Научная статья на тему 'Конструирование в учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения'

Конструирование в учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
567
50
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лях Виктория Ивановна, Чурилова Елена Юрьевна

В статье представлен опыт организации в учебном процессе проектировочной и конструкторской деятельности студентов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», реализуемый в Сибирском федеральном университете на кафедре «Педагогика профессионального обучения». Подобная организация учебного процесса представляется эффективной для подготовки квалифицированных педагогов, способных к проектированию и конструированию как важнейшим составляющим педагогической деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Лях Виктория Ивановна, Чурилова Елена Юрьевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Конструирование в учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

Лях Виктория Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, lviktory@mail.ru, Красноярск

Чурилова Елена Юрьевна

Доцент кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, r250764@yandex.ru, Красноярск

КОНСТРУИРОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Lyah Victoria Ivanovna

The candidate of pedagogical sciences, docent of chair ofpedagogy vocational training of Siberian Federal University, lviktory@mail.ru, Krasnoyarsk

Churilova Elena Jurievna

The docent of chair ofpedagogy vocational training of Siberian federal university, r250764@. yandex.ru, Krasnoyarsk <

DESIGNING A CURRICULUM OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

В статье представлен опыт организации в учебном процессе проектировочной и конструкторской деятельности студентов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», реализуемый в Сибирском федеральном университете на кафедре «Педагогика профессионального обучения».

Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека. Это суждение правомерно для любой деятельности в социальной сфере, в том числе педагогической. Теория и практика педагогического проектирования получили широкое развитие, начиная с 90-х гг. XX века.

Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот про-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

цесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным, что позволяет оптимизировать деятельность педагога [1].

Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. В рамках систем создаются педагогические процессы.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной педагогической системы. Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций -сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - собственно проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Конкретные объекты педагогического проектирования на разных этапах педагогического проектирования представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1 - Система форм педагогического проектирования

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования

Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации

Педагогическое моделирование Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленночувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.

Педагогическое проектирование Квалификационные характеристики, профессио-граммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочнотематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.

Педагогическое конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивноматериальная) и деятельности (конструктивно-операциональная) [6].

Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.

Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений.

Важно, чтобы все компоненты педагогического проектирования студенты - будущие педагоги освоили в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе [2; 5]. Этот подход был положен в основу организации учебного процесса студентов 4-5 курсов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Выпускная квалификационная работа студентов, предполагающая в конечном итоге разработку методических образовательных ресурсов по дисциплинам учебного плана специальности, складывается из курсовых работ, выполняемых на протяжении нескольких семестров.

В рамках курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» студенты 4 курса на основе анализа основных нормативных документов, регламентирующих учебный процесс (ГОС ВПО, учебный план) проектируют содержание одной из учебных дисциплин, разрабатывают учебную программу по этой дисциплине, что составляет этапы моделирования и собственно проектирования методических образовательных ресурсов. Студенты на этих этапах приобретают навыки проектирования компетенций, знаний, умений и навыков учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения дисциплины; содержания дисциплины (тематика лекционных, практических и/или лабораторных занятий); содержания самостоятельной работы учащихся; форм и видов контроля. Кроме учебной программы на этом этапе проектирования студенты разрабатывают календарно-тематический план дисциплины, который включает перечень тем, задач их изучения, количество отводимых на темы часов, определение вида занятия.

На следующем этапе - этапе конструирования, в соответствии с учебной программой студенты в рамках дисциплины «Практикум по профессии» конструируют методики проведения разных видов занятий на основе применения традиционных и инновационных педагогических технологий (проектное, проблемное, программированное, игровое обучение и др.).

В рамках курсовой работы по дисциплине «Методика обучения информационным технологиям» студенты конструируют методики проведения занятий с использованием средств информационных технологий и учетом специфики учебной дисциплины, приобретая при этом навыки их использования в профессиональной деятельности. Важным моментом является конструирование студентами тестовых заданий в различных электронных оболочках.

В рамках курсовой работы по дисциплине «Педагогические программные средства» (ППС), студенты конструируют и педагогически обосновывают электронные обучающие средства, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины.

Средствами конструирования электронных обучающих средств (ЭОС) могут выступать: универсальные языки программирования, пакеты профессиональных программ и специализированные авторские инструментальные среды. В основу конструирования должны быть положены следующие принципы [3]:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

учета психофизиологических особенностей обучаемых; учета возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники; приоритетности стратегии обучения; психологической и педагогической эргономичности; функциональной полноты;

мотивационной и активностной обеспеченности; универсальности применения; модульности построения.

Разрабатываемое педагогическое программное средство должно включать информационно-справочный блок, блок управления обучением и блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов.

Выполняя данный вид деятельности, студенты приобретают навыки конструирования педагогического и технологического сценариев и их реализации в электронных обучающих средствах в соответствии с дидактическими принципами создания ППС, методическими целями и функциональным назначением обучающих средств.

В настоящее время актуальным является внедрение в педагогическую практику дистанционной формы обучения. В связи с этим в учебном плане специальности предусмотрена курсовая работа по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов», в рамках которой студенты приобретают навыки конструирования модульной структуры (модулей, учебных элементов) дистанционных курсов, для реализации содержания которых они разрабатывают методики для различных видов дистанционных занятий (чат, \\'геЬ-занятий и др.), навыки организации це-леполагания и рефлексии, являющихся неотъемлемыми компонентами дистанционного обучения.

Таким образом, результатом деятельности студентов по проектированию и конструированию являются методические образовательные ресурсы конкретной учебной дисциплины. Разработанные методические образовательные ресурсы апробируются студентами в ходе обучающего педагогического эксперимента, проводимого в рамках педагогической и преддипломной практики. Целью преддипломной практики является педагогическое обоснование целесообразности применения в учебном процессе разработанных методических образовательных ресурсов, которые затем представляются в выпускных квалификационных работах.

Подобная организация учебного процесса представляется, с нашей точки зрения, эффективной для подготовки квалифицированных педагогов, способных к проектированию и конструированию как важнейшим составляющим педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Безрукова, В. С. Проективная педагогика [Текст] / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: изд-во Деловая книга, 1996. - 344 с.

2. Гафурова, Н. В. Возможности реализации Болонского процесса [Текст] / Н. В. Гафурова, Т. В. Твердохлебова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 8. - С. 25-33.

3. Горлушкииа, Н. Н. Педагогические программные средства [Текст]: учеб. пособие / Под ред. проф. М. И. Потеева. - СПб., 2002. - 150 с.

4. Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем [Текст]: учеб. пособие/ Л. И. Гурье; Казан, гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - 212 с.

5. Осипова, С. И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде [Текст] / С. И. Осипова, Н. В. Гафурова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. — С. 117-124.

6. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

УДК 346.543.2:378

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Колесников Андрей Константинович

Ректор Пермского государственного педагогического университета, профессор, ка/тоз2 011@уапс1ех. г и

КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Kolesnikov Andrei Konstantinovich

Rector of Perm State Pedagogical University, professor, kafmos2011@yandex.ru

CONCEPTION OF MEASUREMENT THE COMPLEXITY OF EDUCATIONAL PROGRAM (FOR HIGHER SCHOOL)

В современном мире образование выступает как важный фактор формирования нового качества экономики и общества, который создает возможности для самореализации личности, служит определенной гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. Складывающиеся в последние годы экономические отношения в сфере образования позволяют рассматривать его не только в