Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В ОБЩЕСТВАХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА'

КОНСТРУИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В ОБЩЕСТВАХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / СМЫСЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Римский В.П.

В статье реконструирована концепция генезиса и смысловой трансформации идеологии в обществах Модерна и Постмодерна, представленная в монографии А.А. Трунова. В данной работе с опорой на первоисточники, методы герменевтики и конструктивизма, принципы системности и историзма была предпринята попытка междисциплинарного исследования специфики тримодальной идеологии в обществах Модерна и Постмодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF MEANINGS IN MODERN AND POSTMODERN SOCIETIES

The article reconstructs the concept of the genesis and semantic transformation of ideology in Modern and Postmodern societies, presented in the monograph of A.A. Trunov. In this work based on primary sources, methods of hermeneutics and constructivism, the principles of system and historicism, an attempt was made to conduct an interdisciplinary study of the specifics of trimodal ideology in Modern and Postmodern societies.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В ОБЩЕСТВАХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 316.75

КОНСТРУИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В ОБЩЕСТВАХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА

В.П. Римский

Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: rimskiy@bsu.edu.ru

В статье реконструирована концепция генезиса и смысловой трансформации идеологии в обществах Модерна и Постмодерна, представленная в монографии А.А. Трунова. В данной работе с опорой на первоисточники, методы герменевтики и конструктивизма, принципы системности и историзма была предпринята попытка междисциплинарного исследования специфики тримодальной идеологии в обществах Модерна и Постмодерна.

Ключевые слова: идеология, Модерн, Постмодерн, общество, культура, смыслы.

Мой ученик и постоянный автор журнала А.А. Трунов в издательстве Белгородского университета кооперации, экономики и права опубликовал книгу [4], первоначальный замысел которой возник в ходе наших бесед около двух десятилетий назад. В этой связи необходимо обсудить содержание данной книги, выявить её достоинства и недостатки, а в перспективе - инициировать научную дискуссию о роли идеологии в конструировании смыслов в эпохи Модерна и Постмодерна. Требуется не просто дать «очередное» определение идеологии с позиций философской критики, а объяснить её генезис и эволюцию,

охарактеризовать значение идеологии в производстве элитарного и массового сознания, показать её влияние на сложившуюся инфраструктуру производства и трансляции смыслов, увязав эти процессы со спецификой обществ Модерна и Постмодерна.

Сразу же отмечу, что А.А. Трунов давно и плодотворно занимается изучением идеологических систем и процессов. Интерес к этой теме у него появился ещё в студенческие годы, когда на материалах Английской революции середины XVII в. он успешно выполнил и защитил дипломную работу, посвящённую проблеме политической радикализации народно-реформационных движений. В целом ряде его последующих публикаций получили своё отражение предпосылки формирования, возникновения и смысловой эволюции классических идеологий, а также сходство и различия классических и неклассических идеологий Модерна [2, 3]. Настало время для систематизации накопленных знаний на более высоком уровне теоретических обобщений, результатами чего и стали подготовка и публикация данной книги.

Объектом исследования в монографии выступает феномен идеологии, а его предметом - специфика конструирования и функционирования тримодальной идеологии (консерватизм, либерализм, марксизм) в обществах Модерна и Постмодерна. Целью работы, как её определяет автор, является «изучение генезиса, эволюции и смысловой трансформации тримодальной идеологии в обществах Модерна и Постмодерна» [4, с. 12]. Реализация заявленной цели достигается путём постановки и реализации целого комплекса взаимосвязанных задач, которые определяют структуру и логику данного исследования.

Монография А.А. Трунова состоит из введения, трёх глав основной части, разбитых на одиннадцать параграфов, заключения и списка литературы. Характерной особенностью данной работы выступает не только то, что автор осуществляет кропотливую работу с текстами Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, А.-Л.-К. Дестюта де Траси, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Манхейма, А. Грамши, Г. Лукача, но и ведёт добросовестную полемику с современными авторами: Д.В. Ивановым, А.И. Неклессой, А.В. Шубиным, О.Ю. Малиновой, Г.И. Мусихиным, Е.В. Щербаковой, А.И. Фурсовым, которые также занимаются различными аспектами заявленной темы. Привлекаются и наши публикации [1, 5].

Во введении обоснована актуальность и охарактеризована степень научной разработанности заявленной темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования [4, с. 4-15]. Автором используются методы герменевтики и компаративного анализа, конструктивистский и историко-этимологический подходы. Особое значение имеют принципы системности и историзма, которые позволяют понять системные и субъектные предпосылки возникновения классических идеологий Модерна. Соединение философского, социологического и культурологического подходов позволяет преодолеть существующий синкретизм и увидеть общие закономерности генезиса и эволюции тримодальной идеологии в обществах Модерна и Постмодерна.

В первой главе монографии «От идологии к Идеологии» даётся обзор классических концепций идеологии: 1) «идологии» Ф. Бэкона; 2) идеологии как эпистемологического проекта А.-Л.-К. Дестюта де Траси; 3) идеологии как феномена ложного сознания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса; 4) проекта когнитивной социологии К. Манхейма (также известного как «социология знания»), существенным элементом которой является критика классических подходов к изучению феномена идеологии [4, с. 16-84].

В своих реконструкциях автор исходит из того, что опорным пунктом научного осмысления идеологии является «идология» Ф. Бэкона. Собственно, от Ф. Бэкона и следует вести ту линию, которая связана с критикой идеологии как феномена ложного сознания.

Не менее интересна авторская реконструкция основных достижений французских «идеологистов» конца ХУШ - начала XIX вв. Это позволило дать более взвешенную характеристику эпистемологического проекта Идеологии, нежели та, которая имеет широкое распространение в существующих публикациях. Позитивным моментом здесь является обращение к тексту источника, то есть к работе Л.-К. Дестюта де Траси, впервые переведённой на русский язык и опубликованной в полном объёме в 2013 г.

К сожалению, инерция научного мышления такова, что многие авторы, которые пишут сегодня об идеологии, эту работу либо не прочитали, либо истолковали её смысл весьма превратным образом. Этого нельзя сказать о подходе А.А. Трунова, который с опорой на первоисточник сумел сначала реконструировать замысел «идеологистов»,

а затем объяснить, почему эпистемологический проект Идеологии был закрыт в начале XIX в. И это при том, что многие идеи французских «идеологистов» получили практическое воплощение.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса А.А. Трунов выделяет две концепции идеологии. Первая из них носит полемический характер и рассматривает идеологию как ложное сознание, которое «не понимает» социальных предпосылок своего бытия и извращает реальность. Вторая концепция идеологии характеризуется им как «господствующие мысли господствующего класса» и рассматривается как инструмент гегемонии в обществе Модерна. В качестве примера представлена идеология европейской буржуазии, которая претерпела существенную смысловую эволюцию, но не утратила связи с «духом времени». Этот сюжет А.А. Трунов развивает и далее, обратившись к проблеме гегемонии, но уже в эпоху Постмодерна.

К. Манхейм предложил концепцию социального знания, «очищенного» от каких-либо «вкраплений» идеологии. Ему удалось определить категориальные сущности идеологии и утопии как конфликтующих идейных комплексов. Идеология - это мировоззрение господствующих классов, выражающее их интересы. Утопия - это мировоззрение угнетённых классов, в основе которого лежат их представления о желаемом обществе. А.А. Трунов совершенно справедливо пишет о «парадоксе Манхейма» как своеобразной когнитивной ловушке, в которую попадают многие исследователи идеологии и утопии. Дело в том, что получить абсолютно стерильное социальное знание, избавленное от «примесей» идеологии или утопии ещё не удавалось никому, хотя заявку на это делали многие.

В заключении первой главы А.А. Труновым делается обоснованный вывод о том, что «классические философские и социологические подходы к определению субстанции и функций идеологии до сих пор продолжают влиять на состояние теории и практики производства и трансляции смыслов в виде аллюзий, цитат или скрытых заимствований. Они же образуют особое дискурсивное пространство, позволяющее рассматривать идеологическое поле общества Модерна с позиций принципов системности и историзма» (с. 84). Однако сегодня на интеллектуальных традициях классического наследия далеко не уедешь. Требуется новый подход, позволяющий более адекватно взглянуть на

роль идеологии в конструировании смыслов в обществах Модерна и Постмодерна.

Во второй главе «Идеология и Модерн» осуществлён анализ классических идеологий в обществе Модерна [4, с. 85-188].

Автор убедительно доказывает, что толчком к возникновению классических идеологий Современности стали события Великой французской революции 1789-1799 гг. Рухнула старая картина мира, основанная на Божественном праве королей и сакрализации власти, вследствие чего возник социальный запрос на новую картину мира, которая смогла бы доходчиво объяснить, как следует относиться к переменам и кто же именно должен их возглавить. Три фундаментальных ответа на эти вопросы инициировали не только философские дискуссии в публичном пространстве, но также генезис консерватизма, либерализма и социализма, «большой тройки» идеологий Модерна, как их определяет автор.

Далее автор монографии пытается выявить типологическое сходство и различие между идеологией, мифом, религией, политической теологией и наукой как структурами концентрации смыслов, с помощью которых люди оформляют собственный многогранный опыт, соотнеся их со спецификой репрезентативной и проектной культуры Модерна. Такая работа весьма полезна, поскольку многие авторы не видят принципиальной разницей между идеологией и мифом, идеологией и религией, не могут внятно объяснить причины появления политической идеологии. Поэтому категориальное различение этих родственных, но отнюдь не тождественных мыслительно-объективных форм является важной научной задачей.

Ценным аспектом монографии является авторская концепция конструирования политических смыслов, позволяющая более адекватно понять, как идеи Модерна превращаются в идеологии.

В основу данной концепции положена как объективная логика процесса генезиса и эволюции классических идеологий Модерна, так и теоретические рефлексии Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Манхейма, А. Грамши и Д. Лукача. Отталкиваясь от их разработок, автор монографии предлагает рассматривать идеологию в качестве «системы регулятивных и проектных идей об устройстве должной модели общества» [4, с. 155]. При этом он выделяет три взаимосвязанных

этапа в развитии идеологии: 1) кристаллизацию смыслов; 2) формирование «культиваторов будущего»; 3) культурную гегемонию.

В третьей главе монографии «Идеология после Модерна» автор пытается разобраться с современным состоянием идеологии [4, с. 189268].

Вначале он пытается осуществить деконструкцию основных положений философии и социологии постмодернизма, показав их влияние на существующую практику производства и трансляции смыслов в обществе сетевого типа. Исходя из этого, им была выявлена связь между распространением мировоззрения постмодернизма и виртуальной политикой.

Далее А.А. Трунов осуществляет развёрнутую критику основных положений постмодернистского тезиса о «конце революций». Им был сделан вывод о том, что феномен революции является не экзотическим «вывихом» модернизации, а обусловлен самой логикой перманентного развития капитализма. При этом им отмечается, что абсолютно неверно ставить знак равенства между капитализмом и Модерном.

В завершающем параграфе главы автор выявляет диффузный и нарциссический характер идеологии в обществах Постмодерна и рассматривает стратегические ориентиры развития гуманитарного экспертного сообщества в современной России.

В заключении монографии подводятся основные итоги и намечаются контуры авторской концепции идеологии в обществах Модерна и Постмодерна, которая обладает теоретической ценностью и новизной [4, с. 269-276].

Безусловно, не все вопросы заявленной темы получили своё исчерпывающее рассмотрение. Например, было бы интересно с заявленных позиций рассмотреть идеологическое пространство тоталитарных режимов XX в., детализировать намеченную концепцию диффузной идеологии, проанализировать превращённые формы идеологии в сфере политики, власти и массовой культуры, включая иллюзии деидеологизации в контексте очевидной реабилитации феномена идеологического на уровне структур повседневности и своеобразного «восстания мемов», которое наблюдается в сетях публичности. Однако и того материала, который представлен в монографии, вполне достаточно, чтобы говорить о появлении новой

оригинальной концепции конструирования смыслов в обществах Модерна и Постмодерна.

Итоговый вывод заключается в том, что работа А.А. Трунова является самостоятельным и законченным научным исследованием, основные положения и выводы которого представляют несомненный интерес для всех, кто изучает культуру, власть и идеологические процессы в обществах Модерна и Постмодерна.

Список литературы

1. Римский, В. П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. - Белгород: Крестьянское дело, 2003. - 184 с.

2. Трунов, А. А. Генезис тримодальной идеологии сквозь призму социального времени Модерна // Наука. Искусство. Культура : Научный рецензируемый журнал. -2017. - № 4 (16). - С. 92-100.

3. Трунов, А. А. Идеология как феномен репрезентативной и проектной культуры Модерна // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал. - 2019. -№ 2 (22). - С. 34-44.

4. Трунов, А.А. Конструируя смыслы: идеология в обществах Модерна и Постмодерна. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2019. - 320 с.

5. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала / Под редакцией В.П. Римского. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

THE CONSTRUCTION OF MEANINGS IN MODERN AND POSTMODERN SOCIETIES

V.P. Rimskiy

Belgorod State Institute of Arts and Culture Belgorod State National Research University e-mail: rimskiy@bsu.edu.ru

The article reconstructs the concept of the genesis and semantic transformation of ideology in Modern and Postmodern societies, presented in the monograph of A.A. Trunov. In this work based on primary sources, methods of hermeneutics and constructivism, the principles of system and historicism, an attempt was made to conduct an interdisciplinary study of the specifics of trimodal ideology in Modern and Postmodern societies.

Keywords: ideology, Modern, Postmodern, society, culture, meanings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.