ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
И. В. Ирхин*
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЗАМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
(на примере суверенных зон Акротири и Декелия)
Аннотация. В статье дается общая конституционная характеристика статуса заморских территорий Великобритании. Обозначены направления взаимодействия Великобритании и заморских территорий. Автором аргументируется позиция о вариативности и номинальности партнерства Великобритании и заморских территорий, постулируемого в Белой книге. На примере заморских территорий Великобритании иллюстрируется, что партнерство имеет ярко выраженный ассиметричный диверсифицированный характер, проявляющийся в аспекте принципиально различающихся подходов организации и осуществления взаимодействия Великобритании и заморских территорий. Кроме того, в рамках партнерства не предполагается взаимодействие (сотрудничество) на основе презюмируемой самостоятельности статуса участвующих в нем сторон для достижения взаимовыгодных целей.
В развитие тезиса о номинальности партнерства подчеркивается, что категория суверенитета Королевства, которая в Белой книге заморских территорий квалифицируется в качестве базиса партнерства, исключает самостоятельность заморских территорий, поскольку суверенитет поглощает партнерские отношения, нивелируя его качественные признаки.
На основе анализа Соглашения об основании Кипра 1960 г. и Приказа в Совете Королевства 1960 г. рассмотрен конституционный статус суверенных зон Акротири и Декелия как заморской территории Великобритании.
Отмечается, что на конституционном уровне Республики Кипр отражен факт наличия и признания британского анклава. В контексте нормативно обусловленной неоспоримости действия суверенного режима Королевства и фактической бесперспективности постановки вопросов об освобождении территории анализируются положения Белой книги заморских территорий Великобритании 2012 г.
На основе сравнительно-правового анализа конституционного статуса других военных баз Великобритании в части их администрирования британскими властями подчеркивается, что решение вопроса о курирующем ведомстве (Министерстве обороны или Министерстве иностранных дел) зависит от геополитических интересов, организации эффективного управления территориями, а не только от их военной ориентации. Указывается на обусловленность Приказа в Совете о суверенных зонах Акротири и Декелия спецификой условий и порядка целевого использования территории. Рассмотрены параметры конституционного статуса администратора заморской территории. Проанализированы конституционные фабулы, регламентирующие «ориентиры» осуществления законотворческих функций.
© Ирхин И. В., 2017
* Ирхин Игорь Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного университета [email protected]
350000, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149
№ 6 (127) июнь 2017 179
да те«
В заключение сформулирован вывод о том, что районы Акротири и Декелия являются административно-территориальной единицей в составе Соединенного Королевства, на которые распространяется режим централизованного управления.
Ключевые слова: Великобритания, британский монарх, Правительство, партнерство, Белая книга, заморские территории, конституционный статус, Акротири и Декелия, суверенные районы, Приказ в Совете, законотворчество, администратор.
001: 10.17803/1729-5920.2017.127.6.179-188
ОБЩАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ЗАМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
После Второй мировой войны большинство британских колоний и доминионов стали независимыми государствами на правах членов Содружества. Население ряда небольших территорий, таких как острова Святой Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья, Питкэрн по причинам необходимости пролонгации оказания им поддержки со стороны Королевства выразили желание сохранить связь с империей. Часть заморских территорий остались в составе Британской империи как военные базы, имеющие стратегическое значение.
На сегодняшний день имеется 14 заморских территорий Соединенного Королевства: Анги-лья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Гибралтар, Монтсеррат, острова Питкэрн, острова Святой Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья, острова Теркс и Кайкос, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, Акротири и Декелия на Кипре.
Заморские территории Великобритании входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, рассматриваются в качестве его неотъемлемых частей, в отношении которых действуют диверсифицированные правовые режимы с распространением британского суверенитета1.
Данные территории существенным образом различаются. Так, Бермудские острова считаются одним из наиболее богатых регио-
нов, а остров Святой Елены нуждается в постоянном финансировании из бюджета Великобритании.
Британская антарктическая территория расположена на площади 1 709 400 кв. км с населением 250 человек, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова охватывают территорию в 3 903 кв. км с населением в 30 человек2.
В свою очередь, территория Бермудских островов составляет 53,2 кв. км с населением 64 237 человек, Британская территория в Индийском океане насчитывает 3 000 человек на 60 кв. км.
Д. Кэмерон, будучи премьер-министром Великобритании, указывал, что отношения между заморскими территориями и Великобританией предусматривают баланс преимуществ и ответственности, который должна уважать каждая сторона. Правительство Великобритании желает видеть территории процветающими в партнерстве с сильной и стабильной местной экономикой3.
В свое время министр иностранных дел Великобритании В. Хейг отмечал, что Правительство наблюдает за расцветом сообществ, сохранением британской идентичности и созданием новых возможностей для подрастающего и будущих поколений, защитой природной среды и созданием самых высоких международных стандартов в этой сфере4.
Взаимодействие Великобритании и заморских территорий осуществляется по следующим направлениям: создание диверсифицированных и устойчивых экономик, сокращение дефицита сектора публичных услуг, эффективное регулирование финансовой деятельности, защита
1 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 14. URL: www.offcial-documents. gov.uk. (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
2 На обеих заморских территориях постоянного населения нет, речь идет о численности сотрудников научно-исследовательских станций.
3 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 5.
4 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 6.
биоразнообразия и природных ресурсов, поддержка частного сектора, профессиональных объединений и гражданского общества.
Важным элементом организации взаимодействия Великобритании и заморскихтерри-торий является сотрудничество по вопросам безопасности. Так, в Белой книге о заморских территориях 2012 г. указывается, что Соединенное Королевство стремится обеспечить защиту территорий и народов от внешних угроз, а также права на самоопределение; Соединенное Королевство оказывает помощь территориям по вопросам защиты от международного терроризма, организованной преступности и стихийных бедствий; территории предоставляют Соединенному Королевству и союзникам возможность стратегического размещения баз с поддержкой широкого спектра операций по обеспечению безопасности5.
Правительство Великобритании обеспечивает поддержку территорий в таких ключевых сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, занятость, культура и спорт.
В сфере организации и осуществления управления территориями Великобритания имеет определенный объем обязательств и ответственности. В Белой книге указывается, что Правительство Великобритании ответственно перед населением территорий и Соединенного Королевства по вопросам обеспечения надлежащего управления территориями. Правительство признает чувствительность данной области деятельности, но убеждено, что жители территорий имеют право ожидать получения таких же высоких стандартов управления, как в Великобритании, включая область прав человека, верховенства закона и интеграции в рамках общественной жизни6.
Народы заморских территорий являются гражданами (поданными) Великобритании. В акте о британских заморских территориях 2002 г.7 определено, что гражданство британ-
ских заморских территорий приобретает любое лицо, которое до вступления в силу настоящего положения состояло в гражданстве британских заморских территорий; являлось гражданином Великобритании по рождению в соответствии с Актом о британском гражданстве 1981 г., в том числе состояло в гражданстве британских заморских территорий по рождению или одновременно являлось гражданином Великобритании и заморскихтерри-торий, при этом лицо приобрело гражданство Великобритании по рождению.
Согласно Белой книге заморских территорий 2012 г. между Великобританией и заморскими территориями существуют партнерские отношения8. При этом партнерство имеет вариативный характер и, на наш взгляд, достаточно номинально. Так, применительно к Каймановым, Бермудским и Виргинским островам партнерство характеризуется взаимодействием, детерминированным широким спектром интересов в рамках оказываемых на островах финансовых и туристических услуг. В Белой книге указано, что роль Каймановых островов наряду с Бермудскими и Виргинскими островами на международных финансовых рынках, а также усилия правительств этих территорий по обеспечению соответствия данного сектора международным стандартам признаны международным сообществом9.
В настоящее время доходы от туристической отрасли Каймановых островов составляют 75 % валового национального продукта, они являются пятым офшорным финансовым центром в мире после Лондона, Токио, Нью-Йорка и Гонконга и второе место в области кэп-тивного страхования (739 кэптивных страховых компаний по состоянию на 2010 г.)10.
Сектор финансовых услуг на Виргинских островах быстро растет в течение последнего десятилетия и в настоящее время образует около 60 % всех доходов территории. Прави-
5 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 8.
6 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 9.
7 British Overseas Territories Act 2002. URL: www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/8/contents (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
8 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 7, 8, 9, 19.
9 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 6.
10 Кэптивное страхование — метод страхования, заключающийся в том, что компания создает собственного страховщика — кэптива (см.: Боровкова В. А. Управление рисками в торговле. СПб., 2004. С. 193). О численности кэптивных страховых компаний см.: The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 98.
тельство Виргинских островов специализируются на регистрации международных коммерческих компаний, что составляет около 45 % мирового рынка. К концу 2011 г. было зарегистрировано свыше 450 тыс. компаний. Туризм дает 30 % ВВП11.
В свою очередь, острова Питкэрн являются заморской территорией Великобритании в Тихом океане, где на площади 56 кв. км постоянно проживает 48 человек. Общая численность населения составляет примерно 56 человек за счет приглашаемых из Новой Зеландии школьного учителя, врача, полицейского, социального работника. Снабжение осуществляется морским транспортом из Новой Зеландии ежеквартально. Большинство населения заморской территории Питкэрн занимается изготовлением поделок, торговлей ими с проходящими судами, а также участвует в деятельности, осуществляемой органами власти острова12.
Британская Антарктическая территория, как и острова Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, вообще не имеют постоянного населения, а приоритетными направлениями партнерских отношений постулируются организация управления территориями и охрана окружающей среды.
Таким образом, партнерство имеет ярко выраженный ассиметричный диверсифицированный характер, проявляющийся в аспекте принципиально различающихся подходов к организации и осуществлению взаимодействия Великобритании и заморских территорий. Кроме того, в рамках этой модели партнерства не предполагается взаимодействие (сотрудничество) на основе презюмируемой самостоятельности статуса участвующих в нем сторон для достижения взаимовыгодных целей.
В развитие тезиса о номинальности партнерства подчеркнем, что категория суверенитета Королевства, которая в Белой книге заморских территорий квалифицируется в качестве базиса партнерства13, исключает самостоятельность заморских территорий, поскольку суверенитет поглощает партнерские отношения, нивелируя его качественные признаки.
Идентифицировать Великобританию с любой из заморских территорий как партнеров, в том числе в политико-территориальном аспек-
те, в силу объективных причин невозможно. Так, при условии, что ряд заморских территорий (Виргинские, Каймановые, Бермудские острова, острова Святой Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья, Ангилья и др.) имеют представительные и исполнительные органы, с учетом местных особенностей принимаются правовые акты, имеют собственную символику, у них определены статус гражданина и жителя, некоторые гарантии недопустимости произвольного вмешательства со стороны властей Великобритании в функции местных органов власти, их партнерство в политико-территориальном контексте в большей мере напоминает модель унитарного устройства с федеративными элементами.
Конституционный статус Британской Антарктической территории является уникальным в силу присущих географических и экологических особенностей, а также коррелирующей модели конституционного регулирования, обусловленной спецификой несовместимости одновременного распространения международно-правового режима Антарктики и британского суверенитета. На территории отсутствует постоянное население, нет «местных» институтов публичной власти, управление заморской территорией осуществляется непосредственно и исключительно британскими властями. Комиссар выступает представителем монарха, осуществляющим свои функции строго в соответствии с положениями правовых актов Королевства, главы государства, министра иностранных дел.
Британская территория в Индийском океане находится под непосредственным и исключительным управлением британских властей, ими же установлен запрет пребывания (поселения) любых лиц на территории без соответствующего разрешения, отсутствуют «местные» институты публичной власти, нет населения. Комиссар является представителем монарха, осуществляющим свои функции согласно положениями правовых актов Королевства, главы государства, министра иностранных дел. Таким образом, Британская территория в Индийском океане является административно-территориальной единицей в составе Соединенного Королевства, в отношении которой действует режим централизованного управления.
11 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 123
12 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 70.
13 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 14.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА СУВЕРЕННЫХ ЗОН АКРОТИРИ И ДЕКЕЛИЯ
Официальное название рассматриваемой заморской территории — суверенные зоны Соединенного Королевства Акротири и Декелия. Заморская территория находится на острове Кипр, образуя в территориальном аспекте два района (Западный и Восточный).
Площадь заморской территории составляет 256 кв. км. В прилегающих к пунктам непосредственного дислоцирования одноименных военных баз в Западном и Восточном районах проживают около 10 000 киприотов. На военной службе находятся 3 500 военнослужащих, кроме того, в районах проживает около 5 000 британцев, среди которых обслуживающий персонал, гражданское население (семьи военнослужащих)14. Административный центр заморской территории — Эпископи находится в западной части района Акротири. Кроме того, в Акротири расположены деревни Ормидия и Ксилотимбу.
В соответствии с Соглашением об основании Республики Кипр 1960 г. (Treaty concerning the Establishment of the Republic of Cyprus)15 Соединенное Королевство обладает абсолютным суверенитетом и юрисдикцией над указанными военными зонами. Статья 1 этого документа определяет, что в состав Кипра районы Акротири и Декелия не входят. Статьей 2 Соглашения установлено, что Республика Кипр должна в полном объеме сотрудничать с Королевством по вопросам обеспечения безопасности и эффективного функционирования военных баз и предоставлять Великобритании возможности реализации правомочий, вытекающих из настоящего Соглашения.
Конституция Республики Кипр16 дублирует содержащиеся в Соглашении положения о суверенной принадлежности районов Соединен-
ному Королевству. Так, согласно ст. 3 Приложения 1 указанного акта Республика Кипр, Греция и Турция принимают на себя обязательство уважать целостность районов, которые после образования Республики Кипр остались под суверенитетом Соединенного Королевства, гарантируют их использование Соединенным Королевством, а также права, обеспечиваемые Республикой Кипр в соответствии с подписанным в Никосии Договором об основании Республики Кипр.
Доступ населения в районы не ограничен, границы между ними, а также Кипром обозначены «малозаметными столбиками»17. В Декларациях Правительства Ее Величества об управлении суверенными базами, упомянутыми в п. 1 Договора об основании Республики Кипр, которые остались под суверенитетом Соединенного Королевства18, указано, что граждане Республики Кипр (включая лиц, имеющих право на постоянное проживание на острове) имеют свободный доступ на территорию районов, гарантируются свобода судоходства и рыболовства в территориальных водах, реализация права на труд. Ограничения пребывания установлены непосредственно на территории военных баз.
Также предусмотрено, что Республика Кипр предоставляет широкий перечень публичных услуг киприотам, проживающим в районе военных баз. В данный перечень входят образовательные, сельскохозяйственные, почтовые услуги, социальное страхование, социальное обеспечение, здравоохранение, развитие кооперации, занятости и т.д. Кипрские службы имеют право свободно работать на территории районов.
Примечательно, что при вступлении Республики Кипр в 2004 г. в Евросоюз военные базы не стали его частью, хотя на заморской терри-
14 Murray F. The European Union and Member State Territories: A New Legal Framework Under the EU Treaties. Springer, 2012. P. 148, 117.
15 Treaty concerning the Establishment of the Republic of Cyprus [with Exchanges of Notes]. Nicosia, August 16, 1960 // URL: www.sbaadministration.org/images/admin/docs/SBAA-Treaty_of_Establishment.pdf (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
16 Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 года // URL: www.conCourt's.am/armenian/legal_ sources|world_constitutions/constit/cypros/cyprus-r.htm (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
17 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 117.
18 Declarations by Her Majesty's Government regarding the Administration of the Sovereign Base Areas mentioned in Article 1 of the Treaty concerning the Establishment of the Republic pf Cyprus which under the Sovereign of the United Kingdom // URL: www.sbaadministration.org/images/agla/Declarations_by_Her_ Majesty.pdf (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
тории подлежат применению положения об открытых границах, европейские соглашения в сферах сельского хозяйства и рыбохозяй-ственной деятельности, социальной безопасности, таможенного и налогового регулирования.
В текущий период позиция властей Кипра характеризуется отрицательной оценкой присутствия на своей территории названных военных баз в силу занятия площади, существенно превышающей объективно необходимые параметры, отсутствия платы за пользование территорией, рисков причинения вреда экологии функционированием радаров, антенн, иных задействованных объектов инфраструктуры19.
В свою очередь, согласно положениям секции 1 части 2 приложения B Соглашения об основании Кипра Правительство Великобритании обладает правомочиями использовать военные базы без каких-либо ограничений или вмешательства. Отдельные требования установлены к проведению консультаций с властями Кипра для реализации деятельности по установке и эксплуатации систем навигации (статья 3 секции 4 приложения В), телекоммуникации (статья 2 секции 6 приложения В), а также иных технических средств военных баз.
В Белой книге заморских территорий Великобритании подчеркивается, что суверенные зоны на Кипре никогда не были частью Республики Кипр, не уступались Королевству и в настоящее время не являются предметом залога. Районы Акротири и Декелия не отождествляются с колониальной территорией Королевства20.
При этом Великобритания не исключает гипотетическую вероятность ликвидации военных баз и утраты суверенитета над районами. Решение указанных вопросов обусловлено требованием принятия решения Правительством Королевства в случае изменения военных потребностей (requirements). Однако британские власти подчеркивают, что в настоящее время такие потребности сохраняются, а потому планы об оставлении районов отсутствуют21.
Таким образом, формулировки Белой книги фактически «заморозили» перспективы разрешения вопроса о конкретных сроках и условиях освобождения территории Кипра от военных баз Соединенного Королевства. В связи с этим ситуация с районами Акротири и Декелия, скорее всего, станет образчиком последовательной британской международной политики, согласно которой интересы Королевства «постоянны и вечны» (лорд Г. Д. Т. Палмерстон).
В данном аспекте характерным примером являются обозначенные Королевством Великобритании условия освобождения архипелага Чагос в Индийском океане. В составе Британской империи указанная территория находится с 1814 г. До 1965 г. острова рассматривались и управлялись как зависимая территория Маврикия, затем из них была сформирована самостоятельная колония Великобритании в Индийском океане. В 1966 г. в целях использования островов для нужд обороны Великобритания и США заключили соглашение.
В 1967—1973 гг. несколько тысяч жителей островов Чагос были выселены или лишены возможности возвращения в свои дома властями Соединенного Королевства в целях обеспечения строительства военной базы Диего-Гарсия, эксплуатировавшейся США. Некоторым островитянам не разрешили возвратиться после поездок в другие места, а другие были перемещены на Маврикий и Сейшелы. К островитянам сила не применялась, но им было указано, что компания, владевшая кокосовыми плантациями, на которых они работали, ликвидируется, и если они не согласятся на переезд в другое место, то будут оставлены без снабжения. Островитяне считали себя отверженными в связи с утратой жилищ и средств к существованию22.
В настоящее время чагосцы настаивают на принадлежности островов их народности и неотъемлемости права на проживание23.
Правительство Маврикия поддерживает интересы коренного населения, настаивает на суверенной принадлежности указанных остро-
19 Working Papers 2007 Ordinary Session (Second Part) Parliamentary Assembly 16—20 April 2007. Vol. IV. Documents 11215-11265. P. 133.
20 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 117.
21 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 117.
22 Информация о Решении ЕСПЧ от 11 декабря 2012 г. по делу «Жители островов Чагос (Chagos Islanders) против Соединенного Королевства» (жалоба № 35622/04) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2013. № 5.
23 Alpers Edward. A. The Indian Ocean in World History. Oxford University Press, 2014. P. 154.
вов, требует их возврата в силу незаконности отделения24. В статье 111 Конституции Маврикия25 указано, что архипелаг Чагос входит в состав Маврикия. Позиция Маврикия нашла поддержку со стороны Африканского Союза и Индии26.
Великобритания не отвергает притязания Маврикия на суверенитет, но и не указывает на реальные перспективы передачи территории указанному государству. Со стороны Королевства Маврикию было дано обязательство о возврате территории после утраты необходимости ее использования в военных целях27. В текущий период обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии потребности эксплуатации военной базы, не имеется.
По мнению российского генерал-лейтенанта авиации А. Мордвинова, «военно-воздушная база на Диего-Гарсия (пункт дислоцирования военной базы. — И. И.). после окончания холодной войны нисколько не утратила своего значения. То, что США укрепляются там, говорит о многом. База находится в очень выгодном, с точки зрения стратегических интересов Запада, месте. Полетное время для поражения целей в районе Персидского залива минимально, и в этом смысле она представляет гораздо большую значимость, чем базы в Западной Европе»28.
В отношении военных баз Акротири и Де-келия отмечается, что «Кипр имеет огромное стратегическое значение для Лондона, так как там находится Объединенное подразделение связи вооруженных сил — один из крупнейших в мире постов наблюдения и перехвата информации. Военные базы Акротири и Декелия традиционно используются для поддержки операций в ближневосточном регионе, но не для боевых действий. Так, в 2011 г. в Акротири
играла роль командного центра для координации натовской военной операции в Ливии»29.
В указанных условиях перспективы освобождения указанных территорий и демилитаризация целей их применения неопределенны.
В Белой книге указано, что ввиду военного назначения районов Акротири и Декелия, управление ими осуществляется Министерством обороны Великобритании. Другие заморские территории подведомственны Министерству иностранных дел Великобритании30.
Необходимо отметить, что указанный тезис не вполне точен, поскольку военная база на острове Вознесения в составе заморской территории Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья управляется Министерством иностранных дел Королевства. То есть военное назначение территории не является единственным и исключительным условием, обусловливающим ее подведомственность Министерству обороны Великобритании. Вопросы управления соответствующими военными базами, скорее всего, определяются исходя из геополитических интересов и обеспечения эффективности организации управления.
Правовая система заморской территории сформирована на основе британского права, а также, насколько возможно, применяется право Республики Кипр.
Конституционный статус заморской территории Акротири и Декелия определяется Соглашением об основании Республики Кипр 1960 г., Приказом в Совете (The Sovereign Base Areas of Akrotiri and Dhekelia Order in Council, 1960)31.
Приказ в Совете состоит из 10 статей, принят от имени Королевы Великобритании. В данном акте отсутствует преамбула, но содержится вступление, характеризующее его правовую природу.
24 С 12 марта 1992 г. Маврикий является республикой.
25 Constitution of Mauritius // URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--protrav/---ilo_aids/documents/ legaldocuments/wcms_126778.pdf. (дата обращения: 10 июня 2016 г.).
26 Africa South of the Sahara. Europa Publications. L.-N. Y. 33rd ed. 2004. P. 111.
27 Disputes over the British Indian Ocean Territory. House of Commons Library. 2013. P. 5.
28 Балмасов С. Диего-Гарсия — главная угроза Ирану // URL: www.pravda.ru/world/asia/middleeast/22-07-2011/1084699-diego-0/ (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
29 Участники готовящейся операции в Сирии пообещали не использовать Кипр как плацдарм // URL: www. vz.ru/news/2013/8/31/648091.html (дата обращения: 8 июля 2016 г.).
30 The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. P. 117.
31 The Sovereign Base Areas of Akrotiri and Dhekelia Order in Council, 1960 № 1369 // URL: www. sbaadministration.org/home/legislation/01_02_09_07_Si_Various/uksi_19601369_en.pdf (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
Администратор территории назначается британским монархом и является служащим королевских вооруженных сил, носит звание главного офицера, осуществляет свои полномочия согласно положениям Приказа в Совете, законам, а также указаниям Королевы Великобритании. В текущий период должность администратора занимает П. Е. Рашбрук.
В период вакантности должности администратора или при наступлении иных причин, в силу которых он не может исполнять свои функции, Королевой Великобритании через министра иностранных дел назначается другое лицо, которое также должно быть служащим вооруженных сил Великобритании. Администратор может иметь заместителя. В настоящее время его заместителем в чине бригадира является Н. Орр32.
Любые полномочия администратора и его заместителя могут быть пересмотрены или изъяты британским монархом (ст. 3).
Администратор вправе создавать службы (ст. 6), принимать кадровые решения в отношении служащих, решать вопросы помилования (ст. 7), осуществлять законотворческие функции (ст. 4).
Статьей 4 Приказа в Совете определено, что администратор вправе принимать законы для мира, порядка и надлежащего управления территорией. При этом установлены ограничения реализации принадлежащих в данной сфере полномочий. В частности, п. «а» указанной статьи определяет, что принимаемые законодательные акты администратора могут касаться вопросов обеспечения взаимодействия с властями Республики Кипр в условиях реализации кипрскими органами власти функций в отношении военных баз.
Любой правовой акт администратора может быть отменен Королевой Великобритании (ст. 4), что является атрибутивным признаком конституционной регламентации формата участия Королевства в делах заморских территорий, а также конституционного статуса британского монарха.
Таким образом, условия и гарантии реализации законотворческих функций предопределены особенностями целевого использования военных районов Акротири и Декелия.
Для конституционного статуса рассматриваемой заморской территории в целом характерны признаки, обусловленные спецификой условий и порядка ее использования. Так, Приказ в Совете об Акротири и Декелия принят от имени Королевы Великобритании, британскими властями введены ограничения пребывания (поселения) в районах (кроме киприотов), установлен запрет посещения территории военных баз, не предусмотрены «местные» институты публичной власти, уполномоченные решать судьбу военных объектов. Управление заморской территорией осуществляется непосредственно и исключительно британскими властями. Администратор является представителем монарха, осуществляющим свои функции согласно положениям правовых актов Королевства, указаниям главы государства, министра обороны Великобритании.
Таким образом, фактически заморская территория Акротири и Декелия, в равной мере как и Британская территория в Индийском океане, является административно-территориальной единицей в составе Соединенного Королевства, на которую распространяется режим централизованного управления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Балмасов С. Диего-Гарсия — главная угроза Ирану // URL : www.pravda.ru/world/asia/middleeast/22-07-2011/1084699-diego-0/ (дата обращения: 10 июня 2016).
2. Боровкова В. А. Управление рисками в торговле. — СПб., 2004.
3. Участники готовящейся операции в Сирии пообещали не использовать Кипр как плацдарм // URL: www.vz.ru/news/2013/8/31/648091.html.
4. Africa South of the Sahara. Europa Publications. L.-N. Y. 33rd ed. 2004.
5. Alpers Edward. A. The Indian Ocean in World History. Oxford University Press, 2014.
6. Disputes over the British Indian Ocean Territory // House of Commons Library. 2013.
32 Sovereign Base Areas. Official site. URL: www.abaadministration.org/index.php/Court's (дата обращения: 10 июля 2016 г.).
7. Murray F. The European Union and Member State Territories: A New Legal Framework Under the EU Treaties. — Springer, 2012.
8. The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 117 // URL: www.official-documents.gov.uk (дата обращения: 22 декабря 2015 г.).
9. Working Papers 2007 Ordinary Session (Second Part) Parliamentary Assembly 16—20 April 2007. Vol. IV. Documents 11215-11265.
Материал поступил в редакцию 13 июля 2016 г.
THE CONSTITUTIONAL STATUS OF THE OVERSEAS TERRITORIES OF THE GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND (ON THE EXAMPLE OF SOVEREIGN ZONES OF AKROTIRI AND DHEKELIA)
IRKHIN Igor Valeryevich — PhD in Law Associate Professor at the Kuban State University [email protected]
350000, Russia, Krasnodar, Stavropolskaya Street, 149
Review. The article deals with the general constitutional characteristics of the status of British overseas territories. It marks the directions of cooperation between Britain and its oversees territories. The author argues the position on the variability and the nominality of the partnership of Britain and the overseas territories stated in the White Paper. On the example of the British overseas territories the article shows that the partnership has a pronounced asymmetrical diversified character, reflecting fundamentally differing approaches and implementation of interaction between Great Britain and the overseas territories. In addition, within the framework of the partnership, the interaction (collaboration) based on the presumed independence status of participating parties to achieve mutually beneficial goals is not suggested.
In support of the idea of the development of the nominality of the partnership it is emphasized that the category of the sovereignty of the Kingdom, which the Overseas Territories White Paper qualifies as the basis for partnership, excludes the autonomy of the overseas territories since sovereignty absorbs partnerships, thus reducing its qualitative characteristics On the basis of the analysis of the 1960 Treaty of Establishment and the Cyprus Act 1960 the author considers the constitutional status of the sovereign zones of Akrotiri and Dhekelia as an overseas territory of the UK.
It is noted that the Republic of Cyprus at the constitutional level reflects the existence and recognition of the British enclave. The author analyses the provisions of the 2012 Overseas Territories White Paper in the context of the regulatory undeniability of the sovereignty of the Kingdom and actual lack of prospects for addressing the issue of the territories release On the basis of a comparative law analysis of the constitutional status of other British military bases in parts of their administration by the British authorities it is stressed that a solution to the issue of the Bureau for Office (the Ministry of Defence or the Ministry of Foreign Affairs) depends on geopolitical interests, the organization of effective management of the territories and not only from their military orientation. The author indicates the conditionally of 'the Sovereign Base Areas of Akrotiri and Dhekelia Order in Council 1961' due to the specifics of the conditions and procedures for the target use of the territory. The characteristics of the constitutional status of the administrator of the overseas territory are considered The constitutional plot governing the 'benchmarks' for exercising legislative functions are analyzed
To sum up, it is concluded that the areas of Akrotiri and Dhekelia are administrative-territorial units of the United Kingdom, subject to central management mode.
Keywords: United Kingdom, British monarch, Government, partnership, White Paper, overseas territories, constitutional status, Akrotiri and Dhekelia, sovereign areas, Order in Council, lawmaking, administrator.
BIBLIOGRAPHY
1. Balmasov, S. Diego Garcia is a Major Threat to Iran. URL: www.pravda.ru/world/asia/middleeast/22-07-2011/1084699-diego-0/(date of circulation 10.06.2016).
2. Borovkova, V. A. Risk Management in the Trade. -St. Petersburg, 2004.
3. The Participants of the Upcoming Operation in Syria Promised not to use Cyprus as a Staging Area. URL: www.vz.ru/news/2013/8/31/648091.html.
4. Africa South of the Sahara. Europa Publications. L.-N. Y. 33rd ed. 2004.
5. Alpers Edward. A. The Indian Ocean in World History. Oxford University Press, 2014.
6. Disputes over the British Indian Ocean Territory // House of Commons Library. 2013.
7. Murray F. The European Union and Member State Territories: A New Legal Framework Under the EU Treaties. Springer, 2012.
8. The Overseas Territories. Security, Success and Sustainability. June 2012. P. 117 // URL: www.official-documents.gov.uk. (дата обращения: 22 декабря 2015 г.)
9. Working Papers 2007 Ordinary Session (Second Part) Parliamentary Assembly 16—20 April 2007. Vol. IV. Documents 11215-11265.