Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ: КАК КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ'

КОНСТИТУЦИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ: КАК КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMY / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL NORMS / CONSTITUTIONAL AMENDMENTS / EFFECTIVENESS / ESSENTIAL FEATURES / ECONOMIC REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Валентина Васильевна

В статье рассмотрены вопросы, которые касаются конституционного регулирования экономики страны, в работе проведено исследование и обоснован тезис о том, что Конституция страны определяет существенные черты экономики и страны, и, кроме того, с одной стороны, от состояния экономики страны зависит обеспечение действия Конституции, с другой стороны, регулирование экономики через конституционные нормы может предопределить ее (экономики) эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTION AND ECONOMY OF THE COUNTRY: HOW RUSSIAN CONSTITUTION DEFINES THE ESSENTIAL FEATURES OF OUR ECONOMY

The article deals with matters relating to the constitutional regulation of the country’s economy. The study has been carried out on the basis of the statement that the Constitution of the country defines the essential features of the economy and the country. On the one hand, the state of the country’seconomy depends on the enforcement of the Constitution; on the other hand, the regulation of the economy through the constitutional norms may predetermine its (economy) efficiency.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ: КАК КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ»



Сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 4 (23)

УДК 332.02

КОНСТИТУЦИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ: КАК КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ

© 2020 В.В. Лукьянова*

В статье рассмотрены вопросы, которые касаются конституционного регулирования экономики страны, в работе проведено исследование и обоснован тезис о том, что Конституция страны определяет существенные черты экономики и страны, и, кроме того, с одной стороны, от состояния экономики страны зависит обеспечение действия Конституции, с другой стороны, регулирование экономики через конституционные нормы может предопределить ее (экономики) эффективность.

Ключевые слова: экономика, Конституция, конституционные нормы, поправки в Конституцию, эффективность, существенные черты, регулирование экономики.

Система государственного регулирования российской экономики опирается на законодательство различного уровня. Высший уровень занимает Конституция, на базе которой строятся все остальные звенья правового механизма регулирования общества и экономики.

Конституцией России в правовом поле закреплены основы организации экономической жизни общества, определено ключевое содержание и общее направление вектора развития отношений в сфере экономики.

Возрастание влияния рыночных механизмов регулирования произошло именно после конституционной реформы 1993 года в России.

В соответствии с Конституцией России государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Банк России, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации.

Конституционно экономический строй закрепляется через определенные элементы:

1) экономические основы конституционного строя (социально ориентированная экономика, при этом такую экономику можно определить как хозяйственную систему, для которой характерны высокий уровень благосостояния граждан (экономическое и социальное благосостояние); наличие социально-экономических институтов, способствующих обеспечению социальной справедливости; защищенности, так-

уровень и качество жизни населения, и здесь в качестве «катализатора» могут выступить национальные проекты, нацеленные на ускорение модернизации социальной сферы и экономики);

2) формы собственности, гарантии защиты форм собственности, использование и охрана земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, которые проживают на российской территории (ст.7, 8, 9);

3) гарантии реализации экономических основ конституционного строя страны (статьи 74, 75, 75.1);

4) экономические права и свободы человека и гражданина (статьи 34, 35, 36, 37);

5) государственное регулирование экономики (предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в экономической сфере) (статьи 71, 72).

Конституция является не только политическим документом, но и экономическим. Экономическая свобода также, как и политическая свобода являются существенными для благосостояния страны и экономического роста. Поэтому в Конституцию России включены положения, поддерживающие и стимулирующие функционирование рыночной экономики. Таким образом, Конституция России определяет существенные черты нашей экономики.

В качестве существенных черт российской экономики можно назвать следующие:

- частная собственность;

же для такой экономики характерны высокий

* Лукьянова Валентина Васильевна (vv2724@mail.ru) - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», 443086РФ, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34.

- свобода предпринимательства и выбора;

- мотивация исходя из собственного интереса;

- конкуренция;

- рынки и цены;

- ограниченная роль государства.

В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Более того, закрепляя принципы единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, законодатель усиливает их дополнительными гарантиями. Статьей 74 Конституции РФ предусмотрен прямой запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Важно при этом отметить, что конституционное регулирование отношений в сфере собственности обладает своей спецификой. Здесь одна из главных задач состоит в юридическом закреплении форм собственности, которые признаны государством. Проведение анализа конституционных норм позволяют сформулировать выводы о приоритете частной формы собственности. Однако важно отметить, что в принципе абсолютизация любой формы собственности может привести к проблемам в социально-экономической сфере, что приведет, в свою очередь, к конституционным кризисам.

В целях недопущения возникновения таких проблем важно поддерживать баланс форм собственности: частной и публичной, каждая из форм собственности должна содействовать достижению благосостояния и отвечать интересам и законным интересам как каждого отдельного гражданина, так и общества в целом.

Таким образом, напрашиваются выводы о том, что с одной стороны, от состояния экономики страны зависит обеспечение действия Конституции. С другой стороны - регулирование экономики через конституционные нормы может предопределить ее (экономики) эффективность.

Эффективность экономики, экономического строя страны отражает показатель реальности экономических прав ее граждан, и такие права имеют важную роль в конституционно-правовом механизме реализации конституционных основ экономического строя любой страны.

В связи с этим необходимость в государственном регулировании экономических процессов происходит из сути государства, призванного выражать всеобщую волю всего населения страны.

Здесь важно отметить, что, тем не менее, государственное вмешательство в экономическую сферу не должно стать избыточным, не дол -жно создавать препятствия для хозяйствующих субъектов. В качестве критерия такого вмеша -тельства можно назвать использование принципа эффективности при определении баланса централизованного регулирования (и его пределов) и рыночной саморегуляции. Также в качестве такого критерия может выступить необходимость обеспечения социального ориентирования экономики, что выступит гарантом социально-экономической стабильности и безопасности для общества и экономической безопасности для государства.

Таким образом, учитывая взаимное влияние Конституции страны и экономической составляющей жизни общества, и в связи с последними политическими событиями, возникает вопрос о том, как поправки в Конституцию повлияют на эффективность экономики страны?

Известно, что большинство поправок в Конституцию, конечно, связано с политикой. Однако во многих новых или измененных статьях есть фразы, которые могут повлиять на экономику и бизнес.

Статья 75 больше других связана непосредственно с экономикой. В этой статье до изменений в Конституцию было прописано о рубле как основной денежной единице, о задаче Центробанка, о налогообложении и т.д. Статья дополнена пунктами 5-7.

Интерес вызывает поправка, касающаяся положения о ежегодной индексации пенсий, пособий, а также о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет привязан к про -житочному минимуму, точнее не меньше него (статья 75).

Эти положения уже предусмотрены федеральными законами, но иногда индексация приостанавливалась согласно закону о бюджете. Теперь это будет закреплено в Конституции страны и такого не произойдет, ведь невозможно приостановить действие какой-либо статьи Конституции.

Возникает вопрос о том, как это повлияет на экономику. Индексация подразумевает уве-

fle

Сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 4 (23)

личение суммы на основе инфляции. То есть ежегодные надбавки в процентах. Какие будут проценты, будет известно позднее, доходы населения вырастут. Скорее всего, это будет небольшой процент. Увеличится платежная способность населения страны. Это поспособствует увеличению потока денег в бизнесы нашей страны. Данный момент положительно отразится на экономике страны и развитии бизнеса и предприятий.

Таким образом, получится небольшое увеличение доходов в каждую семью. Но проверить это предстоит в будущем на практике.

Однако, представляется возможным и с критикой подойти к произошедшим изменениям анализируемой статьи Конституции РФ.

Ранее в Конституции не было указано про ежегодную индексацию пенсий, но существует пенсионное законодательство, в соответствии с которым социальные пенсии индексируются также не реже одного раза в год, после 1 апреля (ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

И это законодательство исполнялось, даже были случаи, когда пенсии индексировались несколько раз в год (на небольшие суммы). Если предположить, что процент индексации, не указанный в Конституции страны, будет высоким, то эта индексации касается только социальной части пенсии, а трудовая часть пенсии зависит от стажа и заработка каждого человека.

Эта поправка на уровне Конституции подчеркивает современную систему, по которой работает Пенсионный фонд. Деньгами современных пенсионеров обеспечивают работающие (через их пенсионные отчисления). Кроме того, из Пенсионного фонда сейчас выплачивается материнский капитал и помощь семьям с детьми. Все это согласовывается со статьей 72 Конституции, в которой прописана обязанность детей заботится о родителях. Возможно, эта поправка даст возможность прописать в законе, что пенсионные накопления могут быть потрачены на другие неотложные нужды государства. В принципе, это делалось тоже через схему заморозки накоплений.

Рассмотрим более подробно изменения, касающиеся МРОТ. В ч.2 ст.7 в действующей ранее редакции Конституции с 1993 года была закреплена норма о том, что«устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты

труда». Положения этой же нормы были развиты в ст.2, 130, 133, 133.1 и ряде других статей Трудового Кодекса РФ.

Указание в Конституции на прожиточный минимум должно защитить работников от недобросовестных предпринимателей, нанимающих их на целый день, а платящих меньше прожиточного минимума. Однако сейчас в России есть Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», выполняющий эту задачу, однако в этой поправке сделан акцент на фразе «в целом по РФ». В настоящее время прожиточный минимум в разных регионах отличается. В целом по стране - 11 731 рубль. При этому в Хабаровске он составляет 15 328, в Москве - 19233 рублей. Еще выше размер в северных районах России (например, в Магадане - 20837 рублей). Сейчас МРОТ в 2020 году по стране - 12130 рублей.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязатель -ное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Пункт про социальное страхование вынесен отдельно, что доказывает, что в дальнейшем внимание к социальным выплатам будет повышенное. Естественно, рост социальных выплат будет гарантировать государство через работодателей. Вероятно, стоит ждать увеличения отчисления в Фонды и введения новых социальных выплат.

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста стра -ны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (Статья 75-1).

В статье отсутствует разъяснение понятия «экономическая солидарность», однако, известно, что ее суть в более социально ответственном бизнесе. Предприниматель, вкладывая собственные средства в обустройство региона, в котором он работает, оказывает позитивное воздействие на экономику в целом. Солидарная экономика предполагает, что бизнес будет решать вопросы социального характера. Например, такие как экономический кризис, молодеж-

ная безработица, неформальная экономика и занятость в сельских районах. Таким образом, после принятия этой поправки в Конституцию дальше будет принят закон о поддержке государством социально-ответственного бизнеса.

К положительным изменениям можно отнести поправки о принципах социального партнерства в трудовых отношениях, что позволит значительно повысить уровень ответственности работодателя по отношению к сотруднику (ст. 114.1 е).

Таким образом, и ранее действовавшая Конституция страны, и Конституция с учетом поправок направлена на поддержку и развитие экономики страны, что, в свою очередь, обеспечивает действие Конституции страны. И «стабильными» можно назвать статьи Конституции России, которые касаются экономической основы конституционного строя нашего государства: строй экономической жизни, характеризующий-

ся многообразием и равноправием форм собственности, свободой экономической деятельности, а также наличием гарантий, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержкой конкуренции.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http:// www. pravo. gov. ru

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.2001.

3. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета, № 118, 21.06.2000.

Поступила в редакцию 15.08.2020 г.

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

№ 4 (23)

2 0 20

CONSTITUTION AND ECONOMY OF THE COUNTRY: HOW RUSSIAN CONSTITUTION DEFINES THE ESSENTIAL FEATURES

OF OUR ECONOMY

© 2020 V.V. Lukyanova

The article deals with matters relating to the constitutional regulation of the country's economy. The study has been carried out on the basis of the statement that the Constitution of the country defines the essential features of the economy and the country. On the one hand, the state of the country 'seconomy depends on the enforcement of the Constitution; on the other hand, the regulation of the economy through the constitutional norms may predetermine its (economy) efficiency.

Keywords: economy, Constitution, constitutional norms, constitutional amendments, effectiveness, essential features, economic regulation

* Lukyanova Valentina Vasilievna (vv2724@mail.ru) - Candidat of Economics, Associate Professore of Departament of State and Municipal Administration, Samara National Research University Named After Academician S. P. Korolev, 443086 Samara, Russian Federation.

Received for publication on 15.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.