I
SCIENCE TIME
I
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН
Бердимуратова Гулназ Мурат кызы, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Республика Каракалпакстан, г. Нукус
E-mail: berdimuratovagulnaz91@gmail.com
Аннотация. В статье предлагается общий обзор этапа развития судебной системы, рассмотрены правовые основы судебной власти Республики Каракалпакстан. Судебно-правовая реформа является стратегически важной задачей государственного реформирования. Осуществляемая в нашей стране реформа судебной системы - это неотъемлемая часть процесса становления правового государства и гражданского общества.
Ключевые слова: конституция, реформа, судебная система, справедливость, правосудие, разделение власти, узбекская модель, общество, стратегическая задача, государство.
Одной из главных задач нашего государства на сегодняшний день стало осуществление судебных реформ в целях создания независимой, сильной, авторитетной судебной власти. Судебная реформа, проводимая и пока не завершенная в нашей республике, обострила наш научный интерес к основным этапам реформирования этой системы.
С обретением независимости Республикой Узбекистан начался процесс становления и развития Узбекистана и входящего в его состав суверенного Каракалпакстана как демократического правового государства, обеспечивающего защиту прав и свобод человека, охрану законных интересов личности. Первый Президент Узбекистана И.А.Каримов, выступая на десятой сессии Верховного Совета Республики Узбекистана, отметил: что «в национальном государственном устройстве Республики Узбекистан власть является триединой - это законодательная, исполнительная и судебная власть. Без этого немыслимо построение правового государства»
Этот принцип был закреплен в Конституции Республики Узбекистан (статья 11) и Конституции суверенной Республики Каракалпакстан (статья 11). В этом основном законе впервые была провозглашена структура разделения власти. Так,
1 SCIENCE TIME 1
например, «система государственной власти Республики Каракалпакстан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную». Особое место в этой системе занимает судебная власть, как третья самостоятельная и независимая ветвь власти, свободная от политических амбиций и какого-либо влияния, выполняющая государственную функцию защиты прав и свобод человека, призванная обеспечивать справедливость правосудия в обществе, гарантировать и защищать права, свободы и законные интересы граждан.
В любом демократическом государстве судебная власть является гарантом эффективного функционирования системы сдержек и противовесом, так как основной формой защиты прав человека во всем мире считается судебная защита.
Судебно-правовая реформа является стратегически важной задачей государственного реформирования. Осуществляемая в нашей республике реформа судебной системы - это неотъемлемая часть процесса становления правового государства и гражданского общества. Вследствие этого в настоящее время важной проблемой является создание наиболее эффективных условии и возможности для полноценной реализации прав и свобод человека, а без независимой демократичной судебно-правовой системы, эту сложную задачу решить практически невозможно.
Особое значение это стало приобретать после отказа от административно-командной и планово-распределительной системы управления. Выбор собственной «узбекской модели» развития, продвижения по пути строительства открытого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, формирования гражданского общества дало новые импульсы в «обеспечение верховенства закона, укрепление законности, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства».
Для достижения этой цели судебно-правовая сфера требовала глубоко осмысленных и кардинальных преобразований, реформирования, что и было предпринято. Сегодня судебно-правовая система коренным образом реформирована, осуществлена широкомасштабная работа по обеспечению реальной независимости судебной власти. Первый Президент Узбекистана И.А.Каримов в своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» особо выделил, что «одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надежную защиту прав и интересов личности, говоря коротко, формирование правового государства и правосознания людей». Именно поэтому с первых же лет достижения независимости этому направлению реформирования уделяется особое внимание.
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития
1 SCIENCE TIME 1
государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни: Утверждена разработанная по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Согласно стратегическим задачам преобразование в судебной системе являются:
- обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;
- совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства;
- повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений;
- полная реализация принципа состязательности в судебном процессе;
- совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.
По инициативе Президента Узбекистана в нашей республике поэтапно и последовательно осуществляются широкомасштабные работы по реформированию и либерализации судебно-правовой системы, обеспечению реальной независимости судебной власти и проводимые в судебной системе реформы, которые направлены на обеспечение гарантированной защиты прав, свобод и законных интересов каждого человека, последовательное внедрение в жизнь принципа верховенства закона, равенства граждан перед ним. Подлинной независимости судов, усиления их роли в построении демократического правового государства, сильного гражданского общества дают весомые результаты.
Так, например, судебная власть в Каракалпакстане занимает свое достойное место в системе разделения властей и выступает важным фактором правового развития общества. Повышение эффективности правосудия является одним из важнейших условий проведения демократических преобразований нашей республики. Вследствие чего осуществляемая в стране судебно-правовая реформа, направлена на расширение роли и независимости судебной власти, что, в свою очередь, служит усилению гарантий защиты прав, законных интересов и свобод граждан и общества в целом. За период независимости судебная власть полностью утвердилась как единая система. Она обеспечивает верховенство закона и защиту прав, свобод и интересов человека в обществе. Судебно-правовая система является одной из сфер, которая подвергалась коренному реформированию и демократизации. Объясняется это тем, что без новой, независимой, демократичной судебно-правовой системы невозможно и полноценное функционирование социальной, экономической и духовной жизни государства.
1 SCIENCE TIME 1
Литература:
1. Каримов И.А. Избранный нами путь - это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. - Ташкент: Узбекистан, 2003. Том 11. -С. 100-101.
2. Конституция Республики Каракалпакстан. - Нукус, Изд. «Каракалпакстан», 2006. - С. 90-91.
3. Каримов И.А. Справедливость в приоритете закона. Доклад на VI сессии Олий Мажилиса Республики Узбекистан второго созыва, 29-августа 2001 г. // За безопасность и мир надо бороться. - Ташкент: Узбекистон, 2002. - Том 10. - С. 22.
4. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажилиса Республики Узбекистан, 12 ноября 2010 г. / Народное слово 13 ноября 2010 года, № 220 (5105).
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» от 7 февраля 2017 г.
»
9