Научная статья на тему 'Конституционный Суд РФ как особый орган конституционного контроля'

Конституционный Суд РФ как особый орган конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2381
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL CONTROL / CONSTITUTIONAL JUSTICE / RULE-MAKING / JUDICIAL POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабанов Хабил Магомедрасулович, Омарова Лиана Асхабалиевна

Конституционный Суд Российской Федерации на сегодняшний день является специализированным органом конституционного судебного контроля. В статье рассматриваются основные полномочия Конституционного Суда РФ и проблемы, с которыми сталкивается Суд при их непосредственной реализации. Осуществлен анализ правоприменительной практики Суда, посредством которого авторы приходят к выводу, что в Российской Федерации на сегодняшний день остро стоит проблема неисполнения решений Конституционного Суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Court of the Russian Federation as a special body of constitutional review

The Constitutional Court of the Russian Federation today is a specialized body of constitutional judicial review. The article discusses the main powers of the Constitutional Court and the problems faced by the Court in their direct implementation. The analysis of the law enforcement practice of the court, through which the authors come to the conclusion that in the Russian Federation today there is an acute problem of nonexecution of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционный Суд РФ как особый орган конституционного контроля»

УДК 342.565 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10337

_ __V

КОНСТИТУЦИОННЫМ СУД РФ КАК ОСОБЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Хабил Магомедрасулович ШАБАНОВ, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

Лиана Асхабалиевна ОМАРОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: ayushamagomedova@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Конституционный Суд Российской Федерации на сегодняшний день является специализированным органом конституционного судебного контроля.

В статье рассматриваются основные полномочия Конституционного Суда РФ и проблемы, с которыми сталкивается Суд при их непосредственной реализации. Осуществлен анализ правоприменительной практики Суда, посредством которого авторы приходят к выводу, что в Российской Федерации на сегодняшний день остро стоит проблема неисполнения решений Конституционного Суда.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный контроль, конституционное правосудие, нормотворчество, судебная власть.

Annotation. The Constitutional Court of the Russian Federation today is a specialized body of constitutional judicial review.

The article discusses the main powers of the Constitutional Court and the problems faced by the Court in their direct implementation. The analysis of the law enforcement practice of the court, through which the authors come to the conclusion that in the Russian Federation today there is an acute problem of non-execution of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional control, constitutional justice, rule-making, judicial power.

Конституционный Суд РФ (далее — КС РФ, Суд), являющийся специализированным органом, осуществляющим судебный конституционный контроль, был создан в целях обеспечения неукоснительного соблюдения Конституции РФ. Правовая регламентация деятельности КС РФ закреплена в ст. 125 Конституции нашего государства и в соответствующем Федеральном конституционном законе [1].

Конституционное правосудие является самостоятельной формой осуществления судебной власти [2]. Решения Конституционного Суда являются непосредственно действующими и не требуют подтверждения какими-либо органами государственной власти. После принятия КС РФ

решения о не конституционности нормативно-правового акта его повторное принятие не может преодолеть юридическую силу постановления Конституционного Суда.

Принципиально важным отличием Конституционного Суда РФ от других судов является то, что он не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их в процессе своей правотворческой деятельности.

В отличие от моделей конституционного контроля зарубежных стран, Конституционный Суд Российской Федерации не занимается правотворчеством в прямом смысле этого слова: в деятельности Конституционного Суда традиционные положения о законотворчестве получают специфическое воплощение, которое обуслов-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

лено особым статусом Суда как органа конституционного контроля.

При проверке нормативно-правового акта на конституционность Суд учитывает не только буквальный смысл, но и смысл, который придается через официальное толкование и через правоприменительную практику. Выводы, которые сделаны Конституционным Судом при проверке конституционности норм закона, могут быть распространены и на аналогичные нормы, которые содержатся в других нормативно-правовых актах.

Позицией Конституционного Суда РФ должны руководствоваться все органы государственной власти, и, в частности, законодательные органы, применительно к аналогичным по содержанию нормам [3].

Правовые позиции Конституционного Суда РФ играют, несомненно, важную роль в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации.

В современных реалиях из-за огромного количества вынесенных Конституционным Судом решений (свыше 23 тыс.) возникает проблема исполнения его решений.

Причем проблема исполнения решений близко связана с проблемой соблюдения законов на территории РФ.

Конституционный Суд посредством своих решений обеспечивает упрочение основ конституционного строя РФ и политической стабильности в стране; развитию федерализма и гарантированию деятельности местного самоуправления, а также обеспечивает функционирование принципа разделения властей.

В юридической литературе указывались следующие причины неисполнения решений КС РФ:

■ правовой нигилизм;

■ заторможенность правотворческой деятельности;

■ субъективное нежелание государственных структур вносить изменения в изданные ими нормативные акты;

■ незавершенность механизма правореали-зации решений Суда.

Совокупность вышеуказанных причин способствует тому, что государственные органы перестали воспринимать Конституционный Суд в качестве контролера, имеющего право на отмену нормативно-правовых актов.

В связи с этим на сегодняшний день существует острая необходимость в принятии федерального конституционного закона, закрепляющего механизм привлечения к ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

В истории российского законодательства в 1992 г. был составлен законопроект о порядке исполнения решений Конституционного Суда. Проект закона был принят в первом чтении Верховным Советом России и отправлен на доработку в связи с изменениями.

Однако, как мы видим, данный закон принят не был, поскольку проблема перестала быть сугубо юридической.

В данном вопросе интересен опыт Австрии, где исполнение решений конституционного суда осуществляется уполномоченными органами федерации на основании указа главы, иногда даже с привлечением армии.

Библиографический список

1. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Магомедов Ш.Б., Гаджиалиева Ш.С. К вопросу о полномочиях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.// Юрид. вестник ДГУ. 2015. № 4. С. 64.

3. Остапович И.Ю. Особенности законотворческих полномочий Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Омского унта. 2014. № 4.С.102.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.