вращения от вала двигателя к колесной паре с помощью зубчатого редуктора благодаря неизменности централи 10 создаются условия, обеспечивающие правильное зацепление зубчатых колес. Передача работает плавно, что обеспечивает долговечность зубчатых колес. Подвеска тягового электродвигателя опорно-осевая. Тяговый электродвигатель одним концом опирается через моторно-осевые подшипники скольжения на ось колесной пары, а другим концом - на раму тележки через специальную подвеску с резиновыми шайбами (амортизаторами). Подвеска тягового электродвигателя (рисунок 2) состоит из подвески 1, резиновых шайб 2, дисков 3, кронштейна 4 и деталей монтажа. Подвеска выполнена поковкой из стали 45, с последующей механической обработкой, и имеет головку, которой подвеска крепится к среднему брусу рамы тележки посредством валика 5 из стали 45, проходящего через втулки 6,7 из марганцовистой стали, запрессованные в проушины головки подвески и кронштейна. Предохранение валика от выпадения осуществляется планками 10,11, перекрывающими отверстия проушин бруса, из которых одна приварена, а другая закреплена двумя болтами 8 (М16). Сами болты стопорятся планкой 11, края которой загнуты на грани головок болтов 8. Для стягивания пакета из дисков и резиновых шайб служит гайка 9, устанавливаемая на подвеске с круглой резьбой диаметром 60 мм. Кронштейн 4, выполненный отливкой из стали 12ГТЛ или 25 Л, прикреплен к остову тягового двигателя болтами, попарно застопоренными планками. Для ориентации резиновых шайб, кронштейн 4 и диски 3 имеют выточки. Шайбы 2 выполнены из формовочной резины и уложены по обе стороны кронштейна между дисками 3. Резиновые шайбы обеспечивают упругость подвески. Усилия от кронштейна передаются через резиновые шайбы и диски на заплечики подвески 1. На случай обрыва подвески 1 в качестве дополнительной страховки служат специальные приливы на остове тягового двигателя и упоры на среднем брусе рамы тележки.
Оценка технологичности детали бывает двух разновидностей: качественной и количественной. Качественная оценка характеризует технологичность конструкции обобщенно на основании опыта исполнителя и допускается на всех стадиях проектирования как предварительная.
Количественная оценка технологичности изделия выражается числовыми показателями и оправдана в том случае, если они существенно влияют на технологичность рассматриваемой конструкции.
1) Качественная оценка технологичности конструкции. Деталь изготавливается из углеродистой конструкционной качественной стали 45.
Данная сталь характеризуется хорошей обрабатываемостью, обладает достаточной прочностью. Деталь состоит из простых геометрических поверхностей: плоскостей, наружных и внутренних цилиндров. В то время как, деталь типа «вал» - представляет собой тело вращения, головка под-
вески, в которой находится проушина, плоская. Габаритные размеры составляют: длинна 575 мм, высота 102 мм, ширина 150 мм. В головке предусмотрено отверстие диаметром 90 мм под постановку втулки.
40
§ •-л
210
102
40
N60
в
11
7 1
2
1 - подвеска; 2 - резиновые шайбы; 3 - диски; 4 - кронштейн; 5 - валик; 6,7 - втулка; 8 - болт М16; 9 - гайка; 10, 11 - стопорная планка Рисунок 2 - Подвеска тягового двигателя НБ-514
Диаметр средней части составляет 70 мм, радиус скруглений 50 мм. Бурт, предназначенный для упора в него верхнего диска, имеет диаметр 95 мм, длиной 10 мм. Последующая галтель радиусом 5 мм и длинной 15 мм необходима для снижения концентрации напряжений. Нижняя часть, на которую надет кронштейн крепления к тяговому электродвигателю через резиновые диски, имеет диаметр 50 мм. С обеих ее сторон предусмотрены скругления радиусом 50 мм. Следующий бурт является упором для нижнего диска подвески и имеет диаметр 70 мм и длину 10 мм. С нижней стороны бурта предусмотрена фаска 1*45°. Концевая часть подвески представляет собой винтовую канавку для круглой резьбы. Диаметр вершины резьбы 60 мм, диаметр впадины 52 мм, шаг резьбы 6,35 мм, тол-
щина одной нитки резьбы 3,05 мм, радиус впадины 1,6 мм, радиус вершины 1,5 мм. В резьбовой части на расстоянии 65 мм от бурта располагается сквозное радиальное отверстие диаметром 11 мм для постановки шплинта. На конце резьбовой части находится фаска 3x45°.
Ш'15
150;
R10-5
R75±W
|
il
Ro 16
\ ш?/
s ^
R50:1
« R5
W, Ф71кЗ
т>о,5
На 125
¡60
Ra6.3
wiï
И5Ш6
R50t1
Ro 12,5
Резьба кругт пробоя А
а #5
А 61!
J ™ fe
» -i
m
*S2jh J
Rab,}
RS
M Ж '
Рисунок 3 - Фрагмент чертежа подвески тягового двигателя НБ-514
Таким образом, для проведения оценки параметров точности детали следует свести значения шероховатости и квалитетов для каждой поверхности деталей в таблицу и дальнейшего составления количественной оценки технологичности конструкции подвески ТЭД.
Список литературы
1. 3ТС 001.012 РЭ6. Электровоз магистральный 2ЭС5К. Руководство
по эксплуатации. Описание и работа. Механическая часть.
2. 3ТС 001.012 РЭ8. Электровоз магистральный 2ЭС5К. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание. Текущий ремонт.
3. ПКБ ЦТ. 25.0147. Технологическая инструкция. Техническое обслуживание и текущие ремонты механической части электровоза 2ЭС5К.
Belan Dmitry Y., PhD ., assistant professor; assistant professor
(E-mail: [email protected])
Geletyuk Yulia N., student
Haseinova Sania B., student
Omsk State Transport University, Omsk, Russia
DESIGN-TECHNOLOGICAL ANALYSIS OF SUSPENSION OF THE TRACTION ENGINE OF ELECTRIC VOLTAGE 2ES5K
Abstract: In this article, we study the structural features of the suspension of the traction engine of the 2ES5K electric locomotive, we consider the qualitative and quantitative evaluation of the processability of the part to improve the technological process of repair. Keywords: traction electric motor, suspension, wheel pair.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЛОИДНЫХ СОЛЕЙ КРЕМНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ НИТРИДНОЙ КОМПОЗИЦИИ Si3N4-AlN ПО ТЕХНОЛОГИИ СВС-АЗ Богатов Максим Валерьевич, студент (e-mail: [email protected]) Кондратьева Людмила Александровна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Самарский государственный технический университет, Россия
В статье рассмотрены свойства галоидных солей кремния (Na2SiF6 и K2SiF6), их применение в различных сферах, а также термодинамический расчет параметров системы, показывающий возможность или не возможность получения нитридной композиции Si3N4-AlN.
Ключевые слова: галоидные соли, кремний, алюминий, термодинамический расчет, самораспространяющийся высокотемпературный синтез, нитридная композиция.
Для проведения реакции самораспространяющегося высокотемпературного синтеза по азидной технологии неотъемлемой частью является как теоретический расчет компонентов системы, так и расчет различных параметров (оптимальных условий). В данной работе рассмотрены уравнения реакции системы «прекурсор алюминия - азид натрия - прекурсор кремния», где в качестве прекурсоров используются две галоидные соли кремния (Na2SiF6 и K2SiF6).
Галоидные соли кремния (гексафторсиликат натрия Na2SiF6 и гексаф-торсиликат калия K2SiF6) применяются:
- в лабораторной практике;
- в гальваностегии;
- как антисептическое средство;
- в процессе извлечения из минералов редкоземельных элементов;
- в качестве компонента смесей при получении эмалей и слюд синтетического происхождения;
- для получения матовых и опаловых стекол и непрозрачных эмалей;
- в производстве кислотоупорных цементов и замазок;
- для обработки тканей;
- при флотационном обогащении пирита;
- для фторирования питьевой воды;
- в качестве инсектофунгицида;
- для консервирования древесины;