Научная статья на тему 'Конституционные гарантии охраны здоровья человека в Российской Федерации'

Конституционные гарантии охраны здоровья человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1479
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА / HARM TO HEALTH OF THE PERSON / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / MEANS OF ENSURING OF SAFETY OF HEALTH OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы конституционных гарантий охраны здоровья человека в Российской Федерации. В результате автор делает вывод о том, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важнейшие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы несоответствия и противоречия в различных правовых актах в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF HUMAN HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article questions of the constitutional guarantees of health protection of the person in the Russian Federation are considered. As a result the author draws a conclusion that adoption of the Code of the Russian Federation about health protection of the person who would include all major standard legal statuses in the field of health protection of the person in the Russian Federation is necessary and would exclude discrepancies and contradictions in various legal acts in this sphere.

Текст научной работы на тему «Конституционные гарантии охраны здоровья человека в Российской Федерации»

ний, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 № 304, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.2009 № 13) // СПС КонсультантПлюс.

10. Прохоров Л. А., Максимов А. М. Криминализация контрабанды птиц и животных, в отношении которых действуют специальные международные и национальные ограничения в обращении // Российский следователь. 2012. № 4.

11. Природа просит помощи // Интервью О. Герасютиной с зав. кафедрой таможенного дела Владивостокского филиала РТА С. Ляпус-тиным // Таможня. 2012. № 1-2.

12. Липин Е. В. Кастомсыскология: актуаль-

ные вопросы совершенствования правового регулирования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в борьбе с контрабандой объектов «СИТЕС» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4.

13. Федеральный закон РФ от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

14. Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91 -ЗРХ «Об административных правонарушениях» (ред. от 24.02.2012) // СПС КонсультантПлюс.

15. Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-1У «Об административных правонарушениях» (ред. от 09.07.2012) // СПС КонсультантПлюс.

© 2014 г. Е. В. Безручко

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы конституционных гарантий охраны здоровья человека в Российской Федерации. В результате автор делает вывод о том, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важнейшие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы несоответствия и противоречия в различных правовых актах в этой сфере.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, вред здоровью человека, стратегия, национальная безопасность, общественная безопасность, средства обеспечения безопасности здоровья граждан.

Укрепление национальной безопасности Российской Федерации и усиление социально-экономической мощи государства невозможны без решения проблемы обеспечения здоровья его граждан. Эта проблема стала сегодня общенациональной, общегосударственной, стратегической. Именно роль здоровья в жизни отдельного человека, а также его значение для общества определяют необходимость использования всего требуемого арсенала правовых ресурсов. Конституционные гарантии обеспечения здравоохранения и охраны здоровья человека в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, что предопределяет дальнейший характер управленческих решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] отмечено, что прямое негативное воздействие на обеспе-

чение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью. Согласно п. 26 раздела III «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» Концепции общественной безопасности в Российской Федерации приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина [2]. Вопросы охраны здоровья человека являются приоритетными для любого государства. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье - это предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье все в большей степени становится интегрированным показателем общест-

венного прогресса. В государствах с рыночной экономикой охрана здоровья рассматривается с двух позиций: общественного здоровья, то есть здоровья населения всей страны и больших групп людей; здравоохранения - системы, обеспечивающей реализацию медицинских услуг, потребляемых отдельным человеком. В показателях общественного здоровья аккумулируются достижения общества в социально-экономическом, научном и культурном плане. При этом государства контролируют деятельность, связанную с общественным здоровьем, поскольку состояние здоровья населения зависит от социально-экономических условий, условий труда и быта, геофизических особенностей места проживания, образования, степени развития транспорта и сельского хозяйства. Состояние здоровья - это продукт образа жизни, влияния окружающей среды, и именно эти факторы определяют здоровье на 85-90 %, в то время как здравоохранение обеспечивает, по нашему мнению, 7-15 %.

На современном этапе безопасность человека и гражданина считается социально значимым явлением, социальным благом [3, с. 19], конституционно-правовой ценностью, а право личности на безопасность - «сквозным» правом-гарантией, способствующим реализации всех остальных прав человека и гражданина [4, с. 12], поскольку оно может опосредованно присутствовать в них, в том числе в конституционном праве на охрану здоровья [5, с. 124].

В нашей стране развитие конституционных норм, гарантирующих охрану здоровья человека-и вопросы организации здравоохранения, происходило неоднозначно. Так, Конституция РСФСР 1918 г. не содержала специальных норм, посвященных охране здоровья граждан и регулированию основ организации здравоохранения, приоритетной ее задачей являлось «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества» [6, с. 22]. Но в системе органов государственного управления был создан специальный народный комиссариат здравоохранения [6, с. 30]. Конституция СССР 1936 г. также не содержала специальных норм об охране здоровья и организации здравоохранения [7]. Впервые Конституция СССР 1977 г. обозначила рамки конституционного регулирования охраны здоровья. Так, в ст. 21 этой Конституции было указано, что Советское государство неукоснительно выполняло конституционную обязанность заботиться «.. .об улучшении условий и охране труда. во всех отраслях народного хозяйства»[8].

Статья 2 Конституции РФ 1993 г. закрепляет одно из важнейших положений, позволяющих утверждать, что Российская Федерация представляет собой правовое государство. В частности, в ней признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». При этом имеются в виду не только права и свободы, перечисленные в гл. 2 Конституции РФ, но и иные общепризнанные права и свободы. Об этом свидетельствует п. 1 ст. 55 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» [9, с. 3-6]. Представляется, что именно к числу таких прав и свобод человека, хотя и не перечисленных в Конституции РФ, но, несомненно, признаваемых ею, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства, относится право человека на здоровье.

В ст. 2 Конституции РФ среди высших ценностей на первом месте стоит человек. При этом ценность представляет человек не только как личность, обладающая правовым статусом, куда и входят права и свободы, но и человек как биологический вид, который может существовать лишь в процессе жизни. С учетом этого в ст. 20 Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право на жизнь». Право на жизнь является стержневым в том смысле, что многие конституционные права, как, например, право на охрану здоровья, получают смысл лишь в отношении живого и живущего человека, а потому имеют своей конечной целью способствование реализации права на жизнь. Как справедливо отмечается в правовой литературе, это право гарантируется самой Конституцией и другими отраслями законодательства [10, с. 175]. Правильное и адекватное в условиях настоящего времени государственно-правовое регулирование охраны здоровья человека требует переосмысления подходов к государственному строительству и функционированию юридической системы в этой комплексной области общественной жизни. Право на охрану здоровья и основы организации здравоохранения в целом закреплены в большинстве конституций демократических государств [11, с. 199-206]. Конституционный уровень закрепления данного права, его гарантий и механизмов реализации обусловлен их особой значимостью в жизни каждого члена государственно-организованного общества. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это относится и к

рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении него допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов [12, с. 159].

Охрана здоровья человека рассматривается в числе основ конституционного строя Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Понятно, что о здоровье можно вести речь лишь в отношении живого человека; вне жизни здоровье как личное благо не может иметь ценности, однако здоровье определяет качество жизни, поэтому жизнь и здоровье неразрывно связаны между собой. С учетом этой неразрывной связи между указанными благами было бы логичнее закрепить в Конституции РФ 1993 г. наряду с правом на жизнь также и право человека на здоровье, включающее в себя право на неприкосновенность здоровья, право на распоряжение своим здоровьем, право на недопущение причинения вреда здоровью и право на его компенсацию, если вред здоровью человека был все же причинен.

Системный анализ ст. 41 Конституции РФ, сопоставление ее с другими статьями приводят к выводу о том, что при разработке Конституции РФ ст. 41 была вполне осознанно и, по мнению разработчиков, логично размещена в системе конституционных положений, признающих и гарантирующих важнейшие социально-экономические права. Вместе с тем, на наш взгляд, вряд ли можно признать удачным помещение этой статьи перед положением о праве на жилище; положение, направленное на охрану важнейшего для человека блага - здоровья, оказалось далеко позади статей Конституции, признающих и гарантирующих свободу труда, право на отдых и на социальное обеспечение. Изложенное позволяет отметить, что и в п. 2 ст. 7 Конституции также указано, что в Российской Федерации охраняется «труд и здоровье» людей, а не наоборот: здоровье и труд. Можно спорить также с решением разработчиков Конституции РФ о том, что признаваемые государством политические права и свободы человека и гражданина оказались размещенными ближе к личным правам, чем важнейшие для жизни человека социально-экономические права, которые, как и личные права, являются правами человека независимо от того, от-

носится ли их обладатель к числу граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, в то время как многие из политических прав, закрепленные в Конституции, являются правами гражданина. Несомненно, качество Конституции РФ существенно выиграло бы, если бы гл. 1 и 2 разрабатывались с таким расчетом, чтобы на первом месте были перечислены наиболее ва-жные и ценные личные нематериальные и социа-льные блага и защищающие их личные и социально-экономические права [9, с. 3-6]. Однако как бы критически ни оценивалась Конституция в смысле логики или иных критериев размещения положений об основных правах и свободах человека и гражданина, следует констатировать, что право на охрану здоровья мыслилось разработчиками именно как одно из социально-экономических прав человека. Об этом свидетельствует, во-первых, то, что в п. 1 ст. 41 Конституции РФ это право сформулировано как право «на охрану здоровья и медицинскую помощь»; во-вторых, сам характер гарантий, обеспечивающих реализацию не права на здоровье как личного права, а именно права на охрану здоровья как социально-экономического права.

Право человека на здоровье в Конституции РФ, в отличие от права на жизнь, прямо не закреплено. Среди общего права на здоровье выделено и гарантировано лишь право человека на охрану здоровья. Отсутствие в Конституции РФ положения, закрепляющего право человека на здоровье, означает, что напрямую это право не признается и не защищается государством. Однако в целом ряде норм Конституции РФ содержатся положения, толкование которых дает нам возможность сделать опосредованный вывод о признании как права на здоровье в целом, так и отдельных его правомочий. Так, в п. 2 ст. 21 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию [9, с. 3-6].

В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное в ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ). Прежде всего, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обес-

печение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В качестве основных принципов охраны здоровья человека в Российской Федерации определяются следующие: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей [12, с. 168].

Таким образом, конституционное право на охрану здоровья - это комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя:

1) права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);

2) обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредоставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.

Здоровье - это многомерное явление и многоаспектное понятие, которое всегда было и остается предметом повышенного внимания и изучения со стороны представителей медико-биологических, философских и юридических наук. Оно выступает как категория и собственно биомедицинская (здоровье человека, психическое здоровье и др.), и биосоциальная (общественное здоровье, здоровье нации, страны), и правовая (право человека на здоровье, право на охрану здоровья и др.). По мнению Д. Г. Бартенева, именно подобная многоаспектность категории «здоровье» во многом объясняет существующую парадоксальность ситуации, «когда отсутствует общепринятое или устоявшееся определение его понятия, вследствие чего каждый из исследователей стремится конструировать свои собственные, более или менее оригинальные определения» [13].

Прежде всего, категория «здоровье» выступает как биомедицинское понятие, что находит отражение в его развернутом медицинском определении (приведенном в Большой медицинской энциклопедии): «Здоровье - это качество жизне-

деятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности трудовой, деятельности» [13].

Как утверждают Ю. Д. Сергеев и А. А. Мохов, состояние здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка, и тем самым - благополучие и благосостояние общества в целом [14]. Аналогичной точки зрения придерживается и Т. Ю. Холодова, которая отмечает, что «здоровье человека и гражданина на общегосударственном уровне интегрируется в здоровье нации, становится важнейшим фактором экономического развития и фактором национальной безопасности государства» [15]. Е. В. Шленева различает общественное и индивидуальное здоровье человека [16]. Индивидуальное здоровье чаще всего отождествляется с определенным состоянием или свойством человеческого организма (что в полной мере согласуется с биомедицинским подходом к понятию здоровья), а общественное здоровье отражает совокупное состояние индивидуумов.

В связи с изложенным выше становится понятно, почему исключительно биологический (медицинский) подход к определению здоровья постепенно эволюционировал в медико-социальный, согласно которому здоровье населения - это характеристика состояния здоровья членов социальной общности, измеряемая комплексом социально-демографических показателей: рождаемостью, смертностью, средней продолжительностью жизни, заболеваемостью, уровнем физического развития. А. Ф. Антоненко считает, что в определениях здоровья можно выделить несколько общих характеристик: во-первых, это нормальное функционирование организма в единой системе, то есть его нормальное физическое состояние; во-вторых, психологический комфорт. К социальным факторам, устанавливающим уровень здоровья, автор предлагает относить величину реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей и санитарное состояние страны [17]. Поэтому неслучайно, что стандартом в толковании здоровья считается его классическое определение, данное

в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которому «здоровье -это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Такое определение способствовало стремлению ВОЗ вынести представление о здоровье за рамки ограниченного биомедицинского подхода путем введения категории «благополучие». Кроме того, принятое ВОЗ и широко используемое определение понятия «здоровье» явилось теоретической основой для выработки практических стандартов и целей общественного здравоохранения, охраны здоровья индивида, а также для реализации права на охрану здоровья.

На современном этапе общественного развития права человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности, без которых человек не может существовать, а также как субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах [17]. К таким правам относятся права на здоровье и на охрану здоровья, содержание которых детально проработано целым рядом российских юристов. Так, Д. Г. Бартенев и Е. В. Шленева считают, что современное содержание конституционного права на здоровье, если исходить из высшей ценности человека и его прав и свобод (ст. 2 Конституции Российской Федерации), складывается из права на медицинскую помощь и на благоприятные условия жизнедеятельности, оказывающие прямое влияние на здоровье человека [13; 16]. Причем первый аспект права на здоровье связан с обеспечением каждому человеку права доступа к необходимой медицинской и лекарственной помощи, а также права на медицинскую профилактику и реабилитацию после болезни. Н. В. Ко-солапова дополняет этот перечень правом на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность; на протезно-ортопедическую помощь; правом на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях; правом матери и детей на охрану здоровья [18, с. 21]. Т. Ю. Холодова дополняет указанный список совокупностью таких конституционных социальных прав граждан, как право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия и охрану труда; право на отдых [15]. С. А. Дюжиков считает, что характеристика права на охрану здоровья заключается в том, чтобы обеспечить защиту человеческой жизни от всяких форм насилия, жестокого или

унижающего человеческое достоинство обращения, обеспечивать личную неприкосновенность и невмешательство в частную жизнь [19]. Таким образом, в узком смысле право на охрану здоровья заключается в праве на получение совокупности лечебно-профилактических мероприятий, оказываемых здоровым и больным людям с целью сохранения и восстановления их здоровья лицами, имеющими медицинское (высшее или среднее) образование [20, с. 9]. Однако состояние здоровья человека только на 8-10 % зависит от работы системы здравоохранения, приблизительно на 30 % - от наследственных факторов и на 30 % - от условий жизни и работы. Поэтому в содержание права на охрану здоровья также входит и право на благоприятные условия жизнедеятельности. Следовательно, в широком смысле конституционное право на охрану здоровья можно определить как «обеспеченную государством возможность осуществления собственных действий в отношении своего здоровья; требований к органам государственной власти об обеспечении надлежащих законодательных и организационных условий для реализации своих потребностей в сфере охраны здоровья, а также возможность использовать принудительные меры для защиты соответствующих интересов»[21, с. 36-37].

В условиях правового государства реализация государственной политики в области охраны здоровья человека возможна лишь посредством разработки и принятия концептуальных кодифицированных законодательных актов. В настоящее время государственно-правовая политика в области охраны здоровья населения определена в целом ряде законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, в Указах Президента, постановлениях и программах Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

С принятием Конституции 1993 г. субъекты Российской Федерации получили право формирования своей подсистемы правовой системы Российской Федерации. Единство системы государственной власти в Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция РФ и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Российской Федерации, а законы и другие нормативные акты субъектов РФ, принятые ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам.

Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных социальных прав человека, гарантии реализации и способы защиты

которого закреплены в российском законодательстве [22, с. 9-12]. Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных прав человека и гражданина, общепризнанным в документах ООН, в мировом цивилизованном сообществе и специально выделенным Конституцией РФ. Охрана здоровья человека выступает важным направлением деятельности государства, общественности и всех граждан. Это связано с тем, что трудовой и творческий потенциал людей, реформирование России в значительной степени зависят от состояния общественного здоровья, которое является не только основным условием прогресса общества, но и выступает интегрированным показателем общественного развития, уровня осмысления законодателями и отражения в Законе вопросов охраны здоровья человека. Современная сложная, во многом кризисная ситуация, сложившаяся в области охраны здоровья, а также коренные преобразования, происходящие в экономике и политике общества в целом, вызывают необходимость и целесообразность разработки новых и изменения существующих концептуальных подходов в правовом обеспечении и организации охраны здоровья. Необходимо более активно и оперативно вырабатывать новую стратегию, адекватную современным условиям, провести серьезную работу по совершенствованию российского законодательства в области охраны здоровья человека.

Полагаем, что в настоящее время перед государством стоит сложная задача разработки концепции охраны здоровья человека в Российской Федерации, которая бы отвечала требованиям и задачам развития общества. Исследования и развитие правовых основ охраны здоровья, механизма правового регулирования охраны здоровья человека являются в современных условиях актуальной и важной задачей современной российской юридической науки. При этом обращение к историческому и современному мировому опыту по охране здоровья человека является необходимым условием и важным аспектом в выработке стратегии охраны здоровья человека в России. Охрана здоровья человека регулируется нормами различных отраслей права (конституционным, гражданским, административным, муниципальным, уголовным) и может рассматриваться как объект межотраслевого правового регулирования. Об этом свидетельствует как российский, так и зарубежный опыт, в том числе стран, составивших Содружество Независимых Государств.

Мы полагаем, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важней-

шие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы несоответствия и противоречия в различных правовых актах в данной сфере.

Сложились разные подходы к правовому регулированию отношений в сфере охраны здоровья человека: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный подход - социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию кодекса. Действующие кодексы (например, Жилищный, Семейный, Лесной, Земельный, Трудовой и др.) содержат нормы различных отраслей права. Кодекс Российской Федерации об охране здоровья человека должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала и так далее. Структура Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека могла бы иметь Общую и Особенную части. Первая глава Кодекса должна быть посвящена общим положениям. Это определение основных понятий, определение регулируемых Кодексом отношений, коллизионные нормы и характеристика системы законодательства в сфере охраны здоровья человека. Должна быть представлена классификация общественных отношений в сфере охраны здоровья человека в целях определения правового режима регулирования отдельных их разновидностей.

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. URL:http://www. kremlin.ru

3. Колоткина О. А. Право личности на безопасность: понятие и механизмы обеспечения в РФ: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

4. Ардашев А. И. Конституционные основы обеспечения безопасности личности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

5. Бушуева В. П. Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации на современном этапе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

6. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937): сб. документов / под общ. ред. А. Я. Вышинского. М., 1940.

7. Конституция (Основной закон) СССР. М., 1967.

8. Конституция СССР. М., 1977.

9. Рабец А. М. Конституционные предпосыл-

ки права человека на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью, и его место в системе основных прав и свобод человека в Российской Федерации // Гражданское право. 2009. № 3.

10. Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь / рук. авт. кол. С. М. Шахрай. М., 1995.

11. Орлов А. В. Модели конституционного закрепления права на охрану здоровья в Российской Федерации и государствах Европы: сравнительно-правовой анализ // Трибуна молодых ученых: сб. науч. трудов. Вып. 8: Правовые споры: способы и порядок разрешения / под ред. Ю. Н. Ста-рилова. Воронеж, 2005.

12. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лу-кашева. М., 1999.

13. Бартенев Д. Г. Право на охрану здоровья в международном праве: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.

14. Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Ненадлежащее врачевание: возмещение вреда здоровью и жизни пациента. М., 2007.

15. Холодова Т. Ю. Конституционно-правовое обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

16. Шленева Е. В. Конституционное право на

охрану здоровья в Российской Федерации: дис____

канд. юрид. наук. М., 2004.

17. Антоненко А. Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006.

18. Косолапова Н. В. Конституционное обеспечение права граждан на медицинскую помощь: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

19. Дюжиков С. А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001.

20. Еникеев О. А. Конституционное право на медицинскую помощь: теория и практика: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

21. Домникова Л. В. Гражданско-правовые способы реализации права на охрану здоровья в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

22. Загороднюк Е. Ю. О необходимости совершенствования внесудебного порядка обжалования действий (решений), нарушающих право граждан Российской Федерации на охрану здоровья // Медицинское право. 2012. № 6.

© 2014 г. А. В. Косолапов

О СУБЪЕКТНОМ СОСТАВЕ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ

В статье анализируется субъектный состав процедуры рассмотрения жалоб по российскому законодательству. Выделяются основные права и обязанности субъектов производства по жалобам.

Ключевые слова: жалоба, суд, процедура, право, решение.

Рассмотрение жалобы есть весьма специфическая юридическая деятельность. В качестве основных признаков, характеризующих рассмотрение жалобы как особую разновидность юридической деятельности, можно выделить следующие:

1. Рассмотрение жалобы - это частный случай правоприменения, то есть реализации правовых норм компетентным субъектом, как правило, наделенным теми или иными властными полномочиями.

2. Основным содержанием рассмотрения жалобы является проверка и правовая оценка обстоятельств, которые изложены в информативной части жалобы.

3. Целью рассмотрения жалобы является принятие итогового решения, выражающегося в удовлетворении или отклонении притязания, с которым обращается автор жалобы.

На основе вышеизложенного можно дать следующее определение указанной деятельности: рассмотрение жалобы - это правоприменительная деятельность компетентных субъектов, проявляющаяся в проверке и оценке фактов, изложенных в жалобе, и направленная на принятие решения об удовлетворении или отклонении требований заявителя.

К субъектному составу процессуальных правоотношений, возникающих в связи с рассмотрением жалобы, относятся:

1. Лицо, приносящее жалобу. Единого наименования для этого участника производства в российском законодательстве не устанавливается. Выражение «жалобщик» как наиболее точно отражающее смысл определения «человек, обращающийся с жалобой» не используется. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.