Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГАРАНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ'

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГАРАНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГАРАНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Tashkent State Transport University The Constitution of the Republic of Uzbekistan is the Glorification of Human Dignity, the Guarantee of Our Free and Prosperous Life

Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022 O'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -inson qadrini ulug'lash, erkin va _farovon hayotimiz kafolati

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН - ГАРАНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Алимжан Атабаевич Матчанов

Начальник кафедры организационно-штабной деятельности Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан доктор юридических

наук, профессор, полковник аПш1 ап. ша1:сЬапоу@ешай. сот

Ярослав Михайлович Квитков

Старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республик Узбекистан, юрист 3-го класса 1aw1and@шai1.ru

Административно-правовые отношения составляют один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Основным правовым гарантом законности в осуществлении административно-правовых отношений является Конституция Республики Узбекистан и текущее законодательство. Среди последних нормативно-правовых актов, которые создают правовую основу можно отметить принятый 8 августа 2022 года Закон Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе».

Глава государства подписал данный закон после совещания, на котором он заявил, что решение проблем в сфере госслужбы откладывалось 30 лет. «Госслужба до сих пор не стала системой, которая действительно удовлетворяет народ», - отметил он. Тогда же Президент страны сказал, что закон разрабатывался два года «на основе глубоких обсуждений» с привлечением отечественных и иностранных экспертов. Являясь разновидностью административно-правовых отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в различных областях и сферах жизни, они выражают все основные признаки государственного административного регулирования.

Общеизвестно, что определенная часть общественных отношений регулируются посредством права, в нашем случае административным. Общественными отношениями

December 1

30

Tashkent State Transport University The Constitution of the Republic of Uzbekistan is the Glorification of Human Dignity, the Guarantee of Our Free and Prosperous Life

Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022 O'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -inson qadrini ulug'lash, erkin va _farovon hayotimiz kafolati

считаются установившиеся в процессе совместной жизнедеятельности людей и их объединений. Самые важные из этих отношений, то есть отношения, связанные с эффективным управлением общественными делами, организацией государственной власти, отношения между государством и личностью, регулируются нормами конституционного и административного права.

Совокупность общественных отношений, регулирование важнейших из них является предметом Конституции как основного закона, который является основой и административных правоотношений. Реальные административно -правовые отношения строятся на строгом и неукоснительном соблюдении норм Основного закона страны.

Административно-правовые отношения строятся на соблюдении принципов Конституции. Общее состоит в том, что всякое правоотношение есть результат применения правовой нормы, ее воздействия на общественные отношения и регулирование этих отношений. Правовые отношения - есть юридическая связь между людьми (субъектами), возникающая в виде субъективных прав и юридических обязанностей на основе применения норм и определенных юридических фактов. Эти общетеоретические положения способствуют выявлению сущности и особенности административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения отличаются от других видов правовых отношений следующими особенностями: им свойствен особый

субъективный состав, среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; административно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений; многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений; административно-правовые отношения выступают в качестве формы и основы правового регулирования государственно-властных отношений.

Классическим видом административно-правовых отношений являются такие правоотношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные административно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Реализация данных норм

порождает такие формы правоотношений, через которые

December 1

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022

The Constitution of the Republic of Uzbekistan O 'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -

is the Glorification of Human Dignity, the inson qadrini ulug'lash, erkin va

воплощаются в жизнь заложенные в них предписания.

В самом общем виде административно-правовое отношение можно определить, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных этой нормой.

Реализация права происходит путем установления в обществе разнообразных, предусмотренных в нормах права правоотношений между членами общества, между ними и государством. Именно в правоотношениях проверяется эффективность правовых норм, соответствие их потребностям общества. Правоотношения являются той формой, в которой реализуются субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц.

В административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражаются воля и интересы народа, регулируемые государством. Эти отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Именно поэтому в административно-правовых отношениях одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо).

Административно-правовые отношения, урегулированные нормами административного права, представляют собой общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности [1].

Необходимо отметить, что административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, которые необходимо знать каждому государственному служащему.

Первой особенностью является то, что одной из сторон административно-правовых отношений, принимающих решение и которое может применить принуждение в отношении другой всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими, административно-правовыми

полномочиями.

Второй особенностью можно отметить тот факт, что

December 1

32

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022

The Constitution of the Republic of Uzbekistan O 'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -

is the Glorification of Human Dignity, the inson qadrini ulug'lash, erkin va

многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства.

Третьей особенностью является то, что административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным.

Четвертая особенность выражается в том, что споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.

Пятой особенностью можно выделить то обстоятельство, что в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Анализ мнения ученых проводивших исследование в области административно-правовых правоотношений показал, что они пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений [2].

Одной разновидностью, подразделяющейся по характеру возникающих между субъектами правоотношений, можно указать на разделение по соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений по вертикали и горизонтали. При этом первые представляют административные отношения, в которых один из участников находится в подчинении у другого. Вторые - это такие административные правоотношения, при которых участники не находятся в подчинении друг у друга.

Правоотношения между органами государственного управления и гражданами по реализации обязанностей граждан в сфере управления, как правило, являются вертикальными, ибо гражданин подчинен законным требованиям органа государственного управления.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными фактами, и отношения, порожденные неправомерными фактами.

Следовательно, в зависимости от особенностей правового статуса участников административных правоотношений они могут быть между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уроне. Также они могут быть и между не соподчиненными

December 1

33

Tashkent State Transport University The Constitution of the Republic of Uzbekistan is the Glorification of Human Dignity, the Guarantee of Our Free and Prosperous Life

Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022 O'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -inson qadrini ulug'lash, erkin va _farovon hayotimiz kafolati

субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне.

В зависимости от государственного устройства административные правоотношения возникают между центральными органами исполнительной власти и местными органами власти, а также между органами исполнительной власти и органами, находящимися на одном уровне (между правительством и областями).

В теории административного права общественные отношения могут подразделятся на внутренние и внешние.

Внешние административные правоотношения непосредственно связаны с воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти. Внутренние же, наоборот представляют собой отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между соподчиненными подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления.

Если же административные правоотношения проанализировать по их характеру, то они могут быт порожденными правомерными или неправомерными действиями.

И наконец, по содержанию административно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. При этом к материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, а процессуальные - это нормы, регулирующие процедуру их непосредственного применения органами наделенными соответствующими полномочиями государственного управления в сфере административных правоотношений.

Зарубежный опыт по рассмотренным выше вопросам показывает, что в современном административном праве стран континентальной Европы и в частности Франции и Германии [3].

Так, по их законодательству административное регулирование отношений осуществляется в форме издания актов как нормативного, так и индивидуального значения. Этими же актами регулируется и административно-полицейская деятельность, которая играет не последнюю роль в деятельности муниципальных органов, которые

существуют на уровне коммуны, общины и средних городов.

December 1

Tashkent State Transport University The Constitution of the Republic of Uzbekistan is the Glorification of Human Dignity, the Guarantee of Our Free and Prosperous Life

Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022 O'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -inson qadrini ulug'lash, erkin va _farovon hayotimiz kafolati

В них, эти органы выступают как управленческие и регулируют административно-правовые отношения, которые дают обязывающие поручения, а последние их выполняют. К порученным делам обычно относятся полицейские функции, службы уличного движения, строительный и промысловый надзор, надзор за бездомными, учет численности населения [4].

Административное право Южной Кореи, Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии представляют собой систему правовых норм, предназначенных для осуществления целей реализации административно-правовых отношений. Подобные отношения регулируются административно-правовыми актами, содержащими соответствующие нормы определяющие общественную безопасность. К числу таких актов относится Закон о предотвращении подрывной деятельности, направленные на административно -правовые ограничения в отношении реализации конституционных прав на собрание, объединение на союзы, коллективные действия, свободы печати и др. Административное законодательство указанных стран не кодифицировано в отличие от уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при Министерстве юстиции.

Таким образом, основываясь на Конституции Республики Узбекистан в настоящее время, внедряются оптимальные критерии административно-правовых отношений, которые создают необходимые условия развития механизма деятельности органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений, направленных на предупреждение необоснованного увеличения административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления. Кроме этого, оптимизация органов административно-правовых отношений позволяет недопущение отрицательного воздействия на социально-экономические процессы [5], устранения дисбаланса между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти, а также обеспечения рационального распределения кадровых и материальных ресурсов.

REFERENCES

1. Хужакулов С.Б. Совершенствование общей профилактики правонарушений (на примере деятельности органов

December 1

35

Tashkent State Transport University The Constitution of the Republic of Uzbekistan is the Glorification of Human Dignity, the Guarantee of Our Free and Prosperous Life

Volume 3 | TSTU Conference 2 | 2022 O'zbekiston Respublikasi konstitutsiyasi -inson qadrini ulug'lash, erkin va farovon hayotimiz kafolati

внутренних дел): Автореф. дис. ...д-ра философии (PhD). - Т., 2018. - 53 с.

2. Административное право. Особенная часть: Курс лекций. - Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2012. - 222 с.

3. Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии // Государство и право, 2002, № 6, с. 85-90.

4. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. - 200 с.

5. Дадашева, А. А. (2022). ДАВЛАТ ХИЗМАТИНИ ИСЛО^ ^ИЛИШ ШАРОИТИДА ХРКИМЛАР ФАОЛИЯТИ УСТИДАН ЖАМОАТЧИЛИК НАЗОРАТИНИ АМАЛГА ОШИРИШНИНГ АСОСИЙ ЙУНАЛИШЛАРИ.

December 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.