Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / творческие способности / старший дошкольник / конструктивномодельная деятельность / психолого-педагогические условия / развитие / creativity / creative abilities / senior preschooler / constructive-modelling activity / psychological and pedagogical conditions / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раиса Алексеевна Рубилкина

Актуальность исследования обусловлена сложившимся запросом современного общества и государства в развитии творческой, креативной личности человека. Данная проблема в науке возлагает особые требования на организацию педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях. В современной науке и педагогической практике сложились противоречия: между достаточной разработанностью проблемы развития творчества и необходимостью реализации данного запроса в конструктивно-модельной деятельности. Вместе с тем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяют конструктивную деятельность как одну из значимых деятельностей в дошкольном возрасте. Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивно-модельной деятельности. В работе представлены результаты исследования особенностей развития творческих способностей у детей 5-6 лет. В статье раскрывается содержание экспериментальной работы по организации конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствующей эффективному развитию творческих способностей. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада, работа с детьми вне занятий в свободной детской деятельности и работа с родителями воспитанников. Приведены результаты экспериментальной проверки действенности разработанной программы «Город будущего», предназначенной для практического воплощения разработанного комплекса психолого-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раиса Алексеевна Рубилкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE-MODELLING ACTIVITY AS A MEANS OF CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The study addresses the pressing need within contemporary society and the state for fostering creativity and the development of creative personalities. This issue necessitates specific pedagogical approaches within preschool educational settings. Despite significant attention in both scientific and pedagogical domains to creativity development, there remains a gap in effectively implementing constructive-model activities to meet these demands. At the same time, the Federal State Educational Standard of Preschool Education and the Federal Educational Programme of Preschool Education define constructive activity as one of the significant activities in preschool education. This article explores the problem of cultivation of creative abilities in children of senior preschool age by means of constructive-modelling activity. The paper presents the results of the study of developmental peculiarities of creative abilities in children of 5-6 years old. The study details an experimental approach to organizing constructive modelling activities in preschool settings aimed at enhancing creative abilities. The article emphasizes practical applications, encompassing structured educational activities within senior kindergarten groups, informal children’s activities, and collaboration with parents. The results of an experimental validation of the “City of the Future” program underscore the effectiveness of its psychological and pedagogical framework.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 372.36 ББК 74.102.5 Р 82

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-29-35

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Раиса Алексеевна РУБИЛКИНА

Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Россия raiska. rubilkina@yandex. ru, https://orcid. org/0009-0001 -3782-8464

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена сложившимся запросом современного общества и государства в развитии творческой, креативной личности человека. Данная проблема в науке возлагает особые требования на организацию педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях. В современной науке и педагогической практике сложились противоречия: между достаточной разработанностью проблемы развития творчества и необходимостью реализации данного запроса в конструктивно-модельной деятельности. Вместе с тем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяют конструктивную деятельность как одну из значимых деятельностей в дошкольном возрасте. Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивно-модельной деятельности. В работе представлены результаты исследования особенностей развития творческих способностей у детей 5-6 лет. В статье раскрывается содержание экспериментальной работы по организации конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствующей эффективному развитию творческих способностей. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада, работа с детьми вне занятий в свободной детской деятельности и работа с родителями воспитанников. Приведены результаты экспериментальной проверки действенности разработанной программы «Город будущего», предназначенной для практического воплощения разработанного комплекса психолого-педагогических условий.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, старший дошкольник, конструктивно-модельная деятельность, психолого-педагогические условия, развитие.

Для цитирования: Рубилкина Р.А. Конструктивно-модельная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 2(338). С. 29-35. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-29-35.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

CONSTRUCTIVE-MODELLING ACTIVITY AS A MEANS OF CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Raisa A. RUBILKINA

Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia

raiska.rubilkina@yandex.ru, https://orcid. org/ 0009-0001 -3782-8464

Abstract. The study addresses the pressing need within contemporary society and the state for fostering creativity and the development of creative personalities. This issue nécessitâtes specific pedagogical approaches within preschool educational settings. Despite significant attention in both

scientific and pedagogical domains to creativity development, there remains a gap in effectively implementing constructive-model activities to meet these demands. At the same time, the Federal State Educational Standard of Preschool Education and the Federal Educational Programme of Preschool Education define constructive activity as one of the significant activities in preschool education. This article explores the problem of cultivation of creative abilities in children of senior preschool age by means of constructive-modelling activity. The paper presents the results of the study of developmental peculiarities of creative abilities in children of 5-6 years old. The study details an experimental approach to organizing constructive modelling activities in preschool settings aimed at enhancing creative abilities. The article emphasizes practical applications, encompassing structured educational activities within senior kindergarten groups, informal children's activities, and collaboration with parents. The results of an experimental validation of the "City of the Future" program underscore the effectiveness of its psychological and pedagogical framework.

Keywords: creativity, creative abilities, senior preschooler, constructive-modelling activity, psychological and pedagogical conditions, development.

For citation: Rubilkina R.A. Constructive-modelling activity as a means of creative abilities development in senior preschool children // Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Iss. 2(338). P. 29-35. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-29-35.

Введение. Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. В последние годы в нашей стране более остро встает вопрос о воспитании творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно такой ребенок определяет прогресс будущего. В современном образовании, начиная с дошкольного образования, коренным образом изменяются цели, ценности и смыслы, согласно которым стратегическим направлением становится воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации в жизни [1].

В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития процессов воображения и нахождения путей их оптимизации. Объектом исследования выступает процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивно-модельной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО) диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность относится к образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания [2].

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Конструктивная деятельность относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Она направлена на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности [3].

Для рассмотрения вопроса о конструктивно-модельной деятельности важное значение имеет раскрытие содержания понятий «конструкция», «конструирование» и «конструктивно-модельная деятельность». Конструкция (от лат. Constructio «построение, составление») — устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизм.

Термин «конструирование» (от лат. слова construere) означает приведение в определенное положение различных элементов, частей, предметов. Под детским конструированием подразумевается разнообразие построек из деталей конструктора, строительного материала, изготовление поделок и игрушек из природных материалов, бумаги, картона и т.д.

Конструирование можно отнести к деятельности, имеющей моделирующий характер, которая направлена на моделирование в самых существенных чертах и отношениях окружающего пространства. От других видов изобразительной деятельности конструирование отличается именно такой специфической направленностью.

Конструктивно — модельная деятельность является практической деятельностью, которая направлена на создание определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному предназначению.

Конструктивно — модельная деятельность — это вид продуктивной деятельности старшего дошкольника, которая играет значимую роль в развитии творческих способностей.

Возможности развития творческих способностей у детей в процессе овладения ими конструктивно — модельной деятельностью изучались в работах Я.С. Выготского, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой и др. В этих научно-исследовательских работах было представлено, что на протяжении дошкольного детства дети овладевают различными видами конструирования: по замыслу, по условиям, по образцу, по теме и по модели. Большие возможности выполнения творческих заданий, игр и упражнений имеются в процессе овладения детьми конструктивно — модельной деятельностью. Педагогами была проанализирована специфика конструктивно — модельной деятельности, а именно: задумка постройки, создание плана, схемы, конструкций из строительного материала, деталей конструктора, природных материалов, бумаги, картона, ткани и комбинированного материала (шпульки, катушки, коробки и т.д.).

А.Н. Давидчук в своих исследованиях выдвигает следующие основные цели и задачи конструктивно-модельной деятельности:

— приобщение к конструированию;

— развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

— воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделкив соответствии с общим замыслом, создавать общие композиции, договариваться о ходе выполнения работы;

— развитие фантазии, воображения;

— закрепление умения детей аккуратно и экономно использовать материалы [4].

В исследованиях Л.А. Парамоновой выделено два вида конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование определяет работу дошкольника со строительным материалом, деталями конструктора. В таком виде деятельности важную роль играет метод ассоциаций, который ребенок способен применить к своей работе. Техническое конструирование связано с игровой деятельностью, способствующей определенному развитию сюжета. Дети обдумывают свой сюжет, планируют свою деятельность. Таким образом, конструктивно — модельная деятельность и игра представляют собой единое целое. Художественное конструирование представляет собой деятельность ребенка с бумагой и природным материалом. При таком виде деятельности старший дошкольник способен передавать свое личное отношение к образу героя, его характеру, используя различные цветовые гаммы, формы предмета.

Таким образом, можно выделить в зависимости от фактуры материала шесть видов конструктивно — модельной деятельности:

1 вид — из строительного материала;

2 вид — из деталей конструктора;

3 вид — из бумаги и картона;

4 вид — из ткани;

5 вид — природного материала;

6 вид — из комбинированного материала (готовых форм).

Выделяют следующие методы работы в конструктивно-модельной деятельности:

— вызывание адекватных эмоций — суть его состоит в том, чтобы вызвать у детей определённые эмоции, чувства, настроение;

— пояснение — широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

— сравнение — повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных операций: синтеза, анализа, умозаключения и т.д.;

— акцентирование на деталях — усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

— рассказ, беседа могут использоваться на различных этапах [5].

Приемы конструктивно-модельной деятельности:

— визуальное сравнение — сравнение построенной модели объекта со схемой;

— композиционные варианты — воспитатель словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала;

— мысленное создание объекта по теме, данной воспитателем.

Старший дошкольный возраст наиболее сензитивен для художественно-эстетического развития. В этом периоде возрастает интерес к конструктивно-модельной деятельности, эта деятельность становится более содержательной [6].

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: создания развивающей образовательной среды, насыщенной многовариативной конструктивно-модельной деятельностью; обеспечения интеграции образовательных областей в конструктивно-модельной деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей; развития творческих способностей старших дошкольников на основе организации сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками.

Актуальность проблемы развития и становления творчески активной личности обусловлена смыслообразующей потребностью человека в активном созидании для преобразования окружающего мира и создания уникальных продуктов творчества [1].

Методы и организация исследования. Теоретические: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, диагностические методики для выявления уровня развития творческих способностей, рисуночные тесты, методы математической статистики. Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности реализации образовательной программы «Город будущего» в условиях ДОО.

Результаты исследования. Для проверки выдвинутого предположения нами проводилось экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад об-щеразвивающего вида №11» (город Майкоп) и организовывалось с участием дошкольников 5-6 лет, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В исследовании приняли участие дети старшей группы №1 (12 мальчиков и 13 девочек, 25 человек) — экспериментальная группа (ЭГ). Контрольную группу (КГ) составили дети старшей группы №2 (16 мальчиков и 9 девочек, 25 человек).

На констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня развития творческих способностей у детей были подобраны следующие диагностические методики: «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич);«Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина); «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко); разработана анкета для родителей, состоящая из 8 вопросов,

отражающих отношение родителей к значимости развития творческих способностей у ребенка дошкольного возраста.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о доминирующем низком уровне развития творческих способностей в экспериментальной (52%) и контрольной группах (44%). Результаты анкетирования родителей респондентов позволяют утверждать, что большинство не осознает значимость развития творческих способностей в формировании личности ребенка, не уделяя должного внимания развитию воображения в домашних условиях. Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость целенаправленного развития творческих способностей дошкольников.

На формирующем этапе эксперимента, целью которого является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности, была реализована программа «Город будущего», явившаяся отражением разработанного комплекса психолого-педагогических условий.

Программа «Город будущего» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика программы «Город будущего»

Table 1

Characteristics of the "City of the Future"program

I направление. Работа с детьми: проведение организованной образовательной деятельности. Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности

Части направления Цель Виды конструктивно - модельной деятельности Интеграция образовательных областей

ВВОДНАЯ Подготовка воображения старших дошкольников к активной работе в конструктивно-модельной деятельности. Конструирование из деталей конструктора, природного материала, бумаги, строительного материала, комбинированного материала. Речевое, познавательное, социально- коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое.

ОСНОВНАЯ Формирование и повышение уровня развития творческих способностей у старших дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности.

ЗАКРЕПЛЯЮЩАЯ Закрепление приемов конструктивно-модельной деятельности, повышение уровня творческих способностей у детей.

II направление. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей у детей

Виды деятельности Ориентация

Познавательная, творческая, коммуникативно-речевая, бытовая. Закрепление навыков и умений, полученных в организованной образовательной области по конструктивно-модельной деятельности.

III Направление: работа с родителями Цель: повышение уровня компетентности родителей в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности

Формы работы Приемы работы

Консультации, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, экскурсии. Оформление родительского уголка, подготовка музыкального зала к празднику, проведение выставки, организация волонтерского движения.

На контрольном этапе эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о значительном снижении количества испытуемых с низким уровнем развития творческих способностей: в экспериментальной группе таковых осталось только 8%, тогда как в контрольной группе — 40%. Качественный анализ результатов детского творчества свидетельствовал о том, что в ЭГ изменился характер изображения особенностей построек, теперь они отличались развернутостью, содержательностью, обоснованностью; появились детализированные, оригинальные рисунки; у детей появились способности быстро придумывать и изображать необычные образы, прорисовывать детали рисунка, отражающие элементы творческой фантазии. В КГ подобных изменений обнаружено не было.

Средние значения результатов констатирующего и контрольного срезов респондентов экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения результатов констатирующего и контрольного срезов респондентов экспериментальной и контрольной групп

ТаЫе 2

The average values of the results of the ascertaining and control sections of the respondents of the experimental and control groups

Этапы Уровень^^^ развития ^^^^ творческих ^^^^ способностей Констатирующий Контрольный

ЭГ КГ ЭГ КГ

Кол-во дет. % Кол-во дет. % Кол-во дет. % Кол-во дет. %

Низкий 13 52 11 44 2 8 10 40

Средний 10 40 11 44 13 56 11 44

Высокий 2 8 3 12 10 40 4 16

По результатам анкетирования родителей отмечается наличие наблюдаемых ими изменений развития памяти, речи, внимания, воображения у старших дошкольников. В семье стали уделять время занятиям по конструированию. Родители заметили, что совместная игра стала интереснее и продуктивнее. По их мнению, конструктивно-модельная деятельность стала интенсивно влиять на формирование личности ребенка.

Заключение. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей у старших дошкольников, об эффективности разработанного комплекса психолого-педагогических условий.

Проведенное исследование позволило определить, что процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является целенаправленным, активным, произвольным действием воссоздания ребенком образа и создания им творческого продукта с элементами новизны на основе приобретенного опыта в процессе конструктивно-модельной деятельности, характеризую-

щейся формированием замысла постройки, созданием плана, схемы, конструкций из строительных материалов, направленной на получение определенного продукта, способствует развитию творческих способностей у старших дошкольников; комплекс психолого-педагогических условий, выраженный в создании развивающей образовательной среды, насыщенной многовариативной конструктивно-модельной деятельностью, обеспечивающей интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей, организации сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками, является эффективным в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Примечания:

1. Бутенко Н.В. Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: монография. Челябинск: Южно-Уральский научный центр Российской академии образования, 2018. 171 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155.URL:https: //fgos. ru/fg os/fg os-do

3. Канищева H.B., Попова О.А., Павлова О.И. Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие творческой активности дошкольников // Актуальные исследования. 2021. №21 (48). С. 53-55.

4. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника: пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 2015. 80 с.

5. Парамонова J1.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. 2009.№11. С. 58-64.

6. Куцакова J1.B. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера, 2017. 240 с.

7. Лыкова И.А. Парциальная программа «Умные пальчики»: конструирование в детском саду. М.: Цветной мир, 2020. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Butenko N.V. Development of artistic creativity in children of senior preschool and primary school age: monograph: [scientific publication] / N.V. Butenko; [scientific ed. by E.Yu. Nikitina]; Ministry of Science and Higher Education education of the Russian Federation, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. Chelyabinsk: Publishing house: South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, 2018. 171 p.

2. Federal State Educational Standard for Preschool Education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013, No. 1155 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2013.

3. Kanishcheva N.V., Popova O.A., Pavlova O.I. The influence of constructive-model activity on the development of creative activity of preschoolers 11 Current Research. 2021. No. 21 (48). P. 53-55.

4. DavidchukA.N. Constructive creativity of a preschooler. Teacher's Guide / A.N. Davidchuk. M.: Prosveshchenie, 2015. 80 p.

5. Paramonova L.A. Creative design: psychological and pedagogical foundations of its formation / L.A. Paramonova// Preschool Education. No. 11. 2009. P. 58-64.

6. Kutsakova L.V. Design and artistic work in the kindergarten / L.V. Kutsakova. M.: Sfera, 2017. 240 p.

7. Lykova I.A. "Smart Fingers" partial program. Design in the kindergarten / I.A. Lykova. M.: Tsvetnoy Mir, 2020. 200 p.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.02.2024; одобрена после рецензирования 07.03.2024; принята к публикации 21.03.2024.

The author declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 22.02.2024; approved after reviewing 07.03.2024; accepted for publication 21.03.2024.

© Рубилкина P.A., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.