5. 0а'маёё Ё. Ё. £айёоа тоёаёшйо УЭаа п 'пдёоёё 9ааёимё 'пёёоёёё / Е. Ё. 0аУУаёё // ЁТТпоёоооёТТТТа УЭааТ : атоТ-н Таа9Г''аёпёТа ТаТд9аТёа. — 2003. — 1 1. — N. 52—66.
I ТпооУёёа 30.09.09.
Ё^ ГЙОЁОСОЁ М ГиА 1ЙГ I ААГЁВ N I ОЁАЁи Г I Ё I ОААОЙОАА Г Г тОЁ АЁд Г АЙА АВ IЙЙЁЁАОЙЁIАЁВООАО I в! N. Г.Аёу!ееГ
А поаоиа ТпойапоаёаТ пЭааТёоаёиТйё аТаёёд ПТоёаёиТТ ТоааопоааиТё ТТЭТаоёёё аа-ЭТ'аёпёТаТ ёТ тоёоооёТ ТТ ТаТ УЭааа ё ЕТтоёоооёё ВО 1993 а. ЁппёааТааТёа 'Тёа-даёТ, +0Т тПааТёа ПТоёаёиТТё ТоааопоааТТТпоё аёдТапа — пёпоаТа 'оаёё-нШ ''9а-аа, У9аапоааёу^йау пТаТё ёТТоаУоёё ТайааТ аёааа ё ПТоёаёиТТё т'9ааааёёаШё, ёаё уоТ У9ёПойа 9ПаП-аа91атёТё У9ааТаТё паша, У9ёпоопоаоао а аа9ТУаёпёёо ёТТпоёоооёуо, ТТ Топоопоаоао а ЕТТпоёоооёё ВО 1993 а. АаоТ9, У9ТаТёжау ёааё ёпоТ9ё+апёТё 0ёТёи У9ааа — Е. №аёТиё ё 0. 1 ТТоапёиа, Ша+аао Т0ёаТ-н Тпои Уа9аПпа У9ааТайо пёпоа! п ТаТТё ПТоёаёиТТё 9ааёиТШё Та а9оао^.
Конституция является основой социальной структуры, системой правил высших порядков, регулирующей и контролирующей другие институты. Еще Аристотель назвал право мерилом справедливости, поэтому естественно, что основной закон государства должен включать интерпретацию общественного блага, которая основывается на некоторой концепции справедливости.
Осуществим сравнительный анализ европейских конституций второй половины ХХ в. и Конституции Российской Федерации 1993 г. с точки зрения содержания в них оснований социальной ответственности бизнеса.
Центральным звеном конституционного права являются права и свободы человека и гражданина. В современной юридической науке получила признание теория трех поколений прав человека:
— свобода: политические и гражданские права;
— равенство: экономические, социальные, культурные права;
— братство: солидарные права коллективов.
По мере роста общественной солидарности формируются права четвертого поколения — права и обязанности культурно-исторических типов и их формы жизни и субъектов.
В Конституции РФ фактически отсутствуют права четвертого поколения. Содержатся положения о праве народов России на
сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68); о свободе творчества и охране культуры вообще, но не русской и не этнической культуры (ст. 44) [4]. Полагаем, что для реализации концепции социальной ответственности бизнеса в Конституции РФ необходимо закрепить права четвертого поколения, в частности право русского культурно-исторического типа в составе тюрок, ирано-алан, угро-финнов, евразийцев, славян-русских на расширенное воспроизводство и соответствующую обязанность бизнеса деятельно участвовать в воспроизводстве русского народа и этносов Евразии. Это будет важным шагом на пути преодоления прозападного характера бизнеса, формально зарегистрированного в России, использующего человеческие, природные ресурсы русского культурно-исторического типа, но фактически работающего на экономики стран ЕС и США.
В данном случае следует констатировать значительное концептуальное отставание российского основного закона от развития конституций стран Западной Европы, где коллективные права народов начали закрепляться уже в середине ХХ в. Так, согласно ст. 131 Конституции Испании 1978 г. допускается планирование общей экономической деятельности для удовлетворения коллективных потребностей, выравнивания и гармонизации регионального и отраслевого развития,
© N. Г. АёуТёёТ, 2009
14
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4
для содействия увеличению доходов и богатства и их наиболее справедливого распределения. Согласно ст. 35 все испанцы имеют право на труд и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения потребностей и потребностей семьи [3].
В Конституции РФ отсутствует базисное условие концепции социальной ответственности бизнеса — право работника на соразмерную заработную плату, достаточную для расширенного воспроизводства дорогой рабочей силы и семьи с двумя-тремя детьми. П. 3 ст. 37 Конституции гарантируется лишь минимальный размер оплаты труда. Представители властных структур признают, что МРОТ в 2008 г. составлял лишь 60 % прожиточного минимума [7]. Основной закон Российской Федерации не проясняет вопроса о существе и содержании права на труд как такового. Право на труд во многом ограничено правом на охрану труда: согласно ст. 37 каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип признания и защиты равным образом разных форм собственности. В то же время содержательный анализ ст. 8, 9, 34, 35, 36, ч. 1 ст. 44 показывает приоритетность института частной собственности в конституционном перечне форм собственности.
В отличие от большинства современных конституций основной закон России не наделил частную собственность социальной функцией. Так, в Конституции ФРГ записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить на благо общества». Конституция Японии провозглашает, что «право собственности определяется законом в соответствии с интересами общественного благосостояния». В итальянской Конституции содержится формулировка:
«Частная собственность признается и гарантируется Законом, который определяет способы ее приобретения, пользования ею и границы ее действия, с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех» [Цит. по: 1].
С концепцией социальной функции частной собственности связана и возможность национализации частной собственности. Так, согласно преамбуле французской Конституции 1946 г. «всякое имущество, любое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех» [Цит. по:
3, с. 177]. Речь идет об обязательной национализации, причем о возмещении не говорится. Такая норма жизненно необходима для осу-
ществления реструктуризации неэффективных газового и энергетического монополистов, нефтяного картеля.
Основной закон России не содержит положения о допустимости ректификации частной собственности (термин введен Р. Нози-ком [5] и означает исправление несправедливости приобретения и перемещения собственности). Вследствие конституционного приоритета частной формы собственности публичные права регулируются недостаточно полно. В Конституции РФ отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства. Отсутствие цели выравнивания уровня жизни всех социальных групп привело к резкой поляризации доходов населения. Это явное нарушение принципа справедливости, введенного Д. Ролзом [6], согласно которому социальные и экономические неравенства должны служить прогрессу наименее преуспевших, бедных слоев населения. Примером законодательной реализации данного принципа является ст. 130 Конституции Испании 1978 г., содержащая цель выравнивания жизненного уровня всех испанцев [3]. Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность бизнеса и граждан платить налоги и сборы, при этом не упоминается о прогрессивной шкале налогообложения (работник с небольшой зарплатой и бедствующей семьей должен платить такой же процент налога, как и крупный топ-менеджер, заработная плата которого составляет иногда миллионы в месяц и у которого и после уплаты более высокого налога еще останутся немалые средства для весьма безбедной жизни) [4].
В п. 2 ст. 36 Конституции РФ не содержится признания земли, природных ресурсов, недр государственной собственностью и публичным достоянием. Напротив, закреплено право на свободное от общих экономических нужд владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в том числе частным собственником. Согласно ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом отсутствует более важное положение о праве собственности народов на указанные объекты [4].
Конституция Испании 1978 г., как и Конституция РФ 1993 г., провозгласила страну демократическим государством. При этом согласно ч. 1 ст. 128 Конституции Испании «все богатство страны в различных его формах и независимо от принадлежности прав на него подчиняется общему интересу» [Цит. по: 3,
Йабёу «^бёаёч-йпеёа Гаоеё»
15
с. 182], в ч. 2 той же статьи закреплена публичная инициатива в экономической деятельности. Ст. 15 основного закона ФРГ 1949 г. предусмотрела, что земля и недра, естественные богатства и средства производства могут в целях обобществления переводиться в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства [3].
П. 1 ст. 34 основного закона России закрепляет право на свободную от экономических потребностей страны предпринимательскую деятельность [4]. Между тем в конституциях развитых стран имеется целеполагание бизнеса на интересы общей экономики. Согласно ст. 38 Конституции Испании 1978 г. публичными властями гарантируется осуществление предпринимательства в соответствии с требованиями общей экономики [3, с. 153]. Констатируя свободу частной хозяйственной инициативы, ст. 41 Конституции Италии 1947 г. предусматривает возможность установления законом программ и мер контроля, предназначенных для направления и координации в социальных целях частной экономической деятельности [3].
В Конституции РФ не закреплено право работника на участие в управлении предприятия, чем нарушается принцип справедливости, предусматривающий честное равенство возможностей всех классов общества, реализацию их вертикальной и горизонтальной мобильности. Согласно преамбуле Конституции Франции 1946 г. каждый работник через делегатов участвует в управлении предприятиями [3, с. 157]. Схожее положение имеется и в Конституции Италии 1947 г.
Проблема защиты потребителя не поднята в России на конституционный уровень, как это сделано в Испании (ст. 51 Конституции Испании 1978 г.) [3], Бразилии (ст. 170 Конституции Бразилии назвала защиту потребителей в числе принципов экономического строя) [3].
Таким образом, отдание приоритета частному собственнику в основном законе России нарушает основополагающий принцип справедливости, закрепляющий реальное равенство прав и свобод всех классов общества, в том числе беднейших, не имеющих собственности. Тем самым существенно ограничивается ответственность бизнеса перед его социальным окружением. Данная парадигма ориентирует бизнес на эгоизм, максимизацию прибыли и приводит к институциональному сдвигу в сторону возрастания финансовой власти бизнес-элит.
Отсутствие в основном законе страны принципов справедливости и концепции общего блага придает декларативный характер
признанию Российской Федерации социальным государством (ст. 7) и принципу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45); делает неэффективным провозглашение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения (п. 2 ст. 19); затрудняет реализацию принципа недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34) и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, права на защиту от безработицы, права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (п. 3, 4 ст. 37), права на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и бережному отношению к природным богатствам (ст. 58) [4].
Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис
о социальном государстве. В Конституции РФ содержание данного термина раскрывается через целеполагание: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7) [4]. Т. Я. Хабри-ева справедливо отмечает, что содержание социального государства, как оно определено в Конституции РФ, имеет индивидуалистическую формулировку [8, с. 19]. Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и граждан, представляющих свои этносы.
Социальное государство понимается нами как государство коллективное, справедливое, ориентированное на общее благо, предоставляющее беднейшим первичные блага, прежде всего образование. Выделим основные его принципы: обеспечение достойной
жизни и свободного развития человека; социальная функция частной собственности; социальная ответственность; социальное партнерство; социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества; социальная справедливость.
Социальное государство представляет собой определенную идею права в рамках правовой семьи или системы. В данном случае реализуется исходящий из римского права принцип разделения права (Jus) и закона (Lex). Это особенность романо-германской правовой семьи. В этом смысле социальная
16
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ ofeaaQneoaoa | 2009 | 1 4
государственность проистекает из римской традиции права, признающей правосубъектность не только за индивидуальными лицами, но и за коллективами, в том числе народами (Jus gentium), существование публичных прав, образующих особую отрасль права, — публичное право и доктрину предпочтения публичных прав над частными (Jura publica anteferenda privatis) [2]. В отличие от романогерманской правовой семьи в англосаксонской доктрине позитивного права право и закон отождествляются в самой ортодоксальной форме, частное право и интересы становятся предпочтительнее коллективных приоритетов общего блага.
Нынешний кризис российской государ-
ственности и экономики порожден противоречием между ее многовековой правовой системой романо-германского типа и внедряемым типом рыночной экономики, соответствующим совершенно иной правовой системе — англосаксонской. В связи с этим интересно замечание американского профессора политологии Р. Шарлета: «В Конституции РФ 1993 г. можно увидеть конституционный эквивалент аэробуса, собранного из деталей, изготовленных в нескольких странах» [9, с. 18]. В этом одна из главных причин противоречивости и социальной неэффективности конституционной модели Российской Федерации, закрепленной в основном законе 1993 г.
ÂÈÂËÈIÂDÀOÈxÂNÊÈÉ NÏÈNIÊ
1. Âèoiÿêîâ Â. Â. Êîmàèàôoèîrrûâ înTîâû moèàëüiîâî âînôaàônùâà / Â. Â. Âè0iÿêîâ //
Æôar. 0m. ï9àâà. — 2004. — 1 8. — Ñ. 11—22.
2. Êàçàioââ Í. 1 . Ÿêîmèêà è ï0àâî â moèàëüm âînôaàônùââ / Í. 1. Êàçàioââ // 19àâî
è nîoèàëürî-î0èârùè0îâàr ràÿ 9ûiî-Hàÿ ÿêîmèêà (ïôîaëâlû è ïâ0maêoèâû) : làoâ9èàëû Ânâ9m.
ràô+.-ï0àêo. êîrô. ; îoâ. 0âa. Í. Ï. 1 àêà0êèr. — ÑàЭàíñê, 1998. — Ñ. 16—18.
3. Êîmùèùôoèîr rîâ (àmôaà0rë>ââr rîâ) ï0àâî çàôôàâærûô ñú0ár : ô-âàrèê. Â 4 o. 0. 1—2 /
îoâ. 0âa. Á. À. Ñà0à0ôr. — 1 . : ÂÂÊ, 1995. — 778 ñ.
4. Êîmùèùôoèÿ Dîññèéñêîé Ûâaâ0àoèè // Dm. ààç. — 1993. — 25 aâê.
5. Í îçèê D. Àrà0ôèÿ, àmôaà0raOâî è ôôîïèÿ / D. Í îçèê. — 1. : ÉBÉÑYÍ, 2008. — 424 ñ.
6. Dîëç A. Oâî0èÿ m'0àââaëèâmùè / A. Dîëç. — Íîâîñèáè0ñê : Èça-âî Íîâîñèá. ôr-oà,
1995. — 535 ñ.
7. Bîññèéñêàÿ ààçâoà. — 2008. — 8 ôââ0.
8. Ôààôèââà Ù. 3. Oâî0èÿ nTâ0âlârrîàî mrîârîàî çàêîrà è 0îññèéñêàÿ êîmùèùôoèÿ / 0. 6. Ôàa-
0èââà // Æô0r. 0îâ ï0àâà. — 2008. — 1 12. — Ñ. 15—23.
9. 0àôëâo D. Ï0àâîâûâ ù0àmïëàrùàoèè è ïîëèôè-âflêèâ lôùàoèè : 0âOâïoèÿ êîmùèùôoèîr rîàî ï0àâà â Dîññèè è â rîâûô râçàâèñèlûô àîñôaà0ñùâàô / D. 0à0ëâo // Êîmùèùôoèîr rîâ ï0àâî :
âmùî-rîââ0N^êîâ îàîç0ârèâ. — 1999. — ï 2 (27). — Ñ. 18.
I môôïèëà 30.09.09.
Ё I Г ЙОЁОСОЁ I ГГ І -ІВАА І А І Ё ЙОАОСЙ вАЙЮАЁЁЁЁ 1 1ВА1АЁВ А. А. Ё^аб0ёеГ
Ёппёааоаопу ёПпоёоооёТ ТТ Т-|'0ааТаТё поаооп ВапУоаёёёё 1 Т0аТаёу, даё0аУёаТТйё Та ТпТТаа ТТ01 ЕТтоёоооёё ВТппёёпёТё Оааа0аоёё ё ВапУоаёёёё 1 Т0аТаёу. Вап-ё0йаааопу _пТаа0жаТёа пёаааашо уоТаТ поаоопа, ТпТТаТё ёТоТ0ТаТ уаёуаопу даё0аУ-ёаТёа а ЕТтоёоооёё 0апГоаёёёё ї0ааШТа тапоааГГТаТ ааааГёу 0ааёТТа.
В Конституции Российской Федерации тов государства (сферу общественных отноше-
отсутствует статья, определяющая перечень ний, регулирование которой отнесено основ-
предметов исключительного ведения субъек- ным законом к компетенции этого субъекта) [7].
© А. А. Ё|эао0ёёТ, 2009
ÑáQéy «^Qéaé^áñeéá fàoeè»
17