Научная статья на тему 'Конструирование положительного образа «Другого» в процессе речевого общения (на материале ток-шоу «Без комплексов»)'

Конструирование положительного образа «Другого» в процессе речевого общения (на материале ток-шоу «Без комплексов») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галимова З. Ф.

Галимова З.Ф. Конструирование положительного образа «Другого» в процессе речевого общения (на материале ток-шоу «Без комплексов») В статье предложен краткий обзор языковых средств, которые конструируют положительный образ в речевом общении (на материале ток-шоу «Без комплексов»). Понятие «положительный образ» трактуется как совокупность комплиментов, похвал, которые возвеличивают образ «Другого». На фактическом материале проиллюстрированы лингвистические особенности употребления комплиментов и похвал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Galimova Z.F. Positive Image Construction in Conversation (by the Example of Talk-Show Bez Complexov) The article deals with some linguistic means of communication which are always constructing the positive image of Other (by the example of talk-show Bez Complexov). The term positive image means compliments, praises that make Other feel pleased.

Текст научной работы на тему «Конструирование положительного образа «Другого» в процессе речевого общения (на материале ток-шоу «Без комплексов»)»

УДК 802/809.1

З. Ф. Галимова

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА «ДРУГОГО» В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОК-ШОУ «БЕЗ КОМПЛЕКСОВ»)

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Под понятием «образ» имеется в виду живое, наглядное представление о ком-либо, а также образ - это созданный художником или актером характер, тип [1].

Понятие «положительный» предполагает «выражающий одобрение, похвалу, уважение». Положительный образ - это языковое описание собеседника, которого возвеличивают, превозносят в процессе речевого общения.

Под понятием «общение» понимается коммуникативное взаимодействие собеседников. Ток-шоу является сложной формой речевого общения, которая отражает культурно-национальные особенности общества.

Образ «Другого» - это языковой образ собеседника, выбор которого обусловлен целями говорящего, ситуацией, формой общения, фактором адресата; это временная и ситуативная эксплуатация чужого речевого поведения, основанная на зафиксированном в сознании носителей языка обобщенном представлении о том или ином типе коммуникантов.

Положительный образ «Другого» рассматривается как конструируемая часть взаимодействия людей. Цель взаимодействия - возвеличить, превознести собеседника, похвалить, поздравить, сделать комплимент.

В речевых тактиках похвалы, лести, комплимента используется прием «повышения» адресата при помощи риторического вопроса:

- Я стараюсь сделать так, чтобы мой сын Назар гордился мной.

- Как можно не гордиться таким отцом? [ток-шоу «Без комплексов», 07.03.07]

Коммуникация характеризуется намерением каждого участника выразить себя, собственное «Я», признанием «Другими» этого намерения, организацией действий (индивидуальных актов) и взаимодействия (социальной интеракции) в соответствии с этими взаимно-направленными интенциями [3].

Комплимент, похвала затрагивают личные интересы слушателей и должны вызывать благодарность, восторг, воздавать хвалу.

Комплимент является, прежде всего, проявлением внимания к партнеру.

- Вы потрясающе выглядите. У Вас осанка великолепная!

В первом предложении для создания положительного образа использовали наречие потрясающе, ко -торое примыкает к глаголу и является обстоятельством образа действия. Во втором высказывании прилагательное великолепный имеет значение «производящий сильное впечатление своей внешностью».

Комплимент относится к ритуальным речевым действиям, поэтому первым условием успеха комплимента является знание соответствующих правил речевого поведения. Ритуал базируется на принципе вежливости: комплименты легко принимаются и от незнакомых людей, и даже от тех, к кому не испытывают симпатию [2].

Основная функция искреннего комплимента -установление контакта и поддержание добрых отношений. Стратегическая задача говорящего - вызвать симпатию, расположить к себе собеседника. В связи с этим отличительной чертой комплимента следует считать явную демонстрацию интенции говорящего - его желания сказать нечто приятное собеседнику [2, с. 178].

По наличию иллокутивного вынуждения комплименты делятся на инициативные и вынужденные. Вынужденные, в свою очередь, могут быть ответом на вопрос, ответом на комплимент, ответом на «провокацию» (С специально дает себе заниженную оценку, побуждая Г убедить С в обратном) [2, с. 186].

Комплимент предполагает творческий подход. Рассмотрим типы инициативных комплиментов, которые наиболее часто встречаются в ток-шоу.

«Незатейливый» комплимент (всегда прямой): отмечаются внешние, нравственные, интеллектуальные, физические данные адресата.

- Вы в молодости - в яркой, красивой, сексуальной молодости.

- Спасибо [ток-шоу «Без комплексов», 25.02.07].

Средствами выражения положительной оценоч-

ности являются прямые номинации, эпитеты, отдельные синтаксические модели, местоименные заместители (такой, так), эллипсис определения (какие у тебя руки...) в сочетании с соответствующей интонацией.

З. Ф. Галимова. Конструирование положительного образа «Другого» в процессе речевого.

- Какие у вас глаза потрясающие!

- Спасибо [ток-шоу «Без комплексов», 26.03.07].

- Я чувствую себя молодой и красивой!

- Да Вы такая и есть! [ток-шоу «Без комплексов», 28.01.07].

«Дедуктивный» комплимент: через положительную оценку социума, к которому принадлежит адресат, говорящий выражает свое отношение к нему [2].

- Браво! Потрясающей актрисе всегда надо кричать браво, и самое главное, что вот сейчас браво - оно не относится к профессии. Это дифференциация. Здесь никого не интересует грим. А такая степень открытости свойственна исключительно талантливым людям - прийти и сказать: «Я попробовала, рассказать, как и предупредить - не делайте этого. Смотрите, у меня синяк!» Единицы людей, которые являются мультимедийными лицами, которые могут позволить себе это.

- Спасибо [ток-шоу «Без комплексов», 20.02.07].

«От вещи - к личности»: через оценку «вещи», имеющей отношение к С, положительно оценивается и С (когнитивная операция транспозиции).

- Посмотрите, какие руки у вас горячие. Желание жизни-то какое! У мужчин были холодные, а у Вас - горячие. Сколько энергии! Сколько желания и потенциала любить.

- Спасибо [ток-шоу «Без комплексов», 09.02.07].

Комплимент-сравнение. Возможности положительной оценки через сравнение весьма разнообразны: это может быть сравнение с авторитетной, престижной личностью, с самим С (но С вчера, С в другой одежде, С на службе и т.д.). Сравнение выражается как эксплицитно, так и имплицитно [2, с. 189].

- Я обращаюсь к тем мужчинам, которые созрели для Ассоль. И мужчина посмотрит и скажет: «Мне нужна эта женщина, которую я искал всю жизнь»

- Спасибо [ток-шоу «Без комплексов», 12.03.07].

В ток-шоу встречаются диалоги, в которых собеседники не принимают комплимента, сказанного ведущей. Интересен ход взаимодействия ведущей и участника ток-шоу.

- Я разговариваю сейчас с человеком, который внутри мальчишка.

- Нет, ну я, слава Богу ...

- А внешне...

- А на внешность сказались праздники.

- Сказались, конечно, и скажутся еще.

- Я разговариваю с человеком, которому от 18 до 20 по позитиву, по запалу!

- Может праздничность виновата?

- Нет. Я думаю, это не праздничность. Я думаю, это состояние таланта, это ...

- Это не состояние...

- Честно, таланта.

- Спасибо большое.

- Я всегда так говорила [ток-шоу «Без комплексов», 27.02.2007].

Последовательность коммуникативных ходов позволяет заметить ключевую особенность в развитии данного диалога: на каждом его этапе происходит смена тактики. Коммуникативные ходы отличаются значительным разнообразием. Ведущая сравнивает мужчину, которому под 60 лет, с мальчишкой. Собеседник не принимает комплимент. Тогда она делает комплимент внешности, однако вновь принимает отказ. Ведущая обращает внимание на душевные качества: запал, позитив, возраст точно не отмечает, лишь говорит, что человеку от 18-20 лет. Собеседник вопросом намекает, что праздничность виновата. Отвержение предыдущей реплики и высказывание о том, что это талант. Собеседник принимает комплимент.

Похвала, комплимент связаны с областью межличностных субъективно-эмоциональных отношений.

Вынужденный комплимент иногда встречается в ток-шоу:

- Я иногда смотрю, а нет ли у меня крыльев?

- Они у Вас, видно, от рождения есть.

- Да, наверное, от рождения.

- Миру подарили вот такую сказочную принцессу из «Тысячи и одной ночи», наверное, очень счастливые родители.

- Да [ток-шоу «Без комплексов», 27.03.07].

По способу выражения интенции комплименты подразделяются на прямые и косвенные. В прямых комплиментах дается эксплицитная положительная оценка каких-либо качеств адресата. Особенностью косвенных комплиментов следует считать то, что адресат вынужден сам обнаруживать комплимент в скрытых семантических компонентах высказывания [2, с. 186].

- Почему-то он меня сравнивал с Эдитой Пье-хой.

- Эдита Станиславовна - это эталон.

- Нет, ему казалось, что я похожа на нее, чем-то... была.

- Наверное, знаете, чем похожи, единственным - ощущением породы, удовольствием общать-

ся. У Вас совершенно свое лицо. Эдита Станиславовна - это тот человек, который никогда не опускает крылья. Как здорово, что в этом смысле Вы -Эдита Станиславовна. Честно.

- Спасибо [смеется] [ток-шоу «Без комплексов», 16.03.07].

Возникает проблема в разграничении понятий «комплимента» и «похвалы».

И.В. Панкратов дает следующее определение комплимента и похвалы: комплимент - это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе; похвала - это положительная оценка качеств собеседника [4, с. 37-38].

О.С. Иссерс считает, что главное отличие заключается в том, что для похвалы положительная оценка является основной целью, а для комплимента -способом сообщить о добрых чувствах, о благорасположении. Акцент делается на то, что положительная оценка внешности мотивируется не столько установкой на поддержание добрых отношений, сколько объективными данными [2, с. 178].

- Да здравствует прекрасный лебедь по имени Лена. Прекрасная девушка, вписанная в историю большого спорта, в историю нашей страны! [ток-шоу «Без комплексов», 02.12.2006].

- Благодарю.

В качестве похвалы используется развернутая метафора.

Несовпадение коммуникативных целей в тактиках комплимента и похвалы обусловливает и различия в перлокутивных эффектах. Для похвалы показателем успешности тактики является принятие оценки, показателем неудачи - ее отклонение [2, с. 178-179].

Похвала предполагает оценку качеств, знаний, умений адресата.

Вы - тот человек, который дает надежду. Надежду, что если не опустить руки, можно быть вот такой красивой и неважно, чем ты занимаешься впоследствии! Низкий Вам поклон! [ток-шоу «Без комплексов», 13.12.2006].

Похвала - это одобрительный речевой акт, имеющий предметную цель:

— Представляете, какое потрясающее совершенствование мастерства — войти в роль по Станиславскому так, что у тебя вздулся аппендицит, и все мировые святила это подтвердили. А потом еще выйти.

— Главное к этому нормально относиться [ток-шоу «Без комплексов», 06.03.07].

В процессе коммуникации между участниками строятся образ «Я» и образ «Другого». Это своеобразный «экран», регулируя «прозрачность» которого индивид выражает в коммуникативных процессах свои подлинные черты, мысли, чувства, намерения.

— Если бы не Владислав Третьяк, то поверь мне, не уважали бы нас так, не боялись бы нас канадские профессионалы и не любили бы нашу страну так. Спасибо Владиславу Третьяку! [ток-шоу «Без комплексов», 10.12.2006].

— Спасибо!!!

Выражение эмоционального состояния говорящего усиливается повторением структуры (если бы не, не уважали бы, не боялись бы). Благодарность выражена словом спасибо.

Проанализировав текстовые записи ток-шоу «Без комплексов», пришли к выводу, что хвалят, поздравляют и благодарят в русском обществе крайне редко . Количество ответных реплик невелико, в основном они выражены невербальными средствами (аплодисменты, смущение на лице, улыбка).

Ведущий на ток-шоу конструирует положительный образ «Другого» при помощи таких языковых средств, как прилагательные в сравнительной степени, эмфатические конструкции, наречия (очень, потрясающе). Набор языковых средств не ограничен. Важно умело и грамотно снабжать речь всевозможными языковыми средствами. Только продуманное и уместное использование комплимента, похвалы способно создать положительный образ «Другого» в речевом общении.

Поступила в редакцию 10.05.2005

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2004.

2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: Моногр. / О.С. Иссерс. М., 2006. !БВМ 5-484-00302-4.

3. Макаров М.Л. Основы теории дискурса: Моногр. / М.Л. Макаров. М., 2003. !БВМ 5-94244-005-0.

4. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.