Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СОЗДАНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ САЙТОВ"'

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СОЗДАНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ САЙТОВ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ САЙТОВ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ САЙТОВ / СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василюк Надежда Николаевна

The article deals with the stages of the choice and designing of the content of the teaching methods of the course “Creation and administration of websites”. There are revealed two directions of the content: the creation and administration of the websites. The suggested content can be used for teaching the discipline at the different levels of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF THE CONTENT OF THE TEACHING METHODS OF THE DISCIPLINE “CREATION AND ADMINISTRATION OF WEBSITES”

The article deals with the stages of the choice and designing of the content of the teaching methods of the course “Creation and administration of websites”. There are revealed two directions of the content: the creation and administration of the websites. The suggested content can be used for teaching the discipline at the different levels of education.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СОЗДАНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ САЙТОВ"»

7. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата.

3-е изд., испр. и доп. М., 2017.

* * *

1. Dubovickaya S.V., Bekker I.L. Vospityvayu-shchaya sreda kak faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti // Izv. Penz. gos. ped. un-ta im. V.G. Be-linskogo. 2011. № 24. S. 631-638.

2. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: ucheb-nik dlya stud. ped. vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2000.

3. Saharchuk E.I. Vospityvayushchaya sreda: kriterii kachestva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 10(133). S. 14-17.

4. Sergeev A.N., Chandra M.Yu. Didakticheskie principy i rol' uchitelya v usloviyah realizacii cifrovogo obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie i obshchestvo. 2020. № 4(123). S. 97-101.

5. Solovcova I.A. Sovremennye tekhnologii du-hovno-nravstvennogo vospitaniya: aspekt prisvoe-niya cennostej // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 10(143). S. 21-24.

6. Tihonenkov N.I., Chandra M.Yu. Deyatel'nost' vozhatogo v usloviyah vospityvayushchej sredy det-skogo ozdorovitel'nogo lagerya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 1(134). S. 18-22.

7. Shchurkova N.E. Pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2017.

Experience of the digital implementation of the educational environment of the recreation organization and the health improvement of children

The article deals with the systemization of the acquired experience of the digital implementation of the educational environment of the recreation organization and the health improvement of children based on the row of the online sessions. There are suggested the alternatives to the traditional formats, methodology and the technical and digital loading of the content of the children's holiday. There are revealed the advantages of the pedagogic distance organization of the developing leisure activities for children and teenagers.

Key words: educational environment, online events, online session, online camp, recreation organization, pedagogic staff, translation.

(Статья поступила в редакцию 17.12.2020)

H.H. ВАСИЛЮК (Пермь)

конструирование содержания методики обучения дисциплине «создание и администрирование сайтов»

Излагаются этапы подбора и конструирования содержания методики обучения курсу «Создание и администрирование сайтов». Выделено два направления содержания: создание и администрирование сайтов. Предложенное содержание может использоваться для обучения данной дисциплине на различных уровнях образования.

Ключевые слова: создание сайтов, администрирование сайтов, содержание методики обучения, конструирование содержания, обучение в вузе.

С распространением глобальной сети Интернет в программе учебных заведений начали появляться новые предметы. К ним относится и дисциплина «Создание и администрирование сайтов». С появлением новых курсов возникли и вопросы о том, каким должно быть содержание методики обучения таким предметам. Проблему настоящей статьи можно сформулировать так: каким должно быть содержание методики обучения дисциплины «Создание и администрирование сайтов», что следует включить в него? Таким образом, согласно М.П. Лапчику, нам надо найти ответ на следующий вопрос: что надо изучать [5, с. 46].

Создание методики обучения начинается с формулировки цели. Цель обучения любой дисциплине в вузе - это то, что обучающиеся должны усвоить содержание на уровне, который задают федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Для постановки цели следует определить содержание, которое должны освоить обучающиеся.

При определении содержания курса «Создание и администрирование сайтов» возникают проблемы, связанные прежде всего с отсутствием систематических научных разработок по методике обучения данной дисциплине. С одной стороны, содержание можно разделить на две части - создание сайтов и администрирование сайтов. С другой стороны, содер-

О Василюк Н.Н., 2021

жание дисциплины «Создание и администрирование сайтов» должно отбираться с учетом требований, которые предъявляет ФГОС ВПО третьего поколения. Приведем здесь компетенции, предложенные для курса «Создание и администрирование сайтов» на филологическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ):

- знать современную техническую базу и интернет-сервисы, которые используются в интернет-СМИ;

- уметь работать с административной панелью современного интернет-сайта.

определим содержание курса «Создание и администрирование сайтов» с учетом изложенных выше компетенций. Разделим содержание на две части - создание сайтов и администрирование сайтов. Представляется, что первое направление тесно связано с такой дисциплиной, как «Веб-дизайн». Рассмотрим содержание, отраженное в методике обучения веб-дизайну. Пример подобной методики изложен Г.П. Блудновым в диссертации «Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов». он отмечает, что «методика обучения студентов веб-дизайну предусматривает три этапа: на первом этапе изучаются основные виды компьютерной графики и устройство сети Интернет; на втором этапе предлагается изучение языка гипертекста HTML, оптимизация компьютерной графики; на третьем этапе рассматриваются Java Applets, скрипты, изучаются технологии создания обучающих программ и методических пособий средствами веб-инструментов» [3, с. 8].

основой содержания методики, согласно Г.П. Блуднову, является изучение языка разметки гипертекста HTML, что подтверждается и другими исследователями. Так, автор курса «Основы веб-дизайна» В.В. Степаньян предлагает использовать в обучении HTML как базовый язык [6, с. 3]. Н.В. Барклаевская утверждает, что «на первом этапе обучения созданию сайтов необходимо всесторонне изучить язык гипертекстовой разметки документов (HTML)» [2, с. 8].

Рабочая программа М.Н. Чердаковой для изучения факультативного курса «Основы Web-дизайна» в 10-х классах также предусматривает изучение языка разметки HTML. Согласно этой программе [8], содержание учебного предмета «Основы Web-дизайна» включает раздел «Язык разметки HTML» с изуче-

нием следующих тем: «Язык разметки гипертекста», «Понятия "тег", "контейнер"», «Теги форматирования текста», «Вставка объектов на страницу», «Графические объекты», «Табличная разметка страницы», «Теги форматирования таблиц», «Гиперссылки», «Рисунок как гиперссылка», «Внешние ссылки», «Работа с цветом».

Отметим еще и исследование М.И. Фесь-ковой и Д.О. Неговора [7, с. 1076], где отмечается, что в изучение создания сайтов необходимо включить три метода: написание сайтов на языке гипертекстовой разметки HTML, создание сайтов при помощи CMS-движка, а также через онлайн-конструктор. Авторы пришли к выводу, что не существует универсального способа для решения любой задачи по созданию сайта. Поскольку у каждой задачи есть свои цели и сроки, то автор сайта может выбрать среди многообразия методов тот, который подходит именно ему. Следовательно, студентов следует познакомить со всеми возможными способами создания сайтов. Рассмотрим два предложенных способа: работу с CMS и работу с онлайн-конструкторами.

Термин CMS - это аббревиатура выражения Content Management System, под которой понимают так называемую «систему управления контентом» (сайтом). Такие системы иногда называют движками для сайтов. В современных условиях любая CMS дает возможность управлять содержимым сайта, используя простой и наглядный интерфейс.

Подбор CMS может зависеть от цели, с которой создается конкретный сайт. Каждая система управления контентом имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Стоит отметить, что все CMS могут быть поделены на две разновидности: бесплатные и платные.

Рассмотрим следующие бесплатные CMS:

• WordPress - CMS, подходящая для создания таких ресурсов, как блоги, сайты-визитки, корпоративные сайты.

• Joomla - многофункциональная CMS, с помощью которой можно создать несложный сайт-визитку, корпоративный сайт или интернет-магазин.

Платных CMS тоже достаточно. Отметим систему, упоминаемую в статье М.И. Фесь-ковой и Д.О. Неговора [Там же, с. 1078]. Это «1С-Битрикс» - достаточно сильная и многофункциональная система управления сайтами. С ее помощью можно создавать и поддерживать интернет-ресурсы практически любого типа. Ключевая особенность этой системы -

простота управления созданным сайтом, высокая производительность, интеграция с 1С (что имеет важное значение для российских интернет-магазинов), а также возможность мобильного администрирования.

что касается второго способа, то конструктор сайта - это специализированный онлайн-сервис, располагающий готовыми вариантами графического оформления для создаваемых сайтов. Как правило, эти сервисы предоставляют пользователю удобный и интуитивно понятный интерфейс.

Современный конструктор сайтов дает возможность практически любому человеку создать свой собственный интернет-ресурс, при этом нет необходимости получать знания в области веб-программирования и дизайна [4]. Наиболее востребованными конструкторами сайтов являются:

• Wix - популярный конструктор сайтов, с его помощью можно быстро и просто создавать интернет-ресурсы достаточно высокого качества;

• UKit - конструктор, который дает возможность разрабатывать современные сайты, а затем успешно заниматься их раскруткой и продвижением (у этого сервиса простой в освоении и интуитивно понятный интерфейс, при этом он включает в себя развитую систему аналитики).

Подводя итог, сформулируем содержание дисциплины «Создание и администрирование сайтов» в части создания сайтов:

- знакомство и практическая работа с языком разметки HTML;

- знакомство и практическая работа с CMS-системой (предпочтительно бесплатной);

- знакомство и практическая работа с онлайн-конструкторами сайтов;

- проектирование и планирование дизайна сайта.

Отдельно от создания сайтов следует рассмотреть администрирование сайтов. Сначала следует выяснить: что мы понимаем под администрированием сайтов? Если под этим мы, согласно интернет-источникам, подразумеваем комплекс мероприятий по запуску и поддержке работоспособности сайта [1], то тогда в администрировании сайтов можно выделить два направления (табл. 1).

Информационное администрирование сайта представляет собой наполнение веб-ресурса. Это регулярная, однообразная работа, которая может быть поделена на следующие задачи:

• добавление новых материалов и новостей на сайт (отметим, что создание страниц и их наполнение текстом и картинками является важным пунктом в продвижении сайта);

• правка существующего материала, исправление ошибок, повышение юзабилити контента (под юзабилити сайта обычно понимают такую организацию структуры данных, которая позволяет посетителю находить нужную информацию на сайте, не утруждая себя излишним поиском);

• удаление или помещение в архивы неактуальной информации и корректное отображение материала;

• своевременное отслеживание дат текущих акций;

• поисковая оптимизация страниц в целях лучшей индексации.

Техническое администрирование сайта (обслуживание) должно обеспечить доступ к сайту 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Можно выделить следующие технические составляющие:

• подбор хостинга для сайта и его настройка;

• ежедневный контроль работоспособности сервера;

Таблица 1

направления в администрировании сайтов

Обслуживание

информационное техническое

• наполнение контентом (текст); • добавление медиафайлов (изображения); • контроль цен, добавление товаров (интернет-магазин); • редактирование дат, текущих акций; • исправление ошибок в тексте • поиск хостинга для сайта; • установка модулей, плагинов; • исправление ошибок в коде страниц; • антивирусная защита сайта; • резервное копирование файлов сайта

- известия ВГПУ -

содержание дисциплины «создание и администрирование сайтов»

Таблица 2

Раздел содержания

1. История развития сети Интернет и ее устройство. Теоретические основы построения веб-страниц

2. Проектирование и создание сайта: структура, дизайн, контент. Выбор площадки для развертывания

3. Веб-серверы. Сборки веб-серверов. Развертывание сайта

4. Создание сайта средствами HTML. Особенности создания и администрирования. Публикация подобного сайта в Интернете

5. Создание и управление сайтом на шаблонах бесплатных конструкторов (Google, wix, ucoz). Сравнительная оценка различных ресурсов

6. Системы управления контентом. Обзор существующих CMS и их предназначений. Создание сайта средствами Joomla! Работа с административной панелью. Публикация сайта в Интернете

7. Администрирование сайтов. Информационное и техническое обслуживание сайтов

• защита от спам-ботов (компьютерные программы, основной целью которых становится автоматизированная рассылка спама, т. е. рекламных сообщений), установка защиты контента от копирования;

• установка новых плагинов и модулей (расширение функционала сайта);

• регулярное резервное копирование сайта с возможностью восстановления файлов и базы данных.

Таким образом, содержание дисциплины «Создание и администрирование сайтов» должно включать в себя сведения об информационном и техническом обслуживании сайтов. Какая часть будет основной, зависит как от подготовки студентов, так и от требований, предъявляемых ФГОС ВПО, изложенных в предлагаемых компетенциях.

Практическое ознакомление обучаемых с администрированием сайтов может зависеть от количества часов, выделяемых на дисциплину, потому что для успешного администрирования сайт должен быть размещен в сети Интернет и демонстрировать хорошую посещаемость (как правило, не менее 100 человек в сутки).

Цели методики обучения рассматриваемой дисциплине можно сформулировать следующим образом:

- формирование знаний и умений в области создания сайтов;

- формирование знаний и умений в области администрирования сайтов;

- формирование навыков работы с различными интернет-сервисами.

Содержание учебно-методического комплекса «Создание и администрирование сайтов» охватывает такие темы, как «Основы HTML», «Основы планирования структуры сайта», «Доставка на сервер», «Создание сайта и управление им с помощью онлайн-кон-структоров», «Установка и управление сайтом с помощью CMS», «Основы продвижения и оптимизации сайта», «Информационное и техническое обслуживание сайта». Приведем полностью содержание этой дисциплины в табл. 2.

Методика преподавания рассматриваемой дисциплины с предложенным содержанием включает такие методы обучения, как репродуктивный, частично-поисковый и поисковый. Студенты учились создавать и администрировать сайты не только под руководством преподавателя, следуя инструкции (репродуктивный метод обучения), но и самостоятельно, владея частичными знаниями о возможностях той или иной платформы или не владея ими совсем (частично-поисковый и поисковый методы).

Указанная методика разрабатывалась нами для филологического факультета ПГНИУ. Вместе с тем выбор филологического факультета для проведения занятий никоим образом не зависел от автора статьи (а от ученого совета вышеупомянутого факультета), поэтому определять специфику методики преподавания данной дисциплины студентам-филологам пришлось в процессе обучения. Она заключалась в основном в подборе содержания создаваемых сайтов, таком, как различные направ-

ления филологии, страноведение или изучаемые студентами предметы. К сожалению, многие популярные в настоящее время платформы (например, «Инстаграм») не дают никакого представления ни о создании сайтов, ни об их администрировании, так что было принято решение не включать их в содержание обучения, несмотря на возможную перспективу.

При изучении дисциплины студенты проявили себя с самой лучшей стороны. Так, 85% из них сумели овладеть всеми заявленными компетенциями, что было выявлено в ходе последнего контрольного мероприятия, проводимого в форме собеседования, по итогам проделанной за семестр работы. Оставшиеся студенты либо отсутствовали на момент проведения итогового занятия, либо не смогли успешно ответить на вопросы преподавателя. Однако в течение двух месяцев эти учащиеся успешно ликвидировали свои задолженности. Поэтому считаем, что цели, заявленные при разработке методики обучения дисциплине «Создание и администрирование сайтов», были достигнуты.

Предложенное содержание может быть использовано для обучения дисциплине «Создание и администрирование сайтов» как в высших учебных заведениях, так и на других уровнях образования, где подобный предмет включен в программу.

список литературы

1. Администрирование сайта: это что? [Электронный ресурс]. URL: http://kub-studio.com/adminis trirovanie-sajta-chto-eto (дата обращения: 01.02.2020).

2. Барклаевская Н.В., Шарапова О.М. Методика обучения студентов созданию сайтов // Научная сессия ГУАП: сб. докл.: в 3 ч. СПб., 2017. С. 8-9.

3. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

4. Как создать свой сайт бесплатно своими руками [Электронный ресурс]. URL: https://www. internet-technologies.ru/how-to-create-a-website.html (дата обращения: 01.02.2020).

5. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер / под общ. ред. М.П. Лап-чика. М., 2001.

6. Степаньян В.В. Особенности методики обучения созданию сайтов и порталов для коммерческого использования // Концепт. 2014. № 2. С. 91-95.

7. Феськова М.И., Неговора Д.О. Методы создания и администрирования авторских сайтов // Форум молодых ученых. 2019. № 4(32). С. 1076-1081.

8. Чердакова М.Н. Рабочая программа факультативного курса «Основы Web-дизайна» в 10 клас-

сах [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-osnovi-veb

dizayna-2532768.html (дата обращения: 01.02.2020). * * *

1. Administrirovanie sajta: eto chto? [Elektronnyj resurs]. URL: http://kub-studio.com/administrirovanie-sajta-chto-eto (data obrashcheniya: 01.02.2020).

2. Barklaevskaya N.V., Sharapova O.M. Metodika obucheniya studentov sozdaniyu sajtov // Nauchnaya sessiya GUAP: sb. dokl.: v 3 ch. SPb., 2017. S. 8-9.

3. Bludnov G.P. Veb-dizajn kak sredstvo spe-cial'noj podgotovki studentov hudozhestvenno-gra-ficheskih fakul'tetov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kak sozdat' svoj sajt besplatno svoimi rukami [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.internet-tech nologies.ru/how-to-create-a-website.html (data obrashcheniya: 01.02.2020).

5. Metodika prepodavaniya informatiki: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / M.P. Lapchik, I.G. Se-makin, E.K. Henner / pod obshch. red. M.P. Lapchika. M., 2001.

6. Stepan'yan V.V. Osobennosti metodiki obuche-niya sozdaniyu sajtov i portalov dlya kommerchesko-go ispol'zovaniya // Koncept. 2014. № 2. S. 91-95.

7. Fes'kova M.I., Negovora D.O. Metody sozda-niya i administrirovaniya avtorskih sajtov // Forum molodyh uchenyh. 2019. № 4(32). S. 1076-1081.

8. Cherdakova M.N. Rabochaya programma fa-kul'tativnogo kursa «Osnovy Web-dizajna» v 10 klas-sah [Elektronnyj resurs]. URL: https://infourok. ru/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-osno vi-vebdizayna-2532768.html (data obrashcheniya: 01.02.2020).

Designing of the content of the teaching methods of the discipline "Creation and administration of websites"

The article deals with the stages of the choice and designing of the content of the teaching methods of the course "Creation and administration of websites". There are revealed two directions of the content: the creation and administration of the websites. The suggested content can be used for teaching the discipline at the different levels of education.

Key words: creation of websites, administration of websites, content of teaching methods, designing of content, education in higher educational institutions.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.