Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / СОЦИУМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЫБОРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлехатук Аскер Касеевич, Куваева Саида Аскеровна

Статья посвящена актуальным вопросам реализации конституционных прав граждан Российской Федерации в условиях цифровизации и глобализации. Рассматриваются избирательные права и право на свободу мысли и слова. Отмечается, что в условиях подготовки к выборам 19 сентября 2021 г. важным аспектом исследования становится вопрос о технической и организационной подготовке к дистанционному электронному голосованию, которое в этом году пройдут в семи субъектах Российской Федерации. В этой связи в статье затрагивается региональный аспект, отражающий неодинаковые условия жизни населения; анализируется роль Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 г. в выравнивании и систематизации управления субъектами Федерации. Кроме того, рассматривается международное сотрудничество в области защиты прав и свобод граждан в мире информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL DIGITAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE INFORMATION SOCIETY

The article is devoted to topical issues of the implementation of constitutional rights of Russian citizens in the conditions of digitalization and globalization. Electoral rights and the right to freedom of thought and speech are considered. It is noted that in the context of preparations for the elections on September 19, 2021, an important aspect of the study is the question of technical and organizational preparation for remote electronic voting, which will be held this year in seven constituent entities of the Russian Federation. In this regard, the article touches on the regional aspect, reflecting the different living conditions of the population, analyzes the role of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development for the period up to 2025 in the alignment and systematization of the management of the federal subjects of Russia. In addition, international cooperation in the field of protection of the rights and freedoms of citizens in the world of information technologies is considered.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 8. С. 96-100. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 96-100.

Научная статья УДК 341.231.14

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.15

Конституционные цифровые права граждан в условиях информационного общества

Аскер Касеевич Тлехатук1, Саида Аскеровна Куваева2

''Филиал Адыгейского государственного университета в г. Белореченске, Белореченск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6930-3224

2Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, tsaida09@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6458-7758

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам реализации конституционных прав граждан Российской Федерации в условиях цифровизации и глобализации. Рассматриваются избирательные права и право на свободу мысли и слова. Отмечается, что в условиях подготовки к выборам 19 сентября 2021 г. важным аспектом исследования становится вопрос о технической и организационной подготовке к дистанционному электронному голосованию, которое в этом году пройдут в семи субъектах Российской Федерации. В этой связи в статье затрагивается региональный аспект, отражающий неодинаковые условия жизни населения; анализируется роль Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 г. в выравнивании и систематизации управления субъектами Федерации. Кроме того, рассматривается международное сотрудничество в области защиты прав и свобод граждан в мире информационных технологий.

Ключевые слова: конституционное право, права и свободы человека и гражданина, социум, информационное общество, цифровизация, выборы, компьютерные технологии, регион

Для цитирования: Тлехатук А.К., Куваева С.А. Конституционные цифровые права граждан в условиях информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2021. № 8. С. 96-100. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.15.

Original article

Constitutional digital rights of citizens in the information society Asker K. Tlekhatuk1, Saida A. Kuvaeva2H

1Affiliated Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Belorechensk, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6930-3224

2Adyghe State University, Maykop, Russia, tsaida09@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6458-7758

Abstract. The article is devoted to topical issues of the implementation of constitutional rights of Russian citizens in the conditions of digitalization and globalization. Electoral rights and the right to freedom of thought and speech are considered. It is noted that in the context of preparations for the elections on September 19, 2021, an important aspect of the study is the question of technical and organizational preparation for remote electronic voting, which will be held this year in seven constituent entities of the Russian Federation. In this regard, the article touches on the regional aspect, reflecting the different living conditions of the population, analyzes the role of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development for the period up to 2025 in the alignment and systematization of the management of the federal subjects of Russia. In addition, international cooperation in the field of protection of the rights and freedoms of citizens in the world of information technologies is considered.

Keywords: constitutional law, human and civil rights and freedoms, society, information society, digitalization, elections, computer technologies, region

For citation: Tlekhatuk A.K., Kuvaeva S.A. Constitutional digital rights of citizens in the information society // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 96-100. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/ti-por.2021.8.15.

Постановка проблемы. Цифровые технологии создают новые права человека в цифровом пространстве сети Интернет. Информационно-коммуникационные технологии придают новые черты прав и свобод и формируют неожиданные аспекты их реализации. Как подчеркивает профессор С.А. Авакьян, «изучение специфики современных дней в контексте обеспечения прав и свобод является актуальной задачей» [1, с. 3]. Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин справедливо отмечает: «Цифровизация социальной жизни привела к появлению так называемых цифровых прав. Под цифровыми правами понимаются права людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности в сети Интернет» [2].

На сегодняшний день взаимосвязь положений Основного Закона Российской Федерации с информационным пространством приобретает все большую значимость ввиду того, что согласно ст. 29 Конституции каждый гражданин имеет право на свободный поиск, получение, передачу и воспроизводство информации любым законным способом [3].

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. закрепила, что каждый гражданин обладает правом принять участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Ст. 21 Декларации провозгласила волю народа в качестве основы власти правительства, данная воля, в свою очередь, должна находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах [4].

Современные аспекты функционирования избирательной системы в контексте информатизации. Совершенствование избирательной системы является актуальной задачей социально-политического и экономического развития демократического общества. Изменения в жизни российского социума, связанные с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в стране и мире, диктуют качественно новые условия функционирования институтов власти и государства.

Научно-технические преобразования общественной жизни влияют на ход избирательного процесса, ставят вопросы о качественной трансформации данного института. Реализация новых методов и средств программно-технического оснащения обусловливает необходимость провести эмпирические исследования и проанализировать целесообразность таких достижений научно-технической мысли, как комплекс обработки избирательных бюллетеней, комплексы электронного голосования, ОР-коды, средства видеонаблюдения и др.

Тема оснащенности избирательного процесса современными информационными технологиями стала крайне актуальной и послужила основанием для ряда исследований, хотя и остается неосвещенной целиком и полностью. Злободневная проблематика безопасности голосования через Интернет, мобильные телефоны находится в центре внимания исследователей, как технологов, так и ученых. По мнению ряда экспертов, важнейшей задачей является обеспечение идентификации и анонимности, а также исключение мошеннических действий. Цифровизация не стоит на месте, поэтому не внедрять ее блага в институты гражданского общества было бы неверно. Избирательное право сегодня реализовать очень легко - достаточно иметь доступ к Интернету.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии от 25 мая 2021 г. № 7/49-8 «О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года», оно будет проводиться в семи субъектах РФ: Курская область, Нижегородская область, Мурманская область, Ростовская область, Ярославская область, город федерального значения Москва и город федерального значения Севастополь [5].

Председатель ЦИК Э.А. Памфилова заявила о технической готовности к проведению он-лайн-голосования на уровне всего государства, однако отметила, что впереди еще много работы по мониторингу и выявлению уязвимых мест и разъяснению избирателям особенностей такого типа голосования. ЦИК отмечает, что выборы, намеченные на 19 сентября 2021 г., это своего рода репетиция перед важными выборами 2024 г., определяющими дальнейшую судьбу государства. По словам Э.А. Памфиловой, от того, на каком уровне подготовки пройдут сентябрьские выборы, будут зависеть главные вопросы жизнедеятельности страны.

Электронное голосование предоставляет более широкие возможности избирателям; при этом очень важно, чтобы граждане доверяли такому виду избирательного процесса. Органы ЦИК подчеркивают, что целью является расширение и повышение качества проведения электронного голосования к 2024 г.

На сегодняшний день среди немаловажных проблем социума остается низкий уровень так называемой грамотности в области 1Т и компьютерных технологий среди лиц старшего и пенсионного возраста. В связи с постепенным, но уверенным переходом в область дистанционного жизнеобеспечения и реализации прав и свобод граждан, нами предлагается, помимо имеющихся, создание и проведение семинаров, курсов по овладению навыками пользования личным кабинетом на портале «Госуслуги» и другими ресурсами, необходимыми для реализации законных прав граждан в условиях цифровизации информации.

Согласно президентскому указу от 18 августа 1995 г. № 861 «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"» на территории России действует Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии [6]. Полномочия данного органа заключаются в следующем:

1) использование, эксплуатация и развитие ГАС «Выборы»;

2) обеспечение эксплуатации и развития ГАС «Выборы»;

3) обеспечение функционирования ГАС «Выборы» во время проведения выборов и референдумов, в межвыборный период, а также оперативное управление средствами автоматизации;

4) информационное обеспечение деятельности цИк РФ;

5) обеспечение взаимодействия ГАС «Выборы» с информационными системами органов государственной власти, а также другими информационными системами.

Стоит отметить, что указанные полномочия охраняются государством, и за вмешательство в работу ГАС «Выборы» предусмотрена уголовная ответственность согласно действующему законодательству. Таким образом, налицо открытость и прозрачность информационного обеспечения работы.

Представители «Ростелекома» уверены в полной технической обеспеченности и организации проведения дистанционного голосования при помощи сети Интернет. По мнению ряда исследователей, в данном контексте важна проработка и внедрение средств коммуникации электронного голосования в труднодоступных населенных пунктах.

Нельзя забывать и о региональном факторе нашего государства, при котором развитие субъектов происходит экономически и социально неравномерно. Из этого следует, что не все граждане обеспечены интернет-ресурсами и возможностями проголосовать дистанционно. Отметим, что во многих западных странах наряду с дистанционным электронным голосованием применяется традиционный способ голосования, т. е. по стандартному бюллетеню.

В 2017 г. утверждена новая редакция Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. [7]. Данный документ направлен на устранение и выравнивание различий социально-экономического развития регионов страны, а также на повышение качества жизнедеятельности населения. Как справедливо подчеркивает Л.В. Андриченко, требуется совершенствование действующего законодательства, изменение основ управления регионами, системность правового обеспечения стратегии, усиление мониторинга и контроля [8, с. 57].

В целом, говоря о плюсах и минусах дистанционного электронного голосования, можно выделить такие положительные стороны, как повышение явки избирателей (особенной в период неблагополучной эпидемиологической обстановки в стране), сокращение бюджетных расходов на выборы. С другой стороны, дистанционное голосование необходимо проводить при четко выверенных технологиях, способных надежно и качественно гарантировать достоверность результатов.

Среди цифровых прав человека на сегодняшний день выделим также российскую общественную инициативу, которая введена президентским указом от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» [9]. Данный институт предполагает электронное голосование по вопросам публичной важности. Инициатива, набравшая более 100 тыс. голосов, передается на рассмотрение в экспертную группу при Правительстве РФ с целью принятия решения о необходимости разработать соответствующий нормативный правовой акт либо принять иные меры для реализации. Однако предмет общественно-правовой инициативы ограничивается предложениями социально-экономического характера.

Цифровые технологии возможно использовать с целью оптимизации функционирования органов государственной власти, в целях поддержания и защиты конституционных основ и ценностей, суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях цифровизации информации. Защита и признание цифровых прав провозглашается в Хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., принятой рядом государств, в том числе Российской Федерацией. Хартия закрепляет важность усиления нормативной базы, содержащей вопросы оптимизации глобальных сетей, борьбы со злоупотребления, подрывающими целостность компонентов Сети, а также вопросы сокращения разницы цифровых технологий и обеспечения глобального доступа для участия в процессе цифровизации [10]. Фундаментальными правилами Хартии являются: создание и развитие качественных механизмов защиты частной жизни граждан (при обработке персональных данных) вместе с обеспечением свободного потока информации; внедрение и полноценное применение электронной идентификации, электронной подписи и иных средств, направленных на поддержание безопасного функционирования оборота информации.

Неотъемлемой частью соблюдения и обеспечения информационной безопасности является международное сотрудничество Российской Федерации. Особенностью такого сотрудничества выступает то, что оно реализуется наряду с обострением конкуренции и борьбы за овладение информационно-технологическими ресурсами. Все это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, в том числе с использованием глобальной информационной инфраструктуры. Среди приоритетных направлений международного сотрудничества выделяют следующие: запрет на разработку, распространение и применение «информационного оружия»; обеспечение безопасности международного информа-

ционного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи; координация деятельности правоохранительных органов стран по предотвращению компьютерных преступлений [11, с. 15].

Международное сотрудничество в части обеспечения и защиты прав и свобод граждан в условиях информатизации должно осуществляться на началах соблюдения норм стандартизации и сертификации средств информационных технологий и защиты информации от посягательств. Информационные технологии получают все большее признание и коренным образом видоизменяют жизнь населения планеты. Привносятся изменения как во внутреннюю политику отдельно взятого государства, так и во взаимоотношения между странами на международной политической арене. Исследователи разных стран характеризуют современный этап развития человечества как абсолютно новый в плане информационного обмена. Происходит революция в сфере информатизации, которая заключается в трансформации не только принципов сбора, форм обработки и передачи информации, но и в качественном преобразовании культурного, экономического, политического и военно-стратегического аспектов жизни социума. Информационные технологии сегодня стали фактором устойчивого развития регионов и государств.

Стремительное проникновение компьютерных, телефонных технологий, коммуникационных служб, локальных и глобальных сетей в жизнедеятельность общества является основой качественно нового информационного обмена и инструментом воздействия на сознание населения мира, а также усиливает социально-психологические и культурно-информационные аспекты глобализации.

Выводы. Современный этап социально-политического развития Российской Федерации ознаменован всеобщим развитием информационных технологий и появлением так называемого электронного государства. Государственное управление невозможно представить вне информационных технологий, которые являются базой новых возможностей в плане реализации прав граждан принимать решения государственного значения. В частности, данное право возможно реализовать посредством участия в дистанционном электронном голосовании, выдвижения гражданской инициативы в социальных сетях, общественной инициативы, например, правозащитной. Государственные учреждения и предприятия частных форм собственности активно внедряют системы информатизации с целью облегчения рабочего процесса и повышения эффективности.

Таким образом, можно выделить основные черты информатизации в контексте реализации прав и свобод человека и гражданина:

- информационные технологии приобрели глобальный характер;

- государственное управление строится на основе средств и методов цифровизации;

- избирательный процесс в Российской Федерации стоит на пути расширения применения области средств информационных технологий с целью оптимизации процесса выборов;

- необходима еще более тщательная проработка вопросов минимизации различий регионального развития законодательном уровне с целью внедрения в отдаленные населенные пункты компьютерных технологий и средств теле- и радиовещания.

В целом информационные технологии - неотъемлемая часть и российского социума, и мирового сообщества в целом. Соблюдение норм международного и национального законодательства в условиях всеобщей информатизации выступает приоритетной задачей всех государств и отдельно взятого гражданина, поскольку от поддержания законности и правопорядка зависит благополучное развитие мировых держав и мирное сосуществование народов.

Список источников:

1. Авакьян С.А. Проблемы обеспечения конституционных публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации: новые реальности // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2017. № 1. С. 3-34.

2. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире [Электронный ресурс] // Российская газета. 29.05.2018. URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (дата обращения: 30.07.2021).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 30.07.2021).

5. О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года [Электронный ресурс]: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021 г. № 7/49-8 // КонсультантПлюс. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_385274/ (дата обращения: 30.07.2021).

6. Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 18 августа 1995 г. № 861 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=219976 (дата обращения: 30.07.2021).

7. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 30.07.2021).

8. Андриченко Л.В. Стратегия государственного регионального развития Российской Федерации: правовые основы // Журнал российского права. 2017. № 5. С. 5-17. https://doi.org/10.12737/article_58f48b493b3517.28201840.

9. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70326884/ (дата обращения: 30.07.2021).

10. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22 июля 2000 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=8382#bIc-WueSXXCSSwKqS (дата обращения: 30.07.2021).

11. Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика. М.; Берлин, 2020. 271 с.

Информация об авторах А.К. Тлехатук - кандидат социологических наук, доцент, директор филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске, Белореченск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=956351.

C.A. Куваева - кандидат социологических наук, старший преподаватель Адыгейского государственного университета, Майкоп, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1017241.

Information about the authors A.K. Tlekhatuk - PhD in Social Science, Branch Director, Affiliated Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Belorechensk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=956351.

S.A. Kuvaeva - PhD in Social Science, Senior Lecturer, Adyghe State University, Maykop, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1017241.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.07.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 05.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.