Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7299
1112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / CONSTITUTIONAL COURT / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН / CONSTITUTIONAL COMPLAINTS OF CITIZENS CIVIL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алпатов Юрий Михайлович

В последние годы растет неподдельный интерес исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. В статье подробно рассмотрены общие и специальные (гарантии правосудия) гарантии прав и свобод человека и гражданина в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA

In recent years, the growing genuine interest of researchers and scholars on the issue of proper implementation of the constitutional norms. This article discusses General and special (security justice) guarantees the rights and freedoms of man and citizen in Russia

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

О^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

АЛПАТОВ Юрий Михайлович,

доктор юридических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, Президент Регионального общественного фонда содействия защите прав граждан «Взаимодействие»,

Почетный адвокат России e-mail: mail@law-books.ru

12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Аннотация. В последние годы растет неподдельный интерес исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. В статье подробно рассмотрены общие и специальные (гарантии правосудия) гарантии прав и свобод человека и гражданина в России.

Ключевые слова: конституционные гарантии, Конституция, охрана прав и свобод личности, Конституционный Суд, конституционные жалобы граждан, гражданские права.

ALPATOV Yuri Mikhailovich,

doctor of legal Sciences, corresponding member of the Russian Academy of natural Sciences, President of the Regional public Fund of assistance to protect the rights of citizens «Interaction», The honourable lawyer of Russia

CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA

Abstract. In recent years, the growing genuine interest of researchers and scholars on the issue of proper implementation of the constitutional norms. This article discusses General and special (security justice) guarantees the rights and freedoms of man and citizen in Russia.

Keywords: constitutional guarantees, the Constitution, protection of rights and freedoms, constitutional Court, constitutional complaints of citizens civil rights.

УДК - 342 ББК- 67

В широком смысле конституционные гарантии - это определения закона, образующие составную часть Конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны [2, с. 399]. В узком смысле под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав. Рост числа научных работ и статей [11, с. 47, 48; 12, с. 43, 44; 13, с. 89; 17; 18, с. 90; 28] за последние

несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм [5, с. 98].

Используемая в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ формулировка «<гарантируется» звучит более весомо, нежели «<каждый

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов. Например, ч. 1 ст. 39 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности...»

Формулировки конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например: «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39). Другие конституционные положения закреплены в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например: «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания [1, с. 226].

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Ученые М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы — общие гарантии и специальные (гарантии правосудия) [1, с. 227]. Рассмотрим эти гарантии более подробно.

Общие конституционные гарантии прав и свобод

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции РФ) — это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [32].

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

ствии со ст. 2 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (в частности, гл. 7 «Судебная власть») и данным Законом.

Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно (с различной степенью эффективности) при рассмотрении ряда категорий дел:

1) при проверке конституционности актов и договоров, указанных в п. «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

2) при разрешении споров между органами государственной власти, определенными в п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;

3) при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) [3, с. 177].

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом РФ, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») [3, с. 180].

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах — особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды — это не кассационная, апелляционная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный Суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц.

Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности [19, с. 12]. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина [24, 25, 26].

Таким образом, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [33], Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» [31], Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [8], Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [9] и др.

В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, дублирующие конституционные нормы. Так, ч. 3 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму ч. 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного су-допроизводства).1

1 Почву для принятия Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действовавшие в то время Закон РФ «О статусе

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты, согласно ст. 33, 35, 36, 46, 4754 Конституции РФ, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, особенно судебную систему [10, с. 353].

Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения. Используя свои гражданские права, личность может осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений. Законодательное регулирование получили вопросы о видах оружия, используемые лицом в целях самообороны и защиты своих прав.

В частности, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» [29]. Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 13 этого Закона, гражданское оружие в целях самообороны определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицен-зии.2

судей в Российской Федерации» и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде-РСФСР», который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти.

2 Согласно ст. 13 Закона РФ «Об оружии», механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, как и причинение вреда нападающему, правомерным [10, с. 354].

4. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц [27, с. 378].

Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента РФ над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [27, с. 379, 380].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

5. Международная защита прав и свобод3 — возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Принятие Билля о правах человека [14, с. 38 — 77], включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. [4], Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г. [16], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г. [15], Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных [30]. Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило чуть более 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб Суд отклонил по различным основаниям [7, с. 3, 4].

Специальные конституционные гарантии прав и свобод (гарантии правосудия) 1. Гарантии подсудности. В части 1 ст. 47 Конституции РФ впервые за историю раз-

3 Изучению теории и практики международно-правовой защиты прав и свобод человека посвящены труды Э.М. Аметистова, И.П. Блищен-ко, Г.К. Дмитриева, Н.В. Захарова, В.А. Карташ-кина, И.А. Кузнецова, Б.Г. Манова, А.П. Мовчана, Р.А. Мюллерсона, Ю.А. Решетова, С.В. Черничен-ко и других.

вития российской государственности сформулирован принцип: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть надлежащим образом извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью [1, с. 230]. Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью (например, ст. 101 Конституции ФРГ), ранее никогда не фигурировало в России даже в качестве постулата прав и свобод человека. Гражданский кодекс РФ, введенный в действие 1 января 1995 г., содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды. Защита гражданских прав в суде является основным способом защиты [20, 21, 22].

2. Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского, процессуального, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, экономический и ряд других аспектов.

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, что является исключением из правила. С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г. До его принятия в России действовало около ста подзаконных актов, вклю-

чая нормативы, положения, разъяснения, не всегда и не во всем соответствовавшие закону [6, с. 9-11]. После 1988 г. адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, что сразу уменьшило доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту Положением об адвокатуре 1980 г. предусматривались случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Помимо адвокатов юридическую помощь по гражданским делам могут осуществлять и другие лица. Согласно ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», оказание бесплатной юридической помощи основано на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль над соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

а) правового консультирования в устной и письменной форме;

б) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

в) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

3. Презумпция невиновности. Согласно ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд — единственный орган, который вправе признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Повторно судить по тому же обвинению можно только в случае, когда приговор или решение суда были отменены в порядке судебного надзора.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Суть этой конституционной гарантии заключается в том, что на всех стадиях судебного процесса недопустимо использование доказательств, полученных в нарушение закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых было допущено унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, несанкционированное прослушивание телефонных переговоров, злоупотребление семейной тайной и т.д. Таким образом, не признаются в качестве доказательств сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

6. Право на пересмотр приговора. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. В идеале судебный процесс должен проходить с соблюдением всех установленных Конституцией РФ и другими федеральными законами гарантий прав и свобод человека и гражданина, а судебные постановления должны основываться строго на законе. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок.

Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

7. Гарантия от самообвинения. Согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,

круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Данная гарантия впервые закреплена в России на конституционном уровне. Права и свободы человека, его интересы обладают большими приоритетами по сравнению с другими ценностями. Такое положение заключает в себе глубокий нравственный смысл и в целом направлено на защиту морально-нравственных норм. Лицо вправе не давать показаний против самого себя, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве. Недобровольная дача показания против самого себя недопустима, поскольку лицо, по существу, становится в положение подозреваемого, начиная свидетельствовать против самого себя.

8. Права потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство. Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав, когда они нарушаются и в применении этих прав возникает необходимость.

9. Запрет обратной силы закона. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данный

конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и полностью отражает положения Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15), которые согласуются с общими принципами международного права [10, с. 412].

Список литературы:

[1] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М., 1996.

[2] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2003 г.

[3] Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. М., 1998.

[4] Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник документов. М.: Норма, 1998.

[5] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права.1998. № 6.

[6] Грудцына Л.Ю. Адвокаты свои и чужие // Адвокаты делятся впечатлениями // Адвокат. 2002. № 7.

[7] Действия российских властей в Европейский Суд по правам человека обжаловали Анатолий Бурдов и еще 10 000 его сограждан // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание Московского клуба юристов. 2002. № 3.

[8] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с изм. и доп.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

[9] Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов РФ. Выпуск VIII. 1993. Ст. 117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., Юристъ, 2002.

[11] Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2001. № 7.

[12] Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

[13] Лукашева Е.А. Права человека на рубеже веков // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. № 5.

[14] Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М., 2002.

[15] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831).

[16] Международный пакт от 16 декабря 1966 о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

[17] Морщакова Т.Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. 2002. 10 декабря.

[18] Нерсесянц В.С. Вопросы правопонима-ния в контексте прав человека, сложности и противоречия в обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. № 5.

[19] Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 2000. № 25.

[20] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 мая 1998 г.).

[21] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 г.).

[22] Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 января 2000 г. №КАС 99-390.

[23] Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24 августа 2000 г.

[24] Определение по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его конституционных прав положениями ст. 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

[25] Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова от 6 июля 1995 г.

[26] Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фон-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2016

да в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.А. Мостипанова.

[27] Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.

[2S] Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. № 31.

[29] СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 56S1.

[30] Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». OSCE, Poland.

[31] Федеральный закон от 17 декабря 199S г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 199S. № 51. Ст. 6270.

[32] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ от 25 июля 1994 г. № 13. Ст. 1447.

[33] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Spisok literatury:

[1] Baglaj M.V., Gabrichidze B.N. Constitutional right of Russia: The textbook for higher education institutions. - M, 1996.

[2] Brokgauz F.A., Efron I.A. E'nciklope-dicheskij slovar'. Sovremennaya versiya. M.: E'ksmo, 2003 g.

[3] Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie: Uchebnoe posobie. M., 199S.

[4] Vseobshhaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata 10.12.194S General'noj Assambleej OON) // Sbornik dokumentov. M.: Norma, 199S.

[5] Grevcov Yu.I. Pryamoe dejstvie Konsti-tucii? // Zhurnal rossijskogo prava. 199S. № 6.

[6] Grudcy'na L.Yu. Advokaty' svoi i chuzhie // Advokaty' delyatsya vpechatleniyami // Advokat. 2002. № 7.

[7]Dejstviya rossijskix vlastej v Evropejskij Sud po pravam cheloveka obzhalovali Anatolij Burdov i eshhe 10 000 ego sograzhdan // Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe izdanie Moskovskogo kluba yuristov. 2002. № 3.

[S] Zakon RF ot 26 iyunya 1992 g. № 3132-I (s izm. i dop.) «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» // Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov RF i Verxovnogo Soveta RF. 1992. № 30. St. 1792.

[9] Zakon RF ot 27 aprelya 1993 g. № 4866-1 (s izm. i dop.) «Ob obzhalovanii v sud dejstvij i reshenij, narushayushhix prava i svobody' grazhdan» // Sbornik zakonodatel'ny'x aktov RF. Vy'pusk VIII. 1993. St. 117.

[10] Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod red. L.A. Okun'kova. M., Yurist», 2002.

[11] Kruss V.I. Aktual'ny'e aspekty' problemy' zloupotrebleniya pravami i svobodami cheloveka // Gosudarstvo i pravo. 2001. № 7.

[12] Kruss V.I. Lichnostny'e («somaticheskie») prava cheloveka v konstitucionnom i filosofsko-pravovom izmerenii: k postanovke problemy' // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 10.

[13] Lukasheva E.A. Prava cheloveka na rubezhe vekov // Prava cheloveka: itogi veka, tendencii, perspektivy' // Gosudarstvo i pravo. 2001. № 5.

[14] Mezhdunarodny'j bill' o pravax cheloveka // Mezhdunarodny'e akty' o pravax cheloveka: Sbornik dokumentov. 2-e izd. M., 2002.

[15] Mezhdunarodny'j pakt ob e'konomi-cheskix, social'ny'x i kul'turny'x pravax (N'yu-Jork, 19 dekabrya 1966 g.) // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1976. № 17(1831).

[16] Mezhdunarodny'j pakt ot 16 dekabrya 1966 o grazhdanskix i politicheskix pravax // Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 1994. № 12.

[17] Morshhakova T.G. Prava cheloveka bukval'no po Zhvaneckomu // Izvestiya. 2002. 10 dekabrya.

[18] Nersesyanc V.S. Voprosy' pravo-ponimaniya v kontekste prav cheloveka, slozhnosti i protivorechiya v obespechenii prav cheloveka v nacional'noj, e'kologicheskoj, demograficheskoj, migracionnoj sferax // Prava cheloveka: itogi veka, tendencii, perspektivy' // Gosudarstvo i pravo. 2001. № 5.

[19] Nikolaev A. Problemy' realizacii principa razdeleniya vlastej v Konstitucii Rossijskoj Federacii // Pravo i zhizn'. 2000. № 25.

[20] Obzor sudebnoj praktiki Verxovnogo Suda RF za pervy'j kvartal 1998 g. po grazhdanskim delam (utv. postanovleniem Prezidiuma Verxovnogo Suda RF ot 6 maya 1998 g.).

[21] Obzor sudebnoj praktiki Verxovnogo Suda RF za vtoroj kvartal 1998 g. po grazhdanskim delam (utv. postanovleniem Prezidiuma Verxovnogo Suda RF ot 4 avgusta 1998 g.).

[22] Opredelenie Kassacionnoj kollegii Verxovnogo Suda RF ot 11 yanvarya 2000 g. № KAS 99-390.

[23] Opredelenie Sudebnoj kollegii Verxovnogo Suda RF ot 24 avgusta 2000 g.

[24] Opredelenie po zhalobe grazhdanina P.M. Terziyana na narushenie ego konstitucionny'x prav polozheniyami st. 159 i 199 Kodeksa RSFSR ob administrativny'x pravonarusheniyax.

[25] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF po delu o proverke konstitucionnosti abz. 2 ch. 7 st. 19 Zakona RSFSR ot 18 aprelya 1991 g. «O milicii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.M. Minakova ot 6 iyulya 1995 g.

[26] Postanovlenie po delu o proverke konstitucionnosti otdel'ny'x polozhenij st. 4 Zakona RF «O privatizacii zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.A. Mostipanova.

[27] Prava cheloveka: Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. E.A. Lukasheva.

[28] Rudinskij F.M. Grazhdanskie prava cheloveka: obshheteoreticheskie voprosy' // Pravo i zhizn'. 2000. № 31.

[29] SZ RF. 1996. № 51. St. 5681.

[30] Fakul'tativny'j protokol k Mezhdu-narodnomu paktu o grazhdanskix i politicheskix pravax // Sobranie mezhdunarodny'x dokumentov «Prava cheloveka i sudoproiz-vodstvo». OSCE, Poland.

[31] Federal'ny'j zakon ot 17 dekabrya 1998 g. № 188-FZ (s izm. i dop.) «O mirovy'x sud'yax v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1998. № 51. St. 6270.

[32] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 21 iyulya 1994 g. № 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» // SZ RF ot 25 iyulya 1994 g. № 13. St. 1447.

[33] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 31 dekabrya 1996 g. № 1-FKZ (s izm. i dop.) «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1997. № 1. St. 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.