Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАДРОЦИКЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЛЕСОЗАГОТОВКАХ'

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАДРОЦИКЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЛЕСОЗАГОТОВКАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОЗАГОТОВКИ / РУБКИ УХОДА / МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ТРЕЛЕВКА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РУБОК УХОДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНСТРУКЦИЙ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Костин Павел Игоревич

В данной статье произведена классификация квадроциклов по области их применения, а также проанализированы конструктивные особенности мотовездеходов, которые позволяют использовать их для проведения работ на лесозаготовках. В результате анализа был установлен наиболее подходящий для работ на лесозаготовках тип квадроциклов, удовлетворяющий всем условиям их проведения. Также был произведен обзор необходимого для работ в условиях пересеченной местности дополнительного оборудования квадроциклов, которое позволяет добиться максимальной эффективности эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Костин Павел Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN FEATURES OF ATVS USED IN LOGGING

In this article, the classification of ATVs by their field of application is made, as well as the design features of ATVs that allow them to be used for logging operations are analyzed. As a result of the analysis, the most suitable type of ATV for logging operations was determined, which meets all the conditions for their implementation. An overview was also made of the ATV accessories necessary for work in rough terrain, which allows you to achieve maximum operating efficiency.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАДРОЦИКЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЛЕСОЗАГОТОВКАХ»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАДРОЦИКЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЛЕСОЗАГОТОВКАХ Костин П.И. Email: Kostin6104@scientifictext.ru

Костин Павел Игоревич - студент магистратуры, кафедра ЛТ4 технологии и оборудования лесопромышленного производства, факультет ЛТ,

Мытищинский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Мытищи

Аннотация: в данной статье произведена классификация квадроциклов по области их применения, а также проанализированы конструктивные особенности мотовездеходов, которые позволяют использовать их для проведения работ на лесозаготовках. В результате анализа был установлен наиболее подходящий для работ на лесозаготовках тип квадроциклов, удовлетворяющий всем условиям их проведения. Также был произведен обзор необходимого для работ в условиях пересеченной местности дополнительного оборудования квадроциклов, которое позволяет добиться максимальной эффективности эксплуатации. Ключевые слова: лесозаготовки, рубки ухода, механизация работ, экологичность, трелевка, машиностроение, технология рубок ухода, модернизация конструкций, производительность.

DESIGN FEATURES OF ATVS USED IN LOGGING

Kostin P.I.

Kostin Pavel Igorevich - master's Student, DEPARTMENT LT-4 TECHNOLOGY AND EQUIPMENT FOR TIMBER INDUSTRY, FACULTY LT,

MYTISHCHI BRANCH BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY, MYTISHCHI

Abstract: in this article, the classification ofATVs by their field of application is made, as well as the design features of ATVs that allow them to be used for logging operations are analyzed. As a result of the analysis, the most suitable type of ATV for logging operations was determined, which meets all the conditions for their implementation. An overview was also made of the ATV accessories necessary for work in rough terrain, which allows you to achieve maximum operating efficiency.

Keywords: logging, thinning, mechanization of work, environmental friendliness, skidding, machine design, thinning technology, modernization of structures, productivity.

УДК 630*371. 630*375.9

Для работы на лесозаготовках необходимы мотовездеходы, которые способны справиться с труднопроходимой местностью. Они должны уметь преодолевать любые неровности микрорельефа, уметь передвигаться по грунтам различного состава и влажности.

Квадроциклы можно классифицировать по назначению, в зависимости от их мощности и конструктивных особенностей. Классификация представлена ниже:

Спортивные квадроциклы. Предназначенные для движения на высоких скоростях, они оснащены мощным двигателем от 800 л.с. и больше, а также задним приводом цепного типа, ручной коробкой передач, независимой подвеской, которая значительно повышает их маневренность, и мощными амортизаторами. Большой ход подвески, которым также обладают квадроциклы данного типа, позволяет им совершать прыжки на высокой скорости, получая при этом моментальное сцепление с

дорогой. Отличительной особенностью кроссовых моделей квадроциклов является облегченный кузов весом не более 300 кг, а также то, что они не предназначены для установки дополнительного оборудования.

К подвиду спортивных квадроциклов относятся шоссейные. Как следует из названия, они предназначены для езды по шоссе, о чем говорит меньший дорожный просвет и широкие колеса, рассчитанные на сцепление с гладкой поверхностью (шоссе).

Обычные спортивные квадроциклы, развивая высокие скорости на грунтовых дорогах, в отличие от шоссейных, не предназначены для езды на высоких скоростях по гладкой поверхности.

Наиболее комфортабельными и, в связи с этим, наиболее дорогими среди всех видов квадроциклов являются туристические, которые, как правило, сопровождаются множеством дополнительных опций. Так, они могут быть оснащены крышей, гидравлическим кузовом, багажником и даже автомобильным рулем. Среди туристических квадроциклов наиболее широко распространены двухместные модели, которые в большинстве своем оснащены полным приводом и колесами с низким давлением, что позволяет им проходить по труднопроходимым местам в любое время года (песок, снег, грязь, болотистая почва). Другими словами, туристические квадроциклы наиболее удобны, универсальны и всесезонны.

Утилитарные квадроциклы. Утилитарные квадроциклы универсальны и способны проехать там, где это практически невозможно.

Они намного тяжелее туристических и спортивных. Имеют колеса большого диаметра, полноприводную независимую подвеску, пару багажников.

Для передвижения по пересеченной местности им необходим мощный силовой агрегат, в роли которого выступает четырехтактный двигатель с одним или двумя цилиндрами и объемом от 500 до 1000 см3.

Благодаря своей конструкции, учитывающей особенности передвижения на лесосеке, этому условию удовлетворяют утилитарные квадроциклы. Они имеют независимую подвеску, высокий клиренс, защищенные узлы и механизмы.

Утилитарные квадроциклы бывают одно- и двухместными. Отличительной особенностью двухместной машины является удлиненная колесная база, на которую устанавливается дополнительное сидение для второго пассажира. В связи с этим использование двухместных моделей нецелесообразно, т.к. удлинение рамы ухудшает проходимость и управляемость квадроцикла, а также увеличивает его вес.

Утилитарные мотовездеходы имеют независимую подвеску всех 4 колес. У большинства утилитарных квадроциклов трансмиссия автоматическая, состоящая из клиномерного вариатора и понижающей передачи. Другие типы трансмиссий можно встретить только на квадроциклах фирмы Honda.

Каждый утилитарный квадроцикл оснащен системой полного привода, имеет постоянный привод на передние и задние колеса с принудительной блокировкой межколесного дифференциала передней оси. Но существуют и самоблокирующие системы - к примеру, компания BRP устанавливает на все свои квадроциклы систему Visco Loc.

Также обязательно наличие фаркопа, способного выдерживать тяговое усилие более 500 кг.

Большой ассортимент навесного оборудования позволяет расширить функциональность агрегата. Для использования в лесном хозяйстве квадроцикл может быть оборудован следующими аксессуарами:

Электрическая лебедка. Обычно устанавливается в передней части квадроцикла. Она состоит из двигателя с барабаном и редуктором, тормозной системы, рамы и металлического троса. Может вытянуть застрявший квадроцикл из грязи или болота.

Гусеничные траки. Позволяют улучшить проходимость квадроцикла. Их можно использовать круглогодично, но, к сожалению, при передвижении на гусеничных

траках в летний период ухудшится проходимость, в связи с чем переезд через 20-сантиметровое бревно может закончиться неудачей. К тому же они значительно увеличивают вес квадроцикла.

Цепи противоскольжения. Самым доступным средством повышения проходимости являются цепи противоскольжения. Они применяются для зимней эксплуатации и для езды по бездорожью.

Силовые бампера. Езда по лесу сопряжена с риском повредить технику. Столкновение с деревом или неосторожный проезд оврага могут привести к повреждениям. В таких случаях весь удар на себя принимает передняя часть квадроцикла, поэтому, чтобы обезопасить мотовездеход от повреждения хрупких элементов конструкции, на него устанавливают бампера.

Силовые бампера имеют прочную стальную конструкцию и покрыты стойким к повреждениям, полимерным порошковым покрытием.

Для минимизации повреждений ходовой части и рамы нужно объезжать препятствия, встречаемые по ходу движения. Преодолевать препятствия необходимо на понижающей передаче. Канавы и рвы рекомендуется переезжать под углом 15-20 градусов, а поваленные деревья и валежник под прямым углом.

Среди всех типов квадроциклов наиболее подходящими для работ на рубках ухода являются утилитарные, т.к. они обладают большой мощностью и усиленным тягово-сцепным устройством (фаркопом). Следовательно, утилитарные квадроциклы являются наиболее производительными. Установка дополнительного оснащения улучшит проходимость и снизит риск повреждения техники во время передвижения по лесу.

Список литературы /References

1. Гусеничные траки для мотовездеходов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// themoto.net/atv/oborudovanie-atv/gusenitsyi.html/ (дата обращения: 13.01.2021).

2. Квадроциклы BRP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.brp-world.com/ru/ru/ (дата обращения: 13.01.2021).

3. Классфикация квадроциклов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tehnika.expert^cifrovaya/kvadrocikly/klassifikaciya-i-kak-vybrat.html/ (дата обращения: 13.01.2021).

4. Матросов А.В. Технология и машины лесосечных работ: учебное издание /

A.В. Матросов, С.Н. Смехов, М.А. Быковский и др.: М.: МГУЛ, 2011. 132 с.

5. Машины для трелевки и вывозки древесины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// studme.org/277925/tehnika/mashiny_trelyovki_vyvozki_drevesiny/ (дата обращения: 13.01.2021).

6. Мотовездеходы Honda. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aoyama.ru/moto/motovezdekhody/ (дата обращения: 13.01.2021).

7. Патякин В.И. Технология и машины лесосечных работ: учебник для вузов /

B.И. Патякин, И.В. Григорьев, А.К. Редькин и др.: СПб.: ЛТА, 2012. 363 с.

8. Цепи противоскольжения для квадроциклов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// remkvadra.ru/cepi-na-kvadrocikl/ (дата обращения: 13.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.