Л.А. Дитяткина
(Санкт-Петербург)
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
DEVELOPING THE CONTENT FOR CONTINUING TEACHER TRAINING IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL STANDARD IMPLEMENTATION
В статье представлены психолого-педагогические основы конструирования содержания и процесса непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта. Приводятся современные модели повышения квалификации педагогических работников.
Ключевые слова: психолого-педагогическое конструирование, повышение квалификации, педагогический работник, профессиональный стандарт, интеллектуально-профессиональный подход.
The article presents psychological and pedagogical basis for developing the content and the process of continuing teacher training in the context of professional standard implementation. Current models of teacher training are described.
Key words: : psychological and pedagogical design, continuing education, teacher, professional standard, intellectual and professional approach.
Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта предполагает изучение и создание основ психолого-педагогического конструирования модульного содержания и процесса повышения квалификации (ПК) педагогических работников.
Это обусловлено возрастающими квалификационными требованиями к профессионализму и социально-культурному статусу педагога, к эффективности и результативности педагогической деятельности как важнейших факторов решения новых задач по повышению уровня и обеспечению качества обучения в образовательных организациях разного типа, в частности, в профессиональных образовательных организациях (ПОО).
Проведенный нами аналитический обзор дидактических концепций, теорий, парадигм в общей и профессиональной педа-
гогике раскрывает особенности реализации моделей дидактических систем в практике профессиональной переподготовки и ПК педагогических работников.
По материалам аналитического обзора сделаны следующие выводы:
- современная дидактическая концепция является гуманистической, в ней сочетается педагогическое управление с инициативой и самостоятельностью обучающихся, а значимой становится совместная деятельность всех субъектов педагогического процесса;
- изучение дидактических концепций и теорий позволяет сделать критический анализ их сущности и возможности реализации в практике ПК педагогических работников;
- аналитический обзор дидактических концепций в практике подготовки педагогических работников в дополнитель-
ном профессиональном образовании (ДПО) является теоретической базой для дальнейшего психолого-педагогического проектирования современных моделей непрерывного профессионального развития педагогов на основе профессиональных стандартов и с учетом «Национальной системы учительского роста» (НСУР).
«Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [2] содержит описание обобщенных трудовых функций и соответствующих им уровней квалификации, трудовых функций и подуровней квалификации.
В Поручении Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации отмечается: «... обеспечить формирование НСУР, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации» [3].
Необходимость разработки психолого-педагогических основ уровневой профессиональной подготовки педагогов предопределена новыми социальными требованиями к профессионально-образовательному развитию общества.
Ведущей идеей интеллектуально-профессионального подхода, предложенного В.В. Карповым [4], является утверждение о том, что в профессиональной деятельности специалиста могут быть выделены различные уровни на основе особенностей самой интеллектуальной деятельности её субъекта.
Интеллектуально-профессиональная деятельность имеет общую основу, иерархичность которой соответствует уровням интеллектуализации профессиональной деятельности. Эти уровни могут быть соотнесены как:
1 уровень - установления сенсорно-моторных соответствий: деятельность на основе сенсорных сигналов и осуществление моторных реакций на базе профессиональных умений и навыков;
2 уровень - аналитико-синтетический
- интенсивного анализа через синтез и синтеза через анализ. Это исходный уровень деятельности специалиста с профессиональным образованием: без овладения этим уровнем профессионал постоянно будет пользоваться в своей деятельности методом «проб и ошибок». Психологический механизм аналитико-синтетической деятельности (мышления) связан с установлением временных связей и ассоциаций и образованием последовательной цепи или торможением отдельных временных связей;
3 уровень - алгоритмический - обеспечивает специалисту с профессиональным образованием банк алгоритмов в области профессиональной деятельности. С точки зрения психологического механизма - это стремление динамической системы мышления к объединению (интеграции) возникающих связей и к стереотипизации объединенной деятельности;
4 уровень - интеллектуально-поисковый (творческий) - является высшим уровнем интеллектуализации, связан с появлением творчества в области профессиональной деятельности специалиста.
Психолого-профессиональные уровни позволяют конструировать процесс обучения с точки зрения последовательного формирования у специалистов с профессиональным образованием аналитико-син-тетических умений на начальном этапе профессиональной подготовки; алгоритмических умений в области профессиональной деятельности при получении базового образования; эвристических и творческих компетенций на последующих ступенях уровневой подготовки.
Иерархия построена по принципу куму-лятивности, когда каждый последующий уровень включает все предыдущие, а включение каждого предшествующего уровня в последующий происходит на более высокой ступени его развития. Построение такой иерархии составляет психолого-педагогическую основу уровневой профессиональной подготовки. Психолого-профессиональная иерархия интеллектуальной деятельности специалиста отвечает уровневой структуре. На основе предложенной иерархии интел-
лектуально-профессиональной деятельности формируется психологический подход к уровневой подготовке в ПОО. Этот же подход лежит в основе модульного конструирования и структурирования содержания обучения. Важным признаком, отличающим технологию уровневой подготовки, является единство требований к качеству профессиональной подготовки педагогов на всех ее этапах. Идея интеллектуально-профессионального подхода должна стать ведущей для новой концепции интеллектуально-профессионального развития личности педагога.
В педагогической практике ДПО конструируются новые метапредметные или гибкие образовательные модули. Гибкость проявляется в проектировании и реализации разноуровневого контроля к модулям, в возможности выбора слушателями заданий определенного уровня в соответствии со своей индивидуальной образовательной траекторией профессионально-педагогического развития. Особенность гибких образовательных модулей в том, что при одном содержании модуля на выходе может получаться разный образовательный результат (уровень профессиональной подготовки).
Ведущие дидактические принципы при конструировании модульного содержания и процесса ПК педагогических работников: непрерывность, интегративность, многоуровневость и многоступенчатость профессиональной подготовки, гибкость и стандартизация, диагностичность и результативность, технологичность (ИКТ и инновационные образовательные технологии).
Дидактические концепции и теории обучения реализуются в практике переподготовки и ПК педагогических работников в ДПО. В работе образовательных организаций ДПО используются компенсаторная и рефлексивная, стратификационная, диагностическая и другие модели ПК. Цель компенсаторной модели ПК: устранение образовательных пробелов, изменение системы профессиональных установок педагога. Сторонники рефлексивного подхода рассматривают педагога в контексте более широкой перспективы - непрерывного самодви-
жения человека как самообразовательной системы, способной творить [5]. Исходный тезис, положенный в основу рефлексивной модели, состоит в том, что педагог - это энергоинформационная саморазвивающаяся система. Стратификационная модель опирается на идею типологии профессиональных задач в соответствии с заданными уровнями квалификации (стратами). При диагностической модели ПК цели, содержание и технологии обучения определяются после диагностики и анализа педагогического процесса, финансово-хозяйственной и иной деятельности конкретной образовательной организации. Индикаторная модель ПК педагогических работников профессионального образования построена на основании блочно-модульной технологии развития профессионально-педагогической компетентности педагогов и ее фиксации с помощью индикаторов, сформированных на основе требований профессионального стандарта [6].
Научными сотрудниками СПб ИУО РАО проведен анализ современных моделей переподготовки и ПК в системе ДПО, представлена классификация моделей: корпоративная, дистанционная, сетевая и универсальная (смешанного типа). В научных работах дано описание современных региональных моделей переподготовки и ПК и раскрыты отличительные особенности моделей с хронологической последовательностью их возникновения и актуализации [7, 8].
При проектировании инновационных моделей ПК педагогических работников ПОО особое значение имеет анализ современных психолого-педагогических моделей профессионально-личностного становления и развития педагога. В профессиональной педагогике наиболее востребованы модели, в которых прослеживаются этапы становления специалиста. На основании анализа научных источников А.Е. Марон и Л.В. Резинкина охарактеризовали основные модели становления и развития педагога [9]: психолого-педагогическую модель профессионально-личностного становления и развития педагога образовательных организаций (А.В. Батаршев); модель становле-
ния педагога через поиск и нахождение воспитательных смыслов профессии (Н.М. Бо-рытко); модель становления педагога при исследовании структуры профессионально-педагогического качества (И.А. Колесникова); модель становления педагога и социализации личности в процессе передачи культурного, этнического и исторического наследия (В.Н. Введенский); компетентностью модель (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Су-хобская и др.); акмеологическую модель (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова и др.); синергетическую модель (Г.А. Абрамян, М.В. Александрова, Е.А. Маралова); модель самоорганизации и саморазвития педагога (В.В. Сериков, Т.А. Каплунович, Л.В. Резинки-на и др.); модель карьерного роста педагога (М.В. Александрова, Р.М. Шерайзина и др.)
[9].
Важным концептуальным положением при моделировании актуального процесса становления и развития современного педагога является идея непрерывности, которая предполагает достижение уровней развития учителя как субъекта деятельности, формирование его активной социальной позиции, повышение качества его жизни путем создания возможностей для расширения его интеллектуальных горизонтов и карьерного роста [9].
Многолетняя педагогическая практика проведения занятий в ПОО СПО и ДПО при использовании корпоративного обучения в группах смешанного состава с большим числом педагогических работников без базового педагогического образования показала успешность применения психолого-педагогического подхода к конструированию содержания и процесса ПК. Сложно требовать от начинающих педагогов быть по-настоящему творческими, но разумно этап за этапом, ступень за ступенью, уровень за уровнем сопровождать их в профессиональной деятельности: вести педагогов от формирования элементарных педагогических функций, не требующих интеллектуальной напряженности (сенсорно-моторный уровень), к выполнению трудовых функций по четким инструкциям, образцам с постоянной рефлексией, анализом предложенного
алгоритма и своего опыта деятельности (инструкционно-аналитический уровень). Далее предлагать выполнять учебные задания, используя целый багаж профессиональных алгоритмов, ранее уже опробованных в квазипрофессиональной деятельности и являющихся интеллектуальным приобретением педагога в процессе ПК (алгоритмический уровень). Педагоги, приобретая целый арсенал профессиональных алгоритмов, начинают совершенствовать приобретенный педагогический капитал, создают инновационные педагогические проекты, творят, но вначале на уровне субъективного творчества (эвристический уровень). Объективное творчество появляется постепенно на базе пройденных профессиональных уровней, оно рождается на фундаментальной интеллектуально-профессиональной платформе и является высшим достижением в педагогической деятельности (творческий уровень).
С точки зрения интеллектуально-профессионального подхода к построению содержания и процесса профессиональной подготовки, любой человек проходит в профессиональной деятельности определенные интеллектуально-профессиональные уровни: сенсорно-моторный, инструк-ционно-аналитический, алгоритмический, эвристический и творческий. В таком психолого-педагогическом подходе работает принцип кумулятивности или постепенного накопления интеллектуально-профессиональных уровней, которые качественно совершенствуются.
Интеллектуально-профессиональный подход является психолого-педагогическим подходом, раскрывающим акмеологиче-ский путь постепенного непрерывного учительского роста до творческой реализации личности, профессионала. Идеи подхода соотносятся с моделью НСУР: формирование новой системы оценки квалификации учителей и совершенствование программ ПК педагогов.
Психолого-педагогическое конструирование содержания и процесса повышения квалификации педагогических работников на основе интеллектуально-професси-
онального подхода позволит максимально реализовать требования профессионального стандарта педагога профессионального обучения.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Минобрнауки
России по проекту № 27.9434.2017/Б4 «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта».
Литература
1. Львов Л.В. Модернизация профессионального образования: аналитическое представление теоретико-методологических возможностей основных парадигм. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/01_2010/06.pdf (дата обращения: 5.10.2018).
2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н).
3. Поручение Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) Правительству Российской Федерации.
4. Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб.: СПб-ГУ, 1992. - 42 с.