Научная статья на тему 'Конституция как основа развития цифровой экономики и цифровых услуг в мире'

Конституция как основа развития цифровой экономики и цифровых услуг в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / конституция / цифровые услуги / права человека / конституционные гарантии / цифровой сервис / digital economy / constitution / digital services / human rights / constitutional guarantees / digital service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нух Мухучевич Гарумов, Рамазан Магомедович Касумов

Развитие цифровой экономики и связанные с этим новые возможности приводят к изменению законодательства и права, прежде всего — конституционного. Конституция России устанавливает основы экономического развития и конституционные гарантии для бизнеса и граждан. Все больше и больше покупок осуществляется гражданами через интернет, взаимодействие бизнес-субъектов становится более простым и удобным, необходимость личных поездок снижается в связи с развитием видеоконференций и встреч. Потребительский выбор также во многом ориентирован на использование цифровых сервисов, о чем свидетельствует статистика по развитию интернет-торговли, использованию интернет-технологий и увеличению времени использования цифровых сервисов и нахождения потребителей онлайн. Все это требует дополнительного законодательного регулирования, основанного на конституционных нормах, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нух Мухучевич Гарумов, Рамазан Магомедович Касумов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution as the basis for the development of the digital economy and digital services in the world

The development of the digital economy and the new opportunities associated with it lead to a change in law and law, primarily constitutional. The Russian Constitution establishes the foundations of economic development and constitutional guarantees for business and citizens. More and more purchases are made by citizens over the Internet, the interaction of business entities becomes simpler and more convenient, the need for personal trips is reduced due to the development of video conferences and meetings. Consumer choice is also largely focused on the use of digital services, as evidenced by statistics on the development of trade through the Internet, the use of Internet technologies and an increase in the time spent using digital services and finding consumers online. All this requires additional legislative regulation based on constitutional norms, observance of human and civil rights and freedoms guaranteed by the Russian Constitution.

Текст научной работы на тему «Конституция как основа развития цифровой экономики и цифровых услуг в мире»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 85 — 89. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):85 — 89.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.7 NIION: 2007-0062-4/21-016

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-85-89 MOSURED: 77/27-004-2021-04-216

Конституция как основа развития цифровой экономики и цифровых услуг в мире

Нух Мухучевич Гарумов1, Рамазан Магомедович Касумов2

1 2 Филиал Дагестанского государственного университета в г. Хасавюрте, Хасавюрт, Россия

1 gnukh@yandex.ru

2 rmkasumov@mail.ru

Аннотация. Развитие цифровой экономики и связанные с этим новые возможности приводят к изменению законодательства и права, прежде всего — конституционного. Конституция России устанавливает основы экономического развития и конституционные гарантии для бизнеса и граждан. Все больше и больше покупок осуществляется гражданами через интернет, взаимодействие бизнес-субъектов становится более простым и удобным, необходимость личных поездок снижается в связи с развитием видеоконференций и встреч. Потребительский выбор также во многом ориентирован на использование цифровых сервисов, о чем свидетельствует статистика по развитию интернет-торговли, использованию интернет-технологий и увеличению времени использования цифровых сервисов и нахождения потребителей онлайн. Все это требует дополнительного законодательного регулирования, основанного на конституционных нормах, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

Ключевые слова: цифровая экономика, конституция, цифровые услуги, права человека, конституционные гарантии, цифровой сервис

Для цитирования: Гарумов Н.М., Касумов Р.М. Конституция как основа развития цифровой экономики и цифровых услуг в мире // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 85 — 89. doi: 10.24411/20733305-2021-4-85-89.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Constitution as the basis for the development of the digital economy and digital services in the world

Nukh M. Garumov1, Ramazan M. Kasumov2

1 2 Branch of the Dagestan State University in Khasavyurt, Khasavyurt, Russia

1 gnukh@yandex.ru

2 rmkasumov@mail.ru

Abstract. The development of the digital economy and the new opportunities associated with it lead to a change in law and law, primarily constitutional. The Russian Constitution establishes the foundations of economic development and constitutional guarantees for business and citizens. More and more purchases are made by citizens over the Internet, the interaction of business entities becomes simpler and more convenient, the need for personal trips is reduced due to the development of video conferences and meetings. Consumer choice is also largely focused on the use of digital services, as evidenced by statistics on the development of trade through the Internet, the use of Internet technologies and an increase in the time spent using digital services and finding consumers online. All this requires additional legislative regulation based on constitutional norms, observance of human and civil rights and freedoms guaranteed by the Russian Constitution.

Keywords: digital economy, constitution, digital services, human rights, constitutional guarantees, digital service

For citation: Garumov N.M., Kasumov R.M. Constitution as the basis for the development of the digital economy and digital services in the world / Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):85 — 89. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-85-89.

© Гарумов Н.М., Касумов Р.М., 2021

В последние несколько лет понятие цифро-визации активно используется применительно ко многим сферам жизнедеятельности общества — экономики, промышленности, образования и т.д. Не исключением стала и сфера конституционного права и законодательства, в которой появляются новые формы, инструменты и механизмы взаимодействия ее участников. Традиционно большая доля крупнейших мировых компаний, созданных преимущественно в XX в., принадлежит европейскому бизнесу (в странах со зрелым конституционным развитием и демократической правовой системой охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина). Они были основаны еще до создания Европейского союза, который только укрепил положение этих компаний на рынке и предоставил им новые возможности для роста. Так, более 30% самых богатых мировых компаний были созданы в Европе. Рейтинг крупнейших мировых компаний формируется каждый год, и можно проследить определенные изменения среди их региональной представленности. В последние годы второе и третье место делят наиболее богатые компании из США и Китая с долей каждой страны 24% [5].

Среди российских компаний в данном рейтинге фигурируют только четыре — Газпром, Лукойл, Роснефть и Сбербанк. За последние десятилетия традиционный подход к созданию успешной компании существенно изменился, что определяет необходимость новых подходов и стратегий работы компаний на современных цифровых рынках. В первую очередь необходимость новых стратегических решений и бизнес-моделей видится актуальной для цифровых рынков и высокотехнологичных товаров.

Если ранее компания постепенно переходила от работы на национальном рынке к международному, на что уходил не один десяток лет, то современные фирмы формируют свои маркетинговые стратегии с учетом преимуществ международной среды, таких как наличие более емкого внешнего рынка, лучший доступ к ресурсам, большие возможности для развития. Компании нового типа, получившие название «рожденные глобальными», уже в течение 2—3 лет после создания достигают доли продаж за рубежом не менее 25%. А освоение международного рынка с самого начала является важной составляющей модели бизнеса компании [3].

При описании современной компании часто используют термин «компании-единороги», т.е. компании, созданные после 2005 г. и достигшие капитализации в 1 млрд долл. Отдельно необхо-

димо отметить так называемые компании-супе-рединороги (десятироги), достигшие капитализации более 10 млрд долл., бизнес которых основан на развитии платформенных решений. Среднее время существования компании-единорога на рынке до получения указанной стоимости составляет около шести лет. Важной тенденцией является то, что количество фирм, которые достаточно быстро добиваются успеха на рынке, в последние годы существенно увеличилось. Так, до 2013 г. в среднем появлялось четыре компании-единорога в год, а начиная с 2014 г. отмечено появление до 90 таких компаний в год. На сегодняшний день всего насчитывается более 600 компаний-единорогов, большая часть которых располагается в США (около 50%), далее идет Китай (около 25%), Великобритания, Индия, Германия и Южная Корея имеют менее 5% каждая.

Активное развитие в последние годы получили азиатские компании из Индонезии, Гонконга, Сингапура, где создаются специальные условия для их развития со стороны государства, ориентированные на поддержку и льготное финансирование инноваций, в первую очередь — проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Сферы работы компаний-единорогов отражают современные тенденции покупательского поведения — выбор покупателей в пользу цифровых решений в коммерции, программных продуктов, цифровых медиа, автоматизации финансовых решений и шеринговых продуктов и платформ [7]. Около 13% всех компаний-единорогов относятся к сфере финансовых услуг для бизнеса, 12% — к электронной коммерции, а также разработке программного обеспечения и ИТ-услугам, 10% компаний занимается проектами, связанными с разработками искусственного интеллекта, 7% относятся к здравоохранению, 6% — логистика, а также автотранспорт, мобильная связь и телекоммуникации, 4% — управление и анализ данных, а также ИТ-оборудование и розничная торговля, 3% — информационная безопасность, образование и путешествия, 7% — прочие сферы [1].

Среди наиболее известных компаний-единорогов можно выделить ориентированные на потребителей Uber, BlaBlaCar и Gett, а также Airbnb и Xiaomi, а также Alibaba с общей капитализацией 125 млрд долл. [6].

Наиболее популярные стартапы используют модель «от онлайн к офлайн (online-to-offline) системе взаимодействия», предполагающую взаимодействие между цифровыми сервисами и ре-

альными действиями потребителя не в цифровой среде. Данный подход активно развивается китайскими компаниями, в том числе наиболее известными. Кроме того, современные компании активно используют цифровые возможности привлечения инвестиций, такие как крауд-файндинг и ICO.

При сравнении подходов и моделей традиционного и современного бизнеса можно отметить аналогичные принципы и цели, но совершенно иные средства их достижения и инструменты, продиктованные развитием информационных технологий и влиянием цифровой экономики [5].

Современный этап развития человечества находится на пороге четвертой промышленной революции, самой масштабной и переломной в реорганизации общества. Ключевой идеей или потенциальным стержнем новой революции служит, прежде всего, всеохватывающий процесс автоматизации, цифровизации и компьютеризации в жизни человека, переход от наукоемких технологий к новому уровню готовности технологий (УГТ), уровню всеобщей автоматизации. Все чаще рутинные процессы, связанные с удовлетворением растущих в геометрической прогрессии потребностей, автоматизируются, частично переходят под контроль вычислительных машин или искусственного интеллекта.

Одним из примеров таких решений следует привести программу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Цифровая трансформация», которая определяет ключевые направления для разработки стратегий цифровизации для стран, входящих в ее состав. В нее входят следующие направления:

1) расширение доступа к сети;

2) повышение эффективности использования;

3) свобода инновациям;

4) гарантия рабочих мест для всех;

5) продвижение социального процветания;

6) усиление доверия;

7) содействие открытости рынка.

Главным и менее затрагиваемым направлением из перечисленных является как раз укрепление доверия. Уязвимости глобальной сети на сегодняшний день встают главной, на наш взгляд, проблемой для проведения политики экономической цифровизации. В первую очередь это касается российского рынка. Формирование навыков и знаний у людей происходит постепенно в социальных институтах. Для детей школьного возраста проводятся курсы «БЖД» для обеспечения их ориентации в физическом мире, но почему-то все забывают о виртуальной стороне личности. Социальные сети, про-

граммы, копии документов, хранящихся в электронном виде, являются основными отражениями в глобальной сети. Они отражают характер действий, поступков, служат удостоверением личности. Обеспечение сохранности этих данных — важная часть гарантий на безопасное существование личности.

Достаточно новым финансовым инструментом не только для России, но и для зарубежных стран является краудфандинг, что в прямом переводе означает «народное финансирование» или «финансирование толпой» (от англ. crowdfunding, crowd — толпа, funding — финансирование). Краудфандинг является производным от понятия «краудсорсинг» (от англ. crowdsoursing — использование ресурсов толпой), в общем виде подразумевающего привлечение к решению тех или иных проблем (общественных, производственных и пр.) широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта. В свою очередь, краудфандинг и схожий с ним фандрайзинг (от англ. fundraising — привлечение средств) подразумевают оказание именно финансовой поддержки в решении (а чаще — в реализации) тех или иных задач с учетом соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время фандрайзинг все чаще применяется в значении меценатства и благотворительности, направленных на оказание поддержки прежде всего социально ориентированных проектов [4].

Что касается краудфандинга, то существует значительное число его определений, среди которых можно выделить, например, такие как:

■ добровольное объединение людей, готовых вложить деньги в идею, проект и т.д.;

■ сбор средств на финансирование старта-па или идеи с помощью добровольных взносов;

■ механизм финансирования идей и проектов за счет привлечения средств большого количества частных инвесторов.

В настоящее время чаще делается акцент на особенностях реализации краудфандинга через интернет-площадки на так называемых крауд-платформах, например, в следующих определениях, рассматривающих его как:

■ механизм привлечения заемных средств, совместного финансирования компаний или программ через интернет-площадки;

■ финансирование, привлеченное компаниями или частными лицами с помощью интернет-платформ (по определению ЦБ России).

Существует две основные разновидности краудфандинга. Первая — классический краудфандинг —

обычно осуществляется на благотворительных началах в виде пожертвований, когда, например, донор вкладывает свои средства в обмен на возможность пользования конечным продуктом или услугой. Вторая разновидность — краудинвестинг — подразумевает долевое инвестирование, когда присутствует личная финансовая заинтересованность держателей привлекаемых средств. В зависимости от типа вознаграждения предлагается выделять три вида краудинвестинга:

1) совместное долевое финансирование проектов в основном из области искусства. Сюда же относятся стартапы с объектами в виде творческой деятельности и интеллектуальной собственности;

2) народное кредитование, или краудлендинг, в рамках которого каждый инвестор получает дивиденды от вложенных средств. Краудлендинг (от англ. crowd — толпа, lending — предоставление займа) заключается в инвестировании физическими лицами других физических (р2р — person-to-person) или юридических (p2b — person-to-business) лиц через специальные интернет- площадки;

3)акционерный краудфандинг — наиболее продвинутая форма краудинвестинга, поскольку в данном случае инвесторы получают в качестве вознаграждения ценные бумаги конкретной компании.

Однако на практике чаще всего используются понятия краудфинансирования или краудфан-динга как способа привлечения средств от нескольких инвесторов через специальные интернет-платформы с последующим уточнением, о каком его сегменте конкретно идет речь. В данном контексте ЦБ России рассматривает следующие сегменты:

■ р2р-кредитование, если обе стороны являются физическими лицами;

■ р2Ь-кредитование, если инвестор — физическое лицо, заемщик — юридическое лицо;

■ Ь2Ь-кредитование, если обе стороны — юридические лица;

■ rewards-краудфандинг, когда средства привлекаются на условиях нефинансового вознаграждения.

К наиболее известным функционирующим в РФ крауд-площадкам относятся следующие:

■ Планета.ру. Платформа появилась в 2012 г. с целью сбора средств для реализации социальных, творческих и бизнес-проектов. Предполагает систему бонусов и вознаграждений для доноров;

■ Boomstarter.ru (работает с 2012 г.) собирает средства для бизнеса и стартапов раз-

личной направленности: социальных и научных проектов, в области новых технологий, искусства, моды, здоровья, образования и т.д. Инвесторы в зависимости от вкладываемой суммы выбирают бонусы и вознаграждения;

■ StartTrack (основана в 2013 г.) организует финансирование бизнес- проектов с целью-

поддержки малого и среднего бизнеса. Для инвесторов предусмотрено участие в виде выплаты процентов по договору займа, долевого участия, продажи акций компании;

■ Кгоо§1 (основана в 2008 г.) осуществляет сбор средств для поддержки стартапов творческого характера. Имеет гибкую систему бонусов и вознаграждений.

Среди краудлендинговых платформ можно перечислить: Озон Инвест, Модуль Деньги, Карма, Поток Диджитал, Атом Инвест, Репема, Город Денег, JetLend.

Краудфандинговые интернет-платформы получают определенную комиссию от суммы собранных средств. Поданная соискателем заявка проверяется на достоверность информации и размещается на сайте крауд-сервиса. В зависимости от целей деятельности платформа может также проводить оценку актуальности предложения, реальности реализации бизнес-плана и предполагаемой схемы развития, предоставляя данную информацию потенциальным инвесторам.

В сравнении с традиционными способами финансирования проектов краудфандинг отличает глобальное интернет-пространство для сбора средств, привлечение широкой аудитории, микроинвестиции, низкие трансакционные издержки, относительно низкие риски как формы венчурного инвестирования [3].

Преимущества краудфандинга также состоят в том, что он представляется достаточно простым и эффективным механизмом как получения денег на новый проект, так и вложения средств с той или иной выгодой для инвестора.

Среди ограничений и барьеров можно отметить небольшое число краудплощадок, низкий уровень информированности населения о данном способе вложения и получения финансовых средств, отсутствие законодательной базы, регулирующей указанный вид деятельности. Следует отметить, что на решение последней проблемы направлен вступивший в силу с 1 января 2020 г. Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», согласно которому Банк России будет вести реестр участников этого рынка и начнет регулировать данный сегмент.

Несмотря на значительные перспективы развития рынка краудфандинга в России, он характеризуется неустойчивостью и значительной волатиль-ностью показателей роста не только в целом, но и по отдельным своим сегментам. В частности, объем отечественного рынка краудфандинга резко сократился в 2019 г. и составил 5,2 млрд руб. за первые девять месяцев года, в то время как показывал значительный рост в предыдущие годы — 7,7 млрд руб. в 2017 г., 11,4 млрд руб. в 2018 г. При этом в 2019 г. не только снизился портфель займов на всех сегментах, но и выросла доля просроченной задолженности. По мнению специалистов, сокращение рынка произошло по причинам, связанным с активизацией банков в секторе кредитования малого и среднего бизнеса, ухудшением общеэкономической ситуации и снижением доходов инвесторов. Среди причин падения указывается также уход в 2018 г. крупного недобросовестного игрока (2,5 млрд руб.) [2].

Таким образом, можно заключить, что кра-удфандинг имеет все перспективы остаться не только востребованным инструментом финансирования стартапов и инновационных проектов, но и показать в будущем рост объемов привлекаемых средств и числа пользователей, максимально реализуя в механизме своего действия возможности цифрового развития экономики, реализуя гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина.

Список источников

1. Гудкова Т.В. Экономическая эволюция фирмы: от классической концепции к цифровой экосистеме / / Экономическое возрождение России. 2019. № 4 (62). С. 74—84.

2. Езангина ИА., Евстратов A.B. Новые инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в России: краудинвестинг// Финансы: теория и практика. 2019. № 3. С. 122—136.

3. Игошина К.Е. Краудфандинг как инновационный инструмент финансирования проектов //

Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2017. № 2. С. 123—131.

4. Краудинвестинг: понятие, разновидности и площадки // URL: https://investoriq.ru/ teoriva/kraudinvesting.html.

5. Лизовская В.В. Новые профессии и компетенции персонала в области ценообразования в условиях цифровой экономики / / Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2019. № 4. Т. 10. С. 197—209.

6. Leading unicorns worldwide as of January 2020 // URL: https://www.statista.com/statistics/ 407888/ranking-of-highest-valued-startup-companies-worldwide/ (дата обращения: 26.10.2021).

7. The world's 500 largest companies // URL: https://fortune.com/global500/2Q19/ (дата обращения: 24.10.2021).

References

1. Gudkova T.V. Economic evolution of the firm: from the classical concept to the digital ecosystem // Economic revival of Russia. 2019. No. 4 (62). Р. 74—84.

2. Ezangina I A., Evstratov A.V. New instruments for financing small and medium-sized businesses in Russia: crowdinvesting / / Finance: theory and practice. 2019. No. 3. P. 122—136.

3. Igoshina K.E. Crowdfunding as an innovative tool for project financing // Global Markets and Financial Engineering. 2017. No. 2. P. 123—131.

4. Crowdinvesting: concept, varieties and sites // URL: https://investoriq.ru/teoriva/kraudinvesting. html.

5. Lizovskaya V.V. New professions and personnel competencies in the field of pricing in the digital economy / / Marketing MBA. Enterprise marketing management. 2019.No. 4. Vol. 10. P. 197—209.

6. Leading unicorns worldwide as of January 2020 // URL: https://www.statista.com/statistics/ 40 7888/ranking-of-highest-valued-startup-companies-worldwide/ (date accessed: 10.26.2021).

7. The world's 500 largest companies // URL: https://fortune.com/global500/2Q19/ (date accessed: 24.10.2021).

Информация об авторах

Н.М. Гарумов — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры юридических дисциплин; Р.М. Касумов — доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой юридических дисциплин. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.M. Garumov — candidate of political sciences, senior lecturer in the Department of legal disciplines; R.M. Kasumov — doctor of historical sciences, associate professor, head of the Department of legal disciplines. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.10.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 19.10.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 26.11.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.