Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ «СВОЙ» – «ЧУЖОЙ» В ПОСТАХ ОБ ОЛИМПИАДЕ–2024 В КИТАЙСКИХ СОЦСЕТЯХ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ «СВОЙ» – «ЧУЖОЙ» В ПОСТАХ ОБ ОЛИМПИАДЕ–2024 В КИТАЙСКИХ СОЦСЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / сетевые коммуникации / аккаунт / хештег / искусственный интеллект / постправда / sports / network communications / account / hashtag / artificial intelligence / post-truth

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валерия Евгеньевна Буденкова, Ирина Олеговна Краевская

В статье анализируется специфика конструирования образов «свой» и «чужой» в постах китайской социальной сети Вейбо об Олимпиаде–2024. Показано, что аккаунты иностранных организаций вынуждены публиковать адаптированный контент, не вызывающий негативной реакции китайских читателей и потенциальной блокировки модераторами. В свою очередь, зарегистрированные китайские аккаунты придерживаются принципа «сдержанности» в сообщениях о «своих» и «чужих» спортсменах, что соответствует национальным традициям и идеологическим установкам. Дополнительным инструментом фильтрации информации выступает искусственный интеллект. В совокупности это свидетельствует о действии механизма постправды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Валерия Евгеньевна Буденкова, Ирина Олеговна Краевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING IMAGES OF “OWN/ALIEN” IN POSTS ABOUT THE 2024 OLYMPICS IN CHINESE SOCIAL NETWORKS

The study is aimed on showing up the features of the “own” and “alien” images formation in the content of Chinese social networks dedicated to the 2024 Olympics, and to analyze how the phenomenon of post-truth manifests itself in this process. The material for the study was posts on the Weibo network 微博, selected by the artificial intelligence of the mobile version of the application by the most popular hashtag, which is put by users discussing the 2024 Olympics. It is also worth noting that the data collected by artificial intelligence is updated in real time, which makes it difficult to record information. In addition, there is a limitation on the ability to save links to posts for further use in third-party messengers. Content can only be shared within the application or through Chinese social networks. It was found that the traditional boundaries between these images of “own” and “alien” are blurred, especially in the context of the presence of various foreign organizations accounts on the platform and the threat of their blocking in the case of negativity towards China. The desire of foreign profiles not to provoke the wrath of Chinese users leads to the neutralization of the image of the “alien” Chinese athletes or even to presenting them in a positive way. Chinese accounts also avoid emotionally charged vocabulary, mentioning both their own and foreign athletes. The images constructed by both types of accounts show similarities in the joy of the victories of “own” athletes. The study confirms the thesis about the need for foreign users to adapt content according to the rules of Chinese social networks in order to avoid a negative reaction, which demonstrates the mechanism of post-truth action and blurs the images of “own” and “alien”. Нere the post-truth phenomenon manifests itself in the fact that accounts present information in such a way that it corresponds to the official course and national values. Besides that, artificial intelligence plays a leading role in the selection of posts, which, following certain algorithms, filters content, cutting off the negative publications. As a result users receive filtered, positive content, removing the opportunity to know the alternative opinions, and the information space becoming saturated with posttruth. It also erases the boundaries between the images of “own” and “alien”, forming a new perception based on a one-sided and carefully edited presentation of information.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ «СВОЙ» – «ЧУЖОЙ» В ПОСТАХ ОБ ОЛИМПИАДЕ–2024 В КИТАЙСКИХ СОЦСЕТЯХ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 55. С. 23-34. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 23-34.

Научная статья

УДК 316.77+304

doi: 10.17223/22220836/55/2

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ «СВОЙ» - «ЧУЖОЙ» В ПОСТАХ ОБ ОЛИМПИАДЕ-2024 В КИТАЙСКИХ СОЦСЕТЯХ

Валерия Евгеньевна Буденкова1, Ирина Олеговна Краевская2

1 2 Томский государственный университет, Томск, Россия

2 Томский политехнический университет, Томск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье анализируется специфика конструирования образов «свой» и «чужой» в постах китайской социальной сети Вейбо об 0лимпиаде-2024. Показано, что аккаунты иностранных организаций вынуждены публиковать адаптированный контент, не вызывающий негативной реакции китайских читателей и потенциальной блокировки модераторами. В свою очередь, зарегистрированные китайские аккаунты придерживаются принципа «сдержанности» в сообщениях о «своих» и «чужих» спортсменах, что соответствует национальным традициям и идеологическим установкам. Дополнительным инструментом фильтрации информации выступает искусственный интеллект. В совокупности это свидетельствует о действии механизма постправды. Ключевые слова: спорт, сетевые коммуникации, аккаунт, хештег, искусственный интеллект, постправда

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01869, https://rscf.ru/project/24-28-01869/

Для цитирования: Буденкова В.Е., Краевская И.О. Конструирование образов «свой» -«чужой» в постах об 0лимпиаде-2024 в китайских соцсетях // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 2334. doi: 10.17223/22220836/55/2

Original article

CONSTRUCTING IMAGES OF "OWN/ALIEN" IN POSTS ABOUT THE 2024 OLYMPICS IN CHINESE SOCIAL NETWORKS

Valeriya E. Budenkova1, Irina O. Kraevskaia2

1 2 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The study is aimed on showing up the features of the "own" and "alien" images formation in the content of Chinese social networks dedicated to the 2024 Olympics, and to analyze how the phenomenon of post-truth manifests itself in this process. The material for the study was posts on the Weibo network ©Ш, selected by the artificial intelligence of the mobile version of the application by the most popular hashtag, which is put by users

© В.Е. Буденкова, И.О. Краевская, 2024

discussing the 2024 Olympics. It is also worth noting that the data collected by artificial intelligence is updated in real time, which makes it difficult to record information. In addition, there is a limitation on the ability to save links to posts for further use in third-party messengers. Content can only be shared within the application or through Chinese social networks. It was found that the traditional boundaries between these images of "own" and "alien" are blurred, especially in the context of the presence of various foreign organizations accounts on the platform and the threat of their blocking in the case of negativity towards China. The desire of foreign profiles not to provoke the wrath of Chinese users leads to the neutralization of the image of the "alien" Chinese athletes or even to presenting them in a positive way. Chinese accounts also avoid emotionally charged vocabulary, mentioning both their own and foreign athletes. The images constructed by both types of accounts show similarities in the joy of the victories of "own" athletes. The study confirms the thesis about the need for foreign users to adapt content according to the rules of Chinese social networks in order to avoid a negative reaction, which demonstrates the mechanism of post-truth action and blurs the images of "own" and "alien". Here the post-truth phenomenon manifests itself in the fact that accounts present information in such a way that it corresponds to the official course and national values. Besides that, artificial intelligence plays a leading role in the selection of posts, which, following certain algorithms, filters content, cutting off the negative publications. As a result users receive filtered, positive content, removing the opportunity to know the alternative opinions, and the information space becoming saturated with post-truth. It also erases the boundaries between the images of "own" and "alien", forming a new perception based on a one-sided and carefully edited presentation of information.

Keywords: sports, network communications, account, hashtag, artificial intelligence, post-truth

Acknowledgments: The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation, project № 24-28-01869 (https://rscf.ru/project/24-28-01869/).

For citation: Budenkova, V.E. & Kraevskaia, I.O. (2024) Constructing images of "own/alien" in posts about the 2024 Olympics in Chinese social networks. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 23-34. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/2

Введение

Данное исследование, несмотря на «локальность», обусловленную материалом и задачами, затрагивает несколько глобальных проблемных полей: идентичность, постправда, искусственный интеллект.

С одной стороны, спорт в силу своей природы способствует разделению на «своих» и «чужих». С другой - отношение к «чужим» (впрочем, как и к «своим») может выражаться по-разному. Учитывая тот факт, что в формировании и трансляции этих отношений ключевую роль играют медиаобразы, имеет смысл проанализировать, как эти образы формируются в той или иной коммуникативной среде.

Еще в феврале 2016 г. в газете «The Gardian» была опубликована статья с красноречивым названием «The scoreboard never lies: why sport in a post-truth world matters more than ever» («Табло никогда не лжет: почему спорт в мире постправды важен как никогда») [1]. Очевидно, что как всякий газетный заголовок, это утверждение не лишено эпатажа и пафоса, да и сама статья не столько о спорте, сколько о политике. Тем не менее попытка позиционировать спорт как чуть ли не единственный оплот фактов в мире тотальной лжи достаточно симптоматична.

Сразу отметим, что, несмотря на популярность тематики постправды и активные исследования в каждой из перечисленных проблемных областей,

серьезных работ, так или иначе отражающих указанную тему, нам обнаружить не удалось. Данное обстоятельство можно рассматривать как аргумент в пользу актуальности предлагаемого исследования.

Авторский поход сформировался под влиянием трудов Ральфа Кейса (Ralph Keyes) [2], С. Фуллера [3], Н. Родосского [4] и др., пытающихся осмыслить постправду как новое состояние социокультурной реальности, а также ряда работ российских и зарубежных авторов, изучающих коммуникативное пространство спорта и различные аспекты спортивного медиадискур-са [5-8].

Цель нашего исследования - выявить особенности формирования образов «своих» и «чужих» в контенте китайских соцсетей, посвященном Олимпиаде -2024 и показать, как в этом процессе проявляется феномен постправды.

Для анализа нами была выбрана китайская социальная сеть «премиум-класса» Вейбо, число пользователей которой достигает 600 млн в месяц.

Материал и методы исследования

Вейбо ©W, где © «микро-», W «блог», - китайская социальная сеть мик-роблогов [1. Р. 27], в которой сейчас активно обсуждается 0лимпиада-2024. Самый популярный запрос в поисковой строке «Вейбо» - это следующий хештег: (#2024 г Париж Олимпийские игры#). Его по-

пулярность обозначается изображением огня рядом с ним и иероглифами «горячий запрос / популярный поисковый запрос», где ^ - «горячий», Щ «искать», что говорит о том, что этот хештег чаще прочих указывается в постах пользователей данной социальной сети.

При прокручивании ленты, сформированной по данному хештегу, после пятого по счету поста появляется раздел с аналитикой «анализ ум-

ного поиска», который является пересказом содержания постов посредством искусственного интеллекта. В тексте такого поста представлена гистограмма с заголовком «настроение аудитории», а под ней текст с заголовком

«типичные мнения». Есть также кнопка ii'' «подробнее», которая ведет на расширенную аналитику. Сверху указывается период, за который приложение анализирует посты: в момент сбора материала приложение Вей-бо предоставило аналитику постов по изучаемому тегу за период с 3-го августа 2024 13:03 по 4-е августа 2024 13:03 (GMT/UTC +8).

Аналитика, предоставляемая приложением, включает в себя два раздела: 1) Ш/Я «обзор», объем выборки постов, которую анализирует приложение для составления содержания данного раздела, составляет 44 единицы; 2) ШШ «мнения», который, в свою очередь, имеет три подраздела -«настроение аудитории», М'ЙМЙ' «облако слов из обсуждений» и «типичные мнения», данные в этих подразделах формируются на основании одной тысячи постов.

Стоит также отметить, что при работе с данным приложением возникли определенные трудности: аналитику невозможно зафиксировать, она обновляется каждый раз, когда пользователь запрашивает ее. Это дает основания предположить, что если в «типичных мнениях» присутствовали негативные комментарии или выражалось явное недовольство, то, запросив аналитику,

например, через пару часов, можно не увидеть подобных высказываний, поскольку данные обновлены и не исключено, что нежелательные, с точки зрения властей, посты были удалены.

Кроме того, невозможно скопировать ссылку на пост, чтобы сохранить ее или отправить через иностранные мессенджеры, например, Telegram, WhatsApp, «ВКонтакте». Постом можно делиться только у себя на странице внутри приложения, а также пересылать в китайские мессенджеры: отправить другу / выложить на стену в WeChat, отправить в QQ. Также предусмотрена возможность сохранить пост в галерею телефона в виде изображения с водяными знаками и QR-кодом, ведущим на страницу с предложением установить Вейбо1.

Поскольку аналитика обновляется и нет возможности сохранить пост в удобном для российского пользователя (исследователя) виде, единственным выходом было репостить посты, задействованные в аналитике. Те 44 поста, которые приложение использовало для создания первого раздела Ш/ «обзор», удалось без потерь сохранить у себя в микроблоге. При попытке репо-ста постов, которые входят в аналитику для второго раздела «мнения», приложение, по всей видимости, распознало такую активность, как бота, потому блокирует возможность репостить (при продолжении попыток сделать репост аккаунт был заморожен и отправлен на проверку модераторам приложения). По этой причине анализ конструирования образов «свой / чужой» в постах об Олимпиаде-2024 проведен на материале 44 сохраненных и доступных для исследования публикаций в Вейбо.

Необходимо также отметить, что алгоритм отбора постов для составления приложением аналитики первого раздела Ш/ «обзор» будет более подробно рассмотрен в последующих исследованиях, однако уже сейчас можно сказать, что все посты, попавшие в эту подборку, опубликованы от страниц официальных аккаунтов различных организаций (30 постов) или известных китайских блогеров, освещающих Олимпиаду-2024, находясь непосредственно в Париже (14 постов). Официальные аккаунты представлены 16 международными (Щ^Е^ЖЁЁ^ «Международный олимпийский комитет», WTT^^-S^ «Всемирная федерация настольного тенниса» и др.) и 11 национальными организациями (^Ёй^ «Хаодун Теннис», «Китайский университет океанологии» и др.). В 37 постах речь идет о спортсменах, и в семи постах об Олимпиаде в целом или о расписании соревнований. Сообщения последнего типа представлены максимально нейтрально и отвлеченно: указываются только вид соревнования, время и соревнующиеся страны -имена спортсменов отсутствуют. В подобном контексте встречаются 17 упоминаний команд зарубежных стран (мужская сборная Франции по футболу, сборная Бразилии по баскетболу, сборная Сербии по волейболу и др.).

На основании приведенных данных можно сформулировать следующие положения, задающие ориентиры исследования.

1. Субъекты, стоящие за анализируемыми аккаунтами (индивиды или организации), максимально «открыты» и «одобрены» (прошли регистрацию).

1 Такая специфика приложения не позволяет авторам указывать ссылки на анализируемые посты в силу невозможности их сохранить.

Это позволяет утверждать, что ключевой принцип подачи информации здесь -сдержанность (что вполне в духе национальных традиций).

2. Поскольку Вейбо - национальная сеть, разделение на «своих» и «чужих» здесь не столь актуально.

3. Роль искусственного интеллекта в подборе и аналитике данных -«фильтрация» и формирование «картинки», соответствующей культурной парадигме и официальной идеологии.

Далее мы рассмотрим, как это проявляется в информационно-коммуникативном пространстве сети Вейбо.

Результаты и обсуждение

Наибольший интерес при изучении конструирования образов «свой / чужой» представляют 37 постов, в которых упоминаются китайские и зарубежные спортсмены. Всего было обнаружено 27 имен китайских спортсменов и 20 имен иностранных спортсменов. Имена китайских спортсменов упоминаются 39 раз: 20 - иностранными аккаунтами и 19 - китайскими. Имена зарубежных спортсменов упоминаются 23 раза: 10 - иностранными аккаунтами и 13 - китайскими.

Наиболее упоминаемой китайской спортсменкой является теннисистка, выигравшая золото в одиночном разряде, - ^^^ Чжэн Циньвэнь (13 упоминаний, из которых 5 постов - от иностранных аккаунтов, 6 - от китайских); по 5 раз упоминаются Чэнь Мэн и Сунь Инша (2 - от иностранных, 3 - от китайских), получившие золотую и серебряную медали по настольному теннису в одиночном разряде; 2 раза упоминаются Чжан Чжичжэнь и Ван Синьюй (1 - от иностранного, 1 - от китайского), завоевавшие серебряную медаль по теннису в смешанном разряде и 2 раза упоминается Ли На - полуфиналистка одиночного турнира (по одному от иностранного и от китайского). Остальные спортсмены из КНР упоминаются по одному разу: имена 11 спортсменов приводятся в постах от иностранных аккаунтов, имена девяти - от китайских.

Что касается иностранных спортсменов, то три раза упоминается хорватская теннисистка Донна Векич (один раз - от иностранного аккаунта, два раза - от китайских), два раза в постах от китайских аккаунтов - польская теннисистка Ига Швёнтек. Обе спортсменки названы в контексте проигрыша Чжэн Циньвэнь. Два раза в постах от иностранных аккаунтов отмечается израильтянин Том Ревени, взявший золото в парусном спорте. Остальные иностранные спортсмены упоминаются по одному разу: имена восьми спортсменов найдены в постах от иностранных аккаунтов, девять имен - от китайских.

Приведенные данные не позволяют в полной мере обосновать критерии отбора материалов, которые прописаны в алгоритме приложения по составлению аналитики для раздела Ш/ «обзор», однако позволяют понять, как иностранные и китайские аккаунты в своих постах конструируют образ «своих» и «чужих» спортсменов. Однако здесь необходимо отметить, что поскольку Вейбо является китайской платформой, то сотрудники подтвержденных аккаунтов международных и иностранных организаций понимают, что резкие высказывания о китайских спортсменах здесь недопустимы. Такой же позиции придерживаются официальные профили китайских организаций,

публикующих посты о зарубежных спортсменах, где нейтральность создается посредством отвлеченно написанного текста.

В качестве примера (пример 1) можно привести пост от «Меж-

дународной федерации плавания».

■■ М2ШШФ ■■ Щ3ШЗЛ

CN^^/^Mfil

ISk

Статус продвижения китайской команды в сегодняшних предварительных соревнованиях по плаванию

Женщины, 50 м вольным стилем: 6-е место Чжан Юфэй, 8-е место У Цинфэн Мужчины, 4 х 100 м, комбинированная эстафета: 2-е место Сюй Цзяюй, Цинь Хайян, Ван Чанхао, Пань Чжаньлэ Женщины, 4x100 м, комбинированная эстафета: 3-е место Ван Сюэр, Тан Цяньтин, Юй Итин, У Цинфэн Китай, удачи в полуфинале / финале!_

Пример 1. Пост в Вейбо о соревнованиях по плаванию Example 1. Weibo post about swimming competitions

Текст поста полностью написан на китайском языке, в нем отсутствует эмоциональная оценка результатов китайских пловцов, информация приведена с соблюдением характеристик жанра «отчет». Единственным указанием на «чужого» в данном посте можно считать употребление аббревиатуры «CN», которая обозначает Китай, вместо употребления слов ФШ «Китай» или ФШРА «китайская команда». Подобный подход к нейтрализации «чужого» справедлив и для китайских аккаунтов. В качестве примера (пример 2) приведем пост от «Хаодун Теннис».

тттшшшттт Обладательницы медалей по теннису в женском одиночном разряде

□ Ж^Х CN □ Чжэн Циньвэнь Китай

□ тшщ- hr □ Векич Хорватия

□ ШЖШ^, PL □ Швёнтек Польша

Пример 2. Пост в Вейбо о результатах соревнований по теннису Example 2. Weibo post about the results of tennis competitions

В данном посте также отсутствует эмоциональная оценка спортсменок, включая победительницу из Китая, которая никак не выделяется; страна записывается при помощи международной аббревиатуры на английском языке; фамилии иностранных спортсменок записываются иероглифами; имя опускается, что в целом обусловлено сложившейся китайской традицией обращаться к людям по фамилии1.

1 В Китае существует ограниченное количество иероглифов, которые могут использоваться в качестве фамилий, и они всегда записываются одним иероглифом. Поэтому для повышения ясности и точности идентификации китайских спортсменов указываются как фамилия, так и имя. В отличие от этого, фамилии иностранных спортсменов состоят из нескольких иероглифов, и они являются уникальными для китайской аудитории, поэтому в указании имен нет необходимости.

Подобные нейтральные упоминания «чужих» спортсменов в сообщениях от китайских аккаунтов обнаружены в количестве семи единиц, от зарубежных - тринадцати единиц. Второй пример показывает, что нейтральность в описании «чужих» спортсменов повлекла за собой также и нейтрализацию «своих» спортсменов: иностранные аккаунты в постах привели семь нейтральных описаний результатов «своих» спортсменов, китайскими акка-унтами было опубликовано пять нейтральных описаний результатов соотечественников. Всего насчитывается 32 нейтральных упоминания имен спортсменов.

Эмоциональная окраска, выраженная путем использования различных средств выразительности, как вербальных (эпитеты, эмоционально окрашенная лексика и др.), так и невербальных (изображения), обнаружена в 29 упоминаниях имен спортсменов. Анализ постов китайских аккаунтов о спортсменах позволил выделить следующие концепты, конструирующие образ «своего»: «молодая звезда», «гордость страны», «надежда страны», «честный труженик», а также концепты, конструирующие образ «чужого»: «сильный соперник», «мемный персонаж» и «слабак».

Концепт «молодая звезда» относится к чемпионке по теннису Чжэн Циньвэнь и присутствует в двух упоминаниях от спортивных блогеров: Tennis^M «Tennis Чжан Шуай» и i^Albert «Ван Сяо Albert». Оба отмечают, что в столь юном возрасте девушка завоевала золото. Концепт «гордость страны» относится сразу к нескольким спортсменам: Чжэн Циньвэнь (два упоминания от спортивных блогеров 5—Щ Kathy «Ши Иъин Kathy» и «Чэнь Цзюньлэ»), Ли На (одно упоминание от 5—Щ Kathy «Ши Иъин Кэти») и Чэнь Мэн, взявшей золото в настольном теннисе (одно упоминание от спортивного блогера ^^^^ffi^T^ «Пан Цю сегодня зарегистрировался?»). Все авторы делают акцент на том, как китайский народ гордится достижениями девушек в спорте. В одном посте блогер Tennis «Tennis Чжан Шуай» упоминает большое количество спортсменов: теннисисток Юань Юэ, Ван Сиюй, Чжэн Сайсай, а также парных игроков Чжан Чжичжэнь / Ван Синьюй и Сюэ Чэнь / Ся Синьи, отмечая их усердие в плане отдачи во время соревнований и их упорный труд при подготовке к Олим-пиаде-2024 (5 упоминаний). Официальные аккаунты AllTennis «Тен-

нис Китая AllTennis» и «iQIYI Спорт Теннис» также отме-

чают многочасовые тренировки Чжэн Циньвэнь (два упоминания). Фанатский аккаунт FanDomiNation выражает надежду на победу игрока в настольный теннис Фан Чжэндуна - «надежда страны», а официальный акка-унт Китайского университета океанологии верит, что Янь

Вэньлу, спортсменка, представляющая Китай в женском боксе, сможет проявить себя с лучшей стороны (два упоминания).

Шесть эмоционально окрашенных упоминаний относятся к иностранным спортсменам в постах от китайских аккаунтов. Концепт «сильный соперник» относится к нескольким «чужим» спортсменам, с которыми уже сразились (или с которыми предстоит сразиться) «своим», т.е. китайским спортсменам. i^Albert «Ван Сяо Albert» пишет про поражение Чжэн Циньвэнь в первом сете в матче против Эммы Наварро, показывая тем самым, что и американская теннисистка является серьезным противником, если смогла обыграть

чемпионку (одно упоминание). В том же посте блогер упоминает и Игу Швёнтек - тоже как спортсмена, над которым одержала победу Чжэн Циньвэнь, делая акцент на том, что Швёнтек носит титул первой ракетки мира среди женщин (одно упоминание). Tennis «Tennis Чжан Шуай», отмечая трудолюбие спортсменов Сюэ Чэнь / Ся Синьи, пишет и про пару их будущих соперников - Эсме Бёбнер / Зоэ Верже-Депре из Швейцарии, указывая, что они заняли первое место в группе D (одно упоминание-пост).

Два упоминания посвящены неудачам женской сборной Японии по волейболу: спортивный блогер «Цин Сун волейбол» подчеркивает плохую подготовку девушек и отмечает закономерность выбывания команды из соревнований. А блогер ЙМ^ Prince «Юэ Чэньмин Prince» злорадствует, что Сарина Нисида объявила о завершении карьеры сразу после поражения своей сборной.

Концепт «мемный персонаж» описывает конкретного участника игр -французского прыгуна Антони Аммирати, который сбил планку гениталиями. Видео с его прыжком мгновенно стало вирусным. Член ТВ-группы «Вей-бо» под ником «Да Баоцзюнь» написал у себя в блоге «Хоть он и про-

играл игру, в определенной степени он выиграл свою жизнь Ü » и приложил мем, показанный на рис. 1.

Рис. 1. Мем, посвященный французскому прыгуну Антони Аммирати Fig. 1. Meme dedicated to French jumper Anthony Ammirati

Анализ иностранных аккаунтов о «своих» спортсменах-соотечественниках позволил выделить следующие концепты, конструирующие образ «своего»: «герой» и «надежда страны» (три упоминания), а также концепты, конструирующие образ «чужого»: «королева», «победитель» и «юморист» (шесть упоминаний).

Концепт «герой» актуализируется в постах про золотого медалиста Тома Ревени отДй^Ш^'Ш'Ш «Посольство Израиля в Китае» и ДЙ^ШФЭ «Израиль в Китае», в которых прославляют его чемпионство (он принес первую золотую медаль за всю историю участия Израиля в Олимпийских играх), вклад в развитие спорта в стране, а также упоминают, что он посвятил свою победу 115 заложникам, все еще удерживаемым ХАМАСом в Секторе Газа (два упоминания). Концепт «надежда страны» реализуется в посте от ЩЙ^^А'Ш'ШШШ «Посольство Швеции в Китае» про Сару Юневик, называя ее «восходящей звездой шведского плавания» и выражая надежду на ее успехи на 0лимпиаде-2024» (одно упоминание).

Концепт «королева», конструирующий образ «чужого», несомненно, относится к Чжэн Циньвэнь - китайской теннисистке, взявшей золото в одиночном разряде», поскольку имя девушки 'Qinwen' «Циньвэнь» созвучно с английским «queen». Изначально ее так назвали в прямой трансляции матча, и иностранные спортивные организации, впечатленные победой китаянки, активно используют данный способ номинации (4 поста). Также Чжэн Циньвэнь олицетворяет концепт «победитель» в одном посте от USOpen «Открытый чемпионат США по теннису», где ее поздравляют с победой в своей категории.

Концепт «юморист» присутствует в одном посте от «Международный олимпийский комитет» и относится к паре теннисистов, выступавших в миксте и взявших серебряную медаль, - Чжан Чжичжэню и Ван Синьюй. Зарубежный источник пишет, что Ван Синьюй «добила» и без того расстроенного напарника во время того, как он давал интервью: Чжан Чжичжэнь говорил, что через пару недель должно прийти осознание, что серебряная медаль - это тоже сладкая победа, а его напарница сразу же комментирует: «или придет осознание, что это горький проигрыш», что вызывает смех у Чжан Чжичжэня и интервьюеров.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что классическое конструирование образов «свой / чужой», основанное на противопоставлении, где «своего» (коннотативно положительного) возвышают, а «чужого» (с негативной коннотацией или в модусе «умолчания») осуждают или принижают, утрачивает свою определенность в реалиях китайских блогов. Иностранные аккаунты в большинстве случаев стараются нейтрально конструировать образ «чужих» - китайских - спортсменов, либо делают его позитивным, отдавая должное мастерству спортсмена. Нацеленность на нейтрализацию контекста вынуждает также и китайские аккаунты избегать эмоционально окрашенной лексики при упоминании не только зарубежных, но и своих спортсменов.

Если говорить об образах, где присутствует эмоционально-оценочная лексика, то образы «своих», конструируемые китайскими и иностранными

аккаунтами, определенно имеют схожие концепты: радость от победы «своего» спортсмена не скрывается, в очевидно сильных спортсменов верят, что они смогут завоевать медаль. При этом китайские аккаунты, говоря о «чужих», подчеркивают их силу, особенно, в сравнении: чем сильнее соперник, тем ценнее победа «своего» спортсмена. Иностранные аккаунты, в свою очередь, создают однозначно позитивный образ китайской теннисистки, завоевавшей золотую медаль, что можно объяснить не только тем фактом, что зарубежные организации находятся на «чужой» социальной платформе, где их могут заблокировать за слишком негативные посты [9. С. 84], но и тем, что восхваляющие Чжэн Циньвэнь аккаунты - это различные международные организации, напрямую связанные с теннисом (Уимблдонский турнир, Открытый чемпионат Австралии по теннису и др.), которые воспринимают спортсменку как «свою», ведь она поднимает не только престиж Китая, но и престиж тенниса среди других видов спорта. И китайские, и иностранные аккаунты допускают шуточные посты про «чужих» спортсменов, при этом юмор имеет «интернациональный» характер, злорадство от проигрыша «чужого» в посте не отражено. Тем не менее когда речь заходит о Японии, с которой у Китая до сих пор натянутые отношения [10. С. 285], то в тексте прописывается слабость и плохая подготовка женской сборной по волейболу без каких-либо смягчающих эвфемизмов, но и без уничижительной или нецензурной лексики.

Таким образом, подтверждается тезис Фу Бинлина о том, что иностранные аккаунты, понимая необходимость «играть по правилам» китайской социальной сети, вынуждены перерабатывать свой контент таким образом, чтобы их было интересно читать китайским пользователям и чтобы не вызвать у них негативную реакцию [11], которая может обернуться как минимум блокировкой аккаунта. Подобная адаптация текста постов представляет собой вариацию технологии постправды: публиковать можно только то, что приятно читать китайской целевой аудитории, иначе последуют санкции от модераторов платформы.

На наш взгляд, другим определяющим фактором уподобления или нейтрализации образов «своих» и «чужих» является еще и то, что искусственный интеллект на платформе Вейбо, работающий по определенным алгоритмам, прерывает читателя в самом начале его новостной ленты, привлекая внимание яркой инфографикой и приглашая ознакомиться с интересующей информацией в более сжатом виде. Таким образом, пользователям предлагается уже только тот контент, который они должны прочитать, а не тот, с которым они могут столкнуться при самостоятельном поиске. Так, в сформированной «умной» аналитике от приложения не встречено ни одного откровенно негативного поста о «чужих» спортсменах. Хотя отрицательные публикации (предположительно) существуют, они не попадают в подборку благодаря работе алгоритмов искусственного интеллекта, выполняющего в данном случае роль «цензора».

Дальнейшее исследование может быть продолжено в двух направлениях. Первое - это более детальное изучение особенностей работы приложения Вейбо, а именно: описание алгоритмов работы искусственного интеллекта по созданию аналитики содержания статей по определенным хештегам. Второе -продолжение исследования на большем количестве материала - 1 000 постов,

включенных в подборку для анализа, результаты которого сформулированы во втором разделе аналитики «мнения» от искусственного интеллекта приложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Gallo D.J. The scoreboard never lies: why sport in a post-truth world matters more than ever // The Gardian 5, 2016. URL: https://www.theguardian.com/sport/2016/dec/05/sports-distraction-post-truth-world (accessed: 04.08.2024).

2. Keyes R. The Post-truth era: dishonesty and deception in contemporary life. New York : St. Martin's Press, 2004. 283 p.

3. Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 369 с.

4. Родосский Н.А. Постправда или фейк: проблема истины в социальных медиа. СПб. : Влдаимир Даль, 2023. 303 с.

5. Коммуникативное пространство современного спорта: социокультурное измерение: монография / И.М. Быховская, И.Ю. Люлевич, Д.В. Дзигуа и др. М. : МГПУ, 2023. 232 с.

6. Смердова К.С., Горбунова С.В. Особенности функционирования спортивной фанатской культуры в журналистском спортивном дискурсе // Человек. Культура. Образование - Human. Culture. Education. 2023. № 1 (47). С. 50-64.

7. Wilson N. Analysing team sports discourse: From interaction to identity // Te Reo - The Journal of the Linguistic Society of New Zealand. 2022 Fabruary. Vol. 64, Issue 2 - Special Issue: The Linguistics of Sport. P. 1-14.

8. MauroM. Media discourse, sport and the nation. Narratives and counter-narratives in the digital age // Media, Culture & Society. 2020. Vol. 42, is. 6. P. 932-951. doi: 10.1177/0163443720902910

9. «^Ф^ШяШад^ай^Мй^. шш^ш [Hi Jun, Yin YJhul, Jiang Xhiwei. Weibo fabj yft jianguan wenxun: zh! wubjyan haishi shaoshuo weimiao. JInrong jIngji xue yanjiu]. 2022. 37(03):83-99. Ху Цзюнь, Инь Юхуэй, Цзян Чживэй. Публикации в Weibo и запросы регулирующих органов: лучше рассказать все, что вы знаете, или говорить как можно меньше // Финансово-экономические исследования. 2022. Т. 37 (03). С. 83-99.

10. RCEPrnmx^&n^i^^^^mi^mmmx

[Fang YIng, Wang Xhaoying. RCEP guojia wenhua chanpin maoyi de jingzheng taishi yft wangluo guanxi gejii yanjiu. Wenhua chanye yanjiu]. 2023 (02):274-291. doi: CNKI:SUN:WHCY.0.2023-02-018. Фан Ин, Ван Чжаоин. Исследование конкурентной ситуации и сетевых взаимоотношений в сфере торговли национальными культурными продуктами стран ВРЭП. 2023 (02). С. 274-291. doi: CNKI: SUN: WHCY.0.2023-02-018

11. пшшштштттттвж&мтжт f) [fJ

Binglin. Shejiao meiti hjdong chuanbo shi yj xia de waiguo tiyj mingxIng pinpai xingxiang sjzao (shuoshi xuewei ljnwen, Shanghai aiguoyft daxue)]. 2018. Фу Бинлин. Формирование имиджа зарубежной спортивной звезды с точки зрения интерактивной коммуникации в социальных сетях (магистерская диссертация, Шанхайский университет международных исследований). URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201802&filename=1018231067.nh (дата обращения: 06.08.2024).

References

1. Gallo, D.J. (2016) The scoreboard never lies: why sport in a post-truth world matters more than ever. The Guardian. 5th December. [Online] Available from: https://www.theguardian.com/ sport/2016/dec/05/sports-distraction-post-truth-world (Accessed: 4th August 2024).

2. Keyes, R. (2004) The Post-truth era: Dishonesty and deception in contemporary life. New York: St. Martin's Press.

3. Fuller, S. (2021) Postpravda: Znanie kak bor'ba za vlast' [Post-Truth: Knowledge As A Power Game]. Translated from English by D. Kralechkin. Moscow: HSE.

4. Rodosskiy, N.A. (2023) Postpravda ili feyk: problema istiny v sotsial'nykh media [Post-truth or fake: the problem of truth in social media]. St. Petersburg: Vldaimir Dal'.

5. Bykhovskaya, I.M., Lyulevich, I.Yu., Dzigua, D.V. et al. (2023) Kommunikativnoe prostranstvo sovremennogo sporta: sotsiokul'turnoe izmerenie [Communicative Space of Modern Sports: Socio-cultural Dimension]. Moscow: MSPU.

6. Smerdova, K.S. & Gorbunova, S.V. (2023) Osobennosti funktsionirovaniya sportivnoy fanatskoy kul'tury v zhurnalistskom sportivnom diskurse [Functioning of sports fan culture in journalistic sports discourse]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie - Human. Culture. Education. 1(47). pp. 50-64.

7. Wilson, N. (2022) Analysing team sports discourse: From interaction to identity. Te Reo - The Journal of the Linguistic Society of New Zealand. 64(2). pp. 1-14.

8. Mauro, M. (2020) Media discourse, sport and the nation. Narratives and counter-narratives in the digital age. Media, Culture & Society. 42(6). pp. 932-951. DOI: 10.1177/0163443720902910

9. Hu Jun, Yin Yuhui & Jiang Zhiwei. (2023) Weibo fabii yft jianguan wenxiin: zh! wubiiyan haishi shaoshuo weimiao. JTnrong jTngji xue yanjiu [Weibo Postings and Regulatory Inquiries: Is It Better to Tell All You Know or Say As Little as Possible?]. Finansovo-ekonomicheskie issledovaniya. 37(03). pp. 83-99.

10. Fang Ying & Wang Zhaoying. (2023) RCEP guojia wenhua chanpin maoyi de jingzheng taishi yU wangluo guanxi geju yanjiu. Wenhua chanye yanjiu [Research on the Competitive Situation and Network Relationships in Trade in National Cultural Products of the RCEP Countries]. 02. pp. 274-291. DOI: CNKI:SUN:WHCY.0.2023-02-018.

11. Fu Bingling. (2018) Shejiao meitihuddng chuanbo shiyk xia de waiguo tiyu mingxingpinpai xingxiang suzao (shudshi xuewei lknwen, Shanghai aiguoy й daxue) [Formation of the image of a foreign sports star from the point of view of interactive communication in social networks]. Master's Thesis. Shanghai International Studies University. [Online] Available from: https://kns.cnki.net/ KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201802&filename=1018231067.nh (Accessed: 6th August 2024).

Сведения об авторах:

Буденкова В.Е. - кандидат философских наук, заведующая лабораторией методологии и теории культуры Института искусств и культуры Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Краевская И.О. - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории методологии и теории культуры Института искусств и культуры Томского государственного университета; доцент отделения иностранных языков Школы общественных наук Томского политехнического университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Budenkova V.E. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Kraevskaia I.O. - National Research Tomsk State University; Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 14.08.2024; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 14.08.2024; accepted for publication 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.