Научная статья на тему 'Конструирование модели воспитательной системы, формирующей личность школьника'

Конструирование модели воспитательной системы, формирующей личность школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА / МОДЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / A CIVIC POSITION OF THE SCHOOLBOY / MODEL / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Разиля Авхадиевна, Усманов Винер Фасхетдинович

Статья посвящена проблеме формирования гражданской позиции школьника. В статье приводится авторская модель и выявлены особенности моделирования при формировании гражданской позиции школьника, которые оказывают существенное влияние на успешность этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Разиля Авхадиевна, Усманов Винер Фасхетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF MODEL OF THE EDUCATIONAL SYSTEM FORMING THE PERSON OF THE SCHOOLBOY

The article is devoted to a problem of formation of a civic position of the schoolboy. In article the author's model is resulted and features of modeling are revealed at formation of a civic position of the schoolboy which renders essential influence on success of this process.

Текст научной работы на тему «Конструирование модели воспитательной системы, формирующей личность школьника»

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Разиля Авхадиевна Мусина, аспирант,

Винер Фасхетдинович Усманов, кандидат педагогических наук, доцент Бирская государственная социально-педагогическая академия, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.

П. Ф.Лесгафта

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования гражданской позиции школьника. В статье приводится авторская модель и выявлены особенности моделирования при формировании гражданской позиции школьника, которые оказывают существенное влияние на успешность этого процесса.

Ключевые слова: гражданская позиция школьника, модель, воспитательная система.

DESIGNING OF MODEL OF THE EDUCATIONAL SYSTEM FORMING THE PERSON OF THE SCHOOLBOY

Razilja Avhadievna Musina, the post-graduate student,

Wiener Fashetdinovich Usmanov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer Biisk state socially-pedagogical academy,

St.-Petersburg state university of physical culture named after P.F.Lesgaft

Abstract

The article is devoted to a problem of formation of a civic position of the schoolboy. In article the author's model is resulted and features of modeling are revealed at formation of a civic position of the schoolboy which renders essential influence on success of this process.

Keywords: a civic position of the schoolboy, model, educational system.

Развитие воспитательной системы педагогического учреждения, формирующей позицию гражданина, является длительным и сложным процессом, проходящим под влиянием множества объективных и субъективных факторов и вносящим существенные изменения в жизнедеятельность ученика и окружающего социума. Однако здесь присутствует одна важная особенность - данный процесс в своих хронологических границах находится в довольно ограниченном и коротком периоде обучения в школе. Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, что, как и когда надо изменить в направлениях развития ученика и при этом важно отчетливо представлять нынешнее состояние исследуемого явления в будущем. Таким образом, создание реальной и прогностической модели воспитательной системы общеобразовательной средней школы, формирующей позицию гражданина, является необходимым условием ее становления и развития.

Модель воспитательной системы, ориентированная на формирование гражданской позиции, представляет собой упрощенное, определенным образом схематизированное отражение объекта или явления. Она создается в процессе моделирования -специфическом способе познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой (модели) (1. - С. 232).

Представленную модель необходимо рассматривать и как способ познания воспитательной системы, формирующей гражданскую позицию, и как важнейший компонент управления системой, необходимый не только в период построения новой воспитательной системы, но и в дальнейшем - на стадиях ее функционирования и развития, когда ее элементы, связи и структура претерпевают изменения.

В процессе моделирования мы условно выделили 3 этапа, которые представлены на рис. 1.

На основе модельного подхода к исследуемому объекту нами выявлены следующие его особенности, которые оказывают существенное влияние на успешность

процесса формирования гражданской позиции личности ученика, часть которых приводится ниже.

Рис. 1 отражает наши представления о модели формирования гражданской позиции учащихся в образовательной деятельности, согласно которой мы построили опытно-экспериментальную работу.

Фермы: учебная работа, направленная на получение общих представлений о гражданской деятельности, общественная деятельность, направленная на овладение пктом гражданской деятельности; свободные виды деятельности, в которой личность получает разнообразные представления о неразрывной связи с близким природным к культурным окружением; непосредственная гражданская деятельность (деятельность направленная на решение задач локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты), прибавление связки гражданских действий для обеспечения гармоничного сосуществования с другими людьми и окружающей средой в повседневной деятельности школьника Рефлексия своих действий как действий челозека со сформированной гражданской позицией за состояние природной среды

Цель образовательной деятельности в учреждении среднего лрофессионально-педагогичесжто образования - ориентированность на формирование гражданской позиции учащихся

_____________________________________________I_____________________________________________

Принципы лежащие н основе направлений реализации цепи: гумгнистичность, целостность, целенаправленность, управляемость, динамичность, с а корегул ируе мость,

ОТНр'ЫТоСТЬ.

Компоненты: общенаучный, содержательно-информационный, деятельно-рефлексивный

I этап — формирование представлений учащихся о содержании и функциях гражданской

П лап - воплощение этих представлений в одну из форм модели воспитательной системы,

111 этап - внесение корректив, уточняющих или изменяющих представления о гражданственности и модели воспитательной систгмы

Результат: сформированная гражданская позиция личности ученика

Рис. 1. Модель процесса формирования гражданской позиции учащихся в образовательной деятельности

1. Формирование гражданской позиции личности ученика нельзя рассматривать в отрыве от целостной системы обучения, т.к. такой личность может быть сформирована только всей совокупностью разнообразных форм школьной жизни, главным среди которых выступают учебная деятельность, общение и внеклассные формы деятельности.

2. Успешность процесса формирования гражданской позиции личности ученика зависит от целенаправленности процесса, самодостаточности организации и подготовленности педагогов к деятельности такого рода.

3. Педагогические условия макро- и микроуровня, реализация которых ведет к успешности исследуемого процесса, могут и должны стать частью реального педагогического процесса, нацеленного на формирование гражданской позиции личности ученика

4. Совокупность знаний, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами, если они не объединены единой целевой установкой, по

отдельности не могут характеризовать эффективность процесса и конечного результата в формировании гражданской позиции личности ученика

5. Взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса в ходе формирования гражданской позиции личности ученика должна обладать такой важной характеристикой, как систематичность. Только при наличии этой характеристики результаты могут стать реальными и ощутимыми.

Отметим еще один довольно специфичный фактор. При определении результативности процесса формирования гражданской позиции учащихся мы принимаем во внимание важные особенности процесса:

- во-первых, сама по себе сформированность каких-либо качеств, к сожалению, может быть зафиксирована лишь на какой-то определенный момент. В этом плане фиксация момента обладает «срезовой» характеристикой;

- во-вторых, продвижение личности с одного уровня на другой обусловливается рядом моментов, в числе которых и возрастные изменения, и обогащение интеллекта, и многие другие, которые выступают своеобразным фоном.

В заключение следует сказать, что выдвинутая нами модель, отвечая ряду требований модельного исследования, отличается единством и взаимосвязью компонентов и связью с моделируемой реальностью. Такой подход позволяет прогнозировать результаты теоретического и экспериментального исследования на любом этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения : обще дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1982. - 217 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - Москва : Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

3. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. -

Минск : 1998. - 367 c..

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К САМООБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Олеся Валерьевна Ноговицина, старший преподаватель, заместитель директора по

воспитательной работе,

Филиал ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.

Г.И.Носова», г. Белорецк

Аннотация

В статье рассматривается сущность основных понятий исследования: «готовность студентов к самообучению», «формирование готовности студентов к самообучению»; спроектированная автором готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки, а также педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ключевые слова: готовность студентов к самообучению, модель формирования, педагогические условия.

THE DEVELOPMENT OF HIGH-STUDENTS’ READINESS TO THE SELFEDUCATION IN MASTERING MATHEMATICS

Olesya Valerevna Nogovitsina, the senior teacher, the deputy director on educational work, Branch of Magnitogorsk state technical university it. G.I. Nosova,

Beloretsk

Abstract

The main investigation notions such as “the students’ readiness”, to the self-education”, “the development of high- students’ readiness’ are described in this article. The designed model for the development of high- students’ by the author readiness to the self-education, as well as the pedagogical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.