рядка реализации участниками электорального процесса своих конституционных избирательных прав. При этом применение цифровых технологий в избирательном процессе значительно опережает уровень информатизации в других сферах государственного и муниципального управления, что обусловливает необходимость разработки и принятия соответствующих законодательных решений.
Библиографический список
1. Трансформация права в цифровую эпоху: монография / Под ред. А.А. Васильева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 432 с.
2. Постников А.Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества // Журнал российского права. - 2020. - № 5.
3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.
4. В ЦИК рассказали о сборе подписей через портал Госуслуг [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20200729/1575102506.html свободный.
5. О проекте Концепции создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации до 2022 года: Выписка из протокола заседания ЦИК России от 02.12.2020 № 277/1-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tikrf.ru/actrvity/docs/vypiski-iz-protokolov/ 48483/.
УДК 342
Мария Викторовна Титаренко
Конституционные права и свободы человека и гражданина: реализация прав осужденных
Аннотация. Статья посвящена реализации и ограничению конституционных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в статье рассматриваются проблемы реализации вышеназванных прав и положительные моменты их решения.
Ключевые слова: конституционные права, конституционные свободы, реализация прав, осужденные.
Гл. 2 Конституции Российской Федерации закрепляет многообразие прав и свобод человека и гражданина. Политика нашего государства, провозгласившего себя социальным (ст. 7 Конституции Россий-
ской Федерации), направлена на защиту данных прав, решение социально-экономических, политических, культурных и духовных проблем общества и обеспечение достойной жизни человека. Неотъемлемыми, фундаментальными правами, присущими любому человеку независимо от гражданской принадлежности, являются личные права, к которым относятся право на жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность и т.д. Отдельная категория людей - лица, находящихся в местах лишения свободы, обладает правами и свободами, наравне с гражданами нашего государства. Согласно ст. 10 УИК РФ, изъятие и ограничение прав и свобод осужденных возможно только в случаях, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительными и иным законодательством Российской Федерации. Несомненно, в случае применения к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, ряд конституционных прав, таких как право на свободу передвижения, право на неприкосновенность личности и жилища (речь идет о помещениях, в которых проживают осужденные), право на труд, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, подлежат ограничению. Однако в случае применения наказания, связанного с изоляцией лица от общества, государство всегда поощряет встречи осужденных с семьей, родными, учитывая лишь физический характер изоляции, но ни в коем случае не моральный.
Кроме общих (конституционных) прав осужденных, данной категории лиц присущи специальные права. Основным правом лиц, находящихся в заключении, является право на оказание юридической помощи. Помимо вышеназванного, данные лица обладают правом на психологическую помощь, вежливое обращение, свидания и прогулки. Однако ежегодно Уполномоченному по правам человека поступают тысячи обращений от заключенных, касающихся необоснованного привлечения к уголовной ответственности, нарушения сроков уголовного преследования, вопросы, связанные с условиями содержания осужденных, качества продуктов питания и отсутствием инвентаря [3]. Большая часть обращений поступает из Москвы и Московской области. В ходе проверок мест содержания заключенных были выявлены такие проблемы, как превышение лимита численности, неоказание медицинской помощи, не все лица обеспечены спальными местами, отсутствие ремонта, низкая заработная плата, привлечение к сверхурочным работам.
В настоящее время решение данных проблем происходит постепенно. К положительным моментам можно отнести увеличение продолжительности прогулок, количества свиданий. Недостатки, выяв-
ленные в ходе проверок, находятся на контроле у руководителей данных подразделений.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Попова Ю.М. Обеспечение безопасности как направление деятельности уголовно-исполнительной системы (Анализ положений концепции развития УИС до 2020 года) // Вестник Кузбасского института. - 2014. - № 2. - С. 43-49.
3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2019 году [Электронный ресурс]. - URL: http ://upch. mo sreg.ru/dokumenty.
УДК 342.537
Ольга Анатольевна Фомичева
Право на участие органов местного самоуправления в законотворческом процессе как форма реализации конституционного права граждан на управление делами
государства
Аннотация. Участие местного самоуправления в законотворческом процессе парламентов в субъектах Российской Федерации является одной из форм народовластия. В статье показаны проблемы в реализации местного самоуправления собственных полномочий и предложены пути их преодоления для активного участия в региональном законотворческом процессе.
Ключевые слова: местное самоуправление, законотворческий процесс, законодательная инициатива, законопроект, парламент.
Принцип демократического государства получает свое развитие в возможности участия органов местного самоуправления в вопросах государственного значения через законотворческий процесс регионального парламента. Такое участие позволяет местному сообществу выразить свое мнение при принятии законов. В своих обращениях к Федеральному Собранию РФ Президент РФ [7, 8] призывал усилить роль местного самоуправления в законотворческом процессе, что будет способствовать обратной связи народа с государственной властью. Вместе с тем право на участие органов местного самоуправления в