Научная статья на тему 'Конституцию России необходимо знать и исполнять'

Конституцию России необходимо знать и исполнять Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / УПЛАТА НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахаткина Елена Валерьевна

В статье автор делает попытку анализа обязанностей, определённых Конституцией России и сложившейся правоприменительной практикой в части исполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы. В связи с чем, автор полагает, что необходимо аппелировать к нормам Конституции РФ при предъявлении налоговых претензий налогоплательщикам и отстаивании позиций налогового законодательства в суде; а также, следует менять уголовное законодательство в части преследования за неуплату налоговых платежей с учетом определённого суммового ценза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitution of Russia need to know and do

In the article the author makes an attempt to analyze responsibilities defined by the Constitution of Russia and the existing law enforcement practice in the execution of the obligation to pay legally established taxes and collections. In this connection, the author believes it is necessary to appeal to the norms of the Constitution of the Russian Federation upon presentation of tax claims taxpayers and defending the point of view of tax legislation in court; and, the need to change the criminal legislation in relation to prosecution for evasion of tax payments based on a certain amount qualification.

Текст научной работы на тему «Конституцию России необходимо знать и исполнять»

КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Малахаткина Е.В.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ

Малахаткина Елена Валерьевна, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, к.ю.н. Должность: профессор. Место работы: Московский налоговый институт. Email: 89104500432@mail.ru

Аннотация: В статье автор делает попытку анализа обязанностей, определённых Конституцией России и сложившейся правоприменительной практикой в части исполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы. В связи с чем, автор полагает, что необходимо аппелировать к нормам Конституции РФ при предъявлении налоговых претензий налогоплательщикам и отстаивании позиций налогового законодательства в суде; а также, следует менять уголовное законодательство в части преследования за неуплату налоговых платежей с учетом определённого суммового ценза.

Ключевые слова: национальный план, отмывание денег, единый государственный реестр юридических лиц, уплата налогов.

THE CONSTITUTION OF RUSSIA NEED TO KNOW AND DO

Malahatkina Elena Valerievna, Adviser of the state civil service Russian Federation, class 2, PhD at law. Position: professor. Place of employment: Moscow tax Institute. E-mail: 89104500432@mail.ru

Annotation: In the article the author makes an attempt to analyze responsibilities defined by the Constitution of Russia and the existing law enforcement practice in the execution of the obligation to pay legally established taxes and collections. In this connection, the author believes it is necessary to appeal to the norms of the Constitution of the Russian Federation upon presentation of tax claims taxpayers and defending the point of view of tax legislation in court; and, the need to change the criminal legislation in relation to prosecution for evasion of tax payments based on a certain amount qualification.

Keywords: the national plan, money laundering, the unified state register of legal entities, the payment of taxes.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - Основной Закон.

Прошло 20 лет.

И стоит задуматься, как за столь продолжительный период в сознании граждан укрепилось сознание соблюдения Основного закона страны.

Мы много говорим о правах, это правильно, но не стоит забывать об обязанностях. Конституционные обязанности - это совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан РФ. Конституционные обязанности являются элементом правового статуса человека и гражданина, носят всеобщий характер, их осуществление необходимо для поддержания конституционного правопорядка и надлежащего режима конституционной законности. Важнейшая конституционная

обязанность — соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15). Она распространяется на всех граждан и лиц без гражданства, иностранных граждан, должностных лиц государства, на все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституцией закреплены обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Конституция РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституция РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы уголовно наказуемо (ст. 339 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 59) гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Остановимся более конкретно на двух конституционных обязанностях:

- соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15);

- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Как участвует в законотворческой и правоприменительной практике в сфере налогообложения Конституция РФ?

Хочется заметить, что, к большому сожалению, за эти годы не выработалась тенденция на ведомственном уровне налоговой службы в своих нормативно- правовых актах или при издании ненормативных актов по результатам проверок апеллировать к Конституции РФ. И, как следствие, судебные акты по налоговым спорам, никак не оценивают обстоятельства дел относительно ст. 57 Конституции РФ.

При явной неуплате налогов, сборов, суд может по формальным признакам принять решение в пользу налогоплательщика. А если бы, налоговые органы постоянно указывали на нарушение ч. 2 ст. 15, ст. 57 Конституции РФ, то возможно и суды иначе вырабатывали правоприменительную практику.

Законодатель всё больше и больше усиливает права налогоплательщиков: не прямо в ст.21 НК РФ, а в целом. Так при принятии решений налоговых органов по налоговым правонарушениям по ст.101.4 НК РФ срок представления возражений на акт проверки с 10 дней увеличен до одного месяца, плюс месяц решение вступает в законную силу (НК РФ с изменениями в редакции федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

А ведь производство по ст. 101.4 НК РФ предполагает очевидные правонарушения: непредставление декларации в срок, не представление сведений об открытии/закрытии банковского счёта и т.п., то есть налоговое производство не по результатам налоговой поверки.

5'2013

Пробелы в российском законодательстве

Тем же законом установлен срок направления требования об уплате налогов по результатам налоговой проверки - 20 дней (было 10). При этом стоит учитывать, согласно ст 6.1 НК РФ это рабочие дни, а значит 20 дней это практически месяц. Вряд ли увеличение срока спровоцирует скорейшую оплату доначислений налогоплательщиком. Время покажет.

Ещё более спорной относительно конституционной обязанности является норма, установленная ст. 59 НК РФ. С учётом федерального закона от 02.07.2013 № 153-Ф3 недоимка будет признаваться безнадёжной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания, с момента образования недоимки прошло пять лет (до изменений был один год) и она не превышает размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве. Данная норма уже позволила многим бросить «имя», но не бросить бизнес, при этом не заплатив налоги. Банкротство в части кредиторской задолженности перед государством осуществляется за счет самого государства.

С ментальностью российских граждан, полагаю, спасение только в уголовном преследовании.

Почему за нарушение ст. 59 Конституции РФ (воинская повинность) УК РФ однозначно трактует наказание за уклонение (ст. 339 УК РФ).

А что мы видим с конституционной обязанностью по уплате налогов: уголовное наказание, предусмотренное ст.198, ст.199 УК РФ применяется в случае установления занижения декларативных данных, повлекших неуплату налогов. При этом ст.32 НК РФ предполагает, отсутствие уголовного преследования в случае уплаты платежей в определённый срок.

Если задуматься, а почему не установить суммовой ценз по текущим платежам, после неуплаты которого налоговый орган обязан направить материалы в правоохранительные органы, независимо каким образом накопилась недоимка у налогоплательщика. Полагаю, дисциплина по исполнению обязанности платить в срок и в полном объёме налогов значительно возросла.

Отдельно хочется коснуться всё тех же соблюдений прав, и полное отсутствие соблюдение обязанности со стороны физических лиц. Ст. 48 НК РФ предусматривает только судебный порядок взыскания сумм налоговых платежей с физических лиц. Со временем меняется сумма, которой налоговые органы должны накопить, чтобы обратиться в суд (до недавнего времени было 1500 руб., сумма увеличена до 3000 руб.). Суды по такой категории дел выносят судебные приказы, зачастую заочно. Исполнение данных судебных решений трудоёмкое и затратное. Вся процедура ст. 48 НК РФ уже привела к амнистии всех не взысканных налогов, накопленных до 2008 года. Новый механизм, предложенный законодателем, мало чем отличается от прежнего. Почему бы не установить те же 3000 рублей накопившейся недоимки для взыскания в бесспорном порядке сумм налогов с физических лиц. Не думаю, что права налогоплательщиков будут ущемлены существенно, зато мотивация исполнения конституционной обязанности налицо, пусть хотя бы с помощью государства в лице налогового органа. Налог должен быть эффективным, а его взыскание не должно быть дорогим и выше самой суммы задолженности.

Нормы налогового права должны, исходя из принципов разумности и справедливости, регулировать, направлять сложные действия субъектов правоотношений в нужном русле.

Если сопоставим всё вышесказанное, то при условии соблюдения ст. 57 Конституции РФ, ст.23 НК РФ, будет

выполнена конституционная обязанность - соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15).

Еще одним важным элементом конституционно-правовой психологии является чувство уважения к Основному Закону государства. Именно уважение к Конституции РФ - основная предпосылка ее последовательной реализации и, в конечном счете, стабильности.

К сожалению, отсутствие уважения к Конституции в конституционном сознании большинства российских граждан препятствует ее реализации как акта прямого действия, применение которого является главным фактором правотворческой и правореализаторской деятельности.

Пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и как следствие - с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения криминогенной обстановки в области налогообложения.

Список литературы:

Конституция РФ 12.12.1993г.// Российская газета, 25.12.1993, №237

Налоговый кодекс РФ часть первая// Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст.3824

Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013,

"Российская газета", N 163, 26.07.2013

Малахаткина Е.В. Апелляционное обжалование - излишество или необходимость // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №3. С.115-117.

Малахаткина Е.В. Иррациональность действий - потери бюджета // Бизнес в законе. 2009. №2. С.88-91.

Малахаткина Е.В. Принципы, определяющие налоговые отношения // Бизнес в законе. 2009. №2. С.81-82.

Малахаткина Е.В. Госреестр на службе у бюджета // Пробелы в российском законодательстве. 2010. N92. С.348-349.

Literature list:

the Constitution of the Russian Federation 12.12.1993г.// Rossiyskaya Gazeta, 25.12.1993, №237

Tax code of the Russian Federation part one// collected legislation of the Russian Federation, 1998, №31, ст.3824

the Federal law from 23.07.2013 N 248-FZ "On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation and some other legislative acts of the Russian Federation and on the invalidation of certain provisions of legislative acts of the Russian Federation, Official webportal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013

"Rossiyskaya Gazeta"", N 163, 26.07.2013

Рецензия

В статье автор рассматривает вопрос о соблюдении налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налоговых платежей. Высказывается авторская позиция о правоприменительной практики конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

Автор указывает на тот факт, что большая часть общества прекрасно знает свои конституционные обязанности, но не спешит их исполнять.

Для административно-правового регулирования налоговой сферы приведённые в статье аспекты важны, в особенности, в силу тесной взаимосвязи отраслей конституционного и налогового права.

Содержание статьи способствует изучению и оценке конституционных норм в части налоговых платежей, и как следствие-привлечение внимания научных кругов и общества в целом к проблемам правового государства в России.

Рецензируемая статья разрешается для публикации в открытой печати, не содержит элементов плагиата, может быть направлена для печати в журнале, рекомендуемом ВАК РФ для научных публикаций.

Профессор кафедры правовых и социальных дисциплин Московского налогового института, к.ю.н., Т.Э. Погудина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.