Научная статья на тему 'Конституционные основы антирелигиозной политики советского государства: 1918-1937 гг'

Конституционные основы антирелигиозной политики советского государства: 1918-1937 гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
418
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / РСФСР / RSFSR / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-RELIGIOUS POLICY / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуйкина Елена Юрьевна

В публикации представлен сравнительный анализ статей трех конституций РСФСР, регулировавших взаимоотношения церкви и государства в период наиболее активного гонения на Русскую православную церковь, с 1918 по 1937 г. Данный подход позволил проследить правоприменительную практику конституционных норм в их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional foundations of anti-religious policy of the Soviet state. 1918-1937

The publication presents a comparative analysis of articles of the three Constitutions of the RSFSR, regulating the Church and state relationship, in the most active period of persecution against the Russian orthodox Church from 1918 to 1937. That approach allowed tracing the law enforcement practice of the constitutional norms in their development.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы антирелигиозной политики советского государства: 1918-1937 гг»

УДК 342.4+271.2

БОТ: 10.28995/2073-6355-2018-4-17-23

Е.Ю. Нуйкина

Конституционные основы антирелигиозной политики советского государства: 1918-1937 гг.

В публикации представлен сравнительный анализ статей трех конституций РСФСР, регулировавших взаимоотношения церкви и государства в период наиболее активного гонения на Русскую православную церковь, с 1918 по 1937 г. Данный подход позволил проследить правоприменительную практику конституционных норм в их развитии.

Ключевые слова: Конституция, РСФСР, антирелигиозная политика, духовенство.

Правовые основы антирелигиозной политики, проводимой советским государством, в отечественной историографии все еще не получили достаточного освещения. Не проведено комплексного выявления и систематизации нормативных правовых актов и циркуляров, регулирующих вопросы церкви, духовенства, верующих. Актуальность проблемы во многом обусловлена тем, что большинство нормативных актов по религиозной политике не публиковалось в печати и сборниках правительственных постановлений, что осложняет анализ соответствия проводимой антирелигиозной политики правовому законодательству.

Статья посвящена анализу конституционных норм, действовавших в период 1918-1937 гг. в Российской Федерации, как основных «инструментов управления масштабными социальными трансформациями»1.

Сравнительный анализ трех конституций, действовавших в период наиболее активного гонения на церковь, с 1918 по 1937 г., показал следующее.

В Конституции (Основной закон) РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.2 и провозгласившей

© Нуйкина Е.Ю., 2018

диктатуру «городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти»3, вопросы взаимоотношений с церковью регулировались ст. 13, 23 и 65.

Ст. 13 устанавливала, что в «целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В основу этой статьи были положены п.1 и 9 Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.4 Таким образом, мы видим, что Конституция 1918 г. предоставила гражданам Российской Федерации права свободы совести и свободы как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды.

В Конституции 1918 г. мы не находим прямого ответа на вопрос, кто является гражданином Российской Федерации. Однако в ст. 23, 64, 65 Конституции содержатся установления, касающиеся групп населения, не подпадающих под права гражданства. Ст. 23 гласила: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»5. В ст. 64 и 65 Конституции РСФСР четко выделены группы населения, наделенные и лишенные избирательных прав. К категории лиц, которые «не избирают и не могут быть избранными» были отнесены: «а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов (курсив мой. - Е. Н.); д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором6».

Согласно ст. 10 Конституции устанавливалось, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России (курсив мой. - Е. Н.)», согласно ст. 18, труд признавался «обязанностью всех граждан Республики». Таким образом, категории лиц, лишенные избирательных прав (ст. 64 и 65) согласно Конституция 1918 г. не наделялись правами гражданства.

Конституция РСФСР 1925 г.7, утвержденная постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г.8, вопросы свободы совести раскрывала в ст. 4, где полностью повторяла вышеприведенную формулировку ст. 13 Конституции 1918 г.

Однако начиная с 1929 г. наблюдаются серьезные изменения в государственной церковной политике в сторону ужесточения, тенденция, которая сохранится на протяжении десятилетий.

В январе 1929 г. принимается постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы», во исполнение которого вносятся следующие изменения в ст. 4 и 12 Конституции РСФСР 1925 г.

В ст. 4 слова: «а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» заменяются словами: «а свобода религиозных убеждений и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

В ст. 12 слова: «подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения» заменяются словами: «подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность»9. Внесение данных изменений сопровождалось серьезными дискуссиями.

На первом заседании XIV Всероссийского съезда Советов 10 мая 1929 г. председатель СНК А.И. Рыков, комментируя внесение изменений в ст. 4 Конституции, пояснял, что «мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не только не собираемся применять против религии принудительных административных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий. Борьба с религиозным дурманом может быть успешной только в том случае, если она связана с подъемом массовых сил, с глубоким проникновением в массы научных знаний и с изменением культурного быта»10. Некоторым делегатам съезда такая позиция показалась слишком мягкой, высказывались пожелания «религиозную дурь... выжечь каленым железом»11 или: «нужно ударить покрепче по этому дурману и стегнуть его получше»12. Однако А.И. Рыков настаивал на том, что «конституция дает свободу исповедания религии и что административные меры борьбы с исповеданием религии, меры борьбы, не связанные с массовым культурным подъемом, приносят вред», поскольку указанные методы «по отношению к значительным группам трудящегося населения едва ли уместны»13.

Вносимая поправка в ст. 4 объяснялась целью «ограничения распространения религиозных предрассудков, путем пропаганды, используемой весьма часто в контрреволюционных целях»14. Относительно ст. 12 указывалось, что «предлагаемая поправка

раскрывает основной смысл и содержание этой статьи и вносится в целях недопущения использования права убежища контрреволюционными элементами»15. Данные поправки были приняты XIV Всероссийским съездом Советов 17 мая 1929 г.16

По разъяснению Н.М. Орлеанского, статья которого была опубликована в журнале «Безбожник» в 1930 г., отныне «деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою самих верующих и рассматривается как тесно связанная с отправлением религиозного культа той или иной терпимой в нашем государстве религии. Привлечение же новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии... каковая деятельность несомненно вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием "свобода религиозных исповеданий''»17.

Несмотря на заявленное желание Председателя СНК избегать ссор на религиозной почве с середняцкими и бедняцкими группами, потому как - по словам А.И. Рыкова - это «вовсе не с руки», начиная с 1929 г. начались повсеместное закрытие церквей и аресты священства, что приводило к массовым выступлениям крестьян на селе18.

Что касается лишения «отдельных лиц и отдельные группы прав», то эта позиция осталась без изменений и была закреплена в ст. 14. Однако в ст. 69, где по аналогии со ст. 65 Конституции 1918 г. определялись категории лиц, которые не избирают и не могут быть избранными, относительно представителей церкви содержалось следующее уточнение: «Монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков, для которых это занятие является профессией (курсив мой. - Е. Н.)»19. На том же заседании XIV Всероссийского Съезда Советов указывалось, что данная поправка носит чисто редакционный характер и «по существу ничего не изменяется»20.

В январе 1937 г., в соответствии с ранее принятой в 1936 г. Конституцией СССР постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов была утверждена новая Конституция РСФСР.

М.И. Калинин в своей речи на этом съезде при рассмотрении вопроса о принятии текста новой Конституции отметил, что в ней, как в зеркале, отражается «жизнь народов нашей страны», а также то, что в результате «беспощадной борьбы» была уничтожена эксплуатация человека человеком и как результат - утвержден социализм как «незыблемая основа хозяйственной и политической жизни». Таким образом, обозначен новый этап, когда

социалистическое общество «в основном построили»21. Совершенно очевидно, что в подтексте это означало, что и с религией как пережитком прошлого, несовместимым с победившим социализмом, покончено.

Данный вывод находит свое подтверждение в докладе И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. Касаясь поправок к Конституции СССР, которые предлагали запретить отправление религиозных обрядов, а также ограничить или лишить избирательных прав служителей культа наряду с белогвардейцами, бывшими людьми и лицами, занимающимися бесполезным трудом, И.В. Сталин отметил, что они должны быть отвергнуты, поскольку за истекший период «эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу»22.

Было провозглашено всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании (ст. 138). Согласно ст. 139 Конституции РСФСР выборы депутатов объявлялись всеобщими: «все граждане РСФСР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». К категории лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав, относилось по существу все духовенство, поскольку практически все лица духовного звания неоднократно подвергались арестам, которые принимали массовый характер в 1922-1924 и 1929-1932 гг.23 Таким образом, ко времени выхода Конституции РСФСР служители церкви фактически не могли воспользоваться этим правом, поскольку подавляющее большинство было осуждено и лишено избирательного права.

Обратим внимание на то, что в предыдущих двух Конституциях РСФСР вопрос об отделении церкви от государства и школы от церкви входил в первые разделы, касающиеся общих положений. В Конституции РСФСР 1937 г. этот вопрос освещается в главе XI «Основные права и обязанности граждан»: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» (ст. 128). С одной стороны, эта формулировка предполагала продолжение идей, заложенных в 1929 г., и не предполагала возможности открытой проповеди. С другой - определяла конституционное требование к атеистическому мировоззрению граждан страны, наделяя их правами антирелигиозной пропаганды.

Таким образом, все конституции РСФСР, действовавшие в Советской России в период 1918-1937 гг., законодательно развивали и ужесточали антирелигиозную направленность государственной политики, нормативно закрепив практику лишения избирательных прав и гражданства лиц духовного звания по суду или на основе их профессионального служения, не признаваемого трудовой деятельностью.

Примечания

1 Шахрай С.М. О конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических трансформаций. М.: Наука, 2013. С. 4.

2 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

3 Там же. Ст. 9.

4 Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 20 января 1918 г. // Собр. узак. 1918. № 18. Ст. 263.

5 Собр. узак. 1918. № 51. Ст. 582. Ст. 23.

6 Там же. Ст. 65.

7 В данной статье рассматриваются Конституции РСФСР 1925 и 1937 гг. Это обусловлено тем, что принятая в 1924 г. в окончательной редакции II съездом Советов СССР Конституция СССР была посвящена системе взаимодействия высших и региональных государственных органов образуемого союзного государства. Статья 5 устанавливала, что «союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции», в связи с чем в 1925 г. была принята Конституция РСФСР, где уже и были прописаны права и обязанности граждан. То же касается Конституции РСФСР 1937 г. принятой годом позже Конституции СССР 1936 г.

8 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

9 Цит. по: ОдинцовМ.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994. С. 74-75.

10 Бюллетень № 1: XIV Всероссийский съезд Советов: Заседание первое, вечернее, 10 мая 1929 г. // РСФСР. Съезд Советов (14; 1929; Москва). XIV Всероссийский съезд Советов: [10-18 мая 1929 г., г. Москва]: стенографический отчет: бюллетени № 1-18. М. : ВЦИК, 1929. С. 16-17.

11 Там же. Бюллетень № 2. Заседание второе, утреннее, 11 мая 1929 г. С. 10.

12 Там же. С. 25

13 Там же. Бюллетень № 4. Заседание третье, утреннее, 11 мая 1929 г. С. 13.

14 Там же. Бюллетень № 16. Заседание тринадцатое, утреннее, 17 мая 1929 г. С. 45.

15 Там же.

16 Там же. С. 55.

17 Орлеанский Н.М. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М.: Безбожник, 1930. Цит. по: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. [Электронный ресурс] URL: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf (дата обращения: 15.12.2016).

18 Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную церковь в советский период // Россия Православная. 2005. № 7. С. 100; Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. С. 418-421.

19 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218. Ст. 69.

20 Бюллетень №16. Заседание тринадцатое, 17 мая 1929 г. С. 53.

21 XVII Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов. Заседание первое вечернее от 15 января 1937 г.: М.И. Калинин о проекте Конституции РСФСР // Бюллетень № 1. С. 22-24.

22 Сталин И.В. Соч.: В 18 т. Т. 14. М.: Писатель, 1997. С. 119-147 [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. URL. http://grachev62.narod.ru/stalin/ t14/t14_40.htm (дата обращения: 10.11.2016).

23 Дамаскин (Орловский), игум. Дела по обвинению духовенства и верующих Московской епархии в архивном фонде УКГБ по г. Москве и Московской области // Отечественные архивы. 2012. № 1. С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.