Научная статья на тему 'Конституционный контроль в Узбекистане: современное состояние и перспективы развития'

Конституционный контроль в Узбекистане: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционный контроль / конституционная жалоба / допустимость обращений граждан / Конституционный суд Республики Узбекистан. / Constitutional control / Constitutional complaint / Admissibility of citizens' appeals / The constitutional court of the republic of uzbekistan.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аскар Гафуров

В статье анализируются вопросы совершенствования конституционного контроля, пути повышения его эффективности. Предметом исследования выступает законодательные основы конституционного правосудия в Республике Узбекистан. Рассматривается сущность института конституционного контроля, правовые механизмы осуществления конституционного контроля. Указаны недостатки и проблемы осуществления конституционного контроля в стране. Автором отмечено, что в Узбекистане конституционный контроль осуществляется по европейской модели конституционного правосудия. На сегодняшний день в условиях системных реформ институт конституционного контроля нуждается в дальнейшем совершенствовании его механизма. В рамках изучения современного состояния, автором вкратце показано становление конституционного контроля и его анализ позволяет отметить следующее. Контроль осуществляемый Конституционным судом нуждается в совершенствование его нормативно-правовых основ и практики осуществления конституционного контроля, а отсутствие института конституционной жалобы делает его не эффективным. Рассмотрены вопросы внедрения института конституционной жалобы, предоставления гражданам и юридическим лицам право обращаться в Конституционный суд. Автор утверждает, что при внедрении конституционной жалобы особенно актуально комплексное изучение и анализ опыта ведущих зарубежных стран. В работе описываются особенности применения конституционной жалобы. В частности, предлагается, что обращение граждан допустимо при условии, если конституционные права граждан нарушаются законом, который применён в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено. Ввести порядок предварительного изучения обращения граждан и юридических лиц; установить определенный срок для подачи конституционной жалобы. Предлагается отказаться от практики инициирования вопросов судьями Конституционного суда, также наделить структурные подразделения аппарата Конституционного суда правом предварительного анализа обращений, поступивших от граждан и юридических лиц, проверки их соответствия требованиям законодательства. Все это направлено на совершенствование конституционного контроля, повышения его эффективности в обеспечении конституционной законности в стране и защите основных прав и свобод граждан. Таким образом, принятие Конституционного закона «О Конституционном суде Республике Узбекистан» в новой редакции послужит усилению конституционного контроля, укреплению конституционной законности в стране, совершенствованию конституционного судопроизводства и в конечном итоге эффективной защите прав и свобод граждан, гарантированной Конституцией страны. В заключение приводятся причины неэффективности конституционного контроля, предложения по совершенствованию конституционного контроля, по внедрению конституционной жалобы, критерии допустимости обращений граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional control in Uzbekistan: current state and development perspective

The article analyzes the issues of improving constitutional control, ways to increase its effectiveness. The subject of the research is the legislative foundations of constitutional justice in Uzbekistan. The essence of the institution of constitutional control, legal mechanisms of the implementation of constitutional control are considered. The disadvantages and problems of the implementation of constitutional control in the country are indicated. It is shown that in Uzbekistan constitutional control is carried out according to the European model of constitutional justice. To date, the institution of constitutional review needs further improvement of its mechanism. In order to analyze the current state, the author briefly shows the formation of constitutional control. Analysis of the current state of constitutional review allows us to note the following. The control carried out by the Constitutional Court needs to improve its legal framework and the practice of exercising constitutional control. The absence of the institution of constitutional complaint makes constitutional review ineffective. The issues of introducing the institution of constitutional complaint, granting citizens and legal entities the right to apply to the Constitutional Court were considered. The author claims that when introducing a constitutional complaint, the analysis of the experience of foreign countries is especially relevant. The article describes the features of the application of a constitutional complaint. In particular, it is proposed that the appeal of citizens is permissible provided that the constitutional rights of citizens are violated by the law, which is applied in a specific case, the consideration of which in court has been completed. Introduce a procedure for preliminary study of the appeal of citizens and legal entities; set a specific time limit for filing a constitutional complaint. It is proposed to abandon the practice of initiating questions by judges of the Constitutional Court, as well as to endow the structural divisions of the apparatus of the Constitutional Court with the right to preliminary analysis of applications received from citizens and legal entities, to verify their compliance with the requirements of the legislation. All this is aimed at improving constitutional control, increasing its effectiveness in ensuring constitutional legality in the country and protecting the fundamental rights and freedoms of citizens. Thus, the adoption of the Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan" in the new edition will serve to strengthen constitutional control, strengthen constitutional legality in the country, improve constitutional proceedings and, ultimately, effectively protect the rights and freedoms of citizens guaranteed by the Constitution of the country. In conclusion, the reasons for the ineffectiveness of constitutional control, proposals for improving constitutional control, for introducing a constitutional complaint, criteria for the admissibility of citizens' appeals are given.

Текст научной работы на тему «Конституционный контроль в Узбекистане: современное состояние и перспективы развития»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Constitutional control in Uzbekistan: current state and development perspective

Askar Gafurov1

Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received 10 august 2020 Received in revised form 20 august 2020

Accepted 25 august 2020 Available online August 2020

Keywords:

Constitutional control, Constitutional complaint, Admissibility of citizens' appeals,

The constitutional court of the republic of uzbekistan.

The article analyzes the issues of improving constitutional control, ways to increase its effectiveness. The subject of the research is the legislative foundations of constitutional justice in Uzbekistan.

The essence of the institution of constitutional control, legal mechanisms of the implementation of constitutional control are considered. The disadvantages and problems of the implementation of constitutional control in the country are indicated.

It is shown that in Uzbekistan constitutional control is carried out according to the European model of constitutional justice. To date, the institution of constitutional review needs further improvement of its mechanism.

In order to analyze the current state, the author briefly shows the formation of constitutional control. Analysis of the current state of constitutional review allows us to note the following. The control carried out by the Constitutional Court needs to improve its legal framework and the practice of exercising constitutional control. The absence of the institution of constitutional complaint makes constitutional review ineffective.

The issues of introducing the institution of constitutional complaint, granting citizens and legal entities the right to apply to the Constitutional Court were considered. The author claims that when introducing a constitutional complaint, the analysis of the experience of foreign countries is especially relevant.

The article describes the features of the application of a constitutional complaint. In particular, it is proposed that the appeal of citizens is permissible provided that the constitutional rights of citizens are violated by the law, which is applied in a specific case, the consideration of which in court has been completed. Introduce a procedure for preliminary study of the appeal of citizens and legal entities; set a specific time limit for

1 PhD, judge of the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan Email: askargafurov@mail.ru

filing a constitutional complaint. It is proposed to abandon the practice of initiating questions by judges of the Constitutional Court, as well as to endow the structural divisions of the apparatus of the Constitutional Court with the right to preliminary analysis of applications received from citizens and legal entities, to verify their compliance with the requirements of the legislation. All this is aimed at improving constitutional control, increasing its effectiveness in ensuring constitutional legality in the country and protecting the fundamental rights and freedoms of citizens.

Thus, the adoption of the Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan" in the new edition will serve to strengthen constitutional control, strengthen constitutional legality in the country, improve constitutional proceedings and, ultimately, effectively protect the rights and freedoms of citizens guaranteed by the Constitution of the country.

In conclusion, the reasons for the ineffectiveness of constitutional control, proposals for improving constitutional control, for introducing a constitutional complaint, criteria for the admissibility of citizens' appeals are given.

2181-1415/© 2020 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Узбекистонда конституциявий назорат: хозирги холати ва ривожланиш истицболлари

АННОТАЦИЯ

Мацолада конституциявий назоратни

такомиллаштириш масалалари, уни самарадорлигини ошириш йуллари тахлил цилинган. Узбекистонда конституциявий одил судловнинг цонунчилик асослари тадцицот предметини ташкил цилади.

Конституциявий назорат институтининг мохияти, конституциявий назоратни амалга оширишнинг хуцуций механизмалари куриб чицилган. Мамлакатда конституциявий назоратни амалга оширишдаги мавжуд камчиликлар ва муаммолар курсатиб берилган.

Узбекистонда конституциявий назорат конституциявий одил судловни амалга оширишнинг европа моделига асосланиши цайд этилади. Бугунги кунда конституциявий назорат институтини амалга ошириш механизмларини янада такомиллаштирилишини тацозо этмоцда.

Муаллиф конституциявий назоратни холатини тахлил цилиш мацсадида унинг шаклланиш даврларини курсатиб берган. Конституциявий назоратнинг хозирги холатини

Ключевые слова:

Конституциявий назорат, Конституциявий шикоят, Фу;аролар мурожаатларининг ма;буллиги,

Узбекистан республикаси конституциявий суди.

тахлил килиш асосида куйидагиларни кайд этиш мумкин. Конституциявий суд томонидан амалга ошириладиган назоратнинг норматив-хукукий асослари х,амда конституцииявий назоратни амалга ошириш амалиётини такомиллаштириш талаб килади. Конституциявий шиноят институтининг йуклиги конституциявий назоратни самарадорлигини пасайтиради.

Конституциявий шикоят институтини жорий килиш, фукаролар ва юридик шахсларга Конституциявий судга мурожаат килиш хукукини бериш масалалари атрофлича куриб чи;илди. Муаллиф конституциявий шикоят институтини жорий ;илишда хорижий мамлакатларнинг бу борадаги тажрибасини эътиборга олиш лозим, деб таъкидлайди.

Ма;олада конституциявий шикоятни куллашнинг узига хос хусусиятлари курсатиб утилади. Хусусан, конституциявий шикоят агар фукароларнинг конституциявий хукуклари муайян ишда ;улланилган ;онун билан бузилган ва бу масала суд томонидан куриб чи;илган холларда йул куйилиши лозим деб таъкидланади. Шунингдек, фукаролар ва юридик шахсларнинг мурожаатларини дастлабки тарзда куриб чи;иш тартибини, конституциявий шикоят бериш муддатларини белгилаб куйиш лозим. Конституциявий суд судьялари ташаббуси билан масала киритиш амалиётидан воз кечиш, шунингдек, Конституциявий суд девони булинмалари томонидан фукаролар ва юридик шахслардан келиб тушган мурожаатларни ;онун талабларига мослигини нуктаи назаридан дастлабки тарзда куриб чи;иш тартибини жорий этиш таклифи илгари сурилган. Бу таклифларнинг барчаси конституциявий назоратни такомиллаштириш, уни мамлакатда конституциявий ;онунийликни

таъминлашдаги самарадорлигини оширишга ва фукароларнинг асосий хукук ва эркинликларини х,имоя ;илишга ;аратилган.

Хулоса кисмида конституциявий назоратнинг самарадорлиги пастлиги сабаблари, конституциявий назоратни такомиллаштириш, конституциявий шикоятни жорий килиш, фукароларнинг мурожаатларини макбуллиги мезонларини белгилаш борасидаги таклифлар урин олган.

Конституционный контроль в Узбекистане: современное состояние и перспективы развития

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются вопросы совершенствования конституционного контроля, пути повышения его эффективности. Предметом исследования выступает

Ключевые слова:

Конституционный

контроль,

Конституционная жалоба,

Допycтимоcть обpaщeний гpaждaн,

Kонcтитyционный cyд pecпyблики yзбeкиcтaн.

зaконодaтeльныe оcновы конcтитyционного пpaвоcyдия в Рecпyбликe Узбeкиcтaн.

Рaccмaтpивaeтcя cyщноcть инcтитyтa конституционного контpоля, пpaвовыe мeхaнизмы оcyщecтвлeния конституционного контpоля. Укaзaны нeдоcтaтки и пpоблeмы оcyщecтвлeния конcтитyционного контpоля в CTpa^.

Aвтоpом отмeчeно, что в Узбeкиcтaнe конcтитyционный контpоль оcyщecтвляeтcя по eвpопeйcкой модeли конcтитyционного пpaвоcyдия. Ha тегодняшний дeнь в ycловиях cиcтeмных peфоpм инcтитyт конcтитyционного контpоля нyждaeтcя в дaльнeйшeм cовepшeнcтвовaнии eго мeхaнизмa.

В paM^x изyчeния cовpeмeнного cоcтояния, aвтоpом вкpaтцe покaзaно cтaновлeниe конcтитyционного контpоля и eго aнaлиз позволяeт отмeтить cлeдyющee. Kонтpоль оcyщecтвляeмый Kонcтитyционным cyдом нyждaeтcя в cовepшeнcтвовaниe eго ноpмaтивно-пpaвовыx оcнов и пpaктики оcyщecтвлeния конституционного контpоля, a отcyтcтвиe инcтитyтa конституционной жaлобы дeлaeт eго нe эффeктивным.

Рaccмотpeны вопpоcы внeдpeния инcтитyтa конституционной жaлобы, пpeдоcтaвлeния гpaждaнaм и юpидичecким лицaм пpaво обpaщaтьcя в Kонcтитyционный cyд. Aвтоp yтвepждaeт, что пpи внeдpeнии конcтитyционной жaлобы оcобeнно aктyaльно комплeкcноe изyчeниe и aнaлиз опытa вeдyщиx зapyбeжныx cтpaн.

В paботe опиcывaютcя оcобeнноcти пpимeнeния конcтитyционной жaлобы. В чacтноcти, пpeдлaгaeтcя, что обpaщeниe гpaждaн допycтимо пpи ycловии, ecли конcтитyционныe пpaвa гpaждaн нapyшaютcя зaконом, котоpый пpимeнён в конкpeтном дeлe, paccмотpeниe котоpого в cyдe зaвepшeно. Ввecти поpядок пpeдвapитeльного изyчeния обpaщeния гpaждaн и юpидичecкиx лиц; ycтaновить опpeдeлeнный cpок для подaчи конституционной жaлобы. Пpeдлaгaeтcя откaзaтьcя от пpaктики иницииpовaния вопpоcов cyдьями Kонcтитyционного cyдa, тaкжe нaдeлить cтpyктypныe подpaздeлeния aппapaтa Kонcтитyционного cyдa пpaвом пpeдвapитeльного aнaлизa обpaщeний, поcтyпившиx от гpaждaн и юpидичecкиx лиц, пpовepки их cоотвeтcтвия тpeбовaниям зaконодaтeльcтвa. Вce это нaпpaвлeно нa cовepшeнcтвовaниe конcтитyционного контpоля, повышeния eго эффeктивноcти в обecпeчeнии конституционной зaконноcти в cтpaнe и 3arn^e оcновныx пpaв и cвобод гpaждaн.

Taким обpaзом, пpинятиe Kонcтитyционного «О

Kонcтитyционном cyдe Рecпyбликe Узбeкиcтaн» в новой peдaкции поcлyжит ycилeнию конcтитyционного контpоля,

укреплению конституционной законности в стране, совершенствованию конституционного судопроизводства и в конечном итоге эффективной защите прав и свобод граждан, гарантированной Конституцией страны.

В заключение приводятся причины неэффективности конституционного контроля, предложения по совершенствованию конституционного контроля, по внедрению конституционной жалобы, критерии допустимости обращений граждан.

ВВЕДЕНИЕ

Институт конституционного контроля в Узбекистане призван обеспечить верховенства Конституции и законов, соблюдения режима конституционной законности в стране. В широком смысле конституционный контроль может осуществляться Президентом, парламентом, правительством, судами общей юрисдикции, омбудсменом, органами юстиции и прокуратуры, а также другими правоохранительными органами в пределах своих полномочий. Конституционный контроль, анализируемый в данной статье, относится к деятельности специального судебного органа конституционного контроля - Конституционного суда Республики Узбекистан.

Анализу развития института конституционного контроля уделяется достаточное внимание во многих странах, том числе в странах СНГ. Становление и развитие конституционного контроля в Узбекистане происходили приблизительно одинаково со странами региона. Это процесс обусловлен становлением государственности постсоветских стран.

Исследованию развития конституционного контроля в Республике Узбекистан не уделяется пока еще достаточного внимания. Состояние и развитие конституционного контроля в стране освещались в научных монографиях, статьях академика А.Х.Саидова [1], к.ю.н. Б.Ш.Мирбабаева [2], д.ю.н. О.З.Мухамеджанова [3]. За исключением, этих статей проблематика конституционного контроля не стало предметом серьёзного научного анализа. Некоторые авторы [4, 5, 6] освещали данные вопросы в рамках своих исследований, посвященной практике конституционных судов постсоветских стран.

Непосредственно анализу конституционного контроля в Узбекистане посвящали свои научные труды российский ученый О.В.Брежнев [7], ассистент профессора Нагойского университета Японии А.Исматов [8].

Изучение конституционного контроля позволяет иметь реальное представление о нем, объективно оценить процессы осуществления конституционного правосудия, выявлять пробелы в правовом регулировании данной сферы.

Актуальность изучения института конституционного контроля продиктована современными тенденциями развития конституционного контроля в мире, расширением таких демократических институтов защиты прав человека как конституционная жалоба, повышения роли Конституционного суда в обеспечении конституционной законности.

На сегодняшний день парламент планирует принять новый Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» и внедрить институт конституционной жалобы. В этой связи, существует необходимость в исследовании современного состояния института конституционного контроля, определения перспективных направлений его развития, в условиях предстоящего расширения компетенции Конституционного суда.

Итак, настоящая статья посвящена исследованию конституционного судебного контроля и преследует цель показать причины неэффективности, выявить, перспективные направления совершенствования данного института. Основу исследования составили нормы Конституции, Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан», научные статьи ведущих национальных и зарубежных ученых-конституционалистов.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Анализируя формирование системы конституционного контроля, -профессор Т.Я.Хабриева (Россия), утверждает, что «Конституционная реформа дала импульс практическому функционированию структур, призванных осуществлять указанные функции, и повлекла за собой учреждение новых». [9, с.14]. На сегодняшний день институт конституционного контроля существует в 164 из 193 стран мира, из них в 74 действует европейская модель осуществления конституционного контроля [4, с.23]. В частности, практически во всех постсоветских странах действуют конституционные суды, созданные по европейской модели.

Возникновение института конституционного контроля приходится на 90-е годы ХХ века, то есть до обретения государственной независимости. По сути, реальное становление конституционного контроля ознаменовано с принятием Конституции Республики Узбекистан 8 декабря 1992 года и постепенным переходом от квазисудебного органа - Комитета конституционного надзора к органу конституционного правосудия - Конституционному суду.

Конституционный суд страны создан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан 1992 года и функционирует по европейской модели осуществления конституционного контроля.

Конституция однозначно относит Конституционный суд в судебную систему государства. Являясь особым судебным органом, он призван обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции. Статус и полномочия Конституционного суда определены непосредственно в самой Конституции, что является гарантией против посягательства на его независимость.

Начало современного этапа развития конституционного контроля обусловлено теми кардинальными изменениями в судебно-правовой системе, инициированными Президентом Узбекистана. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются коренные реформы в судебно-правовой сфере. На основе Стратегии действий был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи

80, 93, 108 и 109)», который содержит положения, направленные на повышения эффективности конституционного контроля в стране.

В соответствии с внесенными изменениями в Конституцию Республики Узбекистан 31 мая 2017 года был принят Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан». В законе закреплены ряд новых положений, реализация которых характеризует современное состояние конституционного контроля в стране.

Закон определяющий статус и деятельность Конституционного суда был принят, как Конституционный закон, что несомненно повышает статус и значимость Конституционного суда в системе органов государственной власти.

Согласно новому закону, порядок формирования Конституционного суда стал более демократичным. Отныне Конституционный суд избирается Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан из числа лиц, рекомендованных Высшим судебным советом. Таким образом, в формировании Конституционного суда участвуют не только парламент и глава государства, но и специализированный орган судейского сообщества в лице Высшего судебного совета.

Председатель Конституционного суда и его заместитель избираются из числа судей Конституционного суда на его заседании. Такая практика безусловно укрепляет принцип независимости и самостоятельности судей. Раньше Президент представлял в Сенат кандидатуру председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда.

Практика конституционных судов зарубежных стран, показывает, что к судьям Конституционного суда предъявляются более высокие требования. Так, в законе увеличен возрастной ценз кандидата в судьи с 30 до 35 лет. Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией.

Очевидно, для занятия должности судьи Конституционного суда необязательно иметь юридическое образование. Хотя, в Конституционном суде на протяжении всей его истории не было случая избрания судьи из числа «специалистов в области политики». Между тем, в зарубежной практике практически не встречается занятие судейской должности «не юристами». Например, в Германии «Федеральный Конституционный Суд - это суд юристов в чистом виде» [10, с.14]. Судьей Конституционного суда Чешской Республики может быть назначен гражданин с высшим юридическим образованием и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет [10, с.36]. В законодательстве таких стран как Корея, Испания, Италия, Сербия и Хорватия наличие юридического образования также является обязательным условием занимания судейской должности.

Закон устанавливает, что одно и то же лицо не может быть избрано судьей Конституционного суда более двух раз. Установлен также предельный возраст пребывания в должности судьи, как правило - 70 лет. Ограничения возраста пребывания в должности судьи и запрета на переизбрания более двух раз вполне соответствует практике конституционных судов зарубежных стран.

Расширен круг субъектов, обладающих правом внесения вопросов на рассмотрение Конституционного суда, в их число были включены Кабинет Министров и Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман). Таким образом, правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов обладают следующие субъекты: Законодательная палата Олий Мажлиса; Сенат Олий Мажлиса; Президент Республики Узбекистан; Кабинет Министров; Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман); Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан; группа депутатов - не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса; группа сенаторов - не менее одной четвертой части от общего числа членов Сената Олий Мажлиса; Верховный суд; Генеральный прокурор. Вопрос на рассмотрение Конституционного суда может быть внесен и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.

Расширение круга субъектов, обладающих правом внесения вопроса в Конституционный суд безусловно является положительной нормой и служит расширению доступа к конституционному правосудию.

Конституционный суд Узбекистана является органом конституционного контроля ориентированной на осуществление последующего контроля (ex-post). Вместе с тем, с принятием нового закона частично внедрено и превентивный контроль (ex-ante). Закон возлагает на Конституционный суд задачу определять соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов, законов о ратификации международных договоров — до их подписания Президентом Республики Узбекистан. Таким образом, введена новая форма осуществления конституционного контроля - превентивный контроль за конституционностью конституционных законов и законов о ратификации международных договоров.

Следует заметить, что превентивный контроль является новой формой контроля и ее внедрение ставит ряд вопросов, которые требуют своего решения.

Закон устанавливает, что Президент должен в течение тридцати дней подписать закон и обнародовать его. Согласно Конституционному закону «О Конституционном суде Республики Узбекистан» суд приступает к изучению вопроса не позднее, чем в семидневный срок, а решение по рассматриваемому вопросу принимается не позднее трех месяцев. Очевидно, законодательные нормы, регламентирующие сроки принятия решения Конституционным судом следует синхронизировать со сроками подписания и обнародования законов Президентом.

Конституционный суд также будет рассматривать обращение Верховного суда, инициированное судами, о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле. Ранее такое право принадлежало председателю Верховного суда. Учитывая, что данный орган является коллегиальным, таким правом наделён Пленум Верховного суда Республики Узбекистан.

Закон предписывает Конституционному суду по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представлять палатам парламента и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране. Следует заметить, что информирование о

конституционной законности является законодательной новеллой и впервые появилось в законодательстве. Обеспечение конституционной законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений конституционной законности.

Известно, что одним из важных гарантий независимости Конституционного суда является прямое бюджетное финансирование его деятельности. Закон предусматривает, что финансирование деятельности Конституционного суда производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Институт конституционного контроля в Узбекистане все еще далек от совершенства. Осуществлению действенного конституционного контроля препятствуют определенные проблемы. В частности, пассивность субъектов конституционного контроля, отсутствие института конституционной жалобы, несовершенства правовых механизмов осуществления конституционного контроля.

«Внимательный взгляд на современную систему конституционного контроля в Узбекистане, отмечает ассистент профессора Нагойского университета А.Исматов (Япония), _ особенно на ее статическое состояние, показывает серьезную озабоченность по поводу вопроса защиты основных прав и продвижения демократии» [8].

Такая ситуация актуализирует вопросы дальнейшего совершенствования деятельности Конституционного суда. В настоящее время подготовлен проект Конституционного закона «О Конституционном суде Республике Узбекистан», предусматривающий расширение полномочий Конституционного суда, увеличения круга субъектов конституционного контроля, внедрения института конституционной жалобы.

Тенденции развития конституционного контроля, направленные на обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека, обусловливают использование различных форм доступа граждан к конституционному правосудию. На сегодняшний день институт конституционной жалобы является эффективным инструментом гарантии защиты конституционных прав и свободы граждан. Несомненно, наделение граждан и юридических лиц правом внесения вопроса на рассмотрение Конституционного суда представляет собой важный шаг по демократизации общества.

Очевидно, перспективы развития конституционного контроля в Узбекистане обусловлено с внедрением института конституционной жалобы.

Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что конституционный контроль без института конституционной жалобы не может быть эффективным. Как справедливо отметил профессор В.А.Кряжков (Россия), «наличие такой процедуры во многом определяет смысл существования Конституционного суда, и, напротив, ее отсутствие заметно бы обесценивало конституционное правосудие» [11, с.71].

Сущность конституционной жалобы заключается в требовании гражданина от органа конституционного контроля проверки конституционности закона, нарушающий его права и свободы. В настоящее время граждане имеют косвенный доступ к конституционному правосудию посредством обращения к субъектам, имеющим на то полномочия. Наряду с этим, если с доводами, приведенными в обращении граждан, согласны как минимум трое судей Конституционного суда. В этом случае, судьи по своей инициативе могут внести этот вопрос на заседание суда. Однако, инициирование самими судьями вопроса для внесения в Конституционный суд и их дальнейшие участие в рассмотрение данного вопроса вступает в противоречие с принципом беспристрастности и объективности судей. Поэтому следует отказаться от практики инициирования вопросов самими судьями Конституционного суда.

Как усматривается из практики конституционных судов зарубежных стран, значительное число жалоб оказывает по формальным основаниям недопустимыми и необоснованными. Поэтому, большинство обращения отсеиваются на предварительной стадии изучения. Например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает, что обращение граждан предварительно рассматривается в Секретариате Конституционного суда. В Южной Кореи для предварительного рассмотрения конституционной жалобы председатель Конституционного суда может назначить группу из трех судей Конституционного суда. По итогам предварительного рассмотрения, поданной конституционной жалобы и принятого положительного решения, данная жалоба передается на рассмотрение Конституционного суда в полном составе. В Германии для предварительной проверки конституционных жалоб и внесения решения о принятии их к рассмотрению были созданы палаты в составе каждой палаты Конституционного суда [10, с.88].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним критерием допустимости конституционной жалобы является то, что прежде, чем обратиться в Конституционный суд лицо должно использовать все правовые возможности защиты своих прав. Например, в Литве существенным условием обращения в Конституционный суд является то, что перед обращением в Конституционный суд частное лицо должно было использовать все инструменты правовой защиты [12].

Целесообразно ввести порядок предварительного изучения обращения граждан и юридических лиц на предмет соответствия требованиям закона. Следует предусмотреть определенные требования допустимости конституционной жалобы. В частности, обращение допустимо при условии, если закон нарушает конституционные права граждан и юридических лиц и применён в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено. Конституционная жалоба должна быть подана не позднее одного года со дня окончания рассмотрения дела в суде. Так, окончание рассмотрения дела в суде, по сути означает, что лицом использованы все возможности прежде, чем обратиться в Конституционный суд.

Опыт многих стран показывает, что наделение граждан правом внесения вопроса на рассмотрение Конституционного суда приводит к резкому увеличению нагрузки в суде. Например, ежегодно в Конституционный суд России поступают порядка 15 тысяч обращения граждан [13], а в Германии эта цифра составляет более

5 тысяч. Между тем, значительная часть обращений отсевается на стадии предварительного изучения. Так, в Германии всего 2-2.5 процентов поступивших жалоб увенчается успехом [14].

Вследствие внедрения института конституционной жалобы в деятельность Конституционного суда Узбекистана неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Конституционный суд. Помимо этого, данный процесс потребует установления четких правил подачи конституционной жалобы гражданами и юридическими лицами, определение критерий допустимости обращений, укрепление кадрового потенциала структурных подразделений аппарата Конституционного суда.

Необходимо наделить аппарат Конституционного суда правом предварительного анализа обращений, поступивших от граждан и юридических лиц, проверки их соответствия требованиям законодательства. Это совершенно необходимая мера «фильтрации» обращений.

Как известно, Конституционный суд является коллегиальным органом и все вопросы, относящиеся к его полномочиям рассматриваются только на его заседании при участии всех судей. Для принятия решения Конституционным судом на его заседании должны присутствовать не менее одной четверти от общего численности судей.

Внедрение конституционной жалобы приведет к увеличению нагрузки и занятости судей Конституционного суда. Это, в свою очередь потребует увеличения количества судей. В большинстве странах численность судей Конституционного суда составляет 9 человек, в некоторых странах количество судей варьируется от 12 до 19 человек.

Нынешний количественный состав Конституционного суда не позволяет успешно справиться с ожидаемым ростом обращений в суд. Применения конституционной жалобы на практике Конституционного суда требует расширение состава суда.

Следующий актуальный вопрос развития конституционного контроля связан с ролью судов общей юрисдикции. Закон предписывает Конституционному суду рассматривать обращение Верховного суда, инициированное судами, о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле.

Статья 116 Гражданского процессуального кодекса предусматривает обязанность суда приостановить производство по делу в случаях невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по вопросу рассматриваемому Конституционным судом Республики Узбекистан. Однако, нет четкого алгоритма действий судьи общей юрисдикции, когда у него возникло сомнение в конституционности законодательного акта, действие которого имеет решающее значение для рассматриваемого дела. Закон умалчивает, как должен действовать судья первой инстанции, если возникло сомнение относительно конституционности нормативно-правового акта, применяемого в конкретном деле. Обращаться в вышестоящие инстанции или направить свое обращение непосредственно в Верховный суд?

Согласно Закону «О судах» Пленум Верховного суда рассматривает представление председателя Верховного суда об обращении Верховного суда

Республики Узбекистан в Конституционный суд Республики Узбекистан, инициированном судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле. Данная громоздкая система не оправдывает себя, в связи с чем суды общей юрисдикции не склоны обращаться в Конституционный суд.

По мнению индонезийского ученного Пан Мохамад Фаиз Кусума (Pan Mohamad Faiz Kusuma), если у судей обычных судов есть сомнения в конституционности законов и постановлений, имеющих отношение к рассмотрению дела, они могут передавать конституционный вопрос в Конституционный суд. Отсутствие этого механизма привело судей общих судов игнорирование основания конституционности [15].

Представляется целесообразным наделение судей общей юрисдикции вносить вопросы на рассмотрение Конституционного суда, что будет соответствовать практике многих конституционных судов зарубежных стран (Германии, Италии, Кореи, России).

Внедрение института конституционной жалобы будет способствовать активизации деятельности Конституционного суда и послужит реализации статьи 44 Конституции, где каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Значение конституционной жалобы не ограничивается обеспечением гражданам доступа к конституционному правосудию, также служит правовым механизмом по повышению качества и эффективности законов, обеспечению их конституционности, дальнейшей демократизации жизни государства и общества.

Заключение

Проведенный анализ позволяет утверждать, что современный этап развития конституционного контроля обусловлен принятием Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» 2017 года, в которым отражены ряд нововведений. Расширен круг субъектов, обладающих правом внесения вопроса в Конституционный суд, что безусловно послужило расширению доступа к конституционному правосудию. Внедрён превентивный контроль за соответствие Конституции конституционных законов, законов о ратификации международных договоров — до их подписания Президентом Республики Узбекистан. Тем не менее, современное состояние конституционного контроля в Узбекистане характеризуется статичностью. Правовые механизмы осуществления конституционного правосудия нуждаются в совершенствовании. Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию не является эффективным механизмом обеспечения защиты конституционных прав граждан. Инициирование судьями Конституционного суда вопроса на рассмотрение Конституционного суда и дальнейшее их участие в разбирательстве дела вступает в противоречие с принципом беспристрастности и объективности судей.

В настоящее время планируется внедрение института конституционной жалобы, что несомненно позволит обеспечить эффективную защиту конституционных прав и свобод граждан, усилению института конституционного контроля в стране.

В связи с внедрением института конституционной жалобы, с учетом практики конституционных судов зарубежных стран, следует:

разработать критерии допустимости конституционной жалобы. В частности, обращение допустимо при условии, если конституционные права и свободы граждан нарушаются законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено;

установить, что конституционная жалоба должна быть подана не позднее срока, предусмотренного законом;

ввести порядок предварительного анализа обращений, поступивших от граждан и юридических лиц, проверки их соответствия требованиям законодательства, наделив таким правом структурные подразделения аппарата Конституционного суда.

Вместе с тем, необходимо корректировать законодательные нормы, регламентирующие сроки принятия решения Конституционным судом, следует синхронизировать со сроками подписания и обнародования законов Президентом. Следует также отказаться от практики инициирования вопросов судьями Конституционного суда, наделив судей общей юрисдикции правом вносить вопросы на рассмотрение Конституционного суда.

Таким образом, принятие Конституционного закона «О Конституционном суде Республике Узбекистан» в новой редакции послужит усилению конституционного контроля, укреплению конституционной законности в стране, совершенствованию конституционного судопроизводства и в конечном итоге эффективной защите прав и свобод граждан, гарантированной Конституцией Республики Узбекистан.

Библиографические ссылки:

1. Саидов А.Х. «Контроль за конституционностью нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти - важный механизм защиты прав и свобод человека».//Х,окимият тармоцларини тармоцларини булиниш принпипина амалга ошириш ва инсон хуцуцларини х,имоя цилишда конституциявий суднинг роли: Узбекистон ва хорижий мамлакатлар тажрибаси: халцаро илмий-амалий конференция материаллари. - Т.: Baktria press, 2016. С.37-43.

2. Мирбабаев М.Ш. «Компетенция Конституционного суда Республики Узбекистан». Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан. Выпуск 3. Ташкент. 1999. С.83-86.

3. Мухамеджанов О.З. «Судебно-правовая реформа и развитие конституционного правосудия в Республики Узбекистан». Журнал «Государство и право». 2018, №2, 84-92.

4. Арутюнян Г.Г. Конституционный контроль: характер функционирования и характер развития системы. Монография. -М., 1997. 197 с.

5. Нечкин А.В. Органы конституционного контроля стран СНГ: порядок формирования и компетенция. //Научный ежегодник Ин-та Философии и права Урал. отд. Рос. акад. наук, 2018. Т.18, вып.4, с.75-96.;

6. Гордеев И.В. Конституционная юстиция в государствах-членах СНГ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 12 00 02 - конституционное право; муниципальное право. М.: Московский университет МВД России. 2007. 22 с.

7. Брежнев О.В. «Развитие института конституционного правосудия в Республике Узбекистан: проблемы теории и практики». Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 185-195.

8. Ismatov Aziz. «The Constitutional Judiciary and its Role in the Democratization Process in post-Soviet Central Asia. The Constitutional Court in Uzbekistan». http://cale.law.nagoya-u.ac.jp/ userdata/alb5 01 Aziz.pdf.

(Дата обращения 28.09.2020)

9. Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 2: монографии. Содерж.: Конституционный контроль. Правовая охрана Конституции. Теория современной конституции. - М., 2018. 448 с.

10. Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография. Под ред.: Е.А.Павлова, Е.А.Кремянской. - М.: МГИМО-Университет, 2015. 341 с.

11. Кряжков В.А. «Российская модель конституционной жалобы». Конституционное и муниципальное право. 2012. №5, с.65-71. С.71.

12. Ausra Kargaudiene. «Individual Constitutional complaint in Lithuania: Conception and the legal issues». Baltic Journal of Law & Politics. Volume 4, № 1 (2011). https://content.sciendo.eom/view/journals/bjlp/4/1/article-p154.xml (Дата обращения 28.09.2020)

13. Официальный веб-сайт Конституционного Суда РФ. http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/StatisticNew.aspx (Дата обращение 14.09.2020).

14. Официальный веб-сайт Конституционного суда ФРГ. https://www.bundesverfassungsgericht.de/DE/Verfahren/lahresstatistiken/2 019/statis tik 2019 node.html (Дата обращение 14.09.2020).

15. Pan Mohamad Faiz Kusuma. The Role of the Constitutional Court in Securing Constitutional Government in Indonesia. P.39. https://espace.library.uq.edu.au/data/UQ 412310/s4282430 final thesis.pdf (Дата обращение 28.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.