УДК 342.4+271.2
БОТ: 10.28995/2073-6355-2018-4-17-23
Е.Ю. Нуйкина
Конституционные основы антирелигиозной политики советского государства: 1918-1937 гг.
В публикации представлен сравнительный анализ статей трех конституций РСФСР, регулировавших взаимоотношения церкви и государства в период наиболее активного гонения на Русскую православную церковь, с 1918 по 1937 г. Данный подход позволил проследить правоприменительную практику конституционных норм в их развитии.
Ключевые слова: Конституция, РСФСР, антирелигиозная политика, духовенство.
Правовые основы антирелигиозной политики, проводимой советским государством, в отечественной историографии все еще не получили достаточного освещения. Не проведено комплексного выявления и систематизации нормативных правовых актов и циркуляров, регулирующих вопросы церкви, духовенства, верующих. Актуальность проблемы во многом обусловлена тем, что большинство нормативных актов по религиозной политике не публиковалось в печати и сборниках правительственных постановлений, что осложняет анализ соответствия проводимой антирелигиозной политики правовому законодательству.
Статья посвящена анализу конституционных норм, действовавших в период 1918-1937 гг. в Российской Федерации, как основных «инструментов управления масштабными социальными трансформациями»1.
Сравнительный анализ трех конституций, действовавших в период наиболее активного гонения на церковь, с 1918 по 1937 г., показал следующее.
В Конституции (Основной закон) РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.2 и провозгласившей
© Нуйкина Е.Ю., 2018
диктатуру «городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти»3, вопросы взаимоотношений с церковью регулировались ст. 13, 23 и 65.
Ст. 13 устанавливала, что в «целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В основу этой статьи были положены п.1 и 9 Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.4 Таким образом, мы видим, что Конституция 1918 г. предоставила гражданам Российской Федерации права свободы совести и свободы как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды.
В Конституции 1918 г. мы не находим прямого ответа на вопрос, кто является гражданином Российской Федерации. Однако в ст. 23, 64, 65 Конституции содержатся установления, касающиеся групп населения, не подпадающих под права гражданства. Ст. 23 гласила: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»5. В ст. 64 и 65 Конституции РСФСР четко выделены группы населения, наделенные и лишенные избирательных прав. К категории лиц, которые «не избирают и не могут быть избранными» были отнесены: «а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов (курсив мой. - Е. Н.); д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором6».
Согласно ст. 10 Конституции устанавливалось, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России (курсив мой. - Е. Н.)», согласно ст. 18, труд признавался «обязанностью всех граждан Республики». Таким образом, категории лиц, лишенные избирательных прав (ст. 64 и 65) согласно Конституция 1918 г. не наделялись правами гражданства.
Конституция РСФСР 1925 г.7, утвержденная постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г.8, вопросы свободы совести раскрывала в ст. 4, где полностью повторяла вышеприведенную формулировку ст. 13 Конституции 1918 г.
Однако начиная с 1929 г. наблюдаются серьезные изменения в государственной церковной политике в сторону ужесточения, тенденция, которая сохранится на протяжении десятилетий.
В январе 1929 г. принимается постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы», во исполнение которого вносятся следующие изменения в ст. 4 и 12 Конституции РСФСР 1925 г.
В ст. 4 слова: «а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» заменяются словами: «а свобода религиозных убеждений и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
В ст. 12 слова: «подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения» заменяются словами: «подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность»9. Внесение данных изменений сопровождалось серьезными дискуссиями.
На первом заседании XIV Всероссийского съезда Советов 10 мая 1929 г. председатель СНК А.И. Рыков, комментируя внесение изменений в ст. 4 Конституции, пояснял, что «мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не только не собираемся применять против религии принудительных административных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий. Борьба с религиозным дурманом может быть успешной только в том случае, если она связана с подъемом массовых сил, с глубоким проникновением в массы научных знаний и с изменением культурного быта»10. Некоторым делегатам съезда такая позиция показалась слишком мягкой, высказывались пожелания «религиозную дурь... выжечь каленым железом»11 или: «нужно ударить покрепче по этому дурману и стегнуть его получше»12. Однако А.И. Рыков настаивал на том, что «конституция дает свободу исповедания религии и что административные меры борьбы с исповеданием религии, меры борьбы, не связанные с массовым культурным подъемом, приносят вред», поскольку указанные методы «по отношению к значительным группам трудящегося населения едва ли уместны»13.
Вносимая поправка в ст. 4 объяснялась целью «ограничения распространения религиозных предрассудков, путем пропаганды, используемой весьма часто в контрреволюционных целях»14. Относительно ст. 12 указывалось, что «предлагаемая поправка
раскрывает основной смысл и содержание этой статьи и вносится в целях недопущения использования права убежища контрреволюционными элементами»15. Данные поправки были приняты XIV Всероссийским съездом Советов 17 мая 1929 г.16
По разъяснению Н.М. Орлеанского, статья которого была опубликована в журнале «Безбожник» в 1930 г., отныне «деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою самих верующих и рассматривается как тесно связанная с отправлением религиозного культа той или иной терпимой в нашем государстве религии. Привлечение же новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии... каковая деятельность несомненно вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием "свобода религиозных исповеданий''»17.
Несмотря на заявленное желание Председателя СНК избегать ссор на религиозной почве с середняцкими и бедняцкими группами, потому как - по словам А.И. Рыкова - это «вовсе не с руки», начиная с 1929 г. начались повсеместное закрытие церквей и аресты священства, что приводило к массовым выступлениям крестьян на селе18.
Что касается лишения «отдельных лиц и отдельные группы прав», то эта позиция осталась без изменений и была закреплена в ст. 14. Однако в ст. 69, где по аналогии со ст. 65 Конституции 1918 г. определялись категории лиц, которые не избирают и не могут быть избранными, относительно представителей церкви содержалось следующее уточнение: «Монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков, для которых это занятие является профессией (курсив мой. - Е. Н.)»19. На том же заседании XIV Всероссийского Съезда Советов указывалось, что данная поправка носит чисто редакционный характер и «по существу ничего не изменяется»20.
В январе 1937 г., в соответствии с ранее принятой в 1936 г. Конституцией СССР постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов была утверждена новая Конституция РСФСР.
М.И. Калинин в своей речи на этом съезде при рассмотрении вопроса о принятии текста новой Конституции отметил, что в ней, как в зеркале, отражается «жизнь народов нашей страны», а также то, что в результате «беспощадной борьбы» была уничтожена эксплуатация человека человеком и как результат - утвержден социализм как «незыблемая основа хозяйственной и политической жизни». Таким образом, обозначен новый этап, когда
социалистическое общество «в основном построили»21. Совершенно очевидно, что в подтексте это означало, что и с религией как пережитком прошлого, несовместимым с победившим социализмом, покончено.
Данный вывод находит свое подтверждение в докладе И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. Касаясь поправок к Конституции СССР, которые предлагали запретить отправление религиозных обрядов, а также ограничить или лишить избирательных прав служителей культа наряду с белогвардейцами, бывшими людьми и лицами, занимающимися бесполезным трудом, И.В. Сталин отметил, что они должны быть отвергнуты, поскольку за истекший период «эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу»22.
Было провозглашено всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании (ст. 138). Согласно ст. 139 Конституции РСФСР выборы депутатов объявлялись всеобщими: «все граждане РСФСР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». К категории лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав, относилось по существу все духовенство, поскольку практически все лица духовного звания неоднократно подвергались арестам, которые принимали массовый характер в 1922-1924 и 1929-1932 гг.23 Таким образом, ко времени выхода Конституции РСФСР служители церкви фактически не могли воспользоваться этим правом, поскольку подавляющее большинство было осуждено и лишено избирательного права.
Обратим внимание на то, что в предыдущих двух Конституциях РСФСР вопрос об отделении церкви от государства и школы от церкви входил в первые разделы, касающиеся общих положений. В Конституции РСФСР 1937 г. этот вопрос освещается в главе XI «Основные права и обязанности граждан»: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» (ст. 128). С одной стороны, эта формулировка предполагала продолжение идей, заложенных в 1929 г., и не предполагала возможности открытой проповеди. С другой - определяла конституционное требование к атеистическому мировоззрению граждан страны, наделяя их правами антирелигиозной пропаганды.
Таким образом, все конституции РСФСР, действовавшие в Советской России в период 1918-1937 гг., законодательно развивали и ужесточали антирелигиозную направленность государственной политики, нормативно закрепив практику лишения избирательных прав и гражданства лиц духовного звания по суду или на основе их профессионального служения, не признаваемого трудовой деятельностью.
Примечания
1 Шахрай С.М. О конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических трансформаций. М.: Наука, 2013. С. 4.
2 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
3 Там же. Ст. 9.
4 Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 20 января 1918 г. // Собр. узак. 1918. № 18. Ст. 263.
5 Собр. узак. 1918. № 51. Ст. 582. Ст. 23.
6 Там же. Ст. 65.
7 В данной статье рассматриваются Конституции РСФСР 1925 и 1937 гг. Это обусловлено тем, что принятая в 1924 г. в окончательной редакции II съездом Советов СССР Конституция СССР была посвящена системе взаимодействия высших и региональных государственных органов образуемого союзного государства. Статья 5 устанавливала, что «союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции», в связи с чем в 1925 г. была принята Конституция РСФСР, где уже и были прописаны права и обязанности граждан. То же касается Конституции РСФСР 1937 г. принятой годом позже Конституции СССР 1936 г.
8 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
9 Цит. по: ОдинцовМ.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994. С. 74-75.
10 Бюллетень № 1: XIV Всероссийский съезд Советов: Заседание первое, вечернее, 10 мая 1929 г. // РСФСР. Съезд Советов (14; 1929; Москва). XIV Всероссийский съезд Советов: [10-18 мая 1929 г., г. Москва]: стенографический отчет: бюллетени № 1-18. М. : ВЦИК, 1929. С. 16-17.
11 Там же. Бюллетень № 2. Заседание второе, утреннее, 11 мая 1929 г. С. 10.
12 Там же. С. 25
13 Там же. Бюллетень № 4. Заседание третье, утреннее, 11 мая 1929 г. С. 13.
14 Там же. Бюллетень № 16. Заседание тринадцатое, утреннее, 17 мая 1929 г. С. 45.
15 Там же.
16 Там же. С. 55.
17 Орлеанский Н.М. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М.: Безбожник, 1930. Цит. по: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. [Электронный ресурс] URL: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
18 Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную церковь в советский период // Россия Православная. 2005. № 7. С. 100; Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. С. 418-421.
19 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218. Ст. 69.
20 Бюллетень №16. Заседание тринадцатое, 17 мая 1929 г. С. 53.
21 XVII Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов. Заседание первое вечернее от 15 января 1937 г.: М.И. Калинин о проекте Конституции РСФСР // Бюллетень № 1. С. 22-24.
22 Сталин И.В. Соч.: В 18 т. Т. 14. М.: Писатель, 1997. С. 119-147 [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. URL. http://grachev62.narod.ru/stalin/ t14/t14_40.htm (дата обращения: 10.11.2016).
23 Дамаскин (Орловский), игум. Дела по обвинению духовенства и верующих Московской епархии в архивном фонде УКГБ по г. Москве и Московской области // Отечественные архивы. 2012. № 1. С. 67-73.