Научная статья на тему 'Конструкторско-технологические традиции народного сарафана в современной одежде староверов'

Конструкторско-технологические традиции народного сарафана в современной одежде староверов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / САРАФАН / ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО САРАФАНА / ОДЕЖДА СТАРОВЕРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харьковская Галина Германовна

Constructive-technological traditions national sundress in modern clothes of conservatives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструкторско-технологические традиции народного сарафана в современной одежде староверов»

Технология и конструирование

одежды

Г.Г. Харьковская

КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО САРАФАНА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ СТАРОВЕРОВ

Constructive-technological traditions national sundress in modern clothes of conservatives.

Староверы - общее название последователей ортодоксального православия после церковной реформы, проведенной Никоном (1653-1656). Их еще называют старообрядцами. Они выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов. Сторонниками «старой веры» были Аввакум, И. Неронов, Ф. Морозова и др. Староверы бежали от преследований в глухие леса и нередко во имя старой веры шли на самосожжение [3].

Бегство старообрядцев началось после Собора 1667 г. Бежали в Польшу, Литовское княжество, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, в бегах находилось более 900 тысяч душ, что составляло около 10 % населения России. За границей старообрядцы селились большими колониями, строили церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры: Керженец, Стародубье, Клинцы, Новозыбков, Ветка, Иргиз, Выгореция, после разгрома которых при Петре I староверы бежали (их выгоняли, переселяли - «первый выгон», второй и третий) в Восточную Сибирь и Забайкалье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 г. По переписи 1897 г. в Российской империи насчитывалось 2204596 старообрядцев, из них в пределах современной России - 1682264. Наибольшей численность старообрядцев была в губерниях: Пермской - 218396 (7,29%), Нижегородской - 88637 (5,59%), Забайкальской - 36623 (5,45%). Наивысший удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области - 11,89% [6].

Интернет-источники определяют старообрядчество, староверие, древлеправославие как совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650 - 1660-х гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и, прежде всего - с Константинопольской [9].

Основными отличиями «древлеправославной» службы от «новообрядческой» являются: использование двуперстного крестного знамения; не допускаются светские типы пения; не допускается стояние на коленях, замена земных поклонов на поясные; крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке); сохраняются некоторые дораскольные термины и старославянское написание некоторых слов [2, с. 26; 10, с. 18]. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырехконечный крест, как заимствованный из латинской церкви, в ходе богослужения не применяется. В большинстве течений одобряется древнерусская молитвенная одежда - кафтаны, сарафаны и т.п. [9].

Сегодня крайняя патриархальность староверов выражается в бытовых канонах, где записано, что мужчина не должен брить бороду всю жизнь. Женщинам же не надлежит пользоваться косметикой («каким Бог создал человека, таким он и должен быть!»), а носить полагается сарафан до пят и замужним - платок на голове. Они стараются всегда носить поясок («он связывает с Богом») [8].

В публикациях о современных староверах неизменно упоминается их необычный внешний вид, одежда, головные уборы и т.п. «... Красива и их одежда: темных тонов сарафаны до пят с широкой горящей золотом полосой спереди, светлые кофточки с длинными рукавами и нарядные светлые платки, повязанные по-особому, - ниспадают на спину прямыми углами, как в нестеровской картине "Великий постриг"» [13]. Все это непривычно и воспринимается со стороны как некая экзотика: «... и сарафаны, и стремительные поясные поклоны, и энергичное размашистое двуперстие.». «... Сестры по вере. с обветренными лицами, рослые статные, в черных своих сарафанах, всю ночь стояли у гроба, читали молитвы и пели» [12].

Цель данной работы - анализ и описание современной женской одежды (сарафанов) староверов из фондов музейного научно-учебного центра АмГУ с точки зрения сохранения конструкторско-технологических традиций народного костюма.

Предлагаемая статья - логическое продолжение работы [11, с. 38-42]. Поэтому мы опускаем освещенные ранее вопросы актуальности изучения музейных подлинников традиционной одежды для студентов факультета дизайна и технологии, анализа существующей по этой теме литературы, описания используемой методики исследования и типологии русского народного костюма, разработанных Ф.М. Пармоном [4, с. 261-277; 5, с. 64-99]. Рассмотрим два женских сарафана староверов из села Тавлинка Солнечногорского района Хабаровского края.

Первый объект исследования - сарафан ОФ 221/4. Сарафан прямой (круглый) [5, с. 82-83], выполнен из плотной хлопчатобумажной фабричной ткани диагонального переплетения с

набивным рисунком в виде вертикально ориентированных букетов крупных красно-розовых цветов с зелеными листьями и стеблями, расположенных в шахматном порядке на черном поле.

Сарафан состоит из прямых полотнищ, собранных вверху, с центральной застежкой на петлю с пуговицей, с горизонтальной планкой по верхнему краю, на лямках (рис. 1). Длина сарафана 112 см, ширина вдвое сложенного низа - 126 см, верха - 42 см.

Рис. 1. Сарафан ОФ 221/4.

Все детали сарафана имеют вид продольных и поперечных прямоугольников (рис. 2). Переднее полотнище - цельное прямое продольное (66х96 см), имеет посередине разрез - пазуху [5, с. 85] глубиной 15 см. Заднее полотнище состоит из двух равных продольных прямоугольников размером 66х90 см.

Заднее полотнище сарафана собрано вверху в частые мелкие односторонние складки, находящие одна на другую (166 складок глубиной 0,7-0,8 см на участке длиной 35 см) по всей ширине, за исключением небольших участков (3 см) около боковых швов под проймой. Верхний срез переднего полотнища оформлен 20-ю защипами, расположенными чаще по центру, в области груди, и значительно реже - к боковым швам.

Верхняя горизонтальная планка состоит из двух поперечных прямоугольников 62х3 см и 25х3 см, соединенных между собой со стороны правого бокового шва.

Рис. 2. Развертка поверхности сарафана ОФ 221/4.

Лямки сарафана имеют вид продольных прямоугольников размером 2,5х37 см. Спереди они расположены в 14 см друг от друга, сзади, посередине спинки, соединяются в одну.

Выделение таких деталей сарафана как переднее и заднее полотнища, лямки, планка произведено в соответствии с методикой Ф.М. Пармона [5, с. 88].

Величина формы сарафана большая (длина до щиколоток или несколько короче). Геометрический вид формы - трапеция с криволинейными боковыми контурами [5, с. 90].

Сарафан декорирован узкой (0,5 см) настрочной бейкой, выкроенной из аналогичной по структуре и волокнистому составу ткани красного цвета с орнаментом. Он образован равномерным чередованием мелких зеленых и бордовых колец разной величины в обрамлении бордовых точек. Два ряда настрочной бейки (по 36 см каждая) закрепляют складки на заднем полотнище и расположены в 1,5 см от планки и друг от друга.

Сарафан изготовлен в основном машинным способом. Боковые швы обработаны стачным швом взаутюжку по кромке шириной 0,6 см. Низ сарафана застрочен швом вподгибку с закрытым срезом, величина припуска на подгибку (подпушка [5, с. 85]) составляет 7 см, что обеспечивает фиксацию заданной формы. Центральный разрез застрочен швом вподгибку с закрытым срезом шириной 0,6 см. Нижний угол разреза закреплен ручными косыми стежками.

Горизонтальная планка обработана подкладкой из однотонной светлой хлопчатобумажной бязи. Подкладка имеет сложную форму и состоит из нескольких частей. Задняя центральная часть подкладки - поперечный прямоугольник 36х11 см, к которому с обеих меньших сторон, начиная от верхнего края, притачаны меньшими сторонами два поперечных прямоугольника 24х3 см, являющиеся подкладками передних участков планки и имеющие, в свою очередь, дополнительные надставки.

Анализ технологии изготовления сарафана позволяет определить следующую возможную последовательность сборки. После стачивания среднего шва спинки и образования складок на центральном участке произведено их закрепление путем настрачивания с лицевой стороны декоративных беек накладным швом с закрытым срезом с одновременным подкладыванием с изнаночной стороны центральной части подкладки планки, которая выполняет на этом участке функцию усилителя (рис. 3а).

а) б) в)

Рис. 3. Методы обработки сарафана ОФ 221/4: а) обработка верхнего края заднего полотнища; б) обработка верхнего края переднего полотнища

на участке проймы; в) обработка лямок.

Последовательность обработки боковых швов и центрального разреза вариативна. Некоторая неравномерность и несимметричность расположения защипов по верхнему срезу переда свидетельствует, что они закладывались, вероятно, после соединения боковых швов. Далее соединены части подкладки планки стачным швом взаутюжку. После чего планка настрочена двумя параллельными строчками накладным швом с закрытым срезом на верхний срез полотнищ сарафана, включая подкладку на центральном участке спинки (рис. 3а), с одновременным закреплением нижнего подогнутого внутрь среза подкладки на остальных участках (рис. 3б).

Издревле считалось, что полотно нельзя разрезать, можно лишь рвать [7, с. 14]. Современные староверы, строго соблюдая исконно народные традиции кроя, достигли соответствия длины боковых срезов переднего и заднего полотнищ сарафана путем простого отгибания на изнаночную сторону излишков ткани передних полотнищ на участках боковых швов. В результате чего на изнаночной стороне передних полотнищ сарафана сохранены свободно висящие углы материала (рис. 3б) в отличие от срезанных углов переднего полотнища сарафана ОФ 077/2 [11, с. 40]. Этот простой, но оригинальный способ позволил, не нарушая бытовых канонов, сохранить традиции народного кроя и одновременно добиться желаемой формы изделия.

Верхний срез планки, представляющий собой кромку, настрочен двумя параллельными строчками на верхний подогнутый внутрь срез подкладки накладным швом с открытым срезом (рис. 3а, 3б).

Особого внимания заслуживает технологическая обработка лямок (бретелей). Сначала лямка перегнута пополам вдоль изнаночной стороной внутрь и заутюжена. Затем ее боковые стороны отогнуты на одну из сторон, которая в дальнейшем является лицевой, и настрочены, причем с одного края швом вподгибку с открытым срезом, а с другого - швом вподгибку с закрытым срезом (рис. 3в). Таким образом достигается фиксация формы лямки, определенная степень жесткости и эффект окантованных срезов. Этот способ изготовления лямок весьма рационален и экономичен относительно трудовых затрат.

Соединение двух лямок в одну выполнено стачным швом вразутюжку, в отличие от расстрочного шва, использованного в сарафане ОФ 077/2, однако имеет почти аналогичный вид [11, с. 40]. По переду с изнаночной стороны лямки настрочены на планку двумя параллельными строчками накладным швом с открытым срезом. Соединение лямок со спинкой выполнено аналогично, но ручными прямыми стежками, причем в обоих случаях концы лямок не обработаны.

Таким образом, рациональное использование кромки ткани вверху планки и внизу усилителя обусловило особую чистоту технологической обработки сарафана. В целом сарафан ОФ 221/4 является примером соблюдения принципа модульного безостаткового кроя. При его изготовлении была применена технология, исключающая операции разрезания ткани ножницами.

Эти факторы обеспечили максимально возможное сохранение народных традиций при изготовлении одежды.

Вторым объектом исследования стал сарафан ОФ 227/7. Сарафан прямой (круглый), выполнен из тонкой хлопчатобумажной фабричной ткани полотняного переплетения с набивным цветочно-геометрическим рисунком в виде розовых роз с бутонами и зелеными листьями, хаотично соединенных желтыми жгутами, на ярком сиренево-фиолетовом поле.

Рис.4. Сарафан ОФ 227/7.

Рис. 5. Развертка поверхности сарафана ОФ 227/7.

Сарафан состоит из прямых полотнищ, собранных вверху, с горизонтальной планкой по верхнему краю, на лямках (рис. 4). Длина сарафана 120 см, ширина вдвое сложенного низа - 158 см, верха - 52 см.

Все детали сарафана имеют вид продольных и поперечных прямоугольников (рис. 5). Переднее полотнище состоит из двух поперечных прямоугольников: нижний - 106х56 см, верхний -106х41 см, со скошенными углами вверху. Заднее полотнище - два равных поперечных прямоугольника размером 106х91 см.

Заднее полотнище сарафана собрано вверху в частые мелкие байтовые складки (91 складка шириной 0,6-0,7 см на участке длиной 59 см), равномерно расположенные по всей ширине. На переднем полотнище вверху равномерно заложены мелкие односторонние складки (73 складки шириной 0,6-0,7 см на участке 45 см).

Верхняя горизонтальная планка - поперечный прямоугольник 104х4 см, замкнутый в кольцо со стороны правого бокового шва.

Лямки сарафана имеют вид продольных прямоугольников размером 4х48 см. Спереди они расположены в 16 см друг от друга, сзади, посередине спинки, соединяются в одну.

Величина формы сарафана большая (длина до щиколоток или несколько короче). Геометрический вид формы - трапеция с криволинейными боковыми контурами.

Помимо особо яркой цветовой гаммы ткани, сарафан имеет богатый контрастный по цвету декор. Складки на заднем полотнище закреплены пятью параллельными горизонтальными рядами узкой атласной ленты (0,5 см) ярко-голубого цвета. Ряды лент расположены по всей ширине

заднего полотнища, в 0,8 см от планки и друг от друга. Боковые края лямок и верхний край планки окантованы косой бейкой шириной 0,5 см из хлопчатобумажной ткани ярко-голубого цвета. Кроме того, по нижнему краю планки голубыми нитками проложена машинная фигурная отделочная

зигзагообразная строчка в виде полукруглых зубцов.

Сарафан изготовлен машинным способом. Боковые швы и средний шов заднего полотнища обработаны стачным швом взаутюжку шириной 1 см по кромке, а горизонтальный шов переднего полотнища - стачным швом взаутюжку с необметанными срезами. Низ сарафана обтачан обтачкой шириной 3,5 см, выкроенной из хлопчатобумажной ткани красного цвета с набивным рисунком.

Лямки трехслойные (два слоя основного материала и слой шелковой подкладки ярко-бирюзового цвета). Продольные края обработаны окантовочным швом с закрытыми срезами шириной 0,5 см (рис. 6а). Технология изготовления лямок не позволяет им скручиваться и

а)

б)

Рис. 6. Методы обработки сарафана ОФ 227/7: а) обработка лямки; б) обработка верхнего края заднего полотнища.

обеспечивает сохранение заданной формы. Соединение лямок в одну на спинке отличается от выше описанного сарафана ОФ 221/4 и ранее изученных сарафанов ОФ 077/2 и ОФ 069/1 [11, с. 38-42] и произведено накладным швом путем настрачивания одной лямки на другую. Соединение лямок с планкой выполнено одной строчкой спереди и двумя параллельными строчками сзади. Причем концы лямок не обработаны.

Такой же подкладкой обработана горизонтальная планка и участок закрепления складок вверху заднего полотнища (рис. 6б).

Обработка верхнего края заднего полотнища сарафана представляет особый интерес. Анализ обработки боковых швов сарафана позволяет сделать вывод, что первоначально после стачивания среднего шва заднего полотнища встречные складки были закреплены строчкой 1 (рис. 6б). После чего с изнанки была подведена подкладка (строчка 2). Далее с лицевой стороны были настрочены отделочные ленты в пять рядов. Причем нижний край каждой ленты выполнен накладным швом с открытым срезом (строчки 3, 5, 7, 9, 11), а верхний - накладным швом с закрытым срезом (строчки 4, 6, 8, 10, 12). Ширина самой ленты - 0,8 см, в готовом виде настроченные ленты имеют одинаковую ширину 0,5 см. Этот фактор свидетельствует о высоком мастерстве и профессионализме исполнителя и твердом его желании и решении добиться уменьшения ширины отделочной ленты с целью приравнивания ее к ширине окантовки лямок и верхнего края планки. Что, в свою очередь, подтверждает тонкий художественный вкус современных мастериц, позволяющий улавливать и сохранять мельчайшие нюансы народного костюма.

Боковые швы стачаны после закрепления бантовых складок лентами с одной стороны и подкладкой - с другой. Весьма оригинален способ соединения планки с верхним срезом сарафана. Нижний срез горизонтальной планки, предварительно перегнутой пополам, был настрочен накладным швом с закрытым срезом на верхний срез сарафана, причем одновременно с изнанки была подведена подкладка (строчка 13), верхний срез которой затем был настрочен на верхний край перегнутой пополам планки накладным швом с закрытыми срезами (строчка 14) [1, с. 101]. Верхний край планки окантован отделочной косой бейкой (строчка 15). По нижнему краю планки проложена отделочная фигурная зигзагообразная строчка 16.

К конструкторским особенностям сарафана ОФ 227/7 можно отнести необычное и труднообъяснимое горизонтальное членение переднего полотнища. Следует отметить высокий профессиональный уровень технологической обработки, обеспечивший высокое качество исполнения сарафана. В качестве прокладки вместо современных прокладочных материалов (как правило, клеевых) использован дополнительный слой основного материала. Трехслойность лямок и планки придает им дополнительную жесткость, исключает возможность скручивания и позволяет сохранять форму. Несколько необычен способ соединения двух лямок в одну на спинке, он более упрощен и оптимизирован. Наличие значительного массива яркого контрастного декора - характерная черта женского традиционного сарафана.

Таким образом, старообрядцы в условиях тесного общения с внешним миром, сохраняя свою веру и обычаи, продолжают придерживаться традиционных канонов в одежде. Несмотря на использование современных материалов и оборудования, рассмотренные женские сарафаны выполнены в духе народных традиций. Изготовленные в домашних условиях, они сохранили характерные особенности народного кроя и пошива. Поэтому для студентов факультета дизайна и технологии они могут служить первоисточником при изучении народного костюма.

1. Кокеткин П.П. Одежда: технология - техника, процесс - качество. - М.: Изд-во МГУДТ, 2001.

2. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. - Барнаул, 1999.

3. Отечественная история в терминах и понятиях / под ред. М.В. Зотовой. - М., 2002.

4. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1997.

5. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Монография. - М.: Легпромбытиздат, 1994.

6. Портрет избирателя: религия. - http://www.2000.net.ua/print7a (20.07.09).

7. Рубахи славян-переселенцев Дальнего Востока России. Каталог. Автор-составитель: В.М. Редчун. -Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2007.

8. Староверы в Боливии // Baznica. Info - http://ru.wikipedia.org/wiki (20.07.09).

9. Старообрядчество. - http://ru.wikipedia.org/wiki (02.07.09).

10. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря / Вургафт С.Г., Ушаков И. А. - М., 1996.

11. Харьковская Г. Г. Особенности конструкции и технологии женских сарафанов начала ХХ века // Вестник АмГУ (Факультет прикладных искусств. Вып. 6. - 2007). - Благовещенск, 2007. - С. 38-42.

12. Шешина С. Староверы. Табак и аборт под запретом // Вятский край. - 2002 (hyperlink). - http://www. staroobrad.ru/ (20.07.09).

13. Шешина С. Староверы. Церковь в сельсовете // Вятский край - 2002 (hyperlink). - http://www. staroob-rad.ru/ (20.07.09).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.