Научная статья на тему 'Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема'

Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4145
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозчикова Л. С.

Автор анализирует процесс самоутверждения личности с философского, психологического подходов, выделяет виды самоутверждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема»

УДК 37.0

Л. С. Перевозчикова

КОНСТРУКТИВНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Самоутверждение личности в самом общем смысле можно представить как процесс определения личностью своей необходимости в том социальном контексте, в котором она существует. Одновременно самоутверждение выступает как пожизненный процесс, в ходе которого в условиях собственной активности личность реализует не только социально обусловленную потребность во взаимодействии с себе подобными, но и свою самость. В этом смысле самоутверждение осуществляет основную родовую функцию человека. Личность, участвуя в той или иной социальной деятельности, стремится достичь такой степени актуализации себя в ней, чтобы оказаться ей необходимой. Существуя в системе определенных социальных связей, доказывая необходимость и правомерность своих действий, идей, своего конкретного решения, индивид доказывает свою человеческую состоятельность. Подчеркнем, что объективность оценки личности обществом в полной мере не гарантируется никакими демократическими институтами, но «каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности» [4, с. 3].

Отметим, что самоутверждаться могут различные сообщества людей - от малых групп до огромных наций, народов, государств и т. д. Но любые общественные изменения начинаются «снизу», на личностном уровне, с индивидуальных попыток, представляющих варианты человеческого самоиз-менения.

В логике анализа формирования субъектности личности следует признать, что основным изначальным субъектом самоутверждения выступает единичный человек. Что же означает феномен человеческого самоутверждения? Какова сущность этого процесса? Если исходить из этимологии слова самоутверждения, то оно, как и другие характеристики субъек-тности человека (самодетерминация, самоопределение, самоактуализация и т. д.), представляет собой сложное слово, состоящее из двух корней: «само» и «утверждение». Первая часть слова, «само», подчеркивает два важных обстоятельства: первое состоит в том, что оно представляет собой акцию, благодаря которой человек утверждает себя сам; второе - в том, что конечном счете это утверждение происходит внутри его Я. Как справедливо отмечает Е. П. Никитин, «предельно кратко выраженный смысл феномена человеческого самоутверждения состоит в том, что человек сам утверждает себя в себе» [5, с. 65]. Однако поскольку эта акция носит характер процесса и обычно является сложно структурированной, растянутой во времени, то может создаться впечатление, что человек утверждает себя в других людях. Однако это всегда является неким промежуточным этапом, не более чем средством достижения конечной цели. Если же подобный этап не приводит к тому, что рано или поздно субъект действия все-таки «замыкается на себе»-

,то самоутверждение оказывается незавершенным, т. е., строго говоря, не-состоявшимся. Независимость от внешних обстоятельств и оценок, центрированность феномена человеческого самоутверждения на самом себе подчеркивал И. А. Ильин в главе «Недуги самоутверждения» его работы «О сущ -ности правосознания»: «В основании духовного уважения к себе должно лежать верное восприятие себя, а не иллюзия и не болезненное самомнение, подлинное духовное достоинство, а не выдохнувшийся внешний знак отживших преимуществ, личный акт самоутверждения, а не чужие, может быть ошибочные или лживые изъявления. Чувствование себя как благой силы должно быть не случайным и не эфемерным, но подлинным и предметным само-чувствием. Оно не может и не должно быть заменяемо никакими суррогатами: ни мечтательным воображением о своих мнимых достоинствах и своем историческом предназначении, ни пустой гордостью или культивированием формальной “чести”, ни случайным и изменчивым приговором “общественного мнения”, ни корыстным и капризным “народным плеском”». «Чувство собственного духовного достоинства имеет в основе свой опыт лично-самостоятельный и в то же время ценностно-предметный... Человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, в сущности говоря, не уважает себя» [3, с. 223].

Вторая сторона термина «самоутверждение» связана с признанием необходимости утверждения человека в мире. Эту сторону человеческо -го самоутверждения А. Шопенгауэр охарактеризовал как «волю к жизни». Поэтому можно согласиться с мнением Е. П. Никитина, что «с содержательной точки зрения, самоутверждение в самом общем виде можно оха-растеризовать как способ (средство) обретения или удержания, или расширения человеком объема его собственно человеческого бытия» [5, с. 72].

Однако утверждение человека в мире не осуществляется абстрактно, «вообще». И. А. Ильин справедливо связал лично-самостоятельный аспект феномена человеческого самоутверждения с ценностно-предметным. Самоутверждение всегда предметно. Каждый психически здоровый человек утверждает себя во вполне определенной, специфической сфере человеческой деятельности. Хотя существуют люди, готовые утверждаться в любое время и в любой области. Для них предметом самоутверждения является жизнь вообще.

Однако решающим для самоутверждения является ценностная составляющая, от этой составляющей зависят энергетические или силовые аспекты акта самоутверждения: его импульсы, потенциал, ценностная шкала (лестница), содержательное наполнение. Принципиально важным является то, какая сила побуждает человека к самоутверждению, откуда проистекает его потребность в самоутверждении, и здесь мнения философов расходятся. Так, с позиции А. Шопенгауэра движущим стимулом самоутверждения человека является потребность в самоопределении личности.

С мнением А. Шопенгауэра можно согласиться в том смысле, что необходимым этапом самоутверждения личности является ее самоопределение. Самоопределение личности - это сложное многоуровневое образование, включающее в себя динамические и содержательные характеристики. Прежде всего, самоопределение представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентаций личности, ее жизненных позиций, уста-

новок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях. С этих позиций самоопределение выступает в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор активности человека, уровня его личных достижений.

В отличие от А. Шопенгауэра, Ф. Ницше считал, что реальными людьми в их реальной жизни движет стремление самоутверждаться не путем самоопределения, а путем преодоления других. Поэтому шопенгауэровскую формулу самоутверждения как волю к жизни Ф. Ницше дополнил: «воля к жизни как воля к власти». Таким образом, Ф. Ницше энергетические аспекты самоутверждения, его главный импульс и содержательное ценностное наполнение связывал с волей к жизни как волей к власти. Именно она руководит человеком в его стремлении к самоутверждению, и, стало быть, определяет характер последнего. «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле служащего находил я волю быть господином. Чтобы сильнейшему служил более слабый - к этому побуждает воля его, которая хочет быть господином над более слабым; лишь без этой радости не может он обойтись» [6, с. 82]. И Ницше призывает отбросить как ненужную и даже как вредную ценностную систему, которая мешает человеческому самоутверждению: мораль, религию и другие сакральные истины, которые их поддерживают и приводят в жизнь. «Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самоположение, самокалечение» [6, с. 278]. «Добродетелью считают они всё, что делает человека скромным и ручным; так превратили они волка в собаку и даже самого человека в лучшее домашнее животное»[6, с. 121].

Представитель психоаналической философии А. Адлер, вслед за Ф. Ницше, признаёт в качестве психологического стимула человека к самоутверждению стремление к личной власти. Однако, по его мнению, энергетическую основу феномена самоутверждения составляют чувство неполноценности и вырастающее на его основе стремление к превосходству. Чувство неполноценности, считает А. Адлер, есть у каждого человека [1, с. 62], «быть человеком - значит обладать чувством неполноценности; давление природы, жизненных тягот, жизни в обществе, бренность человека слишком сильно, чтобы кто бы то ни было сумел избавиться от этого чувства» [1, с. 215]. В целом чувство неполноценности «не является психическим расстройством, но напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие» [1, с. 62]. Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и не способным к развитию [1, с. 275].

По А. Адлеру, и невротик, и нормальный человек в своей борьбе с чувством неполноценности в качестве основного средства используют феномен самоутверждения на основе стремления к превосходству. Стремление к превосходству, считает А. Адлер, является фундаментальным качеством человеческой психики. «Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически именно оно формирует разум и психику человека... Жизнь - это

достижение цели или формы, а стремление к превосходству - это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий весь материал, который можно найти» [1, с. 58]. Стремление к превосходству при определенных предпосылках может проявиться как стремление к личной власти. Однако, по А. Адлеру, наряду с личным чувством (стремлением к превосходству) в человеке существует другой - в известном смысле противоположный - фундаментальный психический феномен - социальное чувство (стремление к общности). «Наша индивидуальная психология показала, что направление движения человеческого стремления происходит из сочетания чувства общности и жажды личного превосходства. Оба эти фактора проявляются как социальные образования: первый как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второй как приобретенное, как вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного превосходства.. .»[1, с. 17-18]. По мнению А. Адлера, недостаточное чувство общности является эквивалентом ориентации на бесполезную жизнедеятельность. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группы проблемных детей, преступников, душевно больных, алкоголиков.

В связи с различными энергетическими импульсами человеческое самоутверждение, по А. Адлеру, осуществляется, по меньшей мере, в двух качественно различных видах. Самоутверждение первого вида характерно для невротиков. Невротик в процессе самоутверждения целиком сконцентрирован на своем Я, на проблемах самоутверждения; он стремится к силе, са-мовозвеличиванию, к реализации сугубо эгоистических целей и единственный выход видит в достижении превосходства над другими Я, подавлении их. Результат самоутверждения невротика фиктивен (иллюзорен) и значим только для данного субъекта. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым.

Второй вид самоутверждения характерен для нормального человека. У нормального нет ни тени комплекса превосходства. Такой человек, стремясь к превосходству, умеряет свой пыл общественными интересами, его действия приносят пользу (и ему, и другим людям), и его активность конструктивна. А это значит, что нормальный человек на первое место ставит преодоление внешних трудностей, решение реальных задач, выдвигаемых жизнью, и это в конечном итоге способствует его совершенствованию.

Ф. Ницше делает упор на качественную характеристику человеческого самоутверждения. Для него воля к власти не имеет количественных параметров. Однако для многих концепций самоутверждения существенным является ценностная шкала (лестница), характеризующая вертикальную направленность процесса самоутверждения. Процесс самоутверждения при таком подходе представляется как стремление человека подняться на более высокую ступень некой ценностной лестницы. Такой подход мы фиксируем уже у А. Адлера в его интерпретации стремления к превосходству как инструмента самосовершенствования. Но наиболее ярко такой подход проявляется в концепции К. Левина, который проблему самоутверждения человека связывает с уровнем притязаний личности. С точки зрения К. Левина, любому человеку из его жизненного опыта известно, что в конкретной проблемной ситуации у него может возникнуть несколько различных по степени труд -

ности реализации целей, и его первая задача будет состоять в выборе одной из них. На этот выбор существенно влияет уровень притязаний личности. К. Левин считает, что нормальная личность имеет тенденцию выбирать всё более трудные цели. Достижение слишком лёгких целей не вызывает у человека ощущения успеха. Однако в результате постепенного увеличения трудности целей это ощущение возникает и усиливается. Достигая уровня трудности, соответствующего способностям личности, субъект получает максимум удовлетворения от успешного выполнения задач.

Связав самоутверждение человека с уровнем притязания личности, К. Левин объяснил те динамические силы, которые стимулируют развитие личности. На основе экспериментальных данных К. Левину и его ученикам удалось осуществить качественно-теоретическое деление личностей по способам (в плане тактики) самоутверждения. «Индивид, добивающийся успеха, обычно ставит в качестве своей следующей цели нечто несколько более высокое, чем его последнее достижение. Хотя в долговременной перспективе он руководствуется своей идеальной целью, которая может быть достаточно высокой, его реальная цель относительно следующего шага остаётся реалистически близкой к его настоящему положению. Напротив, индивид, не добивающийся успеха, имеет тенденцию к одной из двух реакций: он ставит себе очень низкую цель, часто более низкую, чем его прошлое достижение, или ставит цель, намного превышающую его возможности. Последний способ поведения более распространен. Иногда результатом оказывается то, что принятие высоких целей представляет собой просто жест без серьёзного стремления к ним, в других случаях это может значить, что индивид слепо идет за своей идеальной целью, утрачивая способность видеть, что возможно в настоящей ситуации» [Цит. по: 5, с. 60].

Применение разных способов самоутверждения является, по К. Левину, причиной формирования преуспевающей или неудачливой личности. Самоутверждение нормальной личности, обеспечивающее её успех, происхо -дит благодаря умеренному, но постоянному повышению уровня притязаний благодаря реальным достижениям личности. Для неудачливой личности характерно игнорирование процесса постепенности: в этом процессе личность либо искусственно завышает свои притязания, одновременно завышая самооценку, самомнение, превознося себя над другими людьми, либо неоправданно их занижает, оценивая себя как малозначимое, неспособное существо. К. Левин, как и А. Адлер, приходит к выводу, что при нормальном самоутверждении, осуществляемом за счет конкретных достижений человека, стремление к превосходству над другими как бы оттесняется на второй план сознания. И наоборот, гипертрофия потребности в самоутверждении (уровня притязаний) особенно при недостатке способностей вызывает деформации в мотивационной сфере личности, где центральным становится желание человека доминировать над другими, подчинять себе других, властвовать.

«Воля к власти» Ф. Ницше, «стремление к превосходству» А. Адлера и «уровень притязаний» К. Левина с разных позиций характеризуют импульс к самоутверждению. Но наряду с импульсом исследователи выделяют потенциал самоутверждения, который характеризует потенциальную

силу, или, проще говоря, способность человека к деятельности, направленной на удовлетворение того или иного импульса к самоутверждению. Различают общий и специфический потенциал самоутверждения. Общий потенциал - это довольно расплывчатое понятие, в котором отражается уровень одаренности человека и который в обыденном сознании фиксируется таким словосочетанием, как «полная бездарность» или «одаренный человек» («если уж кому дан талант, то дан во всём»). Однако в реальной жизни, как было отмечено выше, самоутверждение людей происходит в конкретной области жизнедеятельности. Поэтому специфический потенциал -это способность человека к эффективной деятельности. В связи с этим перед каждым человеком стоит проблема найти ту область деятельности, где он сможет самоутвердиться наилучшим образом, т. е. одновременно и наибольшим, и самым надежным, и реалистически прочным.

Наиболее развернутое решение проблемы потенциала самоутверждения дано в гуманистической психологии, или персонологии (Г. Ол-порт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Исходная установка персонологии -интерпретация личности как открытой, развивающейся и самосовершенствующейся системы. Самоутверждение интерпретируется персоно-логией как самораскрытие личности. К. Роджерс считал, что индивид обладает врожденной способностью к актуализации потенций своего организма. На основе актуализации этих потенций происходит самораскрытие личности. Самораскрытие - это механизм фиксации образа Я в его новой для личности форме на основе развития и интерпретации, обретения новой идентичности, субъективного ощущения тождества самим с собой и целостности личности. Самораскрытие, осознание различий между реальным и идеальным Я есть ничто иное, как осознание способности человека к деятельности в той или иной области. Самораскрытие осуществляется за счет снятия психологических барьеров, принятия негативной информации и осознания себя в целом.

По К. Роджерсу, главная цель самораскрытия состоит в расширении личного опыта, а в конечном счете - в росте и углублении осознания себя. В результате самораскрытия формируется уверенность в себе, конструктивное утверждение своего Я в социуме и в самом себе.

Исследования показывают, что существуют различные виды и формы самоутверждений. Самоутверждение человека может носить целенаправленный характер. Человек нередко делает самоутверждение целью своей деятельности и сознательно решает, какими средствами, в какой области будет пытаться реализовать цель. Причем характерно, что такая реализация производится посредством достижения других конкретных целей деятельности. Существуют два вида целенаправлений самоутверждений: консервативный и прогрессивный. Консервативным называется такое самоутверждение, посредством которого человек стремится сохранить уже достигнутые позиции. Такой вид самоутверждения чаще всего встречается тогда, когда человек по возрасту или состоянию здоровья исчерпал свой потенциал прогрессивного самоутверждения и «идет, как говорится, “с горы”». При прогрессивном самоутверждении предпринимается попытка подняться вверх по избранной ценностной лестнице или даже перебраться на другую более высокую в рамках супервертикали статусов и ролей социумоцен-

ностную лестницу. Такой вид самоутверждения характерен для тех людей, которые по своим жизненным характеристикам (возраст, состояние здоровья, образование, социальный статус и т. д.) идут по жизни «в гору».

Существенный отпечаток на характер самоутверждения накладывают средства, с помощью которых самоутверждается человек. Самоутверждение может осуществляться за счет обладания приобретенными (так сказать, пришедшими к человеку извне) предметами. В роли таких предметов практически могут выступать многие вещи: одежда, жилище, автомобили, породистая собака, кошка, красивая женщина и т. д., обладание которыми поднимает человека в своих глазах и глазах окружающих его людей. Все это разновидности внешнего самоутверждения. В отличие от внешнего, внутреннее самоутверждение связано с реализацией внутренних способностей человека: способности производить, создавать, творить те или иные предметные, духовные произведения. В данной разновидности самоутверждения средствами могут стать самые различные вещи и одушевленные существа. Однако в этом случае в них вложен труд самого человека, частица его Я.

И, наконец, огромное значение для характера самоутверждения имеет его механизм. И здесь исследователи выделяют два типа самоутверждения: путем отрицания другого (других) Я и самоутверждение путем самоутверждения своего. Самоутверждения путем отрицания другого (других) Я очень разнообразны по своим формам. Это различные виды физического и духовного насилия, причинения страдания, унижения и даже уничтожения. Все они носят деструктивный характер.

Напротив, самоутверждение путем самоутверждения своего Я носит конструктивный характер. Оно связано с созидательной деятельностью человека, и хотя в механизме самоутверждения путем самоутверждения своего Я тоже заложен акт отрицания, но этот акт направлен не на других Я, а на свое собственное. Человек отрицает себя вчерашнего или какую-то грань сегодняшнего ради утверждения в себе нового качества, более высокого. Это отрицание носит конструктивный характер, поскольку помогает человеку через отрицание своих недостатков, не вполне зрелых качеств и способностей подняться по ценностной лестнице или даже по супервертикали.

В связи с этим целесообразно говорить о деструктивной и конструктивной формах самоутверждения человека. Деструктивная форма самоутверждения в качестве базового механизма имеет отрицание другого Я или стремление к доминированию, установлению господства над другим Я.

Для деструктивной формы самоутверждения характерны либо зависимость от мнения группы, сдержанность, осторожность, высокая чувствительность (зависимая личность), либо повышенная доминантность, властность, агрессивность, жесткость, граничащая с жестокостью, самоуверенность, несогласие с общепринятыми нормами морали (доминирующая личность).

В конструктивной форме процесс самоутверждения происходит как процесс восхождения по лестнице. Этот процесс связан с изменением идентичности личности в результате приобретения нового качества, новой роли, нового ощущения, любого нового достижения. Направление этого изменения определяется самой личностью, а не теми обстоятельствами, в ко -торые она попадает. Конструктивное самоутверждение - это борьба с со-

бой, самоопределение и одновременно достижение новой идентичности, и осуществляется без отрицания других Я или эксплуатации слабой личности.

Изменение идентичности личности происходит в процессе разрешения ряда значительных для личности проблем, и результаты овладения ими обеспечивают личности уверенность в себе, ощущение ценности своего Я и одновременно его принятия другими людьми, т. е. утверждение себя в обществе.

Этот способ утверждения носит конструктивный характер еще и потому, что он обеспечивает человеку возможность достижения долговременных положительных результатов. Следует также отметить, что конструктивность самоутверждения человека не является для него самоцелью, а только инструментом, средством, которое позволяет человеку произвольно перемещаться с одного пьедестала на другой. Обретение, потеря и новое обретение идентичности - одна из главных человеческих целей процесса конструктивного самоутверждения человека.

Конструктивная форма самоутверждения формирует самодостаточную личность. Самодостаточной личности присуще сильное чувство личной причастности, ощущение, что локус сил, влияющих на окружение, находится в нем самом, адекватные реакции на окружающую среду и все происхо -дящие события. Умение адекватного реагирования на объекты и события окружающего мира способствует конструктивному, ясному, не заряженному отрицательными эмоциями общению с другими людьми. У такой личности хорошо различимы самобытность, сила Я. Самодостаточная личность не отделяет себя от других людей, а наоборот, приближается к ним, и это позволяет ей с оптимизмом смотреть в будущее.

Литература

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - Киев, 1997.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 1995.

3. Ильин, И. А. Соч.: в 2 т. / И. А. Ильин. - М., 1993 - Т. 1.

4. Лосский, Н. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М.: Ключ, 1990. - Кн. 1.

5. Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. - СПб., 2000.

6. Ницше, Ф. Соч.: в 2 т. / Ф. Ницше. - Т. 2.

7. Терегулов, Ф. Ш. Образование и смысл жизни человека / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - С. 56 - 65.

8. Силяева, Е. Г. Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности / Е. Г. Силяева // Сибирский педагогический журнал. -2005.- № 1. - С. 53-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.