Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 4. С. 128-136. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 128-136.
ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 37:004
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПРОСНИКА О ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Патраков Эдуард Викторович, кандидат педагогических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7564-9136
Аннотация. Интенсивная цифровизация образования породила проблему исследования трансформации трудового поведения педагогов - как среднего, так и высшего образования. Автором на основе экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий (В.И. Панов) предложен опросник трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде. На выборке педагогов высшего и общего образования (51 респондент в составе 5 фокус-групп и 98 - опрос) были получены результаты о связи выборочных шкал опросника с направленностью, деперсонализацией и адаптацией личности. Внутренняя согласованность (0,620) предполагает, что применение опросника уже сейчас возможно в психологическом сопровождении цифровизации образовательного процесса. Наряду с этим продолжаются исследования о детерминации трудового поведения в цифровой среде и набор новых данных для верификации опросника. Применение опросника возможно, как в психологическом анализе при организации исследований, так и в психологическом сопровождении образовательного процесса, содействии педагогам в более эффективном освоении цифровых способов взаимодействия.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая информационная среда, интерференция цифровой и доцифровой информационных сред, риски.
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-29-14067
Для цитирования: Патраков Э.В. Конструирование опросника о трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 128-136. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136
Research Article
CREATING A QUESTIONNAIRE ON TRANSFORMING PEDAGOGUES' LABOUR BEHAVIOUR IN THE DIGITAL INFORMATION ENVIRONMENT
Eduard V. Patrakov, Candidate of Pedagogic Sciences, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7564-9136
Abstract. The intensive digitalisation of education has generated the problem of researching the transformation of pedagogues' labour behaviour in both secondary and higher education. The questionnaire of pedagogue labour behaviour transformation in digital information environment is proposed by the author based on the ecopsychological typology of interactions between the subject and the environment (Viktor Panov). In a sample of pedagogues of higher and general education (51 respondents in 5 focus groups and 98, questionnaires) the results on the relationship of the questionnaire scales with orientation, depersonalisation and personality adaptation were obtained. The internal consistency (0.620) suggests that the application of the questionnaire is currently possible in psychological support for educational process digitalisation. At the same time, investigations into the determination of labour behaviour in the digital environment and the recruitment of new data for the verification of the questionnaire are ongoing. The application of the questionnaire is possible in psychological analysis, when both organising investigations and psychologically accompanying the educational process, in assisting pedagogues to more effectively master digital ways of interaction.
Keywords: education digitalisation, digital information environment, interference of digital & pre-digital information environments, risks
Acknowledgments. The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project number 19-29-14067
For citation: Patrakov E.V. Creating a questionnaire on transforming pedagogues' labour behaviour in the digital information environment. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 128-136. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136
Вестник КГУ -à 2021
© Патраков Э.В., 2021
Интенсивная цифровизация всех сфер жизни генерирует новые условия социального функционирования личности и разных сообществ. Среди почти четырехсот тысяч статей за 20 лет в «scholargoogle» с ключевым словом «digitalization» доминируют экономические исследования (свыше 50 %), интернет-вещей (около 27 %), развитие «понимания» в системе «человек - цифровая информационная среда» (например, адаптация цифровых сред для различных социальных сообществ - преимущественно исследования в сфере технологий информатизации и программирования, 13 %), около 20 % занимают психологические и педагогические исследования; имеет место и наслоение, пересечение тем, прежде всего в сфере взаимодействия человека и техники (цифровых программ). В несколько раз увеличилось количество таких исследований в период вынужденной цифровизации образования в связи с СОУГО. Очевидно, что исследовательский потенциал цифровизации общества не иссякает, он нарастает [Войскун-ский 2016; Дейнека с соавт. 2020]. Одна из важнейших тем исследований, обозначившаяся в последние несколько лет в психологии, - становление единого субъекта (метасубъекта) «индивид - цифровая информационная среда», поставленная В.И. Пановым [Панов 2014а, 2014Ь] в русле экопсихологического подхода к исследованию субъект-средового взаимодействия, и В.В. Знаковым в русле субъектного подхода [Знаков 2017]. Иными словами, ставится вопрос: что происходит с субъектом вследствие цифровизации его жизнедеятельности и какой становится цифровая информационная среда, «стремясь» быть частью жизнедеятельности субъекта? Что представляет собой уже упомянутый нами метасубъект как предмет психологического исследования? Частным случаем, но имеющим существенное значение в данном случае, является цифровизация профессиональной деятельности педагога.
С позиций экопсихологического подхода мы выделяем следующие понятия в сфере цифровизации жизнедеятельности и социальных взаимодействий субъекта: информационное общество - современное состояние общества, предполагающее доступ людей к неограниченным объемам информации; информационные среды, понимаемые нами как субъективное структурирование пространства. И уже внутри информационных сред - доцифровые и цифровые среды. Такой принцип «матрешки» позволяет нам, с одной стороны, видеть субъекта в контексте его взаимодействия со средой, с другой - более четко дифференцировать типы сред [Панов, Патраков 2020а: 34].
Однако жизнедеятельность, как и профессиональная деятельность, не протекает исключительно в до-цифровой или цифровой среде, имеет место их смешение, объединение. Этому процессу объединения
мы дали название интерференции цифровой и до-цифровой информационных сред [Панов, Патраков 2020а: 41] по аналогии с известным понятием в физике; в психологии также весьма активно используется этот термин, но в контексте познавательных процессов [Созинов 2008], психологии труда [Леонова с соавт. 2019] и речи в разных культурах [Артемьева 2010]. Сущность интерференции в психологии информатизации общества, по нашему мнению, заключается в том, что различные виды жизнедеятельности (включая и профессиональную), ранее успешно реализуемые в доцифровой среде, уже невозможно реализовать без участия цифровой среды или потенциально возможно, но с очень большими издержками. Например, можно отправить деньги путем почтового перевода, но сейчас это уже практически никто не делает из-за потерь времени. В области обозначенной интерференции все сильнее начинает проявляться «стремление» цифровой среды быть все более антропоморфной, то есть схожей с человеческими функциями и даже подменять их - на это работает целая армия программистов, математиков, маркетологов; такие среды (программные продукты, приложения) оказывают поддержку в принятии решений, облегчении различных функций, прежде всего трудовых, при правильном применении эффективны они и при обучении [Сергеев 2010]. Наряду с этим индивид под влиянием взаимодействий с цифровой информационной средой приобретает и некоторые новые личностные качества, классическим примером здесь может служить, как обращает внимание В.И. Панов [2021], теория поколений X, Y, Z. Развивая этот тезис, А.Л. Семенов использует понятие «расширенная личность» и понимает под ней человека вместе с теми цифровыми средствами, которые он использует [Семенов 2020]. Но все же отдельно и остро стоит вопрос о цифровизации образования, в данном случае мы говорим о системе образования: что поможет педагогам снизить (нивелировать) все риски цифровизации образования?
Совокупность перечисленных выше суждений имеет следующее значение для нашего исследования:
1. Область интерференции доцифровой и цифровой информационных сред обладает не только собственными уникальными свойствами, но частично и характеристиками «родительских» - доцифровой и цифровой - информационных сред. От доцифровых сред остается цель, функция, но в цифровой среде они обретают новую технологию реализации, требуя от субъекта новые компетенции, новые способности и модели поведения. Есть ряд исследований о затруднениях переноса одного успешного педагогического навыка (например, чтения лекций в аудитории) в другую среду (чтение лекций online) [Гарипова 2021; Кононов, Комиссарова 2021].
2. Процесс и результат деятельности в цифровой информационной среде более экономичен (по крайней мере, он «стремится» к этому, более легок и прост). Наиболее ярко это видно на примере цифровизации труда [Могилевская 2012]. Но это не относится к педагогам, так как сопряжено с профессиональным выгоранием и рядом других психологических проблем [Панов с соавт. 2020].
3. Расширение возможностей использования цифровых ресурсов, характерное для указанной интерференции, приводит к следующей совокупности последствий:
- во-первых, к необходимости освоения новых -цифровых - способов социальных взаимодействий и, соответственно, к трансформации субъекта социальных взаимодействий в разных видах деятельности, в том числе профессиональной. Например, опытный педагог (как средней, так и вышей школы) изменяет тон, стиль, иногда и немного содержание лекции в зависимости от состояния аудитории. Но как наблюдать аудиторию online, когда лектор зачастую видит одни «аватары» и черные квадратики?
- во-вторых, указанная интерференция приводит к такому расширению цифровых возможностей субъектов социальных взаимодействий, которое вследствие их опосредованности цифровыми ресурсами сопровождается расширением и качественным изменением рискогенности самих этих взаимодействий [Панов, Патраков 2021]. Также проводимые нами кросс-культурные исследования рисков цифровых информационных сред для субъекта поставили задачу сравнения и сопоставления разных, но очень схожих цифровых сред (например, несмотря на то, что образовательные цифровые ресурсы России, Румынии и Бразилии очень схожи технически, технологически, все же это совершенно разные среды в восприятии и оценке субъектов, это показало сравнительное исследование представлений о рисках студентов трех исследуемых стран [Панов с соавт. 2021a]; более того, как показало наше предшествующее исследование, представители разных поколений по-разному воспринимают риски цифровой информационной среды [Панов, Патраков 2020]. Таким образом, мы видим, что восприятие одних и тех же информационных сред детерминировано в культурном, возрастном аспектах, а также опыте жизнедеятельности или профессиональной деятельности субъекта в цифровых средах.
- в-третьих, возникает необходимость анализа таких факторов рискогенности, которые, вследствие опосредованности цифровыми ресурсами, являются общими для социальных взаимодействий в разных видах деятельности.
4. Цифровая трансформация субъекта в значительной степени вызывается делегированием психологических функций цифровой среде и в этом смысле -
как бы освобождением человека от необходимости быть субъектом таких функций. Антропоморфизация информационной среды ставит и важнейший гуманитарный вопрос: субъектом каких функций в таком случае останется человек, если даже его когнитивные функции потенциально могут быть переданы цифровой среде?
Преломление раскрытых выше особенностей цифровой трансформации субъекта применительно к профессиональной деятельности педагога раскрывается в следующих аспектах [Панов, Патраков 2021; Дмитриева 2021]: нарастании профессионального выгорания; формировании и нарастании противоречивого отношения к цифровизации образования; поиске новых личностных ресурсов и ценностных оснований для профессионального развития. Это актуализирует проблему психологического сопровождения процесса вхождения в цифровую образовательную среду педагогов как общего, так и высшего образования. При этом встает прикладная задача формирования краткого, но максимально емкого опросника, который бы показывал риски и ресурсы психологического сопровождения такого процесса. Основным методологическим основанием такого проекта выступил экопсихологи-ческий подход к становлению субъектности [Панов 2014Ь], предполагающий следующие этапы становления субъектности: стадия субъекта мотивации (наличие потребности); стадия «наблюдатель» (субъект восприятия); стадия «подмастерье» (субъект подражательного действия); стадия «ученик» (субъект планирования и произвольного действия с опорой на внешний контроль); стадия «критик» (субъект внешнего контроля за выполнением действия другими); стадия «мастер» (субъект планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль; стадия «творец» (субъект развития, использующий освоенное действие в качестве субъективного средства для дальнейшего развития самого себя). Например, данная модель показала свою диагностическую эффективность на школьниках [Панов, Капцов 2021]. Кроме того, мы обращались к исследованиям в области социальных аспектов психологии труда и адаптации [Занковский 2015; Лобанова 2018].
Гипотеза при формулировании опросника включала совокупность следующих предположений:
- уровень субъектности педагога является ключевой детерминантой эффективного освоения навыков преподавания в цифровой среде;
- индифферентное отношение к цифровой трансформации трудового поведения может являться показателем одного из симптомов профессионального выгорания;
- актуализация психологических ресурсов при неудовлетворенности качеством своей профессиональной деятельности возможна как через внешние
факторы (поддержку, обучение), так и через внутренние (поиск ресурсов в собственном опыте).
Опыт предшествующей многолетней работы автора с различными видами трансформации трудового поведения, включая отклоняющееся поведение [Пат-раков, Лобанова 2020] показал, что среди общих детерминант трансформации трудового поведения имеют значение адаптация, направленность личности и при работе в условиях рисков или неопределенно-
Цифровая трансформация
сти - профессиональное выгорание. Исходя из этого, при конструировании опросника были использованы соответствующие методики.
Методика. Разработка методика включала четыре этапа. Первый этап: разработка совокупности диагностически значимых вопросов, которые оценивали бы уровень субъектности педагога. За основу была взята методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса [Панов с со-
Таблица 1
нового поведения педагогов
№ Характеристики трудового поведения Изменение видов деятельности при переходе к цифровым технологиям обучения: 1 — значительное снижение, 2 — незначительное снижение, 3 — осталось на прежнем уровне, 4 - незначительное повышение, 5 — значительное повышение Отношение к изменению трудового поведения вследствие цифровизации образования: 1 — вызывает интенсивное беспокойство, 2 — немного беспокоит, 3 — нейтральное, 4 — скорее положительное, 5 — определенно положительное Если происходят изменения, не удовлетворяющие вас, каковы ваши действия? 1 — обращаюсь к ответственным или компетентным лицам для помощи, 2 - предпочитаю запросить совет, 3 — не предпринимаю особой активности, 4 — предпочитаю обсудить с коллегами, 5 — самостоятельно решаю вопрос
1 Мотивация к преподавательской деятельности 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
2 Обеспечение доступности учебного материала 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
3 Интерес к проведению занятий 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
4 Обеспечение наглядности учебного материала 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
5 Возможность заимствовать используемые другими методы обучения 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
6 Способность видеть педагогические ошибки, совершаемые другими педагогами 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
7 Способность самостоятельно разрабатывать учебно-методический комплекс или его элементы в соответствии с изменившимися требованиями 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
8 Эффективность собственного педагогического стиля 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
9 Возможность полной оценки деятельности обучающегося 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
10 Творческий подход в своей педагогической деятельности 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Примечание. Методика помогает исследовать, как изменяется работа педагогов в условиях цифровизации образования, т. е. перехода на цифровые, дистанционные методы обучения.
Инструкция.
Характеристики трудового поведения нужно оценить по степени выраженности в каждом из трех показателей, используя шкалы от 1 до 5:
1-й показатель - изменение трудового поведения при переходе к цифровым технологиям обучения, где 1 - значительное снижение показателя, 5 - значительное увеличение.
2-й показатель - ваше отношение к указанному изменению трудового поведения, где 1 - интенсивное беспокойство, 5 - определенно положительное отношение.
3-й показатель - ваши действия, если происходят изменения в трудовом поведении, не удовлетворяющие вас. При удовлетворении изменениями соответствующую строку в последнем столбике заполнять не нужно.
авт. 2017]; в результате были модифицированы семь вопросов в соответствии с уровнями развития субъектности (вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10; см. табл. 1).
Второй этап заключался в операционализации видов деятельности педагога на технологическом уровне, обозначенных в стандарте профессиональной деятельности педагога [Педагог профессионального обучения]. Операционализация проходила в фокус-группах педагогов общего и высшего образования; соответственно, было сформировано 5 групп в соответствии с требованиями к фокус-группам: педагоги общего гуманитарного образования (n = 12), педагоги общего естественно-научного образования (n = 10), педагоги общего технического образования (преподавание технологии, n = 8), педагоги высшего технического образования (n = 12), педагоги высшего гуманитарного образования (n = 9). Предварительно участникам фокус-групп была проведена краткая лекция об уровнях субъектности. Вопросы фокус группам:
- какие виды педагогической деятельности преимущественно изменяются в ходе внедрения цифровых методов образования?
- какие из изменяющихся видов профессиональной деятельности наиболее значимы для вашего профессионального успеха?
- как уровень субъектности педагога может влиять на успешность трансформации трудового поведения в условиях цифровизации образования?
В результате обобщения ответов, на технологическом уровне были обозначены следующие виды деятельности педагогов: обеспечение доступности учебного материала, обеспечение наглядности учебного материала, возможность полной оценки деятельности обучающегося. Совокупность данных ответов заняла свыше 70 % в структуре всех ответов. Также, по мнению респондентов, чем выше уровень субъектности, тем выше эффективность цифровой трансформации трудового поведения.
На третьем этапе опросник был дополнен шкалой отношения к цифровой трансформации труда и шкалой поведения субъекта, если эти изменения не удовлетворяют его. В результате была сформирован опросник в следующем виде (табл. 1).
На четвертом этапе опросник был дополнен отдельной авторской шкалой о детерминации трудового поведения, но для его интерпретации необходима большая база данных, поэтому эти данные будут представлены в следующих исследованиях.
Для сопоставления опросник был дополнен шкалой адаптации опросника социально-психоло-
Таблица 2
Результаты обработки данных
Шкалы опросника Вопросы Показатели Верификация
Направленность трансформации субъектности 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10 Первый столбик («Изменение...»): - преимущество оценок «1» - регрессия субъектности; - преимущество оценок «2» - высокая регрессия субъектности Оценка фокус-группы
Первый столбик («Изменение.»): - преимущество оценок «4» - развитие субъектности; - преимущество оценок «5» - выраженное развитие субъектности Шкала адаптации методики Роджерса -Даймонда (г = 0,86)
Проф. выгорание (деперсонализация) Все вопросы Свыше 21-й оценки «3» - деперсонализация либо отсутствие интереса к опросу Шкала деперсонализации опросника выгорания Мас-лача (г = 0,67)
Поведенческий ресурс развития субъектности 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10 Четвертый столбик «Действия.»: преимущество оценок «1» или «2» - направленность на внешние стимулы решения проблем или решение проблем во взаимодействии Шкала направленности на общение по методике направленности личности (г = 0,54)
Четвертый столбик «Действия.»: преимущество оценок «4» или «5» - направленность на внутренние стимулы решения проблем или решение проблем путем актуализации собственного опыта. Шкала направленности на себя по методике направленности личности (г = 0,45)
Эмоциональный ресурс развития субъектности 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10 Амбивалетное отношение к цифровой трансформации трудового поведения: преимущество оценок «4» и «5» при регрессии субъектности Оценка фокус-группы
Ценностное отношение к развитию субъектности: преимущество оценок «1» и «2» при регрессии субъектности и/или преимущество оценок «4» и «5» при развитии субъектности Оценка фокус-группы
гической адаптации по методике Роджерса - Дай-монда [Диагностика], методикой направленности личности Б. Басса [Методка], опросником профессионального выгорания Маслача в адаптации Водопьяновой [Методика диагностики]. Исследование было проведено на обобщенной выборке 98 педагогов, из которых 43 - в высшем образовании, 55 -в общем образовании.
При обобщенном подсчете данным в связи с небольшим количеством респондентов ответы с балами «1» и «2», «4» и «5» были объединены в группу низких и высоких показателей соответственно (за исключением показателей изменения субъектности).
Результаты и их обсуждение.
Общие результаты исследования (табл. 2) позволили сформировать четыре шкалы:
- направленность трансформации субъектности с векторами регрессии или развития субъектности;
- деперсонализация (имеет место только корреляция со шкалой деперсонализации опросника Мас-лача);
- поведенческий ресурс развития субъектности с векторами направленности на себя или на общение;
- эмоциональный ресурс развития субъектности с вектором амбивалетного отношения к цифровой трансформации и ценностного отношения.
Интерпретируя результаты исследования, мы можем отметить, что объяснительный потенциал типологии становления субъектности [Панов: 2014] распространяется и на цифровую трансформацию трудового поведения в условиях неопределенности (а цифровизация образования обладает такой неопределенностью). Высокие баллы по шкале, которую мы назвали шкалой профессионального выгорания, мы можем интерпретировать не только как выгорание, но и как индифферентное отношение к исследованию, что может снижать его диагностический потенциал. Поэтому мы предполагаем, что при высоких баллах по этой шкале необходима организация дополнительных исследований.
В заключение отметим, что сама процедура конструирования опросника, длящаяся фактически год, с большим количество обсуждений, еще раз ярко и четко обозначила, что цифровая трансформация профессиональной деятельности является многомерным и неоднозначным феноменом. Прикладное значение методики заключается, прежде всего, в ее возможности применения в практике психолога системы образования, который может увидеть причины профессионального выгорания, векторы профессионального развития и ресурс развития субъектности.
Список литературы
Артемьева Ю.В. Взаимодействие интерференции и референции в переводе // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 3. С. 144-148.
Войскунский А.Е. Поведение в киберпростран-стве: психологические принципы // Человек. 2016. № 1. С. 36-49.
Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 193-197.
Гарипова З.Ф. Цифровизация образования в условиях пандемии: тенденции, проблемы, направления развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 111-114.
Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Ки-бербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273-292.
Дмитриева Е.Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 19-25.
Занковский А.Н. Перспективы развития организационной психологии // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М., 2015. С. 37-46.
Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3-16.
Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17-23.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-инте-гративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник московского университета. Сер. 14: Психология. 2019. № 1. С. 13-33.
Лобанова Т.Н. Трудовые интересы. Психологические аспекты: монография. М., 2018. 194 с.
Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала - Кучера). иЯЬ: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-Hchnosti-b-bassa-oprosшk-smekala-киЛега (дата обращения: 20.02.2021)
Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). иКЬ: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/ post/metodika-diagnostika-professionalnogo-vygoraniya-k-maslach-s-dzhekson-v-adaptacii-n-e-vodopyanovoj (дата обращения: 16.01.2021)
Могилевская Г.И. Смерть труда: постмодернистская рефлексия и реалии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3. С. 127-131.
Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб., 2014а. 304 с.
Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Самарского научного центра РАН. 2014b. Т. 3, вып. 3 (11). С. 214-224.
Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы». М., 2017. С. 294-296.
Панов В.И., Борисенко Н.А., Капцов А.В., Колесникова Е.И., Патраков Э.В., Плаксина И.В., Сунна-това Р.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 65-77.
Панов В.И., Патраков Э.В Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 116-130.
Панов В.И. Проблемы и возможные риски социализации в условиях ускорения научно-технологического прогресса // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, № 2 (11). С. 4-11.
Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.; Курск, 2020а. 199 с.
Панов В.И., Патраков Э.В., Батурина Л.И., Ко-ман К., Фрогери Р.Ф. Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с Интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния) // Перспективы науки и образования. 2021a. № 3 (51). С. 10-25.
Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 91-103.
Патраков Э.В., Лобанова Т.Н. Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 77-84.
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Профессиональный стандарт. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 16.01.2021)
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: Профессиональный стандарт URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004. pdf (дата обращения: 16.05.2020)
Семенов А.Л. Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: Психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 590-596.
Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2010. 42 с.
Патраков Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. Т. 72. С. 129-144.
Созинов А.А. Эффект интерференции и реорганизация памяти при научении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.
References
Artemieva Yu.V. Vzaimodeistvie interferentsii i refe-rentsii v perevode [The interaction of interference and the references in the translation]. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvis-tika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics], 2002, vol. 3, pp. 144-148. (In Russ.)
Voiskounsky A. Povedenie v kiberprostranstve: psi-khologicheskieprintsipy [Behaviorin a cyberspace: Some psychological principles]. Chelovek [Human], 2016, vol. 1, pp. 36-49. (In Russ.)
Diagnostica sotsial'no-psikhologicheskoj adap-tazii (C. Rogers, R. Diamond) [Diagnostics of socio-psychological adaptation (C. Rogers, R. Diamond)]. Fetiskin N.P., Kozlov V.V, Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaja diagnostica razvitija lichnosti i ma-lih grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow, 2002, pp. 193-197. (In Russ.)
Garipova Z.F. Cifrovizaciya obrazovaniya v uslovi-yah pandemii: tendencii, problemy, napravleniya raz-vitiya [Digitalization of education in the context of the pandemic: trends, problems, directions of development]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie, 2021, vol. 10/3 (36), pp. 111-114. (In Russ.)
Deyneka O.S., Dukhanina L.N., Maksimenko A.A. Kiberbulling i viktimizacija: obzor zarubezhnyh pub-likacij [Cyberbullying and victimization: a review of foreign publications]. Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, vol. 47 (5), pp. 273-292. (In Russ.)
Dmitrieva E.E. Diagnostika orientirovannosti cifro-voj obrazovatel'noj sredy [Diagnostics of the school digital educational environment orientation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ped-agogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma
State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics], 2021, vol. 27/3, pp. 19-25. (In Russ.)
Zankovskii A.N. Perspektivy razvitiya organizatsion-noi psikhologii [Prospects for the development of organizational psychology]. Sovremennye tendentsii razvitiya psikhologii truda i organizatsionnoi psikhologii [Current trends in the development of labor psychology and organizational psychology], ed. by L.G. Dikaya,
A.L. Zhuravlev, A.N. Zankovskii. Moscow, 2015, pp. 3746 (In Russ.)
Znakov V.V. Novyi etap razvitiia psikhologiches-kikh issledovanii sub"ekta [A new stage in the development of psychological research of the subject]. Vop-rosypsikhologii [Questions of psychology], 2017, № 2, pp. 3-16. (In Russ.)
Kononov A.N., Komissarova A.S. Kachestvennyj analiz otnoshenija k distancionnomu formatu obuche-nija v usloivijahpandemii COV1D-19 [Qualitative analysis of attitudes to distance learning in the context of the COVID-19 pandemic]. Vestnik Kostromskogo gosudarst-vennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 27/1, pp. 17 - 23. (In Russ.)
Leonova A.B., Kuznetsova .S. Strukturno-integra-tivnyi podkhod k analizu funktsional'nykh sostoyanii: istoriya sozdaniya i perspektivy razvitiya [Structuralin-tegrative approach to the analysis of functional states: history of creation and development prospects]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiy, 2019, vol. 1, pp. 13 - 33. (In Russ.)
Lobanova T.N. Trudovyeinteresy. Psikhologicheskie aspekty [Labor interests. Psychological aspects]: monograph. Moscow, 2018, 194 p. (In Russ.)
Metodika diagnostiki napravlennosti lichnosti
B. Bass (Oprosnik Smekala-Kuchera). URL: https://psy-cabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera (access date: 20.02.2021). (In Russ.)
Metodika diagnostika professional'nogo «vy-goraniya» (K. Maslach, S. Dzhekson, v adaptacii N.E. Vodop'yanovoj) [Methods of diagnostics of professional "burnout" (K. Maslach, S. Jackson, adapted by N.E. Vodopyanova)]. URL: http://dip-psi.ru/psikholog-icheskiye-testy/post/metodika-diagnostika-profession-alnogo-vygoraniya-k-maslach-s-dzhekson-v-adaptacii-n-e-vodopyanovoj (access date: 16.01.2021). (In Russ.)
Mogilevskaja G.I. Smert' truda: postmodernistskaja refleksija i realii [Death of labor: postmodern reflection and realities]. Istoricheskie, filosofskie, politichesk-ie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice], 2012, vol. 3, pp. 127131. (In Russ.)
Panov V.I. Ekopsihologiya: Paradigmal'nyj poisk [Ecopsychology: Paradigmatic search]. Moscow; SPb., 2014, 304 p. (In Russ.)
Panov V.I. Ekopsihologicheskie predposylki izuche-niya psihicheskoj aktivnosti [Psychological prerequisites for the study of mental activity]. Izvestiya Samarsko-go nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2014, vol. 3/3 (11). (In Russ.)
Panov VI., Kaptsov A.V, Kolesnikova E.I. Metodika ocenki stadij sub"ektnosti uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Methods of assessing the stages of formation of the subjectivity of the participants of the educational process]. Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Effektivnost' lichnosti, gruppy i organizacii: problemy, dostizheniya i perspektivy [Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference Effectiveness of an individual, group and organization: problems, achievements and prospects]. Moscow, 2017, pp. 294 - 296. (In Russ.)
Panov V.I. Nekotorye itogi cifrovizacii obrazovaniya na primere vynuzhdennogo udalennogo shkol'nogo obu-cheniya [Some results of digitalization of education on the example of forced remote school education]. Peda-gogika [Pedagogika], 2020, vol. 84/9, pp. 65 - 77. (In Russ.)
Panov VI. Opyt sistemnyh issledovanij cifrovizacii informacionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodej-stviya [Experience of system research of digitalization of the information environment: risks, representations, interactions]. Mirpsihologii [The world of psychology], 2021, vol. 1-2 (105), pp. 116-130. (In Russ.)
Panov V.I. Problemy i vozmozhnye riski socializacii v usloviyah uskoreniya nauchno-tekhnologicheskogo progressa [Problems and possible risks of socialization in context of accelerating scientific and technological progress]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical sciences], 2021, vol. 4/2 (11), pp. 4-11. (In Russ.)
Panov VI., Patrakov E.V. Cifrovizacija informacionnoj sredy: riski, predstavlenija, vzaimodejstvija: mono-grafija [Digitalization of the information environment: risks, perceptions, interactions: monograph]. Moscow, Kursk, 2020, 199 p. (In Russ.)
Panov V.I., Patrakov E.V, Baturina L.I., Coman C., Frogeri R.F. Social'nye predstavlenija studentov o ris-kah vzaimodejstvija s Internetom: kross-kul'turnyj aspekt [Students' social representations of risks in interacting with the Internet: cross-cultural aspect]. Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, vol. 51 (3), pp. 10-25. (In Russ.)
Panov V.I., Kaptsov A.V. Structure of Agency [Formation Stages in Students: Consistency, Integrity,
Formalization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie [Psychological Science and Education], 2021, vol. 26/4, pp. 91 - 103. (In Russ.)
Patrakov E.V., Lobanova T.N. Social'no-psihologi-cheskie prediktory otklonenija trudovogo povede-nija [Socio-psychological predictors of deviations in labour behavior]. VestnikKostromskogo gosudarstvenno-go universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Socio-kinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26/1, pp. 77 - 84. (In Russ.)
Pedagog: Professional'nyj standart [pedagogue: vocational standard]. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af-7b0e706a20935cafd7f5ec/ (In Russ.)
Pedagog professional'nogo obucheniya: Professional'nyj standart [Pedagogue of vocational education: professional standard]. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/profstandart/01.004.pdf (In Russ.)
Semenov A.L. Rezul'tativnoe obrazovanie rasshiren-noj lichnosti v prozrachnom mire na cifrovoj plat-
form [Productive education of extended human in the transparent word on digital platform]. Gercenovskie chteniya: Psihologicheskie issledovaniya v obrazova-nii [The Herzen University Conference on Psychology in Education], 2020, vol. 3, pp. 590 - 596. (In Russ.)
Sergeev S.F. Ergonomika immersivnyh sred: meto-dologiya, teoriya, praktika [Ergonomics of immersive environments: methodology, theory, practice]: avto-ref. dis. ... dokt. psihol. Nauk. Sankt-Peterburg, 2010, 42 p. (In Russ).
Sozinov A.A. Effekt interferentsii i reorganizatsiya pamyati pri nauchenii [The effect of interference and the reorganization of memory in learning]: PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2019, 191 p. (In Russ).
Статья поступила в редакцию 04.11.2021; одобрена после рецензирования 26.11.2021; принята к публикации 26.11.2021.
The article was submitted 04.11.2021; approved after reviewing 26.11.2021; accepted for publication 26.11.2021