КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
© Оловянникова Е.А.*, Федотова Е.Б.Ф
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В данной статье освещены основные положения теории управления стоимостью компании. Обоснована актуальность выбранной темы в рамках современных условий деятельности российских компаний. Изучены наиболее известные показатели стоимости бизнеса, используемые в стоимостном подходе, называемом Value-Based Management (VBM) - управление стоимостью компании. Автором сделаны соответствующие выводы.
В современных условиях глобализации меняются качественные характеристики деятельности российских компаний. Постепенно увеличивается пространство от локальных до международных, глобальных рынков. Среда деятельности компаний все более определяется знаниями и становится информационной, технологичной. Возрастает конкуренция и происходит более активная интеграция иностранных капиталов в российскую экономику. Новые экономические условия требуют применения новых подходов и моделей управления компанией, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность, обеспечить устойчивость работы организации, а также сохранить конкурентоспособность.
Среди новых подходов финансового менеджмента все большее признание и распространение получает подход к управлению компанией, который получил в англоязычной литературе название Value-Based Management (VBM), а в русскоязычной - управление стоимостью (ценностью) компании, или ценностно-ориентированный менеджмент. В основе концепции VBM лежит признание того, что основной целью организации является рост ее ценности для собственников (акционеров). Соответственно, все решения компании должны быть направлены на достижение этой цели. В этом смысле VBM понимается как всеобъемлющая система управления организацией, нацеленная на максимизацию наиболее вероятной ценности, которая должна быть создана бизнесом, при котором оценка результатов деятельности организации и применяемые системы вознаграждения основываются на показателях добавленной ценности.
Актуальность темы заключается в том, что для акционеров компании важно обеспечить рост финансовых результатов от использования объек-
* Магистрант кафедры Экономического анализа, статистики и финансов.
* Доцент кафедры Экономического анализа, статистики и финансов, кандидат экономических наук.
тов владения, повышение их рыночной стоимости. Для инвесторов решающее значение имеет надежность и выгодные условия инвестирования средств, для покупателей - качество приобретаемых товаров и услуг. Именно в рамках концепции управления стоимостью представляется возможность максимально учесть и согласовать интересы всех участников.
Опыт развитых стран подтверждает высокую эффективность стоимостного подхода. Применение концепции управления стоимостью российскими организациями позволит создать новую систему корпоративного управления и механизмов вознаграждения сотрудников в зависимости от их вклада в создание стоимости. С его помощью российские компании смогут повысить инвестиционную привлекательность, эффективность деятельности, а также увеличить благосостояние собственников.
Управление стоимостью - это интегрирующий процесс непрерывной максимизации стоимости компании, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости [5]. Оно должно служить ориентиром для принятия решений на всех уровнях - от стратегических, на уровне совета директоров, до повседневных операций.
Управление на основе стоимости предполагает постоянный поиск решений обеспечивающих наиболее динамичный темп роста стоимости. Управление стоимостью компании непосредственно связано с процессами максимизации получаемых прибылей, так как величина нераспределенной прибыли капитализируется и увеличивает стоимость собственного капитала. Такое управление представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. Этот метод дает хороший эффект, который проявляется в росте экономической эффективности.
При определении рыночной стоимости нужно использовать не только стоимость активов, но и собственный гудвилл, который, естественно, в балансе не отражен и нигде не фигурирует. В балансе отражаются лишь амортизируемые нематериальные активы, имеющие определенный срок службы (торговые марки, патенты, авторские права), но необходимо также учитывать такие нематериальные активы с неопределенным сроком, которые неотделимы от предприятия или от сотрудников данного предприятия. Эти активы не амортизируются и не отражаются в балансе, к ним можно отнести: подготовленность и профессионализм персонала, репутация, географическое расположение компании и др. Тем не менее, юридически собственники имеют права только на долю того, что отражено в балансе предприятия.
Во всем мире рыночная стоимость компании складывается из рыночной стоимости активов и инвестиционной премии за долю рынка, уже контролируемую компанией. Т.е., рыночная стоимость почти всегда значительно больше стоимости активов (без учета долгов).
Необходимо отметить, что стоимость чистых активов по бухгалтерии и их рыночная стоимость совсем не одно и то же. Согласно приказу Мин-
фина РФ [1] расчет чистых активов производится на основании данных бухгалтерского учета, а в настоящее время стоимость основных фондов в большинстве организаций отражена в ценах прошлых лет. Многие объекты имеют заниженную стоимость, или вообще полностью самортизированы, т.е. их остаточная стоимость равна нулю. Но это не значит, что рыночная стоимость нулевая. На практике оценщики сталкиваются с тем, что рыночная стоимость актива значительно превышает балансовую.
Согласно действующему законодательству, в частности Федеральному закону от 29.07.98 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью понимается «вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства»[2].
Таким образом, рыночная стоимость - с одной стороны, это рыночная цена, по которой осуществляется сделка на рынке, с другой стороны, показатель развития компании, отражающий конечный результат и рост богатства акционеров.
Для собственника стоимость компании является единственным критерием оценки его благополучия, который дает комплексное представление об эффективности управления бизнесом. Объем продаж, прибыль, себестоимость, финансовые показатели, такие как ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость являются промежуточными характеристиками отдельных экономических аспектов деятельности предприятия. И лишь его стоимость служит общим показателем, единственной характеристикой ценности товара.
Концепция управления стоимостью позволяет не только решить поставленные задачи, но и объяснить причины перелива капитала из одной отрасли в другую. Капитал представляет собой самовозрастающую величину, поэтому его стоимость должна постоянно расти. Если стоимость капитала не увеличивается, то его собственники принимают решения о направлении его в ту сферу или компанию, которая способна создать эту стоимость. Руководители компаний должны осознавать, что фирма находится в постоянной конкурентной борьбе. Поэтому, если компания не способна обеспечить приемлемого для инвестора роста стоимости, она лишается этого ресурса, без которого невозможно борьба за капитал, ее дальнейшее функционирование. Построение системы управления стоимостью компании начинается с базового уровня и захватывает управленческую и финансовую системы, сложившиеся в компании.
Суть концепции управления стоимостью компании заключается в том, что, все решения, принимаемые менеджерами, оцениваются с точки зрения их влияния на стоимость. При этом главной целью менеджмента является максимизация рыночной стоимости компании.
Следует отметить, что внедрения системы управления стоимостью это довольно длительный процесс, который может составлять два или три года.
Основные этапы внедрения стоимостного управления:
- согласование управленческих процессов с задачей создания стоимости;
- оценка финансово-экономического состояния компании;
- определение рыночной стоимости компании: доходный подход, затратный подход, сравнительный подход. Далее определяется средневзвешенная рыночная стоимость;
- определение ключевых факторов стоимости компании;
- создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений;
- анализ вклада подразделений в стоимость компаний;
- внедрение принципов стоимостного мышления;
- определение целевых нормативов;
- внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов;
- подготовка отчета, с позиции управления стоимостью.
Стоимостной подход в самом общем смысле представляет собой комплекс управленческих и финансовых решений, направленных на рост стоимости компании и реализуемых посредством управления факторами стоимости. В таком смысле процесс управления стоимостью включает два важнейших аспекта: критерий и инструмент. Во-первых, в качестве одного из основных параметров признается стоимость. Во-вторых, реализация подхода предполагает управление факторами стоимости, непосредственно влияющие на этот критерий. Таким образом, управление стоимостью предполагает выявление и воздействия на факторы, определяющие ее в каждом конкретном случае.
К внешним факторам относятся: характеристики макросреды, рынка капитала, а также тенденции развития этого рынка и конкурентные позиции компании. Эти факторы возникают независимо от действий менеджмента компании, поэтому их воздействие необходимо прогнозировать и по мене появления осуществлять корректировку стратегии управления. К внутренним относится операционная деятельность предприятия, финансовые показатели и стратегия. Они непосредственно связаны с действиями менеджмента, спецификой отрасли и местоположением компании.
Фактор создания стоимости представляет собой некий элемент системы влияющий на количественные и качественные параметры компании, от которого зависит ее цена.
При оценки бизнеса необходимо подробно остановиться на важных финансовых факторах стоимости, то есть на тех рычагах воздействие на которые, в дальнейшем можно добиться роста стоимости предприятия. Объем финансовых ресурсов напрямую влияет на стоимость, эффективность
их использования определяет потенциал роста стоимости компании за счет финансовых факторов.
Управление, цель которого заключается в создании стоимости, то есть управление стоимостью, есть качественное улучшение стратегических и оперативных решений, принимаемых на всех уровнях структуры управления компанией, посредством выявления и влияния на факторы стоимости, а так же за счет концентрации усилий всех ответственных лиц, приводящее к увеличению стоимости компании. В 80-90-х годах прошлого столетия появился целый ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости, на основе некоторых из них в дальнейшем возникли даже системы управления (например, EVA и EVA-based management) [10]. Наиболее известные из них - экономическая добавленная стоимость (EVA), добавленная акционерная стоимость (SVA), добавленная денежная стоимость (CVA), рыночная добавленная стоимость (MVA), доходность денежного потока на единицу инвестиций (CFROI). Каждый из этих показателей имеет свои достоинства и недостатки, и рассчитываются для разных целей и заинтересованных сторон.
На наш взгляд, наиболее приемлемыми для оценки бизнеса являются показатели экономической добавленной стоимости (EVA), добавленной акционерной стоимости (SVA) и добавленной денежной стоимости (CVA).
Наверно, из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания стоимости компании, EVA является самым известным и распространенным. Причина этого в том, что данный показатель сочетает простоту расчета, а также позволяет оценивать эффективность как работы предприятия в целом, так и отдельных подразделений.
EVA вычисляется на основании следующей формулы:
EVA = NOPAT - Kw х C
где NOPAT - чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);
Kw - средневзвешенная цена капитала (WACC);
C - стоимостная оценка капитала.
EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная - о ее снижении.
Основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA, состоит в том, что инвесторы компании должны получить норму возврата за принятый риск. Если этого не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании.
В рамках управления стоимостью компании EVA используется: при составлении капитального бюджета, при оценке эффективности деятель-
ности подразделений или компании в целом, при разработке оптимальной и справедливой системы премирования менеджмента. Преимущества применения данной концепции в рамках управления стоимостью компании связаны с адекватным и нетрудоемким определением с помощью данного показателя степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости.
Данный показатель имеет некоторые преимущества перед чистой приведенной стоимостью (NPV). Так, традиционный NPV-анализ требует расчета необходимой величины инвестиций с точным определением объема и времени денежных потоков по периодам. Расчет показателя добавленной стоимости, так же как и показателя NPV, можно проводить по каждому отдельному периоду функционирования компании без дополнительного учета минувших событий и предсказания будущего, а просто исходя из оцененной на основе бухгалтерских данных величины задействованного капитала.
При этом, с помощью EVA значительно легче проводить сравнительный анализ плановых показателей инвестиционного проекта с фактически достигнутыми результатами, показатель EVA позволяет наглядно зафиксировать данные, позволяющие сделать вывод о степени эффективности отдельной инвестиции или их совокупности в конкретном периоде времени.
Показатель добавленной акционерной стоимости используется для оценки правильности принятия стратегических решений. Как любой показатель, базирующийся на концепции остаточного дохода и используемый в рамках управления стоимостью компании, SVA исходит из предположения о том, что создание добавленной стоимости для акционеров (положительная величина SVA) происходит в тот момент, когда рентабельность новых инвестиций компании превосходит средневзвешенные затраты на капитал (ROIC > WACC). При этом важным условием является то, что любые действия менеджеров компании должны быть направлены на получение дополнительной выгоды для собственников компании, которая фактически определяется приростом ее акционерного капитала.
В общем виде показатель рассчитывается:
SVA = Расчетная стоимость акционерного капитала - Балансовая стоимость
акционерного капитала
Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием денежных потоков.
В последнее время все большее число специалистов отдают предпочтение показателю CVA, как критерию создания стоимости, т.к.:
- в качестве отдачи от инвестированного капитала используется потоковый показатель - денежные потоки (cash flows);
- учитываются затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников, т.е. средневзвешенная цена капитала.
В основе данного показателя лежит концепция остаточного дохода (residual income), а формула его расчета имеет следующий вид:
CVA = AOCF - WACC х TA
где AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) - скорректированный операционный денежный поток;
WACC - средневзвешенная цена капитала;
TA - суммарные скорректированные активы.
Корректировки, вносимые при расчете указанных величин аналогичны тем, которые рассматривались при обсуждении EVA.
В силу того, что каждый из рассмотренных показателей имеет свои ограничения и недостатки, часто ведутся различные дебаты о том, какой из показателей лучше. Но все эти обсуждения отвлекают внимание от главного, для чего нужна оценка стоимости: помочь руководителям принимать правильные решения и нацелить работников компании на создание стоимости.
Поэтому, в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, целей, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.
Так, например, на наш взгляд целью расчета показателя EVA является удовлетворение собственников компании, т.к. показывает созданную стоимость компании за единичный период времени. На данный показатель не влияют внешние факторы, а значит результат подконтролен менеджерам.
Показатель SVA наиболее подходит для целей собственников бизнеса и потенциальных инвесторов, т.к. расчет данного показателя основан на доходном подходе, т.о. учитывает денежные потоки, инвестиции с учетом фактора времени и инфляции.
Таким образом, система управления стоимостью компании с целью увеличения этой стоимости в долгосрочной перспективе позволяет в максимально возможной мере удовлетворить интересы собственников (акционеров), определить рациональные стратегии своего развития в долгосрочной перспективе и выработать систему эффективных управленческих мер, способствующих достижению как сформулированных целей, так и необходимого уровня конкурентоспособности.
Список литературы:
1. Приказ Минфина РФ № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6 / пз от 29.01.2003 г. «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2003 г. № 4252).
2. Федеральный закон № 135-Ф3 (ред. от 22.07.2010 г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. (Принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.).
3. Гершун А. Технология сбалансированного управления: учеб. / А. Гер-шун, М. Горский. - М.: ЗАО «Олимпик-Бизнес», 2006 - 416 с.
4. Козырь Ю.В. Особенности оценки бизнеса и реализации коныепции \ГБМ / Ю.В. Козырь. - М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2006. - 285 с.
5. Коупленд Т. Стоимость компании: оценка и управление: Издание третье, переработанное и дополненное / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Мур-рин / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 - 576 с.
6. Самохвалов В.Н. Как определить ключевые факторы стоимости компании / В.Н. Самохвалов. - М.: Управление компанией, 2004.
7. Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструкции, практические решения в различных областях деятельности: научное издание / Н.Г. Синявский. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 240 с.
8. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / К. Уолш. - М.: изд. Дело, 2001 - 360 с.
9. Финансовый менеджмент: стоимостной подход: уч. пособие / Под ред. В.В. Баранова, В.В. Иванова - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 - 504 с.
10. Щербаков В.А. Оценка стоимости предпрития (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. - М.: Омега-Л, 2006. - 288 с.
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЗЕРНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Париева И.Ю.*
Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Рыночная трансформация российской экономики обусловила кардинальные изменения во всех отраслях народного хозяйства, вызвав резкое увеличение числа инфраструктурных предприятий. Завершился этап становления рыночных отношений в сельском хозяйстве, в том числе в сфере производства и реализации зерна и зернопродукции, и возможно подвести первые итоги, оценить результаты, выявить проблемы организации и функционирования российского зернового рынка.
На современном этапе развития Россия все более активно включается в процессы, которые происходят на мировом рынке, и находится перед необходимостью координации своей экономической и торговой политики
* Соискатель кафедры «Экономика и менеджмент».