Научная статья на тему 'Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии'

Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЕРТИФИКАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / БЕЛЬГИЯ / TEACHERS’ PROFESSIONAL TRAINING / STRUCTURE AND CONTENT OF TEACHERS’ TRAINING IN BELGIUM / CERTIFICATE OF PEDAGOGICAL MASTERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яценко Галина Сергеевна

Рассмотрены конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии. Автор анализирует содержательный компонент профессионального педагогического образования в Бельгии, деятельность некоторых образовательных учреждений и организаций, входящих в структуру по подготовке учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ Professional Training Content Constructing in the Higher Education System of Belgium

The article considers teachers’ professional training content constructing in the higher education of Belgium. The author analyzes the substantial component of teachers’ professional education in Belgium, as well as the activities of several educational institutions and organizations within the framework of teachers’ training

Текст научной работы на тему «Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии»

УДК 378.6(71)

ББК 74.5

Яценко Г алина Сергеевна

соискатель

кафедра контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанский федеральный университет Казань Yatsenko Galina Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Contrastive Linguistics and Linguodidactics Kazan Federal University Kazan

Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии Teachers’ Professional Training Content Constructing in the Higher Education

System of Belgium

Рассмотрены конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии. Автор анализирует содержательный компонент профессионального педагогического образования в Бельгии, деятельность некоторых образовательных учреждений и организаций, входящих в структуру по подготовке учителей.

The article considers teachers’ professional training content constructing in the higher education of Belgium. The author analyzes the substantial component of teachers’ professional education in Belgium, as well as the activities of several educational institutions and organizations within the framework of teachers’ training

Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка,

Сертификат педагогического мастерства, структура и содержание профессиональной педагогической подготовки, Бельгия.

Key words: teachers’ professional training, certificate of pedagogical mastery, structure and content of teachers’ training in Belgium.

Возрастающая взаимосвязь стран и народов современного мира, быстро развивающиеся процессы глобализации закономерно обусловливают интерес к изучению международного опыта в разных областях общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Анализ состояния и динамичного развития западноевропейских образовательных систем позволяет утверждать, что современный этап представляет собой эпоху глобального реформирования образования на мировом уровне. Качество образования будущего учителя и уровень сформированности его профессионализма являются социальными критериями состояния и результативности процесса образования, его

соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии профессионально-личностной компетентности специалиста.

В контексте модернизации высшей школы России ведутся поиски путей совершенствования организации систем управления высшими учебными заведениями, аккредитации вузов, источников финансирования, повышения качества преподавания и т.д.

Интеграционные, социально-экономические, политические,процессы, происходящие в Европе, заставляют взглянуть на пути реформирования педагогических вузов несколько иначе и исследовать природу целей, содержания, технологий образования педагога более широко.

Актуальность исследования предопределена современными изменениями парадигмы общественного развития, новизной личностных и социальных требований к системе профессионального педагогического образования. Такой подход обосновывает углубленное изучение функций педагогического образования, стратегий его развития и акцентирование роли в экономическом и общественном прогрессе как объективную закономерность.

Целью данной статьи является раскрытие характеристик содержательного компонента профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования Бельгии.

Система педагогического образования в Бельгии базируется в университетском и неуниверситетском секторах и функционирует по синхронной модели, т.е. предметная и профессиональная подготовка совмещены в общем курсе высшего образования. В учебных программах, структурированных по данной модели, существенное место занимают курсы дидактики и методики, а также педагогическая практика.

Квалификация учителя соответствует уровню ISCED 5B Международной классификации стандартов образования (ISCED) ЮНЕСКО. Программы ISCED 5B рассчитаны на меньшую продолжительность обучения, носят более практический технический или профессиональный характер.

В результате проведенного исследования удалось выявить 5 уровней специализации учителей, а именно:

• учитель дошкольных образовательных учреждений (для работы с детьми - 3-6 лет) с присвоением квалификации «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»;

• учитель для начальной школы (для работы с детьми - 6-12 лет) с присвоением квалификации « Учитель начальных классов»;

• учитель-предметник, имеющий право преподавания 2-х или 3х предметов в средней школе (для работы с учащимися 12-15 лет) с присвоением квалификации «Учитель средней школы», получает Диплом учителя средней школы;

• учитель-предметник технических и профессиональных дисциплин в средней школе (для работы с учащимися 12-18 лет) с присвоением квалификации «Учитель средней школы» и получением Сертификата педагогического мастерства (Certificate of Pedagogical Aptitude);

Рассмотрим систему подготовки учительских кадров, которая осуществляется:

1) на отделениях педагогики высших учебных заведений;

2) в социально-педагогических высших учебных заведениях;

3) в университетах.

В настоящее время зачисление абитуриентов в педагогические учебные заведения осуществляется на открытой основе. .Что касается требований предъявляемым к абитуриентам, поступающим на педагогические специальности, то нужно отметить, что обязательным является наличие аттестата о полном среднем образовании. По статистике, 64 % абитуриентов выбирают очную форму обучения как основную. Отделения педагогики в высших учебных заведениях функционируют по синхронной модели, которая предусматривает изучение профессиональных дисциплин и общеобразовательных в течение трех лет обучения. Согласно учебному плану, нагрузка студентов составляет 30 часов в неделю (28 часов в неделю - для подготовки учителей начальной школы). Анализ учебных программ и планов

показал, что количество практических часов значительно увеличивается на 3-ем году обучения.

Содержание подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных и средних классов рассмотрим на примере фламандского и французского языковых сообществ.

таблица №1

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» «Учитель начальных классов» «Учитель средних классов»

Г од об у че н и я Фламандское сообщество Французское сообщество Фламандское сообщество Французское сообщество Фламандское сообщество Французское сообщество

1 Педагогика, возрастная Психология, Дидактика, Семейное воспитание, Математика Родной язык (нидерландский или французский) Психология, Дидактика, Информатика, Математика, История, Естествознание, География, Государственное устройство Бельгии. Родной язык (французский) Педагогика, Дидактика, Информатика история, Естествознани е, География, Государственно е устройство Бельгии. Родной язык + второй язык (иностранный), религия Философия, Логика, Дискуссия, Информатика, Педагогика, Дидактика Родной язык (французский) + второй язык (иностранный) Педагогика, Дидактика, Информатика 1 основной предмет + 2 второстепенных Родной нидерландский или французский + 1 иностранный язык Философия, Педагогика, Дидактика, Физическое воспитание Родной язык(фр.)+ история+ этика Или Физика+хим ия+ биология география +история+ экономика

2 Педагогика, Педагогика, Педагогика, Философия, Педагогика, Педагогика,

Дидактика Культурология, Педагогическо Логика, Дидактика, Дидактика,

Информатика е мастерство, Практика Информатика Физическое

Родной язык Дидактика, Информатика речи воспитание

(нидерландский Философия, Информатика, 1 основной Родной

или Логика, Право Родной язык + Педагогика предмет + 2 язык(фр.)+

французский) Родной язык второй язык (иностранный), Дидактика второстепенных история+ этика

(французский) религия Родной язык (французский) + второй язык (иностранный Родной нидерландский или французский + 1 иностранный язык 1.Физика+ Химия+ биология 2.география +история+ экономика

3 Педагогика, История Педагогика, Философия, Педагогика, Педагогика

Дидактика педагогики, Педагогическо Логика, Дидактика, Физическое

Психология, е мастерство Практика Информатика воспитание

Родной язык Дидактика, речи, Родной

(нидерландский Право Родной язык + Информатика, 1 основной язык(фр.)+

или второй язык Педагогика предмет + 2 история+

французский Родной язык (французский) (иностранный), религия, этика Дидактика Родной язык (французский) + второй язык (иностранный второстепенных Родной нидерландский или французский + 1 иностранный язык этика 3.Физика+х имия+ БиологияИл и География +История+ Экономика

Сравнительный анализ содержания профессиональной педагогической подготовки в 2 сообществах позволяет сделать вывод о том, что ядром(соге) всех трех форм подготовки учителей в высших педагогических учебных заведениях являются следующие дисциплины: Педагогика, Психология,

Дидактика, Информатика, Родной язык, Математика, История, География, Естествознание.

Студенты, успешно сдавшие экзамены и получившие положительную оценку за педагогическую практику, получают Дипломы воспитателей дошкольного образовательного учреждения / учителей начальной школы/ учителей средней школы.

За организацию педагогической практики во фламандской общине отвечает профессор. На первом году обучения практика составляет 4 недели и включает в себя показательные уроки и групповые практические занятия. На втором курсе период практики увеличивается до 8 недель, в свою очередь на третьем курсе он длится 16 недель, что занимает половину времени от всего учебного процесса этого курса.

На третьем году обучения в рамках подготовки учителей начальных классов и младших классов средней школы введена, так называемая, «сэндвич-программа»: студенты проходят двухнедельный курс обучения в сочетании с двухнедельной педагогической практикой. Здесь главной целью является не подготовка преподавателей конкретного предмета, а эффективное обучение трем или четырем предметам, с целью оптимизации процесса подготовки учителей.

К примеру, организация педагогической практики учителей дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы во французском сообществе осуществляется по следующему образцу:

- 1-й год: +/- 2 недель;

- 2-й год: +/- 4 недель;

- 3-й год: +/- 15 недель

Отличительной особенностью деятельности отделений педагогики является внедрение международных программ подготовки. Это предполагает участие иностранных студентов/учителей в краткосрочных программах. Требования к участникам программ: наличие квалификации по программе, свободное владение нидерландским и французским языком (в зависимости от сообщества) [1].

У студентов есть возможность установления частных контактов с институтами и иностранными высшими учебными заведениями, что ведет к участию в программах культурного обмена: Erasmus, Lingua, Tempus, Comenius или Busnet.

Далее обратимся к организации программ подготовки учителей в социально-педагогических высших учебных заведениях.

248

Подготовка учителей технических дисциплин осуществляется в социально-технических институтах, программа которых соответствуют отделениям подготовки преподавателей высших учебных заведений. Структура и образовательные программы этих заведений являются аналогичными для обучения учителей средней школы.

Будущие преподаватели технических дисциплин, для которых недоступна очная форма обучения, могут посещать занятия по выходным или в вечернее время, а также подготовиться к специальному тестированию, по результатам которого выдается «Сертификат педагогического мастерства». Данный документ может быть выдан государственными органами и дает право преподавать технические дисциплины в младших и старших классах средней школы.

Для прохождения обучения по данной образовательной программе, абитуриенту требуется аттестат о среднем (техническом) образовании, а также наличие опыта работы (не менее 3 лет) по специальности и минимальный возраст 21 год.

Образовательные программы заочной формы обучения (2-4 года) состоят из теоретического курса- дидактика, педагогика -и блока педагогической практики. Это обучение соответствуют 4-х модульной системе.

• модуль А: владение языком в совершенстве, (только для кандидатов, не имеющих свидетельства о высшем или среднем образовании), педагогические навыки, практика речи (мин. 120 ч. - макс.150 ч.).

• модуль В: Педагогика, Психология, Общая дидактика, Теория и

методика преподавания отдельных предметов по специальности (мин. 300 ч. -макс. 360 ч.);

• модуль С: Педагогика, Психология, Общая дидактика, Теория и

методика преподавания отдельных предметов, педагогическая практика по методике преподавания отдельных предметов (мин. 180 ч. - макс. 270 ч.).

• модуль D: Этика образования (для студентов с дипломом о высшем

образовании) и организация учебного процесса (мин. 90 ч. - макс. 120 ч.).

Студенты обязаны пройти курс практической подготовки в течение 4 - 8 семестров, что составляет 10 часов в неделю в течение 20-и недель.

Большинство учителей находят работу в сфере технического и профессионального образования.

Рассмотрим подготовку педагогических кадров в университетах.

Подготовка учителей осуществляется согласно Декрету о подготовке учителей и их дальнейшем образовании от 16 апреля 1996 г. Программа подготовки учителей в университете построена по синхронной или последовательной модели обучения. Студент получает степень бакалавра по окончании 1 года обучения по конкретному предмету и на втором курсе проходит профессиональное обучение (частично) как годовой курс постдипломного обучения (минимум 270 ч). Нужно отметить, что

теоретическая подготовка учителей включает в себя практические занятия в течение всего курса обучения. Общее время, проведённое в школе, составляет 30 ч. в неделю. Далее, на третьем и четвертом году обучения продолжается прохождение программы обучения по выбранному предмету перед получением Диплома учителя-предметника, что соответствует получению степени магистра или лицентиата. По окончанию курса подготовки студенты должны сдать экзамены по дисциплинам в соответствии с выбранной ими специальностью. Исключение составляют студенты, изучающие латинский язык, греческий язык и современные языки. В университете студенты имеют возможность получить диплом о дополнительном образовании по окончании теоретического (базового) курса первоначальной подготовки учителей ( 2 года), параллельно с курсом обучения по соответствующей предметной программе (при получении степени лиценциата или магистра) [2].

Программа обучения включает в себя теоретический курс по психологопедагогическим наукам и введение в педагогическую практику (незначительные различия в учебной программе имеют место на отделениях педагогики разных университетов).

Например, содержание программы профессиональной подготовки учителя в университете Г ента на отделении психологических и педагогических

250

наук сконструировано в 2 базовых цикла. Первый цикл обучения длится 2 года и завершается получением степени бакалавра педагогических наук. Второй цикл длится 3 года и завершается присвоением степени магистра. Дальнейшее академическое обучение основывается на базовом академическом обучении и завершается степенью «Квалифицированный преподаватель». Курс ведущий к этой степени, может быть пройден в течение или после второго цикла курса базового академического обучения. Программа базового и академического курса как основные включает следующие учебные предметы: Педагогическая психология, Общая дидактика, Педагогика и общество, Психология, Социология, введение в педагогическую профессию, Социологические и философские аспекты содержания учебного предмета, Взаимодействие и коммуникация в образовательной сфере.

Переход педагогического образования на интенсивный путь развития является приоритетным направлением в реформах бельгийского общества, задачей которого подготовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять потребности динамично развивающегося государства.

Таким образом, мы приходим к выводу что, содержательный компонент педагогической подготовки студентов в Бельгии соответствует целям педагогического образования Европы. Системы профессиональной подготовки учителей, несмотря на разнообразие структурной организации и содержания все больше сближаются. Это обусловило новое общественное явление -создание общеевропейского образовательного пространства.

Библиографический список

1. Soetaert, R. K. Van Heule . Teacher Education in Belgium. /T. Sander Teacher

Education in Europe: Evaluation and Perspectives. Brussels/Osnabruck: European Commission.2008.-P. 30

2. Vercruysse, N ., Kaufman, С.,// Belgium: A Guide to Higher Education

Systems and Qualifications in the European Community . 1991-P. 12-18.

Bibliography

1. Soetaert, R. K. Van Heule. Teacher Education in Belgium / T. Sander Teacher Education in Europe: Evaluation and Perspectives. Brussels / Osnabruck: European Commission.2008. - P. 30.

2. Vercruysse, N., Kaufman,C. Belgium: A Guide to Higher Education Systems and Qualifications in the European Community, 1991. - P. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.