Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЛОККА: ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЛОККА: ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ. ЛОКК / ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / МЕНТАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ / КОРПУСНЫЙ АНАЛИЗ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ / НОВОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарапкова Анастасия Андреевна, Манерко Лариса Александровна

Статья посвящена терминологии моральной ответственности Джона Локка в труде «Опыт о человеческом разумении». Анализ сочетаемости прилагательного moral и существительного morality позволил выделить основные терминологические сочетания. На основе сравнения корпуса текстов ранненовоанглийского языка и текстов, извлеченных из Google Books, а также корпусного и контекстуального анализа, выявлено, что на ключевые составляющие дискурса Локка оказали влияние три основные доминанты: религиозно-теологическая, юридическая и, в большей степени, естественно-научная. Понимание этих доминант было сознательно переосмыслено ученым, на основе чего сформирована терминология морали и моральной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE FOUNDATIONS OF MORAL RESPONSIBILITY IN LOCKE’S PHILOSOPHY: THE INFLUENCE OF NATURAL SCIENTIFIC DISCOURSE

The article describes terminology of moral responsibility in John Locke’s “An Essay Concerning Human Understanding”. Collocations with the adjective moral and noun morality are studied. Examples from the corpus of New English texts in English Historical Book Collection and texts from Google Books were scrutinized, corpus and contextual analysis were applied. We outline three main dominants to impact terminology of morality and moral responsibility: religious and judicial, but mostly the natural scientific one. The scholar’s mind reconceptualized them forming the terminology of morality and moral responsibility.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЛОККА: ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ. 2023. Т. 47. № 3. С. 36-53 LOMONOSOV PHILOSOPHY JOURNAL. 2023. Vol. 47. No. 3. P. 36-53

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Научная статья УДК 81-22

doi: 10.55959/MSU0201-7385-7-2023-47-3-36-53

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЛОККА: ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА

А.А. Шарапкова, Л.А.Манерко*

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Ленинские горы, ГСП, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), г. Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена терминологии моральной ответственности Джона Локка в труде «Опыт о человеческом разумении». Анализ сочетаемости прилагательного moral и существительного morality позволил выделить основные терминологические сочетания. На основе сравнения корпуса текстов ранненовоанглийского языка и текстов, извлеченных из Google Books, а также корпусного и контекстуального анализа, выявлено, что на ключевые составляющие дискурса Локка оказали влияние три основные доминанты: религиозно-теологическая, юридическая и, в большей степени, естественно-научная. Понимание этих доминант было сознательно переосмыслено ученым, на основе чего сформирована терминология морали и моральной ответственности.

Ключевые слова: Дж. Локк, философия морали, концептуальный анализ, ментальный конструкт, корпусный анализ, формирование терминологии, Новое время

Благодарности/Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда № 21-78-10044 «Феномен моральной ответственности».

© А.А. Шарапкова, Л.А. Манерко, 2023

HISTORY OF PHILOSOPHY

Original article

CREATING THE FOUNDATIONS OF MORAL

RESPONSIBILITY IN LOCKE'S PHILOSOPHY:

THE INFLUENCE OF NATURAL SCIENTIFIC DISCOURSE

A.A. Sharapkova, L.A.Manerko

Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, 1st building of humanitarian

faculties, Moscow, 119991, Russia

Abstract. The article describes terminology of moral responsibility in John Locke's "An Essay Concerning Human Understanding". Collocations with the adjective moral and noun morality are studied. Examples from the corpus of New English texts in English Historical Book Collection and texts from Google Books were scrutinized, corpus and contextual analysis were applied. We outline three main dominants to impact terminology of morality and moral responsibility: religious and judicial, but mostly the natural scientific one. The scholar's mind reconceptualized them forming the terminology of morality and moral responsibility.

Keywords: John Locke, moral philosophy, conceptual analysis, mental construct, corpus analysis, terminology formation, early modern times

Acknowledgments/Financial Support

This article is supported by Russian science foundation grant № 21-78-10044 "Phenomenon of moral responsibility".

Введение

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать пути и способы формирования терминологии моральной философии в философском дискурсе конца XVII столетия. Феномен морали, ориентированный и на философское осмысление действительности, и на практическое регулирование межличностных взаимодействий, представляется сложным конструктом — взаимоотношений. Англия того периода переживала значительные культурно-цивилизационные трансформации, что находило отражение на всех уровнях и не могло не отразиться в языке науки. Мы можем наблюдать, что язык находился под влиянием естественно-научного дискурса также in statu nascendi. C одной стороны, естественно-научный дискурс участвовал в формировании определенных терминологических словосочетаний философского дискурса. С другой стороны, дискурсивные практики поощрения или неодобрения отражали не только изменения в языке описания морали через трансформирующееся мировоззрение

эпохи, но и внутренние (ментальные) механизмы, которые можно реконструировать посредством современных лингвистических методов.

Материалом для исследования послужили работа Дж. Лок-ка «Опыт о человеческом разумении» ("Essay Concerning Human Understanding", 1689) и ранние сочинения периода Просвещения, взятые из корпуса электронных текстов English Historical Book Collection и Google Books. Выбор работы Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» для исследования обусловлен одновременно и его значимым положением для современников и огромным влиянием на последующие эпохи. Материал, представленный в электронных корпусах, необходим для того, чтобы посредством проводимого нами интегративного анализа доказать, в чем состоит новшество ученого в развитии терминологического аппарата описания феномена морали и моральной ответственности. Наш анализ включает этимологический, семантический, концептуальный и ономасиологический анализы, анализ сочетаемости, а также корпусных методов, опирающихся на программный продукт Sketch Engine.

Переломным этапом в становлении представлений о человеке стала эпоха Просвещения, охарактеризованная столетие спустя как «триумф знания над невежеством, добродетели над пороком и свободы над рабством» [1, 471]. В Англии появляется Королевское научное общество (1660), призванное развивать научную деятельность на основе новых экспериментальных методов и приемов исследования природы; начинает издаваться первый научный журнал "Philosophical Transactions" (1665). «Математическое обобщение опытных данных, совершенствование и развитие самого математического знания, применяемого для решения все более широкого круга естественнонаучных задач» [2, 20-21], выдвинуло эксперимент и сбор достаточного количества данных в качестве орудия подтверждения истинности суждений и важнейшего средства для открытия новых явлений природы. Этот период также характеризуется постепенным переходом от латыни к формированию национального научного английского языка. По мнению Т. Спрата, ученые, развивавшие новые научные направления в тот период, «предпочитали естественную манеру изложения мыслей, используя выражения с позитивным и четким смыслом, почти с математической простотой и природной легкостью рассказывали о наблюдаемых явлениях... предпочитая язык ремесленников, сельских тружеников и купцов, но, прежде всего, научных умов» [3, 113].

В контексте обсуждения влияния естественно-научного дискурса на философский следует отметить и интересы Джона Локка, а именно его увлечение естественными науками (scientia), медициной, химией и метеорологией, которое возникло еще в студенческие годы, когда он познакомился с «отцом английской медицины» Т. Сиденхе-мом [4]. Локковский труд "Anatomia" (1668) по медицине представляет собой лучшее воплощение его риторического дара, где стиль изложения близок к описанию эксперимента [5], что «позволило ему в будущем придерживаться именно такой манеры выражения своих мыслей посредством языка» [6, 102-103]. Помимо этого, в 1659 г. Локк сближается с Р. Гуком, Р. Бойлем, К. Реном и другими учеными, участвует в научных дискуссиях [7], активно знакомится с работами Р. Бойля и И. Ньютона «Математические начала натуральной философии». Локк воспринял работу Ньютона как пример применения метода, которому «он следовал» в описании знания как «комбинации наблюдения, обобщения, индукции и дедукции» [8]. Локк «рассматривал «натурфилософию» в работах Бойля и Ньютона как парадигматическое применение появившейся эпистемологии» [9, 197].

По совету своих друзей Локк решает осуществить тщательное исследование «познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движении к знанию» [2, 11]. Предполагалось, что его «Опыт...» станет «учебником» по эпистемологии с целью «продвижения естественного знания» [10, 178] ввиду того, что «мировоззренческое и логико-методологическое осмысление происходившего в науке переворота явно не поспевало за ее могучим взлетом» [2, 21].

Следует сказать, что Локк не использует слово treatise в значении «научный труд, трактат» сознательно, так как оно произошло от старофранцузского traitis — «отчет» и латинского tractatus — «подвергнутый рассмотрению». Он намеренно употребляет в заголовке слово essay в значении «опыт, очерк, сочинение, эссе», которое также заимствовано из французского отглагольного существительного essaier — «попытка» и восходит к глаголу exigere в значении «исследовать» [12, 1642]. Этим он подчеркивает, что слово essay в названии «Опыта.» подразумевает его собственную попытку проведения и следования новому типу текста (new text type) — предтечу научной статьи как жанра.

Подробного анализа языковых элементов в его «Опыте.», который сложился под влиянием естественно-научного дискурса, религиозно-философского или юридического языка, до настоящего

времени в языкознании на стыке философии и корпусной лингвистики сделано не было. Вследствие этого считаем важным раскрыть особенности формирования терминологии в тексте Локка и показать влияние естественно-научного знания на формирование философского дискурса ученого. В фокусе нашего внимания будут словосочетания, использованные при описании принципов и законов морали.

Формирование терминологии морали

на основе выявления законов и их оснований

В нашем исследовании текста Локка мы отталкиваемся от анализа выделенных терминов и одновременно учитываем становление терминологии описания морали и моральной ответственности. Нас интересует не только то, почему то или иное языковое средство в составе словосочетания приобрело терминологическое значение, но и как при этом формируется новое понятие. Мы очерчиваем круг основных терминологических единиц, использованных Локком для описания морали, показывая их отличие от общего словоупотребления в предшествующее и Новое время. Вследствие этого методы нашего исследования включают в себя этимологический, семантический, концептуальный и ономасиологический анализы, анализ сочетаемости, приемы, применяемые в корпусных исследованиях, и их визуализацию посредством диаграмм. Для автоматической обработки текста «Опыта...» Локка был создан корпус на основе программного менеджера Sketch Engine. В качестве корпуса для сравнения использован "English Historical Book Collection" (далее EHBC), включающий тексты с 1473 по 1700 г., а также собранные вручную примеры из Google Books за предшествующий период.

Мы сравнили сочетаемость moral в тексте Локка и корпусе EHBC. Прилагательное moral в системе отражения морали у Локка фиксируется с 70 существительными. Это: rule(s) (19 примеров), word(s) (11), principle(s) (10), rectitude (8), relation (4), discourses (4), knowledge (4), action (3), science (2), matter (2), right (1),pravity (1) и т.д. В корпусе текстов EHBC уровень частотности измеряется сотнями контекстов, где c moral употреблены: agents, character, obligation, sense, agency, duties, evil, rectitude, necessity, virtues, perfections. Часто moral фиксируется с прилагательными political, natural, religious, intellectual, physical, при этом только часть словосочетаний совпадает — это moral law и moral rectitude [13].

На рис. 1 частотные слова изображены большими кругами, вероятность встречаемости отражена в степени приближенности к центру на основе меры LogDice в Sketch Engine.

Рис. 1. Сочетаемость прилагательного moral с существительными в тексте Локка (слева) и корпусе текстов EHBC (справа)

В исследовании текста Локка внимание фокусируется на словосочетаниях moral principle, moral law и moral rule, которые предположительно были связаны с научным, а не с обыденным дискурсом. Термины laws (leges), principles (principia), axioms (axiomata) были взаимозаменяемы в дискурсе предшествующей эпохи, так как «средневековые авторы, писавшие о природе, использовали термин regula часто в значении "принцип, указание, директива или стандарт" наряду или вместо термина lex» [14, 174]. Р. Бэкон (1214-1292) употреблял "canon seu regulae" и "lex/leges" во взаимозаменяемых контекстах. В английских религиозных текстах, опирающихся на латинскую традицию, слово axioms фиксируется в одном контексте с principles: whofe maxims are not merely grounded vpon the axioms and principles of reafon and commone quitie [15, 1611: 65583561], Ньютон также выбрал слово principia для названия своей книги [16, 21] и одновременно использовал синонимичное выражение axiomata sive leges motus [17].

Существительное principle было заимствовано в конце XIV в. через старофранцузекое от латинского principium (мн. ч. principia, от primus "first" + cepts "catcher") и вошло в английский язык в значениях (1) «происхождение, источник действия» и (2) «правило поведения; аксиома, базовое предположение; элементарный аспект ремесла или дисциплины». Наиболее ранний показательный пример находим в издании Кэкстона: Nothyng cometh of nou^t, that is to seye, withoute a begynner, but a cause and pryncyple ther must nedes be (1483). Третье значение слова становится важным в XVII в.: «...некий фундаментальный источник, откуда что-то происходит; первичный элемент, сила или закон, который производит; перво-

1 Здесь и далее при цитировании контекста из корпуса текстов ЕНВС приводится год и номер документа

основа, от которой зависит существование чего-либо; причина в самом широком смысле» [18]. В XVI в. частотные словосочетания principle of meryte, principle of life обозначали не принципы, а источники добродетели или жизни. В предшествующий период до XVII в. principle употреблялось в английском языке в контексте обсуждения этических проблем и религиозных основ христианства: Said se boots colleges, while teaching the fundamental truths of Christianity and the great principles of morality recognized by law... open to persons of different religious connections on terms of equality [19], что отражено в названиях книг начала XVII в., где речь идет об основах христианства как веры: "The First Principles of a Christian: Questions and Answers", "An exposition of the principles of Religion". В подкорпусе EHBC за 1600-1699 гг. principle часто употребляется в сочетании с предлогом of перед другим существительным: principles of religion, principles of faith, principles and grounds of smth, principles of Christianity. Чисто религиозные контексты явно перемежаются с философскими. В проповедях на английском языке XVII в. фиксируется органичное представление о трех основах, почерпнутых из трудов философов: Thefe three, were this an affembly of Schollers, I would liken vnto thofe three principles of naturall things which Philofophers tellvs of, Priuation, Matter, and Forme [15, 1623: 4319607], но в проповедях не фиксируется противоречие в поиске Закона Природы и основ моральных добродетелей: This Law of Nature then is the image of the Eternall, and from it may arife the principles of morall vertues [15, 1630: 5252650]. А юридический дискурс тогда претерпевал значительные изменения и находился в поиске универсальных правил: ..and though infancy be hardly capable of the strict and severe rules of Morality, yet at least they must have a view of the Principles of it [20].

Однако особенно много изменений наблюдается в значении лексемы в естественно-научном дискурсе XVII в. Термин principia активно используется в математике [21], где «происходит математическая революция, повлиявшая на научную революцию» [16, 20]. Огромное воздействие на переосмысление этого слова оказал труд И. Ньютона «Математические начала...». В неопубликованном вступлении Ньютона указывается, что principia — это фундаментальная основа естественных наук, которая «должна опираться не на метафизические мнения, а на свои собственные основы», а сам общий термин обозначать причину явления» (цит. по: [17, 194]). Подобное представление, лежащее в основе словоупотребления в научном дискурсе XVII в., было точно сформулировано позже: «.ни одна наука не может быть воздвигнута без оснований», оно и было названо термином "principles" [22, 103].

Частотность термина principles в названиях работ, опубликованных на английском языке с 1600 по 1700 г., составляет более 1700 книг, их количество возрастает до 3,5 тысяч в XVIII в. [22, 1]. Итак, это слово стало означать основы общего, аксиоматического или универсального характера, действующие вне зависимости от обстоятельств, что указывает на «обобщающую теорему или закон, предполагающий множество частных применений» [18]. Примером этому служит употребление слова principles практически в каждой строке в работе Р. Бойля "Of the Excellency and Grounds of the Mechanical Hypothesis" [23, 100]. Такое рационалистическое осмысление универсальных принципов в середине XVII в. заметно и в религиозно-философской литературе, которая находилась в тесной связи с естественно-научным дискурсом: that doctrine which no foundation in the Word of God is repugnant to the doctrine of the true ancient Church, and over throeth the principles of right reason [15, 1638: 5647014].

В тексте Локка principles в сочетании с moral употребляется для указания на стремление автора к выявлению универсальных оснований: ...moral principles so clear [24, 46]. Целью науки о морали является не умозрительное познание истины, а «справедливость и соответствующее ей поведение» [25, 38]. Моральные основы нуждаются в рассуждении и размышлении. Локк отказывается от эпистемологии врожденных принципов и предпочитает вести речь о формирующихся моральных принципах: ...it is hard to conceive how there should be innate moral principles, without an innate idea of a Deity [24, 70]. Выявление основ необходимо для построения теории на основе утверждений, от которого зависят другие, опирающиеся на аксиомы ("axioms") и необходимые правила ("suggesting absolute necessity") [16, 21].

При сравнении прилагательных, с которыми сочетаются principle, law и rule в тексте Локка обнаруживается частотная встречаемость с атрибутивным элементом: moral, general, innate, practical и uncertain. Это доказывает, что автор находился в поиске понятий, учитывающих описываемую проблематику через дифференциацию терминологии морали и принципов мышления (рис. 2 слева посредством анализа в Sketch Engine). Явный фокус внимания проявляется нагляднее в сравнении тех же пар в более обширном корпусе EBHC. Для пары principle - rule пересечений не наблюдается, визуализация отражает наиболее характерные словосочетания: fundamental и first для principle, general и certain для rule. Moral и innate не встречаются в корпусе вообще. Для пары law - rule зафиксировано пересечение с general, perfect и certain, а искомое moral сочетается только с law, что объясняется тем, что корпус больше текстов конца XVII в., когда

представление о moral law окончательно подвергается терминологизации (рис. 2 справа). Наиболее сопоставимы результаты для пары law — principle в корпусе EBHC, где наблюдается пересечение по moral, уступающее прилагательному common и явно тяготеющее к law.

Рис. 2. Визуализация сопоставления сочетаемости существительных principle, law, rule в тексте Локка (слева) и корпусе EHBC (справа)

Слово law претерпело еще более кардинальные изменения до появления в научном дискурсе XVII в. Древнескандинавское lagu [26] в английском языке обозначало территорию — «область датского права» (Daneslagu). Затем слово исчезло из английского языка, с тем чтобы вернуться в него в значении «свод законов» ("institution or body of laws") как синоним латинскому lex "legal right, law", будучи употребленным в нормативном смысле в общем и юридическом дискурсе: «постановление, предписанное властью, постановление; район, управляемый теми же законами» [27].

Латинское lex изначально также обозначало «некие принципы (начала), установленные властями и/или обычаем», но с XIII в. фокус

внимания постепенно смещается от нормирования извне на выявление законов, имманентно присущих природе, как развитие аристотелевского то ^uoikov Sixaiov и превращенное позже Цицероном и Сенекой в «законы природы» (laws of nature). Последнее словосочетание наблюдается в ранних религиозных тексах на среднеанглийском в прескриптивно-дескриптивном смысле, где оно синонимично law of God: Commandment is partly law of nature, and partly ceremonial law [28]. В прежриптивном смысле указания на должное поведение и правильное устройство конструкция употреблялась в религиозной литературе. Более пяти тысяч примеров употребления law of nature в текстах религиозно-теологического характера 1600-1699 гг.; природа «наполнена Божественным разумом»: They say, that all men vniuersally are called to saluation either by the Law of Nature, or the written Laws, or by the preaching of the Gospell [15, 1626: 5488097], что становится наиболее показательно в проповедях XVII столетия: Which Rule what other could it be, then the Law of Nature and of right reason, imprinted in their hearts! Which is as truely the Law and Word of God, as is that which is printed in our Bibles [15, 1635: 140408565].

К XVII в. в Англии складывается юридический язык и стиль мышления, и термины из юриспруденции, подчеркивающие процессуальные и логические приемы установления правдивости научного факта (fact или matter of fact) адаптируются в экспериментальную науку XVII столетия [29, 227]. Важную роль в развитии терминологии естественных наук сыграли Ф. Бэкон, который ввел слова trials и witnesses, Р. Бойль, помимо trial также использовавший testimony of nature, conjectural hypothesis, и Р. Гук, употреблявший еще и circumstances, undoubted record of events.

Начиная с 1660 г. в натурфилософской литературе начинает превалировать иное понимание закона — слово law употребляется в области физики как «утверждение, которое выражает регулярный порядок вещей» [27], что присуще самой природе вещей. В научном дискурсе Нового времени оно используется как «то, что внедрено природой в человеческий разум или может быть продемонстрировано разумом» [18], приобретая все более философский смысловой ракурс, особенно в контекстах the law of nature, natural law, the law of reason. С веком Просвещения происходит переосмысление данного понятия, получившее высокий эпистемологический статус, наука переходит к поиску причинных связей. В философии Ф. Бэкона laws of nature подразумевает существование «причинно-следственной связи между фактами и явлениями», которую и требуется раскрыть, а не навязать природе, полной «законов, данных Богом» [30, 440].

Таким образом, к XVII в. в семантике и словоупотреблении существительного law были как минимум три смысловые доминанты: религиозная, юридическая и зарождающаяся естественно-научная, последняя состояла в усилении, развитии и рационализации ранних представлений о всесильности Бога [31, 86]. Эта же мысль присутствует у Р. Декарта, который, говоря «о влиянии законов на природу, в действительности вынужден был трансформировать свою идею о моральном порядке в область натурфилософии на основе довольно известной теологической доктрины о всемогуществе Бога-законодателя...» [30, 441]. Может быть, этим обусловлено то, что существительное law одновременно фиксируется в контекстах XVII в. и в подкорпусе 1600-1699 гг. (рис. 3), где сочетаемость существительного law в контекстах с другим существительным (nature, god, land и Moses) связана с предлогом of.

Рис. 3. Визуализация сочетаемости существительного law в конструкции с другим существительным в подкорпусе текстов EHBC 1500-1599 гг. (слева) и 1600-1699 гг. (справа) при помощи Sketch Engine

Таким образом, в семантике существительного law и его дискурсивном бытии произошел переход из области религиозной морали и юридического права в область научного познания природы. Именно в подобном контексте Локк вводит термин moral laws как составную часть «моральной науки»: We are fitted for moral science, but only for probable interpretations of external nature [24, 640]. Он указывал на необходимость четких основ и потенциальную математизацию представлений о морали, что подтверждает влияние естественнонаучного знания: might place morality amongst the sciences capable of demonstration: ...the measures of right and wrong might be made out, to any one that will apply himself with the same indifferency and attention to the one as he does to the other of these sciences [24, 540]. Амальгама более ранних преставлений при обсуждении основ морали и уни-

pp_of

версальных законов природы четко прослеживается в тексте Локка. Природный закон часто выступает синонимом Божественного закона, как следует из примеров: .a great part of mankind give testimony to the law of nature: but yet I think it must be allowed that several moral rules may receive from mankind a very general approbation, without either knowing or admitting the true ground of morality [24, 50]; What duty is, cannot be understood without a law; nor a law be known or supposed without a lawmaker, or without reward and punishment [24, 55]. Впрочем, использование неопределенного артикля в последнем отрывке указывает на представление о любом законе, не только религиозном, что маркировалось определенным артиклем.

В тексте Локка прослеживается вышеозначенная «память» слова. Law фиксируется в контекстах с divine (LogDice 9,76), God (9,3), но одновременно с civil (9,6), fashion (9,43), а также rules (9,5) nature (8,95), measure (8,8), set (8,68), которые выстраивают через понимание природных законов через осознание действий людей к «их соответствиям правилам» и законам морали [32, 138]. Р.Г. Апресян (по решению Минюста России включен в реестр физлиц, исполняющих функции иностранного агента) полагает, что предлагаемые в «Опыте.» моральные законы стали конкретизацией и развитием идей о «законе природы» на основе неопубликованного раннего произведения — набросков лекций Локка под названием «Опыты о законе природы» [37, 140]. В дневниках и переписке Локка указывается на то, что в 1692 г. Уильям Молинё (1656-1698), отметив сделанные Локком в «Опыте.» (1689) «намеки» на возможность доказательства морали «математическим методом», предложил «ему написать трактат на эту тему». Локк согласился и позже написал «Разумность христианства, каким оно возвещено в Писании» (1695), в котором он продолжил развивать представление о moral laws [33, 444]. К этой же мысли ученый возвращается в 1693 г. в одной из записных книг о «Законе» (Law): «Моральные понятия, полагает он, не имеют смысла вне идеи закона, а последний не существует без Того, Кто назначает наказания за нарушение закона» [33, 445].

При этом на представление о моральных законах повлиял юридический узус, где гарантом земного и всеобщего закона, руководящего жизнью людей, выступает король или Бог: "the King so great a curb and restraint of power" [34]. Очевидно, что представления о том, кто выступает сдерживающим авторитетом, существовали и ранее, однако они значительно переосмыслены в произведении Локка, который буквально употребляет то же словосочетание, заменяя гаранта на моральные законы: Moral laws are set as a curb and restraint to these exorbitant desires [24, 56].

В конце текста «Опыта» Локк предлагает модель морали на основе классификации законов по источнику и авторитету, их устанавливающему, а именно (1) законы божественные, (2) законы гражданские и (3) законы общественного мнения.

Важным представляется определенное наложение семантики law и rule, что заметно и на визуализации, предлагаемой Sketch Engine (рис. 2), и в некоторых контекстах: law of nature, which ought to be the rule of virtue and vice [24, 339]; of these moral rules or laws, to which men generally refer... different enforcements, or rewards and punishments [24, 336]. Видимо, Локк осознает, что важно стремиться выделить законы, он использует достаточно нейтральное rule, но одновременно и часто в контекстах аккуратно вставляет law. Rule, судя по всему, выступает общим, менее дифференцированным понятием: For I was there not laying down moral rules, but showing the original and nature of moral ideas, and enumerating the rules men make use of in moral relations, whether these rules were true or false [24, 16]. Важно отметить, что использование словосочетания moral rule представляется новацией достаточно позднего времени, поскольку в корпусе EBHC наиболее ранние примеры относятся к 1670-м гг. в основном в теологических текстах, а по данным Google Ngram viewer, его появление относится к 1674 г.

Таким образом, текст Локка стал своеобразным плавильным котлом, в котором соединились более ранние религиозные представления, в значительной степени адаптированные новые воззрения из натурфилософии, но, что самое важное, в нем создавалась не только новая непротиворечивая модель морали и система ее законов, но и выплавлялся язык — та терминология, которая станет основой для философских концепций последующих столетий.

Дискуссия и выводы

Одной из важных задач, связанной с выявлением основ человеческого существования и работы человеческого разума, было построение системы морали и принципов моральной философии с учетом эмпирических основ и научного метода, разрабатываемого в области естественной философии. Локк в «Опыте о человеческом разумении» делает попытку выявить законы осмысления морали, не зависимые от культурно-исторических правил или религиозных догм, которые близки по своей универсальности законам естественных наук. Для этого ученый максимально переосмысливает понятия, используемые в других областях знания, определяет их возможные составляющие, чтобы найти мотивации человеческих действий и их интерпретации. Подобная амбициозная задача требовала созда-

ния специального языка описания и была выполнена в его «Опыте о человеческом разумении». Благодаря этому исследовательскому произведению Локк не только «расширил человеческое знание, а изменил способы его понимания» [11, 482], его вклад в науку сравним с вкладом Ньютона в физике.

В нашем исследовании материалом для изучения явился текст «Опыта о человеческом разумении» Джона Локка, на основе которого были вычленены словосочетания с прилагательным moral, они были проанализированы на основе комплекса лингвистических методов, включающих анализ сочетаемости, этимологический, семантический, концептуальный и ономасиологический анализы. В качестве корпуса для сопоставления указанных конструкций авторы обращались к электронным корпусам текстов "English Historical Book Collection" (1473-1700) и примерам из электронного корпуса Google Books за предшествующий период. Это помогло показать, как Локк использовал естественно-биологический дискурс предшествующего периода, расширяя и дополняя семантику анализируемых языковых единиц в создаваемом им тексте. Для большей наглядности в нашей работе были использованы приемы, применяемые в корпусных исследованиях, а также их визуализация посредством диаграмм.

Изучение текста «Опыта» является интересным примером того, как параллельно с разработкой модели функционирования человеческого разумения и морали Локк участвует в создании новой терминологии для описания данных феноменов. Важнейшим источником новых терминов являлась сфера естественно-научного дискурса, откуда были почерпнуты не столько сами лексемы principle, law и rule, сколько весь комплекс смыслов, которыми данные слова уже обладали на момент написания труда Локком. В связи с бурным развитием науки Нового времени данные понятия получили высокий эпистемологический статус и были использованы Локком для создания терминологии морали в сочетаниях с прилагательным moral. Корпусный анализ подтвердил, что в период, предшествующий Локку, происходили постепенные изменения в функционировании определенных словосочетаний, маркирующих более глобальные ономасиологические изменения и метаморфозы в ключевых дискурсах эпохи. Авторы опираются на многочисленные примеры из трудов религиозных деятелей, таких ученых, как Р. Бэкон, Р. Бойль, И. Ньютон и других, и показывают, что на смену теологически-религиозному и частично юридическому приходит естественно-научное знание и философия, основанная на осмысляемых принципах и рационализируемых законах.

Рассмотрение языка Локка позволяет выявить те концептуальные механизмы, которые конструируют ключевые составляющие культурно-цивилизационных трансформаций, происходящих в сознании отдельной языковой личности, он также обосновывает систему новых ценностей, которые формируют терминосистему моральной философии.

В нашем исследовании было доказано, что в основе работы «Опыт о человеческом разумении» Локка лежат новаторские положения, которые постепенно расходились с существовавшей тогда и параллельно развивающейся религиозной картиной мира. В тот период философия склонялась к интенсивно развивающемуся естественно-научному знанию, опираясь в большей степени на экспери-ментализм. Зарождавшееся научное эпистемическое знание было основано на экспериментальных данных с их четким описанием социализации знания для нужд общества, что способствовало формированию методологического фундамента современной науки. Язык ученого трансформируется под создаваемую и осознаваемую им реальность, закрепляя самое необходимое и релевантное, сохраняет динамические черты когнитивных процессов, наблюдаемых в произведении данной языковой личности и в дальнейшем повлиявших на определенные структуры знания в последующие столетия.

Как показал наш анализ, терминология моральной философии формируется как сложная идея понимания принципов человеческого мышления под влиянием общества в зависимости от сформированных в дискурсе норм добра и зла. Локк разрабатывает принципы, правила и законы морали и морального поведения, несводимые к существовавшим ранее религиозным, правовым или этическим правилам, предлагая объективную модель социализации законов морали в обществе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Rush B. Rush to Elias Boudinot? Observations on the Federal Procession in Philadelphia. July 9th. 1788 // Letters of Benjamin Rush. 1761-1792. Vol. 1 / L.H. Butterfield (ed.). Princeton: Princeton University Press, 1951. P. 470-477.

2. Заиченко Г.А. Джон Локк: 2-е изд. М.: Мысль, 1988. 207 с.

3. English: History, diversity and change / D. Graddol, D. Leith, J Swann (eds). L.; N.Y.: The Open University, 1996. 394 p.

4. Sanchez-Gonzalez M.A. Medicine in John Locke's philosophy // The Journal of Medicine and Philosophy: A Forum for bioethics and philosophy of medicine. December. 1990. Vol. 15, N 6. P. 675-695.

5. Anstey P.R. John Locke and natural philosophy. N.Y.: Oxford University Press, 2013. 252 p.

6. Hargreaves-Mawdsley W.N. Oxford in the Age of John Locke. Vol. 32. Norman: University of Oklahoma Press, 1973. 132 p.

7. Alexander P. Ideas, qualities and corpuscles: Locke and Boyle on the external world. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 336 p.

8. Rogers G.A.J. Science and British philosophy: Boyle and Newton // Routledge history of philosophy. L.; N.Y.: Routledge, 2003. Vol. V. P. 75-95.

9. Schneewind J.B. Locke's moral philosophy // The Cambridge Companion to Locke. Cambridge University Press, 1994. P. 199-225.

10. AarsleffH. Locke on Leibniz on language // American Philosophical Quarterly. 1964. Vol. 1. P. 165-188.

11. Cranston M. John Locke: A Biography. L.: Longmans, 1957. 496 p.

12. New Webster's Dictionary of the English language / E.G. Finnegan (ed.). India, Delhi: Surjeet Publications, 1989. 1823 p.

13. Шарапкова А.А., Манерко Л.А. Становление терминосистемы философии морали в трудах Дж. Локка: новаторство и дань традиции // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 8. С. 92-120.

14. Дмитриев И.С. От «номоса» к «фюсису» и обратно (концепция «закон природы» в философии Ф. Бэкона) // Epistemology& Philosophy of Science. 2021. № 2. С. 170-194.

15. EHBC - English Historical Book Collection.

16. Franklin J. Early modern mathematical principles and symmetry arguments // The idea of principles in Early modern thought. N.Y.: Routledge, 2017. P. 16-44.

17. Walsh K. Principles in Newton's natural philosophy // The idea of principles in Early modern thought. N.Y.: Routledge, 2017. Р. 194-223.

18. OED - Oxford English Dictionary. Electronic version: 4.0.0.1. CD ROM.

19. Maine. Legislature https://www.google.ru/books/edition/Documents/OtcgAQA AIAAJ?hl=ru&gbpv=0&bsq=inauthor:%22Maine.%20Legislature%22

20. Gailhard J. The compleat gentleman: Or, Directions for the Education of Youth as to their breeding at home and travelling abroad in two treatises. Savoy: The Newcomb, 1678. 104 p.

21. Whiteside D.T. Patterns of mathematical thought in the later seventeenth century // Archive for History of Exact Sciences. 1961. Vol. 1, N 3. P. 179-388.

22. The idea of principles in Early modern thought: Interdisciplinary perspectives / P.R. Anstey (ed.). N.Y.: Routledge, 2017. 320 p.

23. Roux S. The two comets of 1664-1665: A dispersive prism for French natural philosophical principles // The idea of principles in Early modern thought. N.Y.: Routledge, 2017. P. 98-146.

24. Locke J. An Essay concerning human understanding / P. Phemister (ed.). N.Y.: Oxford university press, 2008. 576 p.

25. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Пер. А.Н. Савина. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. 864 с.

26. Manerko L.A. English etymology through the history of the English people. Ryazan: Ryazan State University named for S.A. Esenin, 1998. 272 p.

27. Etymonline - Online Etymology Dictionary.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. MED - Middle English Dictionary.

29. Shapiro B. The concept «Fact»: Legal origins and cultural diffusion // Albion. 1994. Vol. 26, N 2. P. 227-252.

30. Oakley F. Christian theology and the Newtonian science: the rise of the concept of the laws of nature // Church history. 1961. Vol. 30, N 4. P. 433-457.

31. Henry J. Metaphysics and the origins of modern science: Descartes and the importance of laws of nature // Early Science and Medicine. 2004. Vol. 9, N 2. P. 73-114.

32. Апресян Р.Г. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж. Локка // Историко-философский ежегодник. 2006. № 2006. С. 132-151.

33. Яковлев А.А. Фрагменты моральной теологии в записных книжках Джона Локка // Диалог со временем. 2021. № 76. С. 444-451.

34. Cotton R.B. Cottoni posthuma: Divers choice pieces (etc.) L.: Printed for Richard Lowndes and Matthew Gilliflower, 1672. 276 p.

REFERENCES

1. Rush B. Rush to Elias Boudinot? Observations on the Federal Procession in Philadelphia, July 9th, 1788. In: Letters of Benjamin Rush. Vol. 1. 1761-1792. L.H. Butter-field (ed.). Princeton: Princeton University Press, 1951. P. 470-477.

2. Zaichenko G.A. John Lock: 2nd edition. Moscow: Mysl, 1988. 207 p. (In Russ.)

3. English: History, diversity and change / D. Graddol, D., Leith J. Swann (eds). L.; N.Y.: The Open University, 1996. 394 p.

4. Sanchez-Gonzalez M.A. Medicine in John Locke's Philosophy. The Journal of Medicine and Philosophy: A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine. December. 1990. Vol. 15, N 6. P. 675-695.

5. Anstey P.R. John Locke and natural philosophy. N.Y.: Oxford University Press, 2013. 252 p.

6. Hargreaves-Mawdsley W.N. Oxford in the Age of John Locke. Vol. 32. Norman: University of Oklahoma Press, 1973. 132 p.

7. Alexander P. Ideas, Qualities and Corpuscles: Locke and Boyle on the External World. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 336 p.

8. Rogers G.A.J. Science and British philosophy: Boyle and Newton. In: Routledge History of Philosophy, L.; N.Y.: Routledge, 2003. Vol. V. P. 75-95.

9. Schneewind J.B. Locke's Moral Philosophy. In: The Cambridge Companion to Locke. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 199-225.

10. Aarsleff H. Locke on Leibniz on language. In: American Philosophical Quarterly. 1964. Vol. 1. P. 165-188.

11. Cranston M. John Locke. A Biography. L.: Longmans, 1957. 496 p.

12. New Webster's Dictionary of the English Language / E.G. Finnegan (ed.). India, Delhi: Surjeet Publications, 1989. 1823 p.

13. Sharapkova A.A., Manerko L.A. Formation of Terminological System of Moral Philosophy in Works of John Locke: Innovation and Tribute to Tradition. In: Scientific dialogue. 2022. Vol. 11, N 8. P. 92-120. (In Russ.)

14. Dmitriev I.C. From "Nomos" to "Physis" and back (the concept of «Law of nature» in the philosophy of F. Bacon). Epistemology & Philosophy of Science. 2021. N 2. P. 170-194. (In Russ.)

15. EHBC - English Historical Book Collection.

16. Franklin J. Early Modern Mathematical Principles and Symmetry Arguments. In: The Idea of Principles in Early Modern Thought. N.Y.: Routledge, 2017. P. 16-44.

17. Walsh K. Principles in Newton's Natural Philosophy. In: The Idea of Principles in Early Modern Thought. N.Y.: Routledge, 2017. Р. 194-223.

18. OED - Oxford English Dictionary. Electronic version: 4.0.0.1. CD ROM.

19. Maine. Legislaturehttps://www. google.ru/books/edition/Documents/Ot-cgAQAAIAAJ?hl=ru&gbpv=0&bsq=inauthor:%22Maine.%20Legislature%22

20. Gailhard J. The Compleat Gentleman: Or, Directions for the Education of Youth as to their breeding at home and travelling abroad in two treatises. Savoy: Tho Newcomb, 1678. 104 p.

21. Whiteside D.T. Patterns of mathematical thought in the later seventeenth century // Archive for History of Exact Sciences. 1961. Vol. 1, № 3. P. 179-388.

22. The Idea of Principles in Early Modern Thought: Interdisciplinary Perspectives. P.R. Anstey (ed.). N.Y.: Routledge, 2017. 320 p.

23. Roux S. The Two Comets of 1664-1665: A Dispersive Prism for French Natural Philosophical Principles. In: The Idea of Principles in Early Modern Thought. N.Y.: Rout-ledge, 2017. P. 98-146.

24. Locke J. An Essay concerning Human Understanding. P. Phemister (ed.). N.Y.: Oxford university press, 2008. 576 p.

25. Locke J. An Essay concerning Human Understanding. A.N. Savin (trans.). Saint-Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2022. 864 p. (In Russ.)

26. Manerko L.A. English Etymology through the history of the English People. Ryazan: Ryazan State University named for S.A. Esenin, 1998. 272 p.

27. Etymonline - Online Etymology Dictionary.

28. MED - Middle English Dictionary.

29. Shapiro B. The Concept "Fact": Legal Origins and Cultural Diffusion // Albion. 1994. Vol. 26, N 2. P. 227-252.

30. Oakley F. Christian theology and the Newtonian science: the rise of the concept of the laws of nature. In: Church history. 1961. Vol. 30, N 4. P. 433-457.

31. Henry J. Metaphysics and the origins of modern science: Descartes and the importance of laws of nature. In: Early Science and Medicine. 2004. Vol. 9, N 2. P. 73-114.

32. Apresyan R.G. Ethical Issues in J. Locke's "Essay Concerning Human Understanding". In: History of Philosophy Yearbook. 2006. N 2006. P. 132-152. (In Russ.)

33. Yakovlev A.A. Fragments of Moral Theology in John Locke's Notebooks. In: Dialogue with time. 2021. N 76. P. 444-451. (In Russ.)

34. Cotton R.B. Cottoni Posthuma: Divers Choice Pieces (etc.) L.: Printed for Richard Lowndes and Matthew Gilliflower, 1672. 276 p.

Информация об авторах:

Шарапкова Анастасия Андреевна — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: + 7 (909) 664-21-05; warapkova@mail.ru

Манерко Лариса Александровна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики английского языка факультета «Высшая школа перевода» МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (903) 682-25-97; wordfnew@mail.ru

Information about the authors:

Sharapkova Anastasia Andreevna — Candidate of Philological Science, Teacher jf the Department of English Linguistics, Philological Faculty, Lo-monosov Moscow State University, tel.: + 7 (909) 664-21-05; warapkova@ mail.ru

Manerko Larissa Aleksandrovna — Doctor of Philological Science, Professor, Head of the Department of the Theory and Practice of the English language, Higher School of Translation and Interpreting, Lomonosov Moscow State University, tel.: + 7 (909) 664-21-05; warapkova@mail.ru

Поступила в редакцию 01.11.2022; принята к публикации 27.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.