Научная статья на тему 'Конструктивизм и политика в CCCР: рождение нового искусства'

Конструктивизм и политика в CCCР: рождение нового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1118
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ АВАНГАРД / RUSSIAN AVANT-GARDE / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / ЛЕВЫЕ ХУДОЖНИКИ / LEFT ARTISTS / КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / ОБЪЕКТИВИЗМ / OBJECTIVISM / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ / LEFT FRONT OF ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пиги Хайдули

В связи со столетием революции, в России все чаще открывают "капсулы времени", в которых к гражданам современной России обращаются пионеры, октябрята, рабочие, а то и революционеры, художники прошлого,. Цель статьи изучить взаимосвязь одного из самых важных движений в русском авангарде конструктивизма с революцией и новой социальной действительностью нового советского государства. Так как появление конструктивизма совпадает с началом Октябрьской революции и явлением сталинизма в тридцатых годах двадцатого века, то это вызывает потребность проанализировать отношение между искусством и политикой той эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructivism and politics: A story of love and hate

In connection with the one hundredth anniversary of the Revolution, the "time capsules" are quite often opened in Russia. Pioneers, little Octobrists, workers, and even revolutionaries and artists are addressing to the modern Russian society, fantasizing and asking us how we live, and suggesting development of events, expressing hope for a bright future. Artists who were born under the light of revolution with high hopes for the future, and aiming to reach for it, searched for ways to form a new art rather than following the traditions of the past. They dreamed that their works would become functional and useful for the nation instead of covering themselves with dust on the walls of galleries. The victory of the October revolution had introduced the mankind to a glorious, new era. Some artists welcomed this era with new projects, but only a few of them managed to express the historical imperative. It deserves to be mentioned that five years after the revolution, in 1922 Anatoly Lunacharsky, the commissioner of national education and culture, during his interview in the Red Newspaper (Krasnaya Gazeta) made a brief overview about the artistic activity: "artists are experimentating in order to form new tendencies in art; the latest of themthe abstract receptions which were seemed to be quite suitable for the art industry and decorationwere unable to express the soul of the revolution» [.21]. For that reason, politics and art hadn’t been able to find a common language. The purpose of this article is to study the interrelation of one of the most important movements in the Russian avant-garde, the constructivism, with the revolution and the new social reality of the newborn soviet state. Since the expansion of the Russian constructivism coincides with the beginning of the October revolution and the establishment of Stalinism in 30’s of the twentieth century, it emphasizes the need to analyze the relation between the art and politics of that era.

Текст научной работы на тему «Конструктивизм и политика в CCCР: рождение нового искусства»

13. Zong BAIHUA. Aesthetic point of view / / Shanghai. -1981. - P. 186

Zong Baihua. Mei xue san bu. Shanghai: shang hai ren ming chu ban she, 1981.

14. Shumikhina L. A art as a spiritual being/ / proceedings of the Ural state University, 2 005. - C. 5

УДК 94(470)"19/..."

Лиги Хайду ли

КОНСТРУКТИВИЗМ И ПОЛИТИКА В СССР: РОЖДЕНИЕ НОВОГО ИСКУССТВА

В связи со столетием революции, в России все чаще открывают "капсулы времени", в которых к гражданам современной России обращаются пионеры, октябрята, рабочие, а то и революционеры, художники прошлого,. Цель статьи - изучить взаимосвязь одного из самых важных движений в русском авангарде - конструктивизма - с революцией и новой социальной действительностью нового советского государства. Так как появление конструктивизма совпадает с началом Октябрьской революции и явлением сталинизма в тридцатых годах двадцатого века, то это вызывает потребность проанализировать отношение между искусством и политикой той эпохи.

Ключевые слова и словосочетания: русский авангард, Октябрьская революция, левые художники, конструктивизм, объективизм, производство, Левый Фронт искусств

Pigi Chaidouli CONSTRUCTIVISM AND POLITICS: A STORY OF LOVE AND HATE

In connection with the one hundredth anniversary of the Revolution, the "time capsules" are quite often opened in Russia. Pioneers, little Octobrists, workers, and even revolutionaries and artists are addressing to the modern Russian society, fantasizing and asking us how we live, and suggesting development of events, expressing hope for a bright future. Artists who were born under the light of revolution with high hopes for the future, and aiming to reach for it, searched for ways to form a new art rather than following the traditions of the past They dreamed that their works would become functional and useful for the nation instead of covering themselves with dust on the walls of galleries. The victory of the October revolution had introduced the mankind to a glorious, new era. Some artists welcomed this era with new projects, but only a few of them managed to express the historical imperative. It deserves to be mentioned that five years after the revolution, in 1922 Anatoly Lunacharsky, the commissioner of national education and culture, during his interview in the Red Newspaper (Krasnaya Gazeta] made a brief overview about the artistic activity: "artists are experimentating in order to form new tendencies in art; the latest of them- the abstract receptions which were seemed to be quite suitable for the art industry and decoration- were unable to express the soul of the revolution» [.21]. For that reason, politics and art hadn't been able to find a common language. The purpose of this article is to study the interrelation of one of the most important movements in the Russian avant-garde, the constructivism, with the revolution and the new social reality of the newborn soviet state. Since the expansion of the Russian constructivism coincides with the beginning of the October revolution and the establishment of Stalinism in 30's of the twentieth century, it emphasizes the need to analyze the relation between the art and politics of that era.

Keyword: Russian avant-garde, October revolution, left artists, constructivism, objectivism, production, left front

of arts.

Институт художественной культуры (ИНХУК)

В 1918 году, с переносом столицы из Петрограда в Москву, большинство левых художников было собрано в новом центре, в Институте Художественной Культуры (ИНХУК). Первым директором института был Василий Кандинский, главный теоретик абстрактного искусства. Кандинский был противником революционной идеологии и так выражал свою позицию к искусству: «Беспредметная живопись не есть вычёркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которого образование кроны зелёного дерева было бы немыслимо... Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них только ясно внутренне логический, внешне органически неизбежный дальнейший рост искусства» 1. В 1921 году он ушел с должности директора Института художественной культуры и уехал в Берлин.

Термин «конструктивизм» и конструктивистская идеология появились в том же году, во время встреч и бесконечных обсуждений группы молодых художников в ИНХУКе, который все больше становился публичным в начале двадцатых годов. С одной стороны, - Казимир Малевич, Василий Кандинский и братья Певзнер, утверждавшие, что искусство - это, в основном, духовный процесс, и он должен формировать мировоззрение человека. С другой стороны, - Владимир Татлин и Александр Родченко настаивали, что художник должен быть конструктором.

1 Илья Дубинский, «Василий Кандинский - Основоположник абстракционизма», №ие7ейеп Ежемесячный информационный журнал, № 123,9 ноября 2011 г. http://neuezeiten.riBverlag.de/2011/10/06/1228/

Идеология этих двух школ искусства стала известной как объективизм.

Выставки

В 1916 году на выставке Татлина «Магазин» были представлены работы Александра Родченко, которые показали элементы более раннего живописного рельефа и контррельефа Татлина через перевод этих скульптурных работ в практические объекты. Татлин, сосредоточившись на фактуре, сделал рельеф с использованием таких материалов как древесина, стекло и металл в трехмерном измерении. Первая выставка с живописными рельефами состоялась в Москве (1914 г.) и затем в Петрограде (1915 г.) на выставке «Трамвай V».

Одной из самых ярких из заявленных конструктивистами была выставка «5x5=25» в Москве, участниками которой стали такие молодые художники как Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Александр Веснин и Александр Родченко, который в 1918 году написал «черное на черном», или «Необьективная живопись № 80». Это была часть серии из восьми черных картин в ответ на серию белых картин Казимира Малевича. Этой серией он объявил, что настал конец живописи.

В 1920 году Родченко, продолжая конструктивистские эксперименты, создал «Пространственную конструкцию № 12». Эта конструкция была одной из его первых попыток соблюдения недавно сформированных принципов конструктивизма и закрепления их эстетики. Все компоненты конструкции окрашены. Фанерным деталям конструкции придан металлический вид для отражения одной из главных идей конструктивизма - использование обиходных материалов для рождения абстрактных произведений, отказывающихся от традиционного искусства, для отражения пространства и времени.

В производстве

Искусству необходимо было оценить структуру и экономику общества, чтобы быть функциональным и сотрудничать с коммунистической системой в поиске решений в практических и социальных потребностях. Прямое подключение конструктивизма к архитектуре является естественным следствием этих отношений. Таким образом, были разработаны пространственные произведения, заложившие основы для современного промышленного дизайна. В них преобладают сочетание металла и стекла, чистые формы, отказ от каждого замысловатого орнамента и от любого ненужного и нефункционального элемента, геометрическая четкость, цветные симметрии.

В 1919 году Отдел изобразительных искусств (ИЗО) Народного Комиссариата Просвещения, возглавлял который Давид Стеренберг, поручил художнику Владимиру Татлину подготовить проект памятника Третьему Интернационалу. Основная идея памятника сложилась на основе органического синтеза архитектурных, скульптурных и живописных элементов. Татлин предложил новый вид монументального сооружения, который сочетал бы в себе творчество и функциональность. По замыслу памятник должен был состоять из трех больших стеклянных помещений, основанных на сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Эти помещения должны были располагаться одно над другим и заключаться в различные гармонически связанные формы. Конструкция должна была двигаться вокруг своей оси. Некоторые специальные механизмы разворачивали их с разной скоростью. Предполагалось, что нижнее помещение (для проведения конференций Интернационала и других крупных заседаний) в форме куба должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Следующее помещение в форме пирамиды должно было вращаться по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и предназначалось для исполнительного комиссариата Интернационала, секретариата и других административных органов. Наконец, цилиндрическая верхняя часть, вращающаяся со скоростью одного оборота в день, предназначалась для информационного бюро, газеты, издания брошюр и манифестов. Все помещения должны были быть соединены с землей и между собой исключительно электрическими лифтами сложной конструкции, приспособленной к различным вращательным скоростям помещения.

Башня Татлина являлась эстетической работой, согласной с русским авангардом. Она также служила функциональным целям, намеченным Домом Коминтерна Таким образом, промышленные материалы из стали и стекла разорвали границы современной идеи и доказали, что произведение искусства может стать функциональным, служа человеку. Оно объединило социальные и политические идеалы, введя их в единую форму, которая иллюстрировала русский авангард и проложила путь к конструктивизму как направлению в искусстве. Осенью 1921 года модель Башни Татлина была представлена в Москве, вызвала немало споров в ИНХУКе, и, в конечном итоге, проект был заморожен.

В 1920 году Ленин официально объявил об основании государственной художественной и технической школы ВХУТЕМАСа, объединив традиционные художественные школы - Петроградскую академию изящных искусств (1757 г.) и Московскую школу живописи, скульптуры и архитектуры. С

1920 по 1930 гг. Родченко начал пропагандировать среди большевиков в ВХУТЕМАСе материалы, изображающие историю партии, и плакаты, рекламирующие государственные компании. Например, рекламный плакат, названный "Даешь карандаши, которые хороши? Мосполиграф?" (1923 г.). Использование авангардного искусства как инструмента государства для передачи социальных и политических идеалов населению и определение художника как рекламного конструктора было противоречием более ранним социальным и политическим идеалам Февральской революции 1917 г. и поворотом к тоталитаризму и пропаганде, поддержанным и распространённым при Ленине и Троцком.

Родченко к тому времени был уже опытным художником, скульптором и дизайнером. В начале 1920-х он занялся фотографией вместе с греком-коллекционером Георгием Костаки: «По какой-то причине я решил, что то, что он сделал в предыдущие годы, было не то, что нужно миру и советскому пролетариату» 1. Он постоянно экспериментировал с искусством фотографии и стал одним из «пионеров» фотомонтажа. Дочь коллекционера - Алики Костаки рассказывает: «Родченко как художника отторгали настолько долго и активно, что он сам разуверился в себе и 30 лет занимался только фотографией. Как-то раз папа приехал в его квартиру в районе Кировских ворот и с разрешения Родченко достал с полатей единственный сохранившийся мобиль, но в разобранном виде. Родченко разрешил его забрать2».

В марте 1921 года Родченко со своими коллегами после огласки точки зрения о конструкции и конфликта в ИНХУКе сформировал рабочую группу конструктивистов. Их намерением было обновить и расширить экспериментальные действия по управлению трехмерными абстрактными формами в окружающей среде, участвуя в промышленном строительстве.

Одной из первых их работ стали «пропагандистские стенды Густава Клуциса», построенные для Четвертого конгресса Коммунистического Интернационала в Москве в 1922 году с целью представления фотографического материала, плакатов и аудиовизуальных проекций с революционными лозунгами. Клуцис для проектирования этих пропагандитских конструкций использовал опыт в дизайне и в пространственных произведениях.

Формально направление конструктивизма родилось после января 1922 года, когда группа членов Общества Молодых Художников (ОБМОХУ], таких как Константин Медунецкий и братья Георгий и Владимир Стенберг представила свои цветоконструкции и пространственные конструкции в «Кафе поэтов» на выставке под названием «Конструктивисты». Братья Стенберг представили свои цветоконструкции, стеклянные, металлические конструкции и афиши. Творческая группа братьев «2 Стенберг 2» произвела настоящую революцию в дизайне и литографии, положив основу для советского поп-арта.

Левый Фронт Искусств

В 1923 году был опубликован первый выпуск журнала «ЛЕФ», провозгласивший манифест конструктивизма. Его теоретик, Осип Брик, опубликовал небольшую статью под названием "В производство!". В качестве примера подлинного продуктивизма Брик взял творчество Александра Родченко и креативность Владимира Татлина: «Родченко был беспредметником. Стал конструктивистом и производственником. Не на словах, а на деле. Он знает, что сидя у себя в мастерской ничего не сделаешь, что надо идти в реальную работу, нести свой организаторский дар туда, где он нужен, в производство »3.

С другой стороны, Татлин не считал себя конструктивистом и возражал против многих конструктивистских идей, таких как «художник как исследователь или создатель современных инструментов». Татлин и Маяковский, который был главным редактором журнала «ЛЕФ», искали точки соприкосновения пролетариата с искусством. Конструктивисты продвигали эту позицию, оправдывая отказ рабочих от искусства, нацеливаясь к промышленному производству, считая это эффективным способом изменения жизни советского человека.

Во втором выпуске журнала «ЛЕФ» Варвара Степанова под псевдонимом Варст пишет о роли одежды в советском обществе и разделяет ее на две части: спецодежда и спортодежда. Спецодежда, то есть рабочая одежда, в зависимости от профессии характеризуется особенностью материала и детализацией покроя. Например, «...костюм инженера-конструктора, практика - общая особенность наличие большого количества карманов, но в зависимости от особенностей измерительных прибо-

1 ForbesLife.BmcropHsiKocToeBa, Драмана $100 млн: историяколлекционераГеоргияКостаки, 24.04.2017 http://www.forbes.ru/ iorbeslife/3414 69-drmna-na-100-n^i-istoriya-kollekcionera-georgiya-kostaki

2 ForbesLiie.BHKropHsiKocToeBa, Драмана $100 млн: историяколлекционераГеоргияКостаки, 24.04.2017 http://www.forbes.rii/ torbeslife/3414 69-draina-na-100-niln-istoriya-kollekcionera-georgiya-kostaki

3 В производство!",с. 105. Леф журнал, № 1,1923.

ров, которыми он пользуется в работе - деревообделочник ли он, текстильщик, авиаконструктор, строитель или металлист - меняется размер, форма и характер распределения карманов на одежде»1. Спортодежда - специальный тип одежды, разные категории которой зависят от характера спорта. Особенностью спортивной одежды является наличие в ней знаков, эмблем, позволяющих отличить одну команду от другой, форма и цвет костюма.

Эти «продуктивисты-инженеры», как их называли на фабрике, требовали от администрации участия в принятии решений по производству данной одежды и по работе в мастерских завода. Это был исторический момент для новой экономической политики (НЭП), легализовавшей некоторые принципы капиталистической экономики, такие как частная торговля и частное производство. Государственным кампаниям же теперь приходилось думать о прибыли и поэтому должны они производили безопасные и консервативные варианты, избегая риска новаторских идей.

Попова и Степанова знали, что их работа на фабрике советского государства должна соответствовать этой линии НЭПа. Они не только требовали от руководства завода, чтобы им позволили участвовать в производстве, заключать контракты с ателье и модными журналами, но и сотрудничать со СМИ для продвижения продукции завода.

Формирование новой советской жизни

Идеологическая связь конструктивизма с революционными кругами становится очевидной после разрыва между рабочим классом и интеллигенцией. Это началось с проведения множественных семинаров в различных регионах СССР с целью «рекламы» революции и искусства в производстве.

Государство выделяло для деятелей искусства различные правительственные площадки и ресурсы, которыми управляли сами художники, и установило программы для нового художественного производства. Была также открыта сеть художественных школ, где обучение было представлено в новых формах и методах искусства, с акцентом на графику, дизайн и архитектуру. Одновременно начала работать программа профессиональной ориентации для выпускников-специалистов в области дизайна и производства костюмов, конструкции мебели для театральных представлений, рекламы, музеев и программа подготовки преподавателей «нового искусства».

Материализм против идеализма

Рождение конструктивизма было неразрывно связано с идеологическими, социальными и политическими преобразованиями. Коммунистическая идеология была бумагой для написания новой истории искусства. На последующую эволюцию конструктивизма влияние оказала общая философия, которая защищала материализм от идеализма и потребовала интеграции искусства с жизнью. Искусство должно было выполнять социальную функцию и отражать идеологические цели новой коммунистической системы. Конструктивизм же с акцентом, сделанным на технологию, пропагандировал новое восприятие искусства. Его целью было не только влить свежую струю в искусство, но и утвердить новую концепцию искусства и ту роль, которую оно должно играть в обществе.

В течение нескольких лет, которые прошли в содружестве конструктивизма с большевизмом, их связующим звеном была революция и общее желание изменить жизнь. Эти отношения поставили могильный камень на русский авангард.

Литература

1. Адаскина Н.Л. Закат авангарда в России // Вопросы искусствознания XI (2/97). М„ 1997. - С.264 - 273.

2.Бернштейн Д.К. Мифопоэтическая предыстория «Башни Татлина». В сб.: Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения -1992». ВыпускXXV. М„ 1994. - С. 131.

3.Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М„ Республика, 1998.

4.Искусство XX века, путеводитель под редакцией Кирилла Светлякова Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, М.,2014.

5. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932 (исторический обзор). В 3-х томах Том 1. Боевое десятилетие. - СПб.: Новое литературное обозрение., 1996. - 319 с.

5. Леф журнал, № 1,1923.

6. Леф журнал, № 2,1923.

7. Сере Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного Прогресс-Традиция, 2004. - 336 с.

9. Стерьёпулу Ап. Элени Введение в сюрреализм, перевод Левона Акопяна, Львов, 2008- С.79

10. Bowitt, J (ed.) 1988, Russian art of the avant-garde: theory and criticism, Thames and Hudson, London.

11. Herwitz D. Making Theory / Constructing Art: On the Authority of the Avant-Garde. Chicago, 1993.

12. Kiaer Ch., "Into Production!" The Socialist Objects of Russian Constructivism. European Institute for progressive cultural policies, 2009.

13. Lodder, Russian constructivism, Yale University Press, New Haven. 1983.

14. Lodder, Коусттроиктфитцбс;: Mia véa crivGeoti téxvt|ç kcu apxitektovikrjç, Lost Vanguard Found, EuvGectti

1 «Костюм сегодняшнего дня-Прозодежда», c.65, Леф журнал, № 2,1923.

ApxiTEKTOviKrjq KcuTexvriq сггг| Pooaia 1915-1935, КМ.Е.Т.

15. Lynton, N 2009, Tatlin's Tower, monument to revolution, Yale University Press, New Haven and London.

16. Margolin, V1997, Struggle for Utopia: Rodchenko, Lissitzky, Moholv-Nagy, 1917-1946, University of Chicago Press, Chicago.

17. Marian Burleigh-Motley, Camilla Gray. The Russian Experiment in Art 1863-1922 (Revised Edition) (World of Art), 1986.

18. Solomon Volkov The Magical Chorus: A history of Russian culture in the Twentieth Century from Tolstoy to Solzhenitsyn. Translated from the Russian by Antonina W. Buis, Alfred A Knopf, New York, 2 008.

19. Tupitsyn, M 2009, Rodchenko and Popova: defining constructivism, Tate Publishing, London.

20. XaiSouAii Пг[уг|, Коуотроиктфюцбс; катоАтю^тгтхюкг! Epycraia, Кштобютрюко Поаетисгтг|цю A0r|v(jbv, 2015.

21. Красная газета, Наследие А.В.Луначарского, 1922, № 252, 5 ноября. http://lunacharsky.newgodsu/lib / ss-tom-7/revolucia-i-iskusstvo

22. Forbes Life. Виктория Костоева, Драма на $100 млн: история коллекционера Георгия Костаки, 24.04.2017 http: //www.forbes.ru/forbeslife/3414 69-drama-na-100-mln-istoriya-kollekcionera-georgiya-kostaki

23. Neue Zeiten Ежемесячный информационный журнал, Илья Дубинский, Василий Кандинский - Основоположник абстракционизма, № 123,9 ноября 2011 г. http://neuezeiten.rusverlag.de/2011/10/06/1228/

References

1. Adaskina NL. ZakatavangardavRossii//Voprosyiskusstvo-znaniyaXI (2/97). M„ 1997. -S.264- 273.

2. Bernshteyn D.K Mifopoeticheskaya predystoriya «Bashni Tatli-na». V sb.: Dialog kul'tur. Materialy nauchnoy konferentsii «Vipperovskiye chteniya -1992». VypuskXXV. M„ 1994. - S. 131.

3. Gromov Ye.S. Stalin: vlast' i iskusstvo. M„ Respublika, 1998.

4. Iskusstvo XX veka, putevoditel' pod redaktsiyey Kirilla Svet-lyakova Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galer-eya na Krymskom Valu, M.,2014.

5. Krusanov A.B. Russkiy avangard: 1907-1932 (istoricheskiy obzor). V 3-kh tomakh. Tom 1. Boyevoye desyati-letiye. — SPb.: Novoye literaturnoye obozreniye., 1996. - 319 s.

5. Lef zhurnal, № 1,1923.

6. Lef zhurnal, № 2,1923.

7. Sers F. Totalitarizm i avangard Vpreddverii zapredel'nogo Progress-Traditsiya, 2004. - 336 s.

9. Ster'yopulu Ap. Eleni Vvedeniye v syurrealizm, perevod Levona Akopyana, L'vov, 2 008- S.79

10. Bowitt, J (ed.) 1988, Russian art of the avant-garde: theory and criti-cism, Thames and Hudson, London.

11. Herwitz D. Making Theory / Constructing Art: On the Authority of the Avant-Garde. Chicago, 1993.

12. Kiaer Ch„ "Into Production!" The Socialist Objects of Russian Constructivism. European Institute for progressive cultural policies, 2009.

13. Lodder, Russian constructivism, Yale University Press, New Haven. 1983.

14. Lodder, Konstrouktibismos: Mia nea synthese technes kai architektonik£s, Lost Vanguard Found, Synthese Architektonik$s kai Technes ste Rosr'a 1915-1935, KM.S.T.

15. Lynton, N 2009, Tatlin's Tower, monument to revolution, Yale University Press, New Haven and London.

16. Margolin, V1997, Struggle for Utopia: Rodchenko, Lissitzky, Moholv-Nagy, 1917-1946, University of Chicago Press, Chicago.

17. Marian Burleigh-Motley, Camilla Gray. The Russian Experiment in Art 1863-1922 (Revised Edition) (World of Art), 1986.

18. Solomon Volkov The Magical Chorus: A history of Russian culture in the Twentieth Century from Tolstoy to Solzhenitsyn. Translated from the Russian by Antonina W. Buis, Alfred A Knopf, New York, 2 008.

19. Tupitsyn, M 2009, Rodchenko and Popova: defining constructivism, Tate Publishing London.

20. Chaidoiile Pege, Konstrouktibismos kai politike, ptychiake ergasr'a, Kapodistriako Panepistemio AthenOn, 2015.

21. Krasnaya gazeta, Naslediye A. V. Lunacharskogo, 1922, № 252, 5 noyabrya. http://lunacharsky.newgod.su/ lib/ ss-tom-7/revolucia-i-iskusstvo

22. Forbes Life. Viktoriya Kostoyeva, Drama na $100 mln: istoriya kol-lektsionera Georgiya Kostaki, 24.04.2017 http://www.forbes.ru/forbeslife/341469-drama-na-100-mln-istoriya-kollekcionera-georgiya-kostaki

23. Neue Zeiten Yezhemesyachnyy informatsionnyy zhurnal, Il'ya Du-binskiy, Vasiliy Kandinskiy - Osno-vopolozhnikabstraktsionizma, № 123,9 noyabrya 2011 g. http://neuezeiten.rusverlag.de/2011/10/06/1228/

Акронимы

-ИНХУК- Институт художественной культуры был основан в 1920 году и работал до 1924 года как научно-исследовательский институт в Москве. В Петрограде работал филиал ИНХУКа под названием ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры).

-ИЗО - Отдел Изобразительных Искусств открылся в Петрограде в январе 1918 года под руководством АВ.Луначарского. Главной его задачей являлось реформирование художественного образования.

-ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские были основаны в 1920 году и работали до 1930 года. С 1927 года были пере-именованы в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Главной их задачей являлась художественная и техническая специализация художников, которые уже завершили их первые исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-НАРКОМПРОС - Народный комиссариат просвещения, был создан в 1918 году и его первый который возглавил его был А.В. Луначарский до 1929 года. Главным теоретиком Наркомпроса стала Н.К.Крупская, которая в первые годы после Октябрьской революции участвовала в создании системы народного просвещения.

Луначарский, совместно с Н.К.Крупской, М.Н.Покро-вским разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования и общую стратегию советской школы.

-0БМ0ХУ - Общество молодых художников находилось в Москве (1919-22). Стал переходом с абстрактного искусства в духе футуризма на конструктивизм. Молодые художники занимались с производством декоративно-оформительских проектов агитационно-пропагандистского характера.

-ЛЕФ - Левый Фронт искусств (1923-1925), литературное объединение которое возникло в Москве во главе В. Маяковского до 1925 года, когда было переименовано на НОВЫЙ ЛЕФ и существовало с 1927 до 1928 года. В начале 1923 года Маяковский подает в агитотдел ЦК РКП (б) докладную записку с просьбой разрешить выпускать журнал и в марте 1923 вышел первый номер ЛЕФа. В начале 1929 года НОВЫЙ ЛЕФ по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств). Но после статьи в «Правде» (4 декабря 1929 г.) и вступления Маяковского в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) ЛЕФ прекратил свое существование.

УДК 73.01/.09

А. Ф.Ибрагимова

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Современные формы городской скульптуры настолько разнообразны, что больше не соответствуют типичным признакам монументального и монументально-декоративного жанра городского искусства. В связи с этим статья посвящена рассмотрению и формулировке передовых принципов в формообразовании современной городской скульптуры, а именно: принцип адаптации традиционной формы, принцип абстрактно-концептуального формообразования, принцип использования готовой формы и принцип отображения нематериальной вещественности.

Ключевые слова; городская скульптура, монументальная скульптура, монументально-декоративная скульптура, архитектурная среда, арт-объект, дизайн города, паблик-арт, городская среда, городская инсталляция.

Anastasia F. Ibragimova PRINCIPLES OF FORMATION IN MODERN URBAN SCULPTURE

Modem forms of urban sculpture are so diverse that they no longer correspond to the typical features of the monumental and monumental-decorative type of urban art In this regard, the article is devoted to the considération and formulation of advanced principies in the shaping of modem urban sculpture: the principie of adaptation of the traditional form, the principie of abstract-conceptual modeling the principie of using the finished form and the principie of création non-material reality.

Keywords: urban sculpture, monumental sculpture, monumental and décorative sculpture, architectural environment, art object, city design, public art, urban environment, urban installation.

С появлением таких современных тенденций как инсталляции, лэнд-арт, акционизм, монументальная и монументально-городская скульптура больше не являются единственными в своем жанре, и в городском искусстве появилось и бесконечное количество новых и сложно описываемых видов городской скульптуры. Задача формулировки принципов формообразования в какой-то степени является исходной в проблеме понимания тенденций современной городской скульптуры, ведь сами принципы заключает в себе концепцию и задачи создания того или иного образа городского объекта

Так как городская скульптура является искусством общественным, находящимся в архитектурной среде и включающим в себя непосредственно искусство скульптуры, то и разработка современных принципов формооб-разования исходит из анализа непосредственной ситуации в городской среде, а обществе и в самом искусстве скульптуры.

Архитектурная среда и общество сегодня идут по пути глобализации, утилитарности и обобщения внутренних взаимоотношений. Данные процессы сказываются на формообразовании городской скульптуры в том, что выявляется некая интернациональность, общий подход и в то же время развитие камерных видов городской скульптуры. Тем не менее наиболее интересным в выявлении принципов формообразования городской скульптуры является рассмотрения искусства скульптуры как такового. И в самом деле, ведь городская скульптура сегодня - ни что иное как искусство скульптуры, выведенное за рамки музеев, выставочных центров, мастерских художников. Если мы попытаемся проследить стилеобразование и изменение городской скульптуру, то заметим, что городская скульптура является неким заключительным этапом поисков формы и идеи скульптуры станковой, скульптуры частной. Так, кинетическая скульптура, зарождаясь в мастерских Наума Габо, Александра Родченко, Александр Колдера, обрела свою городскую оболочку лишь в 1958 году. Работа А.Кол-дер «Спираль» для парижской выставки ЮНЕСКО, по сути, явилась первой кинетической скульптурой в городском пространстве. Опыты Дэвида Смита с использованием индустриальных материалов, тоже только спустя время находят свое отражение в городской скульптуре минимализма всё того же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.