Научная статья на тему 'Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации'

Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2644
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимец Максим Викторович, Гибадулинова Лилия Рафаэльевна

В современном мире одним из наиболее распространенных видов деятельности является волонтерство. Нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, определяют основы взаимодействия государства, населения и институтов гражданского общества. Ее содержание очень важно для правовой характеристики волонтерства и волонтерской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL BASIS OF VOLUNTEERING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In today's world one of the more prevalent activities is volunteerism. Norms contained in the Constitution of the Russian Federation define the basis for interaction of the state, the public and civil society institutions. Its maintenance very important for the legal characteristics of of volunteering and volunteer activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 347.471

М.В. Тимец*, Л.Р. Гибадулинова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия.

125047 Москва, Миусская пл., 9

*е-шаП: timets2002@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современном мире одним из наиболее распространенных видов деятельности является волонтерство. Нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, определяют основы взаимодействия государства, населения и институтов гражданского общества. Ее содержание очень важно для правовой характеристики волонтерства и волонтерской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, волонтерство, волонтерская деятельность

В современном мире одним из наиболее распространенных видов деятельности является волонтерство. Волонтерство или волонтерская деятельность (от лат. уо1иШ:апш-добровольно) включает целый ряд традиционных форм взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческая деятельность) [2]. В данной статье рассмотрены конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации.

В первой главе Конституции РФ находятся основы конституционного строя. Ее важность для волонтерской деятельности на территории России в определении базовых принципов правового регулирования. Первая глава Конституции РФ -важнейший элемент в системе управления государством. Нормы, содержащиеся в ней, определяют основы взаимодействия государства, населения и институтов гражданского общества. Ее содержание очень важно для правовой характеристики исследуемого социального института.

Юридическая природа и частноправовой характер волонтерской деятельности позволяет соотнести с ней ряд конституционных правил первой главы Конституции РФ. Определение России демократическим, федеративным и правовым государствам (ч. 1 ст. 1) [1] имеет прямое отношение к волонтерам, действующим на территории России. На территории России жизнь человека, его права и свободы являются высшей ценностью. В такой трактовке их признание, соблюдение и защита являются прямой обязанностью государства (ст. 2) [1]. Мероприятия, в которых принимают участие граждане - волонтеры, непосредственно направлены на оказание помощи своим согражданам. В наши дни волонтерство имеет ярко выраженный гуманитарный

характер. Такой контекст обязывает органы государственной власти оказывать содействие любой деятельности, в т. ч. частной инициативе, направленной на защиту прав и свобод человека.

Установленный ч. 3 ст. 5 принцип федеративного устройства - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [1] нашел свое отражение в системе нормативно-правовых актов, относящихся к деятельности волонтеров. Федеральные органы государственной власти устанавливают общие нормы, органы государственной власти на местах ответственны за их реализацию.

Провозглашенный (ст. 6) принцип равенства гражданства [1] позволяет участвовать в волонтерском движении на территории России любому интересующемуся. Ст. 7 определяет Россию социальным государством, создающим условия достойной жизни и свободного развития человека [1]. В эти условия входит развитие систем социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты. Организованное участие граждан в оказании посильной помощи носит различные формы. Известны случаи коллективной сдачи крови (РПА Минюста России 2012, 2013, 2014 гг.) [3].

Ст. 8 провозглашает принцип единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств [1]. Это конституционное положение позволяет оказывать волонтерскую помощь и осуществлять волонтерскую деятельность в любом субъекте Российской Федерации без формальных ограничений административного и налогового характера.

Конституция России устанавливает равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13). В этом контексте можно создавать на общих условиях любые волонтерские организации. Ограничения их деятельности установлены правилами ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Запрещается создание и деятельность волонтерских объединений, цели или действия которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Светский характер государства (ст. 14) [1] позволяет религиозным объединениям создавать собственные волонтерские организации.

Вторая глава Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит нормы, устанавливающие основы конституционно-правового статуса физического лица [1]. Каждая из них применима к волонтеру. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17). Правила в отношении волонтеров, принятые международными

организациями (ООН, Совет Европы), являются частью нормативного комплекса, определяющего правовой режим волонтерских организаций и волонтерской деятельности. Она не должна нарушать права и свободы других лиц (ч. 1 ст. 17) [1].

Право граждан оказывать и получать волонтерскую помощь гарантируется смыслом, содержанием и применением российских законов. Эти права соответствуют деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18) [1].

Сегодня мы встречаемся с организованным сбором донорской крови, в т. ч. выездным. Конституция допускает участие волонтеров в деятельности медицинских и научных учреждений. Подобные мероприятия не допускают умаления чести и достоинства граждан (ч. 1 ст. 21) [1]. Для привлечения волонтеров к соответствующим опытам необходимо получение предварительного согласия.

Реализация волонтерских программ

осуществляется на всех уровнях государственного строительства. Их эффективность прямо зависит от информационного сопровождения.

Конституционные правила ст. 29 определили принципы информационного сопровождения волонтерской деятельности. Конституция

гарантирует свобода мысли и слова (ч. 1). При освещении не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, связанную с волонтерами, любым законным способом (ч. 3) [1].

Право граждан на объединение в волонтерские организации и свободу их деятельности соответствует ч. 1 ст. 30 Конституции. Не допускается принудительное участие в волонтерских мероприятиях (ч. 2 ст. 31). Установленная

конституционная норма в отношении свободы мирных собраний непосредственно применима к мероприятиям, устраиваемых волонтерами и их организациями (ст. 31) [1].

Осуществление волонтерами помощи опирается на их собственные способности и силы. Их деятельность часто сопряжена с распоряжением, находящимся в их ведении имуществом. Подобная ситуация отражена в соответствующих правилах ст.

34 Конституции РФ. В соответствии с ними каждый в праве свободно использовать своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности [1].

Кроме того, распоряжаясь имуществом, волонтеры должны представлять следующее. Ч. 1 ст.

35 Конституции РФ установила государственный режим охраны частной собственности. Волонтеры вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35). Запрещается произвольное незаконное лишение имущества. Исключение - решение суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения [1].

Принцип свободы деятельности волонтеров и распоряжения ими способностями к труду, а также запрет принудительного труда соответствует ст. 37 Конституции РФ. Кроме того, конституционные гарантии времени отдыха применимы ко всем трудящимся, в т. ч. к волонтерам (ч. ст. 37). Государство взяло на себя обязательства по созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39) [1].

Следует отметить действия государства и его органов по разработке, развитию и финансированию деятельность волонтеров. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41) [1].

Важное место в жизни волонтерского сообщества занимает окружающая среда. В последние годы получили известность мероприятия волонтеров по очистке природы (озеро Байкал, Арктика). Ст. 42 Конституции РФ содержит соответствующую норму. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].

Одна из целей международного волонтерства -образование. Это коррелирует с соответствующими правилами Конституции РФ. В этом контексте государственная поддержка Россией различных форм образования и самообразования является вполне логичной и обоснованной (ч. 3 ст. 44).

Возможность самовыражения в волонтерстве гарантируется ч. 1 ст. 45 Конституции РФ. Ч. 3 ст. 45 Конституции РФ позволяет совместить обязанности и желание заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [1].

Равенство иностранных физических лиц и граждан Российской Федерации в отношении волонтерской деятельности основаны на положениях ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами, и несут обязанности, наравне с гражданами Российской Федерации. Исключение -ситуации, установленные федеральным законом или международным договором [1].

Существенное значение для правового оформления волонтерской деятельности является определение ее территориальных пределов. Основы пространственных границ применения норм российского законодательства определены положениями третьей главы Конституции РФ -«Федеративное устройство».

Волонтерская деятельность осуществляется на всей территории России. Она включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67). Предусмотрена возможность привлечения волонтеров по нормам российского законодательства при осуществлении работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Режим

работ определяется федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67) [1].

Этническое разнообразие на территории России гарантируется Конституцией. В целях его сохранения и развития провозглашается широкий спектр возможных мероприятий, в т. ч. с участием волонтеров. Для народов, населяющих территорию России, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 2 ст. 68).

В целях эффективного управления Российской Федерацией и реализации принципов административно-территориального устройства осуществлено разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. ст. 71, 72, 73). Вопросы волонтерской деятельности и ее элементы распределены по ним.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) [1]. Другими словами, вопросы волонтерской деятельности, не указанные в ст. 71 и ст. 73 регулируются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Значительный объем конституционных правил Конституции Российской Федерации применимы к волонтерам и волонтерской деятельности. Конституция является нормативно-правовой базой данной деятельности.

Тимец Максим Викторович к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Гибадулинова Лилия Рафаэльевна. старший преподаватель кафедры гражданского, авторского и экологического права РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html#p25 (дата обращения 10 мая 2015 г.)

2. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/104232/ (дата обращения 10 мая 2015 г.)

3. Официальный сайт Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации URL: http://rpa-mu.ru/obuchayuschimsya/studencheskaya-zhizn/meropriyatiya

M.V. Timets, L.R Gibadulinova,

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow *e-mail: timets2002@mail.ru

CONSTITUTIONAL BASIS OF VOLUNTEERING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

In today's world one of the more prevalent activities is volunteerism. Norms contained in the Constitution of the Russian Federation define the basis for interaction of the state, the public and civil society institutions. Its maintenance very important for the legal characteristics of of volunteering and volunteer activities in the Russian Federation.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, volunteering, volunteer activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.