Научная статья на тему 'КОНСТРУКТОР И АРХИТЕКТУРА. К 85-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ТРАВУША'

КОНСТРУКТОР И АРХИТЕКТУРА. К 85-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ТРАВУША Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТОР И АРХИТЕКТУРА. К 85-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ТРАВУША»

Конструктор и архитектура. К 85-летию академика Владимира Ильича Травуша

Главное - чтобы наши люди знали: мы всё можем делать сами.

В.И. Травуш

Мы говорим об архитектуре, как об искусстве, искусстве художественной формы, пространства, конструктивной и функциональной целесообразности. Архитектура - творческое выражение конструктивной основы. В свою очередь, конструктивная основа нередко становится предметом ис-

кусства, выражая талант, волю и мировоззрение её автора. Талант конструктора способен освободить архитектора от пут инерционного мышления и открыть новые горизонты формообразования, функциональной и экономической целесообразности.

Творческий путь Владимира Ильича Травуша пример того, как конструктор шёл по пути профессионального становления, начиная с основ профессии строителя, к высочайшим профессиональным достижениям.

Начало его самостоятельной творческой деятельности совпало с периодом активных типологических исканий, проводимых в ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева, в институтах Госгражданстроя во второй половине прошлого века. Это был период рождения идей создания крупных амбициозных проектов - Дворца Советов на Ленинских горах, общественных комплексов, Останкинской телебашни, массового типового строительства и крупных промышленных

а) б)

Рис. 1. Телевизионная башня в Останкине. 1967 год. Конструкторы: Н.В. Никитин, Б.А. Злобин, В.И. Травуш. Архитекторы: Л.И. Баталов, Д.И. Бурдин, В.В. Милашевский. Инженеры: М.А. Шкуд, А.Н. Щипакин: а) в процессе возведения. 1964 год; б) фото 1967 года

Рис. 2. Башня Никитина-Травуша. 4000м. Визуализация. Проект для Японии. Авторы Н. Никитин и В. Травуш. 1968 год

объектов. После защиты диплома в Днепропетровском инженерно-строительном институте Владимир Ильич был направлен в город Темир-Тау на строительство казахстанской «Магнитки», где прошёл путь от мастера, прораба, начальника участка, начальника ПТО до и.о. главного инженера Строительного управления «Промметаллург-строй» треста «Казметаллургстрой». В 1961 году поступил в аспирантуру Московского инженерно-строительного института на кафедру теоретической механики. В 1964 году молодой конструктор вошёл в авторский коллектив по проектированию Останкинской башни, возглавляемый выдающимся учёным и практиком Н.В. Никитиным (в составе авторского коллектива конструкторы: Н.В. Никитин, Б.А. Злобин, В.И. Травуш; архитекторы: Л.И. Баталов, Д.И. Бурдин, В.В. Милашевский; инженеры: М.А. Шкуд, А.Н. Щипакин). Строительство башни было завершено в ноябре 1967 года, но через 33 года Владимиру Ильичу пришлось вернуться к её проекту. В августе 2000 года случился пожар, разрушивший 120 из 149 силовых тросов, обеспечивающих её устойчивость. Встал вопрос о сохранении или разрушении уникального объекта. Трудами Владимира Ильича и его коллег башня была спасена (рис. 1).

Уже к своим тридцати годам, в 1968 году, В.И.Травуш, совместно с Н.В. Никитиным создают по заказу японской компании футуристический проект башни-города высотой 4000 м (рис. 2). Несмотря на очевидные рекламные цели японского заказчика, проект содержал расчёты строительных конструкций и инженерных систем. Проект, не имевший аналогов в мировой практике, стал вызовом профессиональному сообществу.

Многое из созданного Владимиром Ильичом в 1970-е годы стало воплощением идей развития типологии общественных зданий, весьма актуальных и в наши дни. Были разработаны серии типовых деревоклеёных и металлических конструкций общественных зданий. Среди них так называемые ФОКи - физкультурно-оздоровительные комплексы. Совместно с архитекторами ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева - В. Давиденко, М. Бубновым И. Михалёвым

и др. - было подготовлено 36 альбомов типовых проектов, в которых применялись конструкции перекрытий с использованием деревоклеёных арок, рам и металлических структур. Тогда же впервые получила развитие идея полносборных модульных зданий различного назначения и их элементов. Эти здания реализованы в Московской, Тверской и Архангельской областях. Сегодня это весьма востребованный продукт широкого применения не только в типовом проектировании. В 1981 году в Архангельске был построен дворец спорта - первое в стране общественное здание, перекрытое деревоклеёными арками пролётом 63 м (рис. 3). За эту работу В.И.Травушу была вручена премия Совета Министров СССР. В это же время в Москве к 0лимпиаде-80 построен Дворец спорта «Динамо». Далее последовали Дворец спорта в Твери, два бассейна, перекрытые деревоклеёными конструкциями, и четыре ФОКа, здание клуба с залом на 250 мест в Кимрах, крытые рынки в Архангельске и Ржеве, музей Хо-Ши- Мина в Ханое, меди-

Рис. 3. Дворец спорта в Архангельске. Архитектор М.В. Дрозденко. Конструкторы: М.Ю. Заполь, В.И. Травуш. 1980 год

Рис. 4. Конькобежный центр. Архитекторы: А.В. Кузьмин, А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Валуйских, С.Н. Чуклов, Л.С. Романова, З.О. Бурчуладзе, О.Ю. Гак, А.Г. Тимохов, А.С. Золотова, К.В. Ланина. Инженеры: М.Я. Лившин, М.И. Кельман, П.Г. Еремеев, В.И. Травуш, С.Б. Турковский, А.А. Погорельцев, А.Б. Наумочева, Н.Г. Старикова, Е.П. Субботина, И.А. Русина, Е.А. Сватикова. Архитектор-технолог А.А. Шабайдаш. Крылатское, Москва. 2004 год

цинский комплекс в Кургане. В период работы в ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева В.И. Травуш сотрудничал с мастерами архитектуры Е. Розановым, Ю. Шварцбреймом, В. Шестапа-ловым, Г. Исаковичем, М. Дрозденко и др. В 2004 году был завершён Конькобежный центр в Крылатском, перекрытый деревометаллическими фермами пролётом 117 м (рис. 4). Особую выразительность сооружению придаёт вантовая система подвеса кровли, ставшая главным композиционным элементом здания.

Сегодня мы возвращаемся к практике применения деревянных конструкций, потеряв в 1990-е годы двадцать заводов по их производству. Остались бесценный опыт и знания. По словам Ю.П. Гнедовского, руководившего в те годы Отделом научно-исследовательских работ ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, для В.И. Травуша не существовало непосильных задач. К 1997 году, в сотрудничестве с архитектором Б. Тхором, были завершены работы по возведению моста «Багратион» (рис. 5). Двухуровневый торгово-пе-

шеходный мост представляет собою оболочку с сегментарными вырезами, имеет протяжённость 214 м, ширину 16 м и высоту 12 м. Конструкция моста обрела качества художественной формы, в которой работа конструкции представлена как самостоятельное выразительное средство. Наполненный торговыми и общественными помещениями, мост представляет собою многофункциональный комплекс, оснащённый сложнейшим инженерным оборудованием. Он соединяет «Башню 2000», также возведённую с участием Владимира Ильича, с комплексом «Москва-Сити».

Комплекс высотных зданий ММДЦ «Москва-Сити» (рис. 6), работу над которым начал Б.И. Тхор, стал важнейшим этапом творческой биографии В.И. Травуша. Авторами высотных зданий стали архитекторы из разных стран мира, каждый из которых стремился к индивидуальной концепции объёмов. Куратором и разработчиком конструктивных и инженерных частей возводимых объектов, стал В.И.Травуш, без подписи которого чертежи на стройке не

Рис. 5. Мост «Багратион». Москва. Архитектор Б.И. Тхор. Конструктор В.И. Травуш. 1997 год

~ шый

тл

1Н/

Рис. 6. Комплекс «Москва-Сити» и башня «Эволюция»

Рис. 7. Конкурсный проект башни в Центральном ядре комплекса «Москва-Сити». Архитектор М.М. Посо-хин. Конструктор В.И. Травуш

принимались. Так возводились башни «Евразия», «Город столиц», «Империа-Тауэр» «Меркурий Сити Тауэр». Совместно с архитектором С. Чобаном была создана башня «Федерация», с архитекторами А. Кузьминым, Тони Кеттлом и Ф. Никандровым - спиралевидная башня башня «Эволюция». Помимо высотных объёмов, уникальным объектом комплекса стало «Центральное ядро» Сити с фундаментной плитой площадью 50000 кв. м. Особенностью конструктивного решения протяжённого объекта стало отсутствие температурных и осадочных швов, что позволило пропустить вдоль здания на его фундаментной плите три линии метро. Прочность, заложенная в фундаментную плиту «Центрального ядра», позволяла построить на ней ещё одну башню. Её предполагалось возвести на месте театрально-концертного зала. Оригинально высотное здание было запроектировано совместно с архитектором М.М. Посохиным (рис. 7).

Следующим этапом творческого пути мастера стало проектирование совместно с архитекторами Н. Цымбалом и А. Князевым Дворца спорта «Большой» Олимпиады 2014 года в Сочи (рис. 8). Стальное перекрытие ледовой арены площадью 196 х 144 м, высота над ареной 40 м. Не менее уникальным сооружением Олимпиады стала санно-боб-слейная трасса со сложнейшей геометрией, инженерной защитой и сопутствующими сооружениями. В это же время сооружается бизнес-центр «Москва» в Астане и храмовый комплекс в Салехарде.

Одной из сложнейших задач, поставленных перед коллективом архитекторов под руководством Д.В. Буша и конструктора В.И.Травуша, стало перепроектирование стадиона «Зенит-арена» в Санкт-Петербурге (рис. 9). Проектом, разработанным японским архитектором Кишо Куро-кава в 2006 году, предусматривалось создание раздвижной кровли над центральной частью арены и выдвижное поле для проведения концертов. В состав арены входят два яруса зрительских трибун, нижний из которых является частью существующего холма, ярус коммерческих лож под трибунные помещения (зрительские фойе, автостоянки, рестораны, многофункциональные и выставочные про-

странства, помещения для спортсменов, судей и прессы), видовая площадка с круговым обзором на Санкт-Петербург и Финский залив.

Перепроектирование стадиона под руководством архитектора Д.В. Буша было выполнено в связи с необходимостью приведения архитектурно-планировочных решений в соответствие с обновившимися требованиями ФИФА к Чемпионату мира 2018 года в России. Была изменена вместимость трибун, выполнена оптимизация конструктивных решений, в том числе конструкций и технологии раздвижной кровли над игровой ареной, а также для приведения проектных решений в соответствие с требованиями МЧС. Внешне невидимый труд и сжатые сроки потребовали колоссальных усилий команды.

Очевидная вершина творчества мастера - башня штаб-квартиры Газпрома «Лахта центр» в Санкт Петербурге высотою 462 м (рис. 10). Проект компаний RMJM и ЗАО «Гор-проект» (архитекторы Тони Кеттл и Ф. Никандров) также предполагал «вращение» объёма вокруг центральной оси здания. Архитектор стремился выразить динамику формы, усложняя архитектурный образ ассоциациями с биоструктурами, создавая здание-символ. Конструктор выполнил поставленную задачу - башня закручивается вокруг оси на 90 градусов. Каждая новая плита этажа поворачивается на

Рис. 8. Олимпийский дворец спорта «Большой» для хоккея с шайбой на 12 тыс. зрителей в Сочи. Архитекторы Н. Цымбал, А. Князев. Конструкторы В.И. Травуш, А.И. Шахворостов, А.В. Тимофеевич. 2013 год

Рис. 9. Стадион «Зенит-арена». Авторы концепции: Kisho Kurokava Architect & amp; Associates KKAA. Авторский коллектив перепроектирования стадиона - архитекторы: А.В. Боков, Д.В. Буш, Т.Г. Кирдина, Е.И. Иванова, А.Г. Тимохов, О.Ю. Гак, С.Н. Чуклов, Ю.В. Олофинская, К.В. Ланина; инженеры: М.Я. Лившин, Е.Е. Бекмухамедов, В.В. Ходиков, С.В. Затковецкий; конструктор: В.И. Травуш, А.И. Шахворостов. Стадия РД: Моспроект-4, КБ ВИПС. 2018 год

0,82 градуса относительно оси здания. Но особая заслуга конструктора - основание башни. Процесс непрерывной заливки бетона в него вошел в книгу рекордов Гиннеса: за 49,2 часа было залито 19 672 куб. м. Уникальность проекта и его конструктивной основы подтверждается не только принципиальными решениями, но и воплощена в деталях. Особая роль принадлежит стеклу, площадь которого на фасадах составляет 72 500 кв. м. Как и на башне «Эволюция», здесь применено холодногнутое стекло толщиной до 42 мм. В комплексе второй очереди стекло стало использоваться и как несущий конструктивный материал в виде витражных опор, открывая новые возможности его применения в архитектурной практике. «За выдающееся достижение в эстетическом и функциональном дизайне в области архитектуры» комплексу «Лахта центр» в 2019 году присуждено первое место в международном конкурсе «Emporis Skyscraper Award»1. В мае этого года, в Чикаго были подведены итоги конкурса CTBUH Awards 2021 -главной международной премии в области уникального высотного строительства и городского развития. «Лахта Центр» был признан победителем в номинациях «Лучшее

1 Ежегодная премия за выдающиеся достижения в эстетическом и функциональном дизайне в области высотной архитектуры.

высотное здание Европы», «Строительство высотных зданий» и «Лучшее здание высотой более 400 метров».

Творчество В.И. Травуша охватывает практически все области архитектурной практики. Совместно с архитектором Ю.П. Платоновым он стал автором площади Европы в Москве, установив 48 колонн с флагами Европейских государств и 11-метровую скульптурную композицию бельгийского скульптора Оливье Стребеля «Похищение Европы». Это не единственная работа, связанная со скульптурой. Памятники В.И.Ленину скульпторов Е. Вучетича и М. Бабурина - в Волгодонске и Владивостоке, скульптуры Л. Кербеля и М. Воскресенской установлены в Москве и в городе Карши в Узбекистане. Работа Эрнста Неизвестного «Древо мира» открывает вход на мост «Багратион». Свою лепту внёс Владимир Ильич и в театральное искусство, разработав конструкции декораций с механизмами подъёма для спектакля «Свадьба Кречинского» в Московском государственном Малом театре.

Особое место в творчестве Мастера занимают конкурсные проекты. Их перечень свидетельствует о широте интересов автора конструктивных решений и доверии архитекторов к конструктору, способному дать убедительный ответ на любую футуристическую задачу. В двадцати одном отечественных и международных конкурсных проектах получено семь премий.

Рис. 10. «Лахта центр». Санкт Петербург. Главный конструктор В.И. Травуш. 2018 год

2 2021 131

Большой успех сопутствовал проекту Морского экополиса «Ольвия» (1993, совместно с архитекторами Е.Г. Розановым, И.Г. Лежавой, О.П. Кравченко). Работа была удостоена первой премии международного конкурса и награждена Золотой медалью Российской Академии художеств. По степени футу-ристичности и глубине проработки он, во многом опередив своё время, напоминает «Башню 4000». В портфолио Мастера конкурсные проекты оперного театра в Софии (1973, совместно с Ю.П. Гнедовским), объекты «Олимпиады-80» в Москве, комплекса Тэт-Дефанс (рис. 11) и театра оперы «Бастилия» в Париже (1982-1983, совместно с Е.Г. Розановым и Г.П. Горлышковым), крытый велотрек в Крылатском, проект театра морских животных в Сочи (совместно с Ю.Л. Шварцбреймом), павильон СССР на ЭКСПО-92 в Севилье, памятник Победы и Храм в честь 1000-летия крещения Руси в Москве (совместно с В.П. Давиденко), мемориал в Сенегале (совместно с А.Д. Лариным), легкоатлетический стадион «Москвич» на 25000 зрителей в Москве (совместно с А.В. Боковым

и Д.В. Бушем) (рис. 12), проекты малоэтажного и индивидуального жилья, реконструкция Центрального дома художника на Крымском валу и Театра юного зрителя в Москве (2001).

Владимир Ильич Травуш ведёт многолетнюю научную и преподавательскую деятельность. Его лекции по высотному строительству, строительной механике и расчётной практике находят многочисленную аудиторию в десятках научных центров России. Его научные интересы связаны с рядом направлений строительной механики, практических расчётов, испытаний и исследований работы строительных конструкций. Он принимал участие в разработке ряда строительных сводов правил и пособий по проектированию, им зарегистрировано 45 патентов на изобретения, опубликованно более трёхсот статей, подготовлено двадцать кандидатов и докторов технических наук.

Сегодня не останавливается и проектная деятельность В.И. Травуша как главного конструктора и заместителя директора ЗАО «Горпроект». Обретя славу мастера высотного строительства,

Рис. 11. Эскизы к конкурсу Тэт-Дефанс. Архитекторы Е. Розанов, Г. Горлышков, В. Лисовский, Ф. Евсеев, А. Родичева. Инженер В. Травуш

Рис. 12. Концепция легкоатлетического стадиона «Москвич» на 25 000 зрителей с многофункциональным спортивным комплексом. Архитекторы: А.В. Боков, Д.В. Буш, А.В. Орлов, В.Н. Тулупов, А.Г. Тимохов, А.А. Заключаев, В.Н. Алёхин, А.А. Рюмин. Инженеры: М.Я. Лившин, Е.Е. Бекмухамедов. Конструкторы: В.И. Травуш, М.И. Кельман. Волгоградский проспект, Москва. 2007 год

Рис. 13. Дом - «Окно в III тысячелетие». Архитекторы Ю. Платонов (руководитель), А. Кузьмин, С. Захаров, С. Киселёв, Д. Хрусталёв. Инженеры-конструкторы: В. Травуш, В. Ильичёв, Ю. Самохвалов, А. Никифоров

он не остаётся приверженцем высотного строительства жилых зданий. «Нужно развиваться прежде всего по горизонтали. Мы можем обойтись без жилых небоскрёбов», - в этих словах отражается высокая нравственная позиция В.И.Травуша, ставящая здравый смысл и социальную потребность выше амбициозных задач. В настоящее время с коллективом «Горпроекта» он участвует в проектировании технопарка в Сколкове и многофункциональной ледовой арены на 15 000 зрителей в Екатеринбурге.

Научный руководитель В.И.Травуша в аспирантуре, выдающийся учёный,специалист по проблемам динамики сооружений Борис Григорьевич Коренев утверждал: «Есть люди, которые хорошо считают, есть те, кто хорошо конструируют и могут придумать разные детали и узлы. А есть те, которые аккумулируют в себе и то и другое. Это и есть самое ценное в профессии». К таким людям относится доктор технических наук, профессор, академик и вице-президент РААСН, почётный строитель Москвы и России, заслуженный строитель РФ и заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Совета министров СССР, трижды лауреат Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники Владимир Ильич Травуш.

С.В. Гнедовский, академик РААСН

а)

в)

Рис. 14. Московский многофункциональный музейно-выставочный центр «Провиантские склады»: а, б) проект. Автор музейно-выставочной концепцииЗ. Церетели. Архитекторы Ю. Платонов (руководитель), А. Кузьмин,Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова, М. Лазарев, Е. Емельяненко, при участии Д. Лебедевой. Инженер-конструктор В. Травуш. Историко-архитектурные исследования - Е. Соловьёва, М. Белослудцева. Реставрация - Л. Лавренёв. Консультанты - А. Виноградов, А. Уранов; в) современный вид (из открытых источников сети Интернет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.