Научная статья на тему 'КОНСТРУКТ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА'

КОНСТРУКТ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТ / КОНСТРУКТИВИЗМ / КАРТИНА МИРА / ОНТОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савенков Э.Б.

Актуальная картина мира обладает множеством названий: «цифровая», «пост-неклассическая», «информационная», «телекоммуникационная» и т. д. Однако все они не могут в полной мере ухватить дефиницию мира, что приводит к мысли о том, что задача обоснования картины мира не может быть связана только лишь с интерпретацией через технологический прогресс или количественные изменения вещного мира. Отправной точкой рассуждений автора в представленной статье служит тезис о том, что цифровая картина мира - это поле конструктов, а значит, это поле не может быть чисто эмпирическим. Другими словами, это открывает возможности для обсуждения реальности с точки зрения её конструктивности, а не виртуальности. Данная статья носит обзорный характер, ее цель - указать на новые области развития философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCT IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF THE MODERN PICTURE OF THE WORLD

The current picture of the world has many names: “digital”, “post-non-classical”, “information”, “telecommunications”, etc. However, all of them cannot fully grasp the definition of the world, which leads to the idea that the task of substantiating the picture of the world cannot be connected only with interpretation through technological progress, or quantitative changes in the material world. The starting point of the author's reasoning in the presented article is the thesis that the digital picture of the world is a field of constructs, which means that this field cannot be purely empirical. In other words, it opens up opportunities for discussing reality in terms of its constructiveness, not virtuality. This article is of an overview nature and is intended to indicate new areas of development of philosop

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА»

УДК 165.0 001: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-phil.2023.5.11

КОНСТРУКТ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Э.Б. Савенков

Самарский государственный технический университет, Самара, Россия

Поступила в редакцию: 20.01.2023 В окончательном варианте: 20.02.2023

■ Для цитирования: Савенков Э.Б. Конструкт в контексте эволюции современной картины мира // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Философия». 2023. Т. 5. № 1. С. 83-86. ЭО!: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-phil.2023.5.11

Аннотация. Актуальная картина мира обладает множеством названий: «цифровая», «пост-неклассическая», «информационная», «телекоммуникационная» и т. д. Однако все они не могут в полной мере ухватить дефиницию мира, что приводит к мысли о том, что задача обоснования картины мира не может быть связана только лишь с интерпретацией через технологический прогресс или количественные изменения вещного мира. Отправной точкой рассуждений автора в представленной статье служит тезис о том, что цифровая картина мира — это поле конструктов, а значит, это поле не может быть чисто эмпирическим. Другими словами, открываются возможности для обсуждения реальности с точки зрения ее конструктивности, а не виртуальности. Данная статья носит обзорный характер, ее цель — указать на новые области развития философии.

Ключевые слова: конструкт; конструктивизм; картина мира; онтология; методология.

THE CONSTRUCT IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF THE MODERN PICTURE OF THE WORLD

E.B. Savenkov

Samara State Technical University, Samara, Russia

Original article submmited: 30.11.2022 Revision submitted: 20.12.2022

■ For citation: Savenkov E.B. The Construct in the Context of the Evolution of the Modern Picture of the World. Vestnik of Samara State Technical University. Series Philosophy. 2023;5(1):83-86. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-phil.2023-5.11

Abstract. The current picture of the world has many names: "digital", "post-non-classical", "information", "telecommunications", etc. However, all of them cannot fully grasp the definition of the world, which leads to the idea that the task of substantiating the picture of the world cannot be connected only with interpretation through technological progress, or quantitative changes in the material world. The starting point of the author's reasoning in the presented article is the thesis that the digital picture of the world is a field of constructs, which means that this field cannot be purely empirical. In other words, it opens up opportunities for discussing reality in terms of its constructiveness, not virtuality. This article is of an overview nature and is intended to indicate new areas of development of philosophy.

Keywords: construct; constructivism; worldview; ontology; methodology.

ВЕСТНИК Самарского Государственного Технического Университета Серия «Философия»

Том 5 № 1 2023

«И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» Ф. Ницше

Данное высказывание немецкого философа зачастую употребляется в мистическом смысле, но в данном контексте оно хорошо передает ту проблему, с которой столкнулись многие ученые в XXI веке. Она заключается в том, что долгое и настойчивое смотрение (анализ) в эмпирический опыт ставит ученого в положение постоянного обязательства констатировать факты, однако такой подход не может привести к превращению последних в знание. Перефразируя смысловую позицию Ф. Ницше, эмпирический опыт стал настолько фундаментальной основой для некоторых сфер гуманитарного знания, что они сами не замечают, как теряют свои оригинальные и уникальные методологии обоснования не эмпирического опыта. Если опыт трактовать в данном случае как некоторое естество, то в современном мире у любого естества должна быть пара с искусственным. Для этого, очевидно, необходим еще один искусственный, то есть идущий от творческого начала человека шаг в сторону создания определенной единицы, облегчающий работу мышления. В научном познании это конструкты, то есть искусственные образования со служебными функциями. Онтологизация конструкта (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в концепт. В таком случае концепт современной картины мира формируется согласно принципу замещения конструкциями, описанному Б. Расселом, и касается тех объектов, которые являются для науки перспективными [2]. Другими словами, перед современным философом-исследователем стоит задача осмысления мира в его уникальных характеристиках за счет привлечения знаково-знаниевых конструкций из доступных сфер культуры человечества.

В новой философской энциклопедии конструкт связывают с методологией науки, и его определение дает В.С. Швырев: «Понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и соответствующих терминов в язык науки. Понятие теоретического конструкта получило распространение в связи с осознанием в рамках стандартной концепции науки невозможности редукции теоретических терминов к терминам, фиксирующим эмпирически наблюдаемые признаки» [1, с. 321-322]. Таким образом, «конструкт» стал связующим элементом или же фиксирующим звеном, например, для ненаблюдаемых сущностей типа элементарных частиц в физике, структур химических соединений, генов в биологии, характерологических типов в психологии, типов общественных структур в социальном знании, домохозяйств в структуре повседневности и пр. Примечательно, что охарактеризовать конструкт в данном случае не получится, если использовать эмпирическую интерпретацию, так как его специфика раскрывается только в концептуализации теорий или же типологий. В этом случае возникает вопрос, связанный с соотношением конструкта и реальности. В частности, значительное распространение получило инструменталистское истолкование конструктов, согласно которому последние рассматривались как формальные искусственные

VESTNIK of Samara State Technical University Series «Philosophy»

Vol. 5 No. 1 2023

языковые средства, которые способствуют решению задач на уровне научной эмпирии, обеспечивая контакт знания с реальностью. Анализируя современную методологию, следует сказать, что конструкт все же связан с реальностью в том смысле, в каком он позволяет к этой реальности подобраться за счет внедрения понятийного анализа, выражающегося в индикаторах, индексах и других формах, отражающих процедуру перевода некоторых полученных данных в структуру знаков. Если рассмотреть данное определение в широком смысловом контексте, то конструкты могут выступать в качестве «пешеходного моста» от эмпирического опыта к теории деятельности. Сразу же поставим вопрос, о какой конкретно деятельности идет речь? Конструктивно-технической, если в область познания попадают такие объекты, как, например, блокчейн-платформы [3]. С одной стороны, это языковая спекуляция, основанная на том, что слово «конструкт» и «конструкция» (и производные от него) созвучны. Латынь предоставляет нам культурную опору в виде "constructio", то есть деятельности составления и построения. С другой стороны, это тематическая попытка уйти от технического или же самой философии техники в чистом виде, так как обсуждение конструктов и их положения внутри социотехнических систем может дать другой результат, чем обсуждение искусства их создания и внедрения в сферы производства и потребления [4].

Таким образом, мы предполагаем, что процесс онтологизации через конструкт продуктивен для области новых наук и предметов, использующих конструкты не только для зрительной интерпретации, но и для снятия и сохранения специфических и уникальных смыслов.

Список литературы

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2 / под ред. В.С. Стёпина, A.A. Гусейнова, Г.Ю. Семигина, и др. Москва: Мысль, 2010. 634 с.

2. Розанова М.С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / под ред. Б.Г. Соколова. Санкт-Петербург: Издательский дом СПбГУУ 2004. 160 с.

3. Савенков Э.Б. Зеленые сертификаты и блокчейн в контексте философского познания современной картины мира // Сборник статей X Международной научно-практической конференции: «Теория и практика современной науки». Пенза, 2022. С. 60-62.

4. Bachelard G. The New Scientific Spirit. Beacon Press, 1986. 214 p.

References

1. Stepin VS, Guseinov AA, Semigina GYu, et al., editors. Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: v 4 t. T. 2. Moscow: Mysl', 2010. 634 p. (In Russ.)

2. Rozanova MS. Sovremennaya filosofiya i literatura. Tvorchestvo Bertrana Rassela. Sokolova BG, editor. Saint Petersburg: Izdatel'skii dom SPbGU, 2004. 160 p. (In Russ.)

3. Savenkov EhB. Zelenye sertifikaty i blokchein v kontekste filosofskogo poznaniya sovremen-noi kartiny mira. Proceedings of the X International science and practice conference: «Teoriya i praktika sovremennoi nauki». Penza, 2022. P. 60-62. (In Russ.)

4. Bachelard G. The New Scientific Spirit. Beacon Press, 1986. 214 p.

ВЕСТНИК Самарского Государственного Технического Университета Серия «Философия»

Том 5 № 1 2023

Информация об авторе

Эдуард Борисович Савенков — аспирант кафедры вычислительной техники ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия. E-mail: savenkov39@yandex.ru

Information about the author

Eduard B. Savenkov — Postgraduate student of the Department of Computer Engineering, Samara State Technical University, Samara, Russia. E-mail: savenkov39@yandex.ru

VESTNIK of Samara State Technical University Series «Philosophy»

Vol. 5 No. 1 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.