Научная статья на тему 'Конституционные основы транспортного права'

Конституционные основы транспортного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1146
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционных основ комплексной отрасли транспортного права.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова В.В., Садовникова Г.Д., Таева Н.Е., Забелина Е.П., Дроздов А.А.

Целью данного исследования является формирование аргументированных предложений по выделению и наполнению конституционны основ комплексной отрасли транспортного права; анализ существующего порядка обеспечении прав человека транспортным правом, реализации публичной властью внутренней политики в сфере транспорта. Проведя сравнительное исследование основных направлений реализации норм транспортного права в сфере внутренней политики и реализации конституционных прав человека в сфере транспорта, некоторых доктринальных подходов в обозначенных рамках, авторами выявлены проблемы в системе правового регулирования с точки зрения реализации конституционных принципов и ценностей в транспортном праве; предложено авторское видение и сформулированы предложения по наполнению конституционных основ комплексной отрасли транспортного права России; направлениям отраслевого развития в российской правовой системе посредством совершенствования полномочий органов публичной власти и механизмов реализации прав человека в сфере транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы транспортного права»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-64-75 КОМАРОВА Валентина Викторовна,

заведующий кафедры конституционного и муниципального права Университета\имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, Россия, г. Москва,

e-mail: vvalentinak@ya.ru

САДОВНИКОВА Галина Дмитриевна,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук,

профессор, Россия, г. Москва, e-mail: sadovnikovag@inbox.ru

ТАЕВА Наталья Евгеньевна,

Профессор, заместитель заведующего кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук,

доцент, Россия, г. Москва, e-mail: tayeva@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

Аннотация. Целью данного исследования является формирование аргументированных предложений по выделению и наполнению конституционных основ комплексной отрасли транспортного права; анализ существующего порядка обеспечения прав человека транспортным правом, реализации публичной властью внутренней политики в сфере транспорта. Проведя сравнительное исследование основных направлений реализации норм транспортного права в сфере внутренней политики и реализации конституционных прав человека в сфере транспорта, некоторых доктринальных подходов в обозначенных рамках, авторами выявлены проблемы в системе правового регулирования с точки зрения конституционных принципов и ценностей в транспортном праве; предложено авторское видение и сформулированы предложения по наполнению конституционных основ комплексной отрасли транспортного права России; направлениям отраслевого развития в российской правовой системе посредством совершенствования полномочий органов публичной власти и механизмов реализации прав человека в сфере транспорта.

Материалы и методы. Методология настоящей работы представляет собой систему принципов построения исследования, а также конкретные способы познания предмета исследования. Методологическими принципами являются: законность, исключение субъективных оценок, системность. Законность предусматривает строгое следование при проведении исследования букве и духу закона. Объективная оценка правовых явлений достигается благодаря исключению субъективных оценок. Системность обеспечивает полноту проводимого исследования, изучению подлежат все аспекты рассматриваемого предмета. Методами настоящего исследования выступают анализ, синтез, сравнение. Анализ позволяет рассмотреть составные части изучаемого явления. Объединение полученных результатов в целостные умозаключения возможно благодаря синтезу. Сравнение позволяет провести сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему.

Результаты и обсуждение. Содержание конституционных основ комплексной отрасли транспортного права.

KOMAROVA Valentina Viktorovna,

Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, O.E. Kutafin University, Doctor of Law, Professor, Russia, Moscow

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

SADOVNIKOVA Galina Dmitrievna,

Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, O.E. Kutafin University, Doctor of Law, Professor, Russia, Moscow

TAEVA Natalya Evgenievna,

Professor, Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, O.E. Kutafin University, Doctor of Law, Associate Professor, Russia, Moscow

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF TRANSPORT LAW

Annotation. The purpose of this study is to form reasoned proposals for highlighting and filling the constitutional foundations of the complex branch of transport law; analysis of the existing procedure for ensuring human rights by transport law, implementation of domestic transport policy by public authorities. Having conducted a comparative study of the main directions of the implementation of transport law in the field of domestic policy and the implementation of constitutional human rights in the field of transport, some doctrinal approaches within the specified framework, the authors identified problems in the legal regulation system in terms of the implementation of constitutional principles and values in transport law; proposed an author's vision and formulated proposals to fill the constitutional foundations of the integrated transport law industry of Russia; directions of sectoral development in the Russian legal system by improving the powers of public authorities and mechanisms for the realization of human rights in the field of transport.

Materials and Methods. The methodology of the present work is a system of principles for constructing a study, as well as specific ways of knowing the subject of the study. The methodological principles are: legality, exclusion of subjective assessments, systemic. The law provides for strict adherence to the letter and spirit of the law when conducting the study. Objective assessment of legal phenomena is achieved by excluding subjective assessments. Systemality ensures the completeness of the study, all aspects of the subject are subject to study. The methods of the present study are analysis, synthesis, comparison. Analysis allows you to consider the components of the studied phenomenon. Combining the results into holistic conclusions is possible due to synthesis. The comparison allows you to compare different points of view on the problem under consideration.

Results and Discussion. The content of the constitutional foundations of the complex branch of transport law.

Россия, наравне с большинством современных стран, выдвигает на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. Конституцией РФ (ст.7) провозглашается, что наша страна - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Исследуя механизм реализации упомянутой конституционной нормы, первичным видится прямое закрепление конституционной ценности в России: прав и свобод человека; опосредованное толкование Конституционным судом РФ, работы конституционалистов в сфере прав человека позволяют сделать вывод о социальном благополучии человека как новой, формирующейся конституционной ценности.

Одним из ведущих элементов обеспечения достойной жизни и свободного развития человека безусловно является транспорт.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Комплекс отечественного транспорта состоит из транспорта общего пользования, необщего пользования, а также технологического транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций для их собственных нужд.

Современный транспорт, все его виды без исключения, не только способствует решению хозяйственных, экономических и стратегических задач государства, но и влияет на другие стороны общественной жизни страны, принимает активное участие в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, в международном сотрудничестве и т.д. В этом аспекте при рассмотрении значения транспортной инфраструктуры в глобальном масштабе необходимо отметить, что в ее функционировании задействовано множество государственных органов, должностных и юридических лиц, миллионы людей. Деятельность всех видов транспорта осуществляется непрерывно, в ней используются разнообразные дорогостоящие материальные, финансовые

и интеллектуальные ресурсы, обширная информация.

Ежедневная организация пассажиропотока и грузооборота, функционирование всех видов транспорта в необходимом русле невозможна без системного управления, в том числе обеспечения его безопасности, что сегодня, в условиях пандемии, чрезвычайно актуально.

Нормы Конституции РФ (ст. 71), устанавливающие предметы федерального ведения в системе разделения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов закрепляют федеральный транспорт, пути сообщения. Следовательно, транспорт разделен на федеральный и субъектов федерации, муниципальный.

Согласимся: «основным законом созданы базисные программно-правовые условия для развития социально ориентированной, рыночной, демократической экономики, со здоровой конкуренцией и балансом между частными и публичными интересами» [2. С. 1153.]. Транспортная сфера, будучи элементом конституционной экономики, должна исходить из базовых конституционных норм и конституционно закрепленных ценностей.

В транспортной сфере, как предмете комплексной отрасли транспортного права, целесообразно учитывать и новые направления: прежде всего теорию социально ориентированной экономики, «экономики гражданского общества», социальное партнерство и социальную ответственность, социальное благополучие и социальную справедливость; повышение конкурентоспособности национальной экономики и обеспечение экономической безопасности [7. С.104.].

В сфере транспорта государством обеспечивается единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги (более 50 актов было издано Минтрансом России [22]). Справедливо указание на цели публичных услуг (государственных и муниципальных): «Конечной целью данного правового института является повышение комфортности жизни граждан, повышение их удовлетворенности деятельности органов публичной власти» [8. С. 5843.].

Таким образом, конституционно закрепленные основы правового, социального, федеративного государства, основы гражданского общества и правового статуса человека, провозглашение конституционных ценностей и государственных приоритетов, в том числе в результате конституционной реформы 2020 г., безусловная база для новой отрасли транспортного права.

Конституционное нормы, составляющие основы для отраслевого регулирования ком-

плекса отечественного транспорта, выступают необходимой предпосылкой формирования и развития транспортного права и определяют его конституционно-правовое основание, его конституционно-правовую базу.

Транспортное право в обеспечении прав человека

Транспортное право, как комплексная отрасль российского права регулирует общественные отношения между самыми разнообразными субъектами. Эти отношения возникают в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса [5. С. 177]. Их субъектами могут быть перевозчики, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели, владельцы транспортной инфраструктуры, другие лица. К субъектам транспортных правоотношений относятся и органы публичной власти, что объясняется тем, что в данной отрасли возникают как имущественные (гражданско-правовые отношения), так и отношения административно-правового характера. Объем и содержание правосубъектности данных лиц существенно различается, имеет свою специфику. Между тем, конституционные права и свободы составляют основу правового статуса любого участника транспортных правоотношений, независимо от особенностей его правосубъектности. Именно Конституция РФ 1993 года впервые закрепила основополагающий принцип, являющийся не только ядром правового статуса личности, но и лежащий в основе деятельности всех органов публичной власти, должностных лиц, предприятий и организаций - это принцип признания прав и свобод человека высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Конституционные права и свободы, согласно ст. 17 Конституции РФ являются неотчуждаемыми, имеют естественный характер происхождения. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим правом в системе конституционных прав и свобод является право на жизнь, с которым непосредственно связано и право на охрану здоровья. В Программе профилактики нарушения обязательных требований Ространс-надзора на 2021 год к наиболее значимым рискам в сфере транспорта относятся риск гибели человека и риск причинения вреда здоровью человека [29]. Следует отметить, что нормами транспортного права обеспечивается право на жизнь всех

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

физических лиц - участников транспортных правоотношений (и пассажиров, и работников транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей, фрахтовщиков, владельцев транспортных организаций и т.п.). Но, безусловно, наиболее многочисленным участником транспортных правоотношений являются пассажиры. Практически каждый человек ежедневно пользуется различными видами транспорта. В условиях мегаполиса только дорога на работу /с работы зачастую требует смены нескольких их видов. Но, к сожалению, транспорт - не только условие мобильности пассажиров. Являясь источником повышенной опасности, любое транспортное средство может создавать угрозу жизни человека (аварии, транспортные происшествия), а также несет риск причинения вреда здоровью человека. Большое количество пассажиров, скопление людей делает транспорт уязвимым для террористических угроз, транспорт зачастую становится объектом преступной деятельности. По данным ГУОБДД МВД РФ за 9 месяцев 2020 г. в результате ДТП погибло 11 тыс. 396 чел., ранено - 134 тыс. 547 чел., при этом 9703 человека погибли из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств [29]. В 2020 году на гражданской воздушной авиации произошло 36 авиа-происше-ствия, в которых погибло 35 человек, травмировано 29 человек. Для сравнения, в 2019 году было 27 авиа-происшествий, в которых погибло 70 человек, травмировано 142 человека [4]. Таким образом, мы видим, что аварийность на воздушном транспорте за год возросла на 33,3 %.

Обеспечение конституционного права человека на жизнь в транспортных правоотношениях связано с созданием условий транспортной безопасности. Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [19], в котором определено, что целями обеспечения транспортной безопасности является не только устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, но также и защита интересов личности в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Конкретные требования по обеспечению безопасности на отдельных видах транспорта, в том числе касающиеся и антитеррористической защищенности объектов, устанавливаются отдельными постановлениями Правительства РФ [20]. Охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов осуществляется также путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Достижению этой цели способствуют нормы Федерального

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Конституционная основа признания прав человека высшей ценностью конкретизирована в ст. 3 данного закона, согласно которой, одним из важнейших принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Нормами транспортного права устанавливаются требования безопасности пассажиров и других лиц - субъектов транспортных правоотношений на отдельных видах транспорта. Так, к примеру, ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает обязанность перевозчиков и владельцев транспортных инфраструктур обеспечивать безопасность перевозок пассажиров. Нормативное обеспечение безопасности на транспорте предполагает закрепление соответствующих мер ответственности. Так, в настоящее время в Уголовном кодексе РФ есть специальная глава «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», в Кодексе об административных правонарушениях РФ ответственность за административные правонарушения на транспорте устанавливаются главой 11.

В условиях развития информационных технологий в науке начинает уделяться внимание проблемам транспортной безопасности в связи с возможностью кибератак на транспортные информационные системы. Любой сбой в функционировании информационных систем в сфере транспорта, будь то система реализации билетов или система управления светофорами и различными информационными табло, информационная система на авиатранспорте либо система управления высокоскоростных поездов, может не просто парализовать транспортную структуру конкретного города, субъекта федерации либо, в целом, России. Вероятность такого сбоя - потенциальная угроза жизни и здоровью многих людей [10. С.45]. В целях установления степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства нормативно определен порядок оценки его уязвимости [24].

Важным значением обладают создаваемые нормами транспортного права дополнительные гарантии реализации конституционного права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также право на свободный въезд в РФ и выезд за ее пределы. Очевидно, что в условиях российской действительности, огромной по площади территории нашего государства данное право может быть

реализовано путем использования гражданами различных видов транспорта. Так, по итогам 2020 года общее число перевезенных железнодорожным транспортом пассажиров составило 869, 4 млн. человек, воздушным транспортом - более 69 млн. человек [4]. В данном контексте нормами транспортного права предусматриваются условия доступности различных видов транспорта.

Транспортная доступность является гарантией реализации ряда иных конституционных прав. Так, транспортная доступность учитывается при создании муниципальных образований и способствует обеспечению права населения на осуществление местного самоуправления. В соответствии с п. 11 ст. 11 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципального округа, городского округа, муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов (поселений), входящих в их состав.

Реализация права на образование (ст. 43 Конституции РФ) и права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) также имеет прямую связь с нормами транспортного права, определяющими условия доступности различных видов транспорта.

Говоря о транспортной доступности как условии реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации особое внимание уделяется правам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Еще в 2012 году Россия ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов» (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006, нормы которой были импле-ментированы в российское транспортное законодательство, стали международной основой развития транспортного права. В частности, в Воздушный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым на перевозчика возлагается ответственность за повреждение либо утрату вспомогательных средств передвижения инвалидов. Согласно ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ [16] авиаперсонал должен оказывать помощь инвалидам в передвижении: помощь в регистрации на рейс, сопровождение при перемещении по зданию аэропорта, помощь в сдаче и получении багажа, предоставление средств передвижения (кресла-коляски), помощь в посадке (высадке) на воздушное судно. Отказ в предоставлении такого рода помощи по причине отсутствия специальных средств не допускается [3. С 197]. На водном транспорте Приказом Минтранса России от

05.05.2012 г. N 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте» установлен порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также оказания им при этом необходимой помощи. Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» гарантии обеспечения инвалидам доступности железнодорожных перевозок закреплены в ст. 80.1.

Нельзя не затронуть еще одно конституционное право - право граждан на информацию. Нормами транспортного права создаются дополнительные гарантии его реализации. К примеру, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [17] закрепляет, что владельцы инфраструктур обязаны предоставлять организациям связи помещения для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи на основании договоров аренды на равных с другими арендаторами условиях. Также в непосредственной близости от вокзалов должны находиться почтовые отделения. Помещения, предназначенные для почтамтов и отделений перевозки почты и размещенные вне зданий вокзалов должны находиться в непосредственной близости от зданий вокзалов.

Отдельно следует сказать о реализации политических прав граждан, основным из которых является право избирать и быть избранным, а также право на участие в референдуме. В Российской Федерации законодательно закреплен принцип всеобщего избирательного права, который предполагает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, может избирать и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. В связи с этим существует необходимость обеспечения возможности проголосовать гражданам, которые в день голосования будут находиться на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, на судах, находящихся в плавании. Нормами избирательного законодательства вокзалы, аэропорты, суда отнесены к местам временного пребывания, на которых законодательно предусмотрено создание избирательных участков по особым правилам, а списки избирателей на них составляются в день голосования [18].

Нормами транспортного права устанавливаются особенности трудовой деятельности работников транспорта, что способствует обеспечению их конституционных прав в сфере трудовых отношений (ст. 36 Конституции РФ). В частности, это нормы об особенностях режима рабочего вре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

мени и времени отдыха, условиях отдыха отдельных категорий работников транспорта (машинистов, водителей, пилотов), условия профессионального отбора работников транспорта, в том числе определения их профессиональной пригодности [16]. Правовое регулирование договорных обязательств в рамках транспортного права, направлено на реализацию не только личных (например, свобода передвижения), но и экономических прав граждан (например, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности).

Огромное значение для развития транспортного права имеют конституционные нормы, устанавливающие пределы ограничения конституционных прав и свобод (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Конституцией определено, что угроза нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц может стать основанием ограничения конституционных прав человека и гражданина. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нормативными актами субъектов РФ в регионах устанавливался особый порядок передвижения граждан и транспортных средств. В целом, в условиях пандемии, наибольшее число ограничительных мер пришлось именно на долю транспорта. Это и меры дезинфекции, и требования использования индивидуальных средств защиты, соблюдения социальной дистанции, внесение изменений в расписание движения транспорта, вплоть до отмены транспортных маршрутов, запрет на деятельность отдельных видов транспорта в период действия карантина [14]. Так, к концу марта 2020 г. стремительное распространение коронавируса по всему миру привело к повсеместному вводу жестких ограничений на международное авиа-сообще-ние вплоть до закрытия государственных границ. В ряде случаев были ограничены или запрещены и внутренние перелеты [11, 6]. В современных условиях продолжения ухудшения ситуацией с коронавирусом можно прогнозировать введение новых ограничительных мер, таких, как отражение в системе бронирования билетов на транспорт информации о вакцинации или медицинском статусе пассажира. Нормы, предусматривающие введение ограничений прав и свобод предусмотрены транспортным законодательством. Так, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ устанавливает, что Правительство РФ при угрозе воз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

никновения чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить плату за проезд пассажира и за провоз его багажа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Публичная власть в реализации внутренней политики в сфере транспорта

Основы внутренней политики государства в сфере транспорта заложены Конституцией Российской Федерации. Так, статья 71 Конституции относит федеральный транспорт к предметам исключительного ведения РФ. Конституция не упоминает о транспорте субъектов РФ и муниципальном транспорте, но исходя из принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции) можно сделать вывод о том, что к ведению субъектов Федерации относится региональный транспорт, к ведению муниципальных образований - муниципальный транспорт. Причем в данном случае речь идет не только о том, какому уровню публичной власти принадлежат те или иные транспортные средства на праве собственности, а скорее о том, что все органы публичной власти так или иначе участвуют в реализации внутренней политики Российской Федерации в сфере транспорта.

Внутренняя политика в сфере транспорта -элемент общей внутренней политики России, реализуемой органами публичной власти. Единую систему публичной власти составляют в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления. В демократическом правовом государстве органы публичной власти выполняют свои функции и полномочия в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.

Будучи элементом внутренней политики государства, политика в сфере транспорта - само по себе сложное политико-правовое явление, включающее в себя политику развития транспортных услуг, политику инновационного развития транспорта, политику транспортной безопасности, политику развития транспортной инфраструктуры. По видам транспорта можно также выделить в общей политике государства политику в сфере автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного

видов транспорта. Учитывая темпы развития космической отрасли и международное сотрудничество, включающее договоры о сотрудничестве в сфере космоса, в том числе о доставке российскими кораблями грузов на космическую орбиту и к космическим кораблям, можно уже говорить о развитии космического транспорта. В СМИ появляются сообщения о научных исследованиях в сфере создания вакуумного транспорта [27]. Общая внутренняя политика в сфере транспорта также включает в себя политику в сфере внутри-российского транспорта и в сфере международного транспорта. Немаловажно выделить в транспортной сфере промышленную, налоговую, правовую политику. Учитывая, что в транспорте трудится порядка 10% трудоспособного населения России [28], немаловажно выделить такое направление, как кадровая политика. Многообразие направлений внутренней политики в сфере транспорта диктует многообразие задач, и прежде всего - задач правового регулирования.

Внутренняя политика в сфере транспорта направлена, прежде всего, на обеспечение конституционных прав человека, в том числе права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу труда. Прямо или косвенно, внутренняя политика государства в сфере транспорта оказывает влияние на пользование такими правами, как право на образование, на охрану здоровья, на здоровую и безопасную окружающую среду. По большому счету, транспорт обеспечивает охрану суверенитета государства, оборонные функции и многое другое.

Современные ученые выделяют экономическое значение транспорта в жизни общества (связь и координация работы всех отраслей экономики); культурное значение (возможность создания и распространения культурных ценностей); социологическое значение (экономия времени, облегчение труда и повышение его производительности, организация досуга), научное значение (потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат), оборонное значение (возможность быстрой передислокации населения, войск, производства) [9. с.8].

Главную роль в реализации внутренней политики государства в сфере транспорта играют органы публичной власти. Ключевое звено публичной власти - федеральные органы государственной власти и иные государственные органы. Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (а значит, и политики в сфере транспорта) Конституция Российской Федерации отводит главе государства - Президенту России.

Федеральное Собрание - парламент России осуществляет законодательную политику. Правовое регулирование в сфере транспорта осуществляется следующими законами: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности»; Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности»; Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Федеральный закон от 13.07.2015 N 221-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также законодательными актами, регулирующими функционирование отдельных видов транспорта, в том числе: Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 08.06.2020) и рядом других законов. Как видим, каждый из этих законов регулирует одну из сторон функционирования транспортного комплекса.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (прежде всего, Министерство транспорта России) осуществляют исполнительно-распорядительную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

деятельность по осуществлению внутренней политики в сфере транспорта. Так, Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [26] конкретизирует основные направления государственной политики в сфере транспорта на период до 2030 года.

Не менее важная роль в реализации транспортной политики принадлежит государственным органам субъектов Российской Федерации. В субъектах РФ принимаются законы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Так, Закон города Москвы от 17.01.2001 N 3 (ред. от 20.02.2019) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» [25] выполняет важную социальную роль по адаптации инвалидов, повышению качества их жизни.

Немаловажные задачи стоят и перед органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ органы местного самоуправления выполняют во взаимодействии с органами государственной власти публичные функции, в том числе участвуют в осуществлении внутренней политики в сфере транспорта. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, муниципального, городского округа; к вопросам местного значения муниципальных районов - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Аналогичные нормы действуют и в отношении других видов муниципальных образований, находят отражение в уставах муниципальных образований, иных муниципальных правовых актах.

Успешная реализации внутренней политики в сфере транспорта возможна лишь при наличии должного правового регулирования, учитывающего как общие принципы транспортной политики, так и особенности ее реализации по отдельным направлениям, по видам транспорта, по регионам.

Братановский С.Н. и Остапец О.Г. формулируют следующие принципы государственной политики в сфере транспорта России: а) непосредственная связь транспортной инфраструк-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

туры с политической ориентацией государства; б) органичная связь перевозки пассажиров и грузов с другими видами услуг; в) тесная связь транспорта с другими отраслями экономики; г) активное взаимодействие с производственной практикой и наукой; д) нормативное обеспечение инновационного процесса. Принципы, по мнению указанных ученых, должны отражать специфические особенности транспортного комплекса как объекта государственного регулирования, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе [1. с.4].

Соглашаясь в целом с подбором принципов государственной политики РФ в сфере транспорта, следует добавить к ним принципы, вытекающие из конституционных норм.

Выводы.

Конституционными основами транспортного права могут стать объединенные в следующие блоки нормы, устанавливающие основы регулирования:

1) отношений внутри самого комплекса отечественного транспорта, его видов и взаимоотношения между ними, а также взаимодействие в трехуровневой системе; деятельность в нем по инвестированию и цифровизации, безопасности и т.д.;

2) отношений предприятий и организаций

комплекса отечественного транспорта с внешней средой, под которой понимаются его поставщики и потребители, финансово-кредитные и другие организации, составляющие инфраструктуру рынка, - определяющие место транспорта в системе конституционной экономики; отношения в сфере общественного контроля;

3) отношений между органами публичной власти и предприятиями, организациями комплекса отечественного транспорта по регулированию его деятельности, оказанию публичных услуг, качеству и безопасности, т.д.

В структуре последнего блока можно выделить следующие элементы:

конституционные основы государственной политики в сфере транспорта, основы отраслевого правового регулирования; конституционно-правовые основы взаимодействия государства, гражданского общества и личности в сфере транспорта (в том числе правовой статус человека, индивидуальные и коллективные права); компетенция органов публичной власти в сфере транспорта (в том числе основы государственного, муниципального и общественного контроля, юридической ответственности), формы взаимодействия.

В научно-учебной литературе по транспортному праву характеристика конституционных основ данной комплексной отрасли, как правило,

ограничивается анализом предметов ведения Российской Федерации в области транспорта и путей сообщения, а также конституционно закрепленных принципов верховенства Конституции РФ, свободного перемещения товаров и услуг [5,12,13]. Представляется, что необходим более основательный подход к пониманию значения конституционных основ и, прежде всего, это касается такой сферы, как обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина нормами транспортного права.

Предлагается к принципам государственной политики РФ в сфере транспорта, добавить принцип взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и принцип системного правового регулирования транспортной сферы (указанные выше авторы уделяют внимание лишь нормативному обеспечению инновационного процесса, что сужает подходы к правовой политике в транспортной сфере). Данные принципы должны найти нормативное закрепление в правовом акте, регулирующем политику органов публичной власти в сфере транспорта и относиться ко всем видам транспорта. Представляется целесообразным принять единый нормативный правовой акт под условным названием «Основы законодательства Российской Федерации в сфере транспорта, который будет включать общие принципы внутренней политики РФ в сфере транспорта, особенности правового регулирования отношений применительно к разным видам транспорта, пределы регулирования отношений в данной сфере для регионального законодателя, муниципальных образований. Это придаст правовому регулированию в этой важнейшей сфере российской экономики системность, упорядоченность, согласованность, что непременно сыграет положительную роль в реализации внутренней политики России в сфере транспорта.

Список литературы:

[1] Братановский С.Н., Остапец О.Г. Концептуальные подходы к понятию принципов государственной политики в сфере транспортного комплекса России // Транспортное право. 2017. N 2. С. 3 - 6.

[2] Гошуляк В.В., Комарова В.В., Феоктистов Д.Е., Синцов Г.В. Конституционная экономика и стабильность развития экономических отношений. Constitutional Economies and Stability of Development of Economie Relations (Статья) // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 32nd the International Business Information Management Conference (Spain, Seville, 15-16 November 2018). - Seville: International

Business Information Management Association, 2018. -P. 1552-1556.

[3] Дадашева Р.А. Влияние норм международного права на содержание и развитие российского законодательства в сфере деятельности по защите прав человека и гражданина // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - N 1. - С. 193 - 202.

[4] Доклад об итогах профилактической работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за 2020 год // https://rostransnadzor.gov. ru/deyatel-nost/profilaktika-narushenij

[5] Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 8-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2015. - 736 с.

[6] Как пандемия изменила российский рынок авиатранспортных услуг. Авиатранспортное обозрение // http://www.ato.ru/content/kak-pandemiya-izmenila-rossiyskiy-rynok-aviatransportnyh-uslug

[7] Комарова В.В. Правовое закрепление конституционной экономики в современной России: опыт сравнительного исследования. Ежегодник Конституционной Экономики. 2018 / Отв. ред. С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, В.В. Комарова. -М. : ЛУМ, 2018. - С. 105-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Комарова В., Смирнова Т., Яхина О. Регламентация муниципальных услуг как способ противодействия коррупции. Valentina Komarova, Olga Yakhina, Tatiana Smirnova. Regulation of Municipal Services as a Way of Combating Corruption // 30th IBIMA Conference Proceedings (2017 - Volume II) (1).pdf (194.9 Мб) с. 5843-5846.

[9] Майборода М. Е., Беднарский В. В. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие — Изд. 2-е. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 442 с. - С. 8 - 10.

[10] Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности в условиях развития информационных технологий // Административное и муниципальное право. - 2012. - N 9. - С. 44 -48.

[11] Ползикова Е. В., Юрченко А.А. Анализ влияния пандемии на сферу авиаперевозок и туризм в России // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2020. - №2. - С. 98-103.

[12] Транспортное право: учебное пособие / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. -Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016. - С. 35-36.

[13] Транспортное право. Общая часть: учебник / отв. ред. Н. А. Духно, А. И. Землин. — М. : Юридический институт МИИТа, 2017. С. 41-42.

[14] Транспортная сфера в контексте COVID -19. Дайджест департамента международного и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

регионального сотрудничества // https://ach.gov.ru/ upload/pdf/Covid-19-transport.pdf

[15] Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ // http://pravo.gov.ru

[16] Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

[17] Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru

[18] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru

[19] Федеральный закон от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 12.02.2007. N 7. Ст. 837

[20] Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. N 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства». // http://www.pravo.gov.ru

[21] Постановление Правительства РФ от 10.12.2020 г. N 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» // http://www.pravo. gov.ru

[22] Приказ Министерства транспорта РФ от 24 декабря 2020 г. № ВБ-908фс "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта" // http:// www.pravo.gov.ru.

[23] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 6 марта 2013 г. N 74 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности» // «Российская газета», N 154, 17.07.2013.

[24] Приказ Министерства транспорта РФ от 12 апреля 2010 г. N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // http://www. pravo.gov.ru

[25] Закон города Москвы от 17.01.2001 N 3 (ред. от 20.02.2019) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»// Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru - 23. 06.2021.

[26] Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ», 15.12.2008, N 50, ст. 5977; 29.12.2008, N 52 (ч. 2).

[27] https://invlab.ru/texnologii/vakuumnyy-poezd-hyperloop/ - 23.06.2021

[28] https://gruzoved. com/blog/post/mesto-transporta-v-ekonomike-rossii/ - 23.06.2021

[29] file:///C:/Users/Sony/Downloads/Профам-мы+профилактики+нарушений+обязательных+-требований+Ространснадзора+на+2021+год^Т

Spisok literatury:

[1] Bratanovskij S.N., Ostapec O.G. Konceptual'nye podhody k ponyatiyu principov gosudarstvennoj politiki v sfere transportnogo kompl-eksa Rossii // Transportnoe pravo. 2017. N 2. S. 3 - 6.

[2] Goshulyak V.V., Komarova V.V., Feoktistov D.E., Sincov G.V. Konstitucionnaya ekonomika i sta-bil'nost' razvitiya ekonomicheskih otnoshenij. Constitutional Economics and Stability of Development of Economic Relations (Stat'ya) // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 32nd the International Business Information Management Conference (Spain, Seville, 15-16 November 2018). - Seville: International Business Information Management Association, 2018. -P. 1552-1556.

[3] Dadasheva R.A. Vliyanie norm mezhdunar-odnogo prava na soderzhanie i razvitie rossijskogo zakonodatel'stva v sfere deyatel'nosti po zashchite prav cheloveka i grazhdanina // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2017. - N 1. - S. 193 - 202.

[4] Doklad ob itogah profilakticheskoj raboty Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere transporta za 2020 god // https://rostransnadzor.gov.ru/deya-tel-nost/profilaktika-narushenij

[5] Egiazarov V.A. Transportnoe pravo: ucheb-nik. 8-e izd., dop. i pererab. - M.: Yusticinform, 2015. - 736 s.

[6] Kak pandemiya izmenila rossijskij rynok avi-atransportnyh uslug. Aviatransportnoe obozrenie // http://www.ato.ru/content/kak-pandemiya-izme-nila-rossiyskiy-rynok-aviatransportnyh-uslug

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

[7] Komarova V.V. Pravovoe zakreplenie kon-stitucionnoj ekonomiki v sovremennoj Rossii: opyt sravnitel'nogo issledovaniya. Ezhegodnik Kon-stitucionnoj Ekonomiki. 2018 / Otv. red. S.A. Avak'yan, P.D. Barenbojm, V.V. Komarova. - M. : LUM, 2018. -S. 105-106.

[8] Komarova V., Smirnova T., YAhina O. Regla-mentaciya municipal'nyh uslug kak sposob protivode-jstviya korrupcii. Valentina Komarova, Olga Yakhina, Tatiana Smirnova. Regulation of Municipal Services as a Way of Combating Corruption // 30th IBIMA Conference Proceedings (2017 - Volume II) (1).pdf (194.9 Mb) s. 5843-5846.

[9] Majboroda M. E., Bednarskij V. V. Gruzovye avtomobil'nye perevozki. Uchebnoe posobie — Izd. 2-e. — Rostov na Donu: Feniks, 2008. — 442 s. - S. 8 - 10.

[10] Motin V.V. Problemy obespecheniya trans-portnoj bezopasnosti v usloviyah razvitiya informa-cionnyh tekhnologij // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. - 2012. - N 9. - S. 44 - 48.

[11] Polzikova E. V., Yurchenko A.A. Analiz vli-yaniya pandemii na sferu aviaperevozok i turizm v Rossii // Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. - 2020. - №2. - S. 98-103.

[12] Transportnoe pravo: uchebnoe posobie / YUzhno-Rossijskij gosudarstvennyj politekhnicheskij universitet (NPI) imeni M.I. Platova. - Novocherkassk: YURGPU (NPI), 2016. - S. 35-36.

[13] Transportnoe pravo. Obshchaya chast': uchebnik / otv. red. N. A. Duhno, A. I. Zemlin. — M. : YUridicheskij institut MIITa, 2017. S. 41-42.

[14] Transportnaya sfera v kontekste COVID -19. Dajdzhest departamenta mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva // https://ach.gov.ru/ upload/pdf/Covid-19-transport.pdf

[15] Kodeks torgovogo moreplavaniya RF [ot 30.04.1999 № 81-FZ // http://pravo.gov.ru

[16] Vozdushnyj kodeks RF ot 19 marta 1997 g. N 60-FZ // SZ RF. 1997. N 12. St. 1383.

[17] Federal'nyj zakon ot 10.01.2003 N 18-FZ «Ustav zheleznodorozhnogo transporta Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii http://www.pravo.gov.ru

[18] Federal'nyj zakon ot 12.06.2002 N 67-FZ «Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» // http://pravo.gov.ru

[19] Federal'nyj zakon ot 09.02.2007 g. N 16-FZ «O transportnoj bezopasnosti» // SZ RF. 12.02.2007. N 7. St. 837

[20] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2020 g. N 2201 «Ob utverzhdenii trebovanij po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti, v tom

chisle trebovanij k antiterroristicheskoj zashchish-chennosti ob»ektov (territorij), uchityvayushchih urovni bezopasnosti dlya razlichnyh kategorij ob»ek-tov transportnoj infrastruktury dorozhnogo hozya-jstva». // http://www.pravo.gov.ru

[21] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.12.2020 g. N 2070 «Ob utverzhdenii trebovanij po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti, v tom chisle trebovanij k antiterroristicheskoj zashchish-chennosti ob»ektov (territorij), uchityvayushchih urovni bezopasnosti dlya ob»ektov transportnoj infrastruktury dorozhnogo hozyajstva, ne podlezhashchih kategorirovaniyu» // http://www.pravo.gov.ru

[22] Prikaz Ministerstva transporta RF ot 24 dekabrya 2020 g. № VB-908fs "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere transporta predostavleniya gosu-darstvennoj uslugi po vydache zaklyucheniya, udos-toveryayushchego vypolnenie uslovij registracii ostanovochnyh punktov v reestre ostanovochnyh punktov po mezhregional'nym marshrutam regul-yarnyh perevozok, ustanovlennyh v otnoshenii ostanovochnogo punkta" // http://www.pravo.gov.ru.

[23] Prikaz Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii (Mintrans Rossii) ot 6 marta 2013 g. N 74 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Fed-eral'nogo agentstva zheleznodorozhnogo transporta predostavleniya gosudarstvennoj uslugi po utverzh-deniyu planov obespecheniya transportnoj bezopasnosti ob»ektov transportnoj infrastruktury i transport-nyh sredstv v ustanovlennoj sfere deyatel'nosti» // «Rossijskaya gazeta», N 154, 17.07.2013.

[24] Prikaz Ministerstva transporta RF ot 12 aprelya 2010 g. N 87 «O poryadke provedeniya ocenki uyazvimosti ob»ektov transportnoj infrastruktury i transportnyh sredstv» // http://www.pravo.gov.ru

[25] Zakon goroda Moskvy ot 17.01.2001 N 3 (red. ot 20.02.2019) «Ob obespechenii besprepyatst-vennogo dostupa invalidov i inyh malomobil'nyh grazhdan k ob»ektam social'noj, transportnoj i inzhen-ernoj infrastruktur goroda Moskvy»// Oficial'nyj portal Mera i Pravitel'stva Moskvy http://www.mos.ru - 23. 06.2021.

[26] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2008 N 1734-r (red. ot 12.05.2018) «O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii» // SZ RF», 15.12.2008, N 50, st. 5977; 29.12.2008, N 52 (ch. 2).

[27] https://invlab.ru/texnologii/vakuum-nyy-poezd-hyperloop/ - 23.06.2021

[28] https://gruzoved.com/blog/post/mes-to-transporta-v-ekonomike-rossii/ - 23.06.2021

[29] file:///C:/Users/Sony/Downloads/Program-my+profilaktiki+narushenij+obyazatel'nyh+trebovani-j+Rostransnadzora+na+2021+god.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.