Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

КОНСТИТУЦИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилович Вячеслав Викторович, Мушта Александр Александрович

На основе рассмотрения Конституции Республики Беларусь в качестве инструмента научного познания в статье анализируются исторические и социокультурные факторы государственного управления в стране. Рассмотрена роль концепции истории белорусской государственности, ее отражение в Основном Законе, взаимосвязь с актуальными проблемами государственной исторической политики. Показано, что подходы белорусских ученых к проблемам государственного управления в целом соответствуют трендам исследовательских поисков на постсоветском пространстве. Отмечено, что в Конституции отражены традиционные ценности и культурные коды, которые исторически определяли характер общественных институтов и образ жизни белорусов. Анализируются положения нового законопроекта «О государственной службе», раскрывается его значимость для совершенствования кадровой политики в органах государственного управления. В заключение авторы характеризуют роль Академии управления при Президенте Республики Беларусь в развитии государственного управления через систему непрерывной подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Данилович Вячеслав Викторович, Мушта Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION IN THE SYSTEM OF HISTORICAL AND SOCIO-CULTURAL FACTORS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes historical and socio-cultural factors of public administration by considering the Constitution of the Republic of Belarus as an instrument of scientific cognition. The authors analyzed the role of the historical concept of Belarusian statehood, its reflection on the Constitution, and its relationship to the relevant issues of state historical policy. It is noted that the Belarusian scientists’ approaches to public administration issues coincide with the trends of research studies in the post-Soviet space. The article shows that the Constitution reflects traditional values and cultural codes historically influencing the nature of public institutions and the Belarussians’ way of life. Analysis of the law «On Public Service» shows its importance for personnel policy improvement in public administration bodies. The authors describe the role of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus in the development of public administration using a system of continuous training.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

Конституция в системе исторических и социокультурных факторов государственного управления в Республике Беларусь

ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ ДАНИЛОВИЧ9 DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-88-95

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МУШТАа

a Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Аннотация: На основе рассмотрения Конституции Республики Беларусь в качестве инструмента научного познания в статье анализируются исторические и социокультурные факторы государственного управления в стране. Рассмотрена роль концепции истории белорусской государственности, ее отражение в Основном Законе, взаимосвязь с актуальными проблемами государственной исторической политики. Показано, что подходы белорусских ученых к проблемам государственного управления в целом соответствуют трендам исследовательских поисков на постсоветском пространстве. Отмечено, что в Конституции отражены традиционные ценности и культурные коды, которые исторически определяли характер общественных институтов и образ жизни белорусов. Анализируются положения нового законопроекта «О государственной службе», раскрывается его значимость для совершенствования кадровой политики в органах государственного управления.

В заключение авторы характеризуют роль Академии управления при Президенте Республики Беларусь в развитии государственного управления через систему непрерывной подготовки кадров. Ключевые слова: государственность, государственное управление, исторические и социокультурные факторы, конституция, президент, государственная служба Дата поступления статьи в редакцию: 2 марта 2022 года.

The Constitution in the system of historical and socio-cultural factors of public administration in the Republic of Belarus

VYACHESLAV VIKTOROVICH DANILOVICHa RESEARCH ARTICLE

ALEKSANDR ALEKSANDROVICH MUSHTAa

a Academy of Management under the President of the Republic of Belarus

Abstract: The article analyzes historical and socio-cultural factors of public administration by considering the Constitution of the Republic of Belarus as an instrument of scientific cognition. The authors analyzed the role of the historical concept of Belarusian statehood, its reflection on the Constitution, and its relationship to the relevant issues of state historical policy. It is noted that the Belarusian scientists' approaches to public administration issues coincide with the trends of research studies in the post-Soviet space. The article shows that the Constitution reflects traditional values and cultural codes historically influencing the nature of public institutions and the Belarussians' way of life. Analysis of the law «On Public Service» shows its importance for personnel policy improvement in public administration bodies.

The authors describe the role of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus in the development of public administration using a system of continuous training.

Keywords: statehood, public administration, historical and socio-cultural factors, constitution, president, public service

Received: March 2, 2022.

Введение

Завершая публикацию серии статей в рамках проекта «Эволюция государственного управления в странах постсоветского пространства. 1991-2001», журнал «Государственная служба» предложил авторам, принявшим участие в подготовке материалов проекта, продолжить сотрудничество. Откликаясь на чрезвычайно интересную и актуальную идею проанализировать влияние цивилизационного подхода, исторических и культурных традиций разных стран мира на формирование систем государственного управления, авторы предлагают свое видение национально-исторических особенностей Беларуси и их влияния на развитие государственности, нашедших свое отражение в Конституции Республики.

Обновление Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) означает, что законодательная база, политическая система, механизмы хозяйствования, государственная служба и кадровая политика будут существенно модернизированы. При этом качественные параметры формируемой модели государственного управления в своей основе должны соответствовать заявленным руководством страны целям конституционного развития, а равно и общественным ожиданиям, удовлетворять требованиям легитимности и устойчивости к экономическим и социально-политическим вызовам, соответствовать реалиям цифрового общества. Наряду с этим Конституция в качестве инструмента научного познания [Хабриева, 2019. С. 17-25] позволяет анализировать, в какой мере выстраиваемая в Беларуси модель государственного управления будет учитывать исторические и социокультурные традиции белорусского государства и общества. Это, собственно, и составляет предмет данной статьи.

Пользуясь любезно предоставленной возможностью, хотелось бы выразить признательность руководству Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС) и редакции журнала «Государственная служба», с которыми Академию управления при Президенте Республики Беларусь (далее - Академия управления) связывает многолетнее и взаимовыгодное сотрудничество.

История белорусской государственности и ее отражение в нормах Конституции

Исследование истоков белорусской государственности, предпосылок эволюции государственных и общественных институтов, национальных особенностей и факторов государственного управления всегда вызывали повышенный интерес отечественных ученых (работы М. Бича, В. Бобкова, А. Вишневского, В. Голубева, Т. Довнара, И. Игнатенко, А. Ковалени, В. Круталевича, О. Левко, И. Марзалюка, Р. Платонова, М. Сташкевича, И. Ховратовича, М. Чудакова, И. Юхо и др.). Государствообразующие процессы белорусского народа имеют глубинные, очень древние корни. «И

с этих позиций нас никто не может упрекнуть, что мы из ниоткуда, что у нас нет этих корней, что мы не имеем права на свое государство, на свой суверенитет и независимость. Наши предки построили первое государство - Полоцкое княжество - еще в десятом веке. Эта святая земля - колыбель белорусской государственности», - отмечает Президент Беларуси А. Лукашенко1.

На устойчивость этнических корней белорусов, их стремление к государственности и живучесть ее традиций на белорусских землях указывают авторитетные белорусские историки, академики А. Коваленя и М. Костюк2. Пройденный белорусским народом исторический путь, истоки белорусской государственности отражены в преамбуле Основного Закона (курсив наш. - В.Д., А.М.): «Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), ... основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, сохранение национальной самобытности и суверенитета, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, культурные и духовные традиции ... принимаем настоящую Конституцию»3.

Именно в этом ключе в республике на системной основе проводятся объективные научные исследования исторических процессов. Представляющими академическое сообщество учеными-историками совместно с коллегами из учреждений высшего образования разработана концепция белорусской государственности. В ее основу положена идея неразрывности исторического процесса, становления и развития белорусского этноса, формирования различных исторических и национальных форм его государственности [Данилович, 2022. С. 4-9]. Вместе с тем руководство Беларуси акцентирует внимание на необходимости объективной и предметной оценки каждого из этапов истории белорусской государственности, подчеркивая, что как нация мы «окончательно сформировались именно в советское время. Именно тогда началась история белорусского государства. По-на-стоящему»4.

Воплощением глубокой исторической традиции и свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия является придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию. По мнению ученых, его корни начинаются от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939 года. В соответствии с проектом Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном со-

1 https://president.gov.by/ru/events/otkrytyy-urok-istoricheskaya-pamyat-doroga-v-budushchee?openVideo=true

2 https://zviazda.by/ru/news/20180117/1516188200-1918-y-god-dlya-nashey-gosudarstvennosti-priobreteniya-i-poteri

3 https://www.belta.by/uploads/ffles/Konstitutsija-na-27-dekabrja-pdf.pdf

4 https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-

realizacii-istoricheskoy-politiki

брании» оно является высшим представительным органом народовластия, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие5. Его ценность как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

История суверенной Беларуси знает шесть таких собраний, и каждое из них внесло определенный вклад в историю государственного строительства. Так, проведение в 1996 году первого Всебелорусско-го народного собрания позволило сплотить общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечить последующее успешное развитие страны. В непростой период развития Беларуси проходила работа шестого Все-белорусского народного собрания, и с позиций дня сегодняшнего можно констатировать, что оно выполнило свою стабилизирующую и консолидирующую функции.

По инициативе Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, которая была основным исполнителем разработки законопроекта «О Всебелорусском народном собрании», с 24 октября по 2 ноября 2022 года прошло общественное обсуждение, высказано и учтено значительное количество конструктивных предложений, направленных на уточнение его норм. К сегодняшнему дню законопроект, который намечено принять не позднее марта 2023 года, по словам его разработчиков, находится в высокой степени готовности. Таким образом, Всебелорусское народное собрание становится действенным инструментом решения задач социально-экономического развития страны, совершенствования системы управления государством и обществом, укрепления диалога между ними.

Сохранение и защита исторической

памяти - ключевое направление государственной

исторической политики

Историческая память оказывает заметное влияние на общественные процессы, что подтверждается широким диапазоном ее социальных ролей. Так, белорусские исследователи указывают на ряд конструктивных функций и задач исторической памяти, таких как: фактор формирования этно-нацио-нальной и политической идентичности (Е. Бабосов, Л. Земляков); условие консолидации белорусского общества (А. Коваленя); механизм формирования и управления обществом (О. Кравцов); инструмент со-

временных социальных практик (Н. Мысливец); объект исторической политики (И. Валаханович); фактор политической социализации молодежи (Н. Мусина); концепт исторического образования (С. Панов); способ преодоления травматического опыта (Н. Ляхо-вич-Петракова); гуманитарный ресурс интеграционных процессов (В. Ватыль); фактор национальной безопасности (Г. Краско, А. Мушта) и др. [Историческая память..., 2019].

О важности исторической памяти и связанной с ней исторической политики свидетельствует включение в текст Конституции положений о сохранении национальной самобытности, уважении к историческим традициям Беларуси, правды о героическом прошлом белорусского народа, воспитании патриотизма (преамбула, статьи 15, 32 и 54)6.

На этом фоне представляется вполне обоснованным объявление 2022 года, вслед за прошедшим Годом народного единства, Годом исторической памяти. В этом направлении проведена значительная работа - уточнены и пересмотрены некоторые теоретико-методологические подходы, систематизированы исторические исследования, расширен диапазон коммеморативных практик, повышена согласованность деятельности задействованных в этой работе государственных органов и общественных организаций. В поле приоритетного внимания находились вопросы недопущения реабилитации нацизма и поиска новых доказательств геноцида белорусского народа в годы Второй мировой войны, их международно-правового оформления. В деле реализации исторической политики активно участвовали специалисты из НАН Беларуси, университетов и институтов, представители экспертного сообщества. Важно, что в дело сохранения исторической памяти активно включалась молодежь, разрабатывая и реализуя на практике разнообразные проекты.

Именно в таком направлении ведется работа в Академии управления. В качестве примеров можно назвать ежегодно проводимый интеллектуальный конкурс «Жыву у Беларус i тым ганаруся», конкурс видеороликов «Свет Великой Победы», акцию по популяризации государственной символики «Роднае - народнае», военно-патриотическое мероприятие «Пока мы помним - мы живем». Следует подчеркнуть, что исторические аспекты получают соответствующее отражение в образовательном процессе Академии управления. Так, например, в перечень профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными стандартами и учебными планами по соответствующей образовательной программе переподготовки, входит не только знание слушателем сущности государственного управления, но и истории становления и развития органов го-

5 https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/20 2 2/october/ 71923/

6 https://www.belta.by/uploads/ffles/Konstitutsija-na-27-dekabrja-pdf.pdf

сударственного управления на белорусских землях, этапов трансформации института государственной службы в современном мире.

В условиях глобального передела сфер влияния в мире историческая политика является для Беларуси стратегией самосохранения, фактором ее национальной безопасности. Представляется вполне закономерным отразить эти вопросы в новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, решение о разработке которой принято шестым Всебелорусским народным собранием. Эксперты Академии управления включены в состав межведомственной рабочей группы по разработке данного документа, актуальный текст которого уже учитывает ряд внесенных ими предложений. В частности, в новой редакции Концепции будет подчеркнуто, что одним из направлений нейтрализации источников национальной безопасности является формирование у населения активной гражданской позиции, готовности трудиться на благо страны, уважения к традиционным национальным ценностям, сохранение исторической правды и памяти о героическом прошлом белорусского народа.

Государственное управление как востребованное направление белорусской науки

Научная деятельность по изучению проблем теории и практики государственного управления в Республике Беларусь в течение последних десятилетий связана с исследованиями Н. Антанович, Т. Адуло, Е. Бабосова, Д. Безнюка, В. Бущика, О. Буховца, Г. Ва-силевича, В. Ватыля, А. Мельникова, С. Решетникова, О. Слуки, А. Стром, С. Паречиной, А. Тиковенко, О. Чу-прис, Я. Яскевич. Полученные на протяжении 30 лет научные результаты позволяют утверждать, что ведущей в этой области является управленческая школа Академии управления. Анализ национальной специфики государственного управления в той или иной степени получил отражение в работах Н. Антоновой, А. Брасса, И. Ганчеренка, В. Герменчука,

A. Ивановского, М. Ильина, Л. Мальцева, В. Мельника, С. Князева, А. Морозевича, М. Петровича, А. Тихонова, М. Чудакова, А. Шрубенко, Ю. Ясинского,

B. Яковчука.

В структуре Академии управления активно функционирует Научно-исследовательский институт теории и практики государственного управления, теоретические и прикладные разработки которого широко востребованы Администрацией Президента Республики Беларусь, государственными органами, иными государственными организациями. Значительную роль играют кафедры - основные (базовые) структурные подразделения Академии управления, объединяющие высококвалифицированных преподавателей, ведущие образовательную, научно-исследовательскую, методическую и воспитательную деятельность на компетентностной и

практико-ориентированной основе. Так, кафедрой государственного управления Института государственной службы в настоящее время разрабатывается тема «Совершенствование деятельности государственного аппарата Республики Беларусь: исторический опыт и стратегические перспективы» (задание 1.03 «История Беларуси с конца XVШ века до первой четверти XXI века» государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 годы). В работах ученых Академии управления отмечается, что системообразующим центром государственного управления в Республике Беларусь, тесно связанным с идеей белорусской государственности, оказывающим определяющее воздействие на формулирование стратегических целей, выработку политического курса, формирование общенациональной «повестки дня», является институт президентства7.

Теория и методология государственного управления развивается также в рамках политологической школы; ведущим центром здесь является Белорусский государственный университет. С. Решетников, Н. Антанович, Г. Василевич, С. Побережная, другие белорусские политологи и правоведы, рассуждая о природе объективных условий государственного управления, стремятся выявить влияние на его системные характеристики общецивилизационных и национально-особенных условий. Так, например, Н. Антанович на основе систематизации междисциплинарных подходов к государственному управлению выявлено, что заимствование политических моделей и практик оправдано в форме микростратегий, подчиненных национальной повестке дня на системной основе [Антанович, 2018. С. 29]. В подобном ключе рассуждают эксперты Национального центра законопроектной деятельности, полагающие, что безадаптационное заимствование методов и форм бизнес-администрирования, получившее признание в других государствах, в условиях Беларуси «приведет к коренному переустройству управленческой системы, разрыву социально-правовых традиций белорусского государства»8.

Надо сказать, что схожих суждений придерживаются авторитетные ученые - наши коллеги из Российской Федерации и Республики Казахстан. Например, М. Савельева, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, в своей рецензии на учебник «Российское управление» отметила, что при неизменности и независимости управленческих законов «специфика сообществ во многом определяет цели и задачи управления социально-э-

7 https://www.belta.by/society/view/dannye-masshtabnogo-sotsissledovanija-bolee-72-belorusov-doverjajut-prezidentu-475139-2021/

8 http://center.gov.by/rekomendatsii-kruglogo-stola/

кономическими системами, а также используемые при этом механизмы и инструменты» [Савельева, 2021. С. 77].

В свою очередь, А. Байменов, председатель Управляющего комитета Астанинского хаба государственной службы, пишет: «Не существует единой универсальной модели государственного управления, которая была бы эффективной во всех странах. Социально-экономический и историко-культурный контекст каждой страны, а также выбранная социально-экономическая модель и особенности функционирования политической системы являются исходными условиями, которые играют определяющую роль в выстраивании модели государственного управления» [Байменов, 2020. С. 32].

Указанное позволяет полагать, что понимание роли национально-специфических факторов государственного управления белорусскими учеными находится в общем русле трендов, господствующих на постсоветском пространстве.

Социокультурные факторы и Конституция

В ряду объективных основ государственного управления культурно-историческое наследие выступает важнейшей жизненной опорой [Атаманчук, 1997. С. 61]. В Республике Беларусь развитию культуры придается большое значение. Ее базовые принципы и векторы развития задает Конституция. Основному Закону Республики Беларусь присущ здоровый консерватизм. В нем отражены нормы, связанные с ответственностью государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15), защитой государством института брака как союза женщины и мужчины, семьи, материнства, отцовства и детства, правом и обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси (статья 32).

Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира, в числе которых культурно-идеологическая экспансия, разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей народов, их национальной идентичности, института семьи и пространства межкультурного взаимодействия. К слову, процессы формирования альтернативных ценностей, усилившаяся в последние годы артикуляция проблем, особенно важных для социальных групп с определенными конфигурациями гендера и сексуальности, получили в Российской Федерации название «новая этика». Отношение к ним российского руководства известно: президент В. Путин сравнил ее продвижение с распространением коронавирусной инфекции и появлением новых штаммов и предложил искать «противоядие» в

основах духовной культуры, с помощью поддержки традиционных ценностей9.

В этом контексте хотелось бы отметить, что известный совет профессора П. Дуткевича западным странам о том, что европейские ценности могут не быть моделью для России и что Европейскому союзу следует воспринимать эту страну «такой, какая она есть, а не такой, какой она "должна быть"»10, весьма уместен и для «белорусского кейса». По заявлению руководства Беларуси, «при любых интересах внешних игроков развязанная ими битва - это битва за ценности. Наши ценности не вписываются в систему глобалистского мироустройства, потому что противоречат и мешают целям тех, кто в этой системе намерен доминировать»11.

Белорусское государство и впредь продолжит культивировать фундаментальные ценности и культурные коды, которые исторически определяли характер общественных институтов и образ жизни белорусов. В сущности, в этом и заключается особая традиция понимания смысла государства и государственной власти как объединяющего общество начала, носителя высших смыслов и ценностей, их источника и защитника, обеспечивающего духовное единство, связанное с чувством сопричастности граждан к своей истории и культуре [Александров, 2020. С. 16-21].

Таким образом, конституция указывает на те ценности, которые должны в первую очередь воспроизводиться и поддерживаться государством. В свою очередь, обусловленность государственного управления социокультурными факторами, как мы полагаем, следует рассматривать системно, в двух измерениях - непосредственном и опосредованном, конкретизируя их воздействие в условиях конкретной исторической ситуации.

Новый Закон «О государственной службе» - один из ключевых вопросов кадровой политики

Изменение конституции означает, что система управления в государстве будет отстроена заново. В этих условиях государственная служба может и должна стать гарантом институциональной стабилизации, инструментом выстраивания стройной системы управления12.

Институт профессиональной государственной службы в Республике Беларусь создан в 1993 году, а спустя 10 лет, в 2003 году, впервые принят соответствующий закон. Попытки разработать новый закон

9 https://www.bbc.com/russian/news-59810520

10 https://ria.ru/20131018/971014036.html

11 https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-aktivom-mestnoy-vertikaH-po-aktualnym-voprosam-obshchestvenno-poHticheskoy-obstanovki

12 https://www.belta.by/president/view/lukashenko-v-sluchae-

izmenemja-konstitutsii-sistema-upravlemja-v-gosudarstve-budet-otstroena-zanovo-476338-2021/

предпринимались в 2013-2014 годах, но по разным причинам подготовка законопроекта откладывалась. Не последнюю роль здесь играло то обстоятельство, что выстроенная в Беларуси модель государственной службы и сформированный на ее основе компактный государственный аппарат в целом обеспечивали достижение поставленных целей.

Вместе с тем, по мнению авторитетных белорусских ученых, упомянутый выше закон не мог выполнять роль системно-базового акта, закрепляющего единую методологическую основу правового регулирования государственной службы [Чуприс, 2008. С. 14-22]. По прошествии 15 лет стало очевидно, что на фоне изменившихся экономических и социально-политических условий законодательство о государственной службе требует своего совершенствования.

С учетом этого экспертной группой, в состав которой наряду с представителями государственных органов, учеными входили и представители Академии управления, разработан и принят 16 декабря 2020 года в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О государственной службе». Законопроект устанавливает стройную систему государственной службы (основные звенья - государственная гражданская служба, военная служба, служба в военизированных организациях); вводит реестр государственных гражданских должностей; совершенствует систему классов государственных служащих; содержит общие требования служебной этики государственных гражданских служащих. Таким образом, нормативный акт коррелируется с главной задачей кадровой политики - создать условия, при которых в систему государственных органов приходили бы не случайные люди на краткосрочный период, а компетентные и ответственные за порученный участок управленцы, способные адаптироваться к динамично меняющейся ситуации, умеющие работать с людьми, оценивать последствия принимаемых решений, обладающие высокими патриотическими и моральными качествами.

Очевидно, что новые подходы к институту государственной службы и кадровой политике обусловлены в том числе динамикой общественно-политической ситуации. На это, например, указывают существенно возросшие требования главы государства к госаппарату и обеспечению устойчивости государственного управления в условиях внешних вызовов и санкционного давления: «В государственных структурах должны работать профессионалы с твердой государственной позицией, патриоты»13.

Вопрос сохранения белорусской государственности, как это неоднократно отмечалось руководством страны, является безальтернативным. «Это наша страна и мы ее никому не должны отдать» - лейт-

13 https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-s-

rukovodstvom-administracii-prezidenta

мотив всех кадровых назначений, осуществленных Президентом Беларуси с лета 2020 года. Что же касается проблемы выбора для служащих госаппарата, то она сформулирована предельно жестко: каждый должен иметь свою точку зрения, но если вы руководите коллективом, вы государственные люди; в противном случае антигосударственная позиция будет расцениваться как предательство14. На обоснованность такого императивного подхода указывает и анализ известных январских событий 2022 года в дружественной нашей стране Республике Казахстан, в качестве одной из причин которых эксперты называли предательство ряда чиновников и правоохра-нителей15.

Можно заключить, что основные новеллы законопроекта «О государственной службе» направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов, престижа государственной службы, качества подбора государственных служащих, что немаловажно в условиях реализации комплекса мер по защите белорусской государственности и суверенитета.

Развитие государственного управления через систему непрерывной подготовки кадров: роль и место Академии управления

Профессиональная подготовка руководящих кадров и обеспечение их непрерывного образования - одно из приоритетных направлений развития системы государственного управления в Республике Беларусь. Академии управления принадлежит здесь определяющая роль. Охарактеризовать в деталях все аспекты этого многопланового процесса не представляется возможным, остановимся на наиболее значимых моментах.

В Академии управления получают образование руководящие кадры, лица, включенные в резервы руководящих кадров, государственные служащие и иные лица. Так, по уровню дополнительного образования взрослых осуществляется переподготовка руководящих работников и специалистов по 11 специальностям. По состоянию на 11 января 2022 года ее проходят 1 208 слушателей (в том числе в рамках государственного заказа - 735, на внебюджетной основе - 573). В рамках государственного заказа повышение квалификации прошли 842 слушателя, на платной основе - 352 слушателя.

По уровню высшего образования подготовка осуществляется по четырем специальностям I ступени высшего образования, а также по четырем специальностям магистратуры. Общая численность студентов в Институте управленческих кадров на 11 января 2022 года составила 2 469 человек, в том числе 703 студента, которые обучаются на I ступени

14 https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-o-

protivodeystvii-sankcionnym-meram-1639641613

15 https://t.me/rian_ru/138399

высшего образования в очной (дневной) форме, и 1 766 студентов заочной формы получения высшего образования (второе высшее). Кроме того, в рамках государственного заказа на I ступени высшего образования обучается 158 слушателей заочной формы получения высшего образования.

В основе академической модели системы непрерывной профессиональной подготовки управленческих кадров - принцип тесной взаимосвязи компе-тентностного и практико-ориентированного подходов к образовательному процессу. В этих целях:

• совершенствуется государственный заказ на подготовку и переподготовку руководящих кадров и лиц, включенных в резервы руководящих кадров, с учетом реальной потребности государственных органов и организаций, на основе разработанных актуальных программ повышения квалификации оптимизируется его структура;

• обновляются образовательные программы стажировки руководящих работников и специалистов;

• актуализируется вариативный компонент учебного плана специальностей «Государственное управление и право» и «Государственное управление и экономика», в нем предусматриваются учебные дисциплины, направленные на получение обучающимися знаний и навыков, востребованных на государственной службе.

Согласован с государственными органами - заказчиками кадров - ряд программ повышения квалификации. В их числе: «Эффективная деятельность органов исполнительной власти в современных условиях», «Профессиональная компетентность руководителей органов государственного и местного управления», «Актуальные вопросы государственной информационной политики Республики Беларусь», «Цифровая культура», «Социальные медиа и их роль в идеологической работе».

С учетом перспектив цифровизации государственного управления Академия управления в качестве созаказчика и стратегического партнера будет участвовать в разработке образовательной платформы для повышения «цифровой грамотности» населения, а также образовательного контента для курсов повышения квалификации работников государственных органов и организаций по вопросам цифрового развития.

Литература

Александров В.Б. Идея цифрового государства перед лицом русской традиции понимания смысла государственной власти. Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 16-21. Антанович Н.А. Теория и методы анализа государственного управления в политической науке. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. полит. наук. Минск, 2018. АтаманчукГ.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997. Байменов А.М. О некоторых факторах эффективности государственного управления. Государственная служба. 2020. Т. 22. № 1 (123). С. 26-32.

Создавая все условия для осуществления качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих кадров, ректорат и Совет Академии управления считают важным, чтобы из ее стен выходили управленцы, владеющие новейшими научно-организационными знаниями и технологиями, глубокой гражданской убежденностью и высокой нравственностью.

Заключение

Хотелось бы завершить данную публикацию краткой цитатой из статьи, написанной В. Степиным, выдающимся философом современности, академиком Российской академии наук, получившим философское образование на историческом факультете БГУ, преподававшим в высших учебных заведениях Беларуси, защитившим здесь диссертации, ставшим почетным профессором БГУ, иностранным членом НАН Беларуси. Без малого 15 лет тому назад ученый писал: «Учет исторического и культурного контекста становится в современных реформаторских действиях важнейшей проблемой, без осознания которой мы не получим практически действенных и успешных решений» [Степин, 2008. С. 166].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, вопрос о характере влияния исторических и социокультурных условий на государственное управление демонстрирует завидную востребованность. Судя по тому, что ответ на него занимает различные научные школы на протяжении долгого времени, его вполне можно относить к разряду «вечных» вопросов теории и практики государственного управления.

Современное белорусское общество нуждается в совершенствовании сложившейся модели государственного управления, учитывающей фундаментальные исторические и социокультурные национальные традиции в контексте мирового цивилизационного процесса. Процесс конституционного реформирования в Республике Беларусь, осуществляемый в рамках общемировых и постсоветских тенденций, - весомый повод внести необходимые коррективы в механизмы и процессы государственного управления, актуализировать те приоритетные области и тенденции, которые должны быть приняты во внимание при совершенствовании системы непрерывной подготовки государственных служащих в условиях «цифрового общества» и современных вызовов.

Данилович В.В. Сохранение исторической памяти - ключевая составляющая реализации государственной исторической политики. Проблемы управления. 2022. № 1 (83). С. 4-9.

Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26-27 сентября 2019 г. / ред. кол.: Коршунов Г.П. (гл. ред.) [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск, 2019.

Павлов В.И. Отечественная историко-правовая наука в контексте энергийно-правовой модели осмысления правовой реальности // Псторыя i сучаснасць: беларуская дзяржауна-

сць ва усходнееурапейсюм цывШзацыйным кантэксце: зборнш навуковых прац, присвечаных 90-годдзю з дня нараджэння прафесара 1.А. Юхо / рэдкал.: С.А. Балашэнка (гал. рэд.) i [iнш.]. Мшск, 2012. Савельева М.В. Рецензия на учебник «Российское управление».

Государственная служба. 2021. Т. 23. № 4. С. 76-77. Степин В.С. Российская ментальность и рыночные реформы // Экономика и общественная среда: Неосознанное вза-

References

Alexandrov V.B. The idea of digital state in the face of the Russian cultural tradition for understanding the meaning of the government. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. 2020. No. 2. P. 16-21. In Russian

Antanovich N.A. Theory and methods of public administration analysis in political science. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Political Sciences. Minsk, 2018. In Russian Atamanchuk G.V. Theory of public administration. Lecture course.

Moscow: Legal Literature, 1997. In Russian Baimenov A.M. On some of the factors for public administration efficiency. Gosudarstvennaya sluzhba. 2020. Vol. 22. No. 1 (123). P. 26-32. In Russian Chupris O.I. Conceptual problems of the legislation on public service of the Republic of Belarus and ways to improve it. Pravo.by. 2008. No. 2. P. 14-22. In Russian Danilovich VV. Preservation of historical memory is a key component in the state's policy implementation. Problemy upravleniya. 2022. No. 1 (83). P. 4-9. In Russian Belarus historical memory as a factor of society consolidation: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Minsk, September 26-27, 2019 / editorial board: Korshunov G.P.

имовлияние: Научные записки и очерки / под ред. О. Богомолова. М.: Ин-т экон. стратегий, 2008.

Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций. Государственная служба. 2019. Т. 21. № 1 (117). С. 17-25.

Чуприс О.И. Концептуальные проблемы законодательства о государственной службе Республики Беларусь и пути его совершенствования. Право-. 2008. № 2. С. 14-22.

(chief editor), and others; National Academy of Sciences of Belarus, Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus. Minsk, 2019. In Russian Pavlov V.I. Domestic history and law science in the context of the energy-legal comprehension model of legal reality // History and the present: Belarusian statehood in the context of Eastern European civilization: a collection of scientific papers dedicated to the 90th anniversary of the birth of Professor Y. Yuho / editor: S.A. Balashenko (chief editor), and others. Minsk, 2012. In Belar-usian

Savelyeva M.V. Review of the textbook «Russian management». Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. Vol. 23. No. 4. P. 76-77. In Russian

Stepin V.S. Russian mentality and market reforms // Economics and social environment: Unconscious mutual influence: Scientific notes and essays / Ed. by O. Bogomolova. Moscow: Institut eko-nomicheskikh strategiy, 2008. In Russian Khabrieva T.Ya. Constitutional development in the context of modern challenges and global social transformations. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. Vol. 21. No. 1 (117). P. 17-25. In Russian

Информация об авторах:

ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ ДАНИЛОВИЧ, кандидат исторических наук, доцент, ректор

Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Республика Беларусь, 220007, Минск, ул.

Московская, 17). E-mail: post@pac.by

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МУШТА, кандидат философских наук, доцент, ведущий специалист по информационно-аналитической работе Информационно-аналитического управления

академия управления при Президенте Республики Беларусь (Республика Беларусь, 220007, Минск, ул. Московская, 17). E-mail: alex_mushta@mail.ru

Для цитирования: Данилович В.В., Мушта А.А. Конституция в системе исторических и социокультурных факторов государственного управления в Республике Беларусь. Государственная служба. 2022. № 6. С. 88-95.

Information about the authors:

VYACHESLAV VIKTOROVICH DANILOVICH, Candidate of Sci. (History), Associate Professor, Rector Academy of Management under the President of the Republic of Belarus (17, Moskovskaya St., Minsk, 220007, Republic of Belarus). E-mail: post@pac.by

ALEKSANDR ALEKSANDROVICH MUSHTA, Candidate of Sci. (Philosophy), Associate Professor, Leading Specialist in Informational and Analytical Work, Department of Public Administration

Academy of Management under the President of the Republic of Belarus (17, Moskovskaya St., Minsk, 220007, Republic of Belarus). E-mail: alex_mushta@mail.ru

For citation: Danilovich V.V., Mushta A.A. The Constitution in the system of historical and socio-cultural factors of public administration in the Republic of Belarus. Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. No. 6. P. 88-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.