ХУ^УКЩИНОСЙ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Юсуфов Акмал Хотамович,
адъюнкт кафедры государственноправовых дисциплин Академии управления МВД России
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Законодательство практически всех государств мира содержит правовые нормы, обеспечивающие безопасность государства и его граждан. Это связано с тем, что любое государство на каком-то этапе своего развития может столкнуться с чрезвычайной ситуацией, требующей принятия специальных мер для локализации негативных последствий, вызванных либо действиями человека, либо действиями стихийных сил природы. Для пресечения противоправных действий, стабилизации общественно-политической обстановки и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в подобных случаях требуются другие меры, предполагающие введение чрезвычайного положения.
Основными целями объявления чрезвычайного положения являются защита прав и свобод человека и гражданина и сохранение правопорядка. Наряду с этим, чрезвычайное положение допускает наиболее существенные ограничения прав и свобод личности. Необходимость ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения вызвана тем, что реализация некоторых прав и свобод может повлечь за собой усиление социальной напряженности, и эти ограничения используются в качестве превентивной меры. И.В. Гончаров отмечает, что в условиях чрезвычайного положения «реализация некоторых прав и свобод... может привести к дальнейшему увеличению социальной напряженности»1.
1 Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 1998, с. 13-14.
Допустимость введения чрезвычайного положения предусмотрена большинством законодательных актов стран современного мира. Это обусловлено тем, что в определённых чрезвычайных ситуациях, которые представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности государства и его граждан, государство вынуждено временно ограничить закреплённые Основным законом государства права и свободы личности, отступить от предусмотренных нормами международного права обязательств в области прав и свобод человека и гражданина.
Подобное временное отступление правомерно, если при введении чрезвычайного положения государством соблюдены предусмотренные международным правом обстоятельства для введения чрезвычайного положения и требования к осуществлению мер, характерных для этого чрезвычайного режима.
По этому поводу следует отметить, что Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., устанавливает: «Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения» (ст. 4 Пакта)1.
Ограничение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения не носит произвольного характера. Современные конституции в большинстве своем исходят из концепции правового государства, одним из признаков которого является признание естественного характера прав и свобод человека. Права человека стали частью фундаментального порядка государства, и они обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право.
Поэтому в ст. 14 Конституции Республики Таджикистан закреплено: «Права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно. Они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью». Вместе с тем, следуя положениям Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ч. 3 ст. 14 Конституции Республики Таджикистан определяет: «Ограничения прав
1 Права человека. /Сборник международных и национальных документов. В 8-и томах. Т.1. Отв. ред. А.М. Диноршоев. -Душанбе, 2009, С.8-14.
и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики». Следовательно, непременными условиями возможного ограничения конституционных прав и свобод личности в Республике Таджикистан являются: во-первых, возможность ограничения прав и свобод личности только законом; во-вторых, допустимость ограничения прав и свобод личности только для достижения целей, закреплённых ст. 14 Конституции Республики Таджикистан.
Поскольку режим чрезвычайного положения дает исключительно благоприятную возможность для произвольного ограничения прав и свобод, конституции жестко регулируют возможность такого ограничения. По мнению Д.А. Ковачева, юридическая регламентация режима чрезвычайного положения - «гарантия против произвольной деятельности государственных органов при чрезвычайных ситуациях и неотъемлемый элемент правового государства»1.
Из анализа основных законов стран - членов СНГ, государств Балтии и Восточной Европы, С.В. Пчелинцев выделяет следующие подходы к порядку определения объема возможных ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения:
- закрепление в конституциях исчерпывающего перечня прав и свобод, которые не могут быть ограничены в период чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции Российской Федерации (прим. автора), ст. 175 Конституции Республики Албания, ст. 39 Конституции Республики Казахстан, ст. 63 Конституции Республики Беларусь);
- закрепление в конституциях исчерпывающего перечня прав и свобод, которые, напротив, могут быть ограничены в период чрезвычайного положения или в целях защиты прав других людей, демократического устройства государства, общественной безопасности, благосостояния и нравственности (ст. 46 Конституции Республики Г рузия, ст. 116 Конституции Латвийской Республики);
- сочетание двух вышеназванных подходов, заключающееся в закреплении в Конституции исчерпывающего перечня прав и свобод, реализация которых как может, так и не может быть приостановлена в период чрезвычайного положения (ст. 54 Конституции Республики Македония);
- установление в конституциях принципиальной возможности приостановления осуществления прав и свобод личности в условиях чрезвычайного положения или в интересах национальной безопасности без указания перечня конкретных прав и свобод, которые могут быть (или не могут быть)
1 Ковачев Д.А. О правовых институтах чрезвычайного режима в зарубежных государствах // Право и экономика. -1996. - №12, с.72.
ограничены, так как данный вопрос должен решаться на основании отдельного законодательного акта (ст. 71 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 49 Конституции Республики Румыния, ст. 44 Конституции Республики Туркменистан)1.
В условиях чрезвычайного положения вариант, когда Конституция закрепляет исчерпывающий перечень только тех прав и свобод, которые не могут быть приостановлены, представляется наиболее оптимальным и отвечающим требованиям правового государства. И эти права и свободы считаются неприкосновенными. Именно при таком способе регулирования ограничений в условиях чрезвычайного положения можно говорить о том, что человек будет гарантирован от необоснованного ограничения его прав и свобод.
Анализ конституционного регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в различных странах позволяет выделить и обобщить определенные принципы, в соответствии с которыми данное регулирование осуществляется следующим образом:
- допускаются ограничения прав и свобод, реализация которых может увеличить напряженность и помешать процессу восстановления правопорядка;
- официальное объявление чрезвычайного положения;
- установление законом исчерпывающего перечня прав, которые ограничиваются;
- установление законом исчерпывающего перечня прав, которые не подлежат ограничению;
- чрезвычайные меры не должны сопровождаться дискриминацией;
- временный характер ограничения прав и свобод;
- парламентский контроль за ограничением прав и свобод;
- введение чрезвычайного положения не приостанавливает деятельности судебных органов;
- акты, ограничивающие права и свободы, утрачивают силу с прекращением чрезвычайного положения.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что Конституция Республики Таджикистан закрепляет возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Однако эти ограничения не носят произвольного характера, потому что они четко регламентированы Конституцией и законами страны.
Конституция Республики Таджикистан и принятые в соответствии с ней законы соответствуют международной практике ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения и закрепляют комплексный подход к решению этой проблемы. Эти ограничения не должны повлечь за
1 Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: Монография. - М.: Норма, 2006, с. 135-136.
собой какую-либо дискриминацию по признаку пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и по другим обстоятельствам.
В заключение можно прийти к выводу о том, что правовое государство путем жесткой юридической регламентации чрезвычайного положения соблюдает права и свободы человека и гражданина даже в кризисных условиях. Далее, характеризуя ценность Конституции как правовой основы ограничения прав и свобод человека и гражданина, нужно отметить, что она отвечает всем международным стандартам. Это позволяет сделать вывод, что Конституция Республики Таджикистан - это наше очередное продвижение по пути демократизации общественной жизни и развития правового государства. С точки зрения автора, указанные обстоятельства имеют важное значение для определения перспектив развития законодательства Республики Таджикистан в области прав и свобод граждан в целом.
А.Х. Юсуфов
Конституция Республики Таджикистан об ограничении прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения
Ключевые слова: Конституция, ограничение, чрезвычайное положение, права и свободы граждан
В статье рассматриваются модели конституционного регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Проведен анализ основных законов стран - членов СНГ, государств Балтии и Восточной Европы, обобщены определенные принципы, в соответствии с которыми осуществляется данное регулирование в названных странах.
A. Kh. Yusufov
Tajikistan Republic Constitution on Citizens' Rights and Freedoms Restriction under the Conditions of Extraordinary State
Key words: Constitution, restriction, rights and freedoms, extraordinary state
The article dwells on the models of constitutional regulation of rights and freedoms restriction under the conditions of extraordinary situations. The author considers the principal laws of CIS countries, the Baltic States and those of Eastern Europe, he generalizes certain rules in conformity with which regulation in these countries is implemented.