С^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D
БОЧКАРЕВ С.В.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург e-mail: pkb-spb@yandex.ru
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИДЕИ ГЕРЦОГА ВИКТОРА ДЕ БРОЛЬИ
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения политико-правовых идей герцога В. де Брольи на конституционное устройство Франции. Проанализировано содержание концепции В. де Брольи, основным постулатом которого был парламентаризм, основанный на трех составных компонентах. Показано влияние идей В. де Брольи на Конституционные законы 1875 г.
Ключевые слова: конституция, парламентаризм, социальная травма, конституционная монархия, республика, либерализм.
BOCHKAREV S.V.,
PhD in Law,
associate Professor of the Department of International Law of the Herzen State Pedagogical University
CONSTITUTIONAL IDEAS OF THE DUKE VICTOR DE BROGLIE
Annotation. The article attempts to consider the political and legal ideas of the duke V. de Broglie on the constitutional structure of France. The content of the concept of V. de Brolie, the main postulate of which was parliamentarism based on three components, is analyzed. The influence of V. de Broglie's ideas on the Constitutional laws of 1875 is shown.
Key words: constitution, parliamentarism, social trauma, constitutional monarchy, republic, liberalism.
Франция - страна прочных демократических традиций, имеющая богатый опыт конституционного строительства. Принятие любого конституционного акта( начиная с 1791 г.) было обусловлено целым комплексом причин: политических, социальных, экономических и т.д.
В этом ряду Конституционные законы 1875 г. занимают особое место. Система органов государственной власти Третьей республики, получившая закрепление в Конституции, создавалась под влиянием важных и своеобразных политических факторов. Это обусловило как своеобразие самих органических законов, составивших Конституцию, так и основных государственно-правовых институтов Третьей республики.
Конституция 1875 г. - это результат длительной борьбы в Национальном собрании между сторонниками республиканской формы правления и монархистами. М. Морабито под-
черкивает, что при формировании республиканских институтов нельзя было «превысить допустимый порог толерантности монархистов. Это сложное уравнение, которое пытаются решить конституционные законы 1875 г. Действительно, в первый раз Конституция - это работа противоположных партий, которые вынуждены были избегать любых принципиальных вопросов, которые могли привести к логике конфликта» [9, с. 311]. Компромисс, достигнутый законодателями в 1875 г., привел к тому, что в Конституции соединились различные подходы к организации государственной власти во Франции.
Одним из таких «подходов» были конституционные идеи французского герцога Виктор де Брольи, которые оказали влияние на текстуальное содержание Основного закона Третьей республики.
Герцог Виктор де Брольи (1785-1870) -государственный деятель Франции. В период
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
правления Луи-Филиппа занимал ряд министерских должностей в правительстве: иностранных дел, внутренних дел, духовных дел и народного просвещения. С марта 1835 г. по февраль 1836 г. - премьер-министр Франции.
В. де Брольи происходил из знатного аристократического рода. Он был сыном казненного во время революции принца Шарля-Луи де Брольи, члена Генеральных штатов. В. де Брольи во время революции находился с матерью в эмиграции в Швейцарии. После первой Реставрации являлся членом Палаты пэров. В эти же годы он входил во влиятельную либеральную группу доктринеров. Помимо В. де Брольи в ней состояли П. Ройе-Коллар, Ф. Гизо, Г. де Баррант, П.-Ф. де Серра, Ш. Ремюза и др. Эта группа французских интеллектуалов была весьма малочисленна, что позволяло графу Ж.К. Беньо шутливо называть ее «диванной партией» (le parti du canap ) [9, c. 197]. A. Мишель, говоря о доктринерах, емко охарактеризовал их основной тезис: «Они думали установить свободное правление, не допуская, однако, нацию до действительного участия в распоряжении своими судьбами; точно так же они думали служить делу индивидуализма, не признавая за индивидуумом никакого естественного права, по крайней мере, в области политики» [2, с. 263]. После революции 1830 г. В. де Брольи наряду с Ф. Гизо и Б. Констаном входил в состав конституционной комиссии, которая 3 августа представила в парламенте проект новой Хартии. На период правления Луи-Филиппа приходится расцвет политической деятельности В. де Брольи. Оставаясь по убеждениям либералом-орлеанистом, он не принял французскую революцию 1848 г. Тем не менее в 1849 г. В. де Брольи избирается депутатом Национального собрания. После государственного переворота 2 декабря 1851 г. он окончательно уходит из политики. В 1855 г. избирается в состав французской академии, а с 1866 г. - становится действительным членом французской академии моральных и политических наук. В это время В. де Брольи написал самую известную свою работу «Взгляд на правительство Франции». Книга была изъята императорской полицией. Однако В. де Брольи сделал литографию, распространял ее тайно и она была прочитана элитой страны. После падения Второй империи книга была опубликована, но уже после смерти автора в 1870 г.
Идеи, высказанные В. де Брольи, оказали одно из определяющих влияний на основателей Третьей республики. Как писал Ж. Бартелеми, «депутаты Национального собрания были вдохновлены двумя работами, которые во второй половине Второй империи имели значительный
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
резонанс. Это, прежде всего, "Взгляд на правительство Франции" герцога Виктора де Брольи» [4, с. 42]. Второй книгой была «Новая Франция» Л.-А. Прево-Парадоля.
Сама Конституция Третьей республики, по выражение М. Морабито, явилась «амальгамой», достигнутого компромисса, что было следствием «интеллектуальной преемственности, которая имеет свой источник в трудах либеральной школы Второй империи, особенно тех, что были у Виктора де Брольи и Прево-Парадоля, которых можно считать "духовными отцами" Конституции 1875 г.» [9, с. 311].
В период Второй империи формируется «конструктивный и национальный либерализм» [7, с. 412], одним из представителей которого был В. де Брольи. Как справедливо подчеркивает Ж.-Э. Жиккели, «в этот период осуществляется созревание идей, подготовка умов многих будущих членов Национального собрания. Третья республика зависит от Прево-Парадоля и Виктора де Брольи» [6, с. 397].
Идеи, высказанные В. де Брольи, нельзя однозначно трактовать, по крайней мере с сегодняшней точки зрения, как либеральные. Представленную им политико-правовую концепцию называют «идейным релятивизмом» [3, с. 74]. В. де Брольи являлся сторонником конституционной монархии, считая ее наиболее подходящей для Франции формой правления. Однако предложенная герцогом структура власти, система взаимодействия политических институтов, закрепление и реализация прав и свобод, децентрализация местного управления свидетельствует о либеральном дискурсе в его политико-правовых взглядах.
Он считал, что «конституционная монархия дала нам то, чего мы еще не знали, - политическую свободу, истинную, серьезную, эффективную свободу, основанную на взаимном уважении и ответственности, а не на толерантности к власти или на праве толпы; она дала нам очень высокую степень политической свободы, не нарушая национального единства, которое делает нашу силу и величие, не спрашивая нашего мнения по вопросам принесения больших жертв для обеспечения равенства; без федерализма; без первородства, без подмен, личных привилегий и сеньориальных судов» [5, с. XII -XIII].
В. де Брольи подчеркивал, что именно при конституционной монархии соблюдается принцип национального единства, все работает как единый механизм, у всех одна цель, одинаковое направление движения. Однако, рассматривая возможные формы правления для Франции в будущем, В. де Брольи не отвергал республикан-
ский строй, но с оговорками. Для того чтобы республиканское правительство было, с одной стороны, свободным и стабильным, а с другой -реальным, устойчивым и окончательным, оно должно выполнить следующие условия:
разделение совещательной власти В. (Де Брольи имел в виду законодательную власть, но называет ее совещательной (du pouvoir délibérant)) на два органа: первый представляет прогрессивные идеи и интересы, второй - консервативные;
• единая исполнительная власть;
• наличие у исполнительной власти права законодательной инициативы и абсолютного или по крайней мере отлагательного права вето;
• материальная и моральная ответственность исполнительной власти и эффективные механизмы привлечения ее к ответственности;
• уважение права собственности;
• уважение к семье и семейным ценностям;
• предоставление административных должностей честным людям.
Таким образом, условия, которые должны быть свойственны республиканскому строю, ничем не отличаются от конституционной монархии в представлении В. де Брольи: «Необходимо, для того чтобы республиканское правительство твердо заявило о себе в великой стране, отречься от своих антиобщественных тенденций, узких, завистливых, ненавистных настроений к любому превосходству независимо от того что они естественны для него; необходимо, чтобы оно, по своему характеру, приближалось к конституционной монархии» [5, c. LXX -LXXI]. Эту мысль В. де Брольи высказывал неоднократно, считая лучшим выбором для Франции республику, приближенную к конституционной монархии, или конституционную монархию, приближенную к республике, подчеркивая, что независимо от формы правления либеральные принципы должны превалировать в государстве: «Мы намерены создать правительство, если не республиканское, то по крайней мере очень либеральное» [5, с. 4]. Таким образом, для В. де Брольи главное не форма правления, а режим правления, т.е. механизм власти.
Соответственно и определена автором «Взгляда на правительство Франции» цель своих изысканий: «Создание свободного правительства, которое подходит для нынешней Франции» [5, с. 362]. Для этого необходимо, во-первых, быть реалистом, поскольку «тот, кто не умеет жить в реальном времени в своей стране, кто не знает, как стремиться к возможному и быть удовлетворенным этим, в политике, только
любитель или пустой мечтатель» [5, с. 362]; во-вторых, во что бы то ни стало, вопреки всем трудностям, поддерживать основные принципы свободы.
Главное - наличие свободных институтов. Однако свобода правительства существует, когда национальное представительство может контролировать министров. Поэтому, по мнению В. де Брольи, нет политической свободы без парламентского режима, парламентаризма.
Основные черты подобного строя сводись к трем составляющим. Во-первых, глава государства (король или президент) не несет политической ответственности. В представлении герцога глава государства должен быть «отмечен всеми атрибутами королевской власти: законодательной инициативой, правом вето, правом приводить законы в исполнение; он руководит всеми отраслями административного управления и назначает на все должности, с соблюдением условий, указанных в законе, он командует сухопутными и морскими силами; это король. Только без королевского титула и выбираемый на ограниченный срок» [5, с. 227]. Следует отметить, что полномочия Президента республики, закрепленные Конституционными законами 1875 г., почти полностью совпадают с представлениями В. де Брольи. В соответствии с этой доктриной Основные законы 1875 г. давали республике, по выражению одного из ее авторов, «гарантии конституционной монархии» [1, с. 211].
Срок полномочий президента - 10 лет. В. де Брольи предлагал предоставить полномочия по выбору президента парламенту: каждая из палат формирует комиссию в составе пяти человек с идентичными полномочиями, которые должны сформировать большинством голосов список из пяти кандидатов на должность президента. Палаты парламента на совместном заседании большинством голосов выбирали из списка президента и вице-президента, что позволит, по мнению В. де Брольи, соблюсти партийные интересы в парламенте, так как президент будет избран из числа партии, победившей на выборах.
Должность президента неприкосновенна не только на период исполнения им своих полномочий, но и по их истечению, за единственным исключением - узурпации власти. В. де Брольи не расшифровывает данное понятие, но, видимо, речь идет о противоправных действиях президента, направленных на изменение государственного строя. В подобном случае парламент должен был привлечь президента к ответственности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
Во-вторых, министры ответственны перед парламентом. В. де Брольи отмечает, что главе государства принадлежит исполнительная власть. Он назначает на все высшие государственные должности, в том числе министров. Министры несут коллегиальную ответственность перед парламентом.
В-третьих, парламент имеет бикамераль-ную структуру. Палаты - различную природу формирования. Верхняя палата должна выражать консервативные интересы, нижняя, напротив, аккумулировать новые идеи, воплощая «принцип движения». В. де Брольи образно описывал разницу между палатами. Нижняя - «это парус, который открывается ветру дня и который заставляет корабль плыть; другая (палата. - С.Б.) должна соответствовать и служить консервативным инстинктам, это господство времени, которая находится в традициях и привычках» [5, с. 156].
Это - «замечательный механизм, который не является делом рук человека; простое развитие условий, связанных с прогрессом цивилизованных обществ; устройство, где каждый орган находится на своем месте; почти без необходимости его обеспечивать; где каждая функция наполнена собственной энергией; где все общественные силы помогают и ограничивают друг друга; сильная экономика и все интересы находятся под защитой права каждого» [5, с. XLИ].
Необходимо подчеркнуть, что все три составляющих элемента, предложенных В. де Брольи в структуре государственной власти, нашли свое воплощение в Конституции 1875 г. Во-первых, Президент республики был политически безответствен. Он избирался согласно Конституционному закону от 25 февраля 1875 г. «Об организации государственных властей» членами обеих палат парламента. Во-вторых, в случае если правительство получало вотум недоверия от депутатов, то оно должно было уйти в отставку (ст. 6 Закона устанавливала коллегиальную ответственность министров перед парламентом) [8]. В-третьих, в соответствии со ст. 1 указанного Закона «законодательная власть осуществляется двумя собраниями: Палатой депутатов и Сенатом» [8]. Обе палаты были выборными, но предусматривался различный механизм их формирования.
Список литературы:
[1] Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. - М.: Мысль, 1986. - 488 с.
[2] Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических
теорий во Франции со времени революции. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 536 с.
[3] Слеженков В.В. Актуальные вопросы теории государства в политико-правовой мысли Франции: история и современность. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014. - 260 с.
[4] Barthélémy J. Précis de droit constitutionnel. - Dalloz, 1932. - 421 p.
[5] Broglie V. de. Vues sur le gouvernement de la France. 2-e édition. - Paris: Michel Lévy frères, 1872. - 368 p.
[6] Giquel J.-É. Les idées constitutionnelles de Pr vost-Paradol //La Revue administrative. -2000. - № 316. - P. 395 - 407.
[7] Lescuyer G., Prélot M. Histore de idées politiques. 13 éd. - Paris: Dalloz, 1997. - 702 p.
[8] Loi du 25 février 1875 relative à l'organisation des pouvoirs publics. URL: https:// www.conseil-constitutionnel.fr/les-constitutions-dans-l-histoire/constitution-de-1875-iiie-republique (дата обращения: 25.01.2019).
[9] Morabito M. Histoire constitutionnelle de la France de 1789 à nos jours. 12-e éd. - Paris: Montchrestien, 2012. - 830 p.
Spisok literatury:
[1] Antyuhina-Moskovchenko V.I. Tret'ya respublika vo Francii. - M.: Mysl', 1986. - 488 c.
[2] Mishel' A. Ideya gosudarstva. Kriticheskii opyt istorii social'nyh i politicheskih teorii vo Francii so vremeni revolyucii. - M.: Izdatel'skii dom «Territoriya budushego», 2008. - 536 c.
[3] Slezhenkov V.V. Aktual'nye voprosy teorii gosudarstva v politiko-pravovoi mysli Francii: istoriya i sovremennost'. -Volgograd: Izdatel'stvoVolGMU, 2014. - 260 c.
[4] Barthélemy J. Précis de droit constitutionnel. - Dalloz, 1932. - 421 p.
[5] Broglie V. de. Vues sur le gouvernement de la France. 2-e édition. - Paris: Michel Lévy frères, 1872. - 368 p.
[6] Giquel J. -É. Les idées constitutionnelles de Pr vost-Paradol // La Revue administrative. -2000. - № 316. - P. 395 - 407.
[7] Lescuyer G., Prélot M. Histore de idées politiques. 13 éd. - Paris: Dalloz, 1997. - 702 p.
[8] Loi du 25 février 1875 relative à l'organisation des pouvoirs publics. URL: https:// www.conseil-constitutionnel.fr/les-constitutions-dans-l-histoire/constitution-de-1875-iiie-republique (data obrashcheniya: 25.01.2019).
[9] Morabito M. Histoire constitutionnelle de la France de 1789 à nos jours. 12-e éd. - Paris: Montchrestien, 2012. - 830 p.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019