РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
УДК 725.34
Королькова А.В. аспирант
Московский архитектурный институт государственная академия Россия, г. Москва КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ МОРСКИХ ВОКЗАЛОВ
Аннотация: в статье рассматриваются основные типы конструктивных схем при разработке морских вокзалов. На основании анализа отечественного и мирового опыта определены следующие конструктивные схемы: с каркасом из монолитного железобетона; с каркасом из металлических вертикальных и горизонтальных элементов; комбинированные схемы.
Ключевые слова: морской вокзал, конструктивная схема, каркас
Korolkova A. postgraduate student Moscow Institute of Architecture (state academy)
Russia, Moscow
THE CONSTRUCTIVE SCHEMES OF THE MARINE TERMINALS
Abstract: the article considers the main types of structural schemes in the design of marine terminals. Based on the analysis of domestic and world experience is defined by the following structural scheme: a frame of reinforced concrete; with a frame made of metal vertical and horizontal elements; combination schemes.
Key words: marine terminalt, structural schema, frame
Конструктивная структура здания - это совокупность
взаимосвязанных конструктивных элементов (фундаментов, стен, перекрытий, кровли и др.), выполняющих в здании конкретные функции [1].
Морские вокзалы строятся на берегах морей, и часто подвергаются затоплению, размыву и оползням. Вопросам конструкций зданиям такого типа, в особенности их фундаментов, должно уделяться исключительное внимание.
При выборе конструкций морского вокзала архитекторы рассматривают вопросы применения наиболее подходящих конструктивных схем с точки зрения технико-экономической целесообразности и с позиций высоких требований, предъявляемых архитектурной композиции вокзала.
При анализе мирового опыта были выявлены основные характерные для МВК конструктивные схемы:
- с несущим каркасом из монолитного железобетона;
- с несущим каркасом из металлических вертикальных и горизонтальных элементов;
- комбинированные схемы с несущим каркасом из монолитного железобетона и металлических конструкций.
Трехуровневый морской вокзал в городе Салерно по проекту Захи Хадид полностью выполнен из монолитного железобетона, внешняя форма которого образована волнистой оболочкой. Внутренняя часть, организованная вокруг зала ожидания, образует разделение пассажиров на прибывающих, и тех кто покидает город, с помощью пологих пандусов и лестниц для перемещения между этажами здания.
Рис. 1. Морской вокзал в городе Салерно : план, разрез (источник: http://www.archdaily.com/786203/salemo-maritime-terminal-zaha-hadid-architects; фото: Hélène Binet, Hufton+Crow)
Здание состоит из трех основных блоков, которые выделяются конструктивной схемой:
- службы обработки местных пассажиров;
- службы обработки региональных пассажиров;
- службы обработки международных пассажиров.
Ограждающие конструкции представляют большие полосы остекленных участков по периметру здания, с возможностью созерцания видов на залив [3].
Морской вокзал в Сиднее представляет собой сооружение из металлического каркаса. Кровля этого вокзала в виде изогнутого профилированного листа опирается на исторические конструкции козлового крана, сохраненные по замыслу архитекторов в качестве основных несущих элементов. Благодаря тому, что кровля опирается на существующие подкрановые конструкции, появляется возможность создания гибкого пространства без устройства колонн [4].
Рис. 2. Морской вокзал в городе Сидней : общий вид, разрез (источник: http://www.archdaily.com/439351/sydney-cruise-terminal-johnson-pilton-walker-architects; фото: Brett Boardman, Ethan Rohloff)
Морской вокзал в Йокогаме имеет три уровня. Данное здание соответствует комбинированной конструктивной схеме. Высота вокзала составляет 15 метров, длина около 400 метров. Конструкции морского вокзала состоят из стальных ферм длиной по 42 метра, и расположенных с шагом 16 метров. Фермы соединены продольно с помощью прогонов, несущих металлическую оболочку, либо остекление. Фермы опираются на железобетонные конструкции, из которых выполнен нижний уровень парковки и основной распределительный уровень [2].
Рис. 3. Морской вокзал в городе Йокогама : общий вид, разрез (источник: http://www.archdaily.com/554132/ad-classics-yokohama-international-passenger-terminal-foreign-office-architects-foa; фото: Satoru Mishima / FOA, Flickr user twu)
Использованные источники:
1. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений : учебное пособие / А. Л. Гельфонд. - М. : Архитектура-С, 2006. - 280 с.
2. AD Classics: Yokohama International Passenger Terminal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/554132/ad-classics-
yokohama-intemational-passenger-terminal-foreign-office-architects-foa (дата обращения: 20.06.2017).
3. Salerno Maritime Terminal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/786203/salerno-maritime-terminal-zaha-hadid-architects (дата обращения: 20.06.2017).
4. Sydney Cruise Terminal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.archdaily.com/439351/ sydney-cruise-terminal-j ohnson-pilton-walker-architects (дата обращения: 20.06.2017).