Научная статья на тему 'Конституционные принципы организации деятельности правового государства'

Конституционные принципы организации деятельности правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1003
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционный принцип / демократический институт. / The constitutional principle / democratic institution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орловская А. К.

Автор рассматривает конституционные принципы организации и деятельности современного правового государства, выявляет особенности и признаки данных принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the constitutional principles of organization and activities of the modern state of law, identify features and characteristics of these principles

Текст научной работы на тему «Конституционные принципы организации деятельности правового государства»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Орловская А. К., магистрант 2 курса кафедры конституционного и муниципального права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;

Научный руководитель: Авдеев Д. А., к.ю.н., доцент,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Аннотация: Автор рассматривает конституционные принципы организации и деятельности современного правового государства, выявляет особенности и признаки данных принципов.

Ключевые слова: конституционный принцип, демократический институт.

Summary: The author considers the constitutional principles of organization and activities of the modern state of law, identify features and characteristics of these principles.

Keywords: The constitutional principle, democratic institution.

Право выступает универсальным регулятором общественных отношений, определяющим не только вектор социального развития, но и формирующим систему взаимоотношений между государством и личностью, государством и обществом, обществом и личностью. Данное взаимодействие основывается на конкретных, выработанных на протяжении всей истории человеческой цивилизации нормах и принципах. И, если в далекой древности основным и главным принципом был централизм (античные и средневековые республики - исключение), то демократические институты и демократические принципы стали появляться по мере развития государства.

Необходимо отметить, что под демократическим государством мы понимаем такую организацию публичной власти, в которой созданы эффективные, конструктивные механизмы участия населения в управлении делами государства, включающие осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти [1, с. 12].

В Конституции Российской Федерации основные элементы демократического государства закрепляются в статьях 1, 3, 31-33.

Во многих конституциях закреплены также важнейшие принципы организации и деятельности современного государства.

В первых конституциях основы и принципы не были четко определены, сформулировать их можно только после сопоставления конституционных норм и обширного анализа текста. В современных же

конституциях основные принципы стали прямо и непосредственно фиксироваться в тексте.

Профессор М. Ф. Чудаков, изучая правовые основы и принципы организации и деятельности государства, выделяет три условно разделенных группы принципов [4, с. 65]:

1) конституционные (первичные, основные или базовые);

2) отраслевые;

3) рабочие.

Разберем подробнее каждую группу принципов.

Конституционные или базовые принципы характеризуются не только местом закрепления, а реальностью существования и применения их в деятельности как отдельных должностных лиц, так государственных органов. Особенность данных принципов заключается в том, что они могут прямо и не отображаться в тексте конституций каких-либо отдельных стран, но легко обнаруживаться при содержательном анализе конституционного документа.

Вторая группа принципов - отраслевые. Данные принципы важны, так же как и конституционные. Некоторые даже могут считаться конституционными и иметь общий характер (например, принцип законности). Но в силу лаконичности конституционных текстов, особенностей правовых традиций и других причин они отображаются в отраслевых законах или подзаконных актах. Можно привести в пример принцип охраны и защиты форм собственности, принцип независимости суда и другие.

Третья группа принципов - рабочие принципы организации и деятельности современного государства. Данные принципы включают в себя положения, содержащие решение повседневных задач, в том числе наиболее острых и проблемных. В качестве рабочих принципов деятельности постсоветских государств автор предлагает принцип борьбы с коррупцией и преступностью.

Понятие демократические принципы в научной литературе встречается редко, в основном исследователи используют понятие принципы демократического государства.

Российский исследователь С.А. Мосин выделяет отдельно конституционный принцип демократического государства, а все вышеперечисленные нами демократические принципы он объединят в субпринципы или в составляющие его конституционно-правовые принципы [2, с. 34].

Конституционный принцип демократического государства, считает исследователь, имеют определенную структуру, включающую такие элементы - нетипичные правовые установки (конституционно-правовые презумпции, аксиомы, фикции) и нормы права, относящиеся к специфическим (например, это нормы-цели, нормы-задачи, нормы-декларации и нормы символы). Данную структуру Мосин характеризует

как вариативную, включающую в себя признаки правовых категорий, которые входят в структуру элементов конституционных принципов и находят свое проявление в правовом содержании[3, с. 61].

В пример он приводит конституционное положение, где сказано, что народ непосредственно осуществляет свою власть и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (то, что называется принципом народовластия). Указанное положение содержит в себе признаки правовой презумпции, суть которой заключается в неукоснительном соблюдении участниками правоотношений, находящихся в рамках избирательной системы. Но, если, например, процесс подготовки и проведения выборов несет в себе нарушения, способные влиять на объективность волеизъявления, то данная презумпция может быть опровергнута.

Правовая аксиома, применительно к вышеуказанному принципу, проявляется в том, что рассматриваемый принцип в правовой системе Российской Федерации в силу его неотъемлемости в структуре демократического государства не требует каких-либо обоснований.

Юридическая фикция отражается в данном принципе в возможных нарушениях, которые не зафиксированы и не установлены надлежащим образом. Но признаки юридической фикции можно минимизировать, если развивать избирательное законодательство, детально регламентировать все аспекты избирательного процесса.

Что касается проявлений каких-либо признаков специфических норм права, можно отметить, что в данном принципе наличие норм-деклараций, норм-целей, норм-задач можно свести к минимуму, имея эффективную законодательную базу. Но не стоит забывать, что правоприменительная практика должна постоянно совершенствоваться, должны ставиться новые цели и задачи, способствующие ее дальнейшему развитию и свидетельствующие о потенциале всестороннего развития самого принципа народовластия.

В совокупности все положения реализации принципа народовластия (состояние всей нормативной правовой базы, судебные решения, подтверждающие факты нарушения указанного принципа, наличие пробелов в правовом регулировании и необходимость их устранения и т. п.) выражаются в конечном итоге в существовании признаков одних или других правовых категорий, входящих в число элементов структуры принципа с оценкой его реализации. И, если случаются пробелы в правоприменении или правовом регулировании, то возникает необходимость их устранения, а это в свою очередь свидетельствует о неполной реализации принципа. Это будет вносить в него в отдельном конкретном случае признаки некоторой декларативности и ставить определенные цели и задачи, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Список использованных источников:

1. Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право России Учебник. М.: Эксмо, 2011. 560 с.

2. Мосин С.А. Некоторые особенности исследования конституционного принципа демократического государства // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 33-35.

3. Мосин С.А. Некоторые аспекты вариативности конституционного принципа демократического государства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 61-62.

4. Чудаков М.Ф., Сидорчук И.П. Правовые основы и принципы управления демократическим государством // Проблемы управления (Минск). 2012. № 3 (44). С. 65-68.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО: ПРАВОВАЯ БАЗА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Пащенко И.Ю., Кубанский государственный университет,

г. Краснодар

Аннотация: Автор отмечает, что в субъектах России по-разному подходят к вопросу правового регулирования законотворческой деятельности. Несмотря на различные подходы, в региональном законотворчестве многих субъектов Российской Федерации немало сходных черт и тенденций развития, которые обусловлены особенностями российского федерализма.

Ключевые слова: правотворчество, законотворчество, субъект Российской Федерации, регион, Российская Федерация, федерация, правовое регулирование.

Summary: The author notes that in subjects of Russia differently approach a question of legal regulation of legislative activity. Despite various approaches, in regional lawmaking of many subjects of the Russian Federation there are a lot of similar lines and tendencies of development which are caused by features of the Russian federalism.

Keywords: lawmaking, subject of the Russian Federation, region, Russian Federation, federation, legal regulation.

Базовой опорой в установлении регионального законотворчества, как вида специализированной государственной деятельности по разработке, принятию и дальнейшему развитию законодательной базы в субъектах Российской Федерации, является Конституция России. В ч. 2 ст. 5 Конституции России можно обнаружить самое первое упоминание регионального законодательства в контексте компетенции субъектов Российской Федерации [1]. Конституция Российской Федерации прямо устанавливает: субъекты Российской Федерации имеют свой устав или конституцию и законодательство. В дальнейшем по тексту Основного закона в п. а ч.1 ст.72 можно обнаружить еще одно упоминание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.