Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ФРЕЙМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ФРЕЙМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФРЕЙМ РЕГИОНА / ФРЕЙМИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назарова Мария Сергеевна

Статья посвящена процессу формирования фрейма Калининградской области в региональных, российских и зарубежных медиа. Цель статьи - определить особенности конструкта на разных уровнях позиционирования указанного субъекта Российской Федерации. В результате проведенного фрейм-анализа были выделены сильные и слабые стороны позиционирования эксклава. Автором отмечается опасная с точки зрения внутриполитического фрейминга ситуация, характеризующаяся формированием центробежной тенденции в региональных СМИ. В российских медиа особая роль отводится федеральному центру, который способен защитить Калининградскую область от возможной агрессии. В свою очередь, иностранные СМИ отмечают колоссальное развитие военной отрасли в регионе, что закладывает во фрейм области значительную милитаризационную составляющую. Результаты проведенного исследования позволили не только теоретически обобщить особенности созданного конструкта, но и дать рекомендации органам власти регионального и федерального уровней с целью исправления ошибок в стратегии позиционирования Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE FRAME OF KALININGRAD REGION IN THE ONLINE MEDIA

The article focuses on the process of forming the frame of Kaliningrad region in local, Russian and foreign media. The goal was to determine the features of regional construct at different positioning levels. As a result of the frame analysis, the strengths and weaknesses of the positioning of the exclave were identified. The author notes from the point of view of internal political framing a dangerous situation, characterized by the formation of a centrifugal tendency in regional media. In the Russian media, a special role is assigned to the federal center, which is able to protect the Kaliningrad region from possible aggression. In turn, foreign media outlets note the colossal development of the military industry in the region, which puts in the frame a high degree of militarization. The results of the study made it possible not only to theoretically generalize the features of the created constructs, but also to give recommendations to the authorities of the regional and federal levels in order to correct errors in the Kaliningrad region’s positioning strategy.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ФРЕЙМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2022. № 4

Мария Сергеевна Назарова,

аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1,119991, Москва, Россия), e-mail: nazarova.mari1997@mail.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ФРЕЙМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Статья посвящена процессу формирования фрейма Калининградской области в региональных, российских и зарубежных медиа. Цель статьи — определить особенности конструкта на разных уровнях позиционирования указанного субъекта Российской Федерации. В результате проведенного фрейм-анализа были выделены сильные и слабые стороны позиционирования эксклава.

Автором отмечается опасная с точки зрения внутриполитического фрейминга ситуация, характеризующаяся формированием центробежной тенденции в региональных СМИ. В российских медиа особая роль отводится федеральному центру, который способен защитить Калининградскую область от возможной агрессии. В свою очередь, иностранные СМИ отмечают колоссальное развитие военной отрасли в регионе, что закладывает во фрейм области значительную милитаризационную составляющую. Результаты проведенного исследования позволили не только теоретически обобщить особенности созданного конструкта, но и дать рекомендации органам власти регионального и федерального уровней с целью исправления ошибок в стратегии позиционирования Калининградской области.

Ключевые слова: Калининградская область, фрейм региона, фрейминг, социальные медиа, медийное пространство.

Mariia Sergeevna Nazarova,

Graduate student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: nazarova. mari1997@mail. ru

DESIGNING THE FRAME OF KALININGRAD REGION IN THE ONLINE MEDIA

The article focuses on the process of forming the frame of Kaliningrad region in local, Russian and foreign media. The goal was to determine the features of regional construct at different positioning levels. As a result of the frame analysis, the strengths and weaknesses of the positioning of the exclave were identified.

The author notes from the point ofview of interna! politicalframing a dangerous situation, characterized by the formation of a centrifugal tendency in regional media. In the Russian media, a special role is assigned to the federal center, which is able to protect the Kaliningrad region from possible aggression. In turn, foreign media outlets note the colossal development of the military industry in the region, which puts in the frame a high degree of militarization. The results of the study made it possible not only to theoretically generalize the features of the created constructs, but also to give recommendations to the authorities of the regional and federal levels in order to correct errors in the Kaliningrad region's positioning strategy.

Key words: Kaliningrad region, regional frame, framing, Internet media, media space.

В настоящее время физическое состояние политических объектов часто уходит на второй план, уступая место позиционированию в виртуальном пространстве. Эта тенденция способствовала развитию инструментов, облегчающих процесс передачи информации и воздействия на ее потребителя. Такими инструментами являются искусственно созданные конструкты, в том числе и фреймы1.

Упомянутая тенденция характерна для всех объектов политического мира, и конкретные административно-территориальные единицы не являются исключением. Для России как федеративного государства остро стоит вопрос о конструировании фреймов регионов, в особенности эксклавных, именно поэтому для анализа была выбрана Калининградская область. В рамках исследования под фреймом региона будет пониматься устойчивый, но способный к трансформациям конструкт, существующий в массовом сознании граждан и определяющий сценарий и значение повседневной региональной деятельности.

Понятие фрейма в политической науке

Следует начать с того, что одни исследователи рассматривают фрейм в качестве статичного феномена, другие — в качестве динамичного2. В данной статье процесс конструирования рамки определяется как фрейминг, а результат этого процесса — как фрейм.

Кроме того, необходимо провести границу между повесткой дня второго уровня и фреймингом. Ряд исследователей, например М. Маккомбз и Д. Шоу, считают, что атрибутивная повестка дня и

1 De Vreese C.H., Peter J., Semetko H.A. Framing Politics at the Launch of the Euro: A Cross-National Comparative Study of Frames in the News // Political Communication. 2001. Vol. 18. No. 2. P. 107-122; Druckman J.N. Political Preference Formation: Competition, Deliberation, and the (Ir)relevance of Framing Effects // American Political Science Review. 2004. Vol. 98. No. 4. P. 671-686.

2 Яноу Д., Ван Хульст М. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 89.

фрейм являются тождественными понятиями, поскольку оба понятия направлены на манипулирование общественным мнением путем акцентирования или замалчивания определенных аспектов события. С другой стороны, политологи считают, что в основе повестки дня второго уровня лежит исключительно частота упоминаний новости, в то время как для фрейминга характерен способ изложения сюжета3, что, на наш взгляд, представляется более уместным в рамках данного исследования.

Понятие фрейма и процесс его конструирования рассматриваются в рамках различных дисциплин. Д. Шен и М. Райан попытались разработать инструментарий, предназначенный для политических исследований фрейминга. В их понимании фрейм носит динамический характер и наделяется смыслообразующей функцией4. В политической коммуникативистике популярным является определение, данное У. Гамсоном и А. Модильяни. Они считают, что фрейм — это основная идея текста либо сюжета в средствах массовой информации, содержащая суть главного «сюжета информационного сообщения»5.

Методология исследования

Для проведения фрейм-анализа мы выбрали следующие медиа: «Клопс», «Новый Калининград», «ТАСС», «РИА Новости», RU.DELFI, Ecns.cn. Перечисленные ресурсы являются одними из наиболее посещаемых в своих категориях и были отобраны случайной выборкой. Хронологические рамки исследования берут начало с 2017 г. и обуславливаются проходившими в регионе губернаторскими выборами. Публикации отбирались по релевантности по тегу «Калининградская область» ("Kaliningrad region").

Для анализа интернет-СМИ применялась модель массовой коммуникации, разработанная Г. Лассуэллом и состоящая из таких элементов, как источник информации, сообщение, канал передачи информации, получатель и эффект названного воздействия6. В рам-

3 Казаков А.А. Теория установления повестки дня vs фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Полития. 2015. № 1. С. 110. Ср.: Entman R.M. Framing Bias: Media in the Distribution of Power // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. No. 1. P. 163-173.

4 Rein M., Schön D. Frame-Critical Policy Analysis and Frame-Reflective Policy Practice // Knowledge and Policy: The International Journal of Knowledge Transfer and Utilization. 1996. Vol. 9. No. 1. P. 90.

5 Scheufele D.A. Framing as a Theory of Media Effects // Journal of Communication. 1999. Vol. 49. No. 1. P. 106.

6 Юферева А.С. Средства массовой информации как институт политической коммуникации в условиях интернета // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 3. С. 292.

ках исследования модель была совмещена с теорией фреймов, позволяющей анализировать закладываемые фреймом сценарии и их элементы: место действия, актор, основное действие и в ряде случаев причинно-следственные связи.

Внутриполитическое измерение фрейма Калининградской области

Говоря о региональных конструктах, формируемых СМИ Калининградской области, мы должны отметить высокую степень независимости региона от федерального центра. Интернет-ресурсы фиксируют нездоровую конкуренцию между субъектами Российской Федерации и достаточно остро реагируют на отставание от лидеров в той или иной отрасли. Элементы «верхнего» слоя фрейма, а именно: ключевые места, акторы и действие, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Фрейм Калининградской области в региональных СМИ

Элементы сценария Характер элементов по отношению к региону

Внешние Внутренние

Ключевые места Субъекты Российской Федерации, особенно Москва и Санкт-Петербург Калининградская область в целом

Акторы Отдельные министерства, НКО А.А. Алиханов, Правительство области, правоохранительные органы

Действие Соперничество с субъектами Российской Федерации Распространение корона-вируса

В «нижнем» слое фрейма Калининградской области в качестве одной из важнейших причин отставания региона выступает ко-ронавирусная инфекция7, которая привела к серьезным сдвигам в социально-экономической и политической сферах жизни общества. Названная причина вызывает серьезное беспокойство, поскольку в рамках ключевого действия по данной тематике нельзя определить его последствия8. Также немаловажным результатом конкуренции является не до конца реализованный потенциал Калининградской

7 Калининградская область — на 11-м месте по доле смертей от коронавируса // Новый Калининград. 2021. 21 января. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/ briefs/community/23906397-kaliningradskaya-oblast-na-11-m-meste-po-dole-smertey-ot-koronavirusa.html

8 Малышева А. В Роспотребнадзоре рассказали о масштабном распространении коронавируса в регионе // Клопс. 2020. 6 апреля. URL: https://klops.ru/comments/2020-04-06/211351-v-rospotrebnadzore-rasskazali-o-masshtabnom-rasprostranenii-koronavirusa-v-regione

области, в силу чего регион занял не очень высокие, но и не самые провальные места в рейтингах российских регионов9. В то же время следует отметить, что в рамках сценария основное действие направлено на будущее благополучие и развитие региона, независимо от ситуации в других субъектах Российской Федерации10. Подобный избирательный оптимизм приводит к дальнейшему увеличению дистанции между Калининградской областью и другими регионами и федеральным центром.

Региональные СМИ Калининградской области уделяют большое внимание другим субъектам Российской Федерации, при этом не раскрывая происходящее на территории эксклава, что является необходимым для привлечения внутренней аудитории. Кроме того, рисуется достаточно слабая связь с федеральным центром: данная тенденция вместе с растущей конкуренцией с другими регионами, по нашему мнению, приводит к «оторванности» Калининградской области от России в региональном виртуальном пространстве. Безусловно, ключевое действие, находящееся в актуальной повестке, позитивно влияет на процесс конструирования фрейма в краткосрочной перспективе, однако для долгосрочной перспективы подобный сценарий перестает работать.

Конструирование фрейма Калининградской области

на федеральном уровне

Российские СМИ стремятся выстроить тесную взаимосвязь между федеральным центром и эксклавом, причем акцент смещается на политическую и экономическую сферы жизни общества. В табл. 2 представлены элементы регионального фрейма, формируемого федеральными интернет-ресурсами.

На «нижнем» слое фрейма Калининградской области в качестве причин основного действия мы можем указать, во-первых, региональный потенциал, который успешно реализуется на местном уровне и, безусловно, отмечается на федеральном11. Это весьма отчетливо показывает принадлежность региона к России. Во-вторых, важной предпосылкой основного действия выступает беспочвенная,

9 Калининградская область заняла 35-е место в национальном рейтинге качества контрольно-надзорной деятельности // Новый Калининград. 2017. 17 февраля. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/12588040-region-zanyal-35-mesto-v-natsionalnom-reytinge-kachestva-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti.html

10 Калининградская область вышла в лидеры страны по надою молока на корову // Новый Калининград. 2017. 31 июля. URL: https://www.newkaliningrad. ru/news/briefs/economy/14380873-kaliningradskaya-oblast-vyshla-v-lidery-strany-po-nadoyu-moloka-na-korovu.html

11 Ростуризм анонсировал туры на Байкал стоимостью от 30 тыс. руб. // ТАСС. 2020. 9 июня. URL: https://tass.ru/ekonomika/8687773

по мнению авторов, истерия западных стран по поводу возможной агрессии со стороны России. При этом отмечается, что отношение между населением соседних стран достаточно дружелюбное12, т.е. ситуация накаляется за счет политической элиты зарубежных стран. Последствием ключевого действия, с одной стороны, является продолжение тесного сотрудничества с регионами Российской Федерации и федеральным центром13. С другой стороны, отмечается укрепление российских позиций в регионе с точки зрения национальной безопасности14. Оба следствия направлены в большей степени на раскрытие Калининградской области как важного для экономики и безопасности России региона.

Таблица 2

Фрейм Калининградской области в российских СМИ

Элементы сценария Характер элементов по отношению к региону

Внешние Внутренние

Ключевые места Польша, Литва, США, другие субъекты Российской Федерации Калининградская область в целом, Калининград, о. Октябрьский

Акторы В.В. Путин, Правительство Российской Федерации, НАТО А.А. Алиханов

Действие Взаимодействие с иностранными государствами Партнерство с другими регионами

Российские СМИ большое внимание уделяют городам Калининградской области, а также выстраивают четкую взаимосвязь между эксклавом и федеральным центром. Во фрейм закладывается вражеское окружение Калининградской области, что приводит к выстраиванию полноценных антагонизмов в публикациях. В данном случае особую роль играет федеральный центр, который и поможет в случае возможной агрессии со стороны западных стран. Кроме того, российские медиа буквально отождествляют регион с его губернатором, поскольку иных влиятельных акторов в медийном пространстве не существует.

12 Губернатор Калининграда оценил отношения между жителями России и Польши // РИА Новости. 2019. 14 февраля. URL: https://ria.ru/20190214/1550828211. html

13 Путин поручил сделать перелеты для Калининградской области доступнее // РИА Новости. 2020. 13 января. URL: https://ria.ru/20200113/1563363662.html

14 Вертолеты Ми-24 Балтфлота уничтожили бронетехнику и укрепления условного противника // ТАСС. 2017. 19 мая. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/4265287

Формирование фрейма Калининградской области зарубежными СМИ

Для зарубежных медиа характерно смещение акцента в сторону внешних относительно региона процессов и событий, которые могли бы привлечь потребителя. Степень самостоятельности субъекта Российской Федерации весьма условна, поскольку для иностранных СМИ действующим лицом будет скорее Россия, чем ее отдельная часть. Основные элементы фрейма представлены в табл. 3.

Таблица 3

Фрейм Калининградской области в зарубежных СМИ

Элементы сценария Характер элементов по отношению к региону

Внешние Внутренние

Ключевые места Москва, Санкт-Петербург, Европейский союз, Украина, Прибалтика Калининград

Акторы НАТО, Кремль, В.В. Путин А.А. Алиханов, Военно-морской флот

Действие Совместные мероприятия с Россией Ухудшение политической ситуации

В «нижнем» слое регионального фрейма для литовских СМИ причиной действия является несовершенство российской политической и социально-экономической систем15. Китайские СМИ в качестве причины действия выделяют дружеские отношения с Россией16. Последствия деятельности в литовских СМИ лишь косвенно связаны с Калининградской областью. Они представляют собой стремление соседних государств к независимости от России во всех сферах, где осуществляется взаимодействие17. Для китайских СМИ характерно подчеркивание дальнейшего партнерства с Россией18, т.е. в обоих случаях последствия ключевого действия не относятся к Калининградской области, что вводит в региональный фрейм большое количество лишней информации.

15 Гасановас О. В Калининград «без визы»: налоги почти 100 евро и выматывающая проверка на таможне // Delfi.ru. 2019. 10 июля. URL: https://m.delfi.lt/ru/news/ article.php?id=81688415

16 Advanced PLA Navy Ship to Join Joint Drill with Russia // Ecns.cn. 2017. June 19. URL: http://www.ecns.cn/military/2017/06-19/261917.shtml

17 «Газпром» объявил о готовности поставлять газ в Калининград, минуя Литву // Delfi.ru. 2019. 8 января. URL: https://www.delfi.lt/ru/news/politics/gazprom-obyavil-o-gotovnosti-postavlyat-gaz-v-kaliningrad-minuya-litvu.d?id=80047809

18 'Historic' SCO Summit to Bring New Opportunities for Cooperation // Ecns.cn. 2017. June 8. URL: http://www.ecns.cn/voices/2017/06-08/260697.shtml

Для зарубежных СМИ характерно замещение региона его столицей. Следует отметить, что Калининградская область предстает перед аудиторией изгоем, поскольку медиа не формируют представления ни о горизонтальных, ни о вертикальных связях. Китайские ресурсы сохраняют часть внимания на своей деятельности, что закладывается и в позиционирование Калининградской области. В свою очередь, литовские СМИ конструируют образ антагониста в лице федерального центра, который представляет опасность как для жителей эксклава, так и для иностранных государств. Для интернет-ресурсов обеих стран в позиционировании Калининградской области характерен существенный перекос в сторону его чрезмерной милитаризации, при этом сам регион несколько обезличен, поскольку представление о нем в большей степени связано с географическим положением.

Выводы

Исходя из результатов исследования, мы можем сделать ряд выводов. В первую очередь следует отметить заметную центробежную тенденцию, поэтому необходимо четче показывать помощь федерального центра региону. Кроме того, во внутренней повестке акцент делается на темы, отражающие краткосрочные интересы, что вызвано отсутствием значимых для внутренней аудитории событий. Более того, в конструкт закладывается нездоровая конкуренция с другими субъектами Российской Федерации, что еще больше отдаляет эксклав от России уже в виртуальном пространстве. Таким образом, перед СМИ встает задача позиционировать более тесное экономическое сотрудничество региональных органов власти с другими субъектами Российской Федерации с целью формирования партнерских отношений в конструктах Калининградской области.

Позиционирование Калининградской области на федеральном уровне в некоторой степени нейтрализует центробежную тенденцию, однако формирует только одностороннюю вертикальную связь, хотя существуют территории региона, важные для России, на примере которых можно было бы продемонстрировать взаимозависимость федеральной и региональной властей. Стоит отметить, что среди российской и иностранной аудитории сформировалось чересчур милитаризированное представление об эксклаве, что негативно сказывается на фрейме Калининградской области. Как нам кажется, федеральным органам власти необходимо меньше заострять внимание на развитии военной отрасли в регионе при сохранении акцента на военной мощи России в целом. Федеральный центр не раз отмечал потенциал региона в туризме, соответственно, стоит задача помочь Калининградской области его реализовать, что сформирует

взаимосвязь субъекта с Российской Федерацией в восприятии аудитории как внутри России, так и за ее пределами.

ЛИТЕРАТУРА

Яноу Д., Ван Хульст М. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 87-113.

Казаков А.А. Теория установления повестки дня vs фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Полития. 2015. № 1. С. 103-113.

Юферева А.С. Средства массовой информации как институт политической коммуникации в условиях интернета // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 3. С. 286-296.

De Vreese C.H., Peter J., Semetko H.A. Framing Politics at the Launch of the Euro: A Cross-National Comparative Study of Frames in the News // Political Communication. 2001. Vol. 18. No. 2. P. 107-122.

Druckman J.N. Political Preference Formation: Competition, Deliberation, and the (Ir)relevance of Framing Effects // American Political Science Review. 2004. Vol. 98. No. 4. P. 671-686.

Entman R.M. Framing Bias: Media in the Distribution of Power // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. No. 1. P. 163-173.

Rein M., Schön D. Frame-Critical Policy Analysis and Frame-Reflective Policy Practice // Knowledge and Policy: The International Journal of Knowledge Transfer and Utilization. 1996. Vol. 9. No. 1. P. 85-104.

Scheufele D.A. Framing as a Theory of Media Effects // Journal of Communication. 1999. Vol. 49. No. 1. P. 103-122.

REFERENCES

De Vreese, C. H., Peter, J., and Semetko, H. A. "Framing Politics at the Launch of the Euro: A Cross-National Comparative Study of Frames in the News," Political Communication, Vol. 18, No. 2, 2001, pp. 107-122.

Druckman, J. N. "Political Preference Formation: Competition, Deliberation, and the (Ir)relevance of Framing Effects," American Political Science Review, Vol. 98, No. 4, 2004, pp. 671-686.

Entman, R. M. "Framing Bias: Media in the Distribution of Power," Journal of Communication, Vol. 57, No. 1, 2007, pp. 163-173.

Iufereva, A. S. "Sredstva massovoi informatsii kak institut politicheskoi kommunikatsii v usloviiakh interneta," Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, Vol. 2, No. 3, 2017, pp. 286-296.

Kazakov, A. A. "Teoriia ustanovleniia povestki dnia vs freiming: k voprosu o sootnoshenii podkhodov," Politiia, No. 1, 2015, pp. 103-113.

Rein, M., and Schön, D. "Frame-Critical Policy Analysis and Frame-Reflective Policy Practice," Knowledge and Policy: The International Journal of Knowledge Transfer and Utilization, Vol. 9, No. 1, 1996, pp. 85-104.

Scheufele, D. A. "Framing as a Theory of Media Effects," Journal of Communication, Vol. 49, No. 1, 1999, pp. 103-122.

Yanow, D., and Van Hulst, M. "Freimy politicheskogo: ot freim-analiza k analizu freimirovaniia," Sotsiologicheskoe obozrenie, Vol. 10, No. 1-2, 2011, pp. 87-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.