Научная статья на тему 'Конструирование задач как фактор формирования математической компетентности учащихся 5-6 классов'

Конструирование задач как фактор формирования математической компетентности учащихся 5-6 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАЧ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ / CONSTRUCTING OF TASKS / MODEL OF FORMING OF MATHEMATICAL COMPETENCE OF STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шквыря Елена Леонидовна

В статье предлагается решение проблемы внедрения компетентностного подхода в общеобразовательной школе посредством вовлечения учащихся в деятельность по конструированию (составлению) задач. Автором предлагается модель организации учебного процесса, позволяющая формировать у учащихся математическую компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шквыря Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of tasks as a factor of forming of mathematical competence of pupils of 5-6 classes

On the basis of the conducted research, high quality correlations are set between the processes of forming abilities in pupils to design tasks and development of their mathematical competence. The offered model of organization of educational process can help in the solution of the problem of introduction of competence approach in general school on earlier stages of teaching.

Текст научной работы на тему «Конструирование задач как фактор формирования математической компетентности учащихся 5-6 классов»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Под ред. Е.С. Полат. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

7. Смирнова М. А. Метод проектов как одна из приоритетных технологий подготовки специалистов в условиях модернизации высшего образования [Текст] / М. А. Смирнова // Наука, образование, общество. — 2006. — http://journal.sakhgu.ru/ work.php?id = 7

8. Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : Советская энциклопедия. — 1989. — 1630 с.

9. Шихваргер, Ю. Г. Роль метода проектов в обучении студентов [Текст] / Ю. Г. Шихваргер // Образование. Технология. Сервис. — 2005. — http://totem.edu.ru

КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 16.12.2008 г.

© А. В. Кучерова

Е. Л. ШКВЫРЯ

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАЧ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ_______________________________________________________________

В статье предлагается решение проблемы внедрения компетентностного подхода в общеобразовательной школе посредством вовлечения учащихся в деятельность по конструированию (составлению) задач. Автором предлагается модель организации учебного процесса, позволяющая формировать у учащихся математическую компетентность. Ключевые слова: конструирование задач, модель формирования математической компетентности учащихся.

Современное общество сегодня нуждается в гражданах, умеющих не только усваивать знания и приобретать умения и навыки, но и способных эти знания интерпретировать в соответствии с обстоятельствами, добывать их самостоятельно. Поэтому главная задача учащегося заключается не только в получении знаний, но и в овладении умениями творчески и самостоятельно учиться. Последнее влечет за собой переориентировку всего педагогического сообщества России на инновационные технологии обучения. В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления его содержания. Компетентностный подход рассматривает в качестве итога образования не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в различных ситуациях. В стандартах основного общего образования по математике говорится о том, что в результате изучения предмета ученик должен овладеть математической компетент-

ностью, то есть знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вопросами компетентностного подхода занимались ученые: А. Л. Андреев, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др. В основном большинство работ посвящено проблемам высшей школы, становлению профессиональной компетентности студентов.

А как сегодня осуществить компетентностный подход в средней общеобразовательной школе? Этот вопрос по-прежнему остается актуальным. Методистами доказано, что развитию компетентности способствует расширение учебно-исследовательской работы обучающихся, выполнение ими творческих заданий в процессе, позволяющем сочетать знания, умения и опыт практической деятельности. Для общеобразовательной школы также можно сделать предположение о том, что формированию математической компетентности, умений самостоятельно и

Библиографический список

1. Дворецкий, С. И. Формирование проектной культуры [Текст] / С. Дворецкий, Н. Пучков, Е. Муратова // Высшее образование в России: науч.- педагог. журнал / М-во образования Рос. Федерации. — 2003. — № 4. — С. 15 — 22.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

3. Карпов, Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе,,, [Текст] / Е. Карпов // Экономика в школе : науч.- метод. изд. / М-во образования Рос. Федерации. — М. : ГЕО-ТЭК. — 2001. — № 2.

4. Ломакина, О. Н. Этапы проектирования деятельности [Текст] / О. Ломакина // Высшее образование в России : науч.-педагог. журнал. / М-во образования Рос. Федерации. — 2003. — № 3. - С. 127- 130.

5. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст]: Опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. — М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 128 с.

УДК 378.001:83.4м

творчески учиться способствует такая деятельность учащихся, в ходе которой происходит рождение «новой» для учащегося информации, создание нового «продукта». Деятельность по конструированию задач может способствовать формированию математической компетентности учащихся школы. Вопросы самостоятельного конструирования задач учащимися в разных аспектах и в разное время рассматривали ученые В. А. Далингер, О. Б. Епишева, А. Я. Цукарь, П. М. Эрдниев и др. П. М. Эрдниев и Б. П. Эрдниев в книге: «Обучение математике в школе» отмечают, что знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. «Самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее, чем просто решенная» [1].

Однако анализ действующих учебно-методических комплектов свидетельствует о том, что сегодня на уроках приемы самостоятельного составления задач учащимися используются редко. Этот факт позволяет говорить о том, что не в полной мере задействован их творческий потенциал. Сложившаяся практика традиционного обучения не в полной мере способствует реализации идеи компетентностного подхода. Для его осуществления необходима такая система организации учебного процесса, согласно которой, развитие ученика происходит в процессе его активного участия в обучении, одним из путей которого является деятельность учащихся по конструированию (составлению) задач. Мы считаем, что целесообразно формировать математическую компетентность на более ранних этапах обучения (5 — 6 классы) в силу ряда психолого-педагогических особенностей (высокий уровень мотивации в обучении, отсутствие больших пробелов в знаниях и т.д.).

При конструировании задач школьники применяют математические знания на практике для описания своих наблюдений, жизненного опыта, приходят к самостоятельным выводам и умозаключениям, выявлению закономерностей познания мира. Учащиеся учатся определять цели, ставить перед собой задачи и решать их. Тем самым у них воспитывается самостоятельность в обучении и применении знаний. Деятельность учащихся по составлению задач способствует формированию у учащихся математической компетентности. Модель формирования математической компетентности учащихся 5 — 6 классов посредством составления и решения задач, заключается в следующем:

I этап моделирования. Постановка цели: формирование математической компетентности учащихся 5 — 6 классов (увеличение количества учащихся с более высоким уровнем математической компетентности).

На начальном этапе внедрения модели учитель ставит перед собой цель, готовит инструментарий измерения уровней математической компетентности учащихся и «выполняет начальные замеры». Таким образом, у педагога появляется информация о сфор-мированности математической компетентности каждого ребенка.

II этап моделирования. Создание условий для организации деятельности учащихся, направленной на формирование умений конструировать математические задачи.

На основе работ А. А. Вербицкого и О. Г. Ларионовой [2], а также прогнозов, отмеченных Кронберг-ской декларацией [3], в целях реализации компетент-

ностного подхода следует предлагать задания для учащихся следующего типа:

— задания, требующие привлечения дополнительной информации;

— задания по подбору количественных данных из разных сфер деятельности человека;

— задания на установление аналогий;

— задания на составление математических текстов разных видов, систем упражнений. Предлагаемая организация деятельности при контекстном обучении для профессионального образования применима также и в школе. На занятии отрабатываются умения применять знания для конструирования задач (т. е. формируется система факторов и условий, система деятельности, способная влиять на формирование умений применять знания на практике).

III этап моделирования. Организация самостоятельной деятельности учащихся по конструированию задач.

Для организации самостоятельного конструирования задач учитель, характеризует каждое из направлений деятельности учащихся:

— конструирование на заданную тему;

— конструирование на выбранную тему;

— конструирование математических задач в рамках учебного практического исследования.

Учитель знакомит учащихся с основными положениями организации самостоятельной деятельности учащихся по каждому из предлагаемых направлений, объясняет требования к оформлению и представлению конечного продукта деятельности. Принимая во внимание навыки по конструированию математических задач каждого из учащихся, учитель дает совет по выбору направления деятельности, то есть осуществляет педагогическое сопровождение.

IV этап моделирования. Осуществление мониторинга формирования математической компетентности у учащихся.

На занятии учащиеся работают с заданиями, предлагаемыми учителем, с помощью которых осуществляется текущий контроль умений составлять задачи, аналогичные и обратные данным. Данная деятельность учащихся не оценивается, поскольку предполагает действия по предложенной учителем схеме.

В качестве промежуточного контроля по окончании изучения темы учащимся предлагается выполнить контрольную работу, в которую включены задания на определения уровня математической компетентности с целью корректировки организации учебного процесса и оказании своевременной помощи учащимся.

Итоговый контроль осуществляется в форме открытой защиты итогового проекта в виде доклада по итогам проведения учебно-исследовательской работы или в виде обобщения составленных задач в форме собственного задачника. Для оценки индивидуального итогового проекта предусмотрена коллективная система оценивания учащимися и педагогом. Схема представленной модели показана на рис. 1. Такая модель формирования математической компетентности учащихся посредством конструирования задач, на наш взгляд, является универсальной. Деятельность учащихся по конструированию задач может быть совместима с любой технологией. Например, в технологии классического, современного урока, на уроках в разновозрастной группе, в технологии дифференцированного обучения по уровню способностей (В. В. Фирсов), в интегральной технологии (В. В. Гузеев), в элементах информационно-коммуни-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

III. Осуществление мониторинга формирования математической компетентности

—- 1" —

контроль на промежуточный итоговый

занятии контроль контроль

Рис.1. Схема модели формирования математической компетентности учащихся 5—6 классов посредством конструирования задач

кативных технологий и т.д. Составление задач учащимися учителю можно организовать на различных этапах учебного занятия: актуализации знаний, изучении материала, закреплении, обобщении и систематизации изученного, а также задания на конструирование могут быть и в качестве домашних. Деятельность по конструированию задач может успешно применяться при обучении учащихся по любой программе, любому действующему учебнику, допущенному Министерством образования РФ. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая модель формирования математической компетентности учащихся посредством конструирования ими задач является одним из способов повышения качества подготовки школьников, позволяющей применять знания в практической деятельности и соотносить их с повседневной действительностью. На наш взгляд, это один из путей реализации компетентностного подхода. Учителю, использующему задания на конструирование при обучении учащихся, не требуется больших затрат и времени на освоение данной модели. Применение конструирования задач позволяет сделать процесс развития ученика целостным. Учащиеся составляют не только аналогичные, обратные данным задачи, но и учатся видеть проблему, находить пути ее решения, проводя исследования. Полученные исследовательские умения и навыки позволяют ученику успешно обучаться, реализовать свои возможности, успешно пройти государственную итоговую аттестацию и осознанно подойти к своему будущему профессиональному самоопределению. Дальнейшее исследование проблемы возможно в направлении разработки комплекса заданий на конструирование для предпрофильного и профильного обучения учащихся. Такую модель в обучении можно использовать не только в 5 — 6 классах. В результате ее применения развиваются меж-

предметные связи со многими учебными дисциплинами. Так, учащийся, выбрав гуманитарный профиль, увлеченный историей, составляет задачи с историческим уклоном и т.д. Таким образом, подобные задания необходимы на этапе предпрофильного обучения. Для применения компетентностного подхода в этот период обучения необходимы дидактические материалы, содержащие систему заданий на конструирование и определение уровней математической компетентности. Возможно, организация деятельности по конструированию задач самими учащимися является одним из путей внедрения компетентностного подхода в обучение в общеобразовательной школе.

Библиографический список

1. Эрдниев, П.М. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц [Текст ] : книга для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. — 2 изд. испр. и доп. — М. : АО «СТОЛЕТИЕ»,1996. — 320 с.

2. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в системе подготовки учителя математики [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 6. — С. 79 — 83.

3. Альтовский, Е. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний [Текст] / Е. Альтовский ; неофиц. пер. // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 9. — С. 74-75.

ШКВЫРЯ Елена Леонидовна, соискатель кафедры математики и методики преподавания математики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, учитель математики гимназии № 6, г. Лангепас.

Статья поступила в редакцию 13.01.2009 г.

© Е. Л. Шквыря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.