Научная статья на тему 'Конституция Бремена 1854 г. : история принятия и основные положения'

Конституция Бремена 1854 г. : история принятия и основные положения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
998
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БРЕМЕНА / ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА БРЕМЕНА / КОНСТИТУЦИЯ БРЕМЕНА 1849 Г / КОНСТИТУЦИЯ БРЕМЕНА 1854 Г / РЕВОЛЮЦИЯ 1848-1849 ГГ / ИСТОРИЯ ГЕРМАНСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В XIX В / ЕВРОПЕЙСКИЕ КОНСТИТУЦИИ 1848-1849 ГГ / ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В XIX В / HISTORY OF BREMEN / HISTORY OF BREMEN CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTION OF BREMEN OF 1849 / CONSTITUTION OF BREMEN OF 1854 / REVOLUTION OF 1848-1849 / HISTORY OF GERMAN CONSTITUTIONALISM IN THE 19 TH CENTURY / EUROPEAN CONSTITUTIONS OF 1848-1849 / HISTORY OF EUROPEAN CONSTITUTIONALISM IN THE 19 TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бунькова Юлия Владимировна, Эржибова Фатима Александровна

Статья посвящена Конституции вольного ганзейского города Бремен, принятой в 1854 г., так как данная конституция не являлась ранее предметом исследования отечественной историографии. Описаны исторические условия, в которых была принята Конституция Бремена 1854 г., рассмотрены ее основные положения и определены особенности. Принятие Конституции Бремена 1854 г. ознаменовало собой окончание революции, начавшейся в 1848 г. В 1849 г. в Бремене была принята либеральная конституция. Принятие в 1854 г. новой конституции Бремена явилось выражением консервативных тенденций, возобладавших в бременском конституционализме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бунькова Юлия Владимировна, Эржибова Фатима Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION OF BREMEN IN 1854: THE HISTORY OF ADOPTION AND MAIN PROVISIONS

The paper is devoted to the Constitution of the Free Hanseatic City of Bremen adopted in 1854. It’s pointed out that this Constitution was not a subject of investigation in the national historiography. The paper specifies the historical context, in which the Bremen Constitution of 1854 was adopted, considers its basic provisions and defines its peculiar features. Adoption of the Constitution of Bremen of 1854 was a milestone marking the end of the Revolution begun in 1848. The liberal constitution was adopted in Bremen in 1849. The adoption of a new Constitution in 1854 in Bremen was an expression of conservative tendencies prevailing in Bremen Constitutionalism.

Текст научной работы на тему «Конституция Бремена 1854 г. : история принятия и основные положения»

УДК 94:342.4(430.115)"1854" Бунькова Юлия Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова

Эржибова Фатима Александровна

старший преподаватель кафедры немецкого языка Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова

КОНСТИТУЦИЯ БРЕМЕНА 1854 Г.: ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена Конституции вольного ганзейского города Бремен, принятой в 1854 г., так как данная конституция не являлась ранее предметом исследования отечественной историографии. Описаны исторические условия, в которых была принята Конституция Бремена 1854 г., рассмотрены ее основные положения и определены особенности. Принятие Конституции Бремена 1854 г. ознаменовало собой окончание революции, начавшейся в 1848 г. В 1849 г. в Бремене была принята либеральная конституция. Принятие в 1854 г. но-вой конституции Бремена явилось выражением консервативных тенденций, возобладавших в бре-менском конституционализме.

Ключевые слова:

история Бремена, история конституционализма Бремена, Конституция Бремена 1849 г., Конституция Бремена 1854 г., революция 1848-1849 гг., история германского конституционализма в XIX в., европейские конституции 1848-1849 гг., история европейского конституционализма в XIX в.

Bunkova Yulia Vladimirovna

PhD in History, Assistant Professor, General History Department, Kabardino-Balkarian State University

Erzhibova Fatima Aleksandrovna

Senior Lecturer, German Language Department, Kabardino-Balkarian State University

THE CONSTITUTION OF BREMEN IN 1854: THE HISTORY OF ADOPTION AND MAIN PROVISIONS

Summary:

The paper is devoted to the Constitution of the Free Hanseatic City of Bremen adopted in 1854. It's pointed out that this Constitution was not a subject of investigation in the national historiography. The paper specifies the historical context, in which the Bremen Constitution of 1854 was adopted, considers its basic provisions and defines its peculiar features. Adoption of the Constitution of Bremen of 1854 was a milestone marking the end of the Revolution begun in 1848. The liberal constitution was adopted in Bremen in 1849. The adoption of a new Constitution in 1854 in Bremen was an expression of conservative tendencies prevailing in Bremen Constitutionalism.

Keywords:

history of Bremen, history of Bremen constitutionalism, Constitution of Bremen of 1849, Constitution of Bremen of 1854, revolution of 1848-1849, history of German constitutionalism in the 19th century, European Constitutions of 1848-1849, history of European constitutionalism in the 19th century.

Конституция Бремена 1854 г. представляет интерес в связи с длительностью своего существования и историческими условиями, в которых она была создана, а также тем, что существует настоятельная необходимость ее изучения. Данная конституция не относится к тем проблемам германского конституционализма XIX в. и революции 1848 г. в Германии, которые можно считать изученными в отечественной историографии.

Прежде чем говорить о Конституции 1854 г., следует упомянуть о революции 1848 г., так как история ее создания связана с этой революцией. Из всех вольных городов наибольший натиск революции 1848 г. испытал на себе Бремен [1]. Революция 1848 г. в Бремене началась с конституционного конфликта и закончилась последней на территории Германии [2]. Принятие конституции в 1854 г. означало для Бремена завершение революции, начавшейся в 1848 г., а также закрепление результатов консервативных изменений, которым подвергся бременский конституционализм. В 1849 г. в Бремене была принята либеральная конституция. Но она действовала недолго.

«Двигателем» реакции был И. Смидт, который неустанно занимался проверкой конституции. В этом политику, известному также за пределами Бремена, помогали его хорошие связи с дипломатами и государственными деятелями других государств Германского союза [3]. В 1851 г. произошел конфликт между Сенатом и Парламентом.

И. Смидт для изменения демократической конституции 1849 г. использовал дипломатические средства. Исследователь В. Бибуш собрал материал в пользу того, что тогда приведенная в исполнение экзекуция против ганзейского города была заказана И. Смидтом [4].

Парламент был распущен. Был навязан новый избирательный закон. Результатом указанных политических процессов стало принятие Конституции Бремена 1854 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Конституция Бремена 1854 г. состоит из 125 параграфов. Первый раздел конституции «О государстве Бремен вообще» провозглашал ее республиканский характер, определял, что «исполнение государственной власти» поручено Сенату и Парламенту, а также признавал, что Бремен как член Германского союза разделяет права и обязанности, которые проистекают из этого членства [5].

Второй раздел конституции посвящен основным правам граждан. Он достаточно объемный по содержанию - его составляют §§ 5-20. В нем провозглашались равенство всех граждан, неприкосновенность жилища, частной собственности, свобода совести, мнения, отмена цензуры. Собрания или объединения для политических целей подлежали административному разрешению и контролю. Народные собрания или объединения под открытым небом также были разрешены после административного разрешения.

Крепостничество и дворянство согласно конституции не признавались.

Рассмотрим положения конституции относительно Сената и Парламента. Сенат состоял из 18 членов, которые избирались Сенатом и Парламентом пожизненно. В Сенат не могли быть избраны родственники членов Сената. § 23 гласил: «Тот, кто является единокровным с членом Сената по восходящей или нисходящей линии, или тот, кто является его братом, дядей, племянником, отчимом, пасынком, тестем, зятем, братом жены или мужем сестры, не может быть избран».

Двое членов Сената являлись бургомистрами. Их избирал Сенат. Каждый бургомистр избирался на 4 года. Каждые 2 года один из них уходил в отставку. Один из бургомистров 1 год являлся председателем Сената. Председатель руководил делами Сената. На него возлагался контроль над надлежащим исполнением дел отдельными членами Сената.

В круг полномочий Сената в качестве правительства государства Бремен входили: заботы о безопасности государства; «забота о сохранении и своевременном развитии конституции, законов и государственных учреждений, а также точное исполнение государственных договоров»; надзор за всеми государственными служащими, управлением государственным и муниципальным имуществом, а также имуществом церквей, школ; публикация законов и контроль за их исполнением; управление полицией; организация и управление школьным образованием и учреждениями народного образования и т. д.

Парламент состоял из 150 представителей граждан. Они избирались сроком на 6 лет. Каждые три года половина из них сменялась.

Отметим, что рассматриваемая конституция не содержит информации об избирательном праве, которое было тогда в Бремене. § 39 утверждает: «Избирателями и избираемыми являются, как правило, все граждане Бремена. Особые исключения устанавливает закон». Избирательное право было сословно ориентированным, восьмиклассным. От избирательного права были отстранены женщины, рабочие, большая часть ремесленников, поденщиков и т. д. [6]. Избирательное право стало более консервативным по сравнению с Конституцией 1849 г. Конституция 1849 г. прямо указывала на отсутствие имущественного ценза.

§ 64 Конституции 1854 г. гласил: «Парламент должен следить за сохранением конституции, законов и государственных учреждений и содействовать их своевременной разработке, а также устранению имеющихся недостатков или ограничений в соответствии с законом».

§ 51 Конституции провозглашал публичный характер заседаний Парламента. В то же время этот параграф содержал оговорку о том, что Сенат имеет право в случае необходимости потребовать провести тайное заседание, если это во благо государства. Для этого требовалось согласие Парламента.

В качестве комитета Парламента существовало управление по делам граждан. Оно было обязано: постоянно следить за соблюдением конституции, законов и сохранением государственных учреждений и, если заметит недостатки или нарушение интересов, сообщить об этом Парламенту; принимать все обращения Сената к Парламенту и доводить до Сената все сообщения граждан, предназначенные для Сената; проводить собрания парламента и определять повестку дня и т. п.

Перечень предметов совместной деятельности Сената и Парламента достаточно объемный. Важнейшими из них были вопросы законодательства. Кроме того, в него входили подписание договоров с иностранными государствами, постановление о создании и содержании вооруженных сил, организация и управление школьным образованием, установление, изменение и отмена государственных налогов, управление всем государственным имуществом, выбор членов Сената, создание новых и ликвидация старых должностей чиновников и т. д.

Исполнение судебной власти, согласно § 68, вверялось Конституцией судам, назначенным для этого по закону.

Шестой раздел конституции посвящен государственным учреждениям содействия торговле, ремеслу, а также сельскому хозяйству. Для содействия торговле и судоходству существовали торговый конвент и торговая палата, а для содействия ремеслу - ремесленный конвент и

ремесленная палата. Торговый конвент состоял из членов бременской биржи. Он назначался для совещания по вопросам, касающимся торговли и судоходства. Собрания торгового конвента проводились торговой палатой и под ее руководством. Торговая палата состояла из 24 членов торгового конвента. Она была наделена полномочием запрашивать у компетентных органов все, что может быть полезно для торговли и судоходства.

Для консультаций по вопросам, касающимся интересов ремесленников, назначался ремесленный конвент. Его собрание проходило по требованию ремесленной палаты. Ремесленная палата состояла из нескольких членов Сената и 21 члена ремесленного конвента. Она была уполномочена запрашивать у компетентных органов все, что могло быть полезно для ремесленного образования. Она отдавала распоряжения о совещании ремесленного конвента по важным вопросам.

Из членов палаты сельского хозяйства несколько были членами Сената и 20 были связаны с сельскохозяйственным производством. Палата сельского хозяйства была уполномочена запрашивать у компетентных органов все, что может быть полезно для сельского хозяйства, особенно для земледелия и животноводства. Палата сельского хозяйства - это учреждение, которого не было по Конституции Бремена 1849 г. То есть разработчики Конституции 1854 г. усовершенствовали соответствующий раздел прежней конституции.

Отметим, что в рассматриваемой конституции отсутствует раздел, посвященный процедуре внесения в нее изменений.

Конституция 1854 г. действовала более полувека. Д. Шефолд отмечает, что Конституция Бремена 1854 г. дважды - в 1875 г. и 1894 г. - претерпела новую редакцию, но по существу оставалась в силе до конца Первой мировой войны [7].

Таким образом, принятие Конституции 1854 г. стало закономерным результатом политических процессов, происходивших в Бремене в середине XIX в. В конституции отсутствовал раздел о процедуре внесения в нее изменений, праве Парламента потребовать ответственности от членов Сената и чиновников. Консервативным было избирательное право. Таким образом, изменения, которым подверглось содержание бременского конституционализма, можно охарактеризовать как существенные и консервативные.

Ссылки:

1. Veit V. Geschichte der deutschen Revolution von 1848-49. Berlin, 1931. S. 389.

2. Elmshäuser К. Geschichte Bremens. München, 2007. S. 75-76.

3. Jaeckel Horst. Biebusch (Werner) Revolution und Staatsstreich. Verfassungskämpfe in Bremen 1848-1854. Bremen, 1973 // Revue belge de philologie et d'histoire. 1976. Vol. 54. Numéro 2. S. 735.

4. Schmölze G. Werner Biebusch Revolution und Staatsstreich. Verfassungskämpfe in Bremen 1848-1854. Bremen, 1973 // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1974. 4. Juni.

5. Verfassung der freien Hansestadt Bremen. Publiziert am 21. Februar 1854 [Электронный ресурс]. URL: http://digital.bib-bvb.de/view/bvbmets/viewer.0.5.jsp?folder_id=0&dvs=1420804805154~944&pid=5698739&locale=ru&usePid1=true&use Pid2=true# (дата обращения: 25.12.2014).

6. Hoffmann W. Auswandern und Zurückkehren. Kaufmannsfamilien zwischen Bremen und Übersee. Eine Mikrostudie 18601930. Münster, 2009. S. 57-58.

7. Schefold D. Bewahrung der Demokratie: ausgewählte Aufsätze. Berlin, 2012. S. 408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.