Научная статья на тему 'Конструктор, создавший скоростной флот (к 100-летию со дня рождения Р. Е. Алексеева)'

Конструктор, создавший скоростной флот (к 100-летию со дня рождения Р. Е. Алексеева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСЕЕВ РОСТИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ / ПОДВОДНЫЕ КРЫЛЬЯ / СКОРОСТЬ / КОРАБЛЬ / ALEKSEEV ROSTISLAV EVGENYEVICH / HYDROFOIL / SPEED / SHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Е.О., Пучков В.П.

В статье приведена биография Р.Е. Алексеева, связанная с периодом деятельности в сфере разработки и строительства судов на подводных крыльях. Показаны наиболее знаковые моменты, повлиявшие на дальнейшую жизнь и конструкторскую деятельность. Дана оценка личности и роли Алексеева в развитии отечественного и мирового судостроения, как военного, так и гражданского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTOR, CREATES A HIGH-SPEED FLEET (THE 100TH ANNIVERSARY OF RE ALEKSEEVA BIRTHDAY)

The article describes the biography of R.E. Alexeev, associated with a period of activity in the sphere of development and the construction of hydrofoils. Showing the most iconic moments that influenced the further life and design activities. Assess the personality and role in the development of the domestic Alekseeva and world shipbuilding, both military and civilian.

Текст научной работы на тему «Конструктор, создавший скоростной флот (к 100-летию со дня рождения Р. Е. Алексеева)»

УДК 629.572

Е.О. Ефимов

студент,

кафедра «Технология машиностроения», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

В.П. Пучков

канд. техн. наук, профессор, кафедра «Технология машиностроения», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

КОНСТРУКТОР, СОЗДАВШИЙ СКОРОСТНОЙ ФЛОТ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА)

Аннотация. В статье приведена биография Р.Е. Алексеева, связанная с периодом деятельности в сфере разработки и строительства судов на подводных крыльях. Показаны наиболее знаковые моменты, повлиявшие на дальнейшую жизнь и конструкторскую деятельность. Дана оценка личности и роли Алексеева в развитии отечественного и мирового судостроения, как военного, так и гражданского.

Ключевые слова: Алексеев Ростислав Евгеньевич, подводные крылья, скорость, корабль.

E.O. Efimov, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev

V.P. Puchkov, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev

CONSTRUCTOR, CREATES A HIGH-SPEED FLEET (THE 100TH ANNIVERSARY OF RE ALEKSEEVA

BIRTHDAY)

Abstract. The article describes the biography of R.E. Alexeev, associated with a period of activity in the sphere of development and the construction of hydrofoils. Showing the most iconic moments that influenced the further life and design activities. Assess the personality and role in the development of the domestic Alekseeva and world shipbuilding, both military and civilian.

Keywords: Alekseev Rostislav Evgenyevich, hydrofoil, speed, ship.

Среди знаменитых фамилий, которые прославили не только Нижегородскую область, но и всю Россию, есть имя, которое пользуется заслуженным уважением среди ученых, конструкторов и изобретателей всего мира. Это Ростислав Евгеньевич Алексеев, наш земляк, именем которого назван Нижегородский государственный технический университет. Ростислав Евгеньевич принадлежал эпохе развития авиации и судостроения - и это был период быстрой модернизации техники и появления целого ряда выдающихся ученых, конструкторов и изобретателей.

Родился будущий конструктор 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (сейчас это Брянская область) в самый обыкновенной семье. Его мать была сельской учительницей, а отец - агрономом. В возрасте 16 лет Ростислав с семьей переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород). Здесь он поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, совмещая учебу с подработкой чертежником и художником. В 1935 году Алексеев поступил на кораблестроительный факультет в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (сейчас это НГТУ им. Р.Е. Алексеева).

Как-то Ростислав нашел работу Шарля Даламбера, русского подданного, жившего в 19-м веке, который захотел поднять корпус корабля на подводные крылья. Те первые опыты были неудачными, модели кораблей или выпрыгивали из воды или ныряли под воду. Всё дело в различии свойств воды и воздуха, ведь вода в 800 раз тяжелее. Алексеев буквально загорелся этой идеей. В проекте Даламбера крыло было слишком глубоко опущено в воду (вот в чем ошибка!). Ростислав понял, что нужно оторвать судно от воды. Проект скоростного катера но-

вой, первой в мире конструкции ложится в основу его дипломного проекта. Тема проекта в условиях начавшейся войны была более чем востребованной - «Глиссер на подводных крыльях», расчетная скорость которого впервые в истории судостроения превысила 100 км/час. Ростислав защитил дипломный проект 1 октября 1941 года. По результатам защиты государственная комиссия отметила высокий уровень проекта, некоторые разделы даже были приближены к уровню кандидатской диссертации. Р.Е. Алексеев получил звание инженера-кораблестроителя.

Он рвется на фронт, но после защиты молодого инженера направляют на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 годы он работает в должности контрольного мастера выпуска танков Т-34. Алексеев все еще мечтает о своих скоростных катерах, по ночам он что-то пишет, чертит, выпиливает модели. Директор завода, когда узнал об этом, разрешил 3-4 часа в день уделять работе над судами на подводных крыльях. В 1942 году Алексеев получает ресурсы на создание первых боевых катеров на подводных крыльях. Результатом проделанной работы стал спуск на воду осенью 1943 года первой модели судна на подводных крыльях (СПК) «А4». А летом 1945 года Р.Е. Алексеев со своей командой представил катер «А-5». Новое творение показало на испытаниях исключительную на фоне других советских боевых кораблей того времени скорость - более 80 км/ч. Хоть катер Ростислава Евгеньевича и не успел внести вклад в победу во Второй мировой, созданные им образцы показали, что концепция может быть успешно реализована. Но после окончания войны катер на подводных крыльях был уже никому не нужен. Тогда в 1946 году Алексеев отправляется по Волге в Москву. Он надеялся напрямую показаться высокому начальству, избегая долгих и порой безрезультатных визитов к вышестоящим инстанциям. Эта затея казалась настоящей авантюрой; нежданный гость на скоростном катере был арестован органами безопасности. Однако задача была выполнена, слухи о новом творении конструктора дошли до верхушек ВМФ, которые вскоре приехали посмотреть на новинку. Прокатившись на «А5», адмиралы пришли в неописуемый восторг. Через некоторое время конструкторский отдел Р.Е. Алексеева получил заказ на переоборудование серийного торпедного катера проекта «123БИС». На него были впервые установлены подводные крылья.

Рисунок 1 - Ростислав Евгеньевич Алексеев

На первых испытаниях в Севастополе в 1948 году в штормовых условиях катер показал необыкновенную для того времени скорость - 43 узла или 80 км/ч. Даже в нынешних реалиях этот показатель превышает скорость малого ракетного корабля. К 1950 годам специальное конструкторское бюро (СКБ) Алексеева выпустило целую серию торпедных катеров, оснащенных мало погруженными подводными крыльями, проекта «123БИС». Это позволило надежно прикрыть прибрежную зону от кораблей НАТО.

Подводные крылья конструкции Р.А. Алексеева стали по настоящему революционным решением в истории мирового кораблестроения. Они в несколько раз увеличивали скорость, дальность плавания и мореходность судов. Эффект мало погруженного подводного крыла войдет в историю как «Эффект Алексеева». За счет оснащения крыльями широкого круга кораблей ВМФ СССР стал скоростным. В 1951 году группа конструкторов во главе с Алексеевым за разработку и создание судов на подводных крыльях была отмечена Сталинской премией второй степени. Но Алексеев мечтает создать целую флотилию скоростных пассажирских судов, и более того, сделать их такими же доступными и привычными, как трамвай и автобус в городе. Ростислав Евгеньевич с товарищами с энтузиазмом берется за новое дело. Однако военные запрещают заниматься этими разработками, требуя новый торпедный катер. Тогда Алексеев самолично увеличивает рабочий день сотрудников КБ до 10-12 часов. Военные наработки молодого конструктора перерабатываются на нужды гражданского судостроения.

КБ Алексеева трудится над первым в мире пассажирским судном на подводных крыльях, получившим название «Ракета». Сам главный конструктор поставил в своем кабинете раскладушку, дабы сэкономить время на поездках домой. Ростислав Евгеньевич писал: «Разве можно разделить себя на то, другое, третье, семья, дом, дача хороши тогда, когда помогают делу, а не наоборот. Всё для дела!».

Особо следует сказать о сложности и грандиозности проблемы проектирования корабля на подводных крыльях, которые требовали решения ряда научных фундаментальных и прикладных задач, в том числе - исследований устойчивости движения корабля, поднятого на подводное крыло, с учетом внешних возмущений (волн и ветра), и синтеза качественной системы управления движением. В те времена оценочные расчеты проводились - и оказывались верными! - такими вычислительными средствами, как логарифмическая линейка (рис. 2), а также на аналоговой вычислительной технике, затем - по мере развития - и на цифровых ЭВМ.

Рисунок 2 - Эскиз катера на крыльях и «вычислительная машина»

Алексеев привлекал к решению сложнейших проблем другие КБ, НИИ, вузы по стране. Доцент Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе П.М. Тумеля рассказывал своим студентам в Арзамасском филиале МАИ, что научный хоздоговор по моделированию динамики «Ракеты» выполнялся на факультете № 3 МАИ. Математическую модель взаимодействия корабля с внешней средой в виде системы, включающей около сотни дифференциальных уравнений 1-го

порядка, упрощали до 16-го порядка, которую могла решать пара аналоговых моделирующих установок типа «МН-7» на лампах, включаемая в режим «ведущая - ведомая». За выполнение НИР «Система автоматического управления объекта на глубоко погруженных подводных крыльях» весь состав исполнителей с кафедры 301 был отмечен премией имени 25-летия МАИ.

В июле 1957 года Алексеев отправляется на «Ракете» из Горького прямо в Москву, где открывается первый фестиваль молодежи и студентов. «Ракета» доходит до столицы за фантастически короткое время - 15 часов, в 3 раза быстрее обычного теплохода. Первый в мире речной пассажирский теплоход на подводных крыльях собирает на набережных толпы восторженных зрителей. От пассажиров нет отбоя; прокатился и 1-й секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, и остался доволен.

Рисунок 3 - СПК «Ракета»

Пассажирское судно на подводных крыльях далеко превосходило по своей скорости все существующие в то время гражданские теплоходы. Оно произвело в мире настоящий фурор. Всего с 1957 по 1976 год было произведено 389 «Ракет». Их строили в Феодосии, Волгограде, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия). «Ракеты» были востребованы и далеко за пределами СССР. Их успешно эксплуатировали в Великобритании, Канаде, Германии, Финляндии и в других странах. Название «Ракета» стало нарицательным, так часто называли все суда этого класса, независимо от названия их моделей. Невероятно, но каждый год КБ Алексеева выпускало новую модель СПК.

С 1958 года начинается история нового класса судов - «Метеоров».

Рисунок 4 - СПК «Метеор»

Они превосходили «Ракеты» по показателю мореходности, что позволяло эксплуатировать их на озерах и вдоль морского побережья. «Метеор» вмещал уже 115 человек, обладал

комфортабельным салоном и увеличенной дальностью хода. Всего с 1961 по 1993 год было произведено более 400 кораблей.

За счет модификации корпуса и установки других крыльев на базе «Метеоров» была создана морская версия - «Комета».

Рисунок 5 - СПК «Комета»

Эти усовершенствования увеличивали вместимость до 120 человек, и улучшили мореходность корабля. «Кометы» производились с 1961 по 1981 год в Феодосии и Поти. Было построено более 100 судов, из которых 39 пошли на экспорт.

В 1961 году появляется новый теплоход «Спутник» - самое крупное судно (на то время). Он был способен перевозить 300 пассажиров со скоростью 65 км/час.

Рисунок 6 - СПК «Спутник»

В 1963 году для использования на неглубоких реках, глубиной чуть больше одного метра, было разработано новое СПК - «Беларусь». Теплоход был назван в честь республики, в которой его собирали. «Беларусь» вмещала 40 пассажиров. Всего было построено около 30 кораблей.

Рисунок 7 - СПК «Беларусь»

Следующее творение КБ Алексеева - газотурбоход «Буревестник» - самый скоростной вид речного транспорта. Он комплектовался двумя двигателями от Ил-18. Газотурбоход мог брать на борт 150 пассажиров и обладал эксплуатационной скоростью 97 км/ч. «Буревестник» заслуженно называют самым красивым СПК из всех построенных ранее и позже.

Рисунок 8 - СПК «Буревестник»

И в 1964-ом году он становится флагманом речного пассажирского флота СССР. В 1973 году выходит на воду прямой преемник «Ракеты» - СПК второго поколения «Восход».

Рисунок 9 - СПК «Восход»

Это судно превосходило «Ракету» почти по каждой характеристике. Несмотря на то, что «Восход» проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах. Было произведено с 1973 года около 300 кораблей. «Восход» поставлялся в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Морская версия теплохода «Восход», появившаяся в 80-х годах, носила название «Ласточка». Она имела существенные преобразования - измененную форму крыльев и двухдвига-тельную силовую установку, которые, кроме мореходности, увеличивали скорость до 85 км/час.

Рисунок 10 - СПК «Ласточка»

В 1980 году на судостроительном заводе им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида».

14

Рисунок 11 - СПК «Колхида»

Теплоход имел эксплуатационную скорость 65 км/час, вмещал 120 человек. Район использования - открытые моря с удалением от порта до 90 км и до 190 км в закрытых морях и озерах. Всего было построено около 40 судов.

Суда на подводных крыльях были визитной карточкой Советского Союза. Гидролаборатория Алексеева была преобразована в «ЦКБ по судам на подводных крыльях». Затем появился опытный завод «Волга», обеспечивающий собственное производство. Большинство скоростных судов на подводных крыльях выпускались серийно. Горьковский конструктор часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия. В конструкторском бюро всё замыкалось на Ростиславе Евгеньевиче, в его кабинет выстраивались очереди конструкторов. Принципиальные решения он всегда принимал сам. Сам становился к штурвалу во время испытаний. Объяснял это тем, что не может кому-либо доверить управление судном, пока лично не убедится, что оно полностью готово и доведено до конечной стадии.

Ростислав не только был инженером, но и сам работал руками, собирал велосипед и даже автомобили из выброшенных деталей. В 1961 году группе специалистов во главе с Р.Е. Алексеевым вручили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Стараниями КБ был создан скоростной флот России. Самому Алексееву без защиты была присуждена ученая степень доктора технических наук.

На своем пути Ростислав Евгеньевич встречал много трудностей. Но, несмотря на них, за 26 лет работы «алексеевцы» построили более 8000 морских и речных теплоходов, газотурбоходов и катеров на подводных крыльях семнадцати типов. Некоторые из них до сих пор работают на водных магистралях мира.

Список литературы:

1. Суда на подводных крыльях [Электронный ресурс]: («Ракеты», «Метеоры» и прочие) // DRIVE2.RU-2015. - URL: https://www.drive2.ru/b/1941563 (дата обращения: 15.11.2016).

2. История советских судов на подводных крыльях [Электронный ресурс] / Livejournal— 2016. — URL: http://paradoxov.livejournal.com/189906.html (дата обращения: 15.11.2016).

3. Ильин, В. Адмирал скоростного флота / В. Ильин. — М.: Политиздат, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.