ИНДУСТРИЯ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ (CINEMA & TV INDUSTRY) УДК 93
Бесчастнова К.В.
студентка бакалавриата Факультета коммуникаций, медиа и дизайна, направления «Журналистика» Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(Россия, г. Москва)
КОНСТРУИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМА «АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ»
Аннотация: в данной статье рассматривается медиевализм в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей». Работа включает в себя анализ отсылок на реальные исторические события и рассмотрение мифических элементов, встречающихся в средневековых историях того времени. Также, в статье сравнивается конструирование средневекового образа в «Алеше Поповиче...» и в мультфильмах студии Уолта Диснея.
Ключевые слова: медиевализм, Средневековье, мультипликация, студия «Мельница», Уолт Дисней.
Мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» - это современная интерпретация русской былины про богатыря Алешу, который противостоит вражеской орде во главе с Тугариным Змеем. Эти сказочные события имеют под собой реальный исторический бэкграунд Средневековья, однако насколько историчен этот мультфильм и как конструируется в нем образ Средневековья?
Отчасти проект «Мельницы» похож на диснеевские мультфильмы, многие из которых тоже про Средневековье. Уолт Дисней тоже брал архаичный сюжет (в его случае часто сказки братьев Гримм, в случае «Алеши Поповича...» взяты былины) и трактовал его консервативно. Ведь все события происходили в обеленном, романтизированном прошлом, настолько расплывчатом, что оно
кажется далеким от исторического, как и в «Алеше Поповиче и Тугарином Змее». Это очень консервативная идея: пока либералы надеются на лучшее будущее, Диснею и создателям российского мультфильма именно Средневековое прошлое кажется источником настоящих добродетелей (и никогда несправедливости) [5, с. 1].
В этих историях, где время обозначается как «давным-давно» на самом деле заимствованы именно средневековые европейские персонажи, существа и общая эстетика. У Диснея это принцессы в струящихся платьях, рыцари в сияющих доспехах, замки, доминирующие над идиллическими пейзажами, драконы и феи, ведьмы и волшебники, запретные леса и так далее. Русского героя Алешу Поповича в ту же эпоху окружают деревянные избы, косоворотки, коромысла, крестьяне, свитки, сарафаны, дань и кулачные бои. Он - житель маленького города Ростова в Древней Руси 1234 года. У Диснея, как и в «Алеше Поповиче...» сохраняется лишь оттенок исторической точности [4, с. 1]. Моя гипотеза заключается в том, что Средневековье в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» используется как локация с внешними атрибутами, но без акцента на историчности событий, как и у Диснея.
Выделим несколько групп деталей, по которым можно установить связь с эпохой Средневековья, и рассмотрим, какие из этих элементов присутствуют в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей».
1. Отсылки на исторические события
Мультфильм передает события былины про бой Алеши Поповича и Тугарина Змея в вольной интерпретации. Произведение не претендует на историческую точность, однако обладает некоторой аурой историчности, так как, во-первых, мультфильм начинается с летописи, во-вторых, закадровый голос иногда поясняет события эпохи (например: «а во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русский людей неволить»), а в-третьих, язык в начале и у Алеши, и у рассказчика копирует
некоторые особенности древнерусского. Давайте рассмотрим ссылки на исторические события Средневековья в этом мультфильме.
Основная сюжетная линия - борьба Алеши Поповича с тугарским войском, которое забрало золото ростовчан в качестве дани. Тугарских войск никогда не существовало, это сказочные силы. Однако за ними скрывается ссылка на настоящих кочевников, которые действительно нападали на Русь в Средневековье. Тугарин «в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от неё опасности, язычества» [2, с. 48]. В имени Тугарин можно заметить след борьбы русских княжеств с кочевниками. Некоторые связывают имя Тугарина с половецким ханом Тугорканом, который является исторической личностью [2, с. 49]. Несмотря на то, что этническая принадлежность захватчиков передана через сказочный образ, отношение между кочевниками и русичами переданы в целом исторически точно. Официальное описание мультфильма звучит так: «Русский богатырь Алёша Попович, упустив тугарских злодеев с данью жителей Ростова, должен восстановить свое доброе имя и вернуть золото жителям». Уже в нем раскрывается главное внешнее противостояние русичей в Средневековье - борьба с кочевниками. В мультфильме их называют «племя басурманское», «иго черное», «войска тугарские», «супостаты недобрые». А тот факт, что они оставили ростовчанам послание «сабрать дань до утра» с орфографической ошибкой передает более низкий уровень цивилизованности кочевников, что по некоторым оценкам является правдой (отсутствие городов, социальных институтов, монументального строительства и полноценной письменности).
Перейдем к большей конкретике. Из собранного в виде дани ростовского золота в мультфильме тугаре выливают большой золотой шар, на котором написано «Тугарин 1234». Вероятно, 1234 - это год, в который происходят события. История Руси в 13 веке в основном связана с борьбой с монголо-татарским нашествием. В 1234 году Золотой Орды еще не существовало - она образовалась в 1243 году. Однако, к 1234 году уже давно произошла битва на
реке Калке (в 1223 году), которая завершилась поражением русских войск из-за несогласованности решений князей. Так и в мультфильме показано, что Ростов живет своей жизнью и своими проблемами, абсолютно не связанными с Киевским княжеством, где князь Владимир даже не знает о нашествии на Ростов. В 1223 году после битвы на Калке войско монголо-татар дошло до окраин Руси и разграбило их. А в 1237 (через 3 года после времени действия мультфильма) внуком Чингизхана Батыем будет завоевано сначала рязанское княжество, а через год - уже и сам Ростов, в котором происходят действия мультфильма. Именно эти исторические события (нашествия кочевых народов и уплата им дани) и переданы в мультфильме. Без фактологической точности, но в общих чертах, через сказочные образы.
Теперь про сам Ростов. По мультфильму, в нем всего несколько изб, одна церковь и живут всего 42 человека. Это, конечно, исторически неверно. К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни Ростова. При князе Константине Всеволодовиче в 1216 году он стал столицей отдельного княжества. Однако верно с точки зрения истории передана демократичность политической системы Ростова. Хотя за нарушения законов сажают на кол, важные для города решения принимаются вполне справедливо - на народных собраниях. Вече действительно существовало в Древней Руси, особенно на Северо-Западе и Западе, в том числе в Ростове [1, с. 13].
В своем путешествии богатырь и его помощники доходят до Киева (он, на самом деле, очень далеко от Ростова). Надо заметить, что родина Алеши -именно Ростов Великий, а не Ростов-на-Дону, так как второго в XIII веке еще не существовало. В Киеве герои встречают Князя. Какую историческую личность он олицетворяет, до конца неизвестно. В 1234 году великим князем киевским был Владимир Рюрикович. Однако есть версия, что в мультфильме изображен Владимир Мономах, который жил на столетие раньше, но как раз при его жизни на русские земли приходили половецкие войска во главе с ханами Боняком и Тугарканом, которого на Руси называли «Тугарин Змеевич».
Интересно, что и прототип Алеши Поповича должен был жить на сто лет раньше, чем обозначено в мультфильме. Согласно летописям, это ростовский боярин и знаменитый воин Алеша (Олеша) Попович, служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, затем его сыну Константину, а после его смерти -Мстиславу Старому. Вместе с князем он погиб в битве при Калке в 1223 году, то есть еще за 11 лет до времени действий в мультфильме. Возможно, именно 1234 год обозначен в мультфильме, чтобы немного измененный порядок цифр символично указывал на дату создания Золотой Орды в 1243 году (или же просто создатели набрали на клавиатуре рядом стоящие цифры).
К мифическим элементам, встречающиеся в средневековых историях того времени, относятся образ богатыря и змея. Богатыри нередко встречались в былинах. Они стояли на страже Руси, обладали огромной физической силой и совершали подвиги религиозного или патриотического характера. В реальной истории основную часть древнерусского войска составляли дружинники, военная элита русских земель и княжеств, тяжеловооружённые конники и пехотинцы. Также, важным индикатором является и существование в сюжете мифического образа Тугарина Змея. В его змеевидной природе есть бродячий мотив о змееборстве, который был популярен в русской народной поэзии (сказках и былинах) того времени. Однако некоторая часть фантастических элементов относится, наоборот, к современным реалиям. Например, лотерея современного типа, в которую проигрывает свою шкуру Юлий.
Можно сделать вывод о том, что Средневековье в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» - это только локация. Умберто Эко классифицировал роли Средневековой эпохи, которые она может играть в разных произведениях. Роль «локации, декорации» он выделил первой. В таком случае у авторов и зрителей нет настоящего интереса к историческим событиям. Средние века оказываются просто мифологической сценой, на которую можно поставить любых персонажей, которым не обязательно быть историческими, им достаточно быть репрезентативными для своего периода [3, с. 63]. Смелый
богатырь в косоворотке, преданная крестьянка в пестром сарафане, хитрый князь киевский и алчные кочевники - герои, отражающие представления о Средневековой Руси XIII века. Остальные же события вымышленные, хотя и опираются на былины и некоторые исторические процессы и мотивы (набеги, сбор дани, разобщенность русских городов).
Медиевализм в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» схож с диснеевским медиевализмом. Средние века оказываются лишь локацией для вечных нравственно важных тем с современными интерпретацией и иногда современными атрибутами. В декорации Средних веков (архитектура, музыка, костюмы, мифологические образы) помещаются не исторические личности и не исторические события, а просто вымышленные герои, отражающие эпоху, в вымышленных обстоятельствах, которые хоть и передают реальные исторические процессы, но очень косвенно и в скрытой форме. Ведь целью создателей является не описание событий конкретного период Средневековья, а трансляция ценностей, вечных для любой эпохи, и идеи о русской силе, актуальной для современности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горюнов П.В., Горюнова В.И. Демократия Древней Руси и основные формы ее проявления в современном мире // Юридическая наука. 2021. №4.
2. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.
3. Eco U. Dreaming of the Middle Ages // Eco U. Travels In Hyperreality, L.: Picador 1987. P. 61-72
4. Grollemond L., Keene B. C. Which Disney Movie Is the Most Medieval? [Электронный ресурс] // Getty. URL : https://blogs.getty.edu/iris/which-disney-movie-is-the-most-medieval/ (дата обращения: 11.12.2022)
5. Mondschein. K. Disney's Not-So Wholesome Medievalisms. [Электронный ресурс] // Medievalists.net. URL : https://www.medievaHsts.net/2022/04/disneys-not-so-wholesome-medievalisms/ (дата обращения: 11.12.2022)
Beschastnova K.V.
Student of the Faculty of Creative Industries, Journalism National Research University Higher School of Economics
(Moscow, Russia)
CONSTRUCTING MEDIEVAL IMAGE IN ANIMATION ON EXAMPLE OF CARTOON «ALYOSHA POPOVICH & TUGARIN THE SERPENT»
Abstract: this article discusses medialism in the cartoon «Alyosha Popovich and Tugarin the Snake». The work includes an analysis of references to real historical events and consideration of mythical elements found in medieval stories of that time. Also, the article compares the construction of a medieval image in «Alyosha Popovich ...» and in Walt Disney Studio cartoons.
Keywords: mediaevalism, Middle Ages, animation, «Melnitsa» studio, Walt Disney.