Научная статья на тему 'Конституция как юридический инструмент воплощения идей конституционализма'

Конституция как юридический инструмент воплощения идей конституционализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
606
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / ПОСТЕПЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / JURIDICAL (ИЛИ МОЖНО НАПИСАТЬ LEGAL) INSTRUMENT / CONSTITUTION / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTIONAL REFORMS / GRADUALNESS OF TRANSFORMATION / PATTERN OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна

В статье показана историческая обусловленность взаимосвязи конституционализма и конституции как юридического инструмента воплощения его идей, обозначены проблемы понимания их содержания, цикличности их развития в соотношении с процессами конституционной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution as a legal tool of realization of the constitutionalism ideas

The historical interconnection of constitutionalism and constitution as a juridical instrument of personification of its ideas, identified with the problems of their content’s, conceptions cyclic of development with the processes of constitutional transformation.

Текст научной работы на тему «Конституция как юридический инструмент воплощения идей конституционализма»

УДК 342.4

Л. В. Бутько

Конституция как юридический инструмент воплощения идей конституционализма

В статье показана историческая обусловленность взаимосвязи конституционализма и конституции как юридического инструмента воплощения его идей, обозначены проблемы понимания их содержания, цикличности их развития в соотношении с процессами конституционной трансформации.

The historical interconnection of constitutionalism and constitution as a juridical instrument of personification of its ideas, identified with the problems of their content’s, conceptions cyclic of development with the processes of constitutional transformation.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, конституционные реформы, постепенность трансформации, закономерности развития, юридический инструмент.

Key words: constitution, constitutionalism, constitutional reforms, gradualness of transformation, pattern of development, juridical (или можно написать legal) instrument.

Исторически сложилось так, что любые реформы, в особенности политические, влекут за собой трансформацию, развитие и наполнение новым содержанием понятий «конституция» и «конституционализм». Достаточно вспомнить ситуацию с принятием Конституции Франции 1958 г., сопряженную с крупномасштабным политическим кризисом в этой стране, повлекшим сложное и неординарное рождение новой конституции страны. Убеждают в этом и другие вехи конституционного строительства в разных странах. Конституция считается главным юридическим инструментом, обеспечивающим реализацию основных положений конституционализма в практику государственного строительства. Для понимания и объяснения политических реформ, производимых в современной России, представляется необходимым обновленный взгляд на соотношение конституционализма и конституции.

© Бутько Л.В., 2013

Учитывая, что признаки и черты конституционализма сегодня, по мнению В.Г. Графского, «отыскивают в политической практике самой седой древности, а все его современные воплощения обросли столь многими и разнородными обобщениями, что впору говорить еще об одной очень давней и никак не поддающейся внятному растолкованию теме»1, указанные понятия по-прежнему вызывают в юридической литературе разночтения.

Юридическая наука вынуждена периодически возвращаться к вопросам содержания конституционализма и конституции, к цикличности их развития и соотносить их с процессами конституционной трансформации, с «конституционными революциями», с политическими, конституционными реформами. Актуализация перечисленных вопросов становится неопровержимой в контексте процессов модернизации, обеспечивающих соответствующие модификации научных обоснований. В свете сказанного представляется полезным уточнение некоторых аспектов в соотношении конституции и конституционализма с тем, чтобы можно было показать динамику и вариативность воплощение его основополагающих ценностей в нормах действующих конституций.

Прежде всего, отметим такое качество, как постепенность воплощения идей конституционализма в практике государственного строительства: идея должна пройти определенный путь от зарождения до воплощения, обрести черты реальности своей необходимости, осознания ее массами людей, подведя их к убежденности обязательности своей реализации. Инструментом, обеспечивающим такую реализацию, выступают конституции разных исторических эпох. Обнаружив тенденции и закономерности этой постепенности, мы подтверждаем взаимосвязь конституции и конституционализма и констатируем их трансформацию.

Одна из закономерностей, связующих конституционализм и конституцию, проявляется в диалектической связи права и государства, которые, по мнению В.Г. Графского, составляют «два главных параметра того феномена, который мы сегодня именуем конституционализмом». Чтобы подтвердить указанную диалектику, обратимся еще к одному, уходящему в глубокую древность и потому ставшему аксиоматичным утверждению о различении конституции политической и юридической (его тоже можно считать закономерностью)2.

1 Графский В.Г. Конституционализм как предмет изучения // Право. 2009. № 3. С. 3.

2 Такое разграничение считается исторически характерным для британской конституционной традиции. К примеру, «британский конституционалист Дж. Олдер выделяет

141

С позиций этой аксиомы портрет государства в разных его ипостасях традиционно представлен политической конституцией, а образ права воплощается в юридической, которая также постепенно начинает превалировать над своей «политической» соперницей, и приступает к реализации правового учреждения и регулирования сущностных признаков и качеств государства.

История свидетельствует о том, что совокупные характеристики и механизмы взаимосвязи государства и права постепенно облекаются в главные научные концепты и постулаты конституционализма, в его принципы и элементы3. Поэтому одной из его теоретических задач считается объяснение не только диалектики соотношения права и государства, но и обоснование таких их моделей, которые наиболее приемлемы в данный исторический период. В зависимости от того, какие модели права и государства применялись на разных исторических этапах и применяются в современных государственно-организованных сообществах, наукой формируются концепции конституционализма.

Весьма доказательным в этом отношении можно считать исследование Ю.В. Пуздрача «История российского конституционализма 1Х-ХХ веков», в котором представлена картина присутствия элементов конституционализма в моделях российской государственности разных этапов ее развития в рамках обозначенной автором хронологии4. Связывая понимание конституционализма с древнейшими политико-юридическими

правовые и политические конституции». По мнению российских ученых, «под вторыми он скорее имеет в виду частный случай фактической конституции, рассматривая ее в политическом аспекте как «результат борьбы между соревнующимися интересами» / Конституция в XXI в.: сравнительно-правовое исследование: моногр. / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. С. 20. В этом же издании имеется и несколько иное объяснение причин различения конституции юридической и политической: «В отдельных испаноязычных странах Латинской Америки, англоязычных государствах Карибского региона к слову «конституция» присоединяется прилагательное «политическая» (Венесуэла, Колумбия, Мексика и др.). Это связано, прежде всего, с тем, что в некоторых языках слово «конституция» обозначает также и устав (например, устав профсоюзов), и чтобы разграничить эти явления, вводится указанное прилагательное» / Там же. С. 17. Более последовательную и научно обоснованную позицию в этом вопросе занимает В.Г. Графский, объяснивший глубокие исторические корни конституции политической и юридической. См.: Графский В.Г. Конституционализм как предмет изучения // Право. 2009. № 3. С. 3.

3 Более подробно о соотношении конституции и конституционализма в контексте основных категорий предмета конституционного регулирования, выражающих сущностные качества и признаки конституционной модели государственности см.: Бутько Л.В., Курдюк П.М., Южакова Т.Л. Конституционная реформа и российский конституционализм: моногр. Краснодар. 1999. С. 7-33.

4 См.: Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма ІХ-ХХ веков. СПб.,

2004.

ценностями, автор приходит к выводу, что «в России нормативный конституционализм утверждался сверху, а значит, с позиций административных, бюрократических, идеологических и других интересов власти»5. «Таким образом, - резюмирует автор, - история современного государства есть не только история событий, войн, династий и т. д., но и история тысячелетней борьбы против монополизма государственной власти, история постепенного изменения качества власти (добавим - также качества государства и права) и перехода от государства угнетающего к государству, которое когда-нибудь мы назовем конституционным»6.

Развивая суждения ученого, подчеркнем, что в определениях современной модели конституционализма приходится опираться не столько на содержание конституций как юридического инструмента воплощения его идей, а главным образом формировать его идеалы, ориентируясь на светлую мечту о конституционном государстве, реальность которой еще долго может сохранять свою призрачность.

В современных исследованиях конституционализма и конституций четко прослеживается историческая цикличность наполнения идейнотеоретического содержания конституционализма и юридического содержания конституции. Не трудно заметить диалектическую взаимосвязанность этих обновлений с политическими реформами. Как правило, именно с ними связываются представления о процессах трансформации и модификации, происходящих с конституционализмом и конституциями.

Вот как это происходит. Эмпирической базой для них выступает практика государственного строительства, а также используемые в государстве модели предмета конституционного регулирования. Нередко наблюдаемые при этом несовпадения практики государственного строительства с моделями предмета конституционного регулирования (что имело место в СССР, когда в конституции была продекларирована одна модель государства и организация власти в нем, а в реальной жизни существовала другая) приводят к необходимости разнообразить содержание юридических конституций, приспосабливать их к сформированной и действующей модели власти, или же игнорировать противоречия конституции фактической и юридической, занавешивая их различными идеологическими штампами.

5 См.: Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма 1Х-ХХ веков. СПб.,

2004. С. 9.

6 Там же. С. 8.

В итоге создаются условия для вариативности как конституций, так и концепций конституционализма и появляется необходимость приведения их в соответствие друг с другом. Того же требует и периодически наступающая и уже не скрываемая фиктивность юридических конституций, т. е. их полное или подавляющее несоответствие реальным общественным отношениям. Такая ситуация имела место в 1988-89 гг. в СССР, после чего началось интенсивное реформирование Конституции СССР 1977 г., конституций всех союзных республик, в том числе и Конституции РСФСР 1978 г. Параллельно реформированию конституций осуществлялась апробация новых фрагментов конституционализма, объясняющих необходимость реформирования, прежде всего, самих государства и права, а затем уже и конституции как юридического инструмента воплощения новых для страны конституционных идей.

Учитывая особенности содержания предмета правового регулирования современных конституций, прошедшего такие переплавки, ученые предлагают их виды, ориентируясь на их «и цивилизационный, и формаци-

„ „7

онный, и региональный, и групповой, и индивидуальный характер» . Именно комплекс новых качеств отношений, объединяемых понятием предмета конституционного регулирования, позволяет сегодня сгруппировать три ветви, три направления, по которым идет процесс его трансформации, и разграничивать конституции социалистические и постсоциалистические государств соответствующего исторического типа, инструментально-либеральные и социальные - капиталистических государств, конституции стран мусульманского фундаментализма. В рамках каждого направления формируются отличающиеся идеалы конституционализма, в результате складываются и различные модели (концепции) конституционализма.

Стремление установить соответствие конституции идеалам конституционализма, уже сложившимся или вновь формируемым, оказало свое влияние на все процессы конституционного реформирования как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому 80-е гг. ХХ столетия вошли в историю развития государства и права в обличии новой конституционной реформы, которая совершенно справедливо вызывает самые разноречивые оценки и характеристики как в целом, так и фрагментарно, а темпы, хронология и

7 Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: моногр. / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. С. 21.

территория ее распространения и развития пока еще далеки от завершающих оценок.

В научной литературе для характеристики этих и других процессов, схожих по целям, задачам и содержанию, используется теория цикличности. Ее суть применительно к конституционному реформированию определил А.Н. Медушевский: «Конституционный цикл - период, в ходе которого в обществе через известные промежутки времени происходит смена основных состояний конституционного регулирования - от утраты старой конституции (Основного закона) к принятию новой, а затем -трансформации последней под влиянием реальности»8. В качестве фаз цикличности ученый называет деконституционализацию как отказ от старого Основного закона; конституционализацию в лице принятия нового Основного закона; реконституционализацию - процесс изменения новой

„9

конституции под влиянием изменившейся социальной реальности .

Таким образом, итогом завершения каждого цикла является смена юридической формы - конституции как главного инструмента воплощения идей конституционализма. Можно сказать, что обозримой историей уже доказано свойство цикличности конституционных процессов, и эта закономерность проявляется не только по отношению к конституции, но и применима к конституционализму в силу органической их взаимосвязи.

Несколько в ином контексте содержание и цикличность развития конституционализма и конституций представляет В.Е. Чиркин, органично связывая их с судьбоносными историческими событиями, которые ученый именует «историческими вызовами». Первым таким вызовом автор считает «вызов общества Нового времени», суть которого состояла в требованиях «равноправия, ликвидации абсолютизма и феодальных привилегий». «Второй крупный вызов, - по мнению В.Е. Чиркина, - был связан с демократическими и особенно социальными требованиями широких слоев населения», в результате которых «в конституции стали включаться социальные положения». «Третий крупный вызов, - утверждает ученый, - сопутствует нашему времени»10.

8 Медушевский А.Н. Право и справедливость в политических дебатах постсоветского периода // Сравнительное конституционное обозр. 2012. № 2 (87). С. 25.

9 См.: Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. М.: Изд-во ГУ ВШЭ,

2005.

10 Чиркин В.Е. Вызовы современности и развитие французской конституции // Право. 2008. № 1. С. 100-101.

Как видим, и первый и второй подход к установлению цикличности основаны на историческом критерии. Но их различие не ограничивается хронологическими рамками циклов. Оно затрагивает и формальную и содержательную стороны конституционализма и конституций. Так, во главу угла в первом и во втором циклах В.Е. Чиркин выдвигает такие ценности конституционализма, как равноправие и социальные требования, что вовсе не означает ограниченность ими общей конструкции конституционализма даже в те далекие времена, не говоря уже о сегодняшнем дне.

Идейные ценности конституционализма каждого времени, с ориентацией на которые выстраивается его многогранная философски-юридическая конструкция, находили свое подтверждение при закреплении принципов, категорий, дефиниций, отражающих эти ценности в нормах конституций соответствующих исторических циклов. В связи с этим конструкции цикличности, предложенные В. Е. Чиркиным, несмотря на известную условность хронологии, заслуживают поддержки и внимания, но могут быть дополнены. Подчеркнем также, что мы не усматриваем противоречий в позициях двух цитируемых ученых, полагаем лишь необходимым различать основания периодизации процессов преобразования государства и права и не ограничиваться теми основаниями, которые положены в основу приведенных выше.

Так, образцами конституций, отразивших достояния первого цикла, можно считать Конституцию США 1787 г., Конституции Польши и Франции 1791 г. Тот факт, что Конституция США, как образец конституций первой волны, сохраняет свою юридическую силу, продолжает действовать и остается востребованной не только как основной закон одного из государств мира (считающимся передовым), но и в компаративистско-исследовательских целях свидетельствует о том, что представленные ею идеи конституционализма сохраняют по-прежнему свою ценность. Но сегодняшнее состояние его модели (конструкции, аспектов) расширено теперь уже с учетом не только исторических традиций, но и современных процессов глобализации, трансформации, модернизации всех реалий жизни. И такое содержание конституционализма, безусловно, оказывает совершенно новое влияние на современные конституции и конституционные реформы.

По всей видимости, именно по этой причине в определениях конституционализма, предлагаемых современными авторами, по-прежнему присутствуют некоторые накладки, подмена понятий, которые не

способствуют совершенствованию его концепции, а ведут к разрыву исторически сложившейся связи между конституционализмом и конституцией.

К сожалению, имеют место нестыковки в использовании конституционной (научной и юридической) терминологии, что подтверждается не только полемическими фрагментами, представленными в работах ряда авторов, но и убежденностью тех авторов, которые допускают подобные неточности. Приведем лишь одну из полемических иллюстраций и убедимся в возможности и неоднозначности последствий, которые порождены неточностью применения конституционной терминологии или происходят в результате исторической трансформации этой терминологии. Ее суть в следующем.

Знаковым итогом научных достижений отечественной юриспруденции советского периода по проблемам конституционализма нам представляется его концепция, разработанная под руководством В.С. Нерсесянца и изложенная в двухтомнике по история буржуазного конституционализма ХУП-ХУШ вв. и XIX в.11. Согласимся с оценкой этого достижения, предложенной В.Г. Графским, который полагает, что «конституционализм был охарактеризован как теоретическая доктрина, идейно-политическое движение и государственно-правовая практика»12.

Три элемента конституционализма пояснены и расшифрованы авторами этой концепции в 1983 г. следующим образом: «конституционализм означает, прежде всего, сам факт наличия конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства»13. Спустя три года, в 1986 г. в рассматриваемую конструкцию конституционализма были включены: учение о народном суверенитете, о разделении властей, о парламентаризме, избирательном праве и демократии, о правовом положении личности, ее гражданских правах и свободах, о законности и публично-правовой ответственности и др.14

11 См.: История буржуазного конституционализма XV[I-XVIII вв. М., 1983.

12 Графский В.Г. Конституционализм как предмет изучения // Право. 2009. № 3. С. 7.

13 История буржуазного конституционализма ХУП-ХУШ вв. М., 1983. С. 4.

14 История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 3.

147

Как видим, здесь явно нарушена историческая последовательность (а значит, и постепенность) включения в структуру содержания конституционализма главных его ценностей, сложившихся задолго до появления анализируемой концепции. Это может свидетельствовать о специфике эволюционирования концепции советского конституционализма. И, тем не менее, изложенную конструкцию конституционализма можно было считать базовой в советской правовой науке. Главная заслуга указанного авторского коллектива заключается в том, что при определении конструкции конституционализма включены дополнительные критерии. Кроме предмета конституционного регулирования, отражающего идейные ценности советского конституционализма, критериями структурирования его концепции избраны теоретико-доктринальная и эмпирическая составляющие, в результате совершен отход от дублирования в конструкции конституционализма структуры предмета конституционного регулирования.

К сожалению, эти достижения не всегда находят своих преемников, а скорее наоборот. Доказательством может служить вывод В.Г. Графского о том, как он представляет современный конституционализм во взаимосвязи с конституцией как инструментом его воплощения: «Конституционализм есть нечто обдуманно учреждаемое в виде институтов и норм (благодаря замыслам, идеям или программному требованию определенного политического реформаторства, движения) либо учрежденное формально (т. е. уже закрепленное законодательно и организационно в виде институциональных учреждений и процедур) и функционирующее реально (пребывающее в постоянном целенаправленном и процедурно-выверенном варианте деятельности) в целях безопасности лиц и имущества»15.

Да простит автора этих строк уважаемый ученый, но уж никак не хочется соглашаться с тем, что «конституционализм» это «НЕЧТО». В такой трактовке уж совсем аморфно выглядит такой судьбоносный феномен, как конституционализм. Надо все-таки подыскать ему более существенную и более конструктивную терминологию. Однако проблема заключается в многогранности такого явления, как конституционализм и в сложности отыскания для него места в научно-информационном пространстве, соответствующего его рангу и историческому значению в обеспечении эффективности обустройства государства и общества, достойного положения в них человека и гражданина.

15 История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 12.

148

В связи со сказанным согласимся с мнением В.Е. Чиркина, что «содержание понятия «современный конституционализм» богато и многосторонне». Проанализировав подходы в оценках конституционализма

О.Е. Кутафина, Т.М. Пряхиной, И.М. Степанова, В.С. Нерсесянца, В.Г. Графского, С.А. Авакьяна, В.Т. Кабышева, Ю.В. Пуздрача, К.В. Ара-новского, И.А. Кравца и других отечественный и зарубежных ученых, В.Е. Чиркин в своем определении конституционализма подвел определенный итог затянувшимся спорам и дискуссиям по вопросу его дефиниции. «Конституционализм XXI в., - пишет автор, - это общественнополитическое движение, научная теория, государственная доктрина и конституционная практика, соответствующие общечеловеческим ценностям, идеям свободного, открытого общества, демократического, социального, правового и светского государства»16. И все-таки, думается, что такой набор аспектов в объяснении содержания конституционализма не следует признавать исчерпывающим. В этом убеждает юридическое содержание современных конституций, а также одно из научных течений философско-правовой науки, связанное с учением о ноосфере, которые сегодня создают значительно более широкие масштабы для конструирования концепций конституционализма.

Так, рассуждая о соотношении конституционализма и конституции как главного юридического инструмента воплощения его идей, следует учитывать, что конкретная конституция выступает своего рода зеркалом конструкции конституционализма. И в этом состоит ее непреходящее значение. Но! Ее конкретно-историческое содержание далеко не всегда соответствует реалиям жизни, что в полной мере относится и к современной российской Конституции. Это несоответствие порождает противоречие конституции и, следовательно, конституционализма всем перечисленным аспектам в его дефинитивной конструкции - «конституционализм как общественно-политическое движение, научная теория, государственная доктрина и конституционная практика».

Противоречие, которое выливается в такое свойство юридической конституции, как фиктивность порождает ощущение постоянного отставания конституции от реальной действительности и наводит на мысли о ее бесполезности. Разрешению указанного противоречия поможет определе-

16 Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: монография / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. С. 73-85.

ние конституционализма с учетом понимания конституций фактической и юридической.

Поэтому конституционализм следует рассматривать еще и как механизм реализации и защиты тех ценностей, которым должны соответствовать и общественно-политическое движение, и научная теория, и государственная доктрина, и конституционная практика - все аспекты конституционализма, предлагаемые конституционно-правовой наукой. Конституционализм - это живой организм, демонстрирующий существование и уровни жизнеспособности государства и права, и это его состояние должно быть констатировано «здесь и сейчас». В таком понимании конституционализм опирается на все его вышеперечисленные аспекты, но в то же время представляет собой самостоятельный ракурс данного явления, а конституционные реформы особенностями своих периодов, направлений и этапов подтверждают его.

Список литературы

1. Бутько Л.В., Курдюк П.М., Южакова Т.Л. Конституционная реформа и российский конституционализм: моногр. - Краснодар. 1999. - С. 7-33.

2. Графский В.Г. Конституционализм как предмет изучения // Право. - 2009. - № 3. - С. 3.

3. История буржуазного конституционализма XIX в. - М., 1986. - С. 3, 12.

4. История буржуазного конституционализма XVП-XVШ вв. - М., 1983.

5. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: моногр. / отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 2011. - С. 21.

6. Медушевский А.Н. Право и справедливость в политических дебатах постсоветского периода // Сравнительное конституционное обозр. - 2012. - № 2 (87). - С. 25.

7. Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005.

8. Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX-XX веков. -СПб., 2004.

9. Чиркин В.Е. Вызовы современности и развитие французской конституции // Право. - 2008. - № 1. - С. 100-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.