РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.14
Лях Виктория Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, lviktory@mail.ru, Красноярск
Чурилова Елена Юрьевна
Доцент кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, r250764@yandex.ru, Красноярск
КОНСТРУИРОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Lyah Victoria Ivanovna
The candidate of pedagogical sciences, docent of chair ofpedagogy vocational training of Siberian Federal University, lviktory@mail.ru, Krasnoyarsk
Churilova Elena Jurievna
The docent of chair ofpedagogy vocational training of Siberian federal university, r250764@. yandex.ru, Krasnoyarsk <
DESIGNING A CURRICULUM OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING
В статье представлен опыт организации в учебном процессе проектировочной и конструкторской деятельности студентов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», реализуемый в Сибирском федеральном университете на кафедре «Педагогика профессионального обучения».
Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека. Это суждение правомерно для любой деятельности в социальной сфере, в том числе педагогической. Теория и практика педагогического проектирования получили широкое развитие, начиная с 90-х гг. XX века.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот про-
цесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным, что позволяет оптимизировать деятельность педагога [1].
Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.
Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. В рамках систем создаются педагогические процессы.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной педагогической системы. Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций -сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
I этап - моделирование;
II этап - собственно проектирование;
III этап - конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Конкретные объекты педагогического проектирования на разных этапах педагогического проектирования представлены в таблице 1 [4].
Таблица 1 - Система форм педагогического проектирования
Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
Педагогическое моделирование Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленночувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
Педагогическое проектирование Квалификационные характеристики, профессио-граммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочнотематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
Педагогическое конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивноматериальная) и деятельности (конструктивно-операциональная) [6].
Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.
Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений.
Важно, чтобы все компоненты педагогического проектирования студенты - будущие педагоги освоили в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе [2; 5]. Этот подход был положен в основу организации учебного процесса студентов 4-5 курсов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».
Выпускная квалификационная работа студентов, предполагающая в конечном итоге разработку методических образовательных ресурсов по дисциплинам учебного плана специальности, складывается из курсовых работ, выполняемых на протяжении нескольких семестров.
В рамках курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» студенты 4 курса на основе анализа основных нормативных документов, регламентирующих учебный процесс (ГОС ВПО, учебный план) проектируют содержание одной из учебных дисциплин, разрабатывают учебную программу по этой дисциплине, что составляет этапы моделирования и собственно проектирования методических образовательных ресурсов. Студенты на этих этапах приобретают навыки проектирования компетенций, знаний, умений и навыков учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения дисциплины; содержания дисциплины (тематика лекционных, практических и/или лабораторных занятий); содержания самостоятельной работы учащихся; форм и видов контроля. Кроме учебной программы на этом этапе проектирования студенты разрабатывают календарно-тематический план дисциплины, который включает перечень тем, задач их изучения, количество отводимых на темы часов, определение вида занятия.
На следующем этапе - этапе конструирования, в соответствии с учебной программой студенты в рамках дисциплины «Практикум по профессии» конструируют методики проведения разных видов занятий на основе применения традиционных и инновационных педагогических технологий (проектное, проблемное, программированное, игровое обучение и др.).
В рамках курсовой работы по дисциплине «Методика обучения информационным технологиям» студенты конструируют методики проведения занятий с использованием средств информационных технологий и учетом специфики учебной дисциплины, приобретая при этом навыки их использования в профессиональной деятельности. Важным моментом является конструирование студентами тестовых заданий в различных электронных оболочках.
В рамках курсовой работы по дисциплине «Педагогические программные средства» (ППС), студенты конструируют и педагогически обосновывают электронные обучающие средства, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины.
Средствами конструирования электронных обучающих средств (ЭОС) могут выступать: универсальные языки программирования, пакеты профессиональных программ и специализированные авторские инструментальные среды. В основу конструирования должны быть положены следующие принципы [3]:
учета психофизиологических особенностей обучаемых; учета возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники; приоритетности стратегии обучения; психологической и педагогической эргономичности; функциональной полноты;
мотивационной и активностной обеспеченности; универсальности применения; модульности построения.
Разрабатываемое педагогическое программное средство должно включать информационно-справочный блок, блок управления обучением и блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов.
Выполняя данный вид деятельности, студенты приобретают навыки конструирования педагогического и технологического сценариев и их реализации в электронных обучающих средствах в соответствии с дидактическими принципами создания ППС, методическими целями и функциональным назначением обучающих средств.
В настоящее время актуальным является внедрение в педагогическую практику дистанционной формы обучения. В связи с этим в учебном плане специальности предусмотрена курсовая работа по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов», в рамках которой студенты приобретают навыки конструирования модульной структуры (модулей, учебных элементов) дистанционных курсов, для реализации содержания которых они разрабатывают методики для различных видов дистанционных занятий (чат, \\'геЬ-занятий и др.), навыки организации це-леполагания и рефлексии, являющихся неотъемлемыми компонентами дистанционного обучения.
Таким образом, результатом деятельности студентов по проектированию и конструированию являются методические образовательные ресурсы конкретной учебной дисциплины. Разработанные методические образовательные ресурсы апробируются студентами в ходе обучающего педагогического эксперимента, проводимого в рамках педагогической и преддипломной практики. Целью преддипломной практики является педагогическое обоснование целесообразности применения в учебном процессе разработанных методических образовательных ресурсов, которые затем представляются в выпускных квалификационных работах.
Подобная организация учебного процесса представляется, с нашей точки зрения, эффективной для подготовки квалифицированных педагогов, способных к проектированию и конструированию как важнейшим составляющим педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Безрукова, В. С. Проективная педагогика [Текст] / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: изд-во Деловая книга, 1996. - 344 с.
2. Гафурова, Н. В. Возможности реализации Болонского процесса [Текст] / Н. В. Гафурова, Т. В. Твердохлебова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 8. - С. 25-33.
3. Горлушкииа, Н. Н. Педагогические программные средства [Текст]: учеб. пособие / Под ред. проф. М. И. Потеева. - СПб., 2002. - 150 с.
4. Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем [Текст]: учеб. пособие/ Л. И. Гурье; Казан, гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - 212 с.
5. Осипова, С. И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде [Текст] / С. И. Осипова, Н. В. Гафурова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. — С. 117-124.
6. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
УДК 346.543.2:378
Колесников Андрей Константинович
Ректор Пермского государственного педагогического университета, профессор, ка/тоз2 011@уапс1ех. г и
КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Kolesnikov Andrei Konstantinovich
Rector of Perm State Pedagogical University, professor, kafmos2011@yandex.ru
CONCEPTION OF MEASUREMENT THE COMPLEXITY OF EDUCATIONAL PROGRAM (FOR HIGHER SCHOOL)
В современном мире образование выступает как важный фактор формирования нового качества экономики и общества, который создает возможности для самореализации личности, служит определенной гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. Складывающиеся в последние годы экономические отношения в сфере образования позволяют рассматривать его не только в