Научная статья на тему 'Конструирование и репрезентации сексуальности мужчин и женщин'

Конструирование и репрезентации сексуальности мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
893
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / SEXUAL CULTURE / SEXUALITY / GENDER ROLES / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубровская Е. А.

Статья посвящена анализу моделей поведения современной молодежи. Рассматривается смешение гендерных ролей, смягчение представлений о мужской и женской сексуальности. Универсализация человеческой личности становится логикой современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexuality construction and representation between men and women

This article analyzes the behavior of contemporary young people. We consider the mixing of gender roles, the softening of ideas about male and female sexuality. The universalization of the human person becomes the logic of modern life.

Текст научной работы на тему «Конструирование и репрезентации сексуальности мужчин и женщин»

Е. А. Дубровская, аспирант,

кафедра культурологии и дизайна,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

КОНСТРУИРОВАНИЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Адаптация юношей и девушек проходит через освоение новых тендерных ролей. Чтобы выжить в сегодняшних условиях, необходимо приспособиться к изменившемуся миру и учиться этому необходимо у противоположного пола. У женщин: умению подавать себя, умению убеждать и доказывать, без открытой агрессии. У мужчин: силе, твердости, напористости. Андрогин-ная личность вбирает в себя все лучшее из мужских и женских качеств, здесь воля может уживаться с мягкостью и гибкостью. Настоящая женщина сохраняет мягкость, нежность и душевность, не забывая развивать такие «мужские» качества, как твердость, сила и стремление к познанию»1.

Сексуальность здесь выступает инструментом инициации во взрослую культуру, а также необходимостью идентифицироваться с полом. Как и другой «ритуал перехода», сексуальность показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Современные дети раньше вступают в сексуальную жизнь, они получают опыт через коммуникационную сеть, СМИ, можно констатировать, что у молодого поколения возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего опыта, т. е. также пройдут инициацию. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ. У молодого поколения партнер выступает как «старый гуру».

Часто в условиях неполных семей, родителей, борющихся за хлеб насущный, утрачивается воспитание, инициирующее ребенка во взрослую жизнь. Это наблюдалось уже и в советскую эпоху. Такая культура, когда дети сами начинают развивать родителей и себя, называется, по Маргарет Мид, — префигуративная. Однако вопросы остаются, пусть и на новом витке истории, с другими возможностями общества. Вопросы: «кто я?», «куда я иду?», «что я делаю со своей жизнью?», актуальны всегда и каждое поколение отвечает на них по-своему. Возможно, что для современных подростков обряд идентификации с полом происходит иначе, чем у родителей. Волнующий вопрос: «Кто я, мальчик или девочка?» требует ответа.

В каком возрасте происходит идентификация с полом? З. Фрейд в теории психосексуального развития человека указывает возраст: 5-6 лет. Именно в этом возрасте возникает интерес к тому, как устроен человек, чем отличаются мужчины и женщины. Для психики осознание собственной сексуальной идентичности — важный период взросления и переход на другую, более зрелую стадию развития — освоение социальных ролей. Похоже, что идентификация с полом происходит позже, чем у предыдущего поколения.

Рассмотрим сексуальность через наблюдение за поведением и внешним обликом ее носителей — молодежи. По мнению автора, молодежь определяется следующими

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

возрастными рамками: от 17 до 27 лет. Это люди, чья социализация проходила в 90-е гг. XX в., когда перестроечные процессы, происходящие в СССР, вызвали сексуальную революцию и дали распространиться «новым» западным нормам половой морали. А значит, можно предположить, что представители данной возрастной группы являются носителями представлений о новой современной сексуальной культуре общества. Современные гендерные роли перестают быть поляризованными, появляется возможность конструировать поведение с большим набором вариаций. А значит, и выражать свою сексуальность современные мужчины и женщины могут в разных формах. Такими формами выражения становятся в первую очередь поведение людей и внешность (внешний облик).

Сущность репрезентации состоит в том, что гендер «выражается» посредством действий, жестов, речи и таким образом выстраивает социокультурные нормы, существующие в отношении пола и возможного сексуального поведения на данном этапе исторического развития общества.

Репрезентация (от франц. representation — представление, изображение)2. Так как гендер является социально и культурно сконструированным феноменом, можно говорить о том, что он «приобретается» человеком в процессе взаимодействия с внешней средой. А понятия мускулинность (от латинского masculinus, мужской, т. е. мужчинам приписывается твердость, конкурентность и стремление быть первым) и феминность (от лат. femina характеристики, связанные с женским полом, когда женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность)3, характеризующие гендер, определяют сексуальные стратегии индивида. Гендер, таким образом, — это воплощение культур -ных норм и представлений. Однако в случае, если в поведении мужчины есть некоторые проявления женского, то он меняет пред-

ставления о том, что значит быть мужчиной, и наоборот — действуя как мужчина, женщина изменяет видение того, что значит быть женщиной, включая такую культурную возможность, которая ранее исключалась. При этом понятия «мужественности», «женственности» размываются и утрачивают свою первоначальную определенность, что и является особенностью современной сексуальной культуры.

Посредством конструирования и репрезентации тендерных представлений, по мнению автора, возможно дать характеристику сексуальной культуре вообще и сексуальности мужчин и женщин в частности.

Репрезентация и конструирование осуществляется посредством массовой культуры, которая, в силу ее влияния на массовое сознание, играет первостепенную роль в процессах формирования образов сексуальности мужчин и женщин, а также представлений о гендерных взаимодействиях.

Особое место в ряду современных сексуально-тендерных репрезентаций занимают масс-медиа, которые можно рассматривать как гендерно-маркированный текст культуры, насыщенный образами мужественности/женственности и мужской/ женской сексуальности. Масс-медиа представляют сферу воплощения социокультурных предписаний и запретов, механизм осуществления социального контроля, в том числе касающихся норм гендерного поведения и проявления сексуальности. В этой связи масс-медиа представляются как одна из наиболее репрезентативных сфер конструирования гендерных установок, фактор формирования сексуальной идентичности: совокупность усвоенных и публично демонстрируемых знаковых образов и действий, свидетельствующих о гендер-ной принадлежности и о характере сексуальности индивида.

В современном социокультурном дискурсе делается акцент на политике репрезентации: политике создания, распространения и осмысления конкретных

Если в поведении мужчины есть некоторые проявления женского, то он меняет представления о том, что значит быть мужчиной, и наоборот - действуя как мужчина, женщина изменяет видение того, что значит быть женщиной, включая такую культурную возможность, которая ранее исключалась.

образов «мужского» и «женского» и сексуальных отношений между ними.

Политика репрезентации — контролируемое образное отражение роли (места) индивида в определенных социальных отношениях. Гендерная и сексуальная идентификация индивида осуществляется путем маркирования, присвоения знаков принадлежности, выработанных культурой (например, стиль одежды, мода, характер поведения) и способности оперировать уже готовым набором культурных символов.

Формирование в рамках современной России потребительского общества обусловило утверждение средствами масс-медиа потребительской активности как символического маркера сексуальной компетенции, что выразилось в ориентации значительной части мужчин и женщин на необходимость моделирования собственного облика и поведения посредством внешней атрибутики.

Из всего многообразия гендерных отношений наиболее часто эксплуатируется сексуальность как важнейшая характеристика современного человека. Средства массовой информации, формирующие и тиражирующие гендерные идеалы, сексуальные практики, задающие нормы социального поведения, предлагают спектр соответствующей товарной атрибутики.

Эта тенденция появилась в современном обществе благодаря смещению акцентов в российской экономике от производства в сторону торговли (насыщение рынка идет преимущественно за счет западных товаров), что обусловило ситуацию «массированного» внедрения западных образцов и идеалов. В этих условиях основным «транслятором» ценностей потребительства выступает масс-медийный сектор, который активно импортирует гендерные имиджи.

Одной из задач СМИ является пропаганда для мужчин и женщин определенного стиля потребления и образа жизни в качестве поведенческой модели маскулинности/ фемининности. Рекламе выгоден человек «потребляющий», поэтому она создает модные, трендовые сексуальные образы «настоящего» мужчины и «настоящей» женщины.

Взгляд на сексуальность в традиционной сексуальной культуре был проще. Девушки становились женами и матерями, защищая свою невинность и девственность для привлечения подходящего мужа. Жизнь юношей была преимущественно ориентированной на карьеру, вполне приемлемым считалось, что они могут иметь множество половых контактов по мере освоения социальной роли защитника семьи. Сегодня их цели определяются уже не столь однозначно. Представления о «правильном» и «неправильном» сексуальном поведении стали более разнообразными.

Молодежные журналы способствуют формированию идеологии отношений между полами, представлений о способах сексуального выражения и сексуальной власти. Видеоклипы знаменитых поп и рок-звезд являются мощным транслятором авторитетных представлений о сексуальности. Популярные музыка и танцы всегда были связаны с ритуалом сексуального акта, где ритм музыкального пространства и свободные телодвижения обеспечивают сексуальное освобождение и означают привлекательность. Медиа-обращения редко дают последовательное описание сексуальных отношений, оставляя молодежь без точного знания сценария и понимания сюжетов. Они сталкиваются с необходимостью индивидуальной классификации различных вариаций сексуальности и развития собственных версий сексуальной жизни.

Мужская сексуальность, следуя изменениям в сексуальной культуре, формируется как статичная, скорее реактивная, нежели активная. Допустимыми являются

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

проявления нежности и душевной тонкости. Интеллект теперь ценится выше физической силы и грубости. Ценности перекочевали в семью, в детей4.

Традиционный тип тендерных отношений предполагает, что «настоящий» мужчина должен самоутверждаться не через внешность: культурная модель «сильного пола» или образец гегемонной маскулинности, исходит из того, что женщины любят сильных, смелых, богатых, властных и т. д.

В то же время, с наступлением эпохи «общества потребления», мужчина оказывается под противоречивым давлением социокультурной системы. С одной стороны, навязывается модель «сильного пола», а с другой — это общество, где объем и стиль потребления превращаются в ключевые инструменты конструирования идентичности.

Постоянное перепроизводство товаров требует потребителя, включенного в гонку за модой, новинками одежды, обуви, косметики и др. Одних женщин товарному бизнесу уже недостаточно. И через массированную рекламу формируется модель мужского «прекрасного пола». Производство предлагает все больше быстро сменяющих друг друга моделей мужской одежды, парфюмерии, средств по уходу за телом. Как отмечает И. С. Кон, этот процесс повышающегося внимания мужчин к собственному внешнему облику, происходящая «объективация мужского тела» является одним из признаков и проявлений «общей деконструкции традиционного канона «крутой маскулинности», вытекающей из ломки привычной системы гендерной стратификации». В

обществе потребления возникает «новый» образ мужчины — метросексуал, желающий заботиться о своем внешнем виде. А также присутствуют проявления гомосексуальности: гомосексуальная тема превратилась в хорошо продаваемый, «модный» товар.

Наряду с тем, что в мужских журналах существуют образы гегемонной маскулинности: транслируемые мужские ценности здесь — это успешность в бизнесе, дорогая машина, а также «пиво с мужским характером». Появляется феномен двойного стандарта, когда, например, в журнале «Maxim» есть собственный брэнд мужской краски для волос — на веб-сайте журнала можно найти «идеи, приемы и все о цвете» волос. Двойные стандарты журнала «Maxim» очень примечательны: он продвигает собственный брэнд краски для волос и в то же время всячески порочит метросексуалов.

Волна рекламных кампаний, стремящихся увлечь «нового» мужчину в пучину нарциссического и «гедонистического потребительства», набирает оборот в современном мире. Мужчина — секс-символ, помимо красоты, стильности, элегантности, должен стать объектом сексуального желания. Не только сексуальность женского тела, но и мужского представляет его в качестве объекта сексуального желания. Что же изменилось?

Сегодняшняя тенденция такова, что женский взгляд агрессивен, он направлен прямо на зрителя-мужчину, он вызывающий. Этот взгляд обладания властью, а не взгляд подчинения, свидетельствует о том, что женщина становится активным субъектом взгляда, который смотрит в ответ, успешно сопротивляясь попытке себя «объективировать».

Женщина все чаще изображается в несвойственных для нее условиях и пространстве: так, например, для рекламы мужского журнала две обнаженные женщины изображаются любовницами, которых внезапно застал муж одной из них. Или примечателен образ женщины, рекламирующей

пиво: она демонстрирует подчеркнуто мужское поведение: вальяжно сидит на диване, широко расставив ноги, а интерьер «украшен» беспорядочно разбросанными банками из-под пива.

Такая реклама может быть названа «активной рекламой». В нее вводятся нестандартные образы — например, женщины в ней часто играют вроде бы активные социальные роли наряду с мужчинами. Такая реклама отказывается от старых гендерных стереотипов: в ней отражен образ современной эмансипированной женщины. Эта эмансипиро-ванность проявляется в одежде, стрижке и позе героини. Активная реклама создает двоякий образ, который: во-первых, описывает состояние сфокусированности на самом себе и, во-вторых, призывает к активному действию. Здесь всегда присутствуют «активные» персонажи — они смотрят нам прямо в глаза, обращаясь к каждому из нас лично.

Результатом является сообщение, призывающее каждого из нас заняться той или иной активной деятельностью и через нее идентифицироваться с тем образом, который лично нам больше подходит: образы мужественности/женственности. Деятельность эта представлена как взятие жизни в свои руки и достижение личного успеха. Пропагандируется здесь, в первую очередь, не просто товар, а современная, активная и персонифицированная позиция.

В статье газеты «Аргументы и факты», говоря о современной формуле истинной женственности и настоящего мужества, канд. филос. наук, психоаналитик С. Крылова высказала сведущее мнение: «Сегодня "настоящим(ей)" можно назвать так называемую андрогинную личность. Такая личность вбирает в себя все лучшее из мужских и женских качеств. В настоящем мужчине органично уживаются сила, напористость и твердость вместе с такими "женскими" чертами, как гибкость, тактичность и "психологичность"».

Очевидно, смешение гендерных ролей, смягчение представлений о мужской и женской сексуальности, универсализация чело-

Волна рекламных кампаний, стремящихся увлечь «нового» мужчину в пучину нарциссичес-кого и «гедонистического потребительства», набирает оборот в современном мире.

веческой личности становится логикой современной жизни.

Отечественные исследования гендерных репрезентаций показывают, что роль СМИ в формировании гендера и сексуальности является очень значимой, более того — она усиливается в современном информационном обществе. Автор выделяет следующие тенденции трансформации ген-дерных ролей и их представления в СМИ: смягчение гендерной поляризации; появление вариаций в моделях гендерных образцов и сексуальных стратегиях индивида; утрата традиционной модели власти-подчинения женщины мужчине, а также обособление феномена сексуальности — будучи феноменом изначально природного, предзаданного характера, он превращается в искусственное, инструмент развития жизненного стиля, что репрезентуется через масс-медиа.

Таким образом, СМИ отражает динамику изменений отношений между полами. Подталкивает к осознанию новых архетипов. По мнению автора, насколько общество способно анализировать текст, в том числе и визуальный, выбирать те модели, которые помогают развитию, самореализации индивида и общества в целом, можно судить о перспективах данного общества. Автор считает, что общество примеряет различные гендерные роли, ищет комфортные для себя формы. Залог комфортности — один из параметров модернизации. Человек ищет новые цели и ниши. Творчество — это колоссальный ресурс, и им надо воспользоваться для блага общества. 4

1. Исцеление сказкой: магия счастливого финала. Интервью Светланы Крыловой // «АиФ. Здоровье». 2009. № 10.

2. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. М.: Просвещение, 1976.

3. Большой толковый социологический словарь. С. 208.

4. Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление» / Пер. В. К. Мершавки. М.: «Когито-Центр», 2005. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.