Научная статья на тему 'Конституция Исламской Республики Ирана как основа ее внешней политики'

Конституция Исламской Республики Ирана как основа ее внешней политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
982
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / OIL AND FOREIGN POLICY / ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ / THE ISLAMIC REVOLUTION IN IRAN / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ ИРАНА / THE BASIC PRINCIPLES OF THE CONSTITUTION OF IRAN / ИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИЯ / ISLAMIC RELIGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ходадади Салман

Среди факторов, влияющих на внешнюю политику и международные отношения Ирана, несомненно, огромное влияние имеют не только его географическое, но и геоэкономическое и геополитическое положение. Суть основных принципов концепции внешней политики Ирана на современном этапе сводится к защите территориальной целостности и государственного суверенитета Ирана, созданию отношений с другими государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN AS THE BASIS OF ITS FOREIGN POLICY

Among the factors influencing the foreign policy and international relations of Iran, of course, have a huge impact not only the geographical but also the geo-economic and geopolitical position. The essence of the concept of the basic principles of Iran's foreign policy at the present stage is to protect the territorial integrity and national sovereignty of Iran, the establishment of relations with other states on the basis of mutually beneficial cooperation.

Текст научной работы на тему «Конституция Исламской Республики Ирана как основа ее внешней политики»

УДК 327.51

КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАНА КАК ОСНОВА

ЕЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

© 2015

С. Ходадади, докторант кафедры международного права

Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)

Аннотация. Среди факторов, влияющих на внешнюю политику и международные отношения Ирана, несомненно, огромное влияние имеют не только его географическое, но и геоэкономическое и геополитическое положение. Суть основных принципов концепции внешней политики Ирана на современном этапе сводится к защите территориальной целостности и государственного суверенитета Ирана, созданию отношений с другими государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Ключевые слова: нефть и внешняя политика, исламская революция в Иране, основные принципы Конституции Ирана, исламская религия.

Иран, расположившись между зоной Персидского залива и регионом Каспийского моря, богатых энергетическими ресурсами, выступает в роли стратегического моста Западом и Востоком, соединяющим эти два региона и имеющим беспрепятственный выход к мировым океанам. Именно эти факторы являются одним из главных, определеяющих роль Ирана в международных политических и экономических отношениях [1]. Несмотря на то, что данные факторы начали проявлять себя во внешней политике и международных отношениях Ирана еще в первой половине ХХ века, они приобрели новый смысл и содержание только в период после Второй Мировой Войны.

Следует напомнить, что с 11 февраля 1979 года, с установлением Исламской Республики в Иране, начался качественно новый этап во внешней политике этого государства - этап независимой внешней политики. Оказавшийся между Персидским Заливом и Каспийским регионом, Исламская Республика Иран, для обеспечения своей национальной безопасности должна была предпринять серьезные меры по развитию политических отношений со странами постсоветского пространства, недавно вступивших на путь независимого развития. Осмысливая значение геополитического положения Ирана, необходимо отметить, что эта страна в качестве моста, соединяющего с давних времен Персидский залив и Каспийское море, также объединяет проживающие между этими двумя регионами народы, численностью примерно в пределах 500 миллионов человек, и тем самым играет роль «Хартленда», считающегося энергетическим центром мира.

Следует напомнить, что геоэкономическое значение в системе международных экономических отношений определяется именно вышеуказанными критериями. Нет сомнений в том, что это качество, в свою очередь, имеет возможность повлиять на внешнюю политику Ирана, а также на формирование его международных политических и экономических отношений, и выступают его составной и самой активной частью.

Без преувеличения можно сказать, что с созданием через Иран делового и торгового моста между Центрально-Азиатским рынком и Персидским заливом формируется третий, после атлантических и тихоокеанских рынков, деловой центр. Таким образом, после окончания «холодной войны» Исламская Республика Иран, соблюдая принципы взаимной выгоды, начала играть активную роль в формировании и создании международных экономических отношений, не только своими богатыми природными ресурсами, но и своим геополитическим положением [2].

Как было отмечено выше, основательные преобразования, произошедшие в международных политических и экономических отношениях, поставили новые задачи и перед Исламской Республикой Иран, и потребовали пересмотра теоретических основ внешней политики, которые составляют основу и фундамент этой политики. Добавим, что объявленный еще в 1956 году внешнеполитической принцип «позитивный национализм» [3]

противоречил в те годы государственному устройству Ирана. Отказываясь от этого принципа, следовало разработать новые приципы и теоретические основы, выражавшиеся и в правовых основах исламской религии [4].

Как это принято и в других государствах, теоретические основы и принципы внешней политики Исламской Республики Иран и стратегия этого государства в международных отношениях выражаются в Основном Законе - Конституции Исламской Республики Иран [5]. Так, 4-я статья 10-й главы Конституции посвящена внешней политике и международным отношениям государства. В 152-й статье Конституции, подготовленной под руководством принимавшего активное участие в революционном движении против шахского режима, хорошо известного в Иране аятоллы Бехишти, говорится: «Внешняя политика Исламской Республики Иран основана на отрицании всяческого господства над Ираном либо со стороны Ирана, сохранении независимости во всех сферах и территориальной целостности, защите прав всех мусульман и непринятии на себя обязательств перед гегемонистскими державами и мирных взаимоотношениях с государствами, не имеющих враждебных намерений в отношении Ирана» [6].

А в 153-й статье Конституции отмечено, что «запрещается заключать любой договор, который привел бы к установлению иностранного господства над природными и экономическими ресурсами, культурой, армией и другими сферами жизни государства» [7].

Одним из основополагающих принципов внешней политики Ирана является уважение прав человека и поддержка борьбы угнетенных народов против неоколониализма и экономической экспансии [8]. Не случайно, что права человека зафиксированы в 154 статье Конституции Ирана. Она гласит: «Исламская Республика Иран считает своим идеалом достижение счастья человека во всем человеческом сообществе и рассматривает независимость, свободу, правление права и справедливости в качестве права всех народов мира. Поэтому Исламская Республика Иран, воздерживаясь от всякого вмешательства во внутренние дела других стран, поддерживает справедливую борьбу угнетенных против угнетателей во всем мире» [9].

Таким образом, Исламское государство Иран заявляет о неприсоединении к какому-либо военно-политическому блоку в своей внешнеполитической стратегии говорит о неизменном проведении внешней политики полностью на основе принципа нейтралитета.

Необходимо отметить, что после государственно переворота 19 августа 1953 года осуществленный спецслужбами США и совместно с Великобританией, шахский Иран стал следовать в орбите внешней политики принципам и идеалам вышеуказанных государств. Результатом такой антинациональной политики стало то, что шахский режим в 1955-м году стал частью прозападной группировки Багдадского пакта, в 1959 году, 5 марта был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» между США и Ираном, в 1964 году под давлением американской дипломатии парламентом

Ирана был принят закон о реанимации капитуляционно-го режима о признании для гражданских лиц США, работающих в Иране право неприкосновенности, а в 1969 году Иранским правительством была принята Гуамская доктрины Никсона, и т.д. Все эти шаги не отвечали национальным интересам иранского народа, преследовали цели шахского режима от внутренных и внешных катаклизмов. Таким образом, Иран превратился в форпост США в районе Персидского залива. Понимая суть такой антинациональной политики шахского режима, Исламская Республика Иран решительно отказалась от внешнеполитического курса шахского Ирана.

Вторым, привлекающим во внешней политике моментом Исламского государства, является принятие курса об охране природных ресурсов страны в качестве основного принципа внешней экономической политики. Необходимо подчеркнуть, что с начала ХХ века ведущие европейские державы под разными предлогами, проникая в экономику Ирана, проводили политику экономической экспансии против этого государства. Тяжелые последствия этой политики более отчетливо проявили себя в нефтяной политике, когда в результате создания в 1954 года Международного Нефтяного Консорциума иранский народ потерял свое право быть хозяином в нефтяной промышленности. Эта организация до победы Исламской Революции 11 февраля 1979 года в Иране занималась грабежом нефтяных ресурсов этой страны [10].

Напомним что одним из тяжелых общественно-политических последствий подписания с Западом таких далеких от принципа взаимной выгоды равноправных договоров, стало, как было указано выше, свержение 19 августа 1953 года с помощью американских и английских спецслужб национального правительства Мосаддека, который национализировал нефтяную промышленность Ирана.

Таким образом, охрана природных и экономических ресурсов страны от экспансионистских и грабительских заявок иностранных государств в качестве основного принципа внешней политики нашла свое отражение в Конституции Исламского государства. Ясное дело, что обеспечение национальной безопасности страны опирается, прежде всего, на сильную экономику, армию и современную систему обороны. А современная армия и хорошая система обороны могут быть созданы только с помощью сильной экономики.

После победы Исламской Революции в Иране одним из вопросов, который стал причиной многочисленных интерпретаций и пререканий, был вопрос об экспорте исламской революции в другие государства, он в пропагандистских целях использовался недоброжелателями Ирана против Исламского гасударства. Несмотря на то, что 154-ой статьей Конституции «строго запрещено вмешательство во внутренние дела других государств», и официальными кругами Исламской Республики Иран многократно сделаны заявления о том, что вмешательство во внутренние дела государств противоречат нормам международного права, и насильственное принятие революции не соответствует внешнеполитическим принципам Ирана [11].

Следует отметить, что этими, отражающими в себе внешнюю политику Исламской Республики Иран принципами, неукоснительно руководствуются в практической деятельности, и какое-либо их искажение категорически воспрещается в Основном Законе. Добавим, что во внешней политике Исламской Республики Иран не воспрещается создание отношений с другими странами только в духе взаимоуважения, и на том условии, что в этих отношениях не попирались бы права других народов, а отношения строились бы на взаимовыгодной основе, а также служили бы охране международного мира и безопасности. Следует отметить, что взятие за основу принципа справедливости всеми государствами встречается с энтузиазмом со стороны иранской дипломатии,

и борьба угнетенных народов, права которых нарушаются, защищается правительством Исламской Республики. Это естественный процесс, потому, что права народов Ирана долгие годы попирались шахским режимом и поддерживающими этот режим ведущии государствами Запада.

Таким образам, основные цели и задачи, стоящие перед внешней политикой Исламской Республики Иран, можно суммировать следующим образом:

— защита государственных интересов Исламской Республики Иран в международных отношениях;

— охрана территориальной целостности страны;

— не стремиться к любому гегемонизму и противостоять гегемонистским устремлениям других государств;

— не брать никаких обязательств перед гегемонист-скими государствами.

Чтобы справиться с этими задачами, которые составляют красную линию иранской дипломатии, требуется целенаправленная работа внешнеполитического аппарата.

Одной из самых важных задач, стоящих перед государством, является повышение экономического потенциала страны и укрепление военной мощи, переход к строительству современной армии, которая бы отвечала бы европейским стандартам, постоянное совершенствование системы обороны.

Следует отметить, что одной из основных целей Исламской Республики Иран стала защита суверенитета и позависимость. Чтобы реализовать эти принципы, участвующие в революции люди проходили через многие препятствия и сталкивались со многими опасностями. Поэтому достижение указанных целей составляет стратегическую линию внешней политики Исламской Республики Иран. Названные принципы в качестве основных целей и задач внешней политики были закреплены, как было отмечено выше, в 152-й статье Конституции, и выполняются неукоснительно.

Отметим, что национальное единство и защита территориальной целостности принимаются также в качестве основных принципов внешней политики. Оба принципа оцениваются, как основная концепция, имеющая тесную связь с независимостью и государственным суверенитетом.

Нарушение территориальной целостности всегда и во множестве случаев может произойти из-за агрессии внешних сил и по подстрекательству внутреннего сепаратизма. Поэтому эта проблема, принимаясь в качестве одного из основных принципов внешней политики, была закреплена в 9-й статье Конституции. Там говорится, что «в Исламской Республике Иран свобода, независимость, национальное единство и территориальная целостность неразрывно связаны друг с другом, их защита является обязанностью государства и каждого индивида. Никакое лицо, группа или государственный орган не имеют право, воспользовавшись именем государства, наносить хоть малейший вред политической, культурной, экономической и военной независимости Ирана... « [12].

Таким образом, согласно Конституции Исламской Республики Иран, основные цели и задачи внешней политики Исламского государства можно суммировать следующим образом:

— защита национальной независимости и государственного суверенитета государства;

— охрана территориальной целостности;

— достижение экономического развития и прогресса;

Солидарность в борьбе мусульман за свободу во

всем мире.

Таким образом, основные принципы внешнеполитической концепции Ирана, и исходящие из этой концепции принципы нашли свое отражение в Основном Законе страны, а также в выступлениях государственных деятелей Исламской Республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Доктор Номайун Елахи. Халидже Фарс вэ мэсаиле ан. Тегеран, 2009, с.12-18;

2.Подробнее см.: Садджадпур Мохаммад Казем. Сейасате хареджийе Иран. Тегеран, 2002, с.189; Асгари Реза. Нагше Дэрйайе Хазар ва нагше економике Иран дар базаре чаханийейе енержи. Махнамейе еттелеате сейаси-егтисади. Тегеран, 1999, № 139-140, с.158-161.

3.Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока. 1946-1978. Москва, «Наука», 1989, с.15-25.

4.Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., «Наука», 1985.

5.Гануне Асасийейе Чомхурийе Эсламийе Иран, Техран, 1982.

6.Там же, с.135-136.

7.Гануне Асасийейе Чомхурийе Эсламийе Иран с. 136; Подробнее см.: Азганди Али Реза. Сейасате харид-жийе Чомхурийе Эсламийе Иран, Тегеран , 2003, с.248

8.Мохсен Кадивар. Хаггол Нас: Эслам вэ Хогуге Башар. Тегеран, 1999, с.7-12

9.Гануне Асасийейе Чомхурийе Эсламийе Иран... с. 136.

10.Подробнее см.: Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в ХХ веке. М., 1985; Его же, История Ирана, ХХ века. М., 2004, с. 250-296.

11.Гануне Асасийейе Чомхурийе Эсламийе Иран... с.136-137; Афшар Сулеймани. Тахкиме Дусти. Сефарате Иран дар Баку. 2006.

12.«Энгелабе Эслами аз дидгахе андишгеране харед-жи» Техран, 1998, с.351; Гануне Асасийейе Чомхурийе Эсламийе Иран... с.54.

CONSTITUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN AS THE BASIS

OF ITS FOREIGN POLICY

© 2015

S. Khodadadi, Doctoral student of international law

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Abstract. Among the factors influencing the foreign policy and international relations of Iran, of course, have a huge impact not only the geographical but also the geo-economic and geopolitical position. The essence of the concept of the basic principles of Iran's foreign policy at the present stage is to protect the territorial integrity and national sovereignty of Iran, the establishment of relations with other states on the basis of mutually beneficial cooperation.

Keywords: Oil and foreign policy, the Islamic revolution in Iran, the basic principles of the Constitution of Iran, the Islamic religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.