Владимир ГУСЕВ
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МОНОГОРОДА (на примере г. Вольска Саратовской обл.)
В статье изучаются особенности современного функционирования поселений особого типа - моногородов, история их появления в Российской Федерации, проблемы, которые возникли в моногородах в период мирового финансового кризиса 2008-2009гг., социально-экономические перспективы развития в краткосрочном и среднесрочном периоде.
The article reveals the features of modern functioning of a special type of settlement - one-company cities, the history of their appearance in the Russian Federation, the problems that arose during the global financial crisis of 2008-2009, socio-economic development prospects in the short and medium term.
Ключевые слова:
моногород, градообразующее предприятие, экология, протестные настроения, территориальное планирование; one-company city, city-forming enterprise, environment, protests, territorial planning.
Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Так называемое градообразующее предприятие несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. Большинство предприятий моногородов нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы влекут за собой проблемы и социальное напряжение в самих городах. Ранее, в начале 2000-х гг., федеральное правительство могло позволить себе осуществлять значительные трансферты в пользу регионов, а те, в свою очередь, не скупились в отношении монопрофильных поселений и градообразующих предприятий. Когда же в мировой экономике возник кризис ликвидности и платежеспособности, денежный поток от экспорта в нашу страну значительно сократился, что стало сразу ощутимо практически на всех бюджетных уровнях.
В настоящее время во многих моногородах складывается тяжелая финансовая ситуация. Городские бюджеты дефицитны, не вкладываются средства в поддержку инфраструктуры, происходит постепенное ветшание всех объектов. Наиболее сложная экономическая ситуация может складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более 60% населения в трудоспособном возрасте.
Кроме того, многие моногорода являются крайне неблагополучными в экологическом отношении, в них традиционно высок уровень индекса загрязнения атмосферы и почвы, питьевая вода часто является непригодной для употребления, что также способствует оттоку населения. В процессе участия в межвузовском сетевом проекте «Российские моногорода: конструирование социально-экономических перспектив» (заказчик—Уральский МИОН при Уральском государственном университете, г. Екатеринбург) в 2010 г. было проведено соответствующее исследование ситуации в Саратовской обл. на базе двух моногородов — Вольска и Балаково. При этом, собственно, моногородом является Вольск, Балаково же обладает лишь признаками моногорода как населенный пункт, сильно зависящий от промышленности и энергетики. В Вольске расположены крупнейший в Европейской части РФ цементный завод (ОАО «Вольскцемент») и один завод поменьше (ЗАО «Волгацемент»), на
ГУСЕВ Владимир Владимарович — к.э.н., доцент кафедры антикризисного управления ПАГС им. П.А. Столыпина pladgus2006@ aandex.ru
Таблица 1
Показатели развития цементной отрасли в г. Вольске
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2005 г.
Производство цемента в ОАО «Вольскцемент» и ЗАО «Волгацемент», тыс. т 2 267 2 608 2 675 2 410 1 697 74,8
Производство железобетонных конструкций и изделий, тыс.м3 400 424 485 576 383 95,7
Использование производственных мощностей, % 84,4 80,0 82,0 72,0 52,0 61,6
которые в той или иной степени ориентировано все население города (78,6 тыс. чел.)
Так как производство цемента является для города основополагающим, то целесообразно рассмотреть показатели развития цементной отрасли в городе Вольске (см. табл. 1). Из данных таблицы видно, что производство цемента и железобетонных изделий на предприятиях города Вольска до кризиса неуклонно росло, что было вызвано увеличением объемов строительных работ в Саратовской обл. в результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье». Кризис 2008—2009 гг. негативно отразился на деятельности цементных предприятий. Например, прибыль ОАО «Вольскцемент» снизилась в 2009 г. в 46 раз по сравнению с 2008 г., объем производства упал почти на 30%. Снижение использования производственных мощностей на цементных предприятиях вызвано не только снижением объемов производства, но и применением устаревших технологий производства цемента. Действующее на предприятиях производство во многом устарело не только морально, но и физически.
Необходимо отметить и низкий размер пенсий в г. Вольске, который составляет 42% от средней заработной платы в промышленности. Работающий пенсионер, главный технолог ЗАО «Волгацемент» С.А. Подройкин сказал в интервью по проекту: «Если бы пенсия была достойная, я бы не работал. Предположим, получает пенсионер пенсию 7 тыс. рублей (а это не самая маленькая пенсия). Заплатил за услуги ЖКХ, и того, что у него осталось, едва хватает на еду. <...> Нет смысла говорить о достойной старости». Постепенно
ухудшаются основные социальные показатели в районе: на треть сократилось число больничных учреждений, почти на четверть — площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя, на 8% — численность врачей, обслуживающих население.
Актуальной проблемой для города является проблема ветхого и аварийного жилья. Вот что сказала по этому поводу первый заместитель главы муниципального образования «Город Вольск» Г.П. Зинова : «При отсутствии Генерального плана у нас все превратилось в хаотичное строительство, есть незастроенные массивы около детской поликлиники, но земли уже отданы, кому в аренду, кому в собственность. Причем они так розданы, что когда выделяли земли — не думали о том, что надо прокладывать новые газопроводы, новые водопроводы. Из-за этого у нас сейчас останавливается строительство, в центре города невозможно многоэтажное строительство, жилье ветхое, его нужно менять. У нас люди живут в доме, построенном в 1828 году, его обслуживает управляющая компания, и люди там живут! До революции 1917 года у нас 200 домов построено, и люди до сих пор в них живут. Те., жилой фонд у нас на 45% старше 60 лет, возраст домов от 60 до 200 лет, жилье надо менять, по любым стандартам оно уже будет приходить в ветхость. Центр города у нас с частичными удобствами, кто же согласится так жить, люди хотят все удобства, но не позволяют коммуникации».
Безусловной проблемой г. Вольска, во многом определяющей его перспективы, является экологическая составляющая. Таким образом, основными проблемами г. Вольска, на наш взгляд, являются (в
порядке убывания по значимости): экологическая ситуация, старение населения (по сути, город Вольск превращается в «территорию доживания»), репродуктивная ресурсная база (в будущем город может развиваться, прежде всего, на базе сырьевых источников для производства цемента, которых хватит на ближайшие 100 лет).
Сочетание отсутствия работы в моногороде с психолого-политической нестабильностью провоцирует полную готовность населения монопоселений к любым общественным выступлениям. Это означает, что в случае появления экстремистских организаций в любом моногороде и ослабления государственной власти (на федеральном или региональном уровне) вполне вероятны социальные конфликты в самой жесткой форме.
В настоящее время почти все малые города Саратовской обл., где разорились промышленные предприятия, представляют собой зону риска, что и подтвердили протестные настроения, митинги в г. Балаково в феврале 2010 г. Однако для подобных выступлений необходимы соответствующая численность и активность населения (в Балаково проживает около 200 тыс. чел.). Таким образом, пространство рынка труда моногородов является зоной социальной нестабильности.
Отправной точкой в процессе поиска решений проблем конкретных моногородов России можно могут стать три сценария действий.
1. Потребности в продукции градообразующего предприятия данного моногорода в настоящее время нет, но есть достаточные основания полагать, что она может возникнуть. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на консервацию данного моногорода.
2. Потребности в продукции данного моногорода в настоящее время нет и нет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. Однако населенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности людей. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на содействие диверсификации хозяйственной деятельности данного моногорода. По нашему мнению, г. Вольск входит в эту группу,
потому что Саратовская обл. является относительно благополучным регионом по природно-климатическим условиям и географическому положению. Однако у развития города есть особенности: Вольск сильно зависит от цементных предприятий, доходы населения здесь низкие, молодежи мало, социальная активность невысокая, велики патерналистские настроения.
3. Потребности в продукции предприятия данного моногорода в настоящее время нет и нет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. При этом населенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности людей только за счет чрезмерно высоких затрат. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на содействие переселению граждан.
Существенным резервом повышения конкурентоспособности цементных предприятий и улучшения социально-экономической ситуации в Вольске при благоприятном стечении обстоятельств могли бы стать поставки цемента для строительства олимпийских объектов в Сочи. Однако оба вольских предприятия — и ОАО «Вольскцемент», и ЗАО «Волгацемент» — в настоящее время цемент в Сочи не отгружают по причинам его дороговизны по сравнению с зарубежными аналогами. Поставки цемента на стройки Сочи идут откуда угодно — из Турции, Китая, Ирана, Армении. Армянские производители цемента даже жалуются, что им не хватает паромов для транспортировки. Но из Вольска, от отечественных товаропроизводителей, цемент не поставляется, что, на наш взгляд, не совсем логично и не соответствует интересам российского общества.
В решении проблем реструктуризации монопрофильных городов должны быть вовлечены, наряду с федеральными органами власти, как минимум, еще четыре субъекта действия: 1) население города, 2) собственники градообразующего предприятия, 3) городские власти, 4) власти субъекта федерации, на территории которого расположен такого рода населенный пункт. Данные акторы в своих регионах должны разработать и реализовать комплексные инвестиционные планы (КИПы) модернизации монопрофильных поселений.